Parnas

Кристина Байрамовна Ишпулатова, 2023

Данный сборник создан для эффективной подготовки к ЕГЭ по литературе. Изучив биографии отечественных писателей и поэтов, Вы сможете успешно сдать единый государственный экзамен.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Parnas предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ

9 Февраля 1783 — 24 Апреля 1852 гг. (69 лет)

«Лишь то, что писано с трудом, читать легко.»

ВСТУПЛЕНИЕ:

Василий Андреевич Жуковский — известный поэт, переводчик и педагог, является одним из основоположников романтизма, как литературного направления в России. По сей день Жуковский считается наставником не одного поколения литераторов.

Является автором множества баллад, романсов и элегий. Сочетал литераторскую деятельность с государственной службой, педагогикой.

Романтизм и сентиментализм — литературные течения, в которых творил Василий Жуковский.

БИОГРАФИЯ

РАННИЕ ГОДЫ

Василий Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенское Тульской губернии. Будучи незаконнорождённым сыном помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи, получил свою фамилию от белорусского дворянина — Андрея Григорьевича Жуковского, который стал крёстным мальчика, а позже его усыновил. Однако усыновление не давало Василию право на дворянство, поэтому для того чтобы дать мальчику образование в Московском пансионе, а также обеспечить соответствующий статус, его фиктивно зачислили в гусарский полк, после чего он смог получить чин прапорщика и личное дворянство.

ОБРАЗОВАНИЕ

Недолгое время Василий Жуковский находился на домашнем обучении в семье Буниных. В 1797 году ему удаётся поступить в Московский университетский пансион, где он проучился три года. В это время он начинает серьёзно увлекаться литературой.

В изданиях пансиона начинают появляться первые творения Жуковского. Здесь он знакомится с братьями Карамзиными, один из которых, Николай, становится для него близким другом. Творчество Жуковского неоднократно подвергалось конструктивной критике Карамзина, благодаря чему у писателя выработался высокий уровень мастерства.

ТВОРЧЕСТВО:

После обучения молодого писателя отправляют на службу в Соляную контору, где он проводит менее двух лет, после чего возвращается в Тульскую губернию. В это время его литературная карьера строится на переводах. Также в течение этого периода он создаёт свои первые стихотворения в стиле сентиментализма и романтизма.

Творческая карьера писателя начинается в журнале «Вестник Европы», которым заведовал Николай Карамзин. Определённую известность Жуковскому приносят элегия «Сельское кладбище» и повесть «Марьина роща», впервые опубликованные в журнале.

После начала войны 1812 года Жуковский принял сторону оппозиции. Военные события отражены в его произведениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов». Последнее принесло писателю известность.

С 1815 по 1818 г.г. Жуковский состоит в литературном обществе «Арзамас». В это время Василий тесно начинает общаться с К.Н. Батюшковым, И.А. Крыловым, Н.М. Карамзиным, а также с А.С. Пушкиным, П.А. Плетнёвым и т.д.

В 1816 году Жуковского призывают ко двору в качестве чтеца императрицы Марии Федоровны. После этого он обучал русскому языку принцессу Шарлотту — будущую императрицу Александру Федоровну. В 1826 году его назначают наставником цесаревича — будущего Александра II.

В этот период расцветает поэтический талант Василия Жуковского. Он создаёт знаменитые баллады «Вадим» и «Эолова арфа», а также стихотворения «Море» и «Цветы завета», которые написаны в жанре сентиментального романтизма.

В 1830-е годы большое место в творчестве писателя продолжают занимать переводы. Он работает над переводами поэм Шиллера и Байрона. В какое-то время его начинает привлекать жанр сказки, и он пишет «Спящую царевну» и «Сказки о царе Берендее». В 1833 году создал произведение, которое легло в основу державного гимна — «Молитва русского народа».

Особенности творчества Василия Андреевича Жуковского

В основном, в своём творчестве Василий Жуковский обращается к жанрам элегии и баллады, а также к жанрам дружеского послания, басни, песни, идиллии, романса.

Жуковский представил русскому читателю жанр баллады — один из наиболее излюбленных жанров западноевропейских поэтов-романтиков. И хотя данный жанр возник в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему эмоциональную окрашенность и сделал популярным. Кроме того, он соединил поэтику баллады с эстетикой романтизма, в следствие чего жанр баллады стал символом данного литературного направления.

Василий Андреевич — замечательный переводчик. У нег есть одно удивительное качество — беря за основу западноевропейский образец, он создаёт самобытное русское произведение с национальным колоритом.

«У меня почти всё или чужое или по поводу чужого — и все, однако, моё» — так писал сам автор Гоголю 6 февраля 1848 года.

Ранние творения Жуковского окрашены в грустные тона. Они пронизаны тоской по несбывшимся мечтам и надеждам.

Жуковскому близок лирический пейзаж, он выступает в роли создателя тонких эмоциональных состояний. Жанры, в которых работал в этот период поэт — дружеские послания, песни, басни, идиллии, романсы, но главное — элегии.

Находясь под влиянием «Элегии, написанной на сельском кладбище» Томаса Грея, молодой Жуковский пишет свою лирическую работу — «Сельское кладбище», написанную в жанре элегии. Данный жанр для Василия Андреевича — поэтическая форма выражения грусти, скорби, душевной муки. Тема произведения — смысл жизни человека, его связь с окружающим миром. В этом творческом произведении сделан акцент на глубинных переживаниях личности, которые раскрываются в единении природы и чувств.

В стихотворении «Вечер» заметен рост поэтического мастерства Жуковского. Произведение отличает любовно и лирически воссозданные картины природы. Движение в направлении лирической эмоциональности в поэзии Жуковского раннего периода творчества ощутимо и значимо.

Творчество Жуковского в период 1808-1820 годов тесно связано с романтическими идейно-художественными изысканиями поэта. Напевы таинства и загадочности ярко проявляются в жанре баллады.

Василий Андреевич создаёт балладу «Людмила», которая является переводом известной баллады «Ленора» немецкого поэта Г.А. Бюргера. В этом произведении раскрылись лучшие качества Жуковского: лиризм и поэтизация.

Беря за основу тот же сюжет «Леноры», автор создаёт балладу «Светлана». Эти два произведения — наглядный пример, как можно по-разному воплотить в жизнь один и тот же сюжет.

Начиная с 1830 года, Жуковский в основном занимался переводами. Василий Андреевич обладал выдающимся талантом переводчика. Благодаря деятельности Жуковского в период после 1830 года, русский читатель смог познакомиться с произведениями лучших поэтов Англии (Байрон, Скотт, Томсон, Грей), Германии (Бюргер, Шиллер, Гёте), Франции (Лафонтен, Парни), Греции (Гомер).

В каком бы направлении не творил автор, он все делал необычно и свежо. Жуковского причисляли к нарушителям литературных традиций, в особенности за его баллады.

В стихотворениях, посвящённых теме «Поэт и поэзия», Василий Андреевич отражает своё видение и понимание сути поэзии, и её назначения: в личном плане — раскрытие душевного мира Человека-Поэта, и в общественном — выполнение его гражданского долга. Этот долг — прославление героических событий своего времени в память и назидание будущим поколениям.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ

15 Января 1795 — 11 Февраля 1829 гг. (34 года)

«Злые языки страшнее пистолета»

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

Реализм — литературное направление, в котором творил Александр Сергеевич Грибоедов

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА

Александр Грибоедов написал множество достойных литературных работ. Однако больше всего он запомнился людям, после написания своей юмористической комедии «Горе от ума».

↑ Особенности творчества Грибоедова

Писать он начал, во время обучения в Московском университете, но публике его произведения не были представлены. В то время он регулярно выпускал корреспонденции. В основном в творчестве Грибоедов обращался к жанру комедии.

Одной из особенностей творчества можно назвать то, что Александр Сергеевич полностью отказался от романтизма, потому что ему по душе был реализм. После своей главной комедии «Горе от ума» Грибоедов так и не смог закончить ни одного произведения, хотя у него было много планов на будущее.

«Горе от ума» — это произведение, в котором Грибоедов смог проявить себя, как индивидуальность. Именно эта комедия отличалась от других своей уникальностью и неповторимостью.

Несмотря на то, что после выхода, на комедию обрушилось много критики, это произведение стало одним из самых удачных среди тех, что создавались в девятнадцатом веке. В «Горе от ума» изображён конфликт поколений, и Грибоедов правдиво описывает жизнь людей разных времен. На примере этой комедии можно проследить, как мир переходит от классицизма к реализму.

Фразы, которые произносили герои комедии, нашли применение и в современном мире и стали афоризмами. Об этом еще говорил Пушкин после прочтения произведения. Все свои комедии, за исключением «Горе от ума», Грибоедов написал по правилам, и может быть, поэтому они получились не такими увлекательными и захватывающими.

В произведениях он описывал такие моменты:

Любовные интриги

Бедность народа

Жизнь дворян девятнадцатого века.

Литература и творчество

ВСТУПЛЕНИЕ

Александр Сергеевич Грибоедов — великий русский писатель, выдающийся дипломат, блестящий публицист, драматург, пианист, композитор, один из умнейших людей своего времени. Александр Сергеевич — значимая личность в истории русской культуры и литературы. Бессмертную популярность ему принесла его комедия «Горе от ума».

РАННИЕ ГОДЫ

Александр Сергеевич родился и воспитывался в родовитой, но обедневшей семье, происходившей от дворянского рода Гржибовских. Дата рождения будущего писателя неизвестна. Считается, что он появился на свет 15 января 1795 года, но, по другим сведениям, это мог быть и 1790, и 1794 год. Его отец — Сергей Иванович Грибоедов был отставным секунд-майором. Он был малообразован и не принимал участия в домашних делах. Поэтому воспитанием сына занималась умная Анастасия Фёдоровна Грибоедова.

С детства Александр отличался усидчивостью и сосредоточенностью. Мальчик был развит не по годам: в шестилетнем возрасте он свободно владел тремя языками. В юности стал легко изъясняться на итальянском, немецком, французском и английском языках. Также он владел мёртвыми языками (древнегреческий и латынь).

ОБРАЗОВАНИЕ

Домашним образованием Грибоедова занимались библиотекарь Московского университета Иван Петрозилиус и профессор Иоганн Готлиб Ион.

В 1803 году Александра отдают в Московский благородный пансион при университете. В 1806 году поступил в сам университет. Грибоедов за два года окончил университет, что говорит о его невероятной одаренности. В студенческие годы будущий писатель начал серьезно увлекаться литературой, участвовал в литературных организациях.

После этого Грибоедов решает отучиться на еще двух отделениях — физико-математическом и нравственно-политическом. Александр Сергеевич получает степень кандидата наук. Он планирует продолжить обучение и дальше, но его планы рушит наполеоновское вторжение. Он вступает в Московский гусарский полк.

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады Ленора».

ТВОРЧЕСТВО

Свое призвание писатель нашёл в жанре комедии. Кроме знаменитой комедии «Горе от ума», Грибоедов создал много других комедий, которые он так и не окончил. Литературное направление, в котором работал писатель, — реализм. Несмотря на то, что Александр Грибоедов создал множество произведений, он остался в истории литературы как автор одной шедевральной комедии.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

6 июня 1799 — 10 февраля 1837 (37 лет)

"Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей"

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

Романтизм и реализм — литературные течения, в которых творил А.С. Пушкин

ВСТУПЛЕНИЕ

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, прозаик, драматург, критик, историк, публицист, основоположник реализма в русской литературе.

БИОГРАФИЯ

РАННИЕ ГОДЫ

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Сергей Львович — отец Пушкина, был поэтом — любителем и светским острословом. Мать — Надежда Осиповна имела африканские корни. Именно от неё поэт унаследовал горячий нрав и необычную внешность. Родители Александра Сергеевича были людьми образованными, поэтому в доме Пушкиных постоянно были творческие личности: художники, музыканты и поэты.

Любовь ко всему русскому Пушкину привила его бабушка, в деревне у которой будущий поэт часто проводил время. Мария Алексеевна рассказывала мальчику сказки на русском языке и именно она наняла в услужение няню — Арину Родионовну. Нянины сказки и рассказы привили Пушкину любовь к народной речи, её природной красоте и поэтичности. Это позволило уравновесить «французское» воспитание, свойственное всей дворянской России.

ОБРАЗОВАНИЕ

В 1811 году двенадцатилетний Александр Пушкин в компании дяди Василия отправился в Петербург, чтобы поступить в только что открывшийся Царскосельский лицей. Лицей находился под патронажем императорской семьи и располагался во флигеле, который примыкал к Екатерининскому дворцу. В тот год на обучение набрали 30 учеников, в числе которых оказался и сам Пушкин.

В лицее присутствовала поистине революционная система обучения. Мальчиков дворянского происхождения учили гуманитарным наукам лучшие педагоги, в числе которых были известный юрист Александр Куницын, филолог Николай Кошанский и философ Александр Галич. В лицее отсутствовали телесные наказания, что было новшеством.

Одноклассниками будущего поэта оказались Иван Пущин, Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбекер. Александр быстро сдружился со своим новым окружением и смог пронести эту юношескую дружбу через всю жизнь.

Лицеисты первого набора слушали лекции именитых профессоров, а экзамены сдавали членам Академии наук и педагогам пединститута. Спустя много лет их выпуск признали самым успешным.

Юноши также много времени уделяли своему творческому развитию, выпуская рукописные журналы. В стенах лицея ученики организовали кружок новеллистов и поэтов, которые каждый вечер собирались и сочиняли стихи экспромтом.

Трое из друзей Пушкина приняли участие в восстании декабристов. Пущина и Кюхельбекера даже осудили. Из-за сложившихся обстоятельств Пушкин участия в восстании не принимал.

Уже тогда поэтический талант Александра Сергеевича был высоко оценен товарищами, а после его заметили такие известные писатели и поэты, как Батюшков, Державин, Жуковский и Карамзин.

В 1815 году на экзамене Пушкин прочел своё стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии Державина. Поэт был в восторге.

ССЫЛКИ

В то время в обществе наблюдался душевный подъём, вызванный разгромом армии Наполеона. Это событие порождало в умах выдающихся людей вольные и революционные мысли. Пушкин, находящийся под влиянием этого свободолюбивого духа, вступает в радикальный литературный кружок «Зелёная лампа». Там Александр Сергеевич пишет стихотворения «Вольность», «Деревня», «На Аракчеева».

Политическая лирика Пушкина вызвала гнев у Александра I, и Пушкина могли отправить на ссылку в Сибирь. Но благодаря стараниям и участию Карамзина, Жуковского и Крылова сибирскую ссылку удалось заменить на южное изгнание. Александр отправляется на новое место службы, где его начальником становится генерал-лейтенант И.Н. Инзов.

В период с 1820 по 1824 гг. Пушкин скитается по России. За это время он смог посетить множество городов России. Каждая поездка дарила поэту новые впечатления и эмоции, которые сразу же выливались на бумагу.

За время «южной» ссылки Пушкин создал несколько поэм — «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Цыгане». Во время пребывания в Крыму Александру Сергеевичу пришла идея создания поэмы «Евгений Онегин», а её написанием он занялся в Кишиневе.

Поэт очень серьёзно относился к религии, однако в молодости он зачастую позволял себе вольнодумства. Так, в одном из писем он признаётся, что увлёкся атеизмом. Эта новость быстро доходит до Александра I. Александра увольняют со службы и отправляют на ссылку в село Михайловское, в котором он живёт в 1824-1826 годы

МИХАЙЛОВСКОЕ

В Михайловском жизнь Пушкина шла спокойно. Вся семья Александра покинула имение, чтобы поэт не оказывал на них дурное влияние. Единственным развлечением для Пушкина стали беседы с няней Ариной Родионовной.

Однако уединённый образ жизни очень хорошо сказался на поэте: он полностью погрузился в работу. В первую осень, которую он провёл в Михайловском, Пушкин начал писать «Бориса Годунова». Это произведение стало важнейшим этапом в творчестве поэта: именно здесь произошёл переход Александра Сергеевича от романтизма к реализму.

Пушкин завершил стихотворение «К морю», вновь начал работу над автобиографическими записками, написал поэму «Граф Нулин», любовное стихотворение «К ***», работал над «Евгением Онегиным»

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА

Талант Александра Сергеевича Пушкина не знал границ: ему были подвластны любые жанры, формы, стили и направления в литературе. Его произведения пользовались огромной популярностью в то время и по сей день.

Весь творческий путь Александра Сергеевича Пушкина условно можно разделить на два этапа: романтический и реалистический. Этапы в свою очередь делятся на периоды.

Романтический этап — лицейский период (1813-1816 гг.), Петербургский период (1817-1820 гг.), период Южной ссылки (1820-1824 гг.)

Реалистический этап — период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.), Московский период (1826-1830 гг.), Период Болдинской осени (1830 г.),

Последние годы творчества (1831-1836 гг.)

Лицейский период — в этот период у Пушкина формируется поэтический талант, который замечают такие великие литераторы, как Карамзин, Тургенев и Вяземский. Основными темами раннего творчества Александра Сергеевича Пушкина можно считать: патриотизм («Воспоминания в Царском Селе»), дружбу («К Галичу», «К Дельвигу», «Друзьям», «Пирующие студенты», «Моё завещание друзьям»).

Петербургский период — Пушкин живёт и творит в Петербурге после окончания лицея. Здесь он ведёт активную светскую жизнь, посещает множество балов и проводит много времени в кругах вольнолюбивой молодёжи. Для петербургского периода характерно стремление к романтизму и декабристским настроениям. Одной из самой важной работ этого периода является поэма «Руслан и Людмила», увидевшая свет в 1820 году. В этом произведении Пушкин овладевает различными литературными формами и стилями и впоследствии получает всеобщее признание. Поэзия Александра Сергеевича пропитана духом вольнолюбия, бунтарства и стремления к свободе («Деревня», «К Чаадаеву», «Вольность»). Также Пушкин пишет несколько «смелых» эпиграмм, в том числе эпиграмму «Воспитанный под барабаном…», посвящённую императору. За данное произведение молодого Пушкина отправили в ссылку.

Период Южной ссылки — В 1820 году Пушкина отправляют в Южную ссылку. Весной он отправляется в Кишинев. Пребывание в ссылке только усиливает вольнолюбивые мотивы в творчестве поэта. В этот период он пишет такие стихи как: «Узник», «Кинжал», «Погасло дневное светило».

Летом 1820 года Пушкин отправляется в Крым и на Кавказ. Эти места завораживают поэта своей красотой и культурой, впоследствии он пишет поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан».

В творчестве Пушкина этого периода отслеживается тема изгнанника. Лирический герой Александра Сергеевича во всём разочарован, он сторонится цивилизации и старается быть ближе к миру природы. Этот период считается расцветом романтизма в творчестве Пушкина.

Период ссылки в Михайловское — во время этого периода Пушкин постепенно отходит от романтических настроений. Он дописывает свою последнюю романтическую поэму «Цыганы» и утверждается как поэт-реалист. В своём творчестве Пушкин старается максимально правдоподобно отразить окружающую его действительность.

Также Александра Сергеевича начинает интересовать крестьянская жизнь, его волнуют темы народа и правительства, впоследствии он пишет трагедию «Борис Годунов».

В этот период Пушкин также обращается к любовной лирике и пишет стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», а также работает над произведением «Евгений Онегин».

Московский период — В 1826 году Пушкина вызывают на личную встречу с Николаем I, в результате чего был освобождён от ссылки. Однако из-за преданности вольным идеалам, поэт оставался под надзором правительства.

Пушкин продолжает много и упорно работать и создаёт множество произведений на философскую тематику: «Воспоминание», «Я вас любил», «Поэт», «Анчар», «Дар напрасный, дар случайный».

Период Болдинской осени — Осенью 1830 года поэт пребывает в селе Болдино, где создаёт множество произведений. Часть творений Пушкина была посвящена теме поэзии и предназначения: «Поэт и толпа», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом».

Пушкин дописывает произведение «Евгений Онегин». В свет выходят: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Повести Белкина», «Домик в Коломне».

Последние годы творчества — Самым тяжёлым периодом в жизни Пушкина оказался заключительный этап его жизни. Поэта преследовали материальные трудности, давление со стороны власти, а также конфликт с Дантесом, который позже вылился в дуэль.

Несмотря на все сложности, Пушкин продолжает работать. Он отправляется в Оренбург и на Урал, где пишет произведение «История Пугачёва».

Осенью 1833 года поэт вновь приезжает в село Болдино. Его волнует тема народа и власти, и он отражает все свои мысли в своих произведениях: «Медный всадник», «Дубровский».

Спустя три года Пушкин выпускает собственный журнал «Современник». Он вынужден опубликовать роман «Капитанская дочка», не указывая себя, как автора. Роман понравился публике, но поэт так и не успел получить признание.

10 февраля 1837 года Александр Сергеевич Пушкин скончался.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

5 декабря 1803 — 27 июля 1873 гг. (69 лет)

«Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса…»

Романтизм- литературное направление, в котором творил Фёдор Иванович Тютчев.

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский поэт, дипломат, публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года.

РАННИЕ ГОДЫ

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии. Семья будущего поэта представляла крупное дворянство. Родители Фёдора Тютчева, Иван Николаевич и Екатерина Львовна, обладали утончёнными манерами, что объясняло их происхождение.

Тютчев был очень способным мальчиком, с раннего детства он получал домашнее образование. Когда ему было всего четыре года, родители наняли частного учителя Николая Афанасьевича Хлопова, который не только присматривал за мальчиком, но и стал для него настоящим другом. Именно Хлопов помог развиться поэтическому таланту Тютчева и привил мальчику любовь к природе.

Зимой 1810 года воплотилась в реальность давняя мечта Екатерины Львовны: Иван Николаевич приобрёл крупный особняк в Москве, в который семья могла перебираться в холодное время года. Однако спустя два года началась война, и полчища Наполеона приближались к столице. Тютчевы были вынуждены покинуть дом и переселиться на время в Ярославль. После отступления войск Наполеона семья вернулась в особняк.

Родители Фёдора стали задумываться о его обучении. Нужно было выбрать хорошего, умного педагога, который смог бы обучить мальчика грамматике, арифметике, познакомил бы его с иностранными языками и географией. Выбор родителей Тютчева пал на образованного молодого человека — Семёна Раича, который смог обучить Фёдора стихосложению и помог ему выучить латинский язык. Раич познакомил мальчика с древнеримской поэзией и биографиями её авторов. В 12 лет Тютчев свободно переводил произведения Горация.

В возрасте 14 лет Фёдор Иванович стал посещать лекции знаменитого философа и критика — Алексея Фёдоровича Мерзлякова, который смог разглядеть в молодом человеке поэтический талант.

В 1819 году Тютчева приняли в Объединение любителей российской словесности. После чего было опубликовано первое стихотворение юноши — «Послание Горация к Меценату».

Затем Фёдор Тютчев поступил в Московский университет на факультет словесности. Благодаря высокому уровню интеллекта юноша оканчивает обучение на три года раньше положенного срока.

После получения образования Тютчев с отцом отправляется в Санкт-Петербург. Менее чем через месяц молодой поэт уже служил в коллегии иностранных дел в качестве губернского секретаря. Некоторое время спустя Тютчев становится внештатным атташе Российской дипломатической миссии.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В ГЕРМАНИИ

Во время службы в Германии, на заре 20-х годов, началась творческая биография Ф.И. Тютчева. В этот период он серьёзно увлекается поэзией: он знакомится с творчеством Германии и переводит произведения Гёте и Шиллера. Свои первые творения поэт отправляет в журнал «Галатея», тем самым приобретая свою первую известность. К концу 20-х годов Тютчев достигает ошеломительных результатов в области поэзии. В это время на свет появляются стихотворения: «Зима недаром злится», «Как океан объемлет шар земной», «Весенняя гроза». В 1836 году в журнале «Современник» выходит более 15 стихотворений поэта.

С этого момента Фёдор Тютчев получает всеобщее признание и популярность на всю Империю.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ

В 1844 году после многочисленных отъездов Тютчев возвращается на родину. Однако литературная деятельность поэта приостанавливается. Он поступает на государственную службу в Министерство иностранных дел, а в 1848 получает должность цензора. С этого момента Тютчев работает на поприще публицистики. Печатает статьи, где активно отстаивает свои политические взгляды. Поначалу они были консервативными, а ближе к концу жизненного пути позиция поэта приобрела чуть ли не реакционные черты.

В 1854 году на свет появляется первая масштабная работа Тютчева — сборник стихотворений. По словам современников Ф.И. Тютчева, двигателем его творчество было чувство влюблённости. Романтический настрой всегда присутствовал в произведениях поэта. Настоящей музой Тютчева стала его возлюбленная — Елена Денисьева. В последние годы жизни Фёдор Иванович создавал любовные стихотворения, пронизанные тёплыми и искренними чувствами. Произведения этого периода считаются одними из лучших за все годы его творческой деятельности.

В «Денисьевский цикл» вошло множество выдающихся произведений, в их числе оказались стихотворения: «Весь день она лежала в забытьи», «Есть в осени первоначальной» и др.

Весь творческий путь Фёдора Тютчева литературоведы делят на три периода:

• Начальный 10-20-е гг.

Первые шаги на пути к становлению Тютчева как поэта. Поиск собственного стиля

• Второй. 20-40-е гг.

Выработанный оригинальный способ стихосложения, опора на романтические мотивы.

• Третий. 50-70-е гг.

Политическое творчество, в последние годы жизни — любовная лирика.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ТЮТЧЕВА

Лирика Ф. И. Тютчева имеет ряд своих особенностей, которые выделяют его произведения на фоне поэзии других авторов. Поэт широко использовал в своём творчестве приём психологизма, поэтому его лирика весьма философична.

Лирический герой Тютчева постоянно пребывает в сомнениях, он желает понять истину человеческого существования. Автор мастерски изображает страдания и переживания человека, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами.

Отличительной чертой поэзии Тютчева является и то, что поэт никогда не продумывал заранее тему своего стихотворения. Фёдор Иванович действовал, исходя из собственных переживаний, чувств и эмоций, опираясь на впечатления после увиденного явления.

Основные тематики в творчестве Ф.И. Тютчева:

Любовная

Пейзажная

Философская

Гражданская

Хаос и космос

Особенности творчества Тютчева — кратко о философии поэта

Помимо литераторской деятельности Ф.И. Тютчев также работал дипломатом. Благодаря своей работе, поэт часто бывал заграницей, но, будучи в отъезде всегда тосковал по родине. Историческое воззрение поэта образовывалось путём сравнения жизни в России и других странах. К анализу истории он подходил с философской точки зрения.

Большинство стихотворений Тютчева философской и гражданской тематики связывает одно: общий пафос. В своих произведениях поэт подолгу размышляет о смысле бытия и человеческого существования, вопросах хаоса, выстраивает зависимость между днём и ночью. Это отражено в стихотворениях:

«О чём ты воешь, ветр ночной»

«Сижу задумчив и один»

В поэзии Тютчева преобладает философская тематика, даже если в стихотворении описаны красота природы или любовь.

Особенности лирики Тютчева — кратко о значении природы

Ф.И. Тютчев мастерски описывал красоту природы во всём её многообразии. Все пейзажи, описанные Тютчевым обретают невидимое творческое начало. Поэт создал множество прекрасных произведений о природе, например:

«Люблю грозу в начале мая»: Увиденная Тютчевым в мае гроза, произвела на поэта неизгладимое впечатление, подтолкнув на написание данного стихотворения. Автор представляет грозу чем-то радостным и весёлым, потому что она олицетворяет приход весны.

«Есть в осени первоначальной»: Поэт изображает осеннюю пору во всей её красе. В своём стихотворении Тютчев отражает человеческие переживания, возникающие в это время года.

«Есть в светлости осенних вечеров»: С помощью красочных метафор и эпитетов автор описывает успокаивающее действие осени на человека.

«Рим ночью»

«Полдень»

Художественные особенности лирики Тютчева в стихах о любви

Любовная лирика Фёдора Ивановича наполнена философскими мотивами. Поэт пытается понять суть глубоких чувств, размышляя на тему их возникновения. Однако Тютчев уверен, что невозможно передать всю красоту и полноту любви словами. Стихотворения о любви:

«Не раз ты слышала признанье»;

«Она сидела на полу»;

«В разлуке есть высокое значенье»;

«Последняя любовь» и т.д.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

19 марта 1809 — 21 февраля 1852 гг. (42 года)

«Что есть жизнь? Это разрушение мечты действительностью…»

Реализм — литературное направление, в котором творил Н.В. Гоголь.

Николай Васильевич Гоголь — известный писатель, критик, драматург, прозаик, публицист, классик русской литературы, оказавший большое влияние на русскую и зарубежную литературу. Известен как прозаик: писал повести и занимался драматургией, а также пробовал себя на поприще профессиональной критики.

РАННИЕ ГОДЫ

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в деревне Сорочинцы Полтавской губернии, которая на тот момент входила в состав Российской империи. Будущий писатель был дворянского происхождения и изначально носил фамилию Гоголь-Яновский. Отец Николая Гоголя — Василий Гоголь-Яновский был коллежским асессором и служил в почте, но в 1805 году подал в отставку и поженился. Вскоре в кругу его общения появляется экс-министр Дмитрий Трощинский, который жил в соседней деревне. Вместе друзья создали домашний театр. Василий Гоголь-Яновский сам писал комедии на украинском языке, которые потом ставили на сцене этого театра. Его жена — Мария Косяровская вышла за него замуж в 14 лет. Она никогда не выезжала на балы и находила своё счастье в тихой семейной жизни.

От своего отца Николай Гоголь получил любовь к театру и литературной деятельности, а от матери — суеверность, мистический взгляд на вещи и хорошую наблюдательность.

Николай Васильевич был третьим ребёнком в семье: первые двое сыновей родились уже мёртвыми. Известно, что до родов мать будущего писателя молилась Николаю Чудотворцу. Именно в его честь и назвали появившегося на свет мальчика. Потом в семье родилось ещё восемь детей, однако выжить удалось только девочкам: Елизавете, Ольге, Анне и Марии. Николай Васильевич любил проводить свободное время с сёстрами, вследствие чего он даже начал увлекаться рукоделием.

Литература начала интересовать мальчика с ранних лет. Отец часто брал Николая с собой в поля и просил придумать рифму словам «солнце», «небеса», «степь». В возрасте пяти лет Гоголь самостоятельно записывал свои первые сочинения. На формирование мировоззрения будущего писателя большое влияние оказала мать: она часто рассказывала детям истории о леших, домовых и прочей нечисти. В будущем её рассказы отразились в произведениях Николая Гоголя.

ОБРАЗОВАНИЕ

В 1821 году Н.В. Гоголю удалось поступить на обучение в Гимназию высших наук в городе Нежине. Будущий писатель не отличался особой прилежностью: на лекциях он отвлекался, к экзаменам готовился за день до их начала, за что часто был наказан розгами. Однако Гоголь обладал феноменальной памятью. Больше всего Николай любил изучать рисование и русскую словесность, он очень любил творчество Пушкина. Надо отметить, что Гоголь и сам занимался сочинительством: в период своего обучения в гимназии он написал поэму «Разбойники» и повесть «Братья Твердиславичи», которые он опубликовал в собственном рукописном журнале «Звезда».

В то же время по инициативе Николая Гоголя в гимназии образовался театр. Молодой человек сам выбирал пьесы для постановок, готовил необходимые декорации и подбирал «актёров», а также сам выступал на сцене. Гоголю пророчили актёрское будущее, потому что он обладал невероятным талантом.

В 1825 году не стало отца Николая Васильевича. Он очень тяжело перенёс потерю родного человека и даже хотел сброситься с окна верхнего этажа. Мать не могла сама сообщить об этом сыну, поэтому попросила директора гимназии подготовить Николая к данному известию. После смерти отца семью настигли финансовые трудности: мать ничего не смыслила в хозяйстве. Тогда Николай Васильевич предложил продать лес, который по завещанию принадлежал ему. Через некоторое время будущий писатель отказался от своего наследства полностью, чтобы оно перешло сёстрам.

В 1827 году Гоголь создаёт поэму «Ганц Кюхельгартен», в которой повествуется о юноше, отказавшемся от любви ради мечты о Греции. В следующем году Николай Васильевич оканчивает обучение в гимназии и решает переехать в Петербург.

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

Первый раз Николай Васильевич Гоголь пытался проявить себя в роли писателя, когда был студентом. Молодому человеку нравилось творчество Александра Сергеевича Пушкина, поэтому он всячески ему подражал.

В то время Николай Васильевич ещё не знал, в каком жанре собирается писать свои произведения. Он создавал множество фельетонов и стихотворений, но не оставлял без внимания и другие литературные жанры. Нужно отметить, что поначалу Гоголь не относился к литературной деятельности серьёзно.

В 1828 году будущий литератор уехал в Петербург, где его ждало множество трудностей и неудач. Гоголь хотел получить должность чиновника, а также пробовал себя в роли актёра, но все его попытки не увенчались успехом. По этой причине Николай Васильевич начал свою литераторскую деятельность, впоследствии чего стал известен на всю Россию.

На пути ко всеобщему признанию Гоголь проделал долгий путь со множеством трудностей и разочарований. На первом этапе ему удалось издать всего два своих стихотворения. После написания «Идиллии в картинках» на молодого писателя обрушилась масса критики. Это событие заставило его скупить все книги на свои деньги и сжечь их. Но несмотря на неудачу, Николай Гоголь не опустил рук, а продолжил усердно работать и даже сменил жанр. В 1830 году была опубликована его повесть «Вечер на кануне Ивана Купала», в которой было множество мистических и фантастических моментов.

Вскоре в биографии Гоголя произошло важное событие: он познакомился с Дельвигом, который согласился печатать произведения молодого писателя в своём издании. После этого начинающего писателя заметили, и ему удалось лично познакомиться с Пушкиным и Жуковским.

Когда Александр Сергеевич Пушкин прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ночь перед Рождеством», он высоко оценил талант писателя.

В этот период Николай Гоголь серьёзно увлёкся историей Малороссии. Он даже написал несколько произведений на основе изученных материалов, в их числе оказался и прославившийся на всю Россию «Тарас Бульба». Он даже писал письма своей матери с просьбами как можно красочнее описать жизнь простых людей, живущих в деревнях.

В 1835 году на свет появляется его знаменитая повесть «Вий», в которой присутствует множество мистических и фантастических явлений и сущностей.

В 1841 году Николай Васильевич пишет свою известную повесть «Шинель».

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА

Николай Васильевич Гоголь считается основоположником нового литературного направления, так называемого «гоголевского направления». Гоголь развивал свой литературный талант под влиянием Александра Сергеевича Пушкина. Для его творчества характерно особое внимание к социальным проблемам, нежели к любовным; насмешливое изображение пороков николаевской России. В центре гоголевских произведений всегда стоял человек.

Зачастую в произведениях Николая Васильевича реальный мир соединяется с миром мистики и фантастики. Реальные личности встречаются с фантастическими сущностями. Данное указание на двоемирие Гоголя говорит о романтическом направлении, которое было характерно для произведений раннего творчества писателя.

Начал свой творческий путь Николай Васильевич как писатель-романтик, но отталкиваясь от привычных романтических традиций, он направляет своё творчество в другое, совершенно новое русло. Гоголь настолько точно и ясно отображал бытовую жизнь своего народа, что большинство его произведений относятся к реализму.

Однако реализм Гоголя достаточно своеобразен. Некоторые исследователи вовсе не считают Николая Васильевича реалистом, другие определяют его стиль, как «фантастический реализм». Это происходит из-за того, что Николай Гоголь — мастер фантасмагории. В большинстве его произведений содержатся элементы мистики и фантастики. Создаётся ощущение искривлённой реальности, что связано с важными элементами творчества писателя — гиперболой и гротеском.

Николай Гоголь правдиво отображал реальную действительность во всём её многообразии. В своих произведениях он смог изобразить коррупцию и чинопочитание, используя при этом приём сатиры. Проблемы, которые писатель поднимал в своих произведениях, сохраняют свою актуальность и по сей день. Гоголь — писатель, который изобразил жизнь помещиков и чиновников, создал образ «маленького человека».

Композиции произведений Гоголя тоже весьма своеобразны. В их основе лежат события, имеющее общественное значение. Зачастую писатель использует гиперболу при описании деталей: вещей, одежды, интерьера. Пейзажи в его произведениях служат для более точного раскрытия внутреннего мира персонажей.

Особенности построения текста:

Лирические монологи;

Большое количество экспрессивно-окрашенных предложений

Широкое использование эпитетов;

Гоголевский юмор: «смех сквозь слёзы»

Юмор. В творениях Николая Васильевича Гоголя много юмора, в котором преобладает абсурдное начало. Писатель не раз признавался, что передавал своим персонажам собственные душевные пороки. В конце творческой карьеры Гоголь переживал глубокий душевный кризис и даже был на грани психического расстройства.

Сатирическое изображение героев. Для красочного сатирического изображения персонажей, Гоголь тщательно подбирал множество подробностей и преувеличивал их. В основном, это бытовые подробности: вещи, одежда, место жительства героев. Именно так созданы портреты персонажей «Мёртвых душ».

В романтических произведениях Гоголя даны живописные описания природы для красочного отображения красоты пейзажей. В реалистических же произведениях пейзаж является одним из средств характеристики героев.

Периоды творчества с характеристикой:

Ранний период творчества Гоголя: фантастика выходит на передний план, например, в произведениях появляется нечистая сила. Это связано с фольклором и с романтической литературой («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Петербургские повести отодвигают фантастику на второй план, мистические явления как бы растворяются в действительности. Элементы фантастики проявляются в произведениях не прямо, а косвенно. Например, как сон («Нос»), бред («Записки сумасшедшего») или неправдоподобные слухи («Шинель»).

В произведениях последнего периода творчества Н. Гоголя фантастический элемент практически отсутствует. События изображаются скорее странные, нежели мистические («Ревизор», «Мёртвые души»).

РОЛЬ ОПИСАНИЙ:

Николай Васильевич Гоголь — мастер художественных описаний. Один из любимых приёмов писателя — детализация. Гоголь мастерски пользовался этим приёмам, придавая тексту художественную выразительность и экспрессивную окраску.

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА

Образ Петербурга присутствует во многих произведениях Николая Васильевича Гоголя («Ночь перед Рождеством», «Ревизор», «Повесть о капитане Копейкине» из «Мёртвых душ»). Также у Гоголя есть целый цикл петербургских повестей.

В произведениях Гоголя Петербург предстаёт фантасмагорическим, полупризрачным городом, в котором мистическое переплетается с реальным, а реальное с фантастическим. Но также в повестях Николая Васильевича присутствует глубоко реалистическое видение Петербурга.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:

Гоголь тонко чувствовал народно-разговорную речь, поэтому мастерски применял её на письме. В своих произведениях писатель часто пользовался диалектизмами и украинизмами.

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

15 октября 1814 — 27 июля 1841 гг. (26 лет)

«Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя.»

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

Романтизм и реализм — литературные направления, в которых творил М.Ю. Лермонтов.

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из величайших русских литераторов, известный как автор прозы, а также поэтических произведений, получил признание ещё при жизни. Драматург, талантливый художник. Его творчество, сочетающее в себе острые социальные темы и философские мотивы, оказало большое влияние на поэтов и писателей XIX-XX веков.

РАННИЕ ГОДЫ

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. По линии матери его род был очень знатным. Бабушка Михаила, Елизавета Алексеевна принадлежала к роду дворян Столыпиных. Министр Пётр Столыпин приходился Михаилу Юрьевичу Лермонтову троюродным братом.

Мать будущего писателя, Мария Михайловна, в возрасте 16 лет влюбилась в военного Юрия Лермонтова, отличающегося особой привлекательностью, но имеющего репутацию легкомысленного молодого человека. Наблюдательная мать девушки отговаривала её от этого брака, понимая, что счастливой семейной жизни не будет. В молодом человеке ей не нравилось ничего: ни происхождение, ни финансовое положение, ни сомнительная репутация.

Елизавета Алексеевна не ошиблась: выйдя замуж за Юрия, Мария почувствовала себя глубоко несчастной. Муж, отличавшийся свободолюбивым нравом, продолжал безбожно гулять, не скрывая это от своей жены. Но и этого для мужчины было недостаточно: вскоре он завёл роман с няней своего маленького сына. Терпеливая Мария объясняла Лермонтову-старшему, что такое поведение недопустимо, однако он и слушать не хотел жену. Измена для Юрия не считалась грехом, поэтому свою вину он никогда не признавал. Однажды, не желая слушать очередные упрёки жены, Лермонтов сильно ударил её по лицу.

Мария жила в постоянном стрессе, но этот удар стал для неё последней каплей. Это событие сломило девушку. Вскоре она впала в депрессию, а спустя некоторое время умерла от чахотки. Маленький Михаил, которому на тот момент было всего два года, остался без присмотра и опеки. Елизавета Алексеевна, обвинявшая Юрия в ранней смерти дочери, мальчика Лермонтову-старшему не отдала, а сама занялась его воспитанием. Однако, чтобы выдворить наглого отца будущего писателя, потребовалось немало усилий. Елизавете Алексеевне пришлось выплатить ему вексель в размере 25 тысяч рублей. Избавившись от Юрия Лермонтова, бабушка вплотную занялась воспитанием внука.

Елизавета Алексеевна сделала очень многое для своего внука. Она не жалела на него средств ни на образование, ни на лечение. В детстве Михаил болел диатезом (золотухой). Но русские доктора не умели лечить эту болезнь, поэтому бабушке приходилось нанимать иностранных врачей. Однако, несмотря на старания врачей, мальчик всё детство страдал от диатеза. Болезнь сделала его весьма раздражительным, поэтому мальчику было сложно находить общий язык со сверстниками.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Parnas предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я