В этой книге рассказывается об условиях прохождения альтернативной гражданской службы. Особое внимание уделяется правам и обязанностям альтернативнослужащих, льготам и социальным гарантиям, которыми могут воспользоваться граждане. Автор анализирует нормы законодательства, приводит примеры из судебной практики, разбирает случаи привлечения к ответственности как альтернативнослужащих, так организаций-работодателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Альтернативная гражданская служба: условия и особенности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Условия альтернативной гражданской службы
§1. Срок службы
Срок АГС и периоды, которые в него не входят
Срок АГС составляет 21 месяц и превышает срок военной службы по призыву в 1,75 раза. Когда гражданина распределяют в организацию, подведомственную Министерству обороны, этот срок сокращается до 18 месяцев.
Началом АГС является день убытия гражданина к месту прохождения службы, указанный в предписании военкомата (пункт 3 статьи 5 ФЗ №113).
Рассмотрим отдельные периоды, которые засчитываются в срок АГС.
В данный срок включаются:
— Время следования к месту прохождения службы.
— Время следования в основной оплачиваемый отпуск и обратно.
— Время нахождения в пути при переводе на новое место службы, направлении в командировку.
— Период неисполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (при наличии подтверждающих документов).
В срок АГС не засчитываются:
1. Срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста.
Часть 1 статьи 54 Уголовного кодекса РФ (сокращенно — УК РФ) определяет арест как содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Срок наказания составляет от 1 до 6 месяцев. Если арест заменяет собой обязательные или исправительные работы, он может быть назначен на срок менее одного месяца.
Назначение ареста как административного наказания предусмотрено статьей 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно — КоАП РФ). По общему правилу его продолжительность не может превышать 15 суток. В то же время в кодексе упоминаются и случаи увеличения срока ареста до 30 суток (часть 1 статьи 3.9 КоАП РФ).
2. Время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работникам, совмещающим работу с получением образования.
Порядок и сроки предоставления этих отпусков определены главой 26 Трудового кодекса РФ (сокращенно — ТК РФ).
3. Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования отпуска и обратно.
Данный отпуск может быть предоставлен на срок до трех лет, как женщине, так и мужчине, отцу ребенка (статья 256 ТК РФ). До законодательных изменений 2016—2017 гг.17 отпуск по уходу за ребенком фактически освобождал альтернативнослужащих от дальнейшего исполнения служебных обязанностей. Период отпуска полностью перекрывал срок АГС18.
Граждане, проходящие военную службу по призыву, такого права никогда не имели. В случае рождения ребенка они могут рассчитывать на отпуск не более чем на 10 суток19, если будет документально подтверждено, что присутствие военнослужащего в семье необходимо, и будет получено согласие командира20.
4. Время прогула, т.е. отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня (смены).
5. Период отстранения от работы (недопущения к работе) из-за появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Для фиксации этого обстоятельства оформляется акт. Подтвердить состояние опьянения могут и другие документы: объяснения работника, медицинское заключение и т. д. При наличии достаточных оснований работодатель отстраняет подчиненного от работы.
Почему срок альтернативной гражданской службы больше, чем у военной службы по призыву?
Одним из вопросов, вызывающих немало споров, является уравнивание срока АГС и военной службы по призыву. Речь идет о сокращении нынешней продолжительности службы без оружия с 21 до 12 месяцев.
Профессор В. И. Миронов считает, что «существенное увеличение срока альтернативной гражданской службы позволяет констатировать применение наказания к лицам, отказавшимся от прохождения военной службы по религиозным и иным убеждениям. В связи с изложенным, государство вправе установить равное количество часов для лиц, исполняющих обязанности по несению военной службы и альтернативной гражданской службы. В этом случае граждане, исполняющие обязанности перед государством, будут находиться в равном положении»21.
По мнению П. В. Ильменейкина, нынешние сроки АГС никак не ущемляют права альтернативнослужащих. «Солдат-срочник проходит военную службу все 24 часа в сутки, в том числе в выходные и праздничные дни, и ему запрещено покидать воинскую часть без увольнительной записки даже во время, отведенное распорядком дня для личных потребностей и для отдыха в праздничные и выходные дни. Тогда как по нормам Трудового кодекса Российской Федерации гражданин, проходящий АГС, может быть привлечен к работам АГС только в рабочие дни не более 8 часов (т. е. не более 40 часов в неделю), вообще не привлекается к работам в выходные и праздничные дни <…> По окончании этих 8 рабочих часов гражданин, проходящий АГС, уже свободен и отдыхает по своему усмотрению: может в любое нерабочее время (в том числе в выходные и праздничные дни) пойти на дискотеку, в кафе, посмотреть по телевизору футбол, и даже, при определенных условиях, часто навещать родительский дом и т. п. А солдат-срочник в это же самое нерабочее время привлекается к несению боевой службы, к боевой учебе, к авральным и срочным работам, к несению гарнизонной службы, к службе в суточном наряде и т. п., не говоря уж о том, что фактически вообще лишен возможности использовать это время по личному усмотрению, даже если в это время он отдыхает22».
Альтернативнослужащие имеют право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск в соответствии с Трудовым кодексом. Для военнослужащих по призыву такие отпуска не предусмотрены.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в докладе от 1 мая 2017 г., посвященном альтернативной службе, указало, что ее большая продолжительность по сравнению с военной должна быть основана на разумных и объективных критериях, «на учете характера конкретной службы или необходимости специальной подготовки для прохождения такой службы23».
В отдельном издании, опубликованном ООН, отмечается, что на альтернативной службе обычно устанавливаются часы работы, а на военной возложенные обязанности и состояние подчиненности носят постоянный характер24.
Такое же сравнение, видимо, проводилось и при определении на законодательном уровне срока прохождения АГС в России. Какие-либо основания для того, чтобы ожидать изменения существующего подхода, в настоящий момент не просматриваются.
Увольнение с АГС
Датой окончания АГС является день истечения ее срока. В этот день трудовой договор между гражданином и работодателем должен быть прекращен (пункт 4 статьи 5 ФЗ №113). В ряде случаев возможно досрочное увольнение со службы. Они перечислены в пунктах 2 — 4 статьи 23 ФЗ №113:
— Признание гражданина военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе.
Требования к состоянию здоровья альтернативнослужащих и военнослужащих по призыву аналогичны (пункт 83 Положения о военно-врачебной экспертизе25). Вынесения отдельного заключения о годности к АГС законодательством не предусмотрено.
Если в результате обследования в медицинских организациях у гражданина выявили ухудшение состояния здоровья, по его заявлению проводится освидетельствование (пункт 80 Положения о военно-врачебной экспертизе). Заявление подается в военкомат, а освидетельствование проводит военно-врачебная комиссия, которая определяет категорию годности к военной службе. Если комиссия признает гражданина ограниченно годным или негодным к службе в армии, он подлежит досрочному увольнению и с АГС.
— Наличие семейных обстоятельств, дающих право на освобождение от призыва на военную службу или получение отсрочки, либо увольнение со службы. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (сокращенно — ФЗ №53) это право имеют граждане, которые:
1) являются сыновьями или родными братьями:
— граждан, проходивших военную службу по призыву или военные сборы и погибших (умерших) в связи с исполнением служебных обязанностей (подпункт «б» пункта 2 статьи 23 ФЗ №53);
— граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (подпункт «б» пункта 2 статьи 23 ФЗ №53);
2) заняты постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если они не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются в постороннем уходе (помощи, надзоре), а также при условии отсутствия других лиц, обязанных в соответствии с законом содержать указанных граждан (подпункт «б» пункта 1 статьи 24 ФЗ №53);
3) являются опекунами или попечителями несовершеннолетних родных братьев, сестер при отсутствии других лиц, обязанных их содержать (подпункт «б.1» пункта 1 статьи 24 ФЗ №53);
4) имеют ребенка и воспитывают его без матери (подпункт «в» пункта 1 статьи 24 ФЗ №53);
5) имеют двух и более детей (подпункт «г» пункта 1 статьи 24 ФЗ №53);
6) имеют ребенка-инвалида в возрасте до трех лет (подпункт «д» пункта 1 статьи 24 ФЗ №53).
— Наделение гражданина полномочиями члена Совета Федерации, высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), а также избрание его депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществление им указанных полномочий на постоянной основе.
— Вступление в законную силу приговора по уголовному делу, которым гражданин осужден к лишению свободы.
— Наступление смерти (гибель) гражданина, признание его безвестно отсутствующим или объявление умершим.
§2. Место службы
Где проходят АГС?
Молодые люди направляются на АГС в три вида организаций: подведомственные федеральным органам исполнительной власти, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Федерации и в организации Вооруженных Сил26. В последнем случае альтернативнослужащие назначаются на должности гражданского персонала27.
Закон допускает прохождение АГС и в организациях, находящихся в ведении органов местного самоуправления, но в настоящее время эта процедура не урегулирована.
Большинство альтернативнослужащих направляется в медицинские и социальные учреждения: в больницы, поликлиники, диспансеры, интернаты, дома престарелых и инвалидов. Там они трудятся санитарами, грузчиками, уборщиками и по другим рабочим специальностям. АГС позволяет сократить дефицит кадров, от которых зависит качество оказания помощи гражданам.
Как отметил Андрей Савченко, заместитель главного врача по медицинской части Воронежской областной детской клинической больницы №1, альтернативнослужащие «выполняют ту работу, на которую не каждый человек согласится из-за ее низкой оплаты. Тем не менее, ребята чутко работают с тяжелобольными людьми и маленькими детьми, к тому же выполняют тяжелую работу, которая не под силу нашим женщинам-санитаркам28».
По словам Тамары Демчук, заведующей социально-медицинской службой Верхнекурьинского геронтологического центра Пермского края, молодые люди востребованы в учреждении. «Мы довольны службой агээсников. Центру нужна мужская сила. Кроме того, нам нравится их серьёзное отношение к работе. Все служащие проявляют серьёзность, ответственность, уважение к персоналу и клиентам центра29».
Потребности работодателя и учет специальности гражданина
В судебной практике встречаются случаи обжалования назначения к месту службы.
В ноябре 2017 г. Волгодонским районным судом Ростовской области рассматривалось административное дело по иску альтернативнослужащего С. к военкомату30. Молодого человека распределили в Челябинскую областную клиническую больницу, но он считал это решение неправомерным: имея диплом строителя, он должен был исполнять обязанности санитара. По его мнению, было нарушено требование пункта 5 статьи 4 ФЗ №113: «при определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах».
Представитель военкомата в свою очередь указал, что альтернативнослужащий был направлен в медучреждение, «поскольку данная организация нуждается в трудовых ресурсах, тогда как трудовые ресурсы по специальности „строительство и эксплуатация зданий и сооружений“ в настоящее время не востребованы».
Суд принял доводы военкомата, сославшись также на то, что гражданин документально не подтвердил наличие у него образования строителя. В удовлетворении административного иска С. было отказано.
Суд придерживался позиции, сложившейся в правоприменительной практике с момента вступления в силу ФЗ №113: учет потребностей организации важнее специальности альтернативнослужащего. Неподтверждение истцом образования имело второстепенное значение, и даже при предоставлении диплома на обозрение суду решение едва ли было бы иным.
Аналогичное решение ранее вынес Тверской районный суд г. Москвы, отказав альтернативнослужащему П. в отмене приказа Роструда о его назначении санитаром в Волгоградский дом-интернат для престарелых и инвалидов, которое гражданин считал несоответствующим своей специальности и квалификации. Мосгорсуд оставил данное решение без изменения31.
Газета «Аргументы и факты» и интернет-журнал «Звезда», рассказывая об АГС, приводили примеры молодых людей с образованием юриста32 и плотника33, трудившихся санитарами в больницах Смоленской и Кировской областей. В то же время обе эти профессии имелись в нормативных перечнях для трудоустройства альтернативнослужащих.
Как организации попадают в списки на прием альтернативнослужащих?
Приоритет потребностей организаций предусмотрен и законодательством. Вакантные должности включаются в ежегодно утверждаемые перечни на основании заявок работодателей. Перечислим основные этапы этой процедуры34:
1. Организации представляют в вышестоящий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Федерации предложения по направлению альтернативнослужащих на незаполненные рабочие места.
2. Органы исполнительной власти ежегодно до 1 января подают заявки в Министерство труда и социальной защиты. В заявке должны быть указаны:
а) сведения о видах работ, профессий, должностей, на которые могут быть распределены граждане;
б) перечни организаций, где предполагается прохождение АГС;
в) сведения о количестве альтернативнослужащих, которые могут быть приняты в организации, с указанием специальности, квалификации или должности, а также характеристика условий труда, режима труда и отдыха в этих организациях;
г) сведения об условиях размещения и бытового обслуживания граждан по месту прохождения АГС.
3. На основании поступивших заявок Минтруд разрабатывает перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты альтернативнослужащие, и организаций, где предусматривается прохождение АГС. До 1 марта каждого года перечни утверждаются приказами Минтруда, подлежащими официальному опубликованию.
4. Утвержденные перечни направляются в Минобороны и органы исполнительной власти, от которых ранее поступили заявки.
В 2020 г. в список на прием альтернативнослужащих попали 622 организации35. Из них более половины медицинского профиля. Среди остальных по количеству заявок лидирует Почта России. Альтернативнослужащие требуются ее подразделениям в большинстве регионов страны.
На основании сведений из военкоматов о численности призывников, выбравших АГС, для каждого органа исполнительной власти устанавливаются плановые задания по приему альтернативнослужащих. Планы направления граждан к месту службы утверждаются перед призывными кампаниями приказами Роструда.
Возможность распределения молодого человека в соответствии с дипломом зависит от количества и содержания заявок. Чем меньше их для его профессии, тем меньше у него шансов трудоустройства с учетом образования. Наиболее востребованные профессии на АГС: санитар, рабочий, уборщик36, грузчик, дворник, почтальон.
Некоторые отправляют в Роструд копии дипломов или справок об обучении с просьбой учесть это при подборе организации. Кто-то указывает в заявлении конкретную организацию и просит ее руководство ходатайствовать о трудоустройстве.
Представители коренных малочисленных народов назначаются в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов (пункт 3 статьи 4 ФЗ №113). Если ранее молодые люди работали в таких организациях, по решению Роструда они могут продолжить трудиться там же37. Данная норма закреплена в п. 37 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. №256 (сокращенно — Положение о порядке прохождения АГС).
Социальная направленность альтернативной гражданской службы
В учреждениях здравоохранения потребность в альтернативнослужащих особенно высока. Большое количество вакансий связано как с размером зарплаты, так и с условиями труда младшего медперсонала. Именно на эти должности и направляется большинство альтернативнослужащих. От укомплектованности штатов больниц и поликлиник во многом зависит качество медицинской помощи.
Готовность помочь в решении данной проблемы изначально являлась одним из главных доводов граждан, добивавшихся признания права на службу без оружия. В конце 90-х годов, когда закона об АГС еще не было, молодые люди пацифистских убеждений шли на добровольных началах работать в больницы и дома престарелых, чтобы доказать ее важность для общества.
В рамках Пермского эксперимента по апробированию АГС (проводился в 1999 г.) его участники трудились в территориальных центрах социальной помощи населению, в приютах для беспризорных детей, в хосписах и других организациях, где выполняли самую тяжелую работу38. Эти усилия продемонстрировали обществу значимость альтернативной гражданской службы и ускорили принятие соответствующего закона.
Требование проходить АГС не по месту жительства
Еще один важный принцип определения места прохождения службы без оружия — принцип экстерриториальности. Он закреплен в пункте 2 статьи 4 ФЗ №113: «граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают».
Ряд правозащитников, в частности, Лев Левинсон, предлагают пересмотреть эту норму: «было бы разумно, во-первых, дать возможность проходить АГС в муниципальных организациях, во-вторых, прописать в законе вместо преимущественной экстерриториальности возможность направления как по месту жительства, так и за его пределами. При этом последнее должно допускаться только при невозможности трудоустройства в пределах транспортной досягаемости39».
В качестве контраргументов приводятся опасения, что в случае отмены экстерриториального распределения альтернативнослужащих не удастся обеспечить всю территорию России соразмерным количеством работников40.
Из принципа экстерриториальности есть исключение: при невозможности направления альтернативнослужащего в другой регион он может быть направлен в организацию на территории региона проживания.
К исключительным обстоятельствам относятся состояние здоровья (если по медицинским основаниям переезд в определенную местность признан нежелательным), семейное положение и отсутствие у организации общежития.
Отступление от принципа экстерриториальности может вступить в противоречие с учетом специальности альтернативнослужащего в тех случаях, когда она могла быть принята во внимание.
В августе 2017 г. гражданин Р. из г. Кирова обратился в суд с требованием изменить место службы. Ранее Роструд учел семейное положение молодого человека и направил его на АГС по месту жительства в Кировский перинатальный центр. Это исключило распределение по специальности. Р. являлся техником-программистом, а медучреждение нуждалось в уборщиках территории. Альтернативнослужащий возражал против такого назначения, ссылаясь на действовавший в тот момент перечень, где имелась его специальность. Коллизию между службой по профессии с перспективой направления в другой регион и трудоустройством рядом с домом из-за семейных обстоятельств суд разрешил в пользу последних. В удовлетворении апелляционной жалобы истца было отказано41.
Помимо перечисленных причин служить поближе к дому, некоторые альтернативнослужащие просят учитывать еще одну — посещение религиозных встреч.
Так, в марте 2015 г. житель Карелии П. был распределен на АГС в Партальский дом-интернат для престарелых и инвалидов, находящийся в муниципальном районе, где проживал гражданин. П. обратился в суд, сославшись на то, что регулярное транспортное сообщение между местом службы и расположенным в 34 километрах районным центром г. Сортавала отсутствует. Это препятствовало общению с единоверцами. Кроме того, молодому человеку нельзя было покидать населенный пункт без согласования с работодателем42. По мнению гражданина, его право на свободу вероисповедания было нарушено.
Сегежский городской суд отклонил доводы П., указав, что альтернативнослужащий не лишен возможности соблюдать религиозные заповеди и общаться с единоверцами, используя современные средства коммуникации. Данную позицию поддержал и Верховный Суд Карелии43.
Несогласие с местом службы упоминается также как мотив совершения преступления — гражданами, привлеченными к уголовной ответственности за уклонение от АГС. Но обращение с иском в суд и уклонение от своих обязанностей — принципиально разные вещи. В первом случае гражданин продолжает выполнять служебный долг, если решение суда было и не в его пользу. Во втором — он оставляет службу, зачастую не пытаясь что-то изменить законным путем. В этой ситуации место прохождения АГС и занимаемая должность не имеют особого значения.
Например, гражданин В., распределенный санитаром приемного отделения в одну из районных больниц Кировской области, заявил работодателю, что не может исполнять возложенные на него обязанности, т.к. «данная работа унижает его достоинство, как мужчины». Он прогуливал службу, называя разные причины: уезжал помогать бабушке, не наладились отношения с коллективом. Через четыре месяца его перевели на другую должность — подсобного рабочего кухни.
Поведение В. не изменилось. Дисциплинарные взыскания оказались безрезультатными. Вскоре В. совсем перестал выходить на службу.
На суде он признал свою вину и заявил о раскаянии. За уклонение от прохождения АГС ему было назначено наказание по части 1 статьи 328 Уголовного кодекса в виде штрафа в размере 20 000 рублей44.
Причины, по которым у граждан отсутствует право выбора места службы
Судебные процессы по делам об оспаривании распределения к месту службы наводят на вопрос: почему не предоставить молодым людям возможность самим выбирать, где и кем служить? Существуют четыре причины, по которым сохраняется нынешнее положение:
— Тенденция к уравниванию трудностей альтернативной гражданской службы с тяготами и лишениями военной службы. В ее рамки укладываются отсутствие права выбора места службы, которого нет у военнослужащего по призыву, приоритет распределения на АГС вдали от дома, запрет покидать населенный пункт без согласования с работодателем, а также увеличение общего срока прохождения АГС по сравнению с военной службой по призыву45.
Эту тенденцию законодательства поддерживает ряд ученых. По мнению кандидата юридических наук Е. В. Ионовой, «условия прохождения АГС должны быть максимально равнозначны условиям прохождения военной службы по призыву, поскольку и в том и в ином случае гражданин исполняет долг по защите Отечества». В подтверждение своей позиции Ионова ссылается на учебное пособие С. Е. Яхновца «Верность воинскому долгу».
«С призывом на военную службу молодой человек сталкивается со следующими факторами: другой ритм жизни, уставной порядок и дисциплина, физические и психические нагрузки, бытовые неудобства, особенности географического положения, непривычные климатические условия, необходимость приобретения новых знаний и навыков, освоение нового круга обязанностей, изменение характера и режима питания, изменение ролевых функций и т.д.46». Ионова считает, что «многие из вышеперечисленных факторов не относятся к реалиям прохождения АГС», поэтому «политика государства направлена на создание баланса между условиями прохождения военной службы по призыву и АГС47».
2. Опасения, что предоставление гражданам возможности выбирать должность и место службы сорвет планы призыва. Указанная причина связана с предыдущей. Существует мнение, что при дисбалансе условий двух видов службы количество желающих пройти АГС резко возрастет: на нее будут стремиться не только по убеждениям, но и в поисках более легких условий, чем в армии, где солдат-срочник не выбирает ни рода войск, ни воинские части.
Проверить наличие у человека тех или иных убеждений, если он не совершает поступков, прямо им противоречащих, крайне сложно. Призывная комиссия не управомочена истребовать у гражданина доказательства, что он пацифист48. Для замены вида службы достаточно, чтобы его доводы не опровергались фактами из его биографии, актуальными на момент рассмотрения заявления (например, публичные выступления за разрешение международных конфликтов военным путем)49.
— Сложности равномерного распределения альтернативнослужащих. С набором претендентов на рабочие специальности могут возникнуть существенные проблемы, в то время как на другие должности выстроится очередь.
— Утрата социального значения АГС. Численность альтернативнослужащих в учреждениях здравоохранения резко сократится. Многим гражданам, непривычным к медицинскому уходу за посторонними людьми, психологически будет достаточно тяжело добровольно отказаться от выбора профессии, на которую они обучались (либо близкой к ней), и пойти санитарами в больницы или дома престарелых. Сейчас это признается важным условием АГС, отражающим ее суть — помощь больным, нуждающимся и социально незащищенным. Но изменение правил распределения изменит и репутацию службы. В значительной степени она будет восприниматься как обычная работа по специальности, только без возможности увольнения до истечения 21 месяца. Труд санитара станет выбором немногих — в основном недавних волонтеров благотворительных организаций.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Альтернативная гражданская служба: условия и особенности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
17
См. статью 2 Федерального закона от 28 декабря 2016 г. №495-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункт 1 постановления Правительства РФ от 4 июля 2017 г. №789 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы».
18
Соколов Я. О. Обзор изменений законодательства об альтернативной гражданской службе в 2016 — 2017 годах // Электронное научное издание «Военное право». — 2017. №5. — С. 56. URL: http://www.voennoepravo.ru/magazinepravo
19
См. пункт 10 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и подпункт «в» пункта 11 статьи 31 Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. №1237 «Вопросы прохождения военной службы».
20
За исключением случая, предусмотренного подпунктом «г» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда рождение второго ребенка дает военнослужащему по призыву право на досрочное увольнение. Альтернативнослужащий также может воспользоваться этим правом.
21
Миронов В. И. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (постатейный) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — 2009. URL: http://base.consultant.ru
22
Ильменейкин П. В. Альтернативная гражданская служба // Право в Вооруженных Силах. — 2012. №6. — С. 59 — 65.
23
Аналитический доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека «Отказ от военной службы по соображениям совести». 1 мая 2017 г. — С. 8—9. URL: http://www.undocs.org/ru/A/HRC/35/4
24
Отказ от военной службы по убеждениям. — Женева, Нью-Йорк: Издание ООН, 2012 — Стр. 73. URL: https://www.ohchr.org/Documents/Publications/ConscientiousObjection_ru.pdf
26
К данной категории согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ №113 относятся также организации в составе других войск, воинских формирований и органов.
27
Вероятность этого невелика, т.к. последние годы в перечнях мест прохождения АГС организации Министерства обороны были представлены либо в числе одной-двух, либо совсем отсутствовали.
28
Токарева В. Альтернативщики // Воронежский интернет-журнал Downtown — 16.05.2012. URL:http://downtown.ru/voronezh/tastes/1897
29
Данилович М. Нет убеждений — иди в армию. Почему пермских призывников не пускают на альтернативную службу // Пермский интернет-журнал «Звезда» — 07.12.2016.URL: http://zvzda.ru/articles/d8ced2a16943
30
В качестве третьего лица к участию в деле был привлечен Роструд, утвердивший своим приказом план направления граждан на АГС.
31
Соколов Я. О. Место прохождения альтернативной гражданской службы: критерии распределения граждан // Право в Вооруженных Силах. — 2018. №11. — С. 92—93.
32
Данилович М. Нет убеждений — иди в армию. Почему пермских призывников не пускают на альтернативную службу // Пермский интернет-журнал «Звезда» — 07.12.2016.URL: http://zvzda.ru/articles/d8ced2a16943
33
Томашова О. Альтернатива равнодушию. Волонтер о гражданской службе и своем призвании // Аргументы и Факты — 17.03.2015. URL: http://www.smol.aif.ru/society/people/1468514
34
См. пункт 4 статьи 6 ФЗ №113 и постановление Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. №750 «Об организации альтернативной гражданской службы».
35
Приказ Минтруда России от 27 февраля 2020 г. №84н «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы» (зарегистрирован в Минюсте России 15 июня 2020 г. №58644).
37
Соколов Я. О. Место прохождения альтернативной гражданской службы: критерии распределения граждан // Право в Вооруженных Силах. — 2018. №11. — С. 92 — 99.
38
Пономарев С. В. Становление альтернативной гражданской службы в России // Вестник общественного мнения. — 2004. №2. — С. 43 — 53.
39
Левинсон Л. С. Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор / За демократическую альтернативную гражданскую службу. — М., 2006. URL: http://www.biblioteka.freepress.ru/e_books/alternativa.htm
40
Ионова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (постатейный) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — 2014. URL: http://base.consultant.ru
41
Соколов Я. О. Место прохождения альтернативной гражданской службы: критерии распределения граждан // Право в Вооруженных Силах. — 2018. №11. — С. 95—96.
42
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 ФЗ №113 гражданин не вправе покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где он проходит службу, без согласования с представителем работодателя.
43
Соколов Я. О. Место прохождения альтернативной гражданской службы: критерии распределения граждан // Право в Вооруженных Силах. — 2018. №11. — С. 96.
45
Это расхождение часто объясняется тем, что по общему правилу альтернативнослужащий, в отличие от военнослужащего по призыву, не может привлекаться к исполнению служебных обязанностей за пределами 8-часового рабочего дня или рабочей смены.
46
Яхновец С. Е. Верность воинскому долгу: Учебное пособие по «Основам военной службы» / под общ. ред. В. В. Смирнова. — М.: Библиотечка журнала «Военные знания», 2001. Вып. 4. — С. 25.
47
Ионова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (постатейный) / Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — 2014. URL: http://base.consultant.ru
48
Такой вывод следует из статьи 11 ФЗ №113 и Определения Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. №447-О. Конституционный Суд, разъясняя содержание статьи 11, указал, что гражданин, выразивший желание пройти АГС, должен довести до сведения призывной комиссии доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы. Обязанности собирать и представлять доказательства этих доводов (например, подтверждение членства в религиозной организации или участия в антивоенных публичных мероприятиях) на гражданина не возлагается.