Основы педагогической и спортивной этики

Эльвира Ивановна Белогородцева, 2018

Учебник посвящен решению важной задачи – совершенствованию нравственно-этической подготовки будущих педагогов. В связи с этим назрела необходимость в целостной системе учебно-воспитательного процесса в высшей школе, этическое образование должно стать органичной составной частью в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта. Нравственность – самое важное, что составляет сущность личности педагога. Сегодня особенно нужна активная работа разума студента и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не стихийным и кратковременным, а глубоким и долговременным, построенным на тесной взаимосвязи этического знания, чувства и поведения. Поэтому в условиях гуманизации общественной жизни трудно представить педагога с высшим образованием, которому не требовались бы этические знания. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов бакалавриата очной и заочной форм обучения вузов физической культуры. Может быть полезен для преподавателей, тренеров, магистрантов и аспирантов, а также для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров в области физической культуры и спорта.

Оглавление

Из серии: Бакалавриат (КноРус)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы педагогической и спортивной этики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Белогородцева Э.И., Кожевникова Н.В., 2018

© ООО «Издательство «КноРус», 2018

* * *

Посвящается светлой памяти профессора В.В. Белорусовой

Предисловие

В условиях гуманизации общественной жизни возрастает значение воспитания высоконравственной личности в сфере образования и воспитания. Преподаватель, не осведомленный в теории морали и нравственного воспитания, полагающийся только на свою моральную интуицию, не сможет с полной силой выступать в роли наставника и советчика. В связи с этим возрастают роль и значение этического образования будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Уроки этики — уроки нравственности. Нравственность — это самое важное, что составляет сущность личности педагога, способная взять на себя моральную ответственность за решение или действие, стремящаяся к нравственной самооценке, самореализации и самосовершенствованию. Трудно представить специалиста с высшим образованием, которому не требовались бы этические знания. Назрела необходимость того, чтобы в целостной системе учебно-воспитательного процесса в высшей школе этическое воспитание должно стать его органичной составной частью.

Сегодня особенно нужна активная работа разума студента и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не стихийным и кратковременным, а глубоким и долговременным, построенным на тесной взаимосвязи этического знания, чувства и поведения. Нравственная культура является составной частью этической культуры педагога, поскольку лежит в основе образа жизни человека, охватывая широкий круг его ценностных ориентацией и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих нравственные параметры ее самосовершенствования.

Учебная дисциплина «Педагогическая и спортивная этика» — гуманитарная наука, имеющая своей целью вооружение студентов системой этических знаний, с широким кругом нравственных проблем, относящихся к взаимоотношениям педагогов и воспитанников, о неразрывном единстве в процессе ее реализации профессиональных и моральных качеств педагога в своей деятельности.

В учебнике изложены основы учения о морали; природа моральных ценностей; принципы педагогической морали и их проявление в деятельности педагога, содержание этических категорий и специфика реализации их в сфере педагогического труда. Освещены основные категории спортивной этики и их отражение в условиях спортивной деятельности; этические требования, предъявляемые к нравственному облику педагога, учителя физической культуры; основы и принципы педагогического этикета, нравственно-психологические особенности общения педагога с воспитанниками; манеры поведения, пути преодоления стрессовых ситуаций в учебно-тренировочной дея тельности.

Осмысливая проблему этического воспитания студентов, мы опирались на такие ключевые понятия, как «личность», «этика», «моральные принципы», «нравственность», «спортивная этика», «общечеловеческие ценности», «этическая культура», «педагогическая и этико-эстетическая культура», «этические категории», «нравственно-этические ситуации», «педагогический процесс», «физическая культура» и «спорт».

В последние годы проявляется тенденция к разработке специализированных этических курсов с целью обеспечения вводимых в школах, особенно в новых структурах школьных учреждений, уроков человековедения и этики (Маленкова Л.И., Щуркова Н.Е., 2008); светской этики (Шемшурина А.И., 2015). Наметившаяся тенденция подчеркивает насущную потребность педагогической практики в теоретическом и методическом осмыслении процесса этического воспитания студентов в высшей школе и в то же время обнаруживает недостаточность имеющейся литературы в научном и методическом его освещении в теории и практике физической культуры и спорта.

Используя изречения и афоризмы философов, суждения, различные высказывания известных педагогов, людей искусства, а также пословицы и поговорки, мы стремились предоставить студентам широкий простор для выбора и утверждения своих жизненных позиций, осмысления их. Мы учитываем также, что в практике физкультурного образования наметился некоторый «конфликт ожидания», обусловленный, с одной стороны, тем, что практики надеются на немедленный эффект научных разработок в области педагогической и спортивной этики без должного их творческого осмысления в собственном опыте, а с другой стороны, с надеждой на инновационные и прогрессивные идеи, эффективные способы и приемы нравственного воспитания.

Данный учебник адресуется будущему педагогу, реализующему в своей деятельности этическое воспитание молодежи, с надеждой приобщить его к целостной системе воспитания основ этической культуры в области физической культуры и спорта.

Авторы надеются, что учебник поможет решить хотя бы некоторые проблемы, волнующие сегодня педагогическую общественность — это развитие социальной, познавательной, творческой активности у студентов, повышение их нравственной образованности.

Оглавление

Из серии: Бакалавриат (КноРус)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы педагогической и спортивной этики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я