Сборник планов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Юлия Сергеевна Литвиненко, 2021

Учебное пособие предназначено для тщательной подготовки к единому государственному экзамену по обществознанию. Решение 24 задания после работы с этим сборником не будет вызывать проблем, и вы получите на экзамене 4 из 4 возможных первичных баллов. Все планы построены на базе учебников федерального перечня, с помощью которых вы сможете доказать верность вашего ответа на апелляции, если это потребуется. Рекомендуется использовать со всеми пособиями из этой серии. Желаю удачи, мой дорогой друг!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник планов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Блок: «Человек и общество»

План по теме: «Общество»

1. Определение общества.

2. Признаки общества как системы:

— целостность;

— устойчивость;

— иерархичность;

— самоорганизация;

— динамичность.

3. Структура общества:

— сферы общественной жизни;

— социальные институты;

— социальные группы и общности;

— индивиды.

4. Сферы общественной жизни:

— политическая;

— экономическая;

— социальная;

— духовная.

7. Исторические типы общества:

— традиционное;

— индустриальное;

— постиндустриальное.

8. Признаки традиционного общества (не писать в плане по теме: «Общество как система»):

— с/х — основная отрасль производства;

— патриархальный уклад семьи;

— сословная структура общества;

— ручной труд.

9. Признаки индустриального общества (не писать в плане по теме: «Общество как система»):

— промышленное производство — ведущая отрасль экономики;

— появляется средний класс;

— появляется массовая культура;

— появляется конвейер;

— урбанизация.

10. Признаки постиндустриального общества (не писать в плане по теме: «Общество как система»):

— наука и информация — ведущие факторы производства;

— сфера услуг и производство товаров массового потребления — ведущие отрасли в экономике;

— развитие инновационной экономики.

11. Теории общественного развития:

— формационный подход;

— цивилизационный подход.

План по теме: «Глобальные проблемы»

1. Определение глобальных проблем.

2. Виды глобальных проблем:

— проблема «Война и мир»;

— проблема «Север-Юг»;

— проблема «Демографическая»;

— проблема «Экологическая».

3. Причины возникновения проблемы «Война и мир»:

— появление большого числа террористических группировок;

— появление и распространение ядерного оружия;

— гонка вооружений.

4. Способы решения проблемы «Война и мир»:

— борьба с террористическими группировками;

— уничтожение ядерного оружия;

— прекращение гонки вооружения.

5. Причины возникновения проблемы «Север-Юг»:

— длительная колониальная зависимость;

— наличие больших долгов перед развитыми странами;

— постоянные локальные военные конфликты, отпугивающие инвесторов.

6. Способы решения проблемы «Север-Юг»:

— помощь отстающим странам со стороны международных организаций;

— модернизация экономики;

— списание части долгов.

7. Причины возникновения проблемы «Демографическая»:

— снижение значимости института семьи;

— построение карьеры имеет первостепенное значение;

— увеличение количества бесплодных людей;

— создание однополых браков.

8. Причины возникновения проблемы «Экологическая»:

— активное освоение космоса;

— активная экономическая деятельность человека;

— пренебрежительное отношение к природе.

9. Способы решения проблемы «Экологическая»:

— создание заповедников, заказников;

— изменение сознания людей;

— использование очистительных сооружений на производстве.

10. Глобальные проблемы в современном мире.

План по теме: «Социальные институты»

1. Определение социальных институтов.

2. Признаки соц. институтов:

— наличие организационной структуры;

— наличие культурных символов;

— наличие социальных норм, регулирующих функционирование института.

3. Функции социальных институтов:

— служат удовлетворению общественных потребностей;

— организуют совместную деятельность людей;

— информационная функция;

— обеспечивают социализацию индивидов.

4. Политические социальные институты:

— армия;

— государство;

— политические партии;

— суд.

5. Экономические социальные институты:

— собственность;

— производство;

— рынок.

6. Духовные социальные институты:

— наука;

— религия;

— искусство.

7. Роль социальных институтов в жизни современного общества.

План по теме: «Глобализация»

1. Определение глобализации.

2. Проявления глобализации:

— существование интернета;

— международный бизнес (Achan, Ikea, Toyota);

— международные организации (ООН, НАТО, ЕС, ЮНЕСКО);

— глобальные проблемы;

— развитая международная транспортная сеть.

3. Положительные последствия глобализации:

— появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где это обойдется дешевле;

— возможность реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

— сближение государств;

— возникновение социокультурного единства человечества;

— обогащение культур.

4. Отрицательные последствия глобализации:

— утрата национальной самобытности;

— снижение уровня живого общения;

— увеличение разрыва в уровне развития между развитыми и развивающимися странами;

— появление глобальных проблем.

5. Противоречия глобализации:

— плодами глобализации в полной мере могут воспользоваться в основном развитые страны Запада;

— в глобальном масштабе возникают новые линии разлома и разобщения стран и народов;

— наиболее тревожной тенденцией в этом смысле становится появление «глубокого Юга», или стран четвертого мира.

6. Парадокс глобальной экономики.

План по теме: «Познание»

1. Определение познания.

2. Этапы познания:

— чувственное познание;

— рациональное познание.

3. Формы чувственного познания:

— ощущение;

— восприятие;

— представление.

4. Формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

5. Основная цель познания — истина.

6. Виды познания:

— обыденное;

— художественное;

— религиозное;

— духовное;

— паранаучное;

— социальное;

— научное познание.

7. Уровни научного познания:

— эмпирический;

— теоретический.

8. Формы научного познания:

— теория;

— закон;

— факт;

— гипотеза.

План по теме: «Научное познание»

1. Определение научного познания.

2. Признаки научного познания:

— исключительным методом является эксперимент;

— наукой занимаются люди высокой подготовки;

— наука имеет свои категории (свой спец. язык);

— объективность;

— требует доказательств.

3. Уровни научного познания:

— эмпирический уровень;

— теоретический уровень.

4. Методы эмпирического уровня познания:

— наблюдение;

— эксперимент;

— описание;

— измерение;

— анкетирование.

5. Методы теоретического уровня познания:

— анализ, синтез;

— аналогия;

— обобщение, моделирование.

6. Формы научного познания:

— теория;

— закон;

— факт;

— гипотеза.

7. Роль научного познания в жизни современного общества.

План по теме: «Истина»

1. Определение истины.

2. Виды истины:

— относительная;

— абсолютная.

3. Критерии истины:

— общественная практика;

— теоретические доказательства;

— соответствие законам логики.

4. Признаки истины:

— объективность;

— конкретность;

— истина — это процесс постижения объекта.

5. Влияние истины на развитие науки и общества.

План по теме: «Наука»

1. Определение науки.

2. Функции науки:

— познавательно-прогностическая функция;

— культурно-мировоззренческая функция;

— социально-производственная функция.

3. Классификация наук:

— социально-гуманитарные;

— естественно-научные;

— точные и технические.

4. Характеристики современной науки:

— универсальность;

— исследование деятельности человека во всех сферах общественной жизни;

— требует сочетания индивидуального поиска и коллективных работ;

— сочетает дифференциация и интеграцию исследований.

5. Специфика философского знания.

План по теме: «Образование»

1. Определение образования.

2. Тенденции современного образования:

— гуманизация;

— гуманитаризация;

— интернационализация;

— компьютеризация;

— демократизация.

3. Ступени образования в РФ:

— дошкольное общее;

— начальное общее;

— основное общее;

— среднее общее или среднее профессиональное;

— высшее профессиональное.

4. Функции образования:

— профессионально-экономическая;

— социальная функция (социализация индивидов);

— культурно-гуманистическая.

5. Характерные черты современного образования:

— информационные технологии становятся элементом образовательного процесса;

— образование носит непрерывный характер;

— сближение национальных систем образования.

5. Роль образования в жизни современного общества.

План по теме:

«Общественное развитие»

1. Определение общественного развития.

2. Направления общественного развития:

— прогресс;

— регресс.

3. Движущие силы общественного развития:

— народные массы (партизаны);

— определенные социальные группы (партии);

— отдельные личности (лидеры партий).

4. Определение общественного прогресса.

5. Признаки общественного прогресса:

— противоречивость;

— нестабильность;

— относительность.

6. Критерии общественного прогресса:

— уровень развития науки и техники;

— уровень организации производства как условие повышения производительности труда;

— степень свободы человека в обществе.

7. Формы социального прогресса:

— реформа;

— революция.

8. Значимость общественного развития в жизни современного общества.

План по теме: «Культура»

1. Определение культуры.

2. Функции культуры:

— приспособление человека к окружающей среде;

— социализация личности;

— создание, накопление и передача социальных ценностей;

— обеспечение взаимодействия между людьми.

3. Материальная и духовная культура.

4. Формы культуры:

— массовая культура;

— элитарная культура;

— народная культура.

5. Признаки массовой культуры:

— является общедоступной;

— проста для понимания;

— носит развлекательный характер;

— носит коммерческий характер.

6. Признаки элитарной культуры:

— рассчитана на узкий круг зрителей;

— сложна для понимания;

— отсутствие ярко выраженного коммерческого характера;

— дает автору возможность безграничного самовыражения.

7. Признаки народной культуры:

— не имеет автора;

— передается из поколения в поколение;

— вдохновляет представителей элитарной культуры на создание произведений.

8. Условия возникновения массовой культуры:

— рост населения;

— рост образованности общества;

— развитие электронных средств массовых коммуникаций.

9. Субкультура, контркультура и антикультура.

10. Диалог культур.

План по теме: «Массовая культура»

1. Определение массовой культуры.

2. Функции массовой культуры:

— формирование мировоззрения;

— рекреационная функция;

— функция социализации;

— информирование о происходящем в обществе.

3. Признаки массовой культуры:

— является общедоступной;

— проста для понимания;

— носит развлекательный характер;

— носит коммерческий характер.

4. Условия возникновения массовой культуры:

— рост населения;

— рост образованности общества;

— развитие электронных средств массовых коммуникаций.

5. Роль массовой культуры в жизни современного общества.

План по теме: «Религия»

1. Определение религии.

2. Функции религии:

— мировоззренческая;

— психологическая;

— коммуникативная;

— регулятивная;

— передача культурных ценностей.

3. Структура религии:

— религиозное сознание;

— культ;

— религиозные отношения;

— религиозные организации.

4. Виды религий по количеству богов:

— монотеизм;

— политеизм.

5. Первобытные религии (архаичные верования):

— тотемизм;

— магия;

— шаманизм;

— анимизм.

6. Национальные религии:

— конфуцианство;

— индуизм;

— даосизм;

— синтоизм;

— иудаизм.

7. Мировые религии:

— буддизм;

— христианство;

— ислам.

8. Признаки мировых религий:

— большое количество верующих;

— обращенность этих религий к каждому верующему;

— понятность основных постулатов;

— эгалитаризм;

— космополитизм.

9. Характеристики религии:

— вера в сверхъестественное;

— особый свод норм;

— обряды и культовые действия.

10. Роль религии в жизни современного общества.

План по теме: «Деятельность»

1. Определение деятельности.

2. Структура деятельности:

— цель;

— мотив;

— средства;

— действия;

— результат;

— объект, субъект.

3. Виды деятельности по сферам общественной жизни:

— политическая;

— экономическая;

— социальная;

— духовная.

4. Виды деятельности по полезности:

— созидательная;

— разрушительная.

5. Виды деятельности по объекту деятельности:

— материальная;

— социально-преобразовательная;

— духовная.

6. Основная классификация деятельности:

— труд;

— игра;

— познание;

— общение.

7. Влияние деятельности на жизнь человека.

План по теме: «Общение»

1. Определение общения.

2. Виды общения по содержанию:

— предметное;

— когнитивное;

— кондиционное;

— мотивационное.

3. Виды общения по использованию речи:

— вербальное;

— невербальное.

4. Виды общения по использованию тех. сооружений;

— непосредственное;

— опосредованное.

5. Значимость общения для человека.

План по теме: «Человек и животное»

1. Определение термина «человек».

2. Теории происхождения человека:

— божественная;

— теория палеовизита;

— теория Ч. Дарвина (эволюция);

— теория Ф. Энгельса (труд).

3. Общие черты человека и животного:

— наличие биологических потребностей;

— наличие инстинктов и рефлексов;

— природная адаптация, приспособление к природным условиям.

3. Биологические отличия человека от животного:

— прямохождение;

— низкий волосяной покров;

— сложное строение головного мозга;

— развитая кисть руки;

— длительная забота о потомстве.

4. Социальные отличия человека от животного:

— наличие мышления;

— наличие членораздельной речи;

— целенаправленная деятельность, творческая деятельность.

5. Человек как биосоциальное существо.

План по теме: «Личность»

1. Определение личности.

2. Факторы, влияющие на формирование личности:

— политическая и экономическая ситуация в стране;

— круг общения;

— исповедуемая религия.

3. Качества личности:

— способность нести ответственность;

— способность к самоконтролю;

— система ценностей.

4. Определение социализации как процесса формирования личности.

5. Стадии социализации, как процесса формирования личности:

— первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование);

— вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.).

6. Модели взаимодействия личности и общества:

— конструктивная;

— деструктивная.

План по теме: «Потребности»

1. Определение потребностей.

2. Основная классификация потребностей:

— биологические (естественные) (пища, сон, вода, воздух для дыхания, продолжение рода, одежда, жилище);

— социальные (потребность в общении, в труде, жизненном успехе);

— духовные (познание окружающего мира, достижении гармонии и красоты, религиозной вере).

3. Пирамида потребностей Маслоу:

— первичные (врожденные);

— вторичные (благоприобретенные).

4. Первичные потребности по пирамиде Маслоу:

— биологические;

— экзистенциальные (потребность в комфорте, безопасности).

5. Вторичные потребности по пирамиде Маслоу:

— социальные (общение);

— престижные (карьера);

— духовные.

6. Виды потребностей по количеству участников:

— индивидуальные;

— общественные.

7. Виды потребностей по уровню необходимости:

— подлинные;

— мнимые.

8. Роль потребностей в жизни современного человека.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник планов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я