Юная художница-сирота, живущая в детдоме, знает: ее отец жив. Но ей никто не верит, считая сумасшедшей. Получит ли Сима то, о чем так сильно мечтает, или оставит иллюзии ради счастья человека, который в ней очень нуждается?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ангел из прошлого» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
За стенами старой четырехэтажки
Назарий оглядывает старую, треснутую в нескольких местах кирпичную стену четырехэтажки, в которой он был множество раз. Сначала — просто чтобы помочь Фролычу дойти до кухни, купить продуктов, лекарств и всего, что ему нужно. А позже — чтобы просто побыть здесь в тишине, поговорить с человеком, который его хоть немного понимает. Этот дом — роднее отчего. Но теперь Назария грызет тревога: Фролычу не помогут ни лекарства, ни еда, ни гроши за работу от скряги-папаши, если тот окажется на улице.
Назарий поднимается на последний этаж и сам отпирает черную, обитую старой клеенкой дверь ключом, дубликат которого он сделал давно, чтобы приходить сюда, когда ему вздумается. Отец об этом, естественно, не знает. У него тоже есть ключ, и он может нагрянуть к Фролычу в любое время. Так было всегда, начиная с самого первого дня их знакомства.
Тот день… Его сложно забыть. Назарию тогда было лет пять или шесть, но он все хорошо помнил — помнил день, который отпечатался в его сознании ярким кроваво-красным пятном. Отец неожиданно взял его с собой, якобы на прогулку, будто захотел провести с ним время, что бывало крайне редко с того момента, как ушла мама. Он посадил его в машину и всю дорогу хвастал, как ему удалось найти отличное решение, чтобы обойти конкурентов, показать себя в самом выгодном свете перед партнерами и клиентами, о которых он только и говорил. Отец решил превзойти все социальные программы — скидки, бонусы, помощь малоимущим и прочее-прочее. Чем же? Тем, что забрал из больницы слабого израненного молодого мужчину без документов и прописки, после чего поселил его в отдельной квартире, которую купил для этой цели. Конечно, папаша впечатление произвел, еще и какое, ведь он специализировался на строительстве новостроек и частных домов. Своим поступком он продемонстрировал небывалую щедрость, хотя на самом деле этим и не пахло. Речь шла о деньгах. Об очень больших деньгах. И Фролыч был лишь приманкой для них.
То, что он повел Назария к Фролычу — это было, конечно, его ошибкой. Ведь отец не знал, чем это обернется потом. И что Назарий рано или поздно решит разрушить все его меркантильные планы и освободить несчастного человека из-под его гнета раз и навсегда. Что он давно уже вынашивает эту мысль, просто пока еще не знает, как это сделать…
***
Когда Назарий впервые увидел Фролыча, тот лежал на диване, отвернувшись к стене. Одну руку он закинул за голову, а вторая лежала на одеяле и бросалась в глаза — в ней не хватало кисти, и обрубок выглядел незажившим куском мяса. Назарий невольно вздрогнул и попятился к отцу, но тот грубо оттолкнул его. Назарий опустил глаза, чтобы не видеть эту жуть.
На посторонние звуки лежащий медленно повернулся.
Такого кошмара Назарий не видел никогда ранее. Лучше бы он так и стоял с невежливо потупленными глазами, но любопытство превозмогло. Теперь ему хотелось кричать, плакать, бежать, но отец крепко держал его за плечо, и все это было невозможно. Только внутри что-то сильно болело, давило и рушилось. И голос отца звучал тяжелым набатом: он что-то заливал о масштабах своего великодушия.
Назарий почти не спал в ту ночь. Он слишком быстро повзрослел — хватило одного дня, когда увидел страшное лицо в кровавых, будто вывернутых наружу полосах. И глаза, темно-синие, глубокие, потемневшие от боли. За что, почему? Не было ответа. Назарий не знал, видел ли тот себя в зеркало, но остановившиеся полубезумные глаза этого человека говорили о том, что в его жизни есть что-то более страшное, чем его внешность.
У Фролыча не было ничего — ни знакомых, ни жилья, ни паспорта. Он выглядел так, будто попал на эту планету по ошибке и сам не знал, что он тут делает. Он говорил очень мало, если вообще говорил своим глухим хриплым голосом, от которого мурашки шли по коже. Его немного подлечили в больнице, но этого было недостаточно. Он медленно умирал и даже не боролся. Отец ждал, пока тот откинется, чтобы продать квартиру — акция сделала свое дело, отшумела и затихла. Больше Фролыч ему не был нужен.
Назарий это знал. Он часто втихаря от отца брал ключи и уходил в ту квартиру на четвертом этаже. Ему очень хотелось, чтобы Фролыч выжил вопреки всему. Ведь он был еще совсем молодым, но в то же время по-стариковски застылым, обездоленным. И страшная рука, и лицо в шрамах не делали его монстром. Он почти сразу так и представился — Фролыч. Назарию это понравилось. Это прозвище делало страшного, на первый взгляд, человека каким-то домашним и даже милым.
Назарий подавал ему еду, приносил таз с водой, чтобы тот мог умыться. Сам садился рядом с ним на кровать и подолгу рассказывал обо всем — о школьных делах, маленьких радостях, смешных событиях, про Олега и их нерушимую дружбу, о том, как ему несправедливо поставили двойку… Много всего говорил. Только отца никогда не упоминал, будто его и не существовало.
В эти минуты он забывал о плохом. Если бы Фролыч спросил, как ему живется, Назарий ни за что бы не рассказал, что не может заснуть от кошмаров, в которых отец орет на него, обзывает последними словами только за то, что он получил четверку по математике вместо пятерки. И, конечно, не сказал бы, что это все происходит не только во сне, а и наяву. Он запихнул в самые недра сознания минуты, когда отец настолько выходил из себя, что хватал ремень или что под руку попадется. Назарий слабо понимал, как он до сих пор остался жив. Может быть, потому, что отец умел вовремя останавливаться: судимость очень бы подпортила его карьеру, а ею он пожертвовать не мог; она и охлаждала его горячую голову. Иногда Назарию казалось, что все это ему снится. А потом он не мог отделить сон от реальности. Да и не очень-то хотел.
К счастью, Фролыч не спрашивал. Не лез в душу.
Все события, связанные с отцом, тщательно замалчивались, пока не превратились в тугой комок боли, который Назарий запихивал как можно глубже в себя, чтобы ни словом, ни поступком не намекнуть, что с ним происходит. Он осторожно бесшумно ходил по дому, чтобы лишний раз не напоминать о себе. Ни с кем не откровенничал, кроме Олега, который ему сочувствовал и всячески пытался помочь. А потом неожиданно для себя начал мечтать. Жить в альтернативной реальности оказалось намного приятнее, и там он был полностью свободен от отцовского гнета.
Назарий приходил в бедно обставленную квартирку на четвертом этаже и вовсю представлял, что это — это дом. А Фролыч — не чужой человек, а самый настоящий папа, сдержанный и мудрый, который никогда не орет и не набрасывается с кулаками. Просто он попал в какую-то передрягу, выбрался из нее героем, правда без руки и со всеми этими шрамами, но ими можно только гордиться — а как же иначе? Назарий хотел проводить здесь все свободное время. Он делал уроки в спокойной обстановке, иногда спрашивая у Фролыча совета, как решить ту или иную задачу. Как оказалось, тот образцово учился в школе и мог помочь по любому предмету.
Назарий настолько сильно к нему привязался, что часто сидел, прижавшись к его плечу, и подолгу слушал то, что он говорит своим хриплым глубоким голосом. «Почему все люди не могут быть нормальными, хотя бы просто не кричать, а объяснять то, что не понятно?» — спрашивал он себя и ответа не находил.
Назарий иногда думал о неизбежном, и его охватывал страх: он не хотел даже представлять, как будет жить, если Фролыча вдруг не станет. Становилось ужасно тоскливо и одиноко от одних только мыслей. Он их гнал, но они возвращались.
И Фролыч не умер, вопреки неутешительным прогнозам.
Отец рвал и метал, когда тот пошел на поправку. Грозился, что больше не будет снабжать его продуктами или попросту выгонит. У Назария все холодело внутри от его слов. Но потом отец узнал о Фролыче кое-что, из-за чего вмиг передумал от него избавляться и придумал, как использовать его в своих целях.
Он поставил Фролыча перед условиями, и тот просто согласился. Не спорил, не боролся за свои права, как будто все это казалось ему в норме вещей.
Об этом знал только Назарий и Олег, которого он посвящал во все дела. Они вместе долгое время продумывали план спасения для теперь уже их общего старшего друга, хотя Фролыч много раз довольно строго просил их не вмешиваться. Конечно, Назарий его не послушал и продолжил разрабатывать с другом стратегии — одну за другой. А за последний год на Олега навалилось так много всего, что он остался один на один с этой проблемой.
***
Не удивительно, что Фролыч не отдыхает, а неизменно сидит в большой комнате и творит.
Назарий останавливается на пороге, глядя на привычный ему процесс. Нет, так продолжаться дальше не может.
Отрешенный взгляд Фролыча обычно направлен внутрь себя. Но когда он работает, его взгляд становится диким, единственная левая рука с пальцами безудержно двигается, черные волнистые волосы с проседью взметаются от резких движений. Именно в эти минуты он будто оживает и вытаскивает наружу то, что обычно скрыто от людских глаз: он словно вырывает из души окровавленные куски своего прошлого. Миг — он улыбается странной фанатичной улыбкой, но если учесть, что у него обычно угрюмое настроение, то ее можно даже назвать счастливой…
А потом его труды отдаются на суд людям, которые уважают мастера, восхищаются глубиной его мысли, его талантом, вкусом и чувством меры… но да что в этом толку. Ведь Фролыч не слышит всех этих восторженных слов, не видит сияющих глаз. А деньги, огромные суммы, которые он заслужил, забирает себе негодный человек и еще имеет наглость раздуваться от гордости, что получил легкую наживу.
Назарий от бессильной злости стискивает зубы.
— И как тебе до сих пор не опротивело то, что ты делаешь? — он подходит ближе, разглядывая новое творение.
Тот только хмыкает в ответ, не прерываясь.
— Это не ответ. — Назарий решает на этот раз серьезно с ним поговорить. Ведь если Фролыча все устраивает, нужно ли что-то менять? Пусть и дальше работает на скрягу-папашу, если это можно назвать работой, а не словом похуже. Только вот незадача: его положение слишком шаткое. Отец в любую минуту может сделать с ним, что пожелает, например… убить.
С него станется.
Кто знает, прибегал ли он к услугам киллеров и сколько раз. Назарий не в курсе, но отец с его деньгами, властью и ненавистью к людям способен на многое.
Так что его угрозы касательно Фролыча нельзя игнорировать.
Ведь если он даже просто выгонит его, то добьется, чтобы его засадили в психушку или какой-то интернат для бомжей, если такой вообще существует. Он не даст ему расхаживать по белу свету и рассказывать всем, что Валерий Романович Мельников — большой аферист и лжец.
Но есть и другой путь, и выход. Назарий уверен. Главное, чтобы Фролыч перестал довольствоваться малым и понял, что он в опасности.
— Прекрати! Остановись и послушай. — Назарий придерживает его за руку, чтобы тот обратил на него внимание. — Эта… твоя… работа…
— В этом вся моя жизнь, — цедит тот с явной неохотой вообще с кем-либо говорить. — Кому как тебе не знать.
Назарий с трудом давит возмущение, чтобы оно не выплеснулось жгучей волной на человека, который ни в чем не виноват.
— Ты бы мог получать намного больше, чем те копейки, которые тебе отслюнивает мой отец.
— Не думал об этом, — отмахивается тот.
— Да ты просто раб! — кричит Назарий и сам же пугается этих слов. Внутри что-то больно сжимается от осознания, что это правда, и от того, что он совсем не хотел на нем срываться. Ну почему Фролыч даже не пытается бороться? Это бы облегчило задачу. Но он ничего, совсем ничего не делает, чтобы перестать зависеть от своего «босса».
— Меня все устраивает, — тот подтверждает его опасения.
Назарий, берет стул и садится напротив.
— Папаша вообще собрался тебя выгнать из квартиры и ничего не оставить даже из того, что твое по праву. Я не хотел тебе говорить, но… Лучше знать правду, чем жить в иллюзиях.
Фролыч поднимает темно-синие глаза с тяжелыми воспаленными веками. Наконец, он его услышал.
— Я сделал что-нибудь не так? — в усталом голосе звучит сарказм.
— Все не так! Хотя бы то, что отец даже за человека тебя не считает.
— Вот как, — философски замечает Фролыч, продолжая работать. — А я уж было подумал, что он решил меня оживить.
— Не смешно. — Назарий встает, прохаживается, заложив руки в карманы. — Ты прекрасно знаешь, он никогда этого не сделает,.
— Тогда к чему весь этот цирк? — Фролыч хмурит густые кустистые брови. — И вот что, иди отсюда, ты мне уже надоел.
— Я просто хочу тебе помочь. — У Назария снова появляется что-то щемящее в душе, но он отгоняет это прочь. Он бы рад поговорить с Фролычем о чем-то хорошем, незначительном, отвлеченном… но не может. Во всяком случае — сейчас.
Ведь, кажется, в его жизни все хорошее закончилось. Он обязан жениться на Алене, а взамен отец потерпит Фролыча еще какое-то время. Но как долго? Никто не знает. А Назарий к тому времени будет связан узами, расторгнуть которые — себе дороже.
Он ни за что об этом не скажет Фролычу. Он должен сам разруливать свои проблемы, как обычно. Даже если Назарий и мечтал когда-то, что тот станет его отцом, на деле это оказалось бы бесполезно: Фролыч не мог его защитить. Он и себя защитить не в силах.
— Ты мне очень поможешь, если не будешь мешать, — ворчливо отзывается тот, снова с головой окунаясь в работу. — Я должен успеть сделать заказ вовремя.
Назарий грустно отходит от него. А ведь он прав. Прав во всем. Он делает все, что может, чтобы выжить, глушит себя работой, не обращая внимания на то, кому достаются ее результаты, и просто живет одним днем.
Это то, что он может.
Назарий знает: Фролыч слишком беспокоится из-за своей внешности. И впрямь, его лицо может напугать слабонервных, но только потому, что его выражение слишком уж угрюмое, а иногда — отчаянное. Не самые привлекательные эмоции, и шрамы тут не при чем. Но проблема еще в том, что Фролыч сам не чувствует себя уверенно, сам обходит людей стороной, сам редко выходит — сам выбрал такую жизнь.
Ведь никто не запрещает ему пойти и, к примеру, сделать паспорт. Первый шаг к свободной независимой жизни.
Но он не пойдет. Он как будто не верит, что у него есть будущее. Оттого и держится за то, что имеет.
Назарий с удовольствием бы остался, несмотря на нелюдимый характер временного хозяина маленькой квартирки. Все же, он намного роднее и ближе отца. Но надо идти, пока папаша его не хватился. Все же ему не следует знать, где его сын пропадает часами — врать про библиотеку, как раньше, теперь уже глупо.
Уходя, Назарий внутри себя искренне и безотчетно завидует детям, которые живут в детском доме. У них, по крайне мере, есть выбор.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ангел из прошлого» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других