Дело не в брусчатке

Элиза Штерн, 2021

Крутить педали, спасаться от медведей, бежать от бомбы в аэропорту и до хрипотцы рассказывать о том, как прекрасен этот мир. Все истории – по реальным событиям, и из них можно узнать не только о том, чем пахнет воздух на Курилах и кто живет в португальских фонтанах, но и о десятилетии, в котором случилось взросление, потеря и любовь. Содержит нецензурную брань.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дело не в брусчатке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

На велосипедах по Кипру

Похоже, у нас проблемы. Теперь это признал и мой младший брат — самый оптимистичный оптимист на свете. Солнце почти зашло за горизонт. Перед нами был серпантин без фонарей, проложенный на территории военной части. И не единой живой души вокруг. Полупустыня окружала нас, и единственное, что мы видели на горизонте — табличка «Осторожно: дикие животные».

А ведь планировался отпуск на Кипре в формате all-inclusive. В начале всё и было, как в рекламных проспектах: шеренги пальм и ряды шезлонгов, море с отблесками селёдки и бар у бассейна. Лежи себе на пляже, меняй угол разворота к солнцу каждый час, измеряй время завтраком, обедом и ужином, а чтобы не чувствовать, что день прошёл зря — отдавайся страстным, желающим облизать тебя с головы до ног, волнам…

На третий день мы решили отправиться в город на поиски приключений. Но как только прикрытие из привычных пальм и кондиционеров закончилось, нас обдало жаром. Послеполуденное солнце как бы намекало, что все дороги в такое время дня ведут…в ближайшую кафешку.

— Я живу в Лимассоле 5 лет, и вообще не чувствую, что нахожусь в другой стране, — молоденькая официантка из Воронежа раскладывала перед нами пасьянс из вилок, ножей и салфеток, — тут все русские, все вывески на русском. Ощущение, что я живу в России, только на берегу Средиземного моря

Вместе с салатом последовала история о том, что они с мужем переехали на остров, потому что тот нашёл работу в отеле. К борщу мы узнали, что море надоело им настолько, что выбираются они туда от силы раз в месяц. На десерт официантка достала мобильный и стала показывать фотографии…маленьких черепашек! В прошлые выходные они с ребёнком как раз ездили на дикий пляж, где черепахи откладывают яйца. На экране телефона появилась полная загорелая женщина с черными кудрями, которая брала на руки черепашонка. «Мари следит за тем, чтобы животные добрались до моря и не погибли в дороге. Она каждый день проверяет кладки, особенно в августе — в сезон рождения черепах», — рассказывала официантка.

У каждого есть свой фетиш. У моей бабушки больше двадцати сортов кактусов, у одной моей знакомой живут 8 мопсов и вся квартира заставлена статуэтками и тарелочками с их изображением, а у моего друга изображениями пингвинов покрыто всё, где только может поместиться картинка. Все, что вам нужно знать о моем отношении с черепахами: все друзья везут мне из отпусков сувениры с изображениями этого животного, а моя любимая cтраница в инстаграмме посвящена будням одной капризной черепашонки.

После размеренной жизни в отеле, где из представителей фауны только поджаривающиеся на шезлонгах тела и медузы в море, рассказ официантки подействовал на нас как красная тряпка для быка.

— Где находится это волшебное место? — выдохнули мы.

— Pissouri bay, в 35 километрах отсюда. Общественный транспорт туда не ходит.

План родился сразу. Возьмём напрокат велосипеды, стартуем сразу после завтрака — в семь утра, пока не разошлась жара. К полудню будем на месте. Целый день наслаждаемся общением с черепашками, в 5 вечера, когда жара спадёт, стартуем в обратный путь. К 8 вечера вернемся обратно в Лимассол, и, если повезет, успеем сдать велосипед в прокат в тот же день.

Из Лимассола в Писсури ведут всего две дороги — хайвей, где велосипедистам не место, и параллельная ему просёлочная дорога — наш вариант. Вперед, навстречу приключениям!

Мы проехали живописные бульвары и порт — одну из туристических достопримечательностей Лимассола, спальные районы и сосновую рощу. А потом город закончился, и вместе с ним исчезли и здания, и деревья, и автобусные остановки, и провода, и связь в телефоне. Затем у нас закончилась вода и начался серпантин.

Теперь я знаю, как выглядит ад велосипедиста. Раскаленная дорога извивалась холмами под углом градусов 50. Вниз велосипед несся как разъяренный бык, вверх горка была настолько крутой и длинной, что приходилось идти пешком. За 3 часа серпантина мимо проехала всего одна машина. Из её окон на нас выглянули четыре головы с круглыми от удивления глазами. Я бы тоже удивилась на их месте, но нам на середине путиповорачивать назад уже не было смысла. Только вперёд — туда, где ждут спасения маленькие черепашки.

Когда я начала всерьез беспокоиться, что скоро умру от перегрева и усталости, дорога начала разговаривать. «Осторожно, дикие животные!», — гласила первая вывеска. «Вы въезжаете на территорию Великобритании» — сообщала следующая. Остров разделен на три части — турецкую на севере, республику Кипр на юге (населённую греками и киприотами) и около 3% территории занимает Британия. В 1960 году Кипр получил независимость от Великобритании, но британцы оставили часть прибрежной территории стратегически важного острова себе, разместив военные базы. На территории одной из них мы и оказались. По сути, проехали две страны, путешествуя на велосипеде. Правда, кроме таблички, Великобритания пока не подавала других признаков существования.

Воздух, раскаленный и застоявшийся, как в болоте. «Просто крути педали и, как в притче про лягушек, делай масло из молока — прорывайся сквозь эту горячую трясину к цели», — говорила себе я. Спуск, подъем, спуск, подъем, и вот…неужели первый мираж?

Нам явился пейзаж с картин импрессионистов. Пальмы и заборы, увитые виноградом. Белые домики у обочины в шапке пышных ярко-розовых бугинвилий. Раскидистые деревья, манящие долгожданным теньком. И самое прекрасное — первый на нашем шестичасовом маршруте магазин, где мы смогли купить воду. После велосипедного ада мы попали в рай, и имя ему было — Писсури.

Дорога стала тенистой и пошла с горки, утыкаясь в здание отеля в самом низу. Мы прикрутили велосипеды к забору и помчались на море, навстречу черепашкам…

За коренастыми пальмами открылся пляж. Там было лазурное море, песчаная галька, лежаки и пальмы. Живописные скалы, места для глянцевых фотосессий и ресторанчик у самого моря. Словом, мы приехали в Писсури, чтобы увидеть пляж, который ничем не отличается от нашего. Там было всё…кроме черепах.

Мы приняли эту новость достойно — плюхнулись на диванчик в тени ближайшего ресторанчика и заснули. Потом с грустью посмотрели на пустующие огороженные участки песка с табличками о возможных кладках черепах, и решили наслаждаться тем, что есть — ели мидий и жареного осьминога, ходили купаться на полупустой пляж и фотографировались у красивых скал.

К вечеру мы отдохнули, посмеивались над утренним желанием умереть в дороге и ждали, когда жара спадет, чтобы выдвинуться в обратный путь.

Но тут-то нас и ожидали настоящие приключения. Я торжественно стартовала в обратный путь, а брат не смог. Усердно крутил педали, но с места не двигался.

— Похоже, колесо проколото, — резюмировал он.

Я вздохнула, и мы пошли в обратный путь пешком, рассчитывая найти насос по дороге. Три гостиницы, две бензоколонки, автомойка и парочка отдельных водителей реагировали на нашу просьбу одинаково: в начале радостно заверяли: «No problem!», а затем разводили руками и пожимали плечами: здесь требовался насос нестандартного размера.

Что делать? Мы в раздумии чесали затылки, когда мимо проехала фура. Кудрявый киприот притормозил, завидев нас посреди дороги. Какая ужасная ситуация! Конечно, он может нам помочь. Тут неподалеку большой шиномонтаж, где точно есть насосы всех диаметров. Это в 10 километрах отсюда, ему по дороге. Он нас подбросит!

Через несколько минут мы стояли перед железным одноэтажным домиком, похожим на гараж. В нем было подозрительно тихо. Я подергала ручку дома, постучала в окна.

— Закрылись, — пожал плечами водитель, — до 5 работают, видимо.

— Как же нам добраться до Лимассола?

Водитель перекинул велосипеды из машины на землю.

— Мне в другую сторону. Советую вызвать такси. Дорого, правда, будет стоить. Евро 70, не меньше.

Перед поездкой я прочитала статью про управление финансами. И там был прекрасный совет: если хотите тратить меньше, просто берите с собой меньше денег. Поэтому в однодневный тур на поиски черепашек я взяла ровно столько денег, чтобы хватило на хороший обед на берегу моря и несколько бутылок воды. Словом, к вечеру денег у меня не осталось вообще.

Водитель скрылся в клубах пыли. Шумел ветер. Вокруг было только поле. Выбора не было — мы продолжили дорогу пешком. 10 километров мы уже преодолели, оставалось 25. Смущало лишь то, что это расстояние нужно пройти ночью. В голове вспышками всплывали кадры из утренней поездки — «опасные животные», «территория британской военной части», серпантин без фонарей.

Через пару часов, когда солнце зашло за горизонт, оттуда показалась первая за все это время машина — белый фургончик. Машина остановилась возле нас сама. За рулем сидел немолодой киприот с прилизанными волосами. Рядом с ним — мускулистый афроамериканец.

Я почувствовала себя на съемках сериала “Breaking bad”. Кто эти двое, посреди кипрской пустыни? Мы объяснили ситуацию. Афроамериканец и киприот медленно переглянулись, киприот еле заметно кивнул напарнику. Афроамериканец усмехнулся, поглядел в заднюю часть автомобиля и вышел, чтобы забрать наши велосипеды.

Я не хотела туда садиться. Я не поняла, куда нас повезут. А больше всего меня напрягало, почему, прежде чем принять решение, афроамериканец, посмотрел в багажник, словно ожидая одобрения кого-то оттуда.? Что там — полк солдат, жаждущих кого-то изнасиловать, ванна с серной кислотой, трупы предыдущих попутчиков?

— Нет-нет, спасибо за помощь, думаю, мы хотим прогуляться, — я стала искать пути к отступлению. Эти двое посреди пустыни доверия не вызывали. Афроамериканец посмотрел на меня, как на сумасшедшую и забрал наши велосипеды. Брат снова включил оптимиста и напомнил мне, что альтернатива — идти всю ночь по военной части пешком. В общем, я смирилась.

Мы сели вдвоем рядом с водителем. За все это время он не сказал ни слова, но все происходящее осуществлялось с его согласия. Он все больше напоминал мне драг-диллера. Недавно читала статью по самообороне, и поняла, что эта сомнительная ситуация — тот момент, когда мои знания могли бы пригодиться.

— Денис, — громко сказала я брату по-русски, пользуясь тем, что водитель не понимает, — видишь, рядом с тобой лежат ключи. Если на нас нападут, вставляешь самый большой ключ между пальцев, и даешь кулаком в глаз.

Для своей обороны я приглядела гаечный ключ, и, немного успокоившись, завела разговор на английском. «Драг-диллер» рассказал, что он владеет сетью тренажерных залов в отелях, и сейчас они как раз перевозят новое оборудование. Он признался, что они едут не в Лимассол, поэтому высадят нас дальше по дороге.

— Это же отлично! — обрадовались мы, — мы же собирались идти пешком, а вы сократили нам целых 6 часов пути. Если вы высадите нас перед Лимассолом, нам останется идти всего 3-4 часа. Киприот странно покосился на нас, и опять замолчал.

Через полчаса за окном показалась сосновая роща, спальные районы, порт и живописные бульвары…мы подъезжали к нашему отелю! «Драг-диллер» сменил планы ради нас, и довез прямиком до дверей.

— Хорошего отдыха, — сказал он на прощание. По-русски. И мне стало стыдно.

Велосипеды мы сдали в пункт аренды за одну минуту до закрытия. Когда мы говорили кому-то из местных, что ездили на велосипедах из Лимассола в Писсури, нам попросту не верили — это ведь так далеко, и нет нормальной дороги. А с «драг-диллером» мы теперь обмениваемся открытками на Рождество. Он присылает с черепашками.