О воспитании написано множество книг, но как же среди них найти тот подход, который нужен именно вам? Теперь вы можете ознакомиться с самыми известными теориями, собранными под одной обложкой. «50 великих книг о воспитании» – это краткий обзор основных педагогических концепций и методик, проверенных десятилетиями и столетиями: от взглядов Платона на воспитание идеального гражданина до гуманистических идей Януша Корчака, развивающих методик Глена Домана и Марии Монтессори и всемирно признанного подхода к общению с детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Все идеи изложены ясным языком. Опираясь на труды профессионалов и великих мыслителей, вы сможете сформировать собственный стиль воспитания. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 великих книг о воспитании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Платон
Государство
(360 г. до н. э.)
«…правильное воспитание и обучение пробуждают в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше — и вообще, и в смысле передачи их своему потомству, что наблюдается у всех живых существ».
В ДВУХ СЛОВАХВ идеальном государстве следует с самого детства готовить человека к тому или иному роду деятельности, должным образом сочетая в его воспитании умственное, духовное и физическое развитие.
Диалог Платона «Государство» хотя бы понаслышке известен любому со времен средней школы. И наверное, каждый может припомнить, что речь в диалоге идет об идеальном устройстве человеческого общества. И, исходя из этого, логично предположить, что и вопросы воспитания не будут обойдены стороной: невозможно достигнуть идеального общества без идеального человека, а таковой формируется в результате целенаправленных действий.
Философские произведения Платона именуются диалогами с полным основанием — автор избрал для них форму беседы. Причем не с безымянным собеседником, а с известнейшей личностью античного мира — философом Сократом. Символично, что Сократ был учителем Платона, а впоследствии стал героем почти всех его сочинений. То есть даже сама форма, избранная автором для изложения своих философских идей, подчеркивает образовательную суть произведения.
ПОГОВОРИМ ОБ ИДЕАЛЕ. Мысли об идеальном государстве, наверное, появились у людей одновременно с возникновением государств. А какое же государство можно назвать идеальным? Разумеется, справедливое!
С размышлений о справедливости и начинается диалог Платона. Справедливость, полагает он, есть воздаяние должного каждому человеку. Каким будет это воздаяние, напрямую зависит от того, сколь значительную пользу приносит человек на избранном им поприще.
Однако есть поприща, на которых умение быть справедливым перевешивает все иные умения. Это то, что связано с деньгами и с управлением государством. Справедливость для людей, а не та, которая выгодна сильнейшему, — вот истинная справедливость.
Люди в справедливом государстве, как легко понять, должны неукоснительно, по глубокой внутренней убежденности выполнять свои обязанности. Ремесленники, дельцы, земледельцы обеспечивают материальное благосостояние общества. Стражи поддерживают внутренний порядок и при необходимости отражают внешнюю агрессию. Но с не меньшей добросовестностью трудятся на благо всех правители-философы. На их плечи ложится забота о справедливости для всех, а не только для тех, кто непосредственно осуществляет управление.
Понятно, что неуклонно следовать этим целям могут только люди, воспитанные определенным образом. Причем разделение людей в идеальном государстве должно происходить в соответствии с их природными задатками, как духовными, так и физическими, и личными склонностями. Без этого нет ни справедливости, ни счастья.
Так как же следует воспитывать граждан идеального государства, сообразуясь с этой глобальной задачей?
Совсем не случайно при чтении диалога «Государство» вспоминается вполне современное слово «профориентация». Залогом успешного, продуктивного, полезного для общества труда Платон считает избранную раз и навсегда профессию, в которой человек будет совершенствоваться всю жизнь. Причем относиться к делу надо со всей обстоятельностью и ответственностью.
Одним из крайне нужных для процветания государства занятий является забота о правильном развитии детей. Людей, в обязанности которых это вменяется, Платон именует попечителями.
Надо полагать, на них же отчасти ложится труд по пресловутой «ранней профориентации» — разделению детей на группы сообразно их будущим занятиям.
В вопросе о военном ремесле философ придерживается мнения, что не ополчение и не наемники, а профессиональные воины должны заботиться о безопасности государства.
К профессии следует готовиться, развивая необходимые для нее способности, умения, навыки. Да и без природных задатков, как уже было сказано, не обойтись. Так, слабые телом могут принести пользу, занимаясь торговлей, дабы земледельцы и ремесленники не тратили время на продажу того, что произвели. А вот в стражи должны идти физически крепкие люди.
КАК ВОСПИТЫВАТЬ СТРАЖЕЙ? Платон не останавливается только лишь на возможностях тела, он идет значительно дальше, рассматривая задатки в комплексе: физические особенности должны сопровождаться определенными свойствами души (как мы сейчас сказали бы — психологическими особенностями). Для стражей это «яростный дух», под которым автор понимает воинскую отвагу, умение ненавидеть врага до свирепости.
А не может ли случиться так, что сила и свирепость обратятся против собственных сограждан? Как подлинный ученый, такой возможности Платон не отрицает, но незамедлительно ставит цель: следует сделать так, чтобы стражи были свирепы с врагами и кротки с собственными согражданами. Ничего, чего не было бы в природе, здесь нет: ведь даже собака ласкова со своими и с яростью набрасывается на чужака.
Платон считает, что залог полезного для общества труда — в профессии, которую человек выбирает раз и навсегда.
Конечно, современный человек объяснит данную закономерность в повадках собаки рефлексами. Но и с мнением Платона о людях согласится; правда, во втором случае нужные качества будут определяться не столько природными задатками, сколько воспитанием.
Возможно, не столь ясно, как мы, но Платон тоже это понимал. Вот почему он предлагал для будущих стражей разностороннюю подготовку, выходящую далеко за рамки собственно военной. Нужно развивать у будущего стража стремление познавать, стремление к мудрости (не на этом ли, в понимании, пожалуй, всех без исключения философов, психологов, педагогов основывается нравственность). Платон говорит о «двояком воспитании стражей, мусическом и гимнастическом». Первое — для души, второе — для тела. Причем мусическое воспитание, по твердому убеждению философа, должно предшествовать гимнастическому.
Это понятно: сначала закладывается то, что позволит человеку проникнуться своим предназначением, все прочее лишь служит исполнению этого предназначения.
В мусическое воспитание обязательно включается словесность, начиная с мифов и их литературных воплощений. Понятно, что присутствует довольно серьезный отбор материала — будущим стражам полезно знать о деяниях великих героев, но вот мифы о том, как боги строили друг другу козни и из-за собственных капризов развязывали войны, желательно полностью исключить. Те, кто призван доблестно служить государству, не должны еще в детстве узнавать о том, что сила и другие преимущества могут быть использованы для злых дел. А Платон полагает, что первые мифы, услышанные детьми, должны быть направлены к добродетели.
Точно так же из поэтических произведений следует выбирать те, которые, по словам Платона, побуждают пуще смерти бояться рабства, восхваляют мужество и т. п. Те же, которые размягчают дух, будущий страж знать не должен, какими бы поэтическими достоинствами они ни обладали. Формированию храбрости равно вредят и трогательные, и страшные истории — они поселяют в душе ребенка болезненную чувствительность или страх, с которыми он еще не может справиться.
Кроме того, продолжает развивать свою мысль философ, мусическое воспитание побуждает ребенка любить родную речь, что, в свою очередь, развивает способность к рассуждению. Основываясь на более позднем опыте человечества, можно добавить: родной язык непосредственно участвует в формировании в сознании ребенка образа Родины. Что же до взаимосвязанности речи и умственного развития — это тоже впоследствии нашло обоснование в трудах различных ученых — от физиологов до педагогов.
Когда ребенок хотя бы немного научится рассуждать, он проникнется необходимостью заботиться о развитии своего тела. Гимнастическое воспитание должно начинаться в детстве и продолжаться всю жизнь. Тем, кто не собирается становиться стражем, нужна умеренная забота о физических кондициях, иначе не будет хватать времени и сил на совершенствование в своей профессии.
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПРАВИТЕЛЕЙ? Особое внимание, как несложно догадаться, Платон уделяет правителям идеального государства. Вообще, полагает он, хорошие (нравственные) люди не будут стремиться к власти ради привилегий. А уж если привилегий меньше, чем обязанностей, нужны крепкие моральные принципы и определенный склад ума, чтобы человек возложил на свои плечи бремя правления. Это одна сторона проблемы. Другая сторона — чтобы приносить неоспоримое благо государству, человек должен много всего знать и уметь выполнять свои обязанности наилучшим образом.
Учитывая то, что в идеальном государстве жены и дети общие и семейное воспитание заменяется целенаправленным общественным, открываются большие возможности для наблюдений за детьми — для какой деятельности они будут более всего пригодны?
Обостренное чувство справедливости — одно из важных качеств правителей, его необходимо развивать с детства.
Наблюдения в игре и обучение в игре — оказывается, эти методики берут начало в глубокой древности. Через игру можно усвоить даже столь сложные вещи, как особенности государственного устройства.
Дети, способные в будущем возложить на свои плечи бремя забот о государстве, с ранних лет отличаются от других, полагает Платон. У них хорошая память, их трудно обмануть, они любят размышлять. Их надо испытать трудами и искушениями. Не выдержавшие испытаний на роль правителей не подходят никоим образом.
У правителей должно быть обостренное чувство справедливости, именно его надо развивать в первую очередь. Правитель — обязательно философ, способный глубоко заглянуть в суть вещей, обладающий постоянной жаждой знаний и тягой к прекрасному.
Но при этом надо понимать, что воспитание будущего правителя должно носить практический характер: не просто познавать, а познавать в непосредственном соприкосновении с действительностью. Будущие правители еще в детстве должны понять, что должны трудиться вместе со всеми гражданами на благо государства.
Кроме того, они, полагает Платон, в юные годы должны знакомиться с военным делом, дабы при необходимости направлять отражение агрессии.
Должны философы преуспеть и в науках — науке счета, геометрии, астрономии, а также в музыке, сейчас мы сказали бы: правители должны быть разносторонне развитыми личностями.
Не обходит Платон стороной и такую проблему, как возрастная градация воспитания. Посильность ученья он связывает не только с будущим желанием приобретать знания, но и — прямо и непосредственно — с формированием характера: непосильное обучение возможно только в условиях гнета. А значит, воспитан будет не свободный человек, а раб. И снова повторяет Платон рекомендацию учить в игре, легко и без принуждения.
Окончательный отбор будущих правителей среди кандидатов должен произойти по достижении ими двадцатилетнего возраста. А полное формирование правителя и вручение ему всех полномочий должно прийтись на пятидесятилетний возраст.
По сути, человек учится всю жизнь, чтобы получить право стать во главе идеального государства.
Интересно, что, и говоря о воинах, и говоря о правителях, Платон не исключает из числа претендентов женщин. Согласитесь, неожиданная для античного мира идея. Равно как и многие другие, тем или иным образом воплотившиеся спустя века и века.
Платон, один из самых знаменитых древнегреческих философов, родился в Афинах в 428 или 427 до н. э. И отец, и мать происходили из аристократических семей.
Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал его учеником. В 399 г. до н. э., после смерти Сократа, Платон путешествует, много размышляет об идеальном государстве и даже пробует предпринять практические попытки по его организации.
Автор целого ряда философских сочинений (диалогов), которые, в отличие от работ других античных философов, дошли до нас не благодаря цитированию у более поздних авторов, а непосредственно. Собственные рукописи Платона не сохранились, но существуют их копии.
Один из основателей идеалистического направления в мировой философии.
Учитель Аристотеля.
Скончался в 348 или 347 до н. э.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 великих книг о воспитании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других