1. книги
  2. Учебная литература
  3. Юлия Майер

Код языка. Методика преподавания иностранных языков

Юлия Майер (2022)
Обложка книги

Освоить иностранный язык не сложнее, чем научиться готовить, считают авторы книги «Код языка», чей суммарный педагогический стаж более 40 лет. Просто и доступно отвечая на актуальные вопросы: зачем учить иностранный язык, как мотивировать учеников, какие бонусы они получат в процессе освоения нового материала и др., авторы постепенно подбираются к основной задаче пособия — рассмотрению эффективных способов преподавания. Они не обещают волшебных упражнений и уникальных методик, а лишь подробно, шаг за шагом, останавливаются на 4 китах изучения иностранного языка — 4 навыках, без которых не обойтись, если вы действительно ставите перед собой цель добиться максимального результата от учеников, используя при этом индивидуальный подход. Нет ничего невозможного. Это лишь вопрос времени и регулярной практики!Книга адресована преподавателям иностранных языков: предложенные методики обучения универсальны, несмотря на то, что в качестве иллюстраций использованы примеры из английского языка.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Код языка. Методика преподавания иностранных языков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Язык как целостная система

Юлия: По подсчетам ученых, на Земле говорят примерно на 6000 языках: близкие по происхождению объединяются в группы, а группы, в свою очередь, образуют языковые семьи.

Основные группы: романская (600 млн носителей), индийская (1 млрд), иранская (80 млн), германская (550 млн), славянская (350 млн), китайская (1 млрд, 250 млн).

Крупнейшие семьи: индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, афразийская, уральская, дравидская, нигеро-кордофанская и австронезийская.

Ежегодно умирает несколько языков народов мира. Называют даже «скорость» их исчезновения: в среднем каждые две недели пропадает один язык, поскольку уходят из жизни его последние носители. Есть научные данные о том, что язык заложен в нас генетически. Кроме того, существует языковой ген FOXP2, правда, та среда, в которую мы попадаем сразу после рождения, корректирует его (а точнее сказать, пишет код языка). Что это значит? Ребенок появляется на свет с врожденными способностями к языкам, но именно окружение формирует тот язык, на котором он будет говорить. Многие высказывают предположение, что родной язык закладывается в нас непосредственно в утробе матери. Правда это или нет — со временем выяснят ученые, т. к. сегодня многое только-только начинает приоткрываться благодаря достижениям в области нейронауки.

Язык — это код, который пишется нашим мозгом.

Язык — это целый набор грамматических, лексических, фонетических единиц, которые взаимодействуют между собой.

Что же значит выучить язык? Элементарно, Ватсон! Нужно всего лишь написать его код. Вот и все волшебство.

Елена: На первый взгляд это кажется сложным. Но давайте копнем поглубже. Какие бонусы получает тот, кто изучает язык?

1. Признание и самооценка.

Человеческая природа такова, что мы хотим быть лучше других, выделяться чем-то на их фоне. И знание иностранного языка (особенно хорошее знание) дает такую возможность. Мы чувствуем себя уверенно, на высоте, общаясь на английском с друзьями-иностранцами или переводя знакомым инструкцию по использованию какого-то прибора; нам комфортно, когда мы путешествуем по разным странам и можем продемонстрировать местным жителям, что понимаем их, знаем, куда идти, что делать и как купить.

Любому человеку приятно, когда им восхищаются. Поэтому знание иностранного языка, в первую очередь, необходимо для самооценки.

2. Коммуникабельность и устойчивость к стрессу.

Исследования доказали: люди, которые изучают еще один язык, помимо родного, общительнее и стрессоустойчивее. Они более гибко и быстро реагируют на информацию, полученную в процессе коммуникации.

3. Изучение иностранных языков тренирует мозг.

4. Владение иностранным языком открывает большие возможности в социуме — учеба в престижных вузах, продвижение по службе и т. д.

Юлия: Мне кажется особенно ценным, что изучение языков тренирует наш мозг. Присмотритесь к людям, чьи профессии связаны с интеллектуальным трудом: ученым, педагогам, врачам, журналистам. Как правило, они остаются в здравом уме и твердой памяти до глубоких седин. Их мозг всегда в активном режиме, получает и обрабатывает поступающую информацию, тем самым создавая новые нейронные сети.

Заметили, что люди, говорящие на иностранных языках, вечно молодые? Как же изучение языка помогает не стареть?

Грамматика — формирует логическое мышление не хуже шахмат.

Лексика — тренирует память, наполняя слова смыслом и расширяя его за счет контекста, ассоциаций (у каждого свои, кстати).

Фонетика — применение звуков и интерпретация их значений.

Аудирование — распознавание речи на слух.

Чтение — запоминание слов / фраз / предложений в контексте, включение воображения.

Ну и на десерт — концентрация внимания. Язык нельзя изучать между делом, в него нужно «включиться», а значит, вы одновременно тренируете собранность, сдержанность и терпение. И если мало-помалу чувствуете прогресс, то мозг получает дофамин в результате решения интеллектуальной задачи.

Приведу два интересных факта.

1. Научно доказано, что когда человек думает или моделирует какую-то ситуацию на иностранном языке, он склонен принимать более рациональные решения.

2. За деятельность, связанную с языком, отвечает левое полушарие, как и за любую другую активность, которая влияет на формирование позитивных эмоций. Поэтому процесс «поболтать» вызывает у нас интерес и радость. А если добавим к этому беседу на иностранном языке, как решение интеллектуальной задачи (что способствует выработке дофамина), то испытаем физическое удовольствие. Поэтому когда я предлагаю студентам альтернативу — почитаем или поговорим, — чаще выбирают второе. В этом случае человек заодно тренирует такой навык, как «speaking».

Елена: Юлия, согласитесь, какой бы языковой навык мы ни взяли, цель одна — усвоить и сохранить информацию. То есть память — самое важное в изучении языков. Чем лучше она работает, тем быстрее мы учим слова, идиомы, фразовые глаголы, грамматику, трансформируем русскую речь в иностранную и наоборот. Как это происходит?

При запоминании незнакомой информации в мозге формируется новое нейронное соединение и происходит дополнительное воздействие на речевые центры, которые активируют зрительную и слуховую память, голосовой аппарат. Таким образом, чем больше иностранных языков знает человек, тем больше клеток его головного мозга переходит из пассивного состояния в активное, тем больше связей между нейронами образуется. А это важнейшее условие для сохранения памяти.

Юлия: Давайте посмотрим, какие области нашего мозга отвечают за речь.

Лобные доли: логическое мышление, решение задач, планирование, поведение, смысловое построение речи.

Затылочные доли: восприятие и переработка зрительной информации, распознавание лиц и текста.

Височные доли: обработка слуховой информации.

Гиппокамп: формирование эмоций, консолидация памяти.

Речевой центр, состоящий из двух частей: центра Брока и центра Вернике. Первый отвечает за воспроизведение речи («я говорю»). Чтобы проверить его работу, человеку необходимо поставить речевую задачу, обозначить определенную ситуацию. Если центр поврежден, испытуемый молчит, но понимает и распознает речь или говорит медленно по причинам:

1) артикуляционных нарушений;

2) телеграфного стиля речи (нет союзов, связки);

3) распада грамматического строя речи;

4) трудностей в подборе нужных слов.

Центр Вернике — «я слышу», распознаю слова, контролирую свою и понимаю чужую речь. Для проверки этой зоны нужно дать человеку послушать и повторить (проговорить) слова и фразы, какую-то информацию. Если центр поврежден, способность воспринимать звуки как лингвистически значимые элементы исчезает.

Важный момент: сначала идет понимание языка, а только затем говорение. Поэтому сначала нужно освоить базу, структуру языка, научиться его распознавать и только потом переходить к речи. Соответственно, при любых нарушениях сперва восстанавливается понимание, затем — говорение.

Как мне кажется, преимущества изучения иностранных языков, которые я приводила выше, стоят того, чтобы говорить о них ученикам. Мотивация «Учи язык — поедешь за границу» сейчас работает плохо. От детей я порой слышу: «А зачем он мне? Я за границу не поеду».

Елена: Да, ошибка многих родителей и педагогов заключается в том, что они стараются вдохновить детей на изучение языка далекими и непонятными для них перспективами карьерного роста. Необходимо спуститься на уровень ребенка и найти то, что будет мотивировать его именно сейчас. Например, попросить почитать для вас книгу о Гарри Поттере на английском или, если вы собираетесь всей семьей на отдых за границу, объяснить, что вы в школе изучали немецкий язык и в поездке надеетесь только на его знания английского и т. д. Иными словами, плюсы изучения иностранных языков для ребенка надо искать в понятной ему картине мира.

Юлия: То, насколько широко распространен сегодня английский язык, очень хорошо отражает статистика:

• 85 % международных конференций и организаций используют английский язык в своей деятельности;

• 90 % всей информации в Интернете хранится на английском языке;

• 60 % научных и технических публикаций выходят на английском языке;

• 597 университетов мира транслируют свои лекции на английском языке.

Такая популярность приводит к огромному спросу на изучение языка. И здесь мне хотелось бы обратить внимание на методики преподавания. Ведь в эпоху маркетинга вам, дорогой читатель, что только не расскажут про «уникальные способы» обучения иностранному языку. А работают ли эти «чудо-техники»? Реально ли быстро освоить язык и на чем вообще строится его преподавание?

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Код языка. Методика преподавания иностранных языков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я