Почему 1997 был самым крутым годом в музыке

Филипп Павлов, 2020

«Почему 1997 был самым крутым годом в музыке» – не просто сборник рецензий альбомов, а история, стоящая за каждым значимым событием в музыке 1997 года, включая трагические смерти, большие концерты и хит-синглы. Книга будет интересна всем любителям музыки, а не только фанатам музыки девяностых. В книге множество отсылок к событиям, которые произошли как до 1997 года, так и после него, вплоть до 2019 года. Из книги «Почему 1997 был самым крутым годом в музыке» вы узнаете: – почему ‘OK Computer’ считается лучшим альбомом всех времен и народов, и как Radiohead его записывали (песня за песней) – как Prodigy записали ‘The Fat of the Land’ и стали главной группой в мире – кто в 1997 году выпустил самый продаваемый сингл в истории музыки, и какие события за этим стоят – почему альбома ‘Homogenic’ Бьорк как и ее самой могло не быть к 1997 году – почему лидер INXS Майкл Хатченс покончил собой после ночи в австралийской гостинице – кто убил Notorious B.I.G. и почему убийца никогда не понесет наказания

Оглавление

Nick Cave & the Bad Seeds — The Boatman’s Call

4 марта

В истории не так много случаев, когда десятый альбом исполнителя становился лучшим в его карьере. The Boatmans Call — именно тот случай. На пороге сорокалетия Ник Кейв записал свою лучшую пластинку, когда большинство музыкантов в этом возрасте обычно уже окончательно выходят в тираж и самоповтор. The Boatmans Call — это 12 элегантных песен о любви, смерти и Боге. Этакий “Songs of Faith and Devotion” по-австралийски. Добрая половина песен на альбоме посвящена бурному и стремительному 4-месячному роману Кейва с певицей Пи Джей Харви, окончившемуся незадолго до записи The Boatmans Call. Кейв и 26-летняя Харви познакомились во время работы над песней “Henry Lee” с предыдущего альбома Кейва Murder Ballads. Сам Кейв так рассказал о своем расставании с Полли Джин Харви: «Правда в том, что я не уходил от Пи Джей Харви, Пи Джей Харви ушла от меня. Вот я сижу на полу своей квартиры в Ноттинг-Хилле, сквозь окно струится солнце (может быть), чувствую себя хорошо, моя девушка — талантливая и красивая молодая певица, и вдруг звонит телефон. Я поднимаю трубку, это Полли.

«Привет», — говорю я.

«Я хочу порвать с тобой».

«Почему?!», — спрашиваю я.

«Все кончено», — говорит она.

Я был так удивлен, что чуть не уронил шприц.

В глубине души я подозревал, что наркотики могли быть не единственной проблемой между нами. Мне все еще предстояло проделать определенную работу над пониманием концепции моногамии, а у Полли, я подозреваю, были свои проблемы, но я думаю, что в конечном итоге все сводилось к тому, что мы оба были очень креативными. Каждый был слишком погружен в себя, чтобы иметь возможность жить в одном и том же пространстве».

Продюсировал The Boatmans Call Марк «Флад» Эллис. От списка работ, к которым он приложил руку, теплеет на сердце: The Joshua Tree и Achtung Baby U2, Violator и Songs of Faith and Devotion Depeche Mode, Pretty Hate Machine и The Downward Spiral Nine Inch Nails, Mellon Collie and the Infinite Sadness и Adore The Smashing Pumpkins, Meds Placebo.

Первую песню на альбоме “Into My Arms” Кейв написал, будучи в рехабе. Любовную песню, полную религиозных образов Кейв считает одной из лучших своих работ. Из инструментов, аккомпанирующих Кейву, только пианино и акустический бас. “Into My Arms” Кейв исполнит на похоронах Майкла Хатченса, предварительно попросив выключить камеры из уважения к покойному. Вступительные строчки из “Into My Arms” “I don't believe in an interventionist God / But I know, darling, that you do” («Я не верю во всюду вмешивающегося Бога / Но, я знаю, дорогая, что ты веришь») набьет на своей пояснице Пичес Гелдоф. Пичес — дочь Полы Йэйтс от первого брака, последней девушки Майкла Хатченса. Пичес умрет от передозировки героина в возрасте 25 лет в 2014. Сама Пола Йэйтс умрет в 2000 также от передозировки героина.

“There Is a Kingdom” — одна из самых простых по мелодии и самых насыщенных по звуку композиций The Boatmans Call. Вторым и последним синглом с альбома вышла “(Are You) The One That I've Been Waiting For?” (первым синглом был “Into My Arms”). Мелодически “(Are You) The One That I've Been Waiting For?” — вершина альбома, расположившиеся ровно посередине пластинки. “People Ain't No Good” прозвучит в мультфильме Shrek 2 в 2004 году. В “Far From Me”, посвященной Пи Джей Харви, один из самых пронзительных текстов на альбоме (“I hope your heart beats happy in your infant breast”).

“Where Do We Go Now But Nowhere?” немного похожа на “Where The Wild Roses Grow”. Похожа темпом, тональностью соль минор и даже отчасти названием. Но в “Where Do We Go Now But Nowhere?”, как и в The Boatmans Call в целом, отсутствует пышная мелодия, оркестровая аранжировка и знаменитая приглашенная певица. The Boatmans Call минималистичнее, глубже и интимнее своего предшественника Murder Ballads. The Boatmans Call — рефлексия и залечивание ран после встречи со знаменитой приглашенной певицей.

Если вам нравится The Boatmans Call и вы хотите испытать подобные ему ощущения, не прибегая к очевидным рекомендациям «Леонард Коэн, Боб Дилан, Том Уэйтс, Джонни Кэш», послушайте сольный альбом лидера Suede Бретта Андерсона Wilderness 2008 года. Не благодарите.

Сам Кейв в августе 2019 напишет о The Boatmans Call следующее: «The Boatmans Call исцелил меня от Полли Харви. Он также изменил способ, которым я делал музыку. Пластинка стала художественным прорывом, перед которым я в большом долгу. Она была щедрой компенсацией за разбитое сердце, или, по крайней мере, то, что я тогда считал разбитым сердцем, — в последние годы я пересмотрел этот термин. Расставание наполнило меня сумасшедшей энергией, которая дала мне смелость писать песни об обычном человеческом опыте (например, разбитых сердцах) открыто, смело и со смыслом — своего рода сочинение, от которого я до этого момента держался подальше, скрывая вместо этого мой личный опыт в историях с придуманными персонажами. Это был всплеск роста, который подтолкнул меня в направлении и стиле написания песен, которые остались со мной до сих пор — хотя и в разных обличьях. Это также указало путь к более острому, грубому, урезанному способу исполнения — сухому вокалу с минимальным аккомпанементом. The Bad Seeds, к их чести, отступили назад и просто позволили этим фортепианным песням быть. Есть не так много групп на Земле, которые понимают, что НЕ играть, бывает так же важно, как и играть».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я