Системное саморазвитие. Том 2. Системы деятеля, меняющего мир

Церен Церенов

Учебник формирует взгляд на жизненное мастерство, в котором сочетаются системный подход и психология, внимание и сознание, научное мышление и концепция бесконечного развития, ролевое мастерство и этика, работа и досуг.Жизненное мастерство представляется как три платформенных уровня: мастерство собранности, мыслительное мастерство (интеллект) и прикладное мастерство (профессия). Учебник показывает, как развивать каждый уровень, а также даст ответы на вопросы: зачем, чему, как и сколько учиться?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системное саморазвитие. Том 2. Системы деятеля, меняющего мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Церен Церенов, 2022

© Анна Лубенченко, 2022

ISBN 978-5-0055-5167-2 (т. 2)

ISBN 978-5-0055-5162-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глава 7. Что такое системное мышление

Что подразумевают под «системным мышлением»

Бытовое понимание

Большинство людей оперирует «бытовым» пониманием терминов «система» или «системное мышление», и подразумевает под «системностью» личную организованность, старательность, желание всё предусмотреть, учесть всевозможные детали и вообще всё, что может оказаться важным. Та системность, которую люди привносят в свою работу — это «продуманность», дисциплинированность в исполнении, следование какому-то плану. Однако у особо старательных руководителей и сотрудников, для которых всё со всем связано, в результате такой «продуманности» планов и дисциплинированности их выполнения, образуется ещё больший бардак в головах и в делах, а также постоянный аврал по всем направлениям работы. «Системность» часто путают с «систематичностью» — и систематически плохое или неправильное мышление приводит к плачевным результатам.

Несмотря на то, что многие словари определяют системность и систематичность как синонимы1, мы будем разделять эти понятия. Систематичность — это важное свойство мастерства собранности, а системность — это важное свойство мыслительного мастерства2. Систематичность, регулярность, дисциплинированность — это когда человек постоянно, по расписанию что-то делает, а системность — это когда человек умеет своим вниманием «разрезать» мир на разные системы, и умеет работать с этими системами и разными интересами. Системность определяет «что делать», а систематичность означает, что это делать нужно планомерно. Одно не заменяет другого. Необходимо быть и системным, и систематичным.

Ещё одно бытовое заблуждение состоит в том, что под системностью понимают обязательную связь всего со всем. И действительно, «взмах крыла бабочки на одном континенте может вызвать землетрясение на другом»3. Однако, рассматривать все взаимосвязи сразу невозможно, человеку не хватит вычислительной мощности мозга. Тем не менее, системное мышление позволяет выделять разные интересы (точки зрения)4 и работать с ними, чтобы они были учтены в созданной системе.

Системность использует управление вниманием5, чтобы выделить в рассматриваемой реальности системные уровни, тем самым выделив важные объекты рассмотрения на конкретном такте. Невозможно одновременно рассматривать строение генома человека, клетки, органы, мышцы и кости, части тела и поведение человека. Системность означает, что необходимо думать о мире как о наборе вложенных друг в друга матрёшек, причем в каждую матрёшку вложена не одна, а несколько матрёшек.

Например, можно выделить системные уровни: чемпионат страны по футболу, который состоит из совокупности футбольных клубов, стадионов, болельщиков, телетрансляций и т. п. На следующем системном уровне можно рассматривать по отдельности из чего состоят футбольные клубы. Например, футбольные клубы состоят из команды футболистов, тренерского штаба, тренировочных баз, детских школ и т. п. Соответствующим образом можно выделить части стадионов, болельщиков, телетрансляции и т. п. На следующих системных уровнях рассматриваем команду футбольного клуба. И так далее.

Системные уровни определены не просто так, а по принципу физической вложенности одних систем в другие. Постановка системного мышления включает обязательно тренировку такого разделения мира на системные уровни, системы и части систем (подсистем). Такое разделение условно и производится вниманием. Многие теории также посредством внимания делят мир, но, по другим принципам, отличным от принципа физической вложенности.

Системные уровни определены не просто так, а по принципу физической вложенности одних систем в другие. Постановка системного мышления включает обязательно тренировку такого разделения мира на системные уровни, системы и части систем (подсистем). Такое разделение условно и производится вниманием. Многие теории также посредством внимания делят мир, но, по другим принципам, отличным от принципа физической вложенности.

Научиться навыку выделения вниманием системных уровней просто из опыта, без изучения понятий и моделей системного мышления, практически невозможно. Или можно потратить годы для формирования опыта в одной профессиональной сфере деятельности, но вряд ли он будет легко и быстро перенесён в другую сферу деятельности6. Хотя многие специалисты, которые работали с разными системами или в разных сферах деятельности, могут неосознанно выработать определенный уровень мастерства сходного по качеству с системным мышлением.

В бытовом рассуждении системное мышления путается с наработкой большого опыта или с получением хорошего технического университетского образования. Последнее может помочь усилению интеллекта, но всё же не загрузит в голову понятия и модели системного мышления. В этой связи, с большой вероятностью, когда люди говорят слова «системность», «системный подход» или «системное мышление», то они могут иметь в виду систематичность, логичность, подконтрольность, большой опыт, хорошее образование или желание показать, что они много думали, работали или сделают всё правильно и хорошо7. Поэтому не путайте системность и систематичность, а также внимательно относитесь к людям, которые произносят слова про систему, выясняя что они конкретно имели в виду.

Системное мышление как трансдисциплина

и функция

Определив, что точно не является системным мышлением, мы тем не менее не можем дать одно точное определение этому понятию. Точно также как не можем дать один правильный ответ на вопрос: что такое машина? Скорее всего, вы попробуете сразу оценить, кто это спрашивает и почему его это интересует (как мы помним каждый видит свою картину мира). Либо это будет какой-то автомобиль, либо средство передвижения, либо объект собственности или символ статуса, а кто-то скажет, что это стиральная машинка.

Тоже самое с разных точек зрения можно говорить про системное мышление. Мы разберём два самых важных представления, которые чаще всего имеются в виду, когда, говорят про системное мышление:

• системное мышление как трансдисциплина;

• системное мышление как функция или поведение интеллекта.

Первое представление как трансдисциплины подразумевается, что «системное мышление» — это название трансдисциплины. Поэтому, когда говорят про системное мышление, то имеют в виду картину мира (теорию, дисциплину), основанную на понятии «система». Всё точно также, когда говорим про бухгалтерский учёт или маркетинг, которые также являются теориями (дисциплинами). Упоминание понятия «трансдисциплины» означает, что существуют дисциплины, которые связаны с системным мышлением, и в этих дисциплинах используются понятия и модели трансдисциплины. В частности, мы говорили ранее, что это предпринимательство, инженерия и менеджмент.

Трансдисциплина «системное мышление» осваивается, как и любая дисциплина путём осознанного обучения понятиям и моделям8. Начинаем освоение с задействованием правого спектра мышления9, а далее будем тренировать беглость в создании системных описаний и тем самым переводить мышление в левый спектр.

Второе представление исходит из слова «мышление». Как мы говорили ранее, мышление — это поведение или функция мозга. Системное мышление можно представить как поведение интеллекта10. Поведение мозга основано на тех картинах мира, которые в него загружены, поэтому системное мышление — это поведение интеллекта на основе загруженной трансдисциплины «системное мышление». В этом контексте данное поведение интеллекта необходимо развить или поставить путём изучения соответствующей трансдисциплины. По мере тренировки знаний трансдисциплины поведение интеллекта становится более быстрым, то есть системное мышление переходит в левый спектр формальности мышления.

Тренировка проходит путём реализации учебных и рабочих проектов, в рамках которых:

• составляется системное описание согласно трансдисциплины системное мышление;

• создаются успешные системы с использованием прикладных практик.

В первых главах обсуждался вопрос о том, что обычно люди не задумываются над тем, как они думают, мысли как-то сами собой образовываются. Системное мышление — это то, как вы будете думать, сталкиваясь со сложными новыми ситуациями, проектами и проблемами. Системное мышление — это способ думания или способ мышления. Данный способ мышления демонстрируется в виде созданных рабочих продуктов11, которые учит создавать трансдисциплина «системное мышление».

Таким образом, понятие «системное мышление» представляется в двух смыслах: как трансдисциплина и как поведение интеллекта, который «прошит» данной трансдисциплиной. Изучая трансдисциплину системное мышление, мы учим мозг12 думать о новых сложных задачах с использованием понятий «система» и других понятий. Системное мышление — это часть мыслительного мастерства, которая помогает нарезать мир на системы и совмещать разные интересы (картины мира) посредством понятий и принципов трансдисциплины «системное мышление».

Понятия и модели: системное мышление, систематичность, системность, системные уровни; «системное мышление как трансдисциплина и поведение интеллекта».

Зачем нужно системное мышление

Требования к системному интеллекту

Разберём подробнее эффект, который получается за счёт системного поведения интеллекта, а также когда применяется и для кого важно системное мышление. Как мы помним из первых глав, интеллект отвечает за решение новых сложных задач. Обычные задачи решаются посредством прикладного мастерства, но вот когда сложность задачи зашкаливает, то тогда подключается интеллект.

Современные тренды свидетельствуют, что человек всё чаще сталкивается с новыми сложными задачами, а при их решении требуется учитывать множество разных интересов. Поэтому к интеллекту, который демонстрирует системное мышление, можем сформулировать следующие требования13:

увязывать между собой разные картины мира;

универсальность к решению сложных новых задач из разных сфер деятельности;

• постоянное повышение скорости и качества решения новых задач.

Каждый человек имеет свою картину мира, разные роли видят физический мир по-своему, и у всех ролей свои описания реальности. Понятно, что множество описаний могут не совпадать между собой, а разные люди хотят преобразовать мир по-своему. И это нормально. Однако, само знание разных картин мира и интересов разных людей никак не приближает нас к тому, как изменить мир и какие системы создавать.

Нам необходима верхнеуровневая теория, которая сможет увязывать между собой разные картины мира. Такой фундаментальной теорией является трансдисциплина «системное мышление», а интеллект, в который загружена эта трансдисциплина, выдаёт функцию системного мышления. Благодаря такому поведению интеллекта непротиворечивым образом связываются между собой разные интересы ролей. Соответственно, в трансдисциплине «системное мышление» постулируется, что успешная система — это система, в которой учтены (а лучше удовлетворены) интересы всех заинтересованных проектных ролей.

Трансдисциплина «системное мышление» за счёт определенных понятий и принципов рассмотрения физического мира позволяет создавать верхнеуровневые модели14, в которых между собой связываются в одно системное описание разные картины мира. Системное мышление — инструмент для совмещения разных картин мира, хотя само противоречие может разрешаться специальными методами такими как ТРИЗ+15.

Системное мышление не только увязывает разные картины мира, но и позволяет универсальным образом подходить к решению новых сложных задач из разных сфер деятельности. То есть изучив один раз трансдисциплину системного мышления, получите навык перевода проблемы в задачу и далее нахождение способа решения поставленной задачи. Проблемы и задачи могут быть из рабочей деятельности или из личной жизни. То есть системное мышление даёт один и тот же подход к тому, как думать, сталкиваясь со сложностью.

Например, необходимо выделять области интересов, цепочки обеспечения и системные уровни, а также выявлять заинтересованные проектные роли, их потребности и требования. Но это только начало, для системного описания и последующего создания системы будет необходимо применять другие понятия и модели трансдисциплины системного мышления, а также в обязательном порядке связывать их с прикладными практиками.

Кроме того, системное мышление как трансдисциплина усиливает интеллект. Изучая системное мышление, человек самым эффективным способом «качает» свой мозг. Трансдисциплина для мозга как штанга для мышц. Качая интеллект, мы получаем скорость и качество решения новых сложных задач. Постоянная тренировка системного мышления в рабочих проектах увеличивает беглость мышления и повышает сложность решаемых задач. В сложных новых ситуациях нам необходим интеллект, так как только мыслительное мастерство может найти выход. Собранность позволит настроиться на действия, но умение собирать себя в кучку ещё не позволяет найти решение. Прикладное мастерство помогает находить решение, но часто в новых ситуациях профессиональный опыт может быть бесполезен или наоборот, вреден. Только интеллект позволит понять в какой ситуации мы находимся, свести проблему к задаче, найти способы и инструменты для её решения. Этими инструментами могут быть необходимые прикладные практики16.

Где и кем используется системное мышление

Конечно, системное мышление используется не повсеместно, не в любых ситуациях. Новые сложные задачи — это главный критерий использования мыслительного мастерства, и системного мышления, в частности. Можно подробно описать подобные ситуации:

• нет заранее поставленных целей, и необходимо действовать в условиях неопределенности. Системное мышление помогает формулировать ясные цели в виде замысливаемых систем и проектов по их созданию. Конечно, для этого необходимо дополнительно владеть прикладными предпринимательскими практиками стратегирования;

• проект с многочисленными интересами, которые необходимо удовлетворить и/или выбирать какие интересы не будут учитываться;

• абсолютно новая деятельность или новая сфера, в которой придётся параллельно разбираться и выдавать первые результаты17;

• когда высока стоимость ошибки;

• продукт и процесс его производства требует знаний множества разных сфер деятельности (прикладных практик);

• требуется значительно увеличить скорость работы при сохранении или даже увеличения качества работ.

С большой вероятностью, если вам нужно срочно сдавать проект, то нет смысла начинать изучать системное мышление. На освоение системного мышления необходимо время, наскоком его не взять, даже если у вас большой опыт или вы закончили элитный вуз (программу МВА). Если вы работаете в госсекторе или компания работает на государство, то системное мышление не удастся применить в полной мере, так как обязательно столкнётесь с конфликтом интересов, поскольку благополучие госоргана или вашей компании, работающей на государство, может слабо зависеть от интересов потребителей. Также невозможно развивать системное мышление, если вас всё устраивает в жизни и в будущем, по вашим ощущениям, вам ничего не грозит18. Может лучше тогда заняться развитием деятельностного кругозора.

Каким ролям необходимо системное мышление? Системное мышление рекомендуется всем людям, которые работают со сложными новыми задачами и которые хотят постоянно саморазвиваться. Здесь нет исключений по ролям. Человеку, работающему маркетологом, логистом или бухгалтером, желательно также иметь системное мышление, тем более, если он работает в амбициозной команде.

Особо рекомендуется системное мышление человеку, который хочет стать деятелем, то есть создавать успешные системы и менять мир, жить интересной жизнью и бесконечно развиваться. С системным мышлением процесс саморазвития будет намного быстрее, чем изучение прикладных дисциплин или трансдисциплин STEM. Трансдисциплины STEM также усиливают интеллект, но эти трансдисциплины не дают необходимой для нового технологического века скорости и качества решения новых задач.

Использовать системное мышление можно самостоятельно, чтобы понять деятельность вашей команды, вашего подразделения, вашего предприятия или ваших конкурентов. Но наилучший эффект достигается, когда вся команда понимает друг друга, потому что владеют системной терминологией. Тогда это сравнимо со слаженной игрой футбольной команды или действиями команды техников на пит-стопе Формулы-1. Каждый футболист отрабатывает свою роль, каждый техник понимает свою задачу, и все понимают, что делают остальные и какая должны быть следующая стадия жизненного цикла системы. Игра и деятельность спроектирована заранее, большинство действий отмоделированы.

Становясь на путь системного развития, вы так или иначе придёте к тому, что будете образовывать своих коллег. Те из них, кто не боится сложности и готов менять своё мышление — ваши главные друзья, независимо от образования, опыта, должностей и профессиональных ролей. Мастерство системного мышления, как и любое мастерство19 требует не только прохождение курсов, но и саморазвития: постоянные тренировки и применение знаний, исследования, просвещение и передача знаний другим.

Таким образом, системное мышление даёт универсальность, скорость и качество, возможность работать с разными интересами при решении новых сложных задач. Чем сложнее деятельность и чем больше команда, тем больший эффект даёт системное мышление. А применять его могут специалисты любых профессий, которые работают со сложностью или которые хотят стать бесконечно развивающимися деятелями, меняющими мир к лучшему.

Понятия: требования к системному мышлению, новые сложные задачи.

Системное мышление и мыслительное мастерство

Интеллект и системное мышление

Функциональная часть мозга, которую называем интеллект, отвечает за решение сложных новых задач. Современный интеллект демонстрирует адекватное текущим задачам ролевое мастерство и методологическое мастерство. В предыдущих главах говорилось, что современное ролевое мастерство основано на актуальном для нашего времени деятельностном кругозоре, а в методологическом мастерстве мы рекомендуем ориентироваться на такие трансдисциплины как системное мышление, онтологика и коммуникации, научное и вычислительное мышление, праксиология и этика.

Поведение интеллекта — это мыслительное мастерство. Соответственно общее мыслительное мастерство отвечает за нахождение решения сложных новых задач. Это мыслительное мастерство выявляет проблему, потом переводит её в формализованную задачу и находит метод решения. При этом само решение, которое символизируется с рабочим продуктом, происходит с помощью прикладного мастерства.

В мыслительном мастерстве задействуется ролевое мастерство и методологическое мастерство. Ролевое мастерство помогает выявить заинтересованных лиц и разобраться с рассматриваемой деятельностью20. Методологическое мастерство, в первую очередь, помогает формализовать и найти решение задачи.

Системное мышление, являясь частью методологического мастерства, участвует на всех стадиях от выявления проблемы до её решения. На этих стадиях системное мышление позволяет работать с разными картинами мира, выделять разные системные уровни и создавать верхнеуровневые модели, чтобы рассматривать задачу по частям, но не потерять целое.

Обычная железная система сначала создаётся, а потом используется. Автомобиль нужно полностью создать, прежде чем начать его эксплуатировать. В процессе эксплуатации он сам по себе не развивается, а наоборот, даже постепенно теряет свои первоначальные свойства. С человеческими системами не совсем так, как с железными системами. Интеллект используется, и одновременно развивается. Человеческие системы, если они выдерживают нагрузку, наоборот, только становятся лучше, то есть первоначальные свойства после воздействия на них улучшаются. Такое свойство Насим Талеб назвал антихрупкостью. Наши мышцы и мозг развиваются от нагрузок, которые заставляют их работать. Поэтому так важно загружать мозг и, в частности, интеллект новой работой21.

Загружая мозг работой необходимо понимать, что он работает на трёх платформенных уровнях, согласно модели «Человек-платформа». Решение кроссвордов, тестов ЕГЭ, заучивание стихотворенья или монотонная профессиональная деятельность — это важная работа мозга, но её абсолютно недостаточно для усиления интеллекта. В такой деятельности, скорее всего, интеллект не сильно развивается22. Для развития интеллекта необходимо решать постоянно новые сложные задачи. И это не имеет ничего общего с тестами IQ и другими подобными тестами, которые ничего не говорят о вашем интеллекте, кроме того, насколько хорошо вы решаете абстрактные задачи из данного теста.

Составляя системное описание обязательно задействуется интеллект, поскольку каждый новый проект даже в одной и тоже сфере деятельности требует учитывать множество разных ситуаций и картин мира. Одинаковых проектов и систем практически нет, жизнь постоянно меняется, и сегодняшний шаблон уже устаревает на завтрашний день23. Поэтому системное мышление не только помогает решению проблем, но и развивает интеллект намного лучше, чем многие другие когнитивные занятия. Системное мышление применяется прямо к жизненным ситуациям, а не к учебным примерам таким как развитие эрудиции и решение абстрактных проблем из тестов.

Системное мышление и методологическое

мастерство

Системное мышление лишь одна из трансдисциплин методологического мастерства. Школа системного менеджмента считает недостаточным знание системного мышления для решения современных проблем, поэтому развивается вся линейка sota-трансдисциплин. Причем мы понимаем, что в какое-то время придётся отказаться от системного мышления 2.0, потому что ему на смену придёт следующее (третье) поколение системного мышления или совсем другая трансдисциплина.

Напомним, что трансдисциплины помогают работать с прикладными практиками. Когда вы приходите к работодателю и вас спрашивают «что вы умеете?», то, конечно же, вы не будете рассказывать про трансдисциплины24. Вы будете рассказывать про прикладные навыки, компетенции или мастерство, то есть за то, что платят деньги. За трансдисциплины деньги особо не платят, деньги работодатель платит за рабочие продукты. А они создаются прикладными практиками.

Знание трансдисциплин необходимо самому человеку, который понимает, что через них лежит путь к постоянно востребованному специалисту. Только развитие трансдисциплин позволяет быстро изучать и брать на вооружение лучшие прикладные практики25. Трансдисциплины формируют методологическое мастерство или фундамент любого человека, на котором он выстраивает этажи прикладного мастерства. Фундамент дома обычно не виден окружающим, но высота дома полностью зависит от качества заложенного фундамента. Поэтому современному человеку необходимо закладывать и по мере необходимости обновлять свои фундаментальные знания или знания современных трансдисциплин.

Учитывая, что текущий фундамент большинство людей закладывало в эпоху STEM, то переучиваться придётся практически поголовно. Более того, даже сегодняшним студентам не повезло, поскольку государственная система образования перестраивается долго, и замена STEM произойдет не скоро. Тем не менее, в Школе системного менеджмента новая программа для методологического мастерства постепенно развивается, и через несколько лет будет сформирована полная линейка трансдисциплинарных курсов.

Текущие sota-трансдисциплины связаны между собой следующим образом.

Трансдисциплина «Онтологика и коммуникации» даёт общее представление, что есть ментальное пространство и определенные модели физического мира, которые помогают человеку анализировать мир физический. Ментальное пространство тоже не простое, оно сложно устроенное. Онтологика определяет как устроено знание о мире, какие есть принципы моделирования мира и какие инструменты используются для описания мира физического. Коммуникации позволяют разговаривать с людьми о мире, оперируя понятиями ментального пространства. Целью коммуникации является донесение своей картины мира и понимание картины мира другого человека26.

Научное мышление помогает разбираться с тем, насколько одни модели мира лучше или хуже других. В первой главе мы говорили, есть теории, которые более или менее вероятностно предсказывают наш физический мир. Научное мышление позволяет выявлять и работать с хорошими теориями проводить исследования, формулировать и проверять гипотезы, в том числе путём научных экспериментов.

Системное мышление, вводя понятие «система», помогает увязывать разные картины мира или теории, а также обращать внимание на важное. Мы уже сказали, что есть картины мира разных людей (хорошие/плохие), и вот эти картины мира необходимо между собой увязать и сделать это непротиворечиво, сформировать некоторое системное описание и после того, как описание есть, сделать так, чтобы создать эту систему и привнести её в физический мир.

Вычислительное мышление помогает нам делать расчёты с определенными моделями27, позволяет одни модели каким-то образом преобразовывать в другие модели, помогает сформулировать задания для компьютера, и потом с помощью компьютера сделать соответствующие вычисления. Деятель должен уметь правильно настроить компьютер, который проведет все необходимые расчеты и эксперименты.

Пример применения мыслительного мастерства

Давайте рассмотрим пример того, как работает мыслительное мастерство. Например, мы приходим в какую-то команду, и видим, что идет какая-то деятельность. Что нам позволяет сделать наше мыслительное мастерство? Применим такой простой чек-лист.

Когда вы видите какую-то деятельность людей, то можете представить, что люди создают или занимаются какой-то системой. Эта система может называться продуктом, изделием, товаром и т. п. Отдельно от продукта есть деятельность этих людей. Она может называться проектом, процессом, работой, сервисом и т. п. То есть отдельно выделяются проект и система28, которая получается в результате проекта. Например, человек на станке выпиливает детали и далее передаёт другому, а потом на конвейере происходит некоторая деятельность по сборке каких-то комплектов. В итоге получается автомобиль как продукт, но отдельно существует проект или процесс производства.

Все объекты производства тоже рассматриваются как система, но это будет система обеспечения для системы автомобиль. Ещё есть система клиента, в которую входит автомобиль. Системное мышление нам помогает разделить эти системы и отдельно разбираться с разными людьми, которые работают и взаимодействуют с разными системами.

Ролевое мастерство (деятельностный кругозор) показывает, что все люди в проекте играют определенные роли, у них есть определенный интерес и мы можем понимать их интерес, и различать разные прикладные практики. Также ролевое мастерство поможет играть собственные роли, чтобы вписаться в команду, быть полезным в создании успешной системы и сделать карьеру.

Когда рассматриваем команду и систему автомобиль, которую эта команда создаёт, то мы понимаем, что первоначально создаются модели системы. Для того, чтобы создать автомобиль, нужно понимание, что есть некоторая модель мира, в которой существует этот автомобиль. Например, может быть нужен грузовой автомобиль, для кого он нужен и где будет эксплуатироваться. Если нам что-то непонятно, то соответственно, выдвигаем какие-то гипотезы, включается научное мышление, и мы начинаем проверять, насколько эти гипотезы правильные.

Собранность помогает удерживать внимание и быть готовым исполнять роли. Люди должны работать определенное время (рабочий день), ничего не должно их отвлекать, если есть какие-то отвлечения в теле, то сложно работать, поэтому надо понимать, что этим людям надо делать соответствующие перерывы, отпуска, фитнесы и т.д., может быть даже сделать это на предприятии. Даже работа с экзокортексом «Помодоро» позволяет улучшить работу команды.

Вычислительное мышление, помогает делать соответствующие расчёты для автомобилей. Например, модели краш-тестов. Краш-тесты делаются по-разному, можно автомобиль реально разбить, а можно с помощью моделей сделать расчёты о том, что будет с автомобилем, если он врезается на скорости 20 км/ч, 40 км/ч, 100 км/ч и т. д.

Такое общее представление о любой деятельности, раскладывания этой деятельности на части — это то, что нам даёт современный интеллект. Вы можете разложить её на соответствующие части, и потом по отдельности с каждой разобраться потому, что, когда вы приходите в новую деятельность — у вас, чаще всего неосознанное представление о том, что там происходит. Без поставленного мыслительного мастерства разбираться в новой ситуации придётся достаточно долго.

Без осознанного мыслительного мастерства человек смотрит на деятельность исходя из тех моделей мира, которые у него были заложены заранее. Опыт накладывает свой отпечаток. Если вы менеджер, то будете смотреть на всё с менеджерской точки зрения, или если вы военный, то придёте и будете смотреть с соответствующей точки зрения на любую деятельность, на конвейер, к примеру. Если вы прокурор, то, соответственно ваш взгляд на производство будет с точки зрения нарушения законодательства. То есть, каждый будет смотреть (неосознанно) исходя из своего опыта, но мыслительное мастерство позволяет осознанно посмотреть шире, если это необходимо.

Современный интеллект позволяет посмотреть с разных точек зрения и понять, как эта деятельность устроена и что в этой деятельности необходимо улучшать. Мы понимаем, что есть физический мир и есть ментальное пространство, и собранность у всех есть, и вычислительное мышление у всех у нас есть. Вопрос в том, что развитие интеллекта означает, что мы осознанно пытаемся всё это развить с помощью лучших трансдисциплин29.

Понятия: системное мышление, интеллект, мыслительное мастерство, методологическое мастерство, онтологика и коммуникации вычислительное мышление, научное мышление, ролевое мастерство, антихрупность.

Системное мышление как трансдисциплина

Системные науки и методологии

Вторая половина XX века ознаменовалась развитием системных наук. В разных областях знаний ученые заметили, что понятие «система» позволяет универсальным образом подходить к изучению физического мира в его самых разных проявлениях. Отсюда появилось словосочетание «системный подход», которое можно трактовать как такой способ размышления, в основе которого лежит понятие «система». То есть применение системного подхода к какой-то деятельности означает, что при рассмотрении будут использованы научные теории, которые построены на понятии «система».

Большую роль в становлении системного подхода сыграла биология, в рамках которой учёным приходилось изучать множество разных видов живых существ, которые взаимодействуют между собой и причём имеют разные стадии развития. Благодаря биологии в системной методологии появилось такое понятия как «жизненный цикл».

Системные науки и методологии активно развиваются, и в настоящее время существует множество теорий, которые взаимодополняют или пытаются конкурировать с друг с другом. Но в целом, можно считать системный подход большим направлением методологии научного познания. На картинке приведен лишь небольшой перечень дисциплин, в которых используется слово «система».

В каждой методологии вокруг понятия «система» образовываются другие понятия, которые помогают определенным образом описывать физический мир. Как мы знаем из главы 1 невозможно описать мир полностью30, то есть нет одной теории всего и поэтому нет одного описания. Каждая системная методология отражает какой-то отдельный специальных взгляд на систему и намерение что-то с ней сделать. Например, современная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ+) сконцентрирована на поиске решения, которое позволит создать новую систему31, а в системном мышлении главной задачей является сформировать системное описание системы и всех других систем, которые с ней взаимодействуют. При этом ТРИЗ не уделяет такого же большого внимания к производству системы как к поиску инновационного решения. Системное мышление не имеет развитой методологии поиска инновационного решения как ТРИЗ, но при этом позволяет составить верхнеуровневое описание всей деятельности предприятия, которое должно придумать новую системы и воплотить её в физическом мире.

Однако главное различие системных наук заключается в их отношении к субъективности или к учёту интересов заинтересованных лиц. Первая версия системного подхода строилась на классических свойствах «системы» как материального объекта. Поэтому говорят, что это объективный подход. Однако, в современных версиях системного подхода этого явно недостаточно, потребовалось увязать системы с проектными ролями. Или привнести субъективность.

В этой связи, если в системной методологии нет ролей, то значит это теория из прошлого поколения системного подхода (объективный подход), а если роли есть, то значит данная системная методология из второго поколения (субъективный подход). А далее уже можно различать какие рабочие продукты получаются по итогам применения данной системной методологии. Как мы видели, ТРИЗ+ создаёт архитектурное описание, а современное системное мышление нацелено на полное системное описание32.

Системная инженерия и системное мышление

Системная инженерия является системной методологией из второго поколения системного подхода. Системная инженерия позволяет сформировать верхнеуровневое системное описание системы, увязав между собой потребности и требования, архитектуру и неархитектурную части системы, а также обеспечить создание успешной системы33. Главная задача системной инженерии — учесть (удовлетворить) интересы всех заинтересованных проектных ролей. Список главных потребителей и их проблем определяется на уровне предпринимателя, решение этих проблем посредством представления успешной системы осуществляется на инженерном уровне, а производство данной системы — это сфера ответственности менеджмента. В свою очередь, системное мышление позволяет увязать между собой системное предпринимательство, системную инженерию и системный менеджмент.

Нельзя путать системное мышление и системную инженерию34. Системное мышление является трансдисциплиной по отношению к дисциплине системная инженерия35. То есть понятия и некоторые модели системного мышления используются в системной инженерии, а понятия и модели системной инженерии понятны системному мыслителю, который может их связать с другими понятиями и моделями, в частности системного предпринимательства и системного менеджмента. Однако, развитие данных методологий происходило не от общего частного, а скорее, наоборот, от частного к общему.

Современное системное мышление как трансдисциплина развилась на базе системного подхода 1.0 и системной инженерии. Определенные понятия и модели системной инженерии перекочевали в трансдисциплину и стали там развиваться, в том числе скрещиваясь с другими понятиями и моделями. Например, виды систем (целевая, надсистема, система обеспечения, системы в окружении и подсистемы) первоначально задавались в системной инженерии, но сейчас эти понятия в полной мере используются в системном мышлении36. Понятие области интересов или системные уровни могут одинаковым образом использоваться и в системном мышлении, и в системной инженерии. Но если в системной инженерии внимание больше приковано к определенному системному уровню (например, к мотору автомобиля), то в системном мышление обсуждение может вестись на нескольких системных уровнях или звеньях цепочек обеспечения. Уровень нашего клиента может заботить системного предпринимателя, а кто будет создавать и управлять предприятием интересует системного менеджера.

Системное мышление вобрало в себя большое число понятий и моделей, которые описывают и помогают создавать успешные системы в самых разных сферах человеческой деятельности. В настоящее время нет другой методологии, в которой собран такой мощный теоретический аппарат, способный управляться с другими дисциплинами. В этой связи можно привести пример с разными вариантами конструктора Лего, которые предназначены для детей до 3 лет и для старшего школьного возраста. В обоих вариантах конструктора можно построить модель моста, но в варианте для школьников можно построить близкую копию Таурского моста за счёт большого количества разных видов деталей. Так и с системным мышлением, в котором понятийный минимум и перечень возможных моделей намного превосходят другие системные методологии.

Несмотря на развитость современного системного мышления, необходимо осознавать его минусы.

Во-первых, системное мышление не может обойтись без других системных методологий и прикладных практик. Несмотря на мощный понятийный аппарат системное мышление не может закрыть все возможные интересы. Поэтому системное мышление выстраивает непротиворечивое взаимодействие с другими современными методологиями. В частности, при рассмотрении главной потребительской ценности или при разрешении противоречий можно ориентироваться на MPV-анализ37 и алгоритмы решения изобретательских задач, которые применяются в ТРИЗ+.

Во-вторых, мощность методологии выдвигает требования к прилагаемым усилиям и времени для освоения системного мышления. По сложности системное мышление не уступает матанализу и теоретической физике. Хотя есть положительное отличие в том, что системное мышление осваивается путём реализации рабочих проектов, а абстрактный матанализ изучается без привязки к физическому миру. Об этом подробнее в следующих разделах данной главы.

Таким образом, современное системное мышления является самой мощной системной методологией, которая позволяет справляться со сложностью задач XXI века, а трансдисциплинарность системного мышления позволяет универсальным образом подходить к решению разных задач, используя другие системные теории и прикладные практики. Курс «Системной инженерии» в ШСМ читает Вячеслав Мизгулин.

Системное мышление в Школе системного

менеджмента

Школа системного менеджмента из всех системных методологий взяла за основу трансдисциплину системного мышления, в которой используется совокупность международных инженерных и менеджерских стандартов. После переработки данных стандартов и других практических документов сформирован понятийным минимум на русском языке, модели и схемы для описания систем и проектов. Список используемых международных стандартов приведен в учебнике Анатолия Левенчука «Системное мышление»38. Главную работу, которую проделал Анатолий Левенчук как научный руководитель ШСМ, связана с непротиворечивой увязкой всех стандартов и компактным их изложением в одном учебнике39.

Общее количество страниц разных международных стандартов исчисляется десятком тысяч. Данное содержание передовой человеческой мысли не только собрано в одном учебнике и переведено на русский язык, но также объяснено на примерах и окрашено опытом автора, который с 2015 года преподаёт в ШСМ и участвует в реализации рабочих проектов студентов и выпускников ШСМ. На базе данного учебника выпущен онлайн-курс «Системное мышление», в котором дополнительно к учебнику включены 173 учебных кейса с 897 авторскими ответами на вопросы по изучаемому предмету. Данный кейсы работают как тренажер мышления, который позволяет обратить внимание ученика на изучаемые понятия в их привязке к рабочим ситуациям.

Кроме преподавательской деятельности ШСМ проводит исследовательскую работу. Современные теории постоянно развиваются и «наводят мосты между собой». Так, например, первое издание учебника системного мышления вышло в 2018 году, второе издание в 2019 году, а в конце 2020 года ШСМ учит студентов по версии 2020 года, но вполне возможно, что в 2022 году будет выпущена версия 2022 года.

В новых версия отражаются изменение международных стандартов, преподавательский и консалтинговый опыт ШСМ, а также результаты исследований преподавателей и выпускников школы. В части исследований активно продвигается работа по связке системного мышления с психологией (внимание и сознание), философией (этика), вычислениями и искусственным интеллектом, и другими40.

Третьим важным направлением работы ШСМ является просветительская деятельность41. К сожалению, российское государственное образование не замечает тренды мирового развития, в частности смену STEM на новые трансдисциплины. Также пока незамеченным остаётся современный вариант системного мышления: российские вузы за единичным исключением42 не осуществляют подготовку студентов по данной трансдисциплине.

В России до сих пор преподаётся версия системного подхода времен Берталанфи, а на предприятиях руководство подчас не понимает важности системного мышления для командной работы. В этой связи ШСМ постепенно разворачивает просветительскую деятельность43 о первичной необходимости усиления интеллекта, а уже на его базе развития sota-прикладного мастерства.

Таким образом, уникальность ШСМ в отслеживании и развитии sota-трансдисциплин, максимальном в стране опыте преподавания современного системного мышления и в широкой линейке связанных между собой курсов, а также в миссии просвещения и изменения мышления людей опирающегося на компьютеры.

Понятия: системные науки и методологии, системный подход, системная инженерия, международные стандарты.

Понятия системного мышления

Понятийный минимум системного мышления

Системное мышление — это дисциплина (теория), поэтому в ней есть определенные понятия (концепты), с помощью которых описывается физический мир. Системное мышление — это трансдисциплина, поэтому некоторые её понятия используются в определенных дисциплинах.

Как мы помним, любые понятия — это самые маленькие модели мира. Но есть модели, которые связывают разные понятия между собой. Модели или схемы системного мышления могут связывать разные понятия и модели других дисциплин между собой. Например, системная схема проекта (см. картинку) связывает понятия из системного предпринимательства, системной инженерии и системного менеджмента.

Системное мышление связывает разные точки зрения, а понятиями системного мышления можно оперировать в отдельных дисциплинах. Поэтому так важно изучить понятийный язык системного мышления. Тут такая же аналогия как с математическим языком. Отношением «трансдисциплина-дисциплина» можно объяснить связь математики с другими теориями. Математические понятия используются в физике, химии, инженерии, менеджменте и во многих других науках. Вот почему необходимо, в первую очередь, изучать математику, которая является трансдисциплиной для других теорий. Конечно, для разных теорий требуемая глубина знаний математики разная, точно также требуется разная глубина знаний системного мышления. Тем не менее, если вы хотите стать хорошим менеджером, предпринимателем, инженером или маркетологом, то необходимо знание системного мышления в совершенстве.

Знание трансдисциплины начинается с изучения понятийного минимума. Владение понятийным минимумом означает не просто знание каждого понятия44, но и способность связывать их между собой при создании моделей и схем, которые также представлены в дисциплине.

На картинке «Язык» системного мышления (трансдисциплина)» приведён небольшой перечень понятий (концептов) системного мышления, но более подробный список содержится в учебнике «Системное мышление» (Глава 1, раздел «Концепты системного подхода»). В самом системном мышлении используются понятия онтологики, поскольку она является трансдисциплиной по отношению к дисциплине «системное мышление»45.

В учебнике «Системное мышление» все понятия разделены на несколько понятийных блоков: деятельная субъективность описания системы (роль и проектная роль, интерес и т.п.); системное разбиение (система, надсистема, системные уровни и т.п.); описание и документация системы (описания и документация системы, методы описания и т.п.); функциональные и конструктивные части системы, размещения (функциональное, модульное и пространственное разбиение, архитектура и т.п.); жизненный цикл 2.0 (вид ЖЦ, работы, практика и т.п.); системная схема проекта (7 альф, зоны интересов, контрольные точки и т.п.).

Невозможно просто заучить понятийный минимум, необходимо применить данные понятия системного мышления в учебных и потом рабочих контекстах, чтобы мозг смог распознать разные примеры использования каждого понятия. Каждый новый пример использования уточняет область значения этого понятия. В этой связи «системно думать» означает применение понятий (концептов) системного мышления для описания рассматриваемой деятельности и/или системы. Мастерство применения понятий трансдисциплины системного мышления является свидетельством поставленного системного мышления как поведения интеллекта.

Поэтому, когда люди говорят, что применяют системный подход или будут что-то системно делать, то это означает, что они будут, в первую очередь, использовать понятийный минимум для описания деятельности и моделирования системы. Если люди не владеют терминологией системного подхода, то они могут совершать логичные поступки, систематически действовать, стараться и ответственно подходить к работе, но это ни в коем случае не будет говорить о том, что они применяют системный подход или что они обладают системным мышлением. Системное мышление начинается со знания и применения понятийного минимума.

Термины важны и не важны

Системное мышление как трансдисциплина имеет дело с разными картинами мира и увязывает их между собой, поскольку от этого зависит успешность создаваемой системы. Системному деятелю требуется понимать язык, которым разные роли описывают реальный мир. Эти языки представлены в теориях и дисциплинах, а также в ненаучных картинах мира, если человек оперирует бытовым сленгом.

Для того, чтобы понимать специалистов разных сфер деятельности необходимо разбираться в том, как устроены теории. Об этом рассказывает трансдисциплина «онтологика»46. Чтобы понять системное мышление необходимо знание онтологики. А уже совместное знание онтологики и системного мышления позволяет разбираться со многими другими сферами деятельности и теориями.

В онтологике учат не только логично рассуждать, но и быстро находить смысл в сообщениях специалистов разных профессий и людей, оперирующих бытовыми понятиями. В том числе за счёт понимания принципов построения всех теорий, в которых выделяются понятия и термины, и определяется их связь с объектами физического мира47.

Разбираясь с любой картиной мира и трансдисциплиной, в том числе с системным мышлением, необходимо понимать разницу между «понятиями» и «терминами». Такое разделение позволит быстро разобраться в понятийном минимуме теории, а понимание принципа «термины важны и не важны» позволит осуществлять коммуникацию48.

Что касается «понятия» и «термина», то их различия можно объяснить в разнонаправленном внимании «от общего к частному», или наоборот. Понятие — это самое общее и абстрактное представление о чём-либо. «Что-либо» может быть предметом физического мира или ментального пространства. В понятии собирается некая сумма признаков и сходств, которые объединяет факты, явления, предметы в большую группу. Понятию невозможно дать определение (дефиниция), или определений может быть много. Понятие разъясняют, описывают, осмысливают. Например, невозможно дать точное определение понятию «система». В курсе системного мышления осмыслению понятия «системы» отводится значительное время, поскольку в этом понятии собраны определенные признаки, которыми наделяется «система». Об этом более подробно будет изложено в следующей главе 8. Но мы уже ранее посвятили целую главу осмыслению понятия «роль», которое связывали с разными другими понятиями и тем самым описывали разные признаки данного понятия.

В свою очередь, термин49 — это строго определённое значение. Термин в отличие от понятия, максимально точно обозначает характерные для конкретной области знаний предметы, явления, их свойства и взаимодействия. Термин обычно имеет точное определение в конкретной дисциплине. Поэтому часто представители одной профессии в одно мгновение вычисляют новичка, который даже неправильно ставит ударение в словах-терминах.

Таким образом, понятие — обобщает и связано с познанием, а термин — конкретизирует или выделяет определенный смысл, и связан с классификацией. Обычно в трансдисциплинах чаще встречаются понятия, а в прикладных дисциплинах — термины. Или определенные понятия из трансдисциплин могут иметь конкретное выражение в виде термина. Например, понятие «роль» используется в системном мышлении, а в прикладной дисциплине «бухгалтерский учёт» вводятся термины «бухгалтер», «кредитор», «дебитор».

В практике ролевого мастерства при выявлении ролей обращается внимание на слова, которые употребляет человек. По словам-терминам можно определить роль и деятельность. Если человек говорит «срок», «деньги», «ответственный за результат», то можно, с большой вероятностью, предположить, что перед нами менеджер. Поэтому важно обращать внимание на слова, которые употребляет человек в роли. Словами обозначаются как конкретные термины, так и понятия.

Чтобы овладеть терминами, необходимо изучить определённые практики деятельности, а ещё лучше применить. Сложно разговаривать со специалистами на языке терминов и профессиональном сленге50, если не знать их точного определения. В определенных профессиях даже ударение на слова многое решает. Например, нефтяники делают ударение на первом слоге в термине «добыча», потому что ударение на втором слоге — это уже другой термин, которым оперируют охотники, пираты, захватчики.

Тем не менее для того, чтобы понять доносимый смысл необходимо обращать внимание на понятия, то есть не пытаться рассматривать слова как термины. Если считать, что слова-термины важны, то внимание в обсуждении будет концентрироваться на выявлении точного определения. Договориться по терминам разным ролях будет непросто51. Если люди из одной профессии, то терминами они владеют одинаково, но в других случаях каждый человек смотрит на реальность исходя из своей картины мира, поэтому оперирует подходящими терминами. В таких случаях необходимо временно табуировать термины, и обсуждать понятия, то есть более общий смысл. Шансы договориться в таком случае возрастают.

Системное мышление обращает внимание на то, что необходимо прислушиваться к словам-терминам, чтобы понять роль и практику собеседника, но при этом использовать слова-понятия, чтобы договариваться с разными специалистами и создавать непротиворечивое системное описание. В определенных случаях термины важны, а в определенных — не важны. Понятия и термины хоть и выражаются словами, но имеют разное предназначение.

Понятия: понятия (концепты), термины, понятийный минимум; «термины важны и не важны».

Что значит поставленное системное мышление

Лучшая демонстрация системного мышления — это созданная успешная система. Успешность системы определяется тем, что учтены (удовлетворены) интересы всех заинтересованных лиц. Причем в современном мире скорость работы над созданием системы будет одним из главных интересов, поэтому важно, чтобы команда владела системным мышлением52.

Прежде чем приступить к созданию системы необходимо выявить всех заинтересованных лиц и сделать системное описание. Общее системное описание должно устроить все проектные роли, интересы которых команда посчитает целесообразным учесть при создании системы.

Трансдисциплина «системное мышление» описывает то, как провести каждое действие на приведённой схеме: «найти и идентифицировать», «выяснить»53, «учесть, удовлетворить». Для этого в учебнике системного мышления версии 2020 содержатся 11 глав: «О мышлении»; «Воплощение и описание системы»; «Роли»; «Системные уровни»; «Целевая система и её надсистема»; «Как описывать системы»; «Системное моделирование»; «Требования и архитектура»; «Не жизненный не цикл»; «Вид жизненного цикла»; «Системная схема проекта».

В приведенной схеме важно понимать отличия между терминами «учесть» и «удовлетворить». Учесть необходимо все выявленные внешние и внутренние роли. Под этим подразумевается, как минимум, рассмотрение интересов всех ролей и осознанное решение о том, что эти интересы будут или не будут удовлетворяться в создаваемой системе. Решение о том, что чьи-то интересы не будут удовлетворены означает, что команда понимает последствия такого решения. В этом решении нет ничего неправильного, поскольку все интересы удовлетворить невозможно.

Удовлетворение конкретного интереса начинается с того, что составляется соответствующее описание системы, которое отвечает на данный интерес. Прежде чем создавать систему необходимо сделать её описание, используя понятия трансдисциплины системного мышления и понятия соответствующих прикладных дисциплин. Необязательно системное описание должно быть полным54 до старта работ по созданию системы, некоторые стадии жизненного цикла системы могут идти параллельно. Например, для старта определенных работ по созданию системы достаточно архитектурного описания, а рабочее проектирование может идти параллельно с созданием или даже с частичной эксплуатацией системы. Как это всё организовать и не допустить бардака также определяется в системном мышлении55.

В современном мире нельзя недооценивать значимость работ с описаниями системы. Стадии замысливания и проектирования становятся всё более важными, чем стадии производства и эксплуатации. Бюджеты первых стадий жизненного цикла могут быть намного больше, чем бюджет производства, а часто эти первые стадии никогда не заканчиваются, потому что системы постоянно совершенствуются. Большинство высокопрофессиональных специалистов работают с различными описаниями системы.

Офисные работники также имеют дело с описаниями каких-то систем, причем все описания между собой связаны. Например, бухгалтер формирует налоговое описание системы предприятия, кадровик составляет описание предприятия в части трудовых ресурсов, финансист создаёт описание управленческого учёта, менеджер может создавать большое количество описаний о проекте, а системный инженер — разные описания продукта, который создаётся в рамках проекта. При этом сам проект находится в рамках предприятия. Само предприятие можно разбить на множество проектов и процессов, на которые также можно посмотреть, как на системы.

Каждый специалист работает со своим описанием системы, но если он одновременно обладает системным мышлением, то он из простого исполнителя вырастает в заметную фигуру. Вашему пониманию сути происходящего в проекте или на предприятии позавидуют опытные работники, поскольку системное мышление помогает любому специалисту быстро разбираться в общих вопросах системного описания деятельности всего предприятия или создаваемой системы. Звание «толковый специалист» является результатом работы вашего интеллекта, который может быть быстрее всего усилен за счёт постановки системного мышления56.

Чем больше компания и чем сложнее создаваемая система, тем, соответственно больше востребованы люди, которые умеют работать с описаниями, с разными картинами мира на разных системных уровнях. Понимание как ваше ролевое описание встраивается в общее системное описание открывает глаза, и ранее сложная деятельность становится простой, а стрессы и беспокойства отступают. Без системного мышления сложно работать в таких коллективах: вам придётся каждый раз делать что-то неосознанно, не будете представлять, чего хотят другие люди (не видеть их роли), не сможете «положить» всю деятельность предприятия к себе в голову. Поставленное системное мышление помогает шаг за шагом разобраться в сложной деятельности и далее системно её улучшать.

Для того чтобы поставить системное мышление необходимо на первом этапе получить знания понятийного минимума и далее тренироваться в составлении системного описания (эссе по учебному и далее по рабочим проектам). В каждой главе учебника «Системное мышление» определяются понятия, принципы, рабочие продукты, которые позволяют составить итоговое эссе по проекту создания системы. Системное эссе включает описание:

1. предпринимательской области интересов, включая интересы клиентов и других внешних проектных ролей, возможности и потребности, описание систем в окружении и системных уровней;

2. инженерной области интересов, включая требования к системе и её архитектуру, а также различные описания системы исходя из выявленных интересов, которые было решено удовлетворять;

3. менеджерской области интересов, а именно этапы работ, необходимые ресурсы, технологии, роли и т. п. для всего жизненного цикла проекта.

Есть ли разница в системном мышлении для разных специалистов? Нет, системное мышление универсально. Любой специалист должен на минимальном уровне уметь составлять системное описание, а детализация происходит исходя из знания прикладных практик конкретных областей интересов.

Как думать о системах разным специалистам? Используя понятия трансдисциплины «системное мышление», с помощью которых сначала составлять системное описание, а потом создавать успешную систему.

Таким образом, системное мышление демонстрируется в скорости создания успешных систем, а для этого необходимо уметь работать с разными интересами, которые учитываются (удовлетворяются) путём составления системного описания. Несмотря на всю свою привлекательность, системное мышление — не совсем рыночный продукт. За ним не стоит очередь, но только потому, что его невозможно просто купить, его подчас нужно выстрадать или серьёзно «поломать голову» над учебными и рабочими проектами.

Понятия и модели: системное описание; «успешная система»; системное эссе.

Этапы развития мастерства системного мышления

Постановка системного мышления как стадия

жизненного цикла деятеля

Системное мышление является частью методологического мастерства, которое в свою очередь, является частью мыслительного мастерства, а последнее является частью жизненного мастерства. Поэтому постановка системного мышления, как и любого мастерства57, является одной из стадий жизненного цикла деятеля. Более подробно о стадиях постановки жизненного мастерства деятеля поговорим в главе 12. Но здесь отметим, что стадии жизненного цикла вытекают из модели «Человек-платформа». На картинке представлены три платформенных уровня как в модели «Человек-платформа», но исходя из принципа вложенности одного мастерства в другое58.

Жизненное мастерство развивается по общей спирали, и развитие может быть бесконечным. С детства мы учимся быть собранными, развиваем интеллект и осваиваем прикладные практики. Причём в каждый момент времени и на протяжении дней, недель, месяцев или лет человек развивает одновременно все платформенные уровни. Например, человек может подтягивать мастерство собранности, и одновременно проходить курс системного мышления, а также прикладной курс операционного менеджмента.

Освоение каждого мастерства из любого платформенного уровня ставится по определённым последовательным этапам59, в рамках которых сначала необходимо изучить теорию (дисциплину) и далее натренировать владение соответствующей технологией60. Например, прикладное мастерство бухгалтера состоит из изучения теории бухучёта и освоение технологии «1С».

Этапы формирования мастерства системного мышления и бухгалтерского мастерства не особо отличаются между собой, хотя понятно, что будет отличаться содержание знаний и технологий, а также результаты и рабочие продукты.

Этапы развития мастерства

Чтобы стать деятелем необходимо развивать мастерство на всех платформенных уровнях. Платформенные уровни задают в числе прочего широту необходимых знаний для жизненного мастерства. Но для того, чтобы в совершенстве освоить конкретную дисциплину (трансдисциплину) необходимо пройти несколько этапов развития мастерства независимо от того, ставите ли вы системное мышление или прикладную практику типа бухгалтерского учета или вождения авто.

Используя модели обучения, о которых речь шла в главе 2, можно выделить следующие этапы развития мастерства61: Объяснение — Умение — Навык — Мастерство62. Приведем пример прохождения этапов развития мастерства на примере системного мышления.

Задача первого этапа «Объяснение» — получение знаний и способность разъяснять содержащиеся в дисциплине понятия, принципы и правила. И это индивидуальная, а не командная работа. Никакой игровой формы обучения, а систематическое чтение, размышление63 и планирование64. В любом изучении дисциплины необходимо обращать внимание на понятийный минимум, и с помощью учебных задач постараться его освоить65. Например, при изучении системного мышления для этого в онлайн-курсе предусмотрен тренажер учебных задач в виде 173 кейсов для решения, а каждый кейс содержит до десятка вопросов. Читая учебник и практикуя мышление письмом при решение учебных задач, ученик получает знание и тренирует способность оперировать понятийным минимумом.

Способность разъяснять существующие в дисциплине понятия и принципы трансдисциплины системное мышления подтверждается написанными постами по материалу учебника и реализуемой практикой мышления проговариванием. На картинке приведен список вопросов, по которым необходимо уметь объяснять суть системного мышления.

Применение понятий системного мышления является необходимым условием для дальнейшего изучения системного мышления66. Однако, только знания не гарантируют системного мышления. Опыт студентов показывает, что для изучения учебника «Системное мышление» потребуется около 60 часов в течение месяца или 2 часа каждый день. Самостоятельное обучение желательно осуществлять в рамках одноимённого онлайн-курса67, где представлен текст учебника, тренажер и разнообразные сервисы такие как трекер Помодоро, поиск и т. п. В случае, если сложно проходить самостоятельно онлайн-курс, то вам целесообразно пройти базовый курс «Системный подход в предпринимательстве, инженерии и менеджменте»68, на котором преподаватель поможет снять затруднения и расскажет про подводные камни. И в случае самостоятельного изучения, и при прохождении базового курса необходимо обязательно практиковать мышление письмом69.

Второй этап развития мастерства системного мышления — формирование умения применять трансдисциплину системное мышление. Умение — это способность применять понятийный минимум к учебному проекту по созданию какой-то системы. В рамках учебного проекта не требуется создавать систему, но обязательным является системное описание проекта и создаваемой системы.

Учебный проект может не касаться профессиональной деятельности, главная задача связать все понятия системного мышления между собой в единое непротиворечивое описание. Поэтому важно не решить проблемы текущего рабочего проекта, а увидеть, как связан предпринимательский взгляд на потребителей и других заинтересованных лиц с инженерным взглядом на задуманную систему и с менеджерским взглядом на организацию проекта. Многие считают, что эти взгляды если и имеют связь, то она не важна для конкретного специалиста, который решил развиваться только в одной области интересов. Тем не менее, красота системного подхода открывается тогда, когда вы сможете протянуть линию рассуждений от проблем потребителей к требованиям проектных ролей и архитектуре системы, её виду и стадиям жизненного цикла, а далее к этапам проекта и работам команды по определённым практикам.

Учебный проект можно осуществлять, следуя по чек-листу практикума «Системное мышление». Практикум рассчитан на несколько недель самостоятельного изучения теории, включает домашние задания по написанию постов и составлению рабочих продуктов по проекту, которые по итогу собираются в итоговое эссе. По результатам практикума проводится защита написанного системного эссе и представляются написанные посты в блоге ШСМ.

Интуитивно человек думает, что описание деятельности или системы нужно сделать из своей головы, подчас даже не выходя из офиса. Даже на учебном проекте показываем насколько системное мышление контритуитивно, и требует «вставать со стула» (по крайней мере, изучить предметную область ножниц по Википедии и/или пообщаться с профессионалами).

Третий этап — формирование навыка применять трансдисциплину системное мышление. Навык в отличие от умения формируется при реализации собственного рабочего проекта под руководством преподавателя. На этом этапе студент обязан сформировать системное описание по проекту и создаваемой системы, и пройти защиту или иным публичным способом представить результаты реализованного рабочего проекта. Участие преподавателя возможно в рамках курса «Системный менеджмент и стратегирование» или посредством индивидуального менторинга, который длится обычно 2 месяца.

Системное мышление стимулирует коммуникацию. Для того, чтобы создать успешную систему или сделать что-то стоящее необходимо учесть многочисленные интересы. Поэтому для реализации рабочего проекта потребуется коммуникация по самым разным профессиональным вопросам с заинтересованными лицами, а также профессионального применения прикладного мастерства.

Четвертый этап — формирование и бесконечное развитие мастерства. Мастерство человека, как мы разбирали в главе 2, определяется как способность человека применять навыки в неидеальных условиях, самостоятельно бесконечно развивать мастерство и передавать знания другим людям. После окончания курсов деятель самостоятельно реализует рабочие проекты. Чтобы стать мастером, человеку целесообразно выбрать наставника, который поможет ему осуществлять научную, просветительскую и преподавательскую деятельности. Например, можно участвовать в волонтёрских программах школы, становиться инструктором учебных групп студентов, а далее пробовать себя в качестве преподавателя школы70, обучать коллег в своём рабочем коллективе.

Главный символ мастерства — это не только профессиональные рабочие продукты, научные публикации, но также желание бесконечного развития, выраженное в изучении нового и передаче знаний другим.

Подводя итог данного раздела, можно сказать, что модель ЖЦ деятеля и этапы развития мастерства определяют личную образовательную траекторию. Данные модели помогают ставить понятные цели поэтапного обучения жизненному мастерству, видя конкретные результаты и получая внутреннее удовлетворение от процесса деятельности.

Модель: «этапы развития мастерства — объяснения, умения, навык, мастерство».

Выводы главы №7

В данной главе мы разобрались с понятием «системное мышление»: зачем оно необходимо и как его освоить.

Понятие «системное мышление» представляется в двух смыслах: как трансдисциплина и как поведение интеллекта, который «прошит» данной трансдисциплиной. Главная цель данной главы — сформировать осознанную некомпетентность по поводу системного мышления и познакомить с некоторыми понятиями трансдисциплины «системное мышление». Надеемся, что после прочтения главы станет понятнее, что вам нужно узнать о системном мышлении и поэтому сможете определить дальнейшую образовательную траекторию.

Системное мышление как трансдисциплина определяет понятийный минимум, модели и принципы составления рабочих продуктов. Рабочими продуктами являются системные описания, в которых увязываются разные картины мира относительно, как минимум, предпринимательского, инженерного и менеджерского интересов, а также созданные успешные системы. Трансдисциплину «Системное мышление» изучают также, как физику или менеджмент. Существует учебник «Системное мышление», который написан А. Левенчуком.

С другой стороны, системное мышление — это одно из поведений интеллекта. Системное мышление человека воспроизводит знание трансдисциплины, то есть человек мыслит с помощью освоенных понятий и моделей, описывает мир посредством соответствующих рабочих продуктов. Человек с системным мышлением буквально говорит на системном языке, формирует системные описания и участвует в создании успешных систем.

Системное мышление даёт универсальность, скорость и качество при работе с разными заинтересованными лицами при решении новых сложных задач. Системное мышление демонстрируется в скорости создания успешных систем, а для этого необходимо уметь работать с разными интересами, которые учитываются (удовлетворяются) путём составления системного описания. Такой учёт разных интересов позволяет решать самые сложные задачи, которые стоят перед человечеством или перед отдельным человеком. Причём в самых разных сферах деятельности.

Понятия и модели: системное мышление; понятия (концепты); термины; понятийный минимум; системные науки и методологии; системный подход; системная инженерия; международные стандарты; системное описание; системное эссе; «системное мышление как трансдисциплина и поведение интеллекта»; «успешная система», «этапы развития мастерства»; «термины важны и не важны».

Вопросы для повторения и дальнейшего изучения

1. Чем системность отличается от систематичности? Достаточно ли быть системным, а систематичность уже будет автоматически включена?

2. Почему системное мышление — это трансдисциплина? Что воспроизводит интеллект, который использует понятий минимум трансдисциплины системное мышление?

3. Где и какими ролями используется системное мышление? Нужно ли системное мышление маркетологу или бухгалтеру?

4. Что дает системное мышление деятелю?

5. Что говорят об интеллекте тесты подобные IQ? Можно ли поставить системное мышление развиваясь в математике, физике или долгое время применяя прикладное мастерство?

6. Чем отличаются между собой разные методологии системного подхода? Почему важна субъективность во взгляде на систему?

7. Чем отличаются между собой системное мышление и системная инженерия? Что такое онтологика и коммуникации, научное мышление, вычислительное мышление?

8. С чего начинается изучение системного мышления? Что имеет в виду обыватель, который говорит, что хочет применить системный подход к решению задачи?

9. Чем «понятия» отличаются от «терминов»? Почему термины важны и не важны? Приведите примеры из личной жизни или из рабочих ситуаций.

10. Что такое успешная система? Абсолютно всех выявленных заинтересованных лиц необходимо учесть? И всех ли удовлетворить?

11. Почему стадии замысливания и проектирования становятся всё более важными, чем стадии производства и эксплуатации? Какие описания и каких систем создаете вы? Какие системы описывают документы вашего предприятия, с которыми вы имеете дело?

12. Как вы поняли предлагаемые в главе этапы постановки мастерства? Чем отличаются данные этапы в случае постановки системного мышления или мастерства операционного менеджера?

Домашнее задание №7

1. Потренируйтесь в применении понятий главы №7 и ответьте письменно на вопросы:

• зачем вам нужно системное мышление?

• как связано системное мышление и жизненное мастерство?

• что вы до изучения данной главы подразумевали под системным мышлением?

• приведите примеры вашего разного вида мастерства, которые относятся к разным этапам развития мастерства. Например, системное мышление на этапе Объяснение, маркетинг — Умение, плавание кролем — Навык, карате — Мастер.

• найдите 3—5 понятий системного мышления в своём проекте или деятельности. Например, посмотрите список понятий, приведенных на картинке «Демонстрация системного мышления: понятия» в подразделе «Этапы развития мастерства». Запишите выявленные в проекте понятия, связанные между собой.

2. Внесите поправку в проект, в котором запланирована постановка прикладной практики исходя из этапов развития мастерства, выделите время на прохождение этапов и запишите работы, которые вам будет необходимо сделать на каждом этапе. Чем дальше этап, тем меньше конкретики.

3. Продолжайте реализовывать практику мышления письмом:

➣ ведите заметки своих мыслей, идей, целей и т. п. Составляйте исчезающие заметки и обязательно разбирайте в конце недели;

➣ поразмышляйте на одну из тем лекции (которая больше всего зацепила) с помощью практики мышления письмом. Например, о своём проекте по примеру из раздела «Пример применения мыслительного мастерства». Важно попробовать сделать любое описание, ошибки обязательно будут, поэтому расслабьтесь на этот счёт. Оформите мысли в структуру, напишите короткий пост и опубликуйте в блоге ШСМ;

➣ напишите в блоге комментарий к не менее чем двум постам сокурсников или любым другим постам в блоге ШСМ;

➣ запланируйте время в календаре и запускайте Помодоро на работу «Мышление письмом» (хотя бы по 2 помодорки за сессию, желательно 2—3 сессии в неделю);

4. Продолжайте реализовывать практику Помодоро (не менее 4—5 помодорок каждый день)

➣ планируйте предварительно укрупнённые работы по проектам и ведите учёт времени;

➣ практикуйте отдых между помодорками;

➣ проведите анализ за неделю: сколько всего инвестировано времени, сколько дней удалось выполнять план по инвестициям, запишите причины срывов, но не корите себя.

5. Продолжайте практиковать систематическое чтение:

➣ прочитайте главу №7, составляя исчезающие заметки;

➣ читайте книгу из списка рекомендованных не менее 15 страниц в день, составляя исчезающие заметки;

➣ запланируйте время в календаре (на каждый день) и запускайте Помодоро на работу «Систематическое чтение»;

➣ если какой-то день пропускаете чтение, то запишите для себя причину (внушать чувство вины можно только за то, что не написали причину пропуска).

6. Рекомендации (для проходящих групповое обучение с преподавателем):

➣ просмотрите слайды лекции и будьте готовы рассказать по ним свое понимание материала на тренинге, где практикуется мышление проговариванием;

➣ составьте список вопросов относительно системного мышления, постарайтесь дать собственный ответ и задайте вопрос преподавателю на тренинге;

➣ практикуйте мышление проговариванием, используя вопросы для повторения и дальнейшего изучения;

➣ разберитесь с учебным примером, где системой будет «легковой автомобиль»:

• выделите системные уровни выше и ниже данной системы;

• опишите предпринимательскую, инженерную и менеджерскую области интересов для данной системы;

• определите 3—5 интересов к системе, а также теории (картины мира), которые могут описывать данные интересы. Например, интерес — цена, теория — производственная себестоимость;

• назовите по 3 внешних и внутренних проектных ролей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системное саморазвитие. Том 2. Системы деятеля, меняющего мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

https://ru.wiktionary.org/wiki/систематичность

2

Вспомните модель «Человек-платформа», которая состоит их трёх платформенных уровней: прикладное мастерство, мыслительное мастерство и мастерство собранности.

3

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эффект_бабочки

4

Сложность мира заключается не только в технологиях или скорости изменений, а в наличии многочисленных интересов и заинтересованных лиц. Технологии позволили быстрее формировать и заявлять свои интересы в любой точке мира, в отличие от прошлых веков. Поэтому повышается роль системного мышления как главного инструмента по учету (удовлетворения) различных интересов при создании сложных систем.

5

Из мастерства собранности.

6

Неосознанное знание (без понимания системных уровней) об устройстве футбола не гарантирует, что вы быстро разберетесь в строительстве.

7

Высшие и средние менеджеры, политики и просто амбициозные специалисты пытаются оперировать словами про системность, потому что так их речь выглядит круче.

8

Для этого А. Левенчук написал учебник «Системное мышление».

9

Вспомните стадии обучения и спектр формальности мышления, о которых шла речь в главе 2.

10

Кроме системного мышления интеллект воспроизводит онтологическое мышление, научное или вычислительное мышление, то есть всё то, что является частью мыслительного мастерства.

11

Рабочие продукты — системное описание и сами системы.

12

А вернее, его функциональную часть — интеллект.

13

В учебнике «Системное мышление» А. Левенчук приводит архитектурные требования к мышлению: абстрактность, адекватность, рациональность и осознанность. По сути, мы говорим об этом же, но более простым языком.

14

Отдельные описания или картины мира создаются разными дисциплинами, а трансдисциплина системное мышление помогает собрать их в одно непротиворечивое системное описание. В системном описании круг и квадрат будут не противоречить друг другу, а будут входить в одно системное описание цилиндра. При этом системное мышление объяснит, как разные модели связаны между собой, почему они вообще нужны и на какие интересы отвечают.

15

Системное мышление замечает противоречие, помогает определить методы для разрешения противоречия, поставить задачу изобретателю и принять результаты. ТРИЗ+ — современная теория решения изобретательских задач.

16

А если прикладные практики не знакомые, то интеллект позволит их быстрее освоить.

17

Здесь необходимо сначала ролевое мастерство с деятельностным кругозором системного предпринимательства, инженерии и менеджмента.

18

Не хватит мотивации для инвестирования времени на протяжении нескольких месяцев и кварталов.

19

Хороший пример подают школы восточных единоборств. Настоящий мастер — это тот, кто развивает и популяризует знание/школу.

20

За это отвечают соответственно практика ролевого мастерства «выявление ролей» и деятельностный кругозор.

21

Обычная типовая работа осуществляется прикладным мышлением, и не способствует усилению интеллекта.

22

Это связано с тем, что класс решаемых задач не меняется.

23

Например, строительство двух домов одной и той же серии — это разные проекты, так как местность разная, другие заинтересованные лица и т. п.

24

Мы даже специально запрещаем об этом говорить на интервью с работодателями и коллегами, только если вас специально об этом не спросят.

25

Иначе поменяется ситуация на рынке, и работодатель будет искать другого прикладного специалиста, а с вами расстанется. В современном мире всё чаще увольняют кучеров, потому что они уже не способны быть таксистами.

26

Важно понимать картину миру другого человека, и быстро разбираться в содержании. Онтологическое мышление помогает извлекать и структурировать полученную от собеседника информацию, а также понимать сложные тексты и на их основе строить надежные рассуждения. Психологические практики типа «20 советов, как разговаривать с кем угодно» важны, но всё-таки вторичны. Первичное внимание к деталям изучаемой сферы деятельности или к создаваемым системам дает трансдисциплина «системное мышление» (СМ), а другая трансдисциплина «онтологика и коммуникация» позволяет быстро понимать и обрабатывать полученную информацию. Буквально, методологическое мастерство (включающее СМ и ОиК) помогает быстро разобраться в чём-то новом и обратить внимание на важное.

27

Вычислительное мышление работает не только, когда есть компьютеры, хотя это самое передовое приложение усилий, но даже когда вы за рулем совершаете обгон ваш мозг делает вычислительные преобразования, успеете или не успеете обогнать.

28

Обычно формулирование систем и проектов происходит из идей на стадии стратегирования жизнедеятельности деятеля, о которой речь шла в главе 5. Но в данном примере, кто-то уже провёл стратегирование, а вам необходимо определить, что это за проект и что это за система.

29

К сожалению, на начало 2021 года в ШСМ представлены не все трансдисциплинарные курсы. Более подробное описание курсов смотри в этой же главе в разделе «Этапы развития мастерства системного мышления».

30

Каждая теория описывает часть физического мира.

31

Новая система должна по какой-то характеристике быть лучше, чем сегодняшняя система. Причем ТРИЗ+ не берется воплотить систему в физическом мире, данная теория только помогает найти решение или создать архитектурное описание системы, а само производство делается другими прикладными практиками.

32

Хотя для составления отдельных его частей необходимо использовать другие теории

33

При этом существуют отдельные практики выявления потребностей и составления списка требований, работы с архитектурой и специальные инженерные дисциплины для рабочей (неархитектурной) документации. А системная инженерия именно задаёт необходимость взаимной увязки данных практик и соответствующих рабочих продуктов.

34

Системный инженер может представляться как отдельная профессия (так представляют в INCOSE) или же как инженер, обладающий системным мышлением. Нам ближе вторая точка зрения.

35

Также, как и к системному предпринимательству и системному менеджменту.

36

И уже из системного мышление как трансдисциплины задаются для системного предпринимательства и системного менеджмента.

37

MPV — Main Parameters of Value или главные параметры ценности или главные потребительные ценности. MPV-анализ — один из инструментов ТРИЗ+ (современная ТРИЗ), который позволяет работать с потребностями и требованиями проектных ролей.

38

Глава 1, раздел «Наш вариант системного мышления» в учебнике «Системное мышление»

39

И это выдающаяся работа. Такого компактного учебника нет на английском языке. Надеемся, что он появится в 2021 году благодаря работе наших выпускников.

40

Полный список исследований смотрите на сайте ШСМ: https://system-school.ru/research.

41

Подробнее о том, что такое практика просвещения прочитайте в главе 9.

42

Магистратура УрФУ по системной инженерии: https://programs.edu.urfu.ru/ru/10136/

43

ШСМ ведёт блог: https://blog.system-school.ru/. Полный перечень информационных ресурсов ШСМ: https://system-school.ru/about

44

Мы будем рассматривать термины «концепт» и «понятие» как эквиваленты, но, например, в когнитивной психологии данные термины разделены. Совокупность концептов образует картину мира, в которой отражается понимание человеком реальности. Человек живет не только в физическом мире, но и в мире концептов (ментальное пространство), который создаётся им самим путём взаимодействия с реальностью. Анализом концептуального рассмотрения реальности и осмыслением языковой картины мира занимается молодая отрасль научного знания — когнитивная лингвистика. В частности, она занимается абстрактным миром как феноменом ментального мира, совокупности взглядов народа и каждой личности на окружающую действительность. Концепты в данном случае являются минимальными единицами данных взглядов народа или личности.

45

В частности, используется онтологическое понятие «физического объекта, занимающего время в пространстве-времени».

46

В дисциплине содержатся: термины и понятийный минимум; модели, схемы, законы, аксиомы и т.п.; методы, принципы, процедуры или рекомендации по составлению рабочих продуктов; задействованные роли и т. п. Также в дисциплине могут быть требования к технологиям и методам проведения экспериментов.

47

Привязка терминов и понятий к физическому миру помогает разбираться с бытовым языком или ненаучными картинами мира, которые часто проскальзывают в коммуникации.

48

В онтологике намного больше принципов, которые необходимо знать современному деятелю, поэтому данный курс является обязательным к прохождению для усиления интеллекта.

49

Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее (https://ru.wikipedia.org/wiki/Термин).

50

На картинке, которую сделал А. Левенчук для первых очных курсов системного мышления, показано существование профессиональных словарных сообществ, и общее понятийное сообщество для понятия «автомашина».

51

Подтверждение каждый найдёт, вспомнив сложные дискуссии, когда собеседники пытались сначала договориться о терминах. Обычно такая дискуссия ничем хорошим не заканчивалась, если кто-то не «вставал» на профессиональную точку зрения другого.

52

Общекомандное системное мышление — это регулярное ускорение процесса работы над системой.

53

Интерес, намерения и предпочтения, потребности, требования и ограничения.

54

То есть содержащим описания всех интересов, которые решено удовлетворить.

55

В системном мышлении определяется как от предпринимательской идеи перейти к инженерному решению, а далее к менеджерской организации работ. Для этого создаются верхнеуровневые модели и общие для предпринимателя, инженера и менеджера описания систем и проекта. Дополнительно необходимо применять прикладные практики. В частности, для параллельной инженерии и менеджмента необходимо реализовывать практику управления конфигурацией и изменениями, которая позволяет не допустить бардака при параллельной работе на разных стадиях разработки системы. Без запараллеливания стадий жизненного цикла сложно увеличивать скорость работы.

56

Вкладывать время и усердие также придётся, но все же намного меньше по сравнению с использованием только метода проб и ошибок.

57

Ролевого, онтологического, научного или мастерства собранности, также, как и прикладного мастерства.

58

Жизненное мастерство состоит из прикладного мастерства, мыслительного мастерства и мастерства собранности. Последнее состоит из ролевого и методологического мастерства. Методологическое мастерство из мастерства системного мышления, мастерства онтологики, мастерства вычислительного мышления, мастерства научного мышления.

59

Стадии жизненного мастерства могут идти параллельно, а этапы развития конкретного мастерства четко следуют друг за другом.

60

Вспомните модель обучения из главы 2 на основе спектра формальности мышления.

61

До того, как вступить на первый этап необходимо узнать о существовании знания и понять почему оно вам нужно. Это так называемый переход от неосознанной некомпетентности к осознанной некомпетентности.

62

Назовём её моделью «Этапы развития мастерства»

63

В процессе обучения в качестве размышления можно начинать с практики мышления проговариванием, но обязательно далее в процессе обучения необходимо практиковать мышление письмом. Не читаете и не пишите — не учитесь!

64

Для развития любого мастерства необходим определенный уровень мастерства нижнего платформенного уровня. И даже для повышения собранности необходимо уже опираться на какой-то фундамент владения собой. В роли ученика необходимо систематическая работа с изучаемым материалом и планирование обучения в своём графике, когда «ни на что не хватает времени».

65

Один из универсальных методов на данном этапе обучения — метод Фейнмана (https://4brain.ru/blog/метод-самообучения-фейнмана/).

66

Даже если вы осваиваете какой-то другой вариант системного мышления или какую-то прикладную дисциплину, то без знания понятийного минимума нельзя говорить, что вы демонстрируете системное или какое-то прикладное мышление с формальной точки зрения.

67

https://system-school.ru/systems-thinking

68

https://system-school.ru/base

69

Например, это можно делать в блоге ШСМ: https://blog.system-school.ru/

70

Преподавательская деятельность может осуществляться параллельно с другой рабочей профессией, а в случае развития мастерства — это даже необходимо.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я