Подготовка рабочих на производстве в СССР. Второе издание

Т. Г. Паклинская

Как на производстве построить систему подготовки рабочих? Нужно ли это делать или можно обойтись сотрудничеством с колледжами и вузами? Какой он успешный опыт прошлого времени, к которому так часто обращаются производственные «старожилы»? Можно ли его использовать сегодня? Обзор документов, представленных в книге, знакомит, как ставились цели по подготовке рабочих, какие методы использовали для устранения дефицита рабочих кадров, как строили систему подготовки непосредственно на производстве.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подготовка рабочих на производстве в СССР. Второе издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

В 2013 году вышла новая редакция Закона «Об образовании в Российской Федерации». В новой редакции закона начальное профессиональное образование перестало существовать. Профессиональная подготовка, которой в предыдущей версии закона было уделено всего три абзаца1, заменена «развернутой» главой «Профессиональное обучение»2.

В этот же период времени утверждена «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года»3 (далее — Стратегия). В качестве одной из существенных проблем в Стратегии отмечается «количественный и качественный разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям работодателей/рынка труда (в зависимости от отраслей разрыв составляет 30—70% от потребности)». Аналогичная проблема сформулирована в Декрете Совета Народных Комиссаров от 29 июня 1920 года «Об учебной профессионально-технической повинности», изданный «в целях ликвидации технической безграмотности, а также в виду острой нужды в квалифицированной рабочей силе, переживаемой нашей промышленностью, и необходимости скорейшего восполнения рядов квалифицированных работников».

Такое сопоставление двух документов, разделенных между собой столетием, вызвало интерес автора. Каким образом решался вопрос дефицита и низкой квалификации рабочих кадров в начале ХХ века? Какие государственные меры способствовали становлению системы профессионального обучения на производстве? Какие действия, предпринимаемые государством, вне зависимости от времени и политического строя определяют общие направления в процессе развития изучаемой образовательной системы начала двух столетий? Какую роль в развитии профтехобразования страны играют (играли) работодатели? Может ли опыт прошлого столетия быть использованным в современных условиях? В какой мере?

Проблематикой, подтверждающей актуальность исследования, является:

— отечественные промышленные предприятия заявляют о дефиците на рынке труда квалифицированных рабочих кадров и в то же время занимают пассивную, иждивенческую позицию в области подготовки и повышения квалификации рабочих;

— при заявляемом дефиците рабочих кадров учреждения среднего профессионального образования готовят лишь 5—10% наименований рабочих профессий от требуемых предприятию;

— несмотря на высокий спрос, образовательная услуга по краткосрочному профессиональному обучению (профессиональной подготовке) в государственных образовательных учреждениях слабо развивается.

В качестве материалов для исследования автор обратился к изучению нормативных правовых актов с начала ХХ века по сегодняшний день, отражающих принимаемые государством решения в области развития системы подготовки рабочих кадров на производстве.

В первой части статьи описаны основные периоды становления и развития профессионально-технического образования в России (рис.1), преимущественно системы подготовки рабочих кадров на производстве на основе изучения нормативной документации. Вторая часть статьи — аннотированная база нормативных документов советского периода (1920—1988) в области регулирования подготовки рабочих кадров на производстве.

ШЗФУ 14—17: школа фабрично-заводского ученичества для учащихся 14—17 лет

ПК 18—40: повышение квалификации для работников от 18 до 40 лет

ШЗФО: школа фабрично-заводского обучения

ПО и ПК: профессиональное обучение и повышение квалификации

ПТУ: профессионально-технические училища

СПО: учреждения среднего профессионального образования

МЦПК: многофункциональные центры прикладных квалификаций

Базовые кафедры: структурные подразделения профессиональных образовательных организаций на предприятиях

Инициатива предприятия: «в 1921 году Союзом металлистов было принято «Положение о заводском ученичестве в металлообрабатывающей промышленности»4

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подготовка рабочих на производстве в СССР. Второе издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Закон №3266—1 РФ «Об образовании», статья 21.

2

Федеральный закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 9.

3

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn–80abucjiibhv9a.xn–p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3732 (дата обращения 19.11.2015).

4

Школы фабрично-заводского ученичества. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/3539/Школы_фабрично-заводского_ученичества (дата обращения 11.11.2015).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я