Изучение эпохи политических репрессий через архивно-следственные дела репрессированных эпохи «Большого террора» 1937–1938 гг. Методическое пособие

Ю. В. Зевако

В данном пособии представлена попытка составить алгоритм работы с таким историческим источником, как архивно-следственное дело эпохи «Большого террора» 1937—1938 гг. в рамках школьного образовательного процесса. Данное пособие будет полезным для педагогических работников при подготовке тематических уроков и внеурочных мероприятий, а также в работе с учениками над соответствующими исследовательскими проектами.

Оглавление

Корректор Александр Меньшиков

Дизайнер обложки Ольга Королева

© Ю. В. Зевако, 2020

© Ольга Королева, дизайн обложки, 2020

ISBN 978-5-0051-5232-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Эпоха политических репрессий является сложным противоречивым сюжетом отечественной истории. Данный тезис справедлив в отношении самоидентификации государства, исторической науки, образовательного пространства, а также памяти людей.

Поиск и создание конструктивных смыслов вокруг данной темы, способствующих консенсусу и внутри общества, и между обществом и государством, является актуальной задачей.

Так, героизация личности И. В. Сталина1 говорит о противоречивом, как правило, диаметрально противоположном представлении россиян о той эпохе, в котором противопоставлены «сталинисты» и «антисталинисты». В логике такого «диалога» одни склонны оправдывать политические репрессии и преуменьшать их масштабы, другие — наоборот2.

Подобные «конфликтогенные» сюжеты в условиях поиска опорных конструкций для формирования российской идентичности должны оказываться в фокусе внимания государства и гражданского общества.

Разработка эффективных механизмов и практик формирования памяти об этой эпохе поможет формированию взвешенного образа о ней, сможет способствовать согласию внутри российского общества3.

Об актуальности темы свидетельствуют результаты социологических исследований, фиксирующие разлад общественного мнения о событиях эпохи репрессий4, наличие спекуляций вокруг количества жертв5, принятие Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий6.

В силу того, что тема политических репрессий является «травматичной» для государства и общества7, она политически ангажирована и эмоционально пристрастна.

Перефразировав слова Т. Джадта о неоднозначных сюжетах из истории Франции8, можно отметить, что россияне не могут ничего рассказать об «эпохе политических репрессий» так, чтобы общий смысл этого рассказа был понятен и разделялся бы большинством сограждан.

Необходимо отметить еще одну проблему, с которой сталкивается общество и государство в отношении «эпохи политических репрессий».

В частности, известная фраза преподавателей о нерадивых учащихся «чтобы помнить, надо знать» вполне применима и к формированию памяти об эпохе политических репрессий, соответствующей «политике памяти». Однако применительно к формированию памяти об этой эпохе оба глагола обретают качество переменных, относительных величин. Что «знать» и что «помнить» зависит от того, кто диктует повестку «политики памяти», значимым становится вопрос и о том, как помнить (поминать), то есть вопрос об актуальных практиках памяти. «Знание» является отправной точкой для последующих реконструкций истории и коллективной памяти человека, группы или нации в этнокультурном и политическом смыслах.

Как подчеркивает Т. Джадт, совершенно «бессмысленно учить ребенка критически относиться к полученным знаниям о прошлом, если перед этим он так и не получил никаких знаний»9, более мягко — не получил полных, объективных и достоверных знаний. Несмотря на то, что «проценты знания» о существовании в нашей истории такой эпохи — «политических репрессий» — довольно высоки10, о качественном наполнении этого «знания» по данным статистики судить сложно. Кроме того, само по себе наличие «знания» не гарантирует его «встраивание» в историческую память людей, не гарантирует от забвения события неприглядного, травматичного прошлого. «Встраивание» требует целенаправленных усилий по формированию памяти об эпохе политических репрессий 1930-х — 1950-х гг. — прежде всего, у представителей 4-го и далее поколений, считая от событий и действующих лиц того времени.

Данное методическое пособие является результатом обобщения работы просветительского проекта «Молчать нельзя рассказывать: практики памяти об эпохе политических репрессий», инициированного в 2019 г. Музеем истории Екатеринбурга и поддержанного Фондом Президентских грантов. Цель проекта состояла в поиске способов формирования взвешенного восприятия темы политических репрессий у современных школьников (14—18 лет). Для этого участникам проекта предлагалось пройти через ряд этапов:

1. Погружение в тему репрессий, знакомство с материалами по истории репрессий в Екатеринбурге;

2. Собирание и изучение материала по выбранной теме проекта;

3. Создание собственного высказывания по теме репрессий с помощью кураторов одной из четырёх творческих лабораторий — театральной, арт-, медиа — и журналистики.

Замысел авторов проекта заключался в том, чтобы найти способы перевести сухие цифры и факты документов в «человеческое» измерение, эмоционально вовлечь участников и побудить их не просто узнать о теме больше, но прочувствовать её, сместить личностное восприятие темы с «отстранённого» к «неравнодушному».

Значительную роль в этом играет работа с подлинным архивным документом — настоящим свидетельством эпохи. Участники проекта под руководством автора пособия посещали Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО), и каждый из них получал для индивидуального знакомства отдельное дело. На основе изучения документов архивно-следственных дел участники проекта впоследствии создавали исследовательские работы и различные творческие продукты.

Как показала практика, работа с архивно-следственным делом становилась для школьников настоящим вызовом и испытанием, поскольку требовала серьёзного напряжения интеллектуальных и эмоциональных усилий. Работа с материалами дел побуждала развивать навыки критического мышления, навыки саморефлексии, корректировать собственные представления об эпохе и, в определённой степени, собственную гражданскую позицию, пробуждала интерес к своей семейной истории, к трагической истории своего края и своей страны.

Работа с архивно-следственными делами как источником по изучению темы политических репрессий 1930-х — 1950-х гг. имеет большой педагогический потенциал, способствует реализации требований к формированию предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в ФГОС СОО, соответствует общественному запросу на увековечение памяти о жертвах политических репрессий, зафиксированному в соответствующей Концепции в 2015 г.

Автор данного методического пособия выражает благодарность директору ГААОСО Селезневой Оксане Викторовне, всем сотрудникам архива и лично Демакову Илье Николаевичу и Корбут Наталье Леонидовне за организацию работы школьников в архиве и помощь в подборе архивно-следственных дел для индивидуального изучения. Также автор выражает благодарность Бурухиной Дарье Юрьевне, учителю истории высшей квалификационной категории, и Симонову Максиму Анатольевичу, научному сотруднику Института истории и археологии УрО РАН, за неоценимые рекомендации и советы, которые позволили улучшить методическое пособие.

Особую благодарность хочется выразить всем ребятам-школьникам, которые приняли участие в проекте и непосредственно в работе с архивно-следственными делами, — без них данное пособие не имело бы смысла и не могло состояться.

Примечания

1

В рейтинге конкурса «Имя Россия» в 2008 г. И. В. Сталин занял 3 позицию. URL: http://www.nameofrussia.ru/doc.html?id=1648.

2

Земсков В. Н. Масштабы политических репрессий в СССР (против спекулятивных и мифологических построений) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т.14. №3. C. 79—88.

3

Капустин А. «Вся страна сидела?!» Политические репрессии в массовом сознании и в документах. Часть I. URL: https://www.nakanune.ru/articles/113304/. Часть II. URL: https://www.nakanune.ru/articles/113312/.

4

Согласно данным опроса ВЦИОМ в 2017 г., существенное число респондентов (43%), слышавших о репрессиях, склонно соглашаться с тем мнением, что без осуществления репрессий невозможно было сохранить порядок в стране. Несогласных с этим, категорически осуждающих репрессии, лишь немногим больше (49% среди всех опрошенных и 57% среди тех, в чьих семьях были репрессированные). URL: https://tass.ru/obschestvo/4388841.

5

Земсков В. Н. Там же.

6

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2015 года №1561-р «Об утверждении Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий». URL: http://president-sovet.ru/documents/read/393/#doc-1.

7

Ушакин С. «Нам этой болью дышать»? О травме, памяти и сообществах // Травма: пункты / Под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 5—41; Петрова Е. А. История семьи как межпоколенный ресурс совладающего поведения и средства его получения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14. С. 201—208.

8

Джадт Т. «Места памяти» П. Нора: Чьи места? Чья память? // AbImperio. №1. 2004. С. 44—71.

9

Джадт Т. Там же.

10

Согласно данным ВЦИОМ за 2017 г., среди молодежи от 18 до 24 лет доля слышавших о репрессиях — 76%, людей с образованием ниже среднего — 70%, респондентов зрелого возраста (от 45 лет и старше) — 94—96%, обучавшихся в вузах — 94%. URL: https://tass.ru/obschestvo/4388841.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я