Эту книгу я написала для того, чтобы поделиться своими мыслями и помочь думающим людям найти ответ на глобальные или «вечные» вопросы. Например: как попытаться сделать жизнь лучше, как устроена человеческая индивидуальность, что такое любовь и какая она бывает, какая религия лучше, что такое молитва, как познать себя, как стать счастливым, что ждет нас в вечности, о воспитании и семейной жизни и другие. Работала над ней много лет и наконец знакомлю вас с тем, что успела написать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новый путь, или Многогранность любви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Введение
В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово было Бог.
Евангелие от Иоанна,
1 глава
§1. Начало начал
Что такое начало начал? Я буду выражаться образно, потому что это характерно для моего мышления, к тому же так больше понятий и ситуаций можно объяснить. Итак, если сравнивать душу со зданием, то начало начал — это фундамент.
У каждого свой фундамент. Фундаментом может быть что-либо из духовных ценностей, только основательное, хорошо продуманное и прочувствованное человеком. Я еще вернусь к теме духовных ценностей. Важно, чтобы основание было твёрдым. Конечно то, какой будет жизнь «хозяина дома» будет зависеть от того, какие духовные ценности он закладывает в фундамент. А также еще и от того, насколько он последователен при выстраивании своей жизни, здания своего мировоззрения. Понятно, что непоследовательность и нетвердость, тем более отсутствие фундамента будут создавать проблемы.
В фундаменте моей души главное — это любовь. Она пронизывает все здание моей души. Правда, любовь может быть очень разной, и об этом я еще напишу в 4 главе. Для меня основное — любовь к Богу, людям, своей семье, к самой себе.
Я считаю, что любовь, вера в Бога и семья — это те три кита, на которых можно построить счастье и даже счастливое общество, ничего при этом не разрушая (кроме отжившего свое и вредного). Вот мое основание.
Задумайтесь, что же главное в вашем фундаменте, на каких 3 китах вы хотите строить свою жизнь, устраивать здание своей души? Или вы строите сразу на 7 холмах? Если Вы ответите себе на этот вопрос, то это будет серьёзным шагом в познании самого себя.
Если Вы поймете, что фундамент недостаточно основательный, то сможете его укрепить со временем, если постараетесь. «Чем тверже будет положено основание, тем прочнее будет здание и легче созидать его», — писал Святитель Иннокентий.
Только я Вам советую во все, что только можете, а особенно в основание своей души заложить хоть капельку любви. И не отрекайтесь от того, что сочли главным. А если отрекаетесь — то пересмотрите всё мировоззрение, всю свою жизнь. Чтобы не получилось, что основание отдельно от всего здания.
Пусть же никто из вас не «уподобится человеку безрассудному, который построил свой дом на песке, и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 26—27). Да не случится этого с вами!
В этой главе я напишу о разных вещах, о которых считаю нужным писать в первую очередь.
Постигнешь мысль — себя постигнешь ты
И будешь властен над самим собою.
В. Сидоров
§2. Как познавать себя
Не зря древние советовали познать себя! Это путь к познанию мира, новым возможностям. Надо понять себя, чтобы найти своё место в жизни, ценить свои достоинства и бороться с недостатками, найти себе друзей по душе, измениться, в чем возможно, в лучшую сторону.
Мы все думаем или думали в своей жизни на тему: что такое человек и в чем смысл жизни. А это тоже желание познать себя и жизнь вокруг себя. Жизнь так многогранна, что в ней надо понять, что для тебя главное, какому делу ты будешь себя посвящать, найти своё место в жизни.
Давайте же познавать себя, чтобы найти свою цель, свою заветную любовь и счастье! Впрочем, я думаю, что нет ни одного нормального взрослого человека, который не занимался бы познанием себя, не думал бы об этом.
Многие с любопытством читают гороскопы. Иногда при их составлении человек прибегает к магии и подобным опасным вещам. Не зря же это путь, не благословлённый православной церковью, а проще говоря, греховный. К тому же, что это не лучший способ познания себя — слишком всё условно и обобщенно. А иногда гороскопы просто придумываются автором, составляются по интуиции. Это могут быть общие слова, которым бессмысленно придавать большое значение.
Гораздо больше нам может помочь психология. Есть хорошие тесты, которые позволяют нам оценить свои особенности, способности, иногда и профессиональную пригодность. Конечно, не все тесты хорошо составлены, не всегда дают точные и правильные ответы на вопросы. И, кроме того, в них невозможно учесть абсолютно все индивидуальные особенности. К тому же психологические тесты — это как бы «статика души», т.е. она может показать привычное или нормальное для вас состояние, характерные черты, но совершенно не учитывает, что вы можете сильно меняться во времени (иногда и за очень короткий срок).
Но все же лучше изучать свою душу при помощи психологии и философии, чем совсем не изучать."…любые явления, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни, имеют и психологический план, осуществляющийся по своим законам, которые нельзя безнаказанно игнорировать» — писал Л. П. Гримак в книге «Резервы человеческой психики».
Есть много психологических типов личности. Вот основные четыре: взрывной холерик, жизнерадостный сангвиник, спокойный флегматик, склонный к печали меланхолик. Они используются даже в медицине. Есть деление по степени открытости окружающим: экстраверт — общительный, открытый и интроверт — более закрытый, сдержанный, в крайнем проявлении — замкнутый. Обычно интроверты доверяют лишь самым близким, они ранимее, осторожнее. Не стоит заставлять интроверта открывать душу, если он не хочет. Что касается меня, то я экстраверт и комбинирую в себе многое из разных типов личности, раньше были выражены черты холерика, сейчас я больше похожа на сангвиника. Про меня говорили, что я человек настроения. Отчасти это так и до сих пор. Но последние годы настроение все больше радостное, творческое. А вокруг себя я вижу много людей настроения.
Еще бывает различная степень властности, эмоциональности, любви к новизне, способности переключаться с одного дела на другое. У людей может много особенностей: например, разная скорость мышления, кто-то медлительный, кому-то трудно доводить дело до конца, кто-то не любит читать книги и размышлять, а кому-то эти же вещи — как хлеб насущный. Кто-то неловкий в силу каких-то глубинных причин (например, плохо развитого мышечного чувства) и т. п.
Только надо осторожно относиться к советам психологов, потому что они могут быть совсем не такими, как законы совести, призывы любви, каноны веры. Кроме того, как пишет А. Рогозянский в вступлении к книге «Начало христианской психологии. Опыты самоиспытания»: «…нынешнее психологическое знание желает принять на себя ту роль, которая на протяжении многих столетий принадлежала исключительно Церкви: наставлять, утешать, разрешать душевные противоречия и нестроения во взаимоотношениях с ближними». Нельзя перекладывать роль Церкви на психологию, но кое-что взять из психологии, с большой осторожностью, думаю, что можно.
Ещё следует понять, что психология — это не цельная наука, а собрание разных психологических школ. И в разных школах разные термины, подходы к проблемам, методы, не всё приемлемо для православного человека.
Для примера размышлений для самопознания я проанализировала свои качества (свойства, черты характера) и некоторые из них записала. Причем это было изначально записано в 2001 — 2002 году.
Жизнерадостная
Эмоциональная
Общительная
Упорная
Любвеобильная
Оригинальная
Задумчивая
Противоречивая
Романтичная
Доверчивая
Впечатлительная
Любознательная
Перечитав это позже, в 2016 году, я практически ничего не убрала из списка, чем была сама удивлена, а наоборот, добавила:
Поэтичная
Творческая
Но всё же с годами я становлюсь всё менее и менее доверчивой, особенно с малознакомыми людьми. Со временем появляется осторожность, я становлюсь рассудительнее и спокойнее. И это всё на фоне активной духовной жизни.
Свои достоинства и недостатки стоит тоже записать, но так, чтобы кроме близких их никто не видел.
При изучении собственной личности неплохо прислушиваться к тому, что говорят друзья, родные, хорошие знакомые и даже враги. Но только с учетом того, что нам иногда льстят ради чего-то и излишне ругают в гневе. С особо близкими людьми можно обсудить свои качества, достоинства и недостатки, выяснив заодно, какие недостатки их особенно расстраивают. Можно попросить изложить их письменно. Один священник таким способом рекомендовал подготовиться молодому человеку к исповеди — чтобы домочадцы написали ему недостатки, в смысле — грехи.
Думаю, что не сходятся люди, у которых нет общих черт характера, качеств, общих интересов. И чем больше у людей общего, тем легче, а иногда и интереснее им общаться. Очень объединяет людей наличие общих ценностей, общие религиозные взгляды, сходство взглядов на жизнь.
Тема данного параграфа очень перекликается с более поздним по созданию 4 параграфом «О понимании» (боюсь даже, что немного его перегрузила). Ведь мы лучше понимаем самих себя, вглядываясь внимательно в окружающих и внимательно изучив себя, беспристрастно сравнив с близкими людьми, таким способом мы можем совершить свои духовные открытия, лучше понять их. И благодаря этим открытиям, возможно, вы научитесь радостнее и полноценнее общаться, больше удовольствия доставите любимым людям и себе и приблизитесь к счастью, либо усилите его, жизнь заиграет новыми красками.
§3. Как устроена человеческая индивидуальность. О душе и духе
Для продолжения познания себя предлагаю рассмотреть и сравнить две концепции человеческой индивидуальности, взятые из двух очень разных источников. Один источник — брошюра Воскресенского Б. А. «Общая патопсихология», которую нам в медицинском институте дали для прохождения цикла психиатрии. Другая книга написана православным священником и замечательным врачом Лукой Войно-Ясенецким «Дух, душа и тело».
Б. А. Воскресенский пишет: «Одна из концепций человеческой индивидуальности — трихотомическая концепция». Ее графическое изображение на рис.1.
Мы видим, что согласно этой теории человеческая индивидуальность состоит из духовных ценностей, психических процессов и тела. рис.1
У Луки Войно-Ясенецкого концепция человеческой личности заложена в самом названии книги: в человеке есть дух, душа и тело. Удивительно, что столь разные авторы дают очень схожие по сути концепции. Духовные ценности соответствуют понятию духа, душевные процессы соответствуют душе, тело есть тело. Это сходство наводит на мысль, что эти концепции в принципе верны.
Теперь давайте расшифруем понятия, которыми пользуются оба автора. Начнем с самого приземленного — тела. «Под телом (внутренний круг) понимаем физическое существо человека, все органы организма в их взаимосвязи и взаимодействии» — сказано у Воскресенского.
Войно-Ясенецкий уделяет большое внимание глубоким связям между духом и душой, душой и телом, духом и телом. Например, он пишет: «Все, что происходит в организме, и самое анатомическое строение его, кладет глубокий отпечаток на психику». Тело — материально и вот что святитель Лука напоминает нам о свойствах материи: «Движение составляет сущность материи»; «Вечной материи нет».
Вот что пишет Воскресенский о психических процессах: «Психические (душевные) процессы и состояния (средний круг) — это мышление, воля, память, внимание и др. Определение особенностей этих функций, структур, „кирпичиков“, или „органов“ душевной деятельности создают психические индивидуальности, характеры, варианты психического облика». Фактически здесь говорится о душе. Но у этой характеристики есть недостаток: среди душевных процессов почему-то не названы эмоции, хотя они составляют важнейшую часть психики человека.
Святитель Лука пишет о том, что есть по меньшей мере 2 значения слова «душа»: первое — соединенные при жизни человека душа и дух, второе — как психические процессы, связанные с телом. Вот как описывает он последнее значение: «душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательных высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям». Вот его пояснение первого понятия: «Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности».
Самая малоизученная и таинственная часть человеческой индивидуальности, которая, на мой взгляд, важнее всего — дух или духовные ценности. Вот что сказано об этом в брошюре «Общая психопатология»: «Духовные ценности (наружный круг) — это прежде всего моральные, нравственные устои человека, его направленность, ценностные ориентации, познавательные и эстетические способности, это собственно личность человека, это по существу человек как член общества». Понятно, что именно эта часть определяет очень многое, в частности отношение к жизни, именно с нее начинаются грехи, пороки и такие болезни как алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.
В книге «Дух, душа и тело» определение оказалось более сложным для понимания: «Дух есть сумма нашей души и части ее, находящейся вне границ нашего сознания».
Получается, что дух — это нечто, очень сложное в познании. Еще проливают свет на сущность духа следующие слова Войно-Ясенецкого: «Дух человеческий имеет начало в Духе Господнем».
Думаю, что самая чистая и нежная любовь на земле имеет начало именно в человеческом духе. И потому она кажется неземной, потому что эта способность любить — от Бога.
Конечно, понятия духа и духовных ценностей, а также души и психических процессов отличаются друг от друга, но при этом обе концепции имеют много сходства и как бы дополняют друг друга. Это два взгляда на один и тот же вопрос, на одну и ту же проблему — познания человека.
Но есть серьезная разница — часть функций, которые материалисты приписывают мозгу, в Библии отводится для сердца. «Сердце, по священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания» — такой вывод делает Лука Войно-Ясенецкий. Конечно, для того, чтобы разобраться в этом, полезно самому почитать его книгу «Дух, душа и тело». Это небольшая по объему, но интересная и очень своеобразная книга, пересказать ее очень трудно.
Хочу заметить, что болезнь может начаться с любой части человеческой индивидуальности, и поскольку они очень тесно связаны между собой, то легко переходит с души на тело — и формируются психосоматические заболевания (бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, некоторые кожные заболевания и др.), с тела на душу — и возникают психические реакции на болезнь или перегрузку (невроз, психоз, депрессия и др.), а из-за плохого состояния духа нас могут постигнуть очень многие болезни и беды. Например, некоторые дерматологи и психиатры говорят: «Иногда кожа становится зеркалом души.» Например, экзема и нейродермит могут возникнуть на фоне стресса и из-за него. Дух очень тесно связан с душой и из-за проблем духовного плана легко возникают проблемы с душой вплоть до серьезных психических заболеваний. Поэтому надо стараться сохранить здоровье не только телесное, но душевное и духовное. И народная поговорка говорит, что почти «все болезни от нервов».
Думаю, что духовное и душевное здоровье даже важнее, чем телесное, потому что душа и дух — больше тела, дух бессмертен в отличие от тела. И к тому же больную душу еще труднее излечить, чем больное тело.
Святой Симеон Новый Богослов писал: «Тело, будучи сложено из многих, и притом из неодинаковых частей, которые сами составлены из четырех стихий, когда занеможет, имеет нужду в разных врачевствах, и притом составленных из разных трав. А душа, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, одно врачевство врачует ее — Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа». Сложность заключается в том, что атеисты, агностики, сектанты и маловерные люди вряд ли самостоятельно будут искать истинной благодати, которая исцеляет душу. Для ее обретения надо трудиться, но труд этот своеобразный — пост, молитва, посещение храма, исповедь, духовная брань и др.
Душа человека в широком понимании этого слова, к сожалению, не может быть изучена до конца. И все же с душой профессионально занимаются некоторые люди. Психологи занимаются здоровой душой, а психиатры — больной. Поскольку они в большинстве своем материалисты, то человеческим духом они либо не занимаются, либо касаются его вскользь, считая, что духовные ценности — личное дело каждого. Такие специалисты работают в основном с тем, что Воскресенский назвал психическими процессами.
По-настоящему человеческим духом занимаются только священники. Церковь многие века заменяла функции психологов (о чем я уже писала во 2 параграфе) и тогда помощь психиатров требовалась гораздо реже. Слава Богу, в наше время появились православные психиатры, которые, заботясь о душе, помогают восстановить духовное здоровье. Например, Авдеев Д. А. в соавторстве с Невяровичем К. А. написал много книг на темы душевного здоровья в широком смысле этого слова. Одна из них так и называется «Наука о душевном здоровье».
Рисунок 2
Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймёт.
Габриэль Гарсиа Маркес
§4. Понимание и непонимание
Многие слова, многие понятия имеют несколько смыслов, оттенки значений. Из-за того, что люди вкладывают разные смыслы в одни и те же слова, бывает непонимание, серьезные ошибки. Поэтому, когда я буду говорить на определенную тему, то буду в начале темы расшифровывать свое понимание ключевых слов, процитирую, пожалуй, иногда и толковый словарь.
«Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты». Считается, что эти слова сказал Конфуций. И я согласна с этими словами. Ведь трудно быть счастливым, когда нет взаимопонимания с близкими, с друзьями, когда между вами глухая стена непонимания, все глухи к твоим потребностям, к твоим порывам, добрым чувствам и боли. Правда, в моей жизни именно такой картины не было никогда. Было в юности страшно рассказывать маме о первых влюбленностях, я боялась быть непонятой. Но на многие другие темы я общалась с семьей, а потом появились друзья, и со временем они всё больше меня понимали и я всё больше понимала саму себя. И чем больше было понимания, тем легче было обрести радость и счастье.
Это особенная полнота счастья, когда между людьми и любовь, и понимание, и доверие. И для семьи это особенно здорово. А если в семье нет такой прекрасной картины, то надо бы к ней стремиться, быть честными друг с другом, в идеале — полностью раскрыться друг другу и свято этим дорожить, углублять понимание, разбирая, что для тебя и для него значит то или иное понятие, изучать опыт и взгляды, а также вкусы любимого человека, прислушиваться к его опыту, предупреждать друг друга в служении и терпении. И никогда не пользоваться слабостью близкого человека, не бить в больные точки. Подробнее эту тему раскрою в 5 главе — о семейной жизни.
Во втором параграфе 1 главы я кратко разбираю типы личности. Полезно понять не только свои психологические особенности, но и близких людей. Потому что, к примеру, к холерику нужен один подход, а к флегматику другой.
Также людей можно поделить по предпочитаемому способу получения информации. Больше всего людей, которым легче воспринять информацию в записанном или нарисованном виде, всё то, что можно увидеть — это «визуалы». Есть люди, которые лучше воспринимают на слух — «аудиалы». И есть еще способ получения информации на ощупь, те, кому этот способ ближе, условно могут называться «кинестетики». И есть множество вариантов, как это комбинируется между собой. Зная, к какому типу относится ваш близкий человек, вы поймёте, как легче донести до него информацию — схемой, устной речью или поглаживанием. Это конечно приблизительно, но думаю, вы мою мысль поняли.
Всем полезно научиться не просто слышать, но внимательно слушать, вслушиваться в то, что тебе говорят, некоторые важные вещи нужно и запомнить, и сопоставить с другими фактами, А иногда даже проявлять послушание — то есть сделать так, как тебе говорит этот человек, будь то начальник, родственник, священник, друг, товарищ. Это должно быть разумным, хорошо обдуманным делом. Но невозможно исполнить добрый совет, если ты его не воспринял, не услышал своим разумом. Иногда, «визуалам», совет или важную информацию можно преподнести в графическом виде.
Для того и нужна психология, чтобы знать типы личностей и искать подход к человеку, ключ к его пониманию. Надо также учитывать и особенности воспитания, в какой среде вырос человек.
Можно догадаться, что вспыльчивый холерик быстро забудет причину раздражения, конфликта, а флегматик или меланхолик могут долго страдать, например, из-за обиды. Конечно, это зависит еще и от ситуации. Как говорила одна моя коллега средних лет: «Я буду скандалить только по-крупному», то есть только по серьезному поводу. Иногда мы не понимаем, что серьезно для наших близких, а что нет. Для этого нужны не только познания в психологии, но и чуткое сердце.
И хорошо бы понять систему ценностей человека. Потому что не для всех больше всего ценны любовь и духовное совершенство, есть люди, которые больше ценят деньги, власть, престиж, знания и т. п. Для некоторых важнее всего физическое совершенство, спорт, например или идеальная фигура.
Если вы хотите понимать человека и мирно с ним уживаться, то надо учитывать чужие особенности, не высмеивать их, уважать, если человек делает что-то необычное, трудное для себя. Например, если медлительный человек что-то сделал вовремя, то это надо ценить, ведь ему это тяжелее, чем шустрому человеку. Так же надо делать «скидку», поправку на возраст, особенности воспитания, образования и т. п. Например, людям зрелым трудно пользоваться интернетом, новой и сложной техникой. А медики иногда говорят о болезнях во время еды, не особенно разбирая, к месту ли это.
Кто-то более чувствительный, ранимый, ему очень нужно душевное тепло, а другой смеётся над ласками, мол, «телячьи нежности». Хотя душевное тепло нужно всем, просто некоторые стесняются в этом признаться или лгут самим себе. Полагаю, что нет бессердечных людей, есть люди, которые не понимают собственного сердца, плохо знают, что в нём происходит.
Чтобы сердце было чутким, хорошо бы заняться духовной жизнью. О духовной жизни и борьбе с гордостью я напишу во 3-й главе. Ведь иногда именно гордость или гордыня мешают нам понять близкого человека, не дают нам поставить себя на его место.
Но не только гордость и наша греховность мешают нам понимать друг друга. До конца ни один человек не поймёт другого никогда, любое понимание — лишь отчасти. Потому что нельзя влезть в чужую шкуру, прочувствовать чужую боль, пройти полностью тот же жизненный и духовный путь, невозможно абсолютно одинаково мыслить. Люди все разные, индивидуальности, у всех сотни нюансов. Да, бывает духовное родство, духовное и душевное сходство. И этого частичного понимания двух духовно близких, а что чаще бывает душевно или даже эмоционально близких людей может оказаться достаточно для радости, счастья.
Иногда нас окрыляет даже намёк на понимание. Например, встретить товарища по несчастью. Или возможность выговориться, пообщаться с виртуальным другом — и вот уже облегчение, уже радость.
При общении через интернет, через сообщения, если это общение с реальными друзьями, родственниками, любимыми людьми часто возникают проблемы, которых можно избежать при личном общении. Достичь полноценного эмоционального контакта через интернет и телефон труднее, чем лично, а значит и радость общения неполная, вполне вероятно, что при встрече вы лучше друг друга поймёте.
Например, при встрече будет играть роль и интонация, и улыбка. И порою настолько большую роль, что сильно меняет смысл слов. И там, где в сообщении всего два слова из-за недостатка времени и других причин, в жизни возможно будет живая и доброжелательная беседа. А по телефону или через интернет — обиды и непонимание. Хотя и люди те же, и тема та же, а условия другие.
Думаю, что и скайп не решает проблемы полностью, потому что по скайпу не налить чашку чаю, не обнять, не поцеловать, не почувствовать запах, не увидеть того, что в соседней комнате. А вполне возможно, что этот запах или это соседняя комната поможет понять, что происходит с твоим собеседником, а выпитый вместе чай сильно изменит настроение.
Я это к тому, что надо стараться чаще встречаться с дорогими, близкими людьми, чтобы лучше их понимать. Живое общение гораздо лучше и естественнее.
Обычно чем старше человек, тем больше у него стереотипов. Но так не всегда. Если человек думающий, ему легче проанализировать необычную ситуацию, найти нестандартное решение, индивидуальный подход. Определение стереотипа из словаря Ожегова:
«1. Типографская печатная форма — рельефная копия с набора или клише (спец.). Литой с. Металлический, пластмассовый, резиновый с. 2. перен. Прочно сложившийся, постоянный образец чего-н., стандарт (книжн.). Действовать по стереотипу. II прил. стереотипный, — ая, — ое (к 1 знач.). Стереотипная копия. Стереотипное издание книги (со стереотипа)». Конечно, в данном случае и в большинстве случаев это слово используется во втором значении. И проблема в том, что у одного человека эти «сложившиеся образцы» одни, а у другого — совершенно иные. И опять же люди могут не понять друг друга, особенно если они разных поколений или выросли в разной среде.
Если человек разумный, умело пользуется своим разумом, ему легче проанализировать необычную ситуацию, найти нестандартное решение, индивидуальный подход. Он легче поймёт и чужие стереотипы, если хотя бы попытается это сделать.
Представим себе семью, мужа и жену, одного поколения, схожего воспитания, одного духа, из соседних домов, схожих характеров, уступчивых, внимательных, думающих. Вот, кажется, идеальные условия, должно быть понимание. И оно скорее всего будет, насколько возможно для грешных людей. Но однажды один из них тяжело заболеет и может быть скажет другому: «Ты не понимаешь, как мне больно, как мне плохо!». И отчасти будет прав, потому что невозможно до конца понять то, что не испытываешь. Но второй супруг будет стараться понять, сочувствовать, сострадать, наверное будет ухаживать за больным и стараться облегчить его боль. Такое отношение надо ценить.
Надо учесть, что люди со временем меняются, особенно дети и подростки. В дошкольном возрасте у них одни интересы, потом другие, меняется характер, в школьные годы тоже всё много раз меняется, постепенно дети хотят всё больше самостоятельности и надо предоставить её в разумных пределах. И родителям хорошо бы стараться уважительно относиться к своему ребёнку, ценить его шаги к взрослению. Подробнее об этом я планирую написать в 7 главе, которая будет посвящена воспитанию.
Пожилой человек, ставший одиноким, тоже может очень сильно поменяться, например, трепетнее относиться к своим детям и внукам, сильнее бояться смерти. Пожалуй, часто серьёзная потеря что-то меняет в человеке, особенно во вдумчивом и глубоком.
Раз душа мечтает о полноте понимания — оно должно где-то быть. Наверняка, в Царстве Небесном, в раю. Хотя есть некоторые люди, у которых это Царствие начинается внутри. Оно вообще-то доступно для того, чтобы открыть его в себе — для начала надо открыть Христу дверцы своего сердца и работать над собой, очищать это сердце, тогда в него постепенно будет приходить эта небесная радость и увеличиваться в нём. Если оно открывается грешным людям, то что говорить о Святых — у них много внутри Царства Небесного, Неземной Радости. И между Святыми людьми начинается и более глубокое понимание, они приближаются к Богу и друг к другу. Приближаясь к полноте Благодати, они приближаются и к полноте понимания. И оставаясь верными своим идеалам, сохраняя свои индивидуальные особенности, до бесконечности уподобляются Творцу всего мироздания, который есть Подлинная Любовь. И после земной жизни людей, стремящихся ко Христу всей жизнью, ждёт Блаженная Вечность, где их Радость будет только расти, они будут окружены любящими и понимающими людьми.
Иногда мы не понимаем того, что читаем, не вникаем, о чем говорит автор. Чтение — сложный процесс. Об этом хорошо написал философ Иван Ильин в своей книге «Поющее сердце»: «И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов, доказательств, целое здание духа, которое дается нам прикровенно, как бы при помощи шифра. Оно скрыто за этими черными мертвыми крючками, за этими общеизвестными, поблекшими словами, за отвлеченными понятиями. Жизнь, яркость, силу, смысл, дух — должен из-за них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: всуе будет его „чтение“ и книга пройдет мимо него». Да не будет этого с нами!
Там, где все кажется безутешным,
утешение уже стоит у порога.
Иван Ильин
§5. Когда очень трудно
Нам всем иногда бывает по-настоящему трудно. И это неудивительно. Если учесть невиданное развращение нравов, хамское отношение к природе и многое другое, то начинаешь думать что этот мир похож на огромный организм, который тяжело болен. Если продолжать это грустное сравнение, приходишь к выводу, что смерть в данном случае близка и неизбежна. Из биологии и медицины известно, что умирание — не один миг, а сложный и мучительный процесс, состоящий из нескольких этапов (предагония, агония, клиническая смерть, биологическая смерть). Я смею предположить, что наш мир находится теперь в предагональной стадии или может быть даже начале агонии. По-моему, это многое объясняет.
У меня есть несколько советов для случаев, когда очень трудно. Прежде всего, всем следует искать поддержку свыше. И в первую очередь — молиться как можно больше.
Советы для тех, кто считает себя слабым. Иногда надо «плыть по течению» в том смысле, что со многими обстоятельствами придется смириться, идти по пути наименьшего сопротивления. Но не во всем. Например, от веры отрекаться нельзя ни при каких обстоятельствах. Надо искать помощи, совета, поддержки от окружающих. Возможно, что вам помогут не только окружающие люди, но и книги, письма, газеты (объявлений) и т. п. На мой взгляд, очень важно не впадать в панику, тщательно обдумать ситуацию и решить, кто действительно захочет и сможет вам помочь, кто не принесет вреда, где можно найти ответ на волнующий вопрос. Иногда подумайте: может я не такой уж и слабый? Иногда в трудной ситуации в человеке раскрываются новые возможности, новые силы и новые таланты.
Для тех, кто считает себя сильным, такие советы. Во-первых, надо верить в лучшее и молиться (если умеешь). Во-вторых, следует хорошенько обдумать, как распределить свои силы. В трудной ситуации зачастую нужно много сил, знаний, умения для ее разрешения (и еще немного везения впридачу). Очень важно не растрачивать силы впустую. Второстепенные дела, наверное, придется отложить. В-третьих, бывают ситуации, когда сильному и умному человеку нужно признаться себе в слабости и просить помощи и совета. Опять же очень важно, у кого.
В этом мире много людей, которые оказались не в той среде, которая им нужна или не в той среде, где им хорошо и комфортно. Например, молодежь легко попадает в дурную компанию, иногда мы попадает в рабочий коллектив, который там не подходит, не можем сработаться с начальником, не в силах подолгу общаться с бывшим супругом. Что же делать? Перестать общаться с той дурной компанией, с которой можно перестать общаться, сменить работу, если проблема в рабочем коллективе. Если уйти нельзя, то надо адаптироваться или сократить встречи с опасными для вас людьми. Сильный человек может попробовать влиять на окружающих, но очень осторожно, вдумчиво, начиная с тех, кто к нему лучше всего относится. Лучше показывать добрый пример, учить не только и не столько словами, а делами. Это лучше резких и грубых слов (правда, не всегда).
Слабому в подобной ситуации надо выработать защитное поведение — уменьшить общение с наиболее опасными людьми, общаться с более доброжелательными, искать поддержки у других людей, более старших, более умных, более сильных.
Бывают ситуации, когда в трудные дни нам очень помогают положительные эмоции и добрые слова из хороших книг, фильмов и песен, красота природы, общение с хорошими знакомыми.
Александр Сергеевич Пушкин написал очень милое на мой взгляд стихотворение, которое может утешить в трудную минуту:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись,
В день уныния смирись,
День веселья верь, настанет.
Сердце в будущем живет,
Настоящее уныло.
Все минутно, все пройдет,
Что пройдет, то будет мило.
Эти строки помогали мне оставаться неисправимым оптимистом даже в трудные дни.
Теперь я хочу обратиться к одной из книг православного философа Ивана Александровича Ильина, слова которого я поставила в эпиграф. Не зря же 1 часть его книги «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» посвящена тяготам жизни. Он пишет: «Истинное утешение происходит из глубин твоего собственного духа!». Именно из глубины духа, а ведь дух человеческий схож с духом Божиим. И частичку Царствия Божия мы носим в себе именно благодаря тому, что у нас есть дух. Во всем нам незримо помогает Бог, особенно когда мы к нему взываем.
Ильин советует любые тяготы стараться переносить спокойно, научится смотреть в глаза «врагу», и лекарство найдется само собой: от скуки — любовь, от бессонницы — спокойное раздумье и молитва, от мучительной заботы — умение смотреть в прошлое и мыслить абстрактно, от серых будней — тайный, благородный смысл труда, от неудачи — подавление своего тщеславия, стремление к успеху и еще много о чем пишет Иван Александрович в свой книге.
Остановимся на теме неудачи, потому что это одна из самых болезненных, серьезных и часто встречающихся проблем нашей жизни.
«Пока жив человек, все можно исправить, каждую неудачу можно и должно обратить в успех, да даже самый дурной поступок может и должен быть искуплен и произрасти исцеленным в ткани раскаивающегося, творческого духа» — напоминает нам философ Иван Ильин.
Еще он пишет: «…неудача — лучшая школа успеха. С ней надо обращаться, как с предметом тренировки, как с необходимым закаливанием, как с источником понимания и мудрости жизни; как с дорогим поучением, как с трамплином для новой борьбы…
..ее необходимо воспринимать с помощью воли и обращаться с ней, как с проблемой воли, и с помощью спокойного исследовательского разума — как с проблемой разума.
Нужно продумать все так, как будто это была чужая неудача, на которой надо учиться: откуда пришла неудача? Чего мне не хватило? Где я действовал неправильно? Возможно, неосторожно или нерешительно? Возможно, заносчиво, поспешно, бестактно?»
И к этому хочу добавить сильную фразу того же автора (возможно, кого-то отрезвят именно эти слова): «Ведь в жизни действительно существует нечто большее, чем просто жизненный успех, а именно — духовная победа над мелочным, тщеславным поганцем в собственной душе».
Святой отец авва Ор писал: «Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя и говори: это случилось со мной за грехи мои».
«Скорби нельзя приписывать случаю, поскольку их всегда попускает Бог или за прежние грехи, или за настоящие, или предотвращая будущие. Скорбь есть жезл наказания Божия — горькое, но необходимое лекарство, училище смирения, терпения и кротости, узкий путь к вечной жизни. Все святые признавали великую пользу от благодушного перенесения скорбей.» — пишет Г. Н. Лопаев в книжечке «Без смирения нет спасения».
Николаю Дроздову, известному телеведущему принадлежат слова: «В трудных, непредвиденных обстоятельствах я часто всем говорю: «Давайте, помолимся, и Господь всё устроит»!
На тему, которой я посвятила этот параграф, можно написать несколько томов. Но на некоторые вопросы лучше искать ответы в самой жизни, в том, что окружает, у тех, кто рядом с вами.
В оный день, когда над миром новым,
Бог склонял лицо свое, тогда,
Солнце останавливали словом
Словом разрушали города.
Николай Гумилев.
§6. Сила слова
Слово имеет огромную силу, если в него верить.
Но самые сильные слова — слова искренних молитв, потому что они обращены к самому Богу, который всемогущ и милостив. О том, какой должна быть молитва православного человека и насколько она значима, я напишу в 3 главе.
Большую силу имеют ласковые слова, слова любви, искренние и нежные. Они согревают душу, помогают пережить трудности, дают силы, могут даже спасти.
Страшные беды может натворить грубое или не вовремя сказанное слово. Некоторые из произносимых нами слов могут быть сопоставимы по своей разрушительной силе с последствиями термоядерного взрыва. Это в первую очередь грубые и «нечистые» слова (нецензурная брань).
Отчасти этим объясняется большое число самоубийств среди детей и подростков.
Хочу обратиться к материалам статьи «Вначале было слово» в газете «Новый век» №1 (17) 2001 года. Учеными был создан аппарат, переводящий слова в электромагнитные колебания. Было доказано, что любое сказанное слово — не что иное, как волновая генетическая программа, способная существенно изменить вашу жизнь. В какой-то момент оно может сработать по принципу прыгающего гена или «бешенной клетки», вызывающей у человека рак, слабоумие и др.
«Нечистые» слова способны вызывать в живой клетке мутагенный эффект, равный воздействию радиоактивного излучения в 30 тысяч Рентген.
Взяв партию семян арабидопсиса, уже убитых силой радиоактивного излучения в 10 тысяч рентген, ученые через указанный выше аппарат, произнесли набор слов, подобранных подобно тем, какими священник благословляет в церкви прихожан. И семена ожили.
Чтение текстов Священного Писания способно, как оказалось, оживлять искореженные злом наследственные программы человека.»
Тут вспоминаются слова Послания к Евреям святого апостола Павла (см. 4 главу, Стих 12): «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные».
Слова определяют многое, часто незаметно для нас. Слова наши — это выражение работы нашего ума, нашей души. Поэтому, если мы следим за культурой нашей речи, то следим за своей душой, своим умом.
Через слова мы можем влиять на чужой ум и чужую душу. Если человек открывает вам душу и просит совета — никогда не плюйте ему в душу, не давайте дурных советов.
Недобрые, неосторожные слова в такой момент будет особенно больно слышать.
Старайтесь, чтобы даже ваши слова приносили людям пользу, а не вред. Особенно тем, кого любите. Ведь словами можно утешить и поддержать человека, которому трудно.
Теперь позволю себе порассуждать о тех случаях, когда мы обращаем слова к самим себе.
Гипноз, самогипноз и аутотренинг в чистом виде со всеми приемами дыхания и медитации для православного человека неприемлемы, потому что грешно открыто обращаться к собственному подсознанию (или просить кого-то помочь в этом) вместо того, чтобы обратиться к Богу. Потому что получится, что себя мы ставим выше Бога.
Однако элементы самовнушения в некоторых ситуациях могут иметь место. Особенно в трудной ситуации, как дополнительный способ борьбы с грехами и недостатками. Только не стоит этим увлекаться, так как в подобных действиях косвенно содержится забвение о Боге — что можно считать шажком к новому греху.
Далеко не все вопросы можно решать с помощью самовнушения. Медицинские проблемы, например. Самовнушение — очень слабый метод лечения и профилактики ОРЗ, сильной усталости, ангины, гиповитаминоза и т. п. Можно снять напряжение, мешающее уснуть, с помощью самовнушения. Но полноценный сон оно не заменит. Физически больному человеку не стоит внушать, что он здоров, а лучше лечиться разумными методами.
Итак, в каждой ситуации стоит решить, можем ли мы обойтись без самовнушения. Если да, то лучше обойтись без него, а взывать к Богу. Как — про себя или вслух, своими словами или словами молитвослова — решать нам.
Если мы решаем использовать самовнушение для борьбы с грехами, недостатками, то надо выбрать, какие из них нам мешают больше всего. Потому что со всеми сразу бороться трудно. Человек без недостатков — это очень трудно достижимый идеал.
Выбрав мишень для борьбы (т.е. недостаток), выбирайте оружие. Это будут те слова, которые вы будете повторять и в которые будете верить. Слова эти, на мой взгляд, лучше подобрать самому, с учетом своей жизненной ситуации. Конечно, самовнушение способно помочь в решении не любой проблемы, а некоторых душевных проблем, связанных с неправильным душевным состоянием, вредными привычками, поможет при изменении мировоззрения, в период болезненного перестраивания здания своей души.
Этот этап важен, потому что от слов, в которые поверите, будут зависеть изменения. Правда, степень этой зависимости может быть разной. Текст может быть коротким (например: «я не буду больше ругаться с родителями») или состоять из нескольких фраз.
Когда в моей жизни был трудный период, я запуталась в новой информации, меня упрекали за каждый промах и даже за мои фантазии, я составила для себя такой текст:
«Я отбрасываю эзотерические и психоделические фантазии. Мои взгляды укладываются в православные догмы. У меня трудный характер, но с каждым днем он становится лучше. Иногда я бываю несдержанной. Однако становлюсь сдержаннее и умнее с каждым днем, следовательно, благоразумнее.»
Я свято верила в эти слова и повторяла их поначалу 3—4 раза в день (часто про себя, в дороге или суете), а потом 1—2 раза в день. Мне стало легче от этого. Через пару недель мое общение с окружающими стало легче и проще. Потому что мне удалось (с Божьей помощью, конечно) найти нужные слова. И я уже своей жизнью доказывала, что эти слова — не пустой звук, а правда.
Это один из простых способов изменить что-то в своей жизни, и главное — самому измениться. Хотя он не всем и не всегда помогает, но может помочь.
Хочу добавить, что самовнушение особенно эффективно в момент засыпания. Видимо, в этот момент внушаемость человека повышена, чем можно воспользоваться. Только очень осторожно.
Не будь неразумным
ни в большом, ни в малом.
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова,
§7. Мысли о разумном, неразумном и безумном
Все в этом мире относительно. Мы оцениваем свои и чужие поступки и речи не только как хорошие и плохие, но и как разумные, неразумные или безумные. Если же лично вы не делаете такую оценку поступкам, то это все же не помешает.
Разумное имеет свои пределы, переступая за которые, мы ведем себя неразумно. Если мы переступаем пределы неразумного, то ведем себя безумно. (смотри рис.3). Конечно, это условная схема, ведь в каждой ситуации свои грани безумного и разумного, разные люди видят это по-разному. Но мысленно мы это оцениваем. И может быть, стоит это делать немного чаще.
Иногда хорошо придерживаться золотой середины, то есть самой центральной позиции, иногда это больше похоже на посредственность. Но самые крайности — это безумие. Например, безумие все подчинять одной-единственной мысли, какой бы хорошей она ни была и в то же время безумно хвататься сразу за сотню дел.
На мой взгляд, надо почаще оценивать наши поступки именно с этой точки зрения, особенно те, которые мы только собираемся сделать. Это может помочь нам вести себя разумнее. Может быть. Именно этот принцип поможет некоторым безрассудным людям вести себя разумнее. Может быть, нащупав пределы разумного, умный станет мудрее, а склонный к безумию не сойдет с ума. Хотя следует помнить, что странные слова — это не обязательно бред, а на маленькие странности имеет право каждый человек.
Говорят, что знающий меру достигнет успеха. Так давайте с Божией помощью будем искать ее, стараться «знать меру во всем». В наше нелегкое время чудачества и дурачества — это роскошь.
Многим из нас стоит просить у Бога разума, мудрости. Не зря же царь Соломон в начале своего царствования попросил у Бога именно мудрости. Как велик и славен был его жизненный путь! Вот достойный для подражания пример. Каждому стоит читать его книги и надеяться, что Господь дарует нам хоть капельку той мудрости.
Если человек почти все время ведет себя неразумно или безумно, ему следует молить Бога вернуть ему разум, каяться в грехах, если он способен каяться. Если человек осознает свое неразумие или безумие, то может попробовать контролировать себя, у такого человека больше шансов восстановить свое психическое здоровье. Хотя наверняка понадобится медикаментозная терапия.
Гораздо хуже, если человек не осознает или «не хочет расставаться» со своим безумием или неразумием, даже осознавая его. Но и в этом случае не стоит отчаиваться, потому что длительная комплексная терапия наверняка даст эффект. К тому же мы всегда можем молиться за таких людей и просить, чтобы Господь дал им разума, помиловал их.
Верующему человеку необходимо искать помощи в вере в Бога: молиться, поститься, исповедаться, причащаться, собороваться, чаще посещать храм и др. Сейчас есть православные психотерапевты. Невярович, например, который является автором ряда книг.
Вера православная на самом деле может помочь стать более здравомыслящим человеком. Это, как я думаю, одна из причин, почему люди с пограничными состояниями (неврозами и психозами) и даже душевнобольные приходят к вере — иногда она их спасает, иногда облегчает мучения от болезни.
Их либо приводит к вере промысел Божий, либо они сами тянутся к вере, иногда не сознавая, что идут к Богу именно потому, что им хочется исцелить душу. А смотрящие на это со стороны думают, что это вера сделала их душу больной, их разум несостоятельным. На самом же деле без веры человек еще более неразумен, еще больше грешит и страдает.
Я сама — человек эмоциональный, романтичный, мечтательный, придя к вере, стала более приземленной, более практичной, более спокойной. Поскольку серьезно относиться к вере я стала в 20 лет, эти перемены были заметны не только мне, но и окружающим. Даже моя неверующая приятельница говорила мне тогда: «Ты похорошела и поумнела». Это было как большой подарок от Бога. Жаль, но не все дары Божии нам удается сохранить.
Кстати, среди верующих встречаются очень умные люди (это я говорю в противовес грубому мнению, что в Бога верят одни дураки). Например, Павел Флоренский, православный священник и талантливый ученый, был одним из самых умных людей своего времени, изобрел «умный йод», который выпускается до сих пор под названием йод-актив. Если почитать труды православных философов и писателей, таких как Иван Ильин, Владимир Соловьев, Иван Шмелев, то можно убедиться в том, что они весьма разумно рассуждают. Поэтично и в то же время серьезно пишет Епископ Варнава, имею в виду книгу «Основы искусства святости»
Существует еще такое понятие, как дар рассуждения. Он дается очень немногим подвижникам из среды православных. К такому человеку люди стремятся обратиться за советом, причем и священники, и простой люд. Даром рассуждения обладала дожившая до 1999 года схимонахиня Нила.
§8. Как можно менять жизнь к лучшему
Все мы хотим жить лучше. Но что реально мы для этого делаем? Может быть, мы делаем что-то не то или недостаточно стараемся?
Я убеждена, что если бы люди хотя бы на 80% делали все правильно и с должными усилиями, то не было бы таких бед и такого горя в мире, какие есть сейчас — все было бы гораздо лучше, было бы меньше болезней, войн, катастроф и др. Я считаю, что проблемы наши из-за того, что мы хотим менять других и не хотим меняться сами, не желаем трудиться, мало слушаем друг друга, плохо адаптируем свои знания к жизни, слишком эгоистичны.
Итак, если мы хотим менять свою жизнь к лучшему, надо начинать с себя. Не требовать от других, чтобы они изменили что-то в себе или своем поведении, надо в первую очередь постараться самому стать в чем-то лучше, в чем-то изменить к лучшему свое поведение. Как? Я вам дам советы и вы выберите тот или те, которые вам больше нравятся или больше подходят к вашей ситуации и попробуйте применять их в жизни. Может быть, со временем вы захотите использовать для себя все советы.
Возможно, вы заметите перемены к лучшему. Правда, поначалу перемены могут быть трудны и несколько болезненны. Если один путь не ведет к желаемой цели, то ищите другой путь. Иногда нужно сменить цель. Но из всех ситуаций (кроме смерти) есть выход. Только иногда его очень трудно найти. Дай вам Бог найти именно то, что вы ищите!
Для христианина и смерть не безвыходная ситуация. Надо только достойно к ней подготовиться, чтобы пойти в блаженную вечность, а не в ад. Ведь душа бессмертна.
Итак, мои советы.
1) Стараться как можно лучше исполнять свои обязанности. Ставлю это на первый план потому, что в мире очень много бед и несчастий из-за того, что люди либо не выполняют свои обязанности, либо их выполняют недостаточно хорошо. Это относится и к труду, и к семье, и к учебе, и просто любым обещаниям.
Знаю, что при выполнении этого совета может улучшиться в первую очередь не наша жизнь, а жизнь окружающих. Но стоит трудиться, чтобы окружающим было лучше и наша совесть была спокойна. И тогда может быть, кто-то будет помогать нам улучшать нашу жизнь.
2) Активно стремиться к любви, доброте, совершенству.
Что бы ни говорили вокруг нас, любовь человека к Богу и человека к человеку — самое прекрасное, что у нас есть. Поэтому надо хранить чувство любви, разыскивать любимых, поступать сообразно доброте и совершенствоваться, в чем возможно, с Божией помощью. О совершенной любви можно прочитать в Новом завете. Хорошо сверяться с ним на пути к лучшему.
Подробно о любви, в том числе и совершенной, я буду рассуждать в 4 главе.
3) Осознать свои недостатки и стараться от них избавиться, бороться с ними.
Свои недостатки надо хорошо знать — это наши маленькие беды. А еще наши недостатки — это нереализованные достоинства. Их надо анализировать и решить, с какими из них бороться с первую очередь. Думаю,
что надо сначала бороться с теми недостатками, которые больше всего мешают вам жить и о которых вам чаще всего говорят ваши близкие.
Способы борьбы с недостатками просты: если вы неаккуратны, то старайтесь быть аккуратнее, если невежливы, то читайте книгу об этикете и применяйте прочитанное в жизни и т. п. Если недостаток — болезнь, то ее надо лечить. Недостаток может быть связан с болезнью. Если по-хорошему, то при этом надо уповать на Бога, с верой и молитвой любая борьба — лучше.
4) Ценить и любить свою семью. Если в сердце есть любовь, то дарите ее в первую очередь семье, если хочется о ком-нибудь заботиться, то начните с заботы о родных, какими бы они ни были. Потому что семья — это то, с чего начинается человек, с нее начинается и общество, в семье учатся любить, общаться друг с другом. Все, что люди делают, они делают либо благодаря, либо вопреки семье. Подробнее эту тему я затрону в 5 главе.
5) Внимательно слушать других, стараясь следовать разумным советам. А пока перейдем к вопросу, зачем же внимательно слушать других. Ответ очень простой — со стороны зачастую виднее (особенно это относится к ошибкам и недостаткам).
Особенно хорошо слушать старших (у них больше жизненный опыт), священников (благодать их сана и мудрость веры дают больше, чем житейская гордость), родных (они хорошо вас знают), своих наставников, начальников (так можно у них чему-то научиться и избежать лишних конфликтов). Но слушаясь кого-либо, недопустимо соглашаться на преступное, смертельное и т. п. То есть других слушайте, а сами не плошайте.
6) Стараться творить добро, особенно тем, кого любите. Иногда можно позволить себе сделать и экстравагантный, необычный, но хороший поступок. Я настойчиво советую: помогайте своим любимым и радуйте их, чем только можете.
Это будут дела любви, которые сделают ее живее и чище, и ответная любовь может стать сильней. Только помните, что если становится трудновато, то лучше сделать поменьше и не попрекать этим, чем сделать много и ворчать. Другими словами, не берите на свои плечи слишком тяжелую ношу, умейте делать так, чтобы ваши близкие не сели вам на шею.
7) Если вы православный человек, живите по вере.
Все крещеные в православном храме формально православные. Быть крещеным и не ходить в храм, все равно что поступить в институт и не учиться в нем. Только из института нас могут исключить, а Господь ждет каждого из нас до последнего часа нашей жизни.
Строго говоря, мы должны жить соответственно званию православного, то есть выполнять соответствующие дела: исполнять заповеди, молиться, поститься, посещать храмы, творить милостыню и др. Подробнее об этом — в главе 3.
Если вы неверующий и некрещеный человек, то хотя бы живите по совести, согласуя свои действия так же с разумом и добром.
Вера в лучшее нужна всем, а атеисту она может частично заменить религию — помочь в совершенствовании. Кроме того, с верой Бога и в лучшее жить легче и радостней.
Вера в лучшее — гораздо хуже христианства. Такие люди зачастую аборт легко делают или посылают на аборт кого-то другого (а аборт — это убийство не рождённого ребёнка), обманет, если никто не заметит, да и Антихристу наверняка поклонится. Ведь такой человек обычно Христа не знает или отверг его, в Вечную Жизнь не верит.
И вот перед однажды перед нами может встать страшный выбор: хлеб (еда, материальные ценности) или верность Христу. Очевидно, многие выберут хлеб, возможно, что даже христиане не все сохранят верность Христу.
8) Обретенные истину и мудрость применять с учетом обстоятельств, стараться делать поправку на жизнь.
Жизнь настолько сложна и многогранна, что почти из всех правил есть исключения. И чем лучше мы будем чувствовать ситуацию и адаптироваться к ней, тем легче будет нам самим и тем, кто вокруг нас. Даже само мышление должно быть гибким.
Но в то же время нельзя переступать через себя, свои главные принципы. Потому что предавая самих себя, мы разрушаем собственную личность и ломаем собственную жизнь.
9) Развивать и проявлять свои достоинства, лучшие способности, таланты.
Сразу оговорюсь, что к достоинствам не отношу гордость (гордыню), повышенную сексуальность, особенно выставляемую напоказ, а к лучшим способностям и талантам не отношу все то, что вредит окружающим каким-то образом (как воровство, обман в любой его форме и т.п.).
Зато я считаю, что у каждого есть талант. Только у кого-то талант актера, у кого-то — зрителя, у кого-то — писателя, у кого-то — читателя, кто-то талантливо дарит свою любовь или дружбу, кто-то талантливо зарабатывает деньги и т. д. Надо найти свой талант или таланты и применять во благо себе и другим.
А когда знаешь свои таланты, то нельзя зарывать их в землю. Их надо проявлять, стараться, чтобы они приносили пользу всем вокруг нас. Талант — это дар Божий, который надо отрабатывать, которым надо служить людям.
10) Стремиться к порядку и чистоте внешней и внутренней (душевной).
Когда небо ясное, то мы видим солнце. Так и с душой — чем она чище, тем радостнее и светлее на душе, тем легче найти верный путь. Поэтому надо всегда стремиться к чистоте, особенно чистоте души. Для тех, кто не
принадлежит ни к одной из мировых религий, т.е. не религиозен, достаточно слушать голос своей совести. И важно прощать обиды, не держать ни на кого зла. Для тех, кто крещен в православной вере, есть замечательный способ сделать душу чище — покаяние с исповедью.
Стремясь к чистоте внутренней, не надо забывать о чистоте внешней, потому что внутреннее и внешнее должны быть в гармонии между собой.
Порядок так же необходим всем, как и чистота. Ведь много проблем в домах и в обществе в целом от того, что не хватает порядка. Причем порядок мало создать, надо научиться его поддерживать, а это еще сложнее. Одно из
правил, ведущих к порядку: каждый человек делает свое дело, у каждой вещи — свое место, всему — свое время.
11) Находить в жизни хорошее и радоваться тому, что оно есть.
Надо уметь находить повод для положительных эмоций, иначе отрицательные эмоции могут захлестнуть душу, а это отрицательно скажется на здоровье и духовной жизни, можно нечаянно впасть в уныние и отчаяние. Надо уметь радоваться простым вещам и благодарить судьбу за ее маленькие подарки.
Мало уметь трудиться, надо уметь и отдыхать, устраивать праздники для души и тела. Радость можно найти в любви и общении с людьми, природе, искусстве (интересном кино, красивой картине, нежных стихах и другом), семейном фотоальбоме, мурлыканьи кошки и даже в молитве.
Удивительно, как умеют радоваться простым вещам дети. Надо бы и нам учиться этому у них. С умения радоваться малому начинается искусство быть счастливым, о котором я напишу во 2 главе.
(конец 1 главы)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новый путь, или Многогранность любви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других