Золотое Таро Климта. Танец запретных снов

Эльза Хапатнюковская, 2017

Золотое Таро Климта завораживает яркими красками и многозначными насыщенными образами. Талант художника Атанаса Атанассова преобразил и дополнил оригинальные картины, подчеркнул их глубину и многозначность, показав шедевры в новом оформлении. А книга, написанная признанными авторитетами мирового Таро-сообщества Эльзой Хапатнюковской и Дмитрием Бахаевым, стала органичным дополнением колоды, завершающим аккордом, позволяющим создать полноценную симфонию. Книга предназначена для широкого круга читателей. Она поможет более эффективно работать с картами Таро поклонникам творчества Густава Климта, откроет изысканный мир знаменитого художника многим тарологам, а также придет на помощь психологам, желающим использовать Золотое Таро Климта в своей практике. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Ларец Таро

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотое Таро Климта. Танец запретных снов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Уважаемые читатели! Дорогие тарологи!

Эта книга — плод труда команды профессионалов-единомышленников. Издание существует исключительно в печатном формате. Просим вас: уважайте наш труд! Встаньте на защиту авторских прав! Препятствуйте распространению книги в электронном виде!

Ваши автор и издатели

Издание осуществлено по партнерскому соглашению «Аввалон-Ло Скарабее» и школы-клуба «Ларец Таро».

© Э. Хапатнюковская, Д. Бахаев, текст, 2017

© Ларец Таро, серия, 2017

© Аввалон-Ло Скарабее, 2023

© А. Данилов, оформление обложки серии, 2017

Введение

Книга по Золотому Таро Климта написана Эльзой Хапатнюковской и Дмитрием Бахаевым. В подобной ситуации уместно и интересно предварить этот непростой труд к не менее сложной колоде вступлениями от каждого из авторов, нашедших точки соприкосновения в совместном творчестве.

Золотое Таро Климта — что это?… Еще один клон Таро Райдера-Уэйта или некое самодостаточное явление в мире Таро, которые, как драгоценные камни, иногда появляются в маркетинговом потоке реплицированных, искусственно выращенных драгоценностей…

Начнем с того, что Золотое Таро Климта в части Великих Арканов организовано, как Марсельское, со Справедливостью на восьмом месте и Силой — на одиннадцатом. Малые Арканы снабжены фрагментами Климтовских картин, чей смысл зачастую весьма отличен от Малых Арканов в Таро Райдера-Уэйта. Хотя, как выяснилось не так давно, Уэйт и Колмен не были новаторами в прорисовке Малых Арканов. Оказывается, создатели самой популярной в мире колоды Таро имели доступ к фотографиям итальянских карт Сола Буска, созданных в XV–XVI вв., и многие сюжеты позаимствовали именно из них. И художник Золотого Таро Климта Атанас Атанассов, создавший и реконструировавший ряд колод, в том числе два Великих Аркана из Таро Висконти-Сфорца, хорошо знакомый с историей Таро, сделал колоду по собственному замыслу и с учетом лучших традиций искусства картомансии.

Золотое Таро Климта впервые было издано в 2005 году, очень памятном для меня во многих отношениях. Колода увидела свет благодаря издательству Lo Scarabeo. Когда я взяла ее в руки впервые, она вызвала во мне столько же отторжения, сколько и восторга. Колода почти обожгла мне руки. Она показалась холодной, безучастной, невыразительной, несмотря на обилие красок и золота. Образы выглядели плоско и искусственно. В какой-то момент мне показалось, что колода эта абсолютно декоративна и коллекционна, пуста, лишена смысла и объема, и наш современник — художник Атанассов — не справился с трудной задачей создания Таро по картинам величайшего художника Климта.

В то время я еще любила золото, как любая цыганка, которая не держит свое добро в банке, а носит его на себе. Но изображения карт чудовищно противоречили в моем восприятии золотому теплу декора. Время от времени я брала ее в руки и откладывала — она вызывала легкую дурноту то ли избытком золота, то ли торжеством анорексичной плоти климтовских картин. И когда я увидела почти всеобщее преклонение перед этой колодой и красотой изображенных в ней женщин, то была удивлена и обескуражена.

Женщины с наклонностями феминисток оргиастически трепетали, взяв в руки эти карты. И неудивительно: Климт писал свои картины в то время, когда движение за равенство полов было в разгаре и набирало силу. Хотя всего несколько его картин были посвящены femme fatale, остальные же изображали женщин мужскими игрушками, часто полуспящими и изможденными мужской страстью, нередко крайне соблазнительными, яркими и неосмысленными королевами мужского либидо. Одно было ясно почти сразу — эта колода Таро могла бы быть названа «царством женщин».

Как только ни пыталась понять я эти карты: с помощью и Уэйта, и Марселя, и разных оракулов, через призму концепций психоанализа Фрейда, архетипов Юнга, сновидений Менегетти. Но она рассыпалась на осколки орнаментов, на кусочки, из которых не складывалась мозаика.

В 2012 году, когда Австрия праздновала 150-летие Климта, я сомнамбулировала в летней Вене, где с каждого столба, кружки, салфетки, майки, пивной подставки и воздушного шарика на меня презрительно не смотрели полузакрытыми и широко распахнутыми, томными очами Климтовские дамы, поистине прекрасные вопреки своей худобе или полноте. Но это не прибавляло мне понимания того, как рассматривать значения карт Золотого Таро Климта. Я уже была готова опустить руки в отчаянии непонимания. Но все же они будто заставляли снова всматриваться в них.

Мне виделось, что эти карты любят женщины, скрыто или явно ненавидящие мужчин или обиженные ими. Общение с коллегами на тему колоды на определенном этапе еще больше, увы, укрепило во мне это мнение…

Однако чем больше я рассматривала карты, работала с ними, изучала творчество Климта, писала эту книгу, тем больше понимала, что эта колода невероятно женственна. Возможно, именно поэтому к ней бессознательно тянутся женщины. Взаимодействие с колодой внезапно помогает проявиться тем истинным качествам женской натуры, которые плотно упакованы в латы Климтовской Афины Паллады…

Первоначально книга о Золотом Таро Климта была задумана мной в соавторстве с Натальей Прокофьевой, моей прекрасной коллегой, практикующим психологом. Но обстоятельства не складывались благоприятно для нашего сотрудничества. В сегодняшнем варианте книги осталось всего несколько абзацев во вступительной части от нашей с нею совместной работы. Но я невероятно благодарна Наташиным видениям и пониманиям некоторых карт, глубокой, восхитительной женственности колоды и ее энергии, которая не дала мне эту книгу забросить!

Книге суждено было состояться при ином раскладе… Обдумывалась она три года, но написана была за три месяца.

Первым мужчиной, на талант которого опираются колода и книга, конечно же, является Климт — певец женской красоты и сексуальности. Его картины были почти все посвящены женщине в любых ее проявлениях и состояниях.

Вторым мужчиной, архиважным и давшим искру жизни колоде Золотого Таро Климта, стал мистически-изящный и загадочно-аристократичный художник Атанас Атанассов. Он давно известен работой в области прорисовки колод Таро. Он отобрал и наделил смыслами Таро отдельные картины, рисунки и фрагменты из картин Климта.

Колода карт, созданная по мотивам картин Густава Климта прекрасным современным иллюстратором Атанасом Атанассо-вым, притягивает к себе необычайно — возможно, миром своей красно-оранжево-золотой палитры или издевательски дразнящим языком мистической Горгоны на нагруднике Императрицы — Афины Паллады, а возможно, пронзительной призрачностью зеркала-лупы в Тройке Жезлов («Голая истина»). Но главное — тем, что несет на себе отпечаток полусна-полуяви, театральной условности. Фрагменты картин, использованные для изображения арканов, наполнены жизнью лиц и рук. Полузакрытые, с поволокой и широко открытые глаза персонажей на картах распахивают наблюдателю порталы в иные миры — миры своих добродетелей и пороков, радостей и мук, погружают в состояния «Зазеркалья», «по ту сторону». Колода очаровывает яркостью, дерзостью, необычностью, одновременно теплом и холодом, условностью и реализмом. Она чувственная, завораживающая и, бесспорно, гениальная, как и все творчество Г. Климта в сочетании с видением А. Атанассова.

Карты Великих и Малых Арканов передают нюансы человеческой натуры, ее глубокий психологизм, игру эмоций. Климт говорил, что жизнь рук и лица достаточна для понимания состояния человека.

Эльза Хапатнюковская

Существует распространенное мнение о том, что колоды Таро, оформленные сюжетами картин известных художников, плохо подходят для мантических практик. Такую точку зрения можно понять и принять — очевидно, что шедевры мировой живописи создавались не для предсказательных целей, и использование их внутри системы Таро представляется искусственным, принужденным, лишенным любых утилитарных мотивов, кроме, пожалуй, маркетинговых. Такие колоды подчас вызывают восхищение добротным оформлением, рядом удачных совпадений с сюжетами арканов, видимых навскидку, невооруженным глазом. Но в них очевидны и противоречия, особенно досадные для картомантов, привыкших работать с традиционными, досконально откомментированными в литературе изображениями колод Уэйта-Смит или Кроули-Харрис. Очень часто после нескольких не особенно успешных сеансов взаимодействия с очередной «живописной» колодой она объявляется «сувенирной» и отправляется в коллекционерский сундучок для хранения и любования.

Однако существует достаточно свидетельств того, что «живописные» колоды прекрасно работают и у некоторых практиков входят в число наиболее отзывчивых и действенных инструментов. Вероятно, настоящий контакт с картами возникает после того, как восприимчивость практика открывается собственным смыслам колоды, которые порой оказываются весьма далеки от классических толкований.

Известно, что при определенных обстоятельствах начинает работать практически любой оракул, которому уделяется достаточно внимания и личной вовлеченности оператора. Эта действенность никем особо не оспаривается, и некоторыми уважаемыми коллегами часто проводится отчетливая грань: вот Таро, а вот колода «оракульная», несмотря на общее соответствие привычному комплекту из 78 карт. При этом подразумевается, что и классическая колода способна совмещать в себе самые различные соответствия — астрологические, каббалистические, магические и прочие.

Хочется поддержать представление о том, что понимание возможностей колоды Таро все еще продолжает формироваться, и примеряемые к изначальной структуре новые смысловые паттерны оказываются действенными и прекрасно применимы на практике.

Среди популярных колод, выпущенных издательством «Аваллон-Ло Скарабео» в последнее десятилетие, обращают на себя внимание системы, оформленные болгарским художником Атанасом Атанассовым. Вдумчивый, глубоко осмысленный подход к традиционным значениям карт сообщает работам художника необходимый баланс между художественностью изображений и подчеркнуто абстрактной обусловленностью сюжетов, переходящих из повествовательной плоскости в пространство символа. За плечами Атанассова успешный опыт осмысления и реконструкции известнейших старинных колод Минкиате Мантеньи и Висконти-Сфорца, успешные эксперименты по переложению на язык Таро сюжетов Иеронима Босха, Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи. Золотое Таро Густава Климта по праву может считаться одной из самых глубоких и смыслоемких попыток художнка высветить еще одну область возможностей колоды Таро — работы с глубинными мотивами таинственной и переменчивой женской природы.

Роскошная и беспощадная живопись Густава Климта дает богатейший материал для стремящихся не только бесстрашно посмотреть в эту первозданную глубину, но, используя инструментальный, оперативный потенциал карт, попытаться найти ответы на вопросы, не поддающиеся поверхностному анализу. В каждом отдельном случае Золотое Таро Климта может отзываться особенным образом, и предлагаемые трактовки и толкования, разумеется, не являются единственно возможными.

Пристальное изучение изображений Золотого Таро Климта, а также определенный опыт практической работы с колодой позволили нам сделать ряд наблюдений относительно этой стройной и действенной системы и поделиться им в книге. Изображения, предложенные Атанасом Атанассовым, на поверку хорошо сочетаются с привычными значениями карт в колоде Таро, но широкий, далеко не исчерпывающе исследованный нами пласт метафор, аллегорий климтовской живописи дает огромный простор для дальнейших персональных исследований.

Дмитрий Бахаев

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотое Таро Климта. Танец запретных снов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я