Учебное пособие предназначено для тщательной подготовки к единому государственному экзамену по обществознанию. Решение 24 задания после работы с этим сборником не будет вызывать проблем, и вы получите на экзамене 4 из 4 возможных первичных баллов. Все планы построены на базе учебников федерального перечня, с помощью которых вы сможете доказать верность вашего ответа на апелляции, если это потребуется. Рекомендуется использовать со всеми пособиями из этой серии. Желаю удачи, мой дорогой друг!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник планов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Блок: «Человек и общество»
План по теме: «Общество»
1. Определение общества.
2. Признаки общества как системы:
— целостность;
— устойчивость;
— иерархичность;
— самоорганизация;
— динамичность.
3. Структура общества:
— сферы общественной жизни;
— социальные институты;
— социальные группы и общности;
— индивиды.
4. Сферы общественной жизни:
— политическая;
— экономическая;
— социальная;
— духовная.
7. Исторические типы общества:
— традиционное;
— индустриальное;
— постиндустриальное.
8. Признаки традиционного общества (не писать в плане по теме: «Общество как система»):
— с/х — основная отрасль производства;
— патриархальный уклад семьи;
— сословная структура общества;
— ручной труд.
9. Признаки индустриального общества (не писать в плане по теме: «Общество как система»):
— промышленное производство — ведущая отрасль экономики;
— появляется средний класс;
— появляется массовая культура;
— появляется конвейер;
— урбанизация.
10. Признаки постиндустриального общества (не писать в плане по теме: «Общество как система»):
— наука и информация — ведущие факторы производства;
— сфера услуг и производство товаров массового потребления — ведущие отрасли в экономике;
— развитие инновационной экономики.
11. Теории общественного развития:
— формационный подход;
— цивилизационный подход.
План по теме: «Глобальные проблемы»
1. Определение глобальных проблем.
2. Виды глобальных проблем:
— проблема «Война и мир»;
— проблема «Север-Юг»;
— проблема «Демографическая»;
— проблема «Экологическая».
3. Причины возникновения проблемы «Война и мир»:
— появление большого числа террористических группировок;
— появление и распространение ядерного оружия;
— гонка вооружений.
4. Способы решения проблемы «Война и мир»:
— борьба с террористическими группировками;
— уничтожение ядерного оружия;
— прекращение гонки вооружения.
5. Причины возникновения проблемы «Север-Юг»:
— длительная колониальная зависимость;
— наличие больших долгов перед развитыми странами;
— постоянные локальные военные конфликты, отпугивающие инвесторов.
6. Способы решения проблемы «Север-Юг»:
— помощь отстающим странам со стороны международных организаций;
— модернизация экономики;
— списание части долгов.
7. Причины возникновения проблемы «Демографическая»:
— снижение значимости института семьи;
— построение карьеры имеет первостепенное значение;
— увеличение количества бесплодных людей;
— создание однополых браков.
8. Причины возникновения проблемы «Экологическая»:
— активное освоение космоса;
— активная экономическая деятельность человека;
— пренебрежительное отношение к природе.
9. Способы решения проблемы «Экологическая»:
— создание заповедников, заказников;
— изменение сознания людей;
— использование очистительных сооружений на производстве.
10. Глобальные проблемы в современном мире.
План по теме: «Социальные институты»
1. Определение социальных институтов.
2. Признаки соц. институтов:
— наличие организационной структуры;
— наличие культурных символов;
— наличие социальных норм, регулирующих функционирование института.
3. Функции социальных институтов:
— служат удовлетворению общественных потребностей;
— организуют совместную деятельность людей;
— информационная функция;
— обеспечивают социализацию индивидов.
4. Политические социальные институты:
— армия;
— государство;
— политические партии;
— суд.
5. Экономические социальные институты:
— собственность;
— производство;
— рынок.
6. Духовные социальные институты:
— наука;
— религия;
— искусство.
7. Роль социальных институтов в жизни современного общества.
План по теме: «Глобализация»
1. Определение глобализации.
2. Проявления глобализации:
— существование интернета;
— международный бизнес (Achan, Ikea, Toyota);
— международные организации (ООН, НАТО, ЕС, ЮНЕСКО);
— глобальные проблемы;
— развитая международная транспортная сеть.
3. Положительные последствия глобализации:
— появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где это обойдется дешевле;
— возможность реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;
— сближение государств;
— возникновение социокультурного единства человечества;
— обогащение культур.
4. Отрицательные последствия глобализации:
— утрата национальной самобытности;
— снижение уровня живого общения;
— увеличение разрыва в уровне развития между развитыми и развивающимися странами;
— появление глобальных проблем.
5. Противоречия глобализации:
— плодами глобализации в полной мере могут воспользоваться в основном развитые страны Запада;
— в глобальном масштабе возникают новые линии разлома и разобщения стран и народов;
— наиболее тревожной тенденцией в этом смысле становится появление «глубокого Юга», или стран четвертого мира.
6. Парадокс глобальной экономики.
План по теме: «Познание»
1. Определение познания.
2. Этапы познания:
— чувственное познание;
— рациональное познание.
3. Формы чувственного познания:
— ощущение;
— восприятие;
— представление.
4. Формы рационального познания:
— понятие;
— суждение;
— умозаключение.
5. Основная цель познания — истина.
6. Виды познания:
— обыденное;
— художественное;
— религиозное;
— духовное;
— паранаучное;
— социальное;
— научное познание.
7. Уровни научного познания:
— эмпирический;
— теоретический.
8. Формы научного познания:
— теория;
— закон;
— факт;
— гипотеза.
План по теме: «Научное познание»
1. Определение научного познания.
2. Признаки научного познания:
— исключительным методом является эксперимент;
— наукой занимаются люди высокой подготовки;
— наука имеет свои категории (свой спец. язык);
— объективность;
— требует доказательств.
3. Уровни научного познания:
— эмпирический уровень;
— теоретический уровень.
4. Методы эмпирического уровня познания:
— наблюдение;
— эксперимент;
— описание;
— измерение;
— анкетирование.
5. Методы теоретического уровня познания:
— анализ, синтез;
— аналогия;
— обобщение, моделирование.
6. Формы научного познания:
— теория;
— закон;
— факт;
— гипотеза.
7. Роль научного познания в жизни современного общества.
План по теме: «Истина»
1. Определение истины.
2. Виды истины:
— относительная;
— абсолютная.
3. Критерии истины:
— общественная практика;
— теоретические доказательства;
— соответствие законам логики.
4. Признаки истины:
— объективность;
— конкретность;
— истина — это процесс постижения объекта.
5. Влияние истины на развитие науки и общества.
План по теме: «Наука»
1. Определение науки.
2. Функции науки:
— познавательно-прогностическая функция;
— культурно-мировоззренческая функция;
— социально-производственная функция.
3. Классификация наук:
— социально-гуманитарные;
— естественно-научные;
— точные и технические.
4. Характеристики современной науки:
— универсальность;
— исследование деятельности человека во всех сферах общественной жизни;
— требует сочетания индивидуального поиска и коллективных работ;
— сочетает дифференциация и интеграцию исследований.
5. Специфика философского знания.
План по теме: «Образование»
1. Определение образования.
2. Тенденции современного образования:
— гуманизация;
— гуманитаризация;
— интернационализация;
— компьютеризация;
— демократизация.
3. Ступени образования в РФ:
— дошкольное общее;
— начальное общее;
— основное общее;
— среднее общее или среднее профессиональное;
— высшее профессиональное.
4. Функции образования:
— профессионально-экономическая;
— социальная функция (социализация индивидов);
— культурно-гуманистическая.
5. Характерные черты современного образования:
— информационные технологии становятся элементом образовательного процесса;
— образование носит непрерывный характер;
— сближение национальных систем образования.
5. Роль образования в жизни современного общества.
План по теме:
«Общественное развитие»
1. Определение общественного развития.
2. Направления общественного развития:
— прогресс;
— регресс.
3. Движущие силы общественного развития:
— народные массы (партизаны);
— определенные социальные группы (партии);
— отдельные личности (лидеры партий).
4. Определение общественного прогресса.
5. Признаки общественного прогресса:
— противоречивость;
— нестабильность;
— относительность.
6. Критерии общественного прогресса:
— уровень развития науки и техники;
— уровень организации производства как условие повышения производительности труда;
— степень свободы человека в обществе.
7. Формы социального прогресса:
— реформа;
— революция.
8. Значимость общественного развития в жизни современного общества.
План по теме: «Культура»
1. Определение культуры.
2. Функции культуры:
— приспособление человека к окружающей среде;
— социализация личности;
— создание, накопление и передача социальных ценностей;
— обеспечение взаимодействия между людьми.
3. Материальная и духовная культура.
4. Формы культуры:
— массовая культура;
— элитарная культура;
— народная культура.
5. Признаки массовой культуры:
— является общедоступной;
— проста для понимания;
— носит развлекательный характер;
— носит коммерческий характер.
6. Признаки элитарной культуры:
— рассчитана на узкий круг зрителей;
— сложна для понимания;
— отсутствие ярко выраженного коммерческого характера;
— дает автору возможность безграничного самовыражения.
7. Признаки народной культуры:
— не имеет автора;
— передается из поколения в поколение;
— вдохновляет представителей элитарной культуры на создание произведений.
8. Условия возникновения массовой культуры:
— рост населения;
— рост образованности общества;
— развитие электронных средств массовых коммуникаций.
9. Субкультура, контркультура и антикультура.
10. Диалог культур.
План по теме: «Массовая культура»
1. Определение массовой культуры.
2. Функции массовой культуры:
— формирование мировоззрения;
— рекреационная функция;
— функция социализации;
— информирование о происходящем в обществе.
3. Признаки массовой культуры:
— является общедоступной;
— проста для понимания;
— носит развлекательный характер;
— носит коммерческий характер.
4. Условия возникновения массовой культуры:
— рост населения;
— рост образованности общества;
— развитие электронных средств массовых коммуникаций.
5. Роль массовой культуры в жизни современного общества.
План по теме: «Религия»
1. Определение религии.
2. Функции религии:
— мировоззренческая;
— психологическая;
— коммуникативная;
— регулятивная;
— передача культурных ценностей.
3. Структура религии:
— религиозное сознание;
— культ;
— религиозные отношения;
— религиозные организации.
4. Виды религий по количеству богов:
— монотеизм;
— политеизм.
5. Первобытные религии (архаичные верования):
— тотемизм;
— магия;
— шаманизм;
— анимизм.
6. Национальные религии:
— конфуцианство;
— индуизм;
— даосизм;
— синтоизм;
— иудаизм.
7. Мировые религии:
— буддизм;
— христианство;
— ислам.
8. Признаки мировых религий:
— большое количество верующих;
— обращенность этих религий к каждому верующему;
— понятность основных постулатов;
— эгалитаризм;
— космополитизм.
9. Характеристики религии:
— вера в сверхъестественное;
— особый свод норм;
— обряды и культовые действия.
10. Роль религии в жизни современного общества.
План по теме: «Деятельность»
1. Определение деятельности.
2. Структура деятельности:
— цель;
— мотив;
— средства;
— действия;
— результат;
— объект, субъект.
3. Виды деятельности по сферам общественной жизни:
— политическая;
— экономическая;
— социальная;
— духовная.
4. Виды деятельности по полезности:
— созидательная;
— разрушительная.
5. Виды деятельности по объекту деятельности:
— материальная;
— социально-преобразовательная;
— духовная.
6. Основная классификация деятельности:
— труд;
— игра;
— познание;
— общение.
7. Влияние деятельности на жизнь человека.
План по теме: «Общение»
1. Определение общения.
2. Виды общения по содержанию:
— предметное;
— когнитивное;
— кондиционное;
— мотивационное.
3. Виды общения по использованию речи:
— вербальное;
— невербальное.
4. Виды общения по использованию тех. сооружений;
— непосредственное;
— опосредованное.
5. Значимость общения для человека.
План по теме: «Человек и животное»
1. Определение термина «человек».
2. Теории происхождения человека:
— божественная;
— теория палеовизита;
— теория Ч. Дарвина (эволюция);
— теория Ф. Энгельса (труд).
3. Общие черты человека и животного:
— наличие биологических потребностей;
— наличие инстинктов и рефлексов;
— природная адаптация, приспособление к природным условиям.
3. Биологические отличия человека от животного:
— прямохождение;
— низкий волосяной покров;
— сложное строение головного мозга;
— развитая кисть руки;
— длительная забота о потомстве.
4. Социальные отличия человека от животного:
— наличие мышления;
— наличие членораздельной речи;
— целенаправленная деятельность, творческая деятельность.
5. Человек как биосоциальное существо.
План по теме: «Личность»
1. Определение личности.
2. Факторы, влияющие на формирование личности:
— политическая и экономическая ситуация в стране;
— круг общения;
— исповедуемая религия.
3. Качества личности:
— способность нести ответственность;
— способность к самоконтролю;
— система ценностей.
4. Определение социализации как процесса формирования личности.
5. Стадии социализации, как процесса формирования личности:
— первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование);
— вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.).
6. Модели взаимодействия личности и общества:
— конструктивная;
— деструктивная.
План по теме: «Потребности»
1. Определение потребностей.
2. Основная классификация потребностей:
— биологические (естественные) (пища, сон, вода, воздух для дыхания, продолжение рода, одежда, жилище);
— социальные (потребность в общении, в труде, жизненном успехе);
— духовные (познание окружающего мира, достижении гармонии и красоты, религиозной вере).
3. Пирамида потребностей Маслоу:
— первичные (врожденные);
— вторичные (благоприобретенные).
4. Первичные потребности по пирамиде Маслоу:
— биологические;
— экзистенциальные (потребность в комфорте, безопасности).
5. Вторичные потребности по пирамиде Маслоу:
— социальные (общение);
— престижные (карьера);
— духовные.
6. Виды потребностей по количеству участников:
— индивидуальные;
— общественные.
7. Виды потребностей по уровню необходимости:
— подлинные;
— мнимые.
8. Роль потребностей в жизни современного человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник планов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других