Бог един. Духовная трансформация общества
Шри Сатья Саи Баба Бхагаван, 2013

В предлагаемой книге Шри Сатья Саи Баба вскрывает проблемы, существующие в современном социуме и не дающие развиваться и процветать как обществу в целом, так и отдельной личности. Он выявляет причины плачевного состояния человечества и четко указывает пути их устранения. Книга является практчическим пособием, руководством по применению древних ведических знаний для обретения спокойствия и счастья в социальной и духовной жизни.

Оглавление

Из серии: Свет Божественной Истины

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бог един. Духовная трансформация общества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Посвящается Шри Сатья Саи Бабе

SATHYA SAI SPEAKS

Volume LXVI

DISCOURSES of BHAGAVAN SRI SATHYA SAI BABA

© Sri Sathya Sai Books and Publications Trust, 2013

© Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран, 2013

© Оформление. ООО «Свет», 2015

В эту книгу, предпоследнюю в серии «Сатья Саи говорит», вошли беседы божественного учителя, Аватара Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в течение 2008 года. За свою жизнь он произнес тысячи и тысячи речей, вдохновенных, полных необъятной любви и мудрости. Он говорил обо всем — простом и сложном, повседневном и сокровенном, от глубочайших истин Веданты до ясных указаний, как жить, работать и делать добро каждый день, как справляться с невзгодами. В его речах в последние годы сконцентрировалась вся суть божественного учения, и он вновь и вновь повторяет вам: вы божественны, бессмертны, всемогущи, вы — воплощения любви, сострадания, высшего «Я», единого для всех живущих. Любите, будьте едины, не изменяйте своей священной природе, и вы постигнете Того, кем являетесь на самом деле.

«Если место, куда вы должны попасть, совсем близко, вы просто делаете несколько шагов; если расстояние больше, вам может понадобиться средство передвижения — конная или воловья упряжка; еще большее расстояние можно преодолеть на машине или самолете. Но Бог — то, что к вам ближе всего. Приотворите дверь иллюзии, отодвиньте занавесь невежества, откройте глаза — и вот Он здесь, прямо перед вами! Его скрывает от вас туман чувственных удовольствий и мирской суеты. Зажгите свет, темнота уйдет, и Он станет видимым».

Предисловие к русскому изданию

Я прошу вас только о том,

чтобы вы обращались ко мне,

когда ум затягивает вас

в пучину тоски, гордыни или зависти.

Принесите мне все, что лежит

в самой глубине вашего ума,

неважно, какие нелепые, жестокие

и разрушительные сомнения

и разочарования там гнездятся.

Я знаю, как обходиться с ними.

Я не отвергну вас. Я — ваша мать.

Саи Баба

Перед вами 41-й том уникальной серии «Сатья Саи говорит», в который вошли речи Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы за 2008 год. Эти речи он произносил в течение десятилетий — c 1940 года — из своего глубочайшего милосердия к искателям истины, и согласно покойному профессору Н. Кастури, непревзойденному летописцу Саи Бабы, они — «благоухающий букет цветов, вовеки не увядающий, никогда не осыпающийся». Саи Баба называл свои лекции не речами, а беседами и перемежал великие изречения Вед, Упанишад, Бхагавадгиты и других святых текстов с увлекательными историями из жизни, песнями, притчами, легендами из эпоса и мифологическими сюжетами.

Кастури писал: «Обращайтесь к этим текстам почаще, обдумывайте содержащиеся в них наставления. В них — точное изложение слов воплощения божественной любви, Аватара нашего века. Я надеюсь также, что эти страницы еще скорее приведут вас со мной к Бхагавану Шри Сатья Саи Бабе. Да уловите вы любовь, милость и знание, которые он в себе вмещает, да станете вы инструментом его великого плана, который он явился исполнить.

Еще будучи младенцем, Сатья Саи Баба уже являл признаки своего пришествия во имя спасения мира от лжи и нечестия. С того дня, как он возвестил о своем пришествии, он исцелил, утешил сотни тысяч, миллионы устремленных и помог им измениться. Он повсюду распространял радость, отвагу и умиротворение.

Благословенны те, кому посчастливилось прикоснуться хоть к краешку его лучезарных одежд. И я уверен, что все мои друзья-паломники на пути к его стопам будут ободрены, услышав это эхо его голоса, этот отзвук его послания. Это произойдет независимо от того, где они находятся, в любой стране, у любого алтаря, где бы ни преклонил свои колени духовный искатель, где бы ни воззвал он со слезами на глазах или с комком в горле, где бы ни стоял он благоговейно пред напоминанием о его великолепии».

Конечно, слова на бумаге не могут передать волшебного обаяния его живого слова. Сотни тысяч замирали в безмолвии и счастливом предчувствии, когда он вставал и начинал беседу, как правило — песней на санскрите, телугу, других языках. Песни то и дело вливались в искристый поток его речи. Его слова на бумаге — все равно что бумажные розы в сравнении с настоящими, и благословенны те, кто слышал и видел его, когда он говорил — вдохновенно, страстно, стихийно, кто чувствовал, как с каждым звуком вливается в него сила божественного слова и вершит свою тайную работу в сознании. К счастью, наш технический век подарил нам возможность сохранить его беседы в записи, и всем тем, кто берет в руки его книги, мы советуем сначала послушать и посмотреть его беседу, чтобы хоть немного приблизиться к полноте восприятия.

Божественный учитель отличается от обычного в частности тем, что его никто не учил тем истинам и сведениям, которые он щедрым потоком изливает на нас в своих речах. Он не читал Писаний, Вед, Упанишад, эпоса, мифов, мировой поэзии и прозы, многотомных философских трудов всех времен и народов, не заканчивал духовных академий, не учил санскрита. Его «образование» — несколько классов деревенской школы, и в доме, где он родился, доме бедных тружеников, хотя и чтивших народные традиции, не было ведической библиотеки, где он мог бы запастись знаниями. В его комнате в ашраме тоже не было книг, и, как рассказывал Кастури, Баба садился за столик, взяв ручку и бумагу, и через несколько часов, а то и через сорок минут, вручал ему исписанные листки, где была изложена сущность очередной главы Упанишад — причем с такой ясностью, лаконичностью и глубиной, на которую были неспособны самые ученые толкователи. Так родились все его книги серии «Вахини» — «Потока духовной мудрости», охватывающие множество тем. Из тайников вечной мудрости, которую он воплощал, он мгновенно извлекал то, что было нужно в текущий момент — ему не нужно было «вспоминать узнанное», он просто «вытаскивал» порции истины, которой являлся, и подавал их на ладони, снабдив приправой, съедобной для современных людей.

Так же он и говорил — не излагая знания, где-то ранее полученные, а черпая непосредственно из источника знания, и потому вся речь его — стремительна, легка, непроизвольна и по силе воздействия сравнима лишь с гениальной музыкой, написанной по божественному наитию. Она, как музыка, переворачивает душу, заставляет забыть суетный мир, закрыть глаза и обратиться внутрь, к самому главному и сокровенному. В любой момент он мог привести слова из Вед, Упанишад, эпоса, Евангелия — писаний всех стран и эпох, стихи поэтов, речения писателей и мыслителей, изложить тонкости всех философских учений мира — не потому, что когда-то читал и запомнил их, а потому, что с легкостью «доставал» их из своего бесконечного хранилища.

Баба один, а люди текли к нему нескончаемым потоком, и на каждой его беседе они разные, и многие, возможно, годами ждали этой возможности — хоть раз услышать и увидеть его. И поэтому самая большая ошибка, которая может возникнуть при чтении его бесед, — это посчитать, что можно прочесть лишь одну книгу из серии «Сатья Саи говорит», мол, все остальные — лишь богатые переливы того, что мы уже читали и слышали! Нет, это не так! Баба — не университетский лектор, читающий 30 студентам курс по истории и дающий каждый раз новый материал по программе. Каждый раз, обращаясь к людям, он вкладывает в речь ВСЕ — от А до Я, но выбирет различные способы и учитывает возможности аудитории, и поэтому каждый раз вы найдете что-то новое для себя, и может быть, это будет именно тот сотый раз, когда его совет и укор войдет в плоть и кровь и заставить жить, думать и действовать по-другому.

Дело не только в том, что Баба в своих беседах следует ведическому стилю изложения, где многократно повторяется одна истина и на нее постепенно нанизывается другая, как бусинка на нитку, в следующем круге — еще одна, и так до бесконечности, ибо знак познания — отсутствие слов. Вот его слова: «Я говорю вам об этом так часто! И все же, подобно тому, как вы ежедневно вкушаете пищу — так и я повторяю вам все эти слова раз за разом. Вам ведь приходится умываться снова и снова, не так ли? Вот и я вновь и вновь повторяю вам эти советы. Веды тоже по много раз повторяют основу учений, чтобы вселить ее в разум людей. Проверьте, насколько вы претворили в жизнь услышанное от меня. Какую пользу вам дали столь частые посещения Путтапарти — в этом году и в прошедших? Насколько вам удается дарить свою любовь другим — любовь, которую вы называете самой моей сутью? Следуете ли вы моим предписаниям? Стали ли они для вас дороже дыхания?»

Дело еще и в том, что каждая речь Бабы — это жемчужина, совершенная и круглая, истина в первой инстанции, поданная в бесконечном разнообразии ракурсов. Ни в коем случае нельзя читать их «по диагонали», пролистывать, самонадеянно полагая, что «это я уже читал», «это я уже знаю!». Нет и нет. Каждый раз, читая его речь — любую из них, — вы найдете в ней то, что нужно именно вам и именно в данный период развития вашего сознания. Его беседы древни, как причина мира, и вечно новы. И самое главное, о чем всю жизнь говорил Баба — изо дня в день, из часа в час, — «исполните ХОТЬ ОДНО, ХОТЬ ДВА моих предписания, сживитесь с ними, превратите в образ действий и мыслей» — и тогда, возможно, вам больше не понадобятся слова учения. Но нашего энтузиазма хватает в лучшем случае на несколько дней…

В настоящее время издано 42 тома серии, последний из них охватывает его беседы 2009 года. Саи Бабы в его прекрасном телесном облике больше нет с нами, в апреле 2011 года он покинул этот мир и ушел туда, где найти его может только сердце. Он любил нас любовью тысячи матерей, любовью безграничной, непостижимой, божественной. Мы платили ему любовью и преданностью, на какие были способны наши человеческие души. Он говорил: «Недостаточно произносить слово «люблю». Это должно проявляться в вашем поведении. Только тогда вас будут уважать и почитать. В этом заключается подлинное достижение настоящего человека. Воспримите любовь как саму свою жизнь. Только любовь делает жизнь человека священной. Только тот, кто обладает любовью, является настоящим человеком. Любовь — это человек, человек — это любовь. Человек — это Бог, а Бог — это любовь. Все объединяет любовь. Поэтому растите в сердце любовь. Идите по пути истины и праведности, живите в покое. Нет более могущественной силы, более возвышенных идеалов и более надежной поддержки, чем общечеловеческие ценности — истина, праведность, мир, любовь и ненасилие. На этих ценностях держится жизнь. Придерживайтесь их и очистите свою жизнь».

Зная, что наступит час, когда его земная миссия завершится и он передаст «бразды» своей «армии любви», Баба говорил: «Я завишу от вас в великом деле преобразования умов, великой революции в мире». Ответственность велика. Мы оплакали его всем миром и теперь всем миром должны быть храбрыми, сильнее всего мира. Он научил нас всему — как любить, сострадать, прощать, идти вперед несмотря ни на что. Уходя, оторвав от материнского подола, он дал нам мощный толчок вперед — золотые мои, не подведите! У вас есть все — силы и знания, чтобы доплыть до дальнего берега самим и по пути спасти тонущих. Мы надеемся, что воспитанные им воины духа одержат победу.

В своих беседах он напоминает человеку, что он — дитя бессмертия, что ему нужно отказаться от чувства, будто он — только тело. Его учение обращено к каждому: тело — это не вы, это просто дом для Атмана, вашего истинного «Я», что Бог обитает в сердце каждого и эта вечно живая божественная искра и есть вы, вы САМИ. Все прочее — мираж, иллюзия. Он подробно описывает способы избавления от этой иллюзии и достижения освобождения. «Если место, — говорит Баба, — куда вы должны попасть, совсем близко, вы просто делаете несколько шагов; если расстояние больше, вам может понадобиться средство передвижения — конная или воловья упряжка; еще большее расстояние можно преодолеть на машине или самолете. Но Всевышний — то, что к вам ближе всего. Приотворите дверь иллюзии, отодвиньте занавесь невежества, откройте глаза — и вот Он здесь, прямо перед вами! Его скрывает от вас туман чувственных удовольствий. Зажгите свет, темнота уйдет, и Он станет видимым».

Баба говорил: «Если вы хотите понять меня, милости прошу: приблизьтесь ко мне, изучите и поверьте. Согласитесь на эту высокую роль, если у вас достанет смелости и вы уверены, что сыграете ее хорошо. Не прискучило ли вам играть роли нищих, клоунов и безумцев из пьесы в пьесу, из жизни в жизнь? Претендуйте на благородную роль, хотя бы сейчас, в этом рождении. Мир полон людей, страдающих безумием, но никто не заточает их в сумасшедший дом. Внезапно, когда страну охватывает ненависть, даже обычные вменяемые люди сходят с ума и ведут себя как варвары. Но в доме умалишенных вы, возможно, найдете особый тип «сумасшедших». Они сидят в уголке, тихо и незаметно, наблюдая за дикими выходками и ужимками своих соседей. Доктора благоволят к ним, ибо они никому не доставляют хлопот. Их «безумие» может быть простой меланхолией или же — мудростью, признаком души, достигшей самореализации. Навеки связанный с Богом человек именно таков, и он единственно разумное существо в этом безумном мире».

Нередко люди приходили к нему из любопытства, в надежде выбраться из мирских проблем, вылечиться, что-то попросить для себя и близких — и полностью преображались под воздействием его чудесной алхимии. Баба говорил: «Если вы твердо стоите на пути добродетели и верны своему стремлению не покидать его, вы можете стать выдающимся подвижником, хотя на духовном пути и являетесь новичком или вовсе неверующим. Иногда бывает, что человек, не упустив выпавший ему шанс, встает на путь неуклонного духовного возвышения. Некоторые приходят ко мне в надежде вылечиться от боли в желудке, но им тут все больше нравится, они проникаются здешней атмосферой, ее умиротворенностью, у них просыпается вкус к звучанию ОМ, Вед и песнопений. Они приглядываются ко мне, наблюдают за моими движениями, действиями, слушают мои слова… и проходит совсем немного времени — и они забывают о боли в животе и начинают ощущать совсем иную боль — тоску по покою, невыносимую тягу все чаще видеть Божественное, слышать его, прикасаться к нему, острую жажду молитвы, медитации… самореализации».

«Какое имущество человека бессмертно? — говорил Баба. — Накопленное богатство, построенные особняки, натренированное тело, здоровый организм, выращенные дети? Нет, все, что он сделал, усовершенствовал, заработал, разрушается, ему придется оставить все это на разорение времени. Даже горсть земли ему не удастся забрать с собою, земли, которую он так любил. Если бы каждый умерший забирал с собою горсть земли, она бы так истощилась, что ее пришлось бы выделять живым по маленьким порциям. Найдите бессмертное"Я"и узнайте, что это искра Божественного в вас. Вступите в тесные отношения с этим необъятным и неизмеримым Высшим, и тогда сами станете необъятны и неизмеримы».

Самые яркие визитные карточки Сатья Саи — это его дети, школьники и студенты. Таких детей не увидишь больше нигде. Серьезные и жизнерадостные, азартные и полные достоинства, рвущиеся к учебе и безмятежные, уверенные в себе и счастливые, предельно дисциплинированные и абсолютно естественные. Преданные ему беззаветно. Никакой фальши, дерзости, безалаберности. Когда они приходят в огромный зал для встречи с ним, как будто чистое веселое облачко, пронизанное солнцем, слетает с неба! Дух захватывает и щиплет глаза, когда смотришь на них и понимаешь: таким детям можно доверить будущее. Каков учитель и воспитатель, таковы и ученики. Заронено божественное семя, и на благодатной почве его любви вырастет прекрасный цветок. Саи для них — добрая, нежная, обожаемая, но строгая и требовательная мать. А у него для каждого из них, как он сам говорит, — «любовь тысячи матерей». Как ловили они каждое его слово, каждый взгляд, с каким благоговейным восторгом облепляли его, когда он манил их к себе! Он так искрился любовью и добротой, что она теплой нежной волной обволакивала всех. В этих «крошках» — так он ласково обращался к ним — детях, юношах и девушках — скрыта такая внутренняя сила, такой огромный духовный потенциал, что рядом с ними сразу чувствуешь свое несовершенство. Как растить, воспитывать и учить таких чудесных детей, Баба рассказывает в своих беседах.

Дети, молодежь, кирпичики будущего — самая главная забота Бабы. Поэтому больше всего он говорит об образовании и воспитании, ведь от того, что мы вложим сейчас в их сердца и головы, полностью зависит будущая жизнь. «Может ли система, — говорит Саи, — пекущаяся только о наполнении желудка, воспитать уверенную в себе молодежь с сильным характером, позволяющим смело встречать превратности судьбы? Нет, не может. Она может только подавить даже врожденное стремление к любви и правде».

Мы часто горюем, что дети вырастают эгоистичными, неблагодарными, высмеивают мораль, норовят взять от жизни все, а вот отдавать так и не научились. «Мы дали им все, обеспечили всем, и что получили? Дерзость, непослушание, равнодушие, отсутствие нравственного стержня, желание иметь все, не затратив никаких усилий, не говоря уже о «высоких материях». Самой высокой ценностью стала именно материя. Нынче духовность, кротость, чистая любовь, сострадание — ветошь, запретные «бабушкины» темы. Саи говорит: «В священном саду сердца молодых людей, свежем, зеленом, благоуханном, расцветают святые чувства, помыслы и порывы, из цветов зарождаются плоды, но они не успевают вызреть в цели, преследуемые с решимостью и воплощаемые в дела и начинания повседневной жизни. Прежде чем они успеют созреть, в сад во множестве проникают воры — вредные привычки и пороки — и обкрадывают молодые сердца. Поэтому задача первой необходимости — построить забор дисциплины и охранять растущие добродетели в саду каждого юного сердца».

Как не «упустить» ребенка? Как сделать из него человека, не говоря уж о большем — раскрыть в нем стремление постичь то, ради чего он родился человеком? Об этом говорит Саи. Говорит детям и взрослым. Говорит о том, что и как нужно вложить в чистый, еще не затронутый фальшью и пороком сосуд — детское сердце, как заполнить его светом и любовью, чтобы знать наверняка: я вырастил детей, которым можно доверить этот мир. Они не позволят ему рухнуть, они поднимут его и возродят, расчистят источники божественной силы и заставят бить их фонтаном. «Ты — живое маленькое пламя, излучающее свет, — говорит Баба. — Твоя жизнь — словно забава слона с мышью. Слон увлекается игрой с мышью и начинает думать, что сам он — тоже мышь. Но ты — и не мышь, так же, как и не слон, и ты — не просто человек. Ты — всеохватный свет, который освещает весь космос. Ты — всезнающая сила. Ты — чистая любовь. Непрестанно, во весь голос, повторяй это себе: я — всеобъемлющий свет, и тогда ты придешь туда, откуда возник, и обнаружишь, кто ты есть на самом деле».

Оглавление

Из серии: Свет Божественной Истины

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бог един. Духовная трансформация общества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я