Золотое Таро Климта завораживает яркими красками и многозначными насыщенными образами. Талант художника Атанаса Атанассова преобразил и дополнил оригинальные картины, подчеркнул их глубину и многозначность, показав шедевры в новом оформлении. А книга, написанная признанными авторитетами мирового Таро-сообщества Эльзой Хапатнюковской и Дмитрием Бахаевым, стала органичным дополнением колоды, завершающим аккордом, позволяющим создать полноценную симфонию. Книга предназначена для широкого круга читателей. Она поможет более эффективно работать с картами Таро поклонникам творчества Густава Климта, откроет изысканный мир знаменитого художника многим тарологам, а также придет на помощь психологам, желающим использовать Золотое Таро Климта в своей практике. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотое Таро Климта. Танец запретных снов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава II
Великие арканы
О — Дурак
Персонаж, изображенный на нулевом аркане, заимствован из картины «Философия». В «Философии» человек находится во власти универсума и иррациональных, равнодушных к нему сил природы. На картине окутанная туманом боли и страдания река жизни изначально несет в себе смерть. Видение мира Климта было сходным с толкованием Шопенгауэра — мир как воля, как слепая сила в бесконечном круге рождения, любви и смерти.
В этом произведении Климт воспел очищающую власть искусства, способного победить все разрушительные силы. Полотно было предназначено для актового зала университета. Цвета в нем имели символическое значение. Темно-синий цвет и сверкающие звезды в «Философии» сравнивали с блеском отшлифованного лазурита, символизирующего искренность и благорасположение небес…
На Великом Аркане 0 — Дурак в Золотом Таро Климта синий цвет отсутствует. Персонаж изображен, напротив, на красном фоне — подобии родового канала — сугубо материальном. Мужчина обнажен, стоит, слегка повернув растрепанную седую голову вправо, и прячет лицо в ладони. Справа — женское поле, отторгающая среда, хаос, пестрая вода, околоплодная жидкость, которая становится постепенно чуждой, ледяной. Но поток знаков и символов напоминает также и роскошные ткани, которые Климт расписывал для своей вечной музы и подруги, хозяйки Венского дома моды Эмилии Флеге. Ассоциируется он и с театральным занавесом — символом иллюзорности жизни, но одновременно и исцеляющего искусства, побеждающего разрушение, ложь и фальшь.
Ногами мужчина опирается на краешек «глазастой», зрящей, проницательной синевы. Этот цвет не так часто встречается на картинах у Климта и еще реже на картах колоды — художник предпочитал теплые и яркие цвета: золото, зеленый, красный, либо приглушенные: коричневый, малахитовый. Синева в небольшом количестве присутствует в Великих Арканах, определяющих поворотные точки нашей жизни или серьезные, концептуальные состояния: V — Верховный Жрец, XII — Повешенный, XIII — Смерть, XVIII — Луна и XXI — Мир. Синева в них служит объединяющим, космическим пространством, на которое опирается духовный поиск.
Представитель богемы, артистической среды, свободный художник, фрилансер. Возможно, иждивенец, имеющий мнимую инвалидность по линии психиатрии. Иногда игрок, впрочем, не очень удачливый. Адепт секты, участник финансовой пирамиды.
В лучших проявлениях — санъясин, человек, умеющий не заботиться о завтрашнем дне.
В целом эмоциональная холодность, инфантильность. Стремление переложить ответственность на других. Одновременно это и способность отклика на все необычное, привлекающее своей новизной, предрасположенность к сомнительным начинаниям. Высокая тревожность. Склонность к авантюрам, напускной фатализм.
В худших проявлениях — сектантство, нарко — или другая зависимость.
На физическом уровне возможны хронические недуги, последствия многих злоупотреблений, легкомысленного отношения к своему состоянию. Склонность к ипохондрии, симуляции различных заболеваний. Эмоциональная нестабильность. Психосоматические заболевания.
Наркомания, отмеченная изменениями личности, проявлениями асоциальности, социофобии, социопатии, агрессивности.
Непрочный ненадежный союз. Один из партнеров требует от другого опеки. Необязательность в исполнении обещаний. Очарование партнера мнимой опытностью, либо напротив — беззащитной наивностью.
Увлечения, хобби, саморазвитие, псевдодуховные практики. «Ноль», выстреливающий возможностями. Вероятность счастливо избежать наказания за необдуманные слова и поступки. Начало предприятия с неясным финалом. Переходный период между двумя жизненными циклами. Отказ признать очевидное. Попытка эскапизма.
В наихудших проявлениях все усилия направлены на поиск и приобретение «дозы» того, к чему есть привязка.
Нельзя быть опрометчивым. Не стоит слушать жалостливые просьбы. Возможен обман, использование вопрошающего обаятельным, но безответственным человеком. В отношениях не нужно поддаваться мольбам о прощении и верить обещаниям исправиться.
Пора проявить осмотрительность пред лицом кажущихся радужными перспектив, тщательно просчитывать ситуацию, не позволять себя дурачить.
Нужно постараться снять с себя ответственность или не принимать ее на себя. «Закрыть лицо, зажмурить глаза, спрятать голову в песок», избегать смотреть в лицо жизни. Быть «голым», практиковать состояние «здесь и сейчас», не усложнять положения вещей. Задвинуть рефлексию в дальний угол. Подойти к сложившейся ситуации творчески.
Неясная, но, возможно, перспективная ситуация, требующая дополнительных наблюдений. Задача в стадии начального развития. Оправданные и неоправданные риски.
I — Маг
В сюжетном ряду Великих Арканов Золотого Таро Климта мужские фигуры встречаются значительно реже женских. Там, где это происходит, они нарочито лишены атрибутов мужского доминирования. Исключением является Верховный Жрец, в образе которого выступает сам Климт — единственный мужчина, закономерно удостоенный благосклонности всеобъемлющей женственности. Но и он — Жрец, чей оплодотворяющий потенциал переведен в духовное измерение. Прочие мужские характеры Великих Арканов — фрустрированный Отшельник да перепуганный Дурак. Напротив, женские характеры в Великих, да и в Малых Арканах выписаны особенно рельефно и наделены привлекательными и отчетливо силовыми характеристиками. Первым в ряду таких мощных характеров выступает Маг, явленный в образе женщины.
В облике Мага предстает центральная фигура с уничтоженной фрески Венского университета «Медицина» — богиня здоровья Гигея, потчующая белую змею из плоской чаши. Маг — персона, наделенная исключительной витальностью. Ярко-алый наряд Гигеи, символизирующий кровь и живую душу, вдобавок декорирован золотыми колосьями и странными овалами, напоминающими коконы готовых родиться бабочек. Необычная прическа богини, на картине выраженная причудливым переплетением тугих косиц, перевитых золотыми и алыми лентами, здесь скорее напоминает треуголку триумфатора Наполеона. С ее смоляных полей также стекает кровянистая субстанция, готовая умилостивить голодную землю. Эта набухающая живородящая масса за спиной женщины-Мага разделена на два поля — эластичного буроватого праха, из которого, вероятно, некогда сотворен был человек, и рыхлого, ожидающего семян чернозема. Там, где из-за спины Гигеи на картине выступал изможденный силуэт беременной женщины, виднеется подобие гигантского сперматозоида с черным хвостиком. Он деловито скользит в таинственном нигредо перегноя, переживая тысячи трансформирующих метаморфоз, прежде чем в комьях колышущегося распада проснется искра новой жизни.
Классические атрибуты Гигеи (и символы современного здравоохранения) — змея и чаша, демонстрирующие сложный принцип взаимодействия живого и мертвого, светлого и темного, доброго и злого, — в руках женщины-Мага иллюстрируют еще и процесс оплодотворения, причем жест правой ее руки, выражающий некоторую меру длины, похоже, адресован непосредственно змее и носит рекомендательный характер. Яда мужской витальности никогда не должно быть слишком много. Контроль над нею — один из основополагающих принципов женского здоровья.
Все медицинские и околомедицинские профессии. Заклинатели змей и мужчин, факиры, маги.
Спокойствие, бесстрастность, непоколебимая уверенность в правильности своих действий.
Тщательный контроль. Необходимость медицинских процедур или употребления лекарств. Мизофобия[1], канцерофобия[2] и т. п.
Давление на партнера, ограничение его прав, свобод и функций. Регулирование рождаемости, предохранение от беременности, искусственное оплодотворение. Защищенный секс. Гигиена близости и отношения для здоровья. Дозированная близость. Жизнь в медицинской семье. Мать, жестко влияющая на жизнь сыновей. Инцестуозная зависимость.
Регулирующие действия и процедуры, рекомендации, управление процессами, уверенное руководство, трансляция якобы абсолютных истин высшей воли. Резонерство. Диктат.
Необходимо контролировать свои потребности, дозировать нагрузки на здоровье, прибегнуть к гомеопатическому лечению и дозированному лечению ядами. Клин клином вышибить.
Сильное влияние на происходящие события, удержание их в рамках. Получение помощи, иногда в болезненных, сложно приемлемых формах.
II — Верховная жрица
В изображении использован портрет Фрицы Ридлер — одной из дам высшего Венского общества, написанный в 1906 году. Картина использована почти без дополнений.
Искусство нуждается в покровителях, и меценаты для объединения «Сецессион» нашлись прежде всего среди еврейских семейств венской буржуазии: Карл Витгенштейн, сталелитейный магнат, Фриц Вэрндорфер, текстильный магнат, а также семьи Книпс и Ридлер, которые поддерживали именно искусство модерна и Климта. Они заказывали картины художнику, а он писал портреты их жен.
Высокопоставленные чиновники, банкиры и представители богатых семейств, восхищаясь лицами своих жен и дочерей, написанными Климтом, вряд ли придавали значение прекрасным и необычным орнаментам и понимали символы, обильно украшавшие платья дам и фон на картинах. Климт же чувствовал внутренний мир своих моделей и старался его раскрывать, наполняя женские образы эротическими символами, на первый взгляд казавшимися невинным орнаментом.
На картине «Портрет Фрицы Ридлер» изображена жена государственного чиновника. Но одна деталь сразу притягивает внимание. Голова модели находится на уровне орнаментального окошка, и это создает сходство с прической и головным убором Марии-Терезии Испанской в возрасте четырнадцати лет, молчаливой страдалицы, жены и сестры французского короля Людовика XIV, на портрете кисти Веласкеса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотое Таро Климта. Танец запретных снов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других