Словарь музыковедческих терминов и понятий (Д. И. Шульгин, 2014)

Общее число терминов и понятий, введенных в данный «Словарь музыковедческих терминов и понятий» составляет примерно около 1750 единиц. В большинстве своем они относятся к гармоническим средствам, вошедшим в музыкальную практику только c конца XIX века.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Словарь музыковедческих терминов и понятий (Д. И. Шульгин, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

З

Задержание – 1) гармонический элемент (звук, созвучие), возникающий на относительно сильной временной доле перед другим относительно более слабым во временнóм отношении гармоническим элементом и находящийся с ним в плавной линеарной связи в качестве подчиненного конструктивного элемента, задерживающего его ожидаемое появление; 2) задерживающий неаккордовый звук – звук, не входящий в состав аккорда, возникающий на относительно сильной временной доле перед более слабым во временнóм отношении аккордовым тоном и находящийся с ним в плавной одноголосной связи в качестве гармонического элемента, задерживающего ожидаемое появление этого аккордового тона.

Задерживающее созвучие – см. Созвучие неаккордовое.

Закономерность структуры – то же, что Закон структуры.

Закон конкретноструктурный* – внутренняя и необходимая, существенная и повторяющаяся связь конструктивных составляющих и явлений, характерная для какой-либо из структур конкретного музыкального сочинения (в том числе: временнóй, гармонической, динамической, тембровой, темповой, штриховой и др.), в которой находят свое индивидуальное воплощение те или иные общеструктурные и техникоструктурные законы; то же, что Закон конкретный. См. Закон общеструктурный, Закон техникоструктурный.

Закон конкретный* – то же, что Закон конкретноструктурный.

Закон общеструктурный* – внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная, повторяющаяся связь конструктивных составляющих и явлений, характерная для всех структур любого музыкального сочинения (в том числе: гармонической, временнóй и др.), не зависимо от времени его создания и технической природы; то же, что Закон общий. См. Закон конкретноструктурный, Закон техникоструктурный.

Наиболее характерные из общеструктурных законов на уровне гармонического материала музыкального сочинения:

✓ принципиальное повторение связей, отношений (= значений, функций) тех или иных начально избранных конструктивных элементов гармонической структуры в связях, отношениях (= значениях, функциях) всех последующих конструктивных элементов этой структур или ее отдельных разделов (см. Центральный элемент, Главный элемент, Побочный элемент, Основная модель структуры, Производные элементы);

✓ принцип комплементарности или, иначе, принципиальное становление значений, связей, отношений (= функций) любых конструктивных звуковых элементов как значений, связей, отношений (= функций) взаимодополняющих частей какого-либо гармонического целого20;

✓ принципиальная зависимость характера функциональных отношений конструктивных элементов гармонической структуры от свойств их материала;

✓ принципиально разное проявление одних и тех же функциональных отношений в материале разного типа;

✓ принципиальное образование системы функциональных отношений конструктивных элементов гармонической структуры с учетом их целесообразно избираемых конкретных материально-структурных свойств;

✓ принципиальное образование системы функциональных отношений конструктивных элементов гармонической структуры на основе целесообразно избираемого ее ОМ (основной модели) (= главного элемента, центрального элемента);

✓ принципиальное ограничение конкретного материала (см.) в гармонической структуре любого музыкального сочинения.

Закон общий * – то же, что Закон общеструктурный*.

Закон структуры – закон, раскрывающийся в качестве внутренней и необходимой, всеобщей и существенной связи элементов и явлений структуры. Выражение в законе структуры всеобщих и существенных отношений и связей структуры, отвлеченных от частностей и случайностей. Обедненность закона по сравнению с явлением структуры, в котором находит свое выражение как всеобщее, так и частное. Аналогичная обедненность сущности структуры в соотношении с ее явлением. (Сущность всегда находится в единстве с явлением, поскольку она не только в явлении себя обнаруживает, но через явление существует и действует. Однако сущность скрыта под поверхностью явлений, тогда как явления обнаруживаются нами непосредственно. Поэтому сущность и явление не совпадают. Сущность более глубока, чем явление, но зато явление богаче.). См. Закон структуры музыкального сочинения, Закон конкретноструктурный, Закон общеструктурный, Законы техникоструктурный.

Закон структуры музыкального сочинения – закон, раскрывающийся в качестве внутренней и необходимой, всеобщей и существенной связи элементов и явлений какой-либо из структур музыкального сочинения (в том числе: временнóй, гармонической, динамической, тембровой, темповой, штриховой и др.).

В зависимости от того, распространяется ли данный закон на структуры всех музыкальных сочинений, на структуры сочинений, связанных только с определенной техникой (техниками) письма или исключительно на отдельные сочинения, различаются три типа такого закона (= закономерности): закон общеструктурный (= закон общий, закономерность общая), закон техникоструктурный (= закон технический, закономерность техническая), закон конкретноструктурный (= закон конкретный, закономерность конкретная).

Закон техникоструктурный * – внутренняя и необходимая, существенная, повторяющаяся в своем явлении связь конструктивных составляющих и явлений, присущая только определенным техническим разновидностям какой-либо из структур музыкального сочинения (в том числе: временнóй, гармонической, динамической, тембровой, темповой, штриховой и др.); то же, что Закон технический. В этом законе всегда находят свое более или менее индивидуальное преломление те или иные общеструктурные законы. См. Закон конкретноструктурный, Закон общеструктурный:

Закон технический * – то же, что Закон техникоструктурный*;

Законы материала – законы, охватывающие наиболее общие особенности материала той или иной из компонентных систем музыкального сочинения (в том числе: гармонической, ритмической, тембровой, штриховой и др.).

Законы звуковой структуры – см. Закон структуры музыкального сочинения, Закон общеструктурный, Закон конкретноструктурный, Закон техникоструктурный.

Звукоблок – «сонорная звукомасса, объединенная общим формальным принципом и смыслообразующей функцией» 14.252. Применяется в качестве конструктивного элемента моно- и полигармонического пространства сонорного типа. Различаются два основных типа звукоблоков: стабильные, сохраняющие внешние очертания при внутренней подвижности, и мобильные, не сохраняющие их.

Звуковая структура – 1) прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие звуков, звуковых групп (элементов), частей звуковой композиции, явления, звукового процесса как целого; 2) то же, что Гармоническая структура.. Генетическая преемственность понятия «структура» с прежними понятиями «лад», «гармония», относящимися соответственно к мелодико-звукорядному воплощению единства и организованности между звуками и аккордами системы музыкального мышления. Выражение такой преемственности во включении значений этих категорий в понятие «структура» как отдельных частных случаев. Возможность применения термина «структура» к простым формам звуковых объединений по вертикали, горизонтали, «диагонали» (комплексы связей, проявляющие себя в одинаковой мере и по вертикали и по горизонтали, а также и те, для которых распределение по этим параметрам не имеет определяющего значения. Напр., звуковые фрагменты, образующиеся часто в сериальной и пуантилистической композициях).

Структура целостного образования всегда зависит от свойств составляющих ее элементов. Содержание этой зависимости проявляется, прежде всего, в историческом аспекте. Характер ее определяется как скачкообразный, при котором изменения элементов структуры до определенного времени, связанного с накоплением ряда количественных преобразований не сказываются на принципах самой структуры, но приводят к их обновлению вместе с моментом перехода из количественной категории в качественную.

Любая из компонентных структур музыкальной ткани и в том числе звуковая обладает тремя обязательными составляющими, которые определяются следующим образом:

структуры сущность, или, иначе, сущность структуры – совокупность всех необходимых элементов и связей, свойственных структуре, взятых в естественной взаимозависимости, в их жизни (художественном исполнении);

структуры явление или, иначе, явление структуры – обнаружение ее сущности через свойства и отношения, доступные нашим чувствам;

структуры закон или, иначе, закон (= закономерность) структуры – закон, раскрывающийся в качестве внутренней и необходимой, всеобщей и существенной связи элементов и явлений структуры. Выражение в законе структуры всеобщих и существенных отношений и связей структуры, отвлеченных от частностей и случайностей. Обедненность закона по сравнению с явлением структуры, в котором находит свое выражение как всеобщее, так и частное. Аналогичная обедненность сущности структуры в соотношении с ее явлением. (Сущность всегда находится в единстве с явлением, поскольку она не только в явлении себя обнаруживает, но через явление существует и действует. Однако сущность скрыта под поверхностью явлений, тогда как явления обнаруживаются нами непосредственно. Поэтому сущность и явление не совпадают. Сущность более глубока, чем явление, но зато явление богаче.) См. Законы звуковой структуры.

Звуковое родство – родство конструктивных элементов музыкальной ткани основанное на общности их звукового материала. Различаются: 1) звуковое родство гармонических элементов с определенной высотой – «высотно-определенное родство» или, иначе, высотное родство, звуковысотное родство; 2) звуковое родство гармонических элементов без определенной высоты – «высотно-неопределенное родство» (напр., различного рода соноров и шумозвуков конкретной и инструментальной природы).

Звуковой структуры законы. К разряду ведущих законов гармонической структуры современной музыки или, иначе, общеструктурных гармонических законов относятся21:

• зависимость значения и связей конструктивных элементов гармонической структуры от свойств их звукового материала;

• различное проявление одних и тех же способов связи в различном по своему звуковому содержанию гармоническом материале;

• принципиальное образование системы гармонических связей и отношений в любом музыкальном сочинении на основе конкретных свойств начально избранных конструктивных элементов звуковой структуры или, иначе, принципиальное повторение закономерностей начально избранного гармонического материала структуры в последующем ее материале (См. в «Словаре…»: Принцип высотной структуры, Основная модель высотной структуры, Главный элемент, Центральный элемент);

• принцип комплементарности (= дополнения), выступающий как тенденция к постоянному обновлению гармонической структуры в процессе ее образования и являющийся основополагающим фактором становления, развития и завершения гармонической структуры.

Звуковой структуры дополнительные понятия:

• общеструктурные законы* – принципы, раскрывающие то закономерное, что действует в каждой индивидуальной проекции структуры. Общеструктурные законы* – исторически непреходящие принципы структуры;

• структурнотехнические законы* – принципы, раскрывающие то закономерное, что действует в отдельных композиционно-технических разновидностях структуры, содержание которых обусловлено способами организации материала, присущими той или иной технике гармонического письма. Структурнотехнические законы* – исторически преходящее явление. Преемственность этих законов (ср. законы строгого контрапункта и додекафонии, старомодальной гармонии и новомодальной гармонии, диатонической тональности и хроматической, и др.). [Построение современной звуковой структуры может выполняться как основе приемов гармонического письма, присущих и одной из техник композиции (напр., только тональной, только серийной и т.д.), и нескольких. В первом случае образуются монотехнические разновидности звуковой структуры*, во втором – политехнические*. В политехнических разновидностях звуковой структуры* возможно и дифференцированное применение разных техник гармонического письма (а именно на разных конструктивных уровнях и в различных гармонических пластах музыкальной ткани) и интегрированное (одновременно на одном и том же конструктивном уровне, в одном гармоническом пласте)];

• конкретноструктурные законы* – принципы, раскрывающие то закономерное, что действует в данной конкретной проекции структуры;

• закономерность звуковой структуры – понятие однопорядковое по отношению к понятию «закон звуковой структуры». Этот термин употребляется прежде всего для характеристики последовательности и правильности тех или иных явлений структуры, для указания на неслучайный характер этих явлений, на необходимость структурных связей, которые они обнаруживают, для характеристики явлений структуры как необходимого, обусловленного определенными причинами процесса, в котором могут действовать не один, а целая совокупность законов.

• явление звуковой структуры – обнаружение ее сущности через свойства и отношения, доступные нашим чувствам. Обедненность всякого закона структуры по сравнению с ее явлением, в котором наряду со всеобщим, что отражено в законе, находит свое выражение и частное, что он в себе не отражает. Аналогичная обедненность сущности структуры в соотношении с ее явлением 22;

• познание звуковой структуры – процесс раскрытия различных сторон сущности связей составляющих ее компонентов (звуков, звуковых групп – элементов, частей звуковой композиции), явлений, звукового процесса как целого. Содержание этого процесса в его движении от явления структуры к ее сущности и, наконец, закону, снизанным одним порядком (конструктивным уровнем), и далее вновь к явлению – сущности – закону более высокого порядка и т.д. Задача познания структуры – необходимость перехода от явления структуры, «лежащего» на ее «поверхности», к самой ее сущности, а, в конечном итоге, к познанию закона структуры;

• процесс познания структуры – установление различных закономерностей: конкретноструктурных, техникоструктурных, общеструктурных в связях составляющих ее элементов, взятых в их гармоническом единстве;

• звуки и звуковые группы (интервалы, трех и более многотоновые созвучия различной конструктивной природы, в том числе: сочетания, аккорды, соноры, соинтервалия) – основные материальные компоненты звуковой структуры или, иначе, материал структуры;

• элементы звуковой структуры (звуковые группы вертикальной, горизонтальной и «диагональной» природы) – основная обобщающая категория материала структуры;

• свойства элементов структуры – логические и непосредственно экспрессивные качества того или иного звуковысотного материала. Обусловленность логической стороны этих свойств общеструктурными, техникоструктурными и конкретноструктурными принципами (законами структурообразования). Зависимость экспрессивных качеств материала от его звукового и интервального состава, фактурного и других решений. Зависимость структуры целостного образования от свойств составляющих ее элементов. Содержание этой зависимости в историческом аспекте. Ее скачкообразный характер, при котором изменения элементов структуры до определенного времени, связанного с накоплением ряда количественных преобразований не сказываются на принципах самой структуры, но приводят к их обновлению вместе с моментом перехода из количественной категории в качественную;

• функции элементов – связи и значения этих элементов в структуре;

• смысловые связи элементов* – зависимости и отношения элементов по их смыслу, т.е. назначению их действия в структуре;

• смысловое родство элементов* – общность назначения действия элементов в структуре;

• структурные связи – качество, присущее всем элементам структуры и заключающееся в многообразных зависимостях и отношениях звуковых компонентов, составляющих эти элементы. Отнесение понятия «структурные связи» к зависимостям и отношениям звуковых компонентов структуры как внутри ее отдельных элементов, так и между ними самими (этими элементами). Различаются:

• общеструктурные связи* – связи, присущие всем конкретным проекциям структуры,

• структурнотехнические связи* – связи, характерные для той или иной технико-композиционной разновидности структуры. Обусловленность их индивидуального содержания (специфики) своеобразностью законов построения звукового материала, присущих той или иной технике композиции.

• конкретноструктурные связи* – зависимости и отношения, присущие определенным конкретным проекциям структуры, в содержании которых находят свое индивидуальное воплощение общеструктурные и структурнотехнические законы.

• Основные типы общеструктурных связей*:

• общеструктурные материальные связи – зависимость и отношения элементов по их материалу, присущие всем конкретным проекциям звуковой структуры (= гармонической структуре любого сочинения). Установление этих связей на основе сходства и различия звукового или интервального, либо того и другого состава конструктивных элементов звуковой структуры. Однопозиционность материала элементов – важное условие эффективности их связи по материалу. Разновидность материальных связей (родства элементов по материалу – материальное родство): звуковые связи (звуковое родство) и интервальные связи (интервальное родство). Понимание «звуковых связей» как связей (родства) элементов, основанного на общности их звукового материала, и «интервальных связей» как связей (родства) элементов, основанного на общности интервального состава этих элементов. (В полигармонических вариантах структуры возможно применение понятий «субэлементное родство», «субэлементные связи». Например, связь полиаккордов через субаккорды и др.);

• общеструктурные смысловые связи* – зависимости и отношения элементов по их смыслу, т.е. назначению их действия в структуре, присущие всем конкретным проекциям звуковой структуры (= гармонической структуре любого сочинения. Напр., зависимости и отношения типа «центр» – «периферия», «главный элемент» – «побочный элемент», «основная модель структуры» – «производная модель структуры» или, иначе «мультиплицирующая модель структуры*»);

Основные типы структурнотехнических связей*:

• тональные – связи звуковысотных элементов в условиях тональной техники;

• серийные – связи звуковысотных элементов в условиях серийной техники;

• модальные связи звуковысотных элементов в условиях модальной техники;

• прогрессийные – связи звуковысотных элементов в условиях техники прогрессий (= прогрессийной техники*);

• соинтервальные* – связи звуковысотных элементов в условиях техники соинтервалий* (= техники интервальных групп*);

Частные понятия, связанные с общим понятием «звуковая структура»:

значение элемента (= функция элемента) – то, чем является этот элемент по отношению к другим элементам. Различаются:

• общеструктурные значения элементов* – значения, присущие элементам во всех конкретнозвуковых проекциях структуры;

• структурнотехнические значения элементов* – значения, присущие элементам определенных разновидностей структуры, связанных с определенной техникой звуковой композиции;

• конкретноструктурные значения элементов* – конкретное индивидуальное выражение определенных общеструктурных и структурнотехнических значений;

• дифференциация структуры – расчленение, разделение, расслоение структуры как целого на различные части, отдельные элементы и их связи;

• дифференциация элементов структуры – их различение при сравнении друг с другом;

• градация структуры – постепенный переход от одних элементов структуры, ее частей и их связей к другим по принципу убывания или нарастания какого-либо их качества;

• градация элементов структуры – установление их в ряды однородных компонентов по принципу убывания или нарастания какого-либо качества. («Переход от одного элемента в таком ряду к другому позволяет дать эффект движения, развития, благодаря чему ощущается смысловая дифференциация элементов» 91.173.);

• интеграция структуры – объединение частей, элементов структуры и их связей как компонентов одного целого;

• принцип дифференциации структуры – основное, руководящее правило ее расчленения;

• принцип материальной дифференциации – расчленение структуры на основе различий элементов по их материалу;

• принцип смысловой дифференциации* – расчленение структуры на основе различий элементов по их смыслу, назначению действия;

• принцип интеграции структуры – основное, руководящее правило объединения частей, элементов структуры и их связей;

• принцип материальной интеграции – объединение на основе сходства элементов и частей структуры по их материалу;

• принцип смысловой интеграции* – объединение на основе сходства элементов и частей структуры по их смыслу, назначению их действия в структуре

• система структуры – логическая организация структурных связей с помощью смысловой дифференциации их на основе конкретного избранного материала.

Звуковые связи – связи гармонических элементов, основанные на общности их звукового материала. Различаются: 1) звуковые связи гармонических элементов с определенной высотой – «высотно-определенные связи» или, иначе, звуковысотные связи и 2) звуковые связи гармонических элементов без определенной высоты – «высотно-неопределенное связи» (напр., связи по звуковому материалу различного рода соноров и шумозвуков конкретной и инструментальной природы).

Звуковысотная система – 1) совокупность взаимосвязанных звуковых элементов, обладающих определенной высотой (в том числе: отдельных тонов, интервалов, созвучий, различных комплексов из них); 2) совокупность звукоединиц с определенной высотой, связанных общей функцией; 3) то же, что Гармоническая система; 4) продукт «логической переработки непосредственных впечатлений, логического абстрагирования как обобщения и систематизации музыкальных явлений» 72.24.

Звуковысотная субсистема – 1) звуковысотная система, выполняющая функцию конструктивного элемента в звуковысотной системе более высокого уровня (напр.: относительно автономная пуантилистическая система в масштабе периода, выступающая как составной элемент пуантилистической системы в масштабе более сложной части музыкальной композиции, или серийные, прогрессийные, формульные варианты звуковысотной системы, взаимодействующие по вертикали в качестве составных частей, соответственно, полисерийного, полипрогрессийного, полиформульного целого); 2) то же, что Гармоническая субсистема.

Звуковысотная субструктура – 1) звуковысотная структура, выполняющая функцию конструктивного элемента в звуковысотной структуре более высокого уровня; (напр.: относительно автономная тональная структура в масштабе периода, выступающая как составной элемент тональной структуры в масштабе более сложной части музыкальной композиции, или тональные, а также серийные, прогрессийные, формульные системы, взаимодействующие вертикали в качестве составных частей, соответственно, политонального, полисерийного, полипрогрессийного, поли-формульного целого); 2) то же, что Гармоническая субсистема.

Звуковысотное родство – см. Звуковое родство; то же, что Высотное родство.

Звуковысотные (= высотные) связи (= звуковысотное или, просто, высотное родство) – см. Структурные связи, Звуковые связи.

Звуковысотный фактор – фактор, опирающийся «на объективные свойства звукового родства» и имеющий наибольшее значение при «разделении звуков на главные и подчиненные» 85.214.

Звукоряд – 1) ряд звуков, выстроенных в порядке нарастания или убывания их высоты; 2) «абстрагированная схема лада, понятие отвлеченное, возникающее в процессе логического отстранения качественно-функциональных взаимоотношений тонов и, следовательно, их семантических особенностей» 70.43.

Звукорядного единства принцип – принцип взаимосвязи, объединения музыкальных элементов на основе их звукорядного родства.

Звукорядное родство – родство элементов, связанное с их принадлежностью одному звукоряду. Фактор взаимосвязи, проявляющий себя на протяжении всего музыкального сочинения или его части как в непосредственной форме (музыкальное сочинение или его часть целиком строятся на основе одного звукоряда), так и в опосредованной (элементы одного звукового ряда чередуются с элементами другого звукорядного ряда. См.

Полимодальность, Модальная техника, Полидиатоника, Многосоставные лады, Мутирующие лады, Переменный лад).

Зеркальные компонентные формы * – одновременно складывающиеся компонентные формы (гармонические, ритмические, динамические и др.), графический рельеф которых зеркально-симметричен по отношению друг к другу. В случае, если эти формы связаны с разными голосами (пластами) музыкальной ткани они могут быть как однопараметрными (напр., только гармонические компонентные формы, только динамические компонентные формы), так и разнопараметрными (напр., в одном голосе динамические, а в другом – ритмические компонентные формы). Если эти формы связаны с одним и тем же голосом (слоем) музыкальной ткани, то они всегда разнопараметрные. См. Синхронно-параллельные компонентные формы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Словарь музыковедческих терминов и понятий (Д. И. Шульгин, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я