Данная книга призвана, на основе исторических источников и материалов, дать объективную оценку процессов экономического развития Белоруссии за более чем полвека – от окончания Великой Отечественной войны и до наших дней. В этот период были заложивший основы социально-экономических отношений на современном этапе. Именно в эти годы были созданы или получили мощный импульс развития основные отрасли народного хозяйства Республики Беларусь, налажены торгово-экономические связи с различными регионами планеты, а также сформирована специфическая модель производственной культуры на белорусских предприятиях. Провозглашение Белоруссии независимой и движение в этом направлении повлияло на структуру белорусской экономики, однако не изменило её сущности. Благодаря восстановлению экономических связей, налаживанию кооперации и тесному сотрудничеству со ставшими зарубежными партнёрами бывший «сборочный цех» Советского Союза в целом был спасён от деиндустриализации и сохранил естественную ориентацию на рынки традиционных партнёров, многим из которых остаётся лишь фантазировать на тему «возрождения» и изучать белорусский опыт.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Восстановление и развитие экономики Белоруссии в послевоенный период (1945–1950 гг.)
Великая Отечественная война и фашистская оккупация принесли белорусскому народу огромные бедствия. Было разрушено и сожжено 209 городов и районных центров, 9 200 деревень (628 из них — с людьми), разрушено 10 338 заводов и фабрик, уничтожено 96 % электрических мощностей. По воспоминаниям минчан, в Минске после его освобождения от немецко-фашистских оккупантов сохранилось только несколько больших зданий. В их числе Дом правительства, Дом Красной Армии, Театр оперы и балета. Вставал даже вопрос о переносе столицы БССР в Могилев. Людские и материальные потери республики в войне были огромными. Если раньше считалось, что погибло 2,2 млн. жителей республики, то в ходе переписи погибших по населенным пунктам исследователи вышли на цифру 2,9–3 млн. человек. Материальные потери БССР в войне были оценены в сумму 75 млрд. руб. (в государственных ценах 1941 г.), что было равнозначно 35 ее бюджетам 1940 г. Если Советский Союз в целом потерял в войне 1/3 часть национального богатства, то Белоруссия около половины — 1/2 (Табл. 1). В целом, за годы войны экономика БССР была отброшена до уровня 1928 г.
Таблица 1
Восстановление народного хозяйства необходимо было начинать почти с нуля. Валовая промышленная продукция в декабре 1944 г. составляла еще примерно 10 % относительно 1940 года, а энергетики — только 2 %. Восстановительные работы начались еще с осени 1943 г., когда были освобождены восточные районы Белоруссии, и продолжались до начала 1950-х гг.
Еще в период освобождения территории БССР, в 1943–1944 гг., республика получила в порядке братской помощи от трудящихся Сибири, Урала, и ряда областей РСФСР 487 вагонов с оборудованием. В сентябре 1943 — феврале 1944 г. в республику было направлено 1000 станков, 100 автомашин, 1542 трактора, 2 тыс. т металла, около 100 тыс. куб. м леса, 20 тыс. кв. м стекла, на миллионы рублей тканей, обуви, трикотажных изделий. В мае 1944 г. в Белоруссия из советского тыла прибыло еще 1393 трактора, к концу года — 10 тыс. плугов и много другой сельскохозяйственной техники.
В 1944–1945 гг. Россия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Чувашская, Удмуртская ССР, другие союзные и автономные республики СССР оказывали Белоруссии помощь оборудованием, транспортными средствами, присылали металл, каменный уголь, нефтепродукты, строительные материалы, скот, потребительские товары.
В 1944 г. советское правительство ассигновало на восстановление хозяйства БССР 490,7 млн. рублей, в 1945 г. — 1200 млн. рублей. В 1944 — первой половине 1945 гг. БССР получила 6 энергопоездов, 37 металлообрабатывающих предприятий (общее количество станков — 7 тыс.), полные комплекты оборудования для автомобильного, велосипедного и инструментального заводов в Минске, стеклозаводов в Витебске, Гомеле и Минске, для Могилевской фабрики искусственного волокна, Оршанского льнокомбината и др.
Тысячи специалистов народного хозяйства прибыли из России, Украины и других республик, что было обусловлено резкой нехваткой кадров в республике. Об этом свидетельствовали многочисленные доклады партийных и иных работников. Например, в докладной записке заведующего оргинструкторским отделом ЦК КП(б)Б В.И. Закурдаева и заместителя заведующего отделом местной промышленности ЦК КП(б)Б Н.А. Коссого заведующему оргинструкторским отделом ЦК ВКП(б) М.А. Шамбергу «О работе местной промышленности и промысловой кооперации Белорусской ССР» было отмечено: «Обеспеченность рабочей силой на предприятиях республиканского и районного подчинения Наркомместпрома БССР составляет всего 55 %, при потребности 18 000 рабочих имеется всего 9833 человека… Наряду с общей напряженностью баланса рабочей силы в республике, особенно по специалистам, мастерам и инженерно-техническому персоналу, комплектование предприятий местной промышленности, особенно районной и промысловой кооперации, кадрами усложняется отсутствием гарантированного снабжения их продовольственными и промышленными товарами. Такое же положение — с руководящими кадрами районной местной промышленности, промысловой кооперации инвалидов. Высококвалифицированные мастера, инженерно-технические работники, председатели артелей, заведующие мастерскими и зав. цехами в районных центрах и сельской местности обеспечиваются только хлебной карточкой, поставлены в худшие материальные условия, чем такие же категории в других отраслях промышленности и, естественно, стараются устраиваться на работу там, где их лучше обеспечивают». Более того, в партийных документах 1945 года отмечалось: «Замечается большое количество фактов, когда высококвалифицированные мастера не идут работать в промартели, работают у себя на дому и превращаются в спекулянтов. Причем в ряде случаев они прикрываются другими хозяйственными организациями и ОРСами как «надомники», получают там продовольственное снабжение, норм не выполняют, а только время от времени обслуживают их. Фактически они работают как кустари-одиночки, обдирают заказчиков, продают свою продукцию на рынке по баснословным ценам, не подвергаются финансово-налоговому прессу, а между тем снабжаются государством. Необходимо запретить советским, хозяйственным, кооперативным и другим организациям держать у себя «надомников». Установить такой порядок, что «надомники» могут работать только от производственной организации и по ее заказам, что они обязательно должны выполнять норму и что в «надомники» могут зачисляться лица, которые по своему состоянию здоровья или по многосемейности (женщины с малыми детьми) не могут работать в общей мастерской»[2]. Таким образом, БССР после освобождения имела крайнюю необходимость в помощи из-за пределов республики, как материально-технического характера, так и в людском плане.
После освобождения территории республики силами армии и мирного населения началось восстановление мостов и дорог, налаживалось производство продукции, необходимой для продолжения войны, поддержания армии и жизни людей на освобожденных землях. К июлю 1945 г. в республике было восстановлено более 8 тыс. промышленных предприятий, мастерских, артелей. К февралю 1946 г. было восстановлено более 10 тыс. км. железных дорог, 1735 мостов. Со второго полугодия 1944 г. стали работать 72 электростанции.
Необходимо отметить, что ранее, даже в годы советской индустриализации, в БССР почти не строились крупные предприятия, практически не было военных заводов, модернизировались в основном традиционные отрасли производства — легкая, пищевая, лесная промышленность, то после окончания войны ситуация коренным образом изменилась. С 1945 г. стратегией советского правительства стало построение на территории Белоруссии мощной высокотехнологичной по тому времени промышленной базы машиностроения, которая бы обеспечивала отдельными видами продукции не только союзные республики, но со временем и социалистические страны. Значительное внимание уделялось и развитию энергетики, металлообработки, строительству предприятий пищевой и легкой промышленности.
После окончания боевых действия на территории республики перед правительством стояли задачи организации слаженной работы по составлению хозяйственных планов в мирных условиях, построения системы контроля над их выполнением и создания и реорганизации государственных институтов, выполняющих эти функции. Поэтому уже 17 июля 1945 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили народно-хозяйственный план на 3-й квартал 1945 г., который предусматривал изменения в пропорциях промышленного производства в пользу гражданской продукции и товаров народного спроса и ставил конкретные задачи по производству важнейших изделий текстильной и легкой промышленности. Предполагалось:
1) восстановить довоенный ассортимент тканей и обуви;
2) увеличить выпуск высококачественных тканей;
3) наладить производство разного рода оборудования для гражданской промышленности, в том числе на заводах наркомата вооружения, авиационных заводах и т. д.
Утверждение данного плана стало первым шагом в переводе народного хозяйства на выпуск мирной продукции и развитии промышленности в послевоенное время. Объем капитальных работ по народному хозяйству в освобожденных районах в 1945 году был установлен в размере 18 млрд. руб. (общий объем капитальных работ по народному хозяйству — 40 млрд. руб.)
Немаловажное значение в развитии народного хозяйства имело восстановление системы экономических отношений в сельском хозяйстве. Главной задачей в 1945–1946 гг. было увеличение поголовья скота в колхозах и совхозах, повышение его продуктивности и расширение кормовой базы, всемерное повышение урожайности и увеличения валовых сборов зерна, хлопка, сахарной свеклы, льноволокна, овощей, картофеля и семян масличных культур[3].
В 1945 г. ЦК ВКП(б) и советское правительство приняли ряд решений об ускорении восстановления и развития народного хозяйства, а Госплан совместно с наркоматами и союзными республиками по поручению ЦК ВКП(б) и СНК СССР приступил к составлению пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945–1946 гг. Первостепенное значение придавалось восстановлению главных отраслей промышленности и переводу ее на производство гражданской продукции, сельского хозяйства, увеличению производства товаров широкого спроса и продовольственных товаров[4].18 марта 1946 г. Первая сессия Верховного Совета СССР 2-го созыва приняла «Закон о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.» Выполнение плана подразумевало восстановление довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства и выход за его пределы. На восстановление районов, пострадавших от оккупации было выделено 115 млрд, руб., что составляло 40 % от общего объема капитальных работ, определенных на пятилетке. Из этой суммы на долю Белоруссии было предназначено 7 млрд. руб.
Перед народным хозяйством были поставлены задачи:
1) первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности, а также железнодорожного транспорта;
2) значительное расширение производства предметов народного потребления;
3) дальнейший научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, как условие подъема производства и повышения производительности труда.
Выполнение пятилетнего плана на 1946–1950 гг. подразумевало решения ряда важных экономических задач, обозначенных в годичных и квартальных планах развития народного хозяйства. Считалось необходимым:
1) восстановить и развить народное хозяйство и, в первую очередь тяжелую промышленность и железнодорожный транспорт;
2) значительно улучшить материальные и культурные условия жизни трудящихся;
3) обеспечить дальнейший рост национального дохода, рост валовой продукции в 1945 на 7,4 % (по отношению к 1944 г.), в том числе по тяжелой промышленности (без военной) на 20 %; по легкой промышленности — на 14 %;ресурсов электроэнергии — на 17 %; каменного угля — 26 %; стали — на 20 %.
В освобожденных районах предполагалось увеличить валовой выпуск продукции вдвое и довести удельный вес гражданской продукции в валовой продукции промышленности до 51,3 % (против 41,7 % в 1943). В связи с этим, Правительством СССР было отдано распоряжение промышленным наркоматам представить в СНК СССР и Госплан СССР свои предложения о номенклатуре и размерах производства на освобожденных от производства вооружения мощностях и агрегатах, а также графики восстановления и освоения производства новой продукции[5].
Согласно плану на 1947 г. основными задачами были:
1) подъем топливной промышленности;
2) преодоление отставания развития сельскохозяйственного машиностроения и электрификации процессов производства;
3) обеспечение более высокого урожая в сельском хозяйстве;
4) ускорение развития отраслей, производящих предметы потребления;
5) ликвидация отставания в механизации труда;
6) увеличение вдвое размеров жилищного строительства по сравнению с 1946 г.;
7) укрепление денежного обращения в стране;
8) дальнейшее освоение современной техники;
9) оснащение вооруженных сил СССР военной техникой и т. д.[6]
Составление хозяйственных планов адекватных возможностям экономики требовало информации о состоянии предприятий и трудовых ресурсах страны. Поэтому советским правительством было решено провести учет неработающего населения, а так же рабочих и служащих предприятий[7], и сделать переоценку и генеральную инвентаризацию основных фондов народного хозяйства (по состоянию на 1 января 1951 г.). Согласно Постановления Совета Министров СССР «О годовых и квартальных хозяйственных планах» от 29 августа 1946, был определен порядок утверждения и сроки предоставления Госплану СССР годовых и квартальных планов[8].
Восстановление системы планирования и повышение эффективности ее работы требовало реорганизации и ряда существовавших в военное время государственных институтов и создания новых. Для решения вопросов послевоенного строительства, осуществления его планирования, контроля и местного управления восстановительными работами на территории БССР указом Президиума верховного совета в 1944 г. был образован Народный Комиссариат жилищно-гражданского строительства БССР. 4 сентября 1945 г. указом Президиума Верховного совета СССР был упразднен Государственный Комитет Обороны. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1946 г. были образованы Министерство продовольственных резервов и Министерство материальных резервов СССР.
В 1946 г. указами Президиума Верховного Совета СССР для решения задач по планомерному восстановлению промышленности были созданы Народный Комиссариат по строительству топливных предприятий и Народный Комиссариат по строительства и дорожного машиностроения[9]. Народный Комиссариат среднего машиностроения был преобразован в Народный Комиссариат автомобильной промышленности, а Народный Комиссариат минометного вооружения в Народный Комиссариат машиностроения и приборостроения СССР. В 1947 г. возобновилась работа и определены задачи Комитета по изобретениям и открытиям при Совете Министров СССР. Задача формирования и внедрения в народное хозяйство новой техники возлагалась на Государственный Комитет внедрения новой техники в народное хозяйство СССР. Часть функций по управлению сельским хозяйством передавалась созданному при правительстве СССР Совета по делам колхозов и созданному 4 февраля указом Президиума Верховного Совета министерству совхозов СССР.
15 декабря 1947 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О реорганизации Госплана СССР и образовании Государственного комитета снабжения народного хозяйства СССР и Государственного Комитета внедрения новой техники в народное хозяйство СССР». Согласно постановлению Государственная комиссия реорганизовывалась в Государственный Плановый Комитет Совета Министров СССР, который должен был выполнять функции планирования народного хозяйства СССР и учета и контроля над выполнением народнохозяйственных планов. На Государственный комитет снабжения народного хозяйства были возложены задачи материально-технического обеспечения народного хозяйства и составления планов распределения материальных фондов. Центральное Статистическое Управление Госплана СССР было преобразовано в Центральное Статистическое Управление при Совете Министров СССР его же постановлением от 10 августа 1948 г. 9 мая 1950 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета был образован Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства[10].
Все вышеуказанные меры являлись неотъемлемой частью восстановления народного хозяйства не только СССР, но и БССР. Чтобы выполнить данную задачу, необходимо было объединить огромные материально-сырьевые и человеческие ресурсы в едином производственном процессе. Ситуация усложнялась тем, что Белоруссия не имела своих необходимых разведанных источников сырья (за исключением богатых запасов торфа), а ее материально-техническая база оказалась почти полностью уничтоженной. При этом, если в 1943–1945 гг. помощь Белоруссии со стороны других регионов СССР была оказана в основном в натуральном виде, то в годы послевоенной пятилетки (1946–1950) главной формой помощи в восстановлении хозяйства стала финансовая — дотации из союзного бюджета. Собственными доходами бюджет республики обеспечивал менее половины потребностей по финансированию восстановления и развития хозяйства. Строительство и оснащение крупнейших промышленных объектов полностью финансировалось из союзного бюджета[11]. Объем капитальных вложений в восстановление народного хозяйства Белоруссии в 1946–1950 гг. достиг 742 млн. руб. (в ценах 1955 г.), что на 16 % превысило капитальные вложения за три предвоенные пятилетки. Более трети этих средств было использовано для промышленного строительства[12].
Для осуществления всех намеченных планов были использованы не только внутрисоюзные источники, которые имели первоочередное значение. В 1990-х гг. были рассекречены и стали изучаться документы о поступлении в БССР немецких репараций, а также о работе в республике военнопленных и о помощи, оказанной со стороны ООН.
Репарационные поставки в БССР из Германии осуществлялись сразу после окончания войны в соответствии с постановлениями ГКО № 9140 от 26.06.1945 г. и № 9617 от 28.08 1945 г.[13] Советское правительство справедливо решило восстанавливать и строить новые промышленные объекты в Белоруссии, в основном используя союзное финансирование и репарационное оборудование. Это было рационально, так как сокращались возможные перевозки из Германии вглубь СССР, и не надо было демонтировать и возвращать ранее эвакуированное оборудование из восточных регионов, где оно стало частью производства, либо выработало свой ресурс.
Еще на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 г. союзники по антигитлеровской коалиции приняли решение о материальной ответственности Германии и ее союзников в отношении стран, подвергшихся нападению, и о возмещении причиненного ущерба. Репарации, которые получила БССР из Германии, были справедливой, но лишь частичной компенсацией за потери. Авансовые поставки по репарациям, предусмотренные международными соглашениями, специальные трофейные отряды Красной Армии начали сразу после вступления на территорию Германии.
8 февраля 1947 г., на совещании заместителей министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции в Лондоне, министр иностранных дел БССР К. Киселев выступил с заявлением об ущербе, нанесенном фашистской Германией Белоруссии в размере 75 млрд, руб., или 15 млрд долл. США[14]. Для сравнения: потери СССР выражались в сумме 128 млрд долл., Франции — 30 млрд., Голландии — 10, Греции — 3 млрд, и т. д. В целом же 17 потерпевших от агрессии стран предъявили претензии за ущерб на 200 млрд, долл., что значительно превышало все национальное богатство Германии, поэтому участники антигитлеровской коалиции договорились об изъятии репараций в объеме 20 млрд, долл., из которых 10 млрд, предусматривалось для СССР, из доли которого выделялись средства на восстановление Польши. БССР согласилась на 1,5 млрд. долл, репарационных компенсаций.
Репарации изымались в трех формах:
1) промышленное оборудование;
2) товарные поставки продукции;
3) использования «германского труда»[15].
С целью демилитаризации Германии с ее территории в первую очередь полностью вывозилось оборудование военных предприятий. Гражданское производство обычно демонтировалось частично, чтобы предприятия могли обеспечить жизненные потребности населения послевоенной Германии, а также поставку готовой продукции в счет репараций.
Репарации поступали в БССР в виде промышленного оборудования, транспортных средств, сырья и полуфабрикатов для производства готовой продукции, потребительских товаров, продуктов питания, скота и т. д. Их получали практически все восстанавливавшиеся либо заново возводившиеся предприятия, совхозы и колхозы, государственные организации и учреждения, торговые базы и магазины. Например, в 1946 г. оборудование из Германии получили 15 электростанций (в Гомеле, Гродно, Витебске, Бобруйске, Мозыре, Барановичах, Лиде и др.), 13 молочных заводов (в Минске, Гомеле, Слуцке, Полоцке, Быхове, Пинске, Скиделе и др.), 4 мясокомбината (в Гомеле, Гродно, Барановичах, Глубоком)[16].
К началу 1947 г. на 150 минских предприятий и организаций было направлено из Германии в счет репараций 5666 вагонов с оборудованием на сумму 115 млн. руб. В 1945–1947 гг. Так, Минский автозавод получил репарационное оборудование на сумму почти 20 млн. руб., а в октябре 1947 г. он выпустил первую продукцию. На строившийся тракторный завод оборудование стало поступать 5 октября 1945 г. В 1946 г. было получено 86 вагонов с 3,3 тыс. т оборудования и 1,3 тыс. т материалов[17] более чем на 6 млн. руб.[18]. Первые трактора сошли с конвейера завода в 1950 г… Минский велозавод принял первые репарационные поставки 14 декабря 1945 г., и к концу года сюда прибыло 658 вагонов с 26628 единицами оборудования. К июлю 1946 г. завод получил оборудование на сумму 7,2 млн. руб., в том числе 204 фрезерных станка, 523 металлорежущих, 201 токарный, 133 револьверных, 108 механических прессов и т. д.[19] Тонкосуконный комбинат на 1 июля 1946 г. получил 456 вагонов оборудования на сумму 7,4 млн. руб., радиозавод — 243 вагона (7 млн. руб.), завод «Ударник» — 60 вагонов (0,4 млн. руб.), кондитерская фабрика «Коммунарка» — 45 вагонов (0,4 млн. руб.), областное управление связи — 186 вагонов (1,3 млн. руб.) и т. д. К октябрю 1947 г. сумма репарационных поставок составила 12,5 млн. руб.
Оборудование поступало как комплектное, с одного предприятия, так и с разных. Например, на Минский мясокомбинат в апреле 1946 г. прибыл комплектный завод доктора Хенингита из Берлина, оборудование шоколадной фабрики Берлина было поставлено на минскую кондитерскую фабрику «Коммунарка» и гомельскую — «Спартак». На велозавод поступило оборудование фирмы «Густав Везер», на Минский кирпичный завод № 1 — фирмы «Хеншель»[20].
Наиболее значительные поставки репарационного оборудования осуществлялись также на «Гомсельмаш», все станкостроительные заводы, Оршанский льнозавод, Добрушскую бумажную фабрику, Могилевский завод искусственных волокон, Кричевский цементный завод и многие другие предприятия. Всего в 1945–1946 гг. предприятия и организации Белоруссии получили 37,4 тыс. вагонов репарационных поставок из Германии. В счет репараций в БССР было вывезено 182 предприятия[21]. Своим ходом за первые два года после освобождения в Белоруссию из Германии пригнали более 130,4 тыс. лошадей, 137,8 тыс. голов крупного рогатого скота[22].
На стройках республики в соответствии с соглашениями о репарациях широко использовался труд военнопленных из Германии, Венгрии, Австрии, Румынии и других стран. Кроме того, принудительно направлялись на работу в Белоруссию из Германии мужчины трудоспособного возраста. Количество трудившихся военнопленных и интернированных не оставалось постоянным, в 1946 г. их было больше всего — около 103 тыс. человек. В 1947 г. только в Минске на различных объектах работало около 25 тыс. военнопленных, в том числе на строительстве тракторного завода — 4500, автомобильного — 3700, в тресте № 2 Управления по восстановлению Минска — 3600, на восстановлении театра оперы и балета — 1350, Академии наук — 800 человек. На восстановлении «Гомсельмаша» — 800 военнопленных, в Могилевском облстройтресте — 1300 и т. д.[23]
Использование в ходе восстановления экономики БССР относительно высокотехнологичного немецкого оборудования, в том числе со многих военных объектов Германии, способствовало превращению Белоруссии в один из наиболее промышленно развитых регионов СССР.
Если репарации были принудительной формой ответственности агрессора за нанесенный Белоруссии урон, то помощь ООН в 1946–1947 гг., стала добровольной помощью союзников. ЮНРРА (Организация помощи и восстановления Объединенных Наций) была создана в ноябре 1943 г. участниками антигитлеровской коалиции, в том числе и СССР, с целью помочь странам, которые наиболее потерпели от оккупации. Правда, СССР был освобожден от уплаты взносов. Поставки продовольствия, одежды, медикаментов, семян, сельскохозяйственного и промышленного оборудования были бесплатными и в основном производились государствами, которые не пострадали от оккупации — США, Канадой, Австралией, латиноамериканскими странами.
В августе 1945 г. в члены ЮНРРА были приняты Белоруссия и Украина, которые ранее стали членами ООН. В сентябре 1945 г. БССР была выделена помощь в размере почти 61 млн. долл., УССР — 189 млн. Эти республики вместе с 8 другими европейскими странами были отнесены к группе А, им оказывалась помощь в первую очередь и в размере более 1 долл, на душу населения. Самая большая помощь оказывалась Греции — 46,7 долл, на человека. БССР получила 5,8 долл, на душу населения, УССР — 5,2 долл. Несмотря на то что это были самые низкие показатели в группе А, помощь, которая поступала в 1946–1947 гг., позволила выжить многим жителям Белоруссии в трудные послевоенные годы (табл. 2)[24].
Около половины помощи ООН по стоимости и 71 % по весу составляли продукты питания. Поступали мясо, молочные продукты, жиры, растительное масло, зерно, бобы, рыба и рыбопродукты, соки, джемы. Значительная часть продуктов направлялась в детские дома, больницы, раздавалась наиболее потерпевшим гражданам. Почти на 18 млн. долл, было поставлено оборудования и товаров для восстановления промышленности: электростанции из Англии, американские грузовики, трактора и бульдозеры, французские и английские строительные краны и т. д. Помощь в восстановлении сельского хозяйства включала 653 колесных и 130 гусеничных тракторов, 5300 т семенного зерна, семена овощей, клевера, вики, других травяных культур. Были получены одежда и обувь, медицинское оборудование и лекарства. Все это, несмотря на ограниченный, недостаточный объем, сыграло важную роль в удовлетворении первоочередных потребностей населения и преодолении послевоенной разрухи в БССР.
Таблица 2
Пожалуй, решающую роль в послевоенном восстановлении и выводе экономики республики на новые рубежи сыграл трудовой героизм белорусского народа, огромное желание преодолеть последствия войны. Среди рабочих страны было организовано соревнование за высокие трудовые достижения. Широкий размах приобрело движение новаторов производства, рационализаторов и изобретателей. К числу передовиков и новаторов производства относились токарь Витебского станкостроительного завода «Коминтерн» И. Пасоманов, минский каменщик Д. Булахов, фрезеровщик завода «Гомсельмаш» В. Сальников и др. Сталевар гомельского машиностроительного завода «Двигатель революции» В. Сайков за 4 года и 4 месяца выполнил 12 годовых норм. Рационализаторы внесли десятки тысяч предложений по усовершенствованию техники и орудий труда, экономии сырья и сбережению энергоресурсов. Их предложения внедрялись на заводе «Гомсельмаш», Кричевском цементном заводе, Гомельском станкостроительном заводе имени С. М. Кирова и тракторном заводах в Минске и многих других.
Благодаря трудовому героизму народа, союзным капиталовложениям, а также братской помощи народов СССР и помощи ООН-ЮНРРА, в 1950 г. Белоруссия не только достигла довоенного уровня выпуска промышленной продукции, но и превзошла его на 15 % (рис. 1).
Рис. 1. Темпы роста валовой продукции промышленности по БССР и г. Минску (% к 1940 г.)[25]
Таким образом, восстановление экономики Белоруссии и переход ее промышленного потенциала на качественно новый этап были в значительной мере обусловлены той системой экономических связей, которая сложилась в республики после войны. Опора на союзную помощь и финансирование, использование германских репараций, поставок ООН-ЮНРРА позволили не только восстановить хозяйство, но и заложить фундамент будущих экономических взаимоотношений БССР, прежде всего в рамках СССР
В 1945 г. ЦК ВКП(б) и Советским правительством был принят ряд решений об ускорении восстановления и развития важнейших отраслей промышленности, сельского хозяйства, об увеличении производства товаров широкого спроса и продовольственных товаров. Восстановление промышленности было решено вести по следующим направлениям:
1) восстановление и постройка новых промышленных объектов;
2) перевод предприятий оборонной промышленности на выпуск гражданской продукции;
3) организации производства и оплаты труда рабочих;
4) усовершенствование существующих и внедрение новых технологий в производство;
5) восстановление транспортной системы в стране;
6) подготовка кадров и обеспечение нормальных условий труда на предприятиях.
По утвержденному 25 марта 1945 г. государственному плану восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945 г. предполагалось довести удельный вес гражданской продукции в валовой продукции промышленности планировалось довести до 51,3 % (против 41,7 % в 1943 г.). На восстановление народного хозяйства в освобожденных районах было выделено 18 млрд. руб. Постановлением ГКО «О мероприятиях по перестройке промышленности в связи с сокращением производства вооружения» от 26 мая было предусмотрено освобождение ряда предприятий от производства предметов вооружения и перевод их на выпуск гражданской продукции, а также разрешение наркомам и директорам предприятий на период освоения новых видов производства выплачивать рабочим в течение 1–2 месяцев, в зависимости от сложности нового производства, среднюю зарплату по фактическому заработку за последние 3 месяца[26].
21 июня 1945 г. вышло постановление СНК СССР о восстановлении на промышленных предприятиях цехов по производству товаров широкого спроса, а 17 июля ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили план на 3-й квартал 1945 г., определяющий первые шаги в осуществлении перевода промышленности на выпуск гражданской продукции. Согласно Постановлению СНК СССР «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого спроса и продовольственных товаров предприятиями местной промышленности, промысловой кооперации и кооперации инвалидов» были установлены меры поощрения развития местной промышленности. К ним относилось следующее:
1) 50 % оборудования и инструмента, вырабатываемого предприятиями местной промышленности, остается в распоряжении областных исполкомов и горисполкомов;
2) 50 % прибыли, получаемой сверх плана предприятиями местной промышленности, при условии выполнения плана выпуска товаров широкого спроса по установленной номенклатуре главнейших изделий, остается в распоряжении этих предприятий;
3) СНК союзных республик получили право производить расходы на строительство и организацию предприятий местной промышленности, промкооперации и кооперации инвалидов из расчета до 1 млн. руб. на одно предприятие[27].
Для восстановления легкой промышленности, согласно Постановления Совета Министров СССР «О мероприятиях по ускорению подъема государственной легкой промышленности, производящей предметы широкого потребления», предполагалось разработать планы производства по важнейшим товарам широкого спроса на 1947–1950 гг. и ввода в действие новых предприятий.
21 декабря 1945 года вышло постановление СНК СССР «О мерах помощи по восстановлению и развитию химической промышленности», согласно которому в кратчайшие сроки должно было быть восстановлено производство азотных, фосфатных и калийных удобрений, горной химии, ядохимикатов, производства соды и органических красителей.
3–16 декабря 1945 г. состоялась конференция машиностроительных заводов по экономике производства в Свердловске. В ходе работы секций экономики, календарного планирования, организации труда и учета были приняты решения о развитии экономики предприятия и организации производства в послевоенное время, планировании в мирных условиях, организации плановой работы в зависимости от типа производства. Было признано необходимым использовать опыт военного времени в организации производства (принципы потока и предметного построения цехов и участков с замкнутыми циклами производства), распространить опыт Уралмашзавода им. Орджоникидзе по разработке системы группового запуска на базе специализации оборудования и классификации технологических процессов, провести мероприятия по улучшению технико-экономического планирования и нормализации и унификации конструктивных элементов машин в целях повышения типа производства каждого завода[28].
14 ноября 1949 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О порядке планирования темпов роста промышленной продукции и учета выполнения плана по среднесуточному выпуску продукции в отраслях промышленности с непрерывными и прерывными процессами производства», которым устанавливался единый порядок планирования и учета в промышленности, утверждался порядок исчисления в определенных случаях объема производства валовой продукции промышленности, исходя из числа календарных дней, разрешалось министерствам и ведомствам устанавливать для предприятий месячные задания в размерах, превышающих до 10 % утвержденных для них Госпланом СССР, а также отменялась месячная разбивка квартальных планов в государственном плане на 1949 г.
Руководство СССР и БССР считало, что первостепенное место в народном хозяйстве имело восстановление тяжелой промышленности, создание научных центров по внедрению в народное хозяйство новых технологий и восстановление и развитие транспортной системы. Согласно плана восстановления и развития хозяйства на 1945 г. рост валовой продукции тяжелой промышленности по отношению к 1944 г. предполагалось довести до 20 %. Для стимулированию тяжелой промышленности 28 июля 1948 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О ликвидации системы государственной дотации и повышении оптовых цен на продукцию ряда отраслей тяжелой промышленности и тарифов на железнодорожном транспорте». В нем говорилось, что действовавшие оптовые цены на продукцию ряда отраслей тяжелой промышленности и тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, установленные в 1939–1940 гг., не соответствуют уровню их себестоимости, значительно возросшей во время войны, а потому данное несоответствие вызывает убыточность перечисленных отраслей тяжелой промышленности и покрытие убытков государственными дотациями из бюджета. Дополнительно к этому оказалось, что система дотаций «мешает укреплению хозяйственного расчета», «ослабляет стимул к борьбе за снижение себестоимости» и «находиться в противоречии с задачей дальнейшего повышения роли рубля в народном хозяйстве». В качестве решения проблемы было предложено ликвидировать систему государственных дотаций в промышленности и на транспорте в основном в 1949 г. и полностью — в 1950 г., а также установить с 1 января 1949 г. новые оптовые цены на продукцию ряда отраслей тяжелой промышленности и новые грузовые тарифы на железнодорожном транспорте, обеспечивающие прибыльную работу промышленности и транспорта. При этом предполагалось оставить действующие единые государственные розничные цены на товары широкого спроса без изменений, утвердить на 1950 г. задания по снижению себестоимости продукции отраслей тяжелой промышленности по сравнению с 1947 г., прекратить взимание налога с оборота на продукцию всех отраслей рудной промышленности, нерудные ископаемые, топливо (кроме нефтепродуктов), продукцию лесозаготовителей и деревообрабатывающей промышленности, электроэнергию, теплоэнергию, стройматериалы, металлы, продукцию химической промышленности, машины и оборудование военную технику[29].
Не менее важную роль в процессе возрождения народного хозяйства республики играло и восстановление транспортной системы, в особенности восстановление железных дорог как основных путей сообщения. Еще в 1943 году были приняты меры по восстановлению железнодорожных вокзалов, станций, путевых будок и других железнодорожных построек были приняты уже в 1943 году Основополагающими документами, регулирующими процесс стали: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» от 21 августа 1943 г., Постановлению ГКО «О мероприятиях по восстановлению железных дорог в 1945 г.» от 26 мая 1945 г., а также Принятый 18 марта 1946 г. «Закон о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945–1950 гг.». В 1950 г. длина восстановленной железной дороги составила 93 % от довоенной[30].
Вместе с этим, большое внимание уделялось и развитию речного транспорта в БССР. Так, 15 мая 1945 года были завершены работы по восстановлению Днепро-Бугского канала и по нему открыли судоходство, а 1 сентября 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта».
Необходимо отметить, что народное хозяйство и, в первую очередь промышленность, как СССР, так и БССР на начальном этапе своего восстановления испытывало большой недостаток в квалифицированных кадрах. Поэтому одной из главных задач советского правительства стало создание системы по подготовке специалистов во всех его сферах. 30 сентября 1946 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличения количества рабочих, подготавливаемых в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО». Постановлением было намечено подготовить в них в 1946–1950 гг. 4500 тыс. квалифицированных рабочих по указанным профессиям. Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки квалифицированных рабочих и ликвидации текучести учащихся в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО» от 2 августа 48 года предусматривались меры по совершенствованию процесса обучения[31].
Во многом росту производительности способствовало развитие рационализаторской деятельности и деятельности по механизации производства. Постановлением ЦК ВКПБ(б) «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.» было отдано распоряжение распространять опыт передовиков и популяризировать лучшие методы организации производства. 14 августа 1948 года вышло постановление Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов о работе профсоюзных организаций по массовому рабочему изобретательству и рационализации. Согласно нему предлагалось организовать общественный смотр внедрения в производство изобретений и рационализаторских предложений, провести отраслевое совещание изобретателей и рационализаторов, обеспечить точное соблюдение установленного порядка оплаты за рационализаторские и изобретательские предложения и т. д.
В целом, согласно официальной статистике, уже в 1949 г. объем промышленного производства достиг уровня 1940 г., а к концу пятилетки он возрос по сравнению с довоенным периодом на 115 %[32]. В республике в 1947 г. были выпущены первые автомобили-самосвалы МАЗ-205 на Минском автомобильном заводе. Вошли в строй новые и восстановленные предприятия — станкостроительные заводы в Минске, Орше, Гомеле, Витебске, Минский автомобильный и велосипедный заводы, Волковысский цементный, Лидский завод сельскохозяйственных машин, Бобруйский деревообрабатывающий комбинат и др. В 1950 г. начался серийный выпуск тракторов на Минском тракторном заводе (первые 36 машин), а в 1953 г. с его главного конвейера сошел первый колесный трактор «Беларусь». Был освоен выпуск велосипедов. Создавались новые крупные предприятия легкой промышленности. Среди них Витебский коврово-плюшевый комбинат и шелкоткацкая фабрика, Минский и Гродненский тонкосуконные комбинаты (рис 2.).
Рис. 2. Развитие промышленности БССР (вторая половина 1940-х — первая половина 1950-х гг.)
Особенно высокими темпами шло восстановление и развитие промышленности в западных областях БССР, где к 1950 г. выпуск промышленной продукции почти вдвое превысил уровень 1940 г. Производство металлорежущих станков увеличилось в 23,7 раза и составило около 7 % их общесоюзного выпуска. Ведущей отраслью промышленности становилось машиностроение. В 1950 г. автозавод дал народному хозяйству около 2,4 тыс. автомобилей, велосипедный выпустил 70 тыс. велосипедов, Увеличилось производство строительных материалов, расширилась энергетическая мощность. В 1950 г. выработка электроэнергии превысила довоенный уровень на 47 %.
В местной промышленности военного и послевоенного времени в БССР выделилось такое явление, как артели инвалидов. Уже в 1945 году в республике в системе производственной кооперации инвалидов были восстановлены и заново созданы 133 артели с 295 мастерскими. Их основными профилями были: швейные мастерские — 86, обувные — 99, валяльно-войлочные — 7, металлообрабатывающие — 17, деревообрабатывающие — 11, волноческа — 8, кожпереработка — 9, безалкогольные напитки — 10, гончарные — 6, трикотажные — 6, текстильные — 3, культхудожественные — 4, парикмахерские — 16, фотомастерские — 6, часовые — 7[33].
Быстрый подъем тяжелой промышленности в целом содействовал восстановлению народного хозяйства (за годы 4-й пятилетки объем металлообработки вырос в 2,4 раза, в том числе машиностроения — в 3,4 раза). Однако это создало определенные диспропорции в структуре экономики: отставали легкая и пищевая отрасли промышленности, энергетика и торфодобыча, слабо использовались средства, ассигнованные на капитальное строительство.
Более сложным и противоречивым было восстановление сельскохозяйственного производства. За годы оккупации пришли в негодность и запустение сотни тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, резко сократилось поголовье скота. Количество лошадей сократилось на 56 %, коров — на 51 %, свиней — на 29 %. Колхозы и совхозы ощущали острую нехватку сельскохозяйственных машин, инвентаря, механизаторских кадров, удобрения.
Сельское население за годы войны так же значительно сократилось. Сотни тысяч сельчан погибли, многие были угнаны в Германию. Дополнительно к этому в 1944–1945 гг. более 80 тыс. лиц гражданского населения и 180 тыс. партизан было мобилизовано в армию. В результате в сельском хозяйстве работали практически только женщины, подростки и старики. К весеннему севу 1946 г. не хватало семян, минеральных удобрений, инвентаря и машин. Из-за нехватки лошадей и тракторов в качестве тягловой силы использовались коровы. В плуг запрягались даже люди — по 3–4 женщины, дети.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Крапивин С. Белорусские хроники 1945-го. Мечты о рабочих поселках и отделах рабочего снабжения // http://news.tut.by/society/431506.html
3
История СССР эпохи социализма (1917–1957 гг.). Учебное пособие. — М.: Госполитиздат, 1958. — С. 78.
4
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О государственном плане развития сельского хозяйства на 1946 г», Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О государственном плане развития животноводства в колхозах и совхозах на 1945 гг.»
5
Постановление ГКО «О мероприятиях по перестройке промышленности в связи с сокращением производства вооружения» от 26 мая 1945 г.
7
В 1947 г. и в дальнейшем ежегодно по состоянию на 1 марта по полу, возрасту, стажу работы, профессиям и тарифным разрядам.
9
Экономика Советской Белоруссии 1917–1967 / Ф.С. Мартинкевич (отв. ред.), З.И. Георгидзе, М.Г. Матусевич и др. — Мн.: Наука и техника, 1967.-С. 56
11
Экономика Белоруссии в период послевоенного возрождения. — Мн.: Наука и техника., 1988. — С. 18, 20.
12
Георгидзе З.И, Геращенко Л.Ф. Белоруссия за десять пятилеток. — Мн.: Наука и техника, 1982. — С. 88.
14
Снапкоўскі У.Е. Знешнепалітычная дзейнасць Беларусі, 1944-1953 гг. — Мн.: Беларуская навука, 1997. — С. 108
15
Евгеньев В.В. Международно-правовое регулирование репараций после второй мировой войны. — М.: Гос. изд-во юридич. лит-ры, 1950. С. — 66, 74, 88
16
Г.П. Бушчык. Германскія рэпарацыі і іх роля ў аднаўленні і развіцці эканомікі Беларусі пасля Другой сусветнай вайны // Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснасць: Матэрыялы Міжнар. навук. канф. — Мн.: МДЛУ, 2003. — С. 49-50.
20
Национальный архив РБ, ф. ЗО, оп.6, д. 57. Л. 165, 175, 198; Национальный архив РБ, ф. 30, оп. 6, д. 58 Л. 30.
21
Тихомиров А.В. Беларусь в международных отношениях.: 1772–2002 гг. — Мн.: ЗАО"Веды", 2003. — С. 162.
22
Г.П. Бушчык. Германскія рэпарацыі і іх роля ў аднаўленні і развіцці эканомікі Беларусі пасля Другой сусветнай вайны // Беларусь і Германія: гісторыя і сучаснасць: Матэрыялы Міжнар. навук. канф. — Мн.: МДЛУ, 2003. — С. 48.
23
Шарков А. Архипелаг ГУПВИ на территории Белоруссии: 1944–1951 гг. — Мн.: Тесей, 2003. — С. 40, 75.
24
Снапкоўскі У. Е. Знешнепалітычная дзейнасць Беларусі, 1944-1953 гг. — Мн.: Беларуская навука, 1997. — С. 68
27
Экономика Советской Белоруссии 1917–1967 / Ф.С. Мартинкевич (отв. ред.), З.И. Георгидзе, М.Г. Матусевич и др. — Мн.: Наука и техника, 1967-С. 422.
28
Литвиновский, И.А. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны / И.А. Литвиновский // Российские и славянские исследования: Сб. науч. статей. Выл. 1 / Редкол.: O.A. Яновский (отв. ред.) и др. — Мн.: БГУ, 2004. — С. 228–232.
29
Литвиновский, И.А. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны / И.А. Литвиновский // Российские и славянские исследования: Сб. науч. статей. Выл. 1 / Редкол.: O.A. Яновский (отв. ред.) и др. — Мн.: БГУ, 2004. — С. 228–232.
30
Народное хозяйство СССР. 1922–1982: Юбил. стат. ежегодник / ЦСУ СССР. — М.: Финансы и статистика, 1982 — С. 212.
31
Литвиновский, И.А. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны / И.А. Литвиновский // Российские и славянские исследования: Сб. науч. статей. Выл. 1 / Редкол.: O.A. Яновский (отв. ред.) и др. — Мн.: БГУ, 2004. — С. 228–232.