ПЯТЬ ГИМНОВ АРУНАЧАЛЕ
Свадебный венок Аруначале
(Sri Arunachala Aksharamanamalai)
Введение (от переводчика)
У Раманы было много великих преданных. О них даже написана большая и красивая книга (В. Ганешан, «Ramana Periya Puranam»), в которой есть множество вдохновляющих примеров того, какой может быть преданность ученика своему Гуру. Однако квинтэссенцию Преданности и Отдачи себя Богу всё же воплощал собой сам Рамана Махарши. В том, как проявлялась его любовь к своему Гуру — Аруначале, миру был дан пример высочайшего и красивейшего растворения маленькой индивидуальности в Высшем. Пример полного слияния ученика с Мастером вплоть до совершенной их тождественности и исчезновения как отдельных сущностей.
«Поэма „Свадебный венок Аруначале“ — самое Сердце всех указателей Шри Раманы», — так охарактеризовал этот текст в одном из своих выступлений Майкл Джеймс, знаменитый исследователь наследия Раманы. То, что Рамана выразил в этом «Свадебном венке» — сама суть Преданности и истинного Знания. Бха́ва (отношение) подлинного любящего к возлюбленному, пример истинной бха́кти (преданности).
История возникновения этой поэмы — вполне бытовая. Некоторые ученики Раманы жили подаянием: ежедневно собирались вместе и ходили в город — пели хвалу Господу и просили у его жителей пропитание. Горожане с щедростью давали им еду, они знали и любили Раману и понимали, что это его преданные. Но однажды в городе появилась другая группа — люди, которые были одеты точно так же, как преданные Раманы, и пели те же самые песни во славу Господа. Они стали ходить и просить еду на час раньше, чем преданные Раманы. Местные жители не могли отличить их от преданных Раманы и отдавали им всё, что могли. И на настоящих учеников Раманы еды уже не хватало. Тогда, страдающие от голода, ученики обратились к Рамане с просьбой написать для них особенную молитву, которая бы отличала их от его лже-последователей.
Вскоре ответ на этот запрос был получен: Рамана, совершая прада́кшину (ритуальный обход вокруг Аруначалы, символизирующий преданность Истине, воплощением которой была для Раманы эта гора), написал 108 стихов, обращенных к Аруначале — молитв преданного о Милости Господа Аруначалы.
Уже из самого названия становится ясным отношение (бха́ва), с которым написаны эти стихи: невеста (индивидуальная душа, в данном случае — сам Рамана) обращается к своему жениху (Господу Аруначале). Невеста томится от любви к жениху и просит его поскорее прийти и взять её в жены.
Обычно песни и молитвы, распеваемые просящими милостыню, были жалостливыми, но поэма Раманы передавала намного более широкий спектр чувств и была далеко за пределами томления по физическому насыщению. Она стала прекрасным опознавательным знаком, и при этом проникала в самое сердце слушателей и вызывала неподдельное сочувствие и любовь.
То, что создал Рамана, стало не просто песней, сопровождающей просьбу о милостыни, это стало универсальным ключом к пробуждению Милости самого Господа в сердце каждого, кто искренне читает, поёт или слушает эти строки. Этот гимн стал классикой бхакти-поэзии и до сих пор регулярно поётся в ашраме Раманы и служит путеводной звездой множеству старых и новых Его преданных в их поиске Истины.
Конец ознакомительного фрагмента.