Настоящая монография «Вечная слава», принадлежащая перу докторов политических наук Тулкину Алимардонову и Вахобу Кучкарову, посвящена 100-летию со дня рождения великого государственного деятеля, прекрасного писателя, мыслителя 20 века, сына узбекского народа Шарофа Рашидова.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вечная слава. Жизнь и деятельность Ш. Рашидова в зеркале истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Тулкин Алимарданов, 2020
© Вахоб Кучкаров, 2020
ISBN 978-5-4498-9033-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Общества и личности
Нет лучше деяний, чем делать добро для всего народа,
Чтоб навеки говорили, что от него осталась доброта
Захириддин Мухаммад Бабур
История нашей нации насчитывает очень много людей, кто нашел свое место в сердцах и памяти народа и поколений. Среди них есть такие личности, кто заслужил уважение во многих отраслях жизнедеятельности и народов на бескрайних территориях. Это уважение находит свое открытое признание особенно в годы независимости, как в нашей Родине, так и за ее пределами. Наряду других, в настоящее в средствах массовой информации мира печатается много материалов о фигуре великого государственного деятеля и писателя нашего народа Шарофа Рашидова. Радует то, что во всех этих материалах описываются, признаются и приветствуются добрые деяния этого великого человека. В частности, благодаря тому, что такие люди только и жили заботами о благосостоянии, будущем потенциале человека, народа, их память приобретает свое место в вечности и как нескончаемый луч освещает сердца людей, призывает их к доброте, и через поколения их жизненный путь и наследие становится вечной славой.
Указ Президента Ш. Мирзиёева от 27 марта 2017, принятый для почитания светлой памяти и ознаменования 100 летия со дня рождения выдающегося государственного деятеля, известного писателя Шарофа Рашидова, который руководил нашей республикой в очень сложные и тяжелые года, верно служил в пути прогресса нашего края, своей общественной и творческой деятельностью стал незабываемым лидером и опорой нашего народа, своим творчеством внес огромный вклад в развитие национальной литературы и культуры, поднял нравственный дух нашего народа. Данный Указ направлен не только для почитания памяти Ш. Рашидова, он также стал выражением признательности нового поколения своим перед своими предками, так как он подразумевает признание чести и достоинства нашего трудолюбивого многомиллионного народа, свершившего великие дела в свое время.
Известно, что в эпоху доминирования социалистической идеологии, не допускалось всестороннее изучение деятельности личности как часть исторического развития общества, а его возможности и круг деятельности исследовались при их подчинении деятельности общественности. А это привело к фальсификации деятельности личности. После приобретения независимости появилась возможность всестороннего изучения деятельности личности. Вместе с тем, что независимость страны является результатом деятельности общественности, она также является продуктом деятельности отдельно взятых личностей. Равно как и отсутствует стремление к фетишизации личности у народов, где деятельность личности изучается как наука, они не рассматривают ее только с положительной или только с отрицательной стороны. В обществах, где деятельность и социальная роль личности игнорируется, успехи и кризисы личности рассматривается в связи с идеологией.
Выдвигается много научных взглядов о роли личности в историческом развитии. По своей сути, их теоретические взгляды полны противоречий, споров и разногласий и, в большинстве случаев, они не доведены до логического конца. Этому есть много причин. Во-первых, вместо научно-объективных исследований, в большинстве случаев, в определениях, толковании и интерпретации роли личности в истории ей придается идеолого-политический оттенок; во-вторых, логика исторических закономерностей, философская сущность отдаляются от научной объективности, и остается в пределах национальной или идеологической оболочке. В результате, место научно обоснованных, учитывающих будущее взглядов занимает выражающая определенные чувства, фетишизированная, мистифицированная или очерняющая, испачканная в грязи история личностей.
Бывший советский строй, названный «социализмом» также создал такие совпадающие с его идеологией доктрины, в которых не было места для признака ценности достоинства личности. Мы благодарим Бога за то, что благодаря независимости мы получили возможность дать достойную оценку жизни и деятельности наших предков, кто внес огромный вклад в мировую культуру, в развитие национальной государственности, прогрессу народа, изучить их жизнь и наследие без каких либо идеологических взглядов. Несомненно, что такая возможность служит в деле повышения репутация нашего народа в глазах у мировой общественности.
Прогресс каждого народа и его государства состоит из деятельности личностей, которые являются ведущими руководителями данного общества. Общество является направляющей силой деятельности личности, и дает ей возможность или препятствует реализовать свою волю. Поэтому, история личности является неотъемлемой частью истории общества. Личность отражает в себе социально-экономические отношения, политические, нравственные изменения в обществе. В этом смысле, при формировании основ реформ в пути строительства правового государства в нашей стране и высоконравственного гражданского общества, изучение истории культурного наследия и создавших его личностей считается одной из насущных задач. Поскольку, фундамент мощного общества создается при участии нравственно здоровых и волевых личностей нации.
Как указал Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов: «Сегодня, для нашего молодого государства честная и объективная оценка своей истории нужна как воздух и вода».1 Именно по этой необходимости были проведены повторные исследования деятельности и с точки зрения нового времени дается глубокая и беспристрастная оценка деятельности многих представителей нашей нации, таких как, Амир Темур, Ф. Ходжаев, А. Икромов, Фитpaт, М. Бехбуди, А. Чулпон, У. Юсупов. Путем изучения их жизни и деятельности определяется их вклад в морально-нравственном улучшении нашего народа. Ш. Рашидов также считается одним из таких личностей.
Во время празднования 75 летия со дня рождения Шарофа Рашидова, Первый Президент Республики Узбекистана И. Каримов сказал следующее: «Мы с полной уверенностью можем сказать, что Шароф Рашидов был одним из тех, кто заложил достойный кирпич в фундамент независимости.»2
Из-за многогранности деятельности Ш. Рашидова, он является личностью, при оценке деятельности которой существует огромное множество подходов. Он был писателем, публицистом, государственным деятелем, знатоком сельского хозяйства, дипломатом, и выдвиженцем ряда прогрессивных идей. Одним словом, он был мыслителем и государственным деятелем. При жизни Ш. Рашидова проводилось немало исследований о его деятельности в качестве писателя и публициста. Среди этих работ, наряду с глубокими научными трудами есть и работы хвалебного характера. Поэтому его деятельность изучалась односторонне — как творческого человека, но и в этом случае с точки зрения социалистического реализма. В последние годы он даже был полностью исключен из литературы как писателя, прославляющего социалистическую идеологию. После XVI пленума ЦК Компартии Узбекистана началось массовое осуждение Ш. Рашидова как личность, как руководителя, так и писателя. В выпущенных статьях, исследованиях и выступлениях не хватало элемента беспристрастия. После его кончины, сначала его жизнь, деятельность и наследие попало под постоянные обвинения с точки зрения его противоречие с коммунистической идеологией, а позднее его критиковали как апологета коммунистической идеологии. Эти обвинения заключались в том, что вместо признания несостоятельности своих идей и выполненных экономически-политических планов, коммунистическая партия возложила всю вину на личность, и за счет осуждения, критики личности партия пыталась продлевать жизнь своих доктрин, упадок которых все больше приближался. Многие великие представители нашего народа стали жертвами этой коварной политики и это не обошло личность Ш. Рашидова. Позднее, било сформировано отношение «самоцензуры» как будто бы изучение жизни и наследия Ш. Рашидова означало продолжение пропаганды социалистической идеологии. В результате этого пострадал дух и память великого человека.
После приобретения страной независимости, были опубликованы несколько статей, книг о личности и руководящей деятельности Ш. Рашидова. В их числе, десятки статей и трудов: Б. Даминова «Слово о Рашидове»3, Гайбулла Саломова «Подготовься к добрым деяниям, человек4, С. Умирова и Б. Дусткораева «Страницы лучезарной жизни»5, Ф. Исхокова «Руководители эпохи советского правительства»6, Р. Аминова «Жизнь расставила все на свои места»7, И.А.Каримова «Сын нашего народа с пламенным сердцем»8, Н. Мухиддинова «Две встречи»9, К. Каримбекова «В сердцах людей»10, Ё. Хужамбердиева «Узбекское дело»11, А. Тураева «Нельзя житьбез веры»12, С. Зиёдуллаева «Честный труд и справедливость»13, Р. Сафарова «Торжество и мучения»14, М. Каюмова «Неизгладмый след»15, М. Исаматова «Жизнь, посвященная благим деяниям»16, А. Рашидова «О моем старшем брате»17, Н. Хамраева «Когда расцветает земля»18, Ш. Кобилова «Доминирование хлопка и его разрушающие последствия»19 стали серьезным вкладом в освещении жизни и наследия Ш. Рашидова.
Также, были опубликованы статьи многих авторов с воспоминаниями и мемуарами. Среди них работы Б. Сатторова, Н. Нуриддинова, А. Ахророва, М. Фармоновой, Г. Дусмуродова, З. Есенбоева, П. Шербоева, Р. Фархадий, С. Йулдошева, К. Кобилова.
Однако, большая часть этих статей написаны в духе художественной публицистики, воспоминаний и чувственности, и, без какой либо цели изучения в прямой связи с отношениями личности и общества к советской колониальной тоталитарной политике. И это было естественным. Авторы статей не ставили перед собой цель проводить научно-исследовательские работы. Тем не менее, в настоящее время, эти статьи и труды служат как источник для раскрытия граней деятельности Ш. Рашидова, оценки своеобразных противоречий того времени, определения у молодого поколения отношения к личности Ш. Рашидова. Следует открыто признать, что при страстном возвеличивании личности Ш. Рашидова также наблюдается неосознанный переход на восхваление колониального периода. Такой подход явно противоречит нашим идеям независимости. Сегодня, необходимо вести работы, направленные для внушения в сердца молодых людей понятие о том, что свода, воля и независимое развитие нашего народа является самом великом благом и необходимо для признания великих заслуг тех, кто служил для достижения независимости.
В своей работе «Подготовься делать добрые деяния, человек» наш учитель Гайбулла Саломов обосновал направление научно-аналитических исследований (хотя он не ставил перед собой такую цель), необходимое для изучения личности и деятельности Ш. Рашидова. Например, — «Когда речь идет об общественной деятельности и творчестве Шарофа Рашидова, следует дать оценку его человеческому достоинству без малейшего преувеличения и принижения без приведения свидетельств. Ко всем нам касается требование быть до конца системными и решительными. Призванные выполнить такую работу, будь это ученый, политик, писатель, критик или наблюдатель — должны быть людьми с чистым сердем и совестью, имеющие благие намерения. Необходимо поставить гирю на чашу весов. Так как, пока доминирует критерий честности и беспристрастности, без всякого преувеличения, без какого либо определения и толкования, он был человеком, достойным высочайшего уважения».20
И в самом деле, историческая объективность проявляется в правде и беспристрастии. В этом смысле, из высказанных нашим учителем мыслей можно сделать ряд теоретических заключений. То есть, для беспристрастного освещения общественной деятельности, творчества, человеческих черт Ш. Рашидова без принижения, преувеличения, на основании доказательств представителям всех отраслей рекомендуется выбрать подход чистых намерений, и в противном случае, это означило бы безуспешность исследований и стараний человека. Ибо, следует при возможности отметить, что было много попыток добиться признания как полным осуждением личности Ш. Рашидова, так и его восхвалением. Другая сторона вопроса заключается в невозможности сделать объективное заключение без всестороннего изучения жизнедеятельности Ш. Рашидова, человека с многогранными способностями. Изучение его общественной деятельности отдельно от его творчества не раскроет его гармоничную личность как человека и руководителя, писателя и деятеля. Его чувства, внутренние переживания, философские взгляды, и конечно талант непосредственно выражался в его общественно-политической деятельности.
Как видно, через его творчество наш учитель раскрывает нравственный мир личности. Его нравственный мир мы видим не только в его общественно-политической деятельности и составляющих ее факторов, но и в его любви к своей семье, воспитанию детей, друзьям, ученикам, коллегам, представителям науки, литературы, искусства и культуры, простому рабочему и дехканину, и наконец, к своей родине. Именно эта любовь и служила фундаментом величия личности Ш. Рашидова. Его образ жизни, метод работы, его цели и задачи всецело были пропитаны системой этих ценностей. Такие личности в корне отличаются от тех правителей, кто жил с намерением любыми путями удержать власть в своих руках как можно дольше.
Следующие заключения связаны с нравственностью нации и убеждений интеллигенции. Их суть заключается в том, что общность народа не достигается при отсутствии гармонии нравственности с убеждениями. Все беды будут происходить с легкостью в обществе, где понятия нация, независимая родина, свободный народ не доведены до уровня убеждения, веры, а считающие себя интеллигенцией люди стали алчными, тщеславными, лицемерными и живут подхалимством. В свое время, в речи И. Каримова «Сын народа с горящим сердцем», критиковал разобщённость нашего народа, сказав «пришедший из-за рубежа десант нашел средство выполнения зла среди нашего же народа». И на самом деле, пришло время извлечь уроки прошлых и страшных лет. Пришла пора определить уровень ответственности, также общественных задач народа и интеллигенции. Национальное единодушие, общие цели, справедливость и благие намерения должны стать составной частью национальных идей. Сегодня очень важно чтобы каждый осознавал свою ответственность за результаты нашего независимого развития. С этой точки зрения, изучение личности Ш. Рашидова, как бы горько это ни было, призывает извлечь урок из трагедий истории колониальной эпохи нации.
Среди работ, выполненных о руководящей деятельности Ш. Рашидова заслуживает особого внимание опубликованная на русском языке книга С. Ризаева «Ш. Рашидов. Штрихи к портрету» (второе дополненное издание было опубликовано в 2017).21 Эта книга считается источником, значимость которой заключается в том, что на фоне личности Ш. Рашидова в книге дается беспристрастный и глубокий анализ природы местной административно-командной системы, основанной на политику зависимости от существующего тоталитарного советского строя, и зловещие деяния подлой политики союза в отношении к Узбекистану с политической и исторической точки зрения. В настоящее время, изучение сущности тоталитарной системы, осознание ее губительности человеческой свободе служит для извлечения уроков из трагедий прошлого. Обеспечение равновесия справедливости в отношениях человека, личности, общества и государства и изучение учений ведущего к прогрессу общества открывает возможности для национального развития и прогресса. Тем не менее, поколение, которое не осознало тот факт, какая система вызывала страдания его предков удаляется от осознания основ свободного общества и творческих дел.
В унисон таким взглядам, работа писателя публициста Ф. Разакова «Коррупция» в Политбюро. Дело красного узбека»22 считается важным трудом, в котором собраны богатые данные о сущности политики коммунистической системы, основанной на угрозах и насилии, также направленные для раскрытия коррумпированного, лицемерного и подлого содержания в государственной системе. Обращает внимание то, что на основании беспристрастных и точных историко-научных доказательств, писатель дает высокую оценку общественно-экономической, культурно-просветительской деятельности Ш. Рашидова в Узбекистане. Путем сравнительного анализа выполненных им работ и достигнутых им успехов он обосновал его взгляды о том, что все это было результатом его мастерства как руководителя. Им признаются заслуги любящего свой народ и сына своей нации в условиях постоянного давления на Узбекистан со стороны Центра.
Вместе с тем, в работе раскрывает оккупационная, насильственная, захватническая антинациональная политика коммунистической системы. Разоблачается факт, что основной целью политики зависимости, скрывающей под маской интернационализма была управление судьбами народов путем лишения его культуры, формирование мировоззрения раба и покорности путем избавления ведущих лиц. Также утверждается, что такая репрессивная политика осуществлялась непрерывно и целенаправленно, и независимо от личности, которого могли назначить вместо Ш. Рашидова, этому человеку пришлось бы работать в таких условиях. На основании исторических доказательств, автору также удалось раскрыть преступные дела, которые страдающая на смертном одре империя осуществляла в отношение к Узбекистану среди всех бывших советских республик.
В двухтомном труде «Вода течет, вода зовет» В.А.Духовного, который будучи простым инженером, заслужился до кресла главного специалиста в водном хозяйстве, мелиорации и ирригации, и внес огромный вклад в освоение степных земель, рассказывает о героизме нашего народа, который своим тяжким трудом превратил высохшие в то время земли, куда не наступала нога человека и не долетала птица, в цветущие сады, тем самым подчеркивается историческая значимость великих экономических и социальных изменений в Узбекистане в эпоху управления и под покровительством Ш. Рашидова. Основное внимание уделяется на отвагу, верность, веру, широкомасштабные массовые, направленные во благо народа инициативы, нескончаемое бесстрашие, на простой, на славный труд искренних и бескорыстных людей. К сожалению, некоторые современные журналисты, занимающиеся исследованиями того времени продолжают оценивать энергичную психологию народа как «коммунистический фанатизм». А мы сами уже давно перестали верить в любовь «Фархада и Ширин»…
Как ученик, соратник и крупный специалист, В. А. Духовный стал участником великих работ. Он утверждает, что особого внимания заслуживает патриотизм и самоотвержение Шарофа Рашида в применении современных в тот момент технологий в отрасли мелиорации и ирригации при освоении целинных земель, мобилизации всего научного потненциала советского союза в Узбекистан, и на основании этого, повышении внимания на вопрос подготовки местных специалистов, становлении механизации, строительстве ряда водных вооружений в степи.
Он особо подчеркивает руководящее мастерство Ш. Рашидова при утверждении «Комплексной» программы освоения степи. В степи внедрялись проекты, направленные для создания всех удобств для людей, а не для создания хлопковых плантаций, что удовлетворяло требования «Центра» (как это было во времена Царской России). При этом предусматривалось строительство дорого, коммуникаций, школ, детских садов, поликлиник, культурно-просветительские сооружения и другие объекты бытового обслуживания.23
У Ш. Рашидова была уникальная способность обоснования надлежащим образом, убеждения, нахождения сторонников и направления их в русло добрых дел, также достать источники необходимого финансирования, в дополнение этому, сдержать данные обещания, оправдывать затраты, и спокойно воспринимать и преодолевать давление разного уровня. В результате созидательных работ баснословных масштабов освоения целинных земель, специалисты Америки, Канады, Европейских стран, Южной Америки, Азии и Африки изучают Узбекистан как уникальный и передовой опыт. В этих работах применялись самые передовые научно-технические достижения того времени.
Руководящие и человеческие качества Ш. Рашидова, его заслуги во благо родины и своего народа, особенно, его великие заслуги в обеспечении мира и стабильности в международной политике изложены в книге ученика Ш. Рашидова Р. Газиева «Деятели Узбекистана. Воспоминание о Шарофе Рашидове», которая считается бесценным источником для раскрытия черт личности великого человека, его многогранной деятельности и мастерстве руководителя.24
Накануне празднования 100 летия со дня рождения Ш. Рашидова была опубликована работа Ш. Эргашева «Душе хочется воля» («Эрк истар кўнгил»), вызвавшая огромный интерес среди общественности.
Автор утверждает, что сложность эпохи правления Ш. Рашидова со совими противоречиями и отношение народа к нему будут отличаться и поэтому необходимо изучать эту эпоху. Он считает естественной чрезмерную сложность осознания сущности времени его деятельности, трудности понимания сути-содержания ужасной и коварной политики времени, дать ей объективную оценку, которая удовлетворила бы всех, но это требует проведения большого объема исследований со стороны историков, политологов, литераторов.
В то же самое время, автор оценивает сложный и противоречивый характер эпохи Ш. Рашидова как историю зависимости узбекского народа в ХХ веке, и вместе с раскрытием философской сути данной эпохи и ему удается обобщать, обосновать всю ценную информацию о том, что эта история является историей борьбы традиционного и модернизации, национальности и большевисткого интернационализма, Исламских традиций и коммунистического атеизма, эта борьба охватила литературу и искусство, науку и образование, национальное сознание и веру, повседневную жизнь и традиции и обычаи, то есть, все аспекты общественной жизни, которая продолжалась в протяжение всего ХХ века.25
В этом смысле, осознание фигуры Ш. Рашидова, изучение его противоречивую, но многогранную и полную побед деятельность неразрывно связано с общественной жизнью нации. Невозможно разделить эти исторические процессы друг от друга. Поэтому, освещение данной темы также должно быть направлено на определение и оценку, целей, колониальных интересов Царской России в освоении степи в Туркестане. Считается, что в Узбекистане освоение степи началось в 1956 году. Богатый природными ресурсами Туркестан был в центре внимания ведущего в то время государства.
При изучении исторической ситуации, эпохи его правления и ее своеобразных черт, взаимной гармонии черт личности и руководителя, и общих и противоречащих друг другу аспектов этих двух черт, обращается внимание на исследование вопросов взаимосвязи их влияния на общенациональный прогресс, на общественное сознание.
При оценке личности Ш. Рашидова, мы постарались рассматривать захватническую сущность политического управления, которое являвшееся основной темой наших исследований тоталитарное общество внедрило в Узбекистане, административно-командный метод управления экономикой и масштаб вызванных этим методом трагедий, противоречащие друг другу интересы человека и государства, тайные методах подчинения и их политико-экономические и идеологические способы и выводить заключения вместе со стремлениями к прогрессу и достижения целей будущего в условиях закованности народа, смягчению внешнего и внутреннего политического давления, и храбростью руководителя, случаями нехватки у него возможностей и времени. Так как, храбрость любой личности выражается в бунте душ при беспомощности. Желающая свободу душа разрывает цепи, и ведет человека к героизму. При рассмотрении с этой точки зрения, масштаб деятельности Ш. Рашидова выражается в его великих заслугах в достигнутом в Узбекистане под его руководством индустриальном прогрессе, развитии экономики, строительной отрасли, общественной жизни, искусства и культуры, науки, освоение степи, подготовке местных кадров.
Вопросы осведомленности нового поколения о трагедиях недавней истории нашего народа также являются одной из важных задач настоящих исследований. Так как, есть вопрос: каких недугов должны быть свободны основы нашей независимой государственности? На какие ценности она должна опираться в пути будущих целей? Какие факторы национального единства, общности идей, сплочения народа послужат критериями прогресса? Жизнь и деятельность Ш. Рашидова служит неиссякаемым источником для тех его потомков, кто стремится и чувствует потребность найти ответы на эти вопросы.
В исследовании раскрывается суть действий Ш. Рашидова, в результате которых был создан интернациональный состав национальной аристократии путем подготовки ведущих специалистов и формирования сильных руководящих кадров в условиях коммунистических репрессий. Благодаря заботам этого человека в науке, культуре, искусстве, промышленности, сельском хозяйстве и многих других отраслях народного хозяйства выросли международно признанные ученые, изобретатели, великие деятели культуры, сильные инженерно-технические специалисты, преданные и самоотверженные руководящие кадры (менеджеры) и эта огромная армия интеллигенции осуществила неслыханные доселе дела — создала историю своего времени.
Сегодня, наш народ выражает свою глубочайшую благодарность и преклоняется перед заслугами А. Саркисова, К. Ахмедова, И. Обидина, Т. Боймирова, А. Тоирова, В. Хайдурова, К. Зиёдуллаева, И. Джурабекова, Р. Гойипова, С. Чегибоева, Х. Шагазатова, Н. Хамраева, С. Мамарасулова, Е. Исмоилхуджаева, К. Муртазаева, В. Муродхуджаева, В. Духовного, У. Маджидова, кто руководил великими делами, внес огромный вклад в национальный прогресс, служил на пути развития края не жалею своих сил и здоровье, кто по-настоящему верил, был преданным, заботливым и показавшие пример самоотверженности, превратившие степь в цветущий сад. Предъюбилейные торжества, проводимые по инициативе Президента Ш. Мирзиёева являются ярким доказательством этому.
Естественно, невозможно вместить рассказ о продолжившейся более четверти века руководящей деятельности Ш. Рашидова в рамках одной монографии. Мы надеемся, что в будущем будет проведено много научно-исследовательских работ для извлечения уроков от его личности и противоречий того времени. В этом смысле мы просим извинения у наших читателей, особенно, у наших учителей, за возможные недостатки и ошибки в нашем небольшом исследовании.
из истории освоения целинных земель
Исторически, по своему географическому положению, климату и условиям Узбекистан издавна считался регионом с высокоразвитой сельскохозяйственной культурой. История искусственного орошения в Узбекистане началась в древние времена. К концу ХХ века, в Узбекистане получили беспрецедентные в мире результаты по освоению целинных земель, строительству крупных гидросооружений, развитию культуры орошаемого земледелия. Особенно, обращает внимание масштаб работ в этой отрасли за последние 30—40 лет. Однако, опыт освоения и орошения земель не является новшеством. Его корни исходят из древних времен человеческой истории. Из-за невозможности представить себе культуру земледелия без воды, трудно провести анализ истории освоения нашим народом без учета его достижений в искусственном орошении земель с давних времен, без богатого опыта, унаследованного от наших далеких предков. Об этом приводятся ценные данные в трудах, таких выдающихся ученых-историков прошлого века как В.В.Бартольд, В.И.Масальский, Д.Д.Букинич, Б.В.Андрианов, Б.А.Латынин, М.М.Дьяконов, Я.Г.Гуломов, С.П.Толстов и др. Археологические раскопки подтверждают отркытие орошаемых земель в предгорных районах, также вдоль рек и саев.26 На этих площадях наши предки занимались земледелием.
Из источников известно, что было много случаев, когда капризы природы, неожиданные катаклизмы не только наносили вред общественной жизни человечества, но и было много случаев их благотворного влияния. Например, впоследствии наводнений сформировался опыт искусственного орошения. Но, прошло много времени, и люди пережили множество природных катастроф пока не осознали возможность строить дамбы на реках и саях и вести воду в земли, уровень которых намного выше уровня воды.
Из-за особенностей древнего земледелия, люди не могли пользоваться семи посевными площадями на постоянной основе. По мере изменения направления русла рек и саев, людям приходилось менять местоположение посевных площадей. Позднее человеку удалось подчинить себе направление потока воды. Строили прочные дамбы и сети орошения, то есть средства защиты и возделывали орошаемые земли. Методы орошения, культура получения воды из ее источников и регулирования течения воды появлялась в древние времена, и совершенствовались за шесть тысяч лет истории человечества. Народный опыт создания систем орошения передавался из поколения в поколение.27
В 3—2 тысячелетиях до нашей эры, в низовьях некоторых рек Аму-Даринской, Зеравшанской и Ферганской долин развивалась культура орошения. В начале первого тысячелетия до нашей эры, в оазисе Харезма и долине реки Мургаб появились первые магистральные ирригационные каналы. По свидетельствам древнегреческих и арабских историков и географов, в долинах рек Чирчик и Охангаран, уже в 3—1 веках до нашей эры строились оросительные каналы. Некоторые из них — Зах, Бузсув, Искандар Салар сохранились до наших дней.
Как и говорится в известной поговорке, благое дело жить и работать учитывая опыт прошлого, в этой работе попытались использовать исторические источники для освещения истории нашей страны на основе более широких и конкретных фактов. Ведь целесообразно не только ретроспективно оценить значение того исторического периода для сегодняшнего дня, но и подойти к проблеме с научной точки зрения…
…Я считаю, что к настоящему времени, свидетельства того, что в древние времена воды Амударьи или Оксуса впадали в Каспийское море, хорошо обосновались в научной среде. Несмотря на наличие некоторых различий в общих изображениях, можно верить в сведения древних географов о том, что воды Сырдарьи доходили до каспийского моря. Во время царствования царя Федора (1584—1598) была создана карта русских земель, и к 1627 году, когда эта карта устарела и обветшала, к ней новой, серьезно отредактированной карте был добавлен описательный текст, в качестве приложения, названное «Книгой к большому чертежу». К сожалению, карта не сохранилась или до сих пор не найдена, но важно, что книга богата ценными для географии материалами и содержит интересные сведения о Средней Азии: «Расстояние 250 верст в направлении летней Северной тропической линии от Хвалима (Каспийского) до Синего (Аральского) моря. И 280 верст от Синего моря до берегов Сырдарьи. Ширина Синего моря 60 верст. Вода в Синем море соленая; из Синего моря вытекает река Арзас или Аргас и впадает в Хвалимское море. А с востока в реку Арзас впадает Амударья. До истока Амударьи 300 верст, а до Арзаса 1060 верст»28.
Из-за значимости благодаря нахождения в самом начале пароходной навигации в Сырдарье, на первом этапе колонизации русские отметили Чиназ как важное место. Но пароходы Аральской флотилии приходили сюда нерегулярно, и вышедшие отсюда в путь корабли частных компаний теряли голоу из-за плачевности состояния навигации судов по реке, и было рано думать об огромном коммерческом значении Чиназа в будущем, он до сих пор остается небольшим казачьим поселением.
От реки почти до Джизака (слово имеет значение «ключ», также пишется как Дизах. Я привожу обычное произношение) лежала сухая пустыня на расстоянии восьмидесяти миль, и русские называли ее «голодной степью» или «Мирзачул», хотя и в одном или двух местах есть колодец и цистерны с соленой и неприятной водой, теперь это место — сухая и неплодородная земля. Недалеко от русла реки сохранились следы старых каналов и арыков, которые свидетельствуют, что, когда то эти земли по крайней мере обрабатывались, и, что в некоторых предгорных частях степи жило и работало население, а значит, через небольшую горную долину был подведен канал из реки Зарафшан. Ширина реки достигала здесь примерно двух третей мили, и я видел быстрое течение мутной желтоватой воды реки. По сведениям путешествия в 1222 году китайского путешественника Чан Чуна в резиденцию Чингисхана, мы можем знать о вероятно постоянной малочисленности сельскохозяйственных регионов, где занимались земледелием. Для своей группы Путешественник пишет, что его группе было трудно и неудобно перейти такыры и степи. А шестьсот лет назад (629—645 годы) в своих воспоминаниях Сюань Шань пишет: «Мы вступили в огромную песчаную пустыню, где не было ни воды, ни травинки.» Но на самом деле, согласно легенде, вдоль этой дороги Абдуллахан (1597 год) построил остановки и сардобы (места с источником воды), что является явным свидетельством того, что эта дорога не пролегала в местах, где не жили люди.
Каналы близ русла Сырдарьи во всяком случае брали воду из этой реки, что до сих пор иногда это делается казахами. В Ташкенте был проект по обеспечению этой пустыни водой, согласно которому планировалось вырить канал из Сырдарьи выше по течению от Худжанда, а инженеры изучили это место и решили, что угол падения по течению Сырдарья почти одного фута за одну версту является достаточным. С тех пор никаких глубоких исследований по строительству этого канала не проводилось, и многие утверждают о невозможности осуществления этого проекта, и считают, что потраченные до начала исследований уйдут впустую. Однако, работы по строительству канала уже начаты29.
Это свидетельствует о том, что в Средней Азии испокон веков были высококвалифицированные ирригаторы. Поэтому, в своей монографии 1913 года «Туркестанский край», русский ученый В. И. Масальский писал: «Видя несущие животворящую воду на много десятки верст, сильные течения, человек невольно начинает относиться с особым уважением к народу, который не имея никаких технических знаний благодаря огромным усилиям в условиях изнуряющей жары солнца покрыл эту землю сетью арыков и каналов».30
Не все завоеватели и покорители мира были разрушителями. Эту мысль полностью подтверждают следующие строки, взятые из страниц нашей древней истории: Русскому ученому Андеранкову Г.А, жившему в Самарканде, удалось восстановить историческую правду об орошении земель в Каршинских степях водами реки Зарафшан. Он считает, что уже в давние времена был вырыт канал Манас длиной в 300 верст из реки Зарафшан и Каршинскую степь. Часть канал была проложена под землей, и габариты подземной части составляли 1200 метров в длину, 5 метров в ширину и 4 метра в глубину. Археологи Академии наук Узбекистана А. И. Теренажкин и Л. И. Албаун приводят данные о том, что этот канал действовал до 12 века и был оставлен в заброшенном состоянии после завоевания моголов.31
Из-за разрушения Манасского канала, долгое время Кашкадаринский бассейн не получал воду из Зеравшана. Но, в архивных материалах существуют документы, свидетельствующие о восстановлении канала в эпоху правления Амира Темура (14 век).
Когда советские ученые изучили древнее русло Манасского канала, они обнаружили, что он представляет собой нынешний канал Эски анхор. В архивных материалах также можно найти следующую информацию: около 650 лет назад, Кашкадаринцы приходили в кишлак Джом недалеко от Самарканда, чистили канал Эски (Старый) анхор и после работы устраивали праздник.32
Следует особенно отметить, что в это время строительство и использование оросительных систем осуществлялось на основании инженерных расчетов. В строительстве каналов чувствует участие средневековых ученых. Строительство каждого отдельно взятого водного сооружения осуществлялось на основании точных проектных программ. И этим увеличивалась степень производительности орошения.
Высокий уровень развития искусства зодчества и строительства в Средней Азии в средние века также ярко выражается в сооружениях водного хозяйства того времени. Свидетельством нашего заключения является строительство гидротехнических сооружений из жженого кирпича и эластичного раствора. Даже в наше время можно встретить некоторые остатки таких узловых пунктов, мостов распределения воды и водных объектов. Среди них остатки моста и узлового пункта в Сурхандарье, дамбы Хонбанди в Джизакской области и дамбы Абдуллахон банди в Самаркандской области, моста распределения воды на реке Зарафшан.
Русскими ученые собрали так много ценных документов и материалов, которые свидетельствуют о несравненном опыте местного населения в искусственном орошении. Известный русский ирригатор А. Ф. Миддендорф знакомился ирригацией Ферганской долины и писал следующее: «… В первую очередь, нам необходимо стать учениками туземцев, у кого есть проверенный тысячелетиями опыт, богатый достижениями».33
Проживший долгое время в Фергане русский специалист В. М. Кушевский также изложил свои впечатления об ирригации долины: «Нельзя не восхищаться способностью людей без технических знаний вести воду в свои посевные площади, где очень много крутых холмов. Приводит в чрезмерный восторг то, что вся эта работа выполнялась без знаний и инструментов».34
В конце XIX — начале XX веков были поставлены первые шаги для освоения Мирзачуля. Именно в этот период были построены два крупных канала «Николай-1», ныне Л-3, и «Романовский». Организатором строительства этих двух каналов35 был Российский князь Н. К. Романов. Сразу после завершения строительства этих двух каналов, начали переселять людей в северную часть Мирзачуля. В том числе, часть населения была перевезена из России.
Один из незавершенных в то время проектов было сооружение канала для направления воды Амударьи в Бухару, которое было остановлено после перехода оазиса Самарканд под управление Туркестанской Администрации. Осуществления этой идеи мыслителя того времени Ахмада Даниша было сложным делом. Так как Царская Россия была заинтересована тратить в Бухаре как можно меньше средств, и получать как можно больше прибыли. Хотя и Бухарские правители оставили предложение и чертежи Ахмада Даниша без внимания, его работа очень важна в истории водоснабжения Бухары, в частности в строительстве канала Аму-Бухара.
Расширение орошаемых земель в оазисе Самарканда, дальнейшее осложнение проблемы распределения воды, остановка работ по расширению орошаемых земель в Зеравшанском округе вынудило правителей Зеравшанского округа принять идею переброски вод Амударьи в сторону Бухары и использовать ее для освоения новых земель в оазисе Самарканда.
После этого, начиная с 1880 года, был разработан ряд научных предложений и проектов и проведены изыскания. Начиная с 1910 года, Отдел Губернаторства по Приведению Состояния Земель в Порядок приступил к изыскательской работе. Было выполнено 12 изыскательский кампаний. Для выполнения этих работ в течение 1901—1916 гг., было выделено 8 миллионов 87 тысяч 448 рублей. На основании данных экспедиции 1912—2916 годов А. В. Чаплыгин разработал проект приведения водного хозяйства Зеравшанской долины в порядок, и в данном проекте предусматривалось механическая переброска вод Амударьи в оазис Бухары36 и часть вод реки Зарафшан направить в оазис Кашкадарьи для открытия новых земель.
Проект А. В. Чаплыгина был одним из первых проектов строительства Аму-Бухарского канала, который впоследствии регулярного обеспечивал водой системы орошения оазисов Бухара, Каракуль. Кана Аму-Бухара состоит из 3 крупных сетей. Первая из них водный оазис Каракуль, вторая — Шохрухская ирригационная система, и третья сеть — Правобережная Бухарская ирригационная система. Согласно проекту, канал должен был снабжать водой земли общей площадью 171 тысяча десятин.37
Хотя и изыскательские работы тех лет не были завершены, они имеют ценность как первая попытка комплексному изучению Зеравшанской долины и они вписали новую страницу в историю водного хозяйства Бухары.
Также, просим обратить внимание на исторические данные. В 1885 году, по приказу Александра II, для изучения жизни и общего состояния Генерал Губернаторства Оренбурга и Западной Сибири и Туркестанской области, была направлена «Степная комиссия». На основании собранных материалов, утвержденный «Степной комиссией» 17 апреля 1867 года «Отдельный комитет по составу земель в Средней Азии» принимает следующее решение: «На основании управления в Туркестанской области и южной части Семипалатинска, придерживаясь военной и административной неотделимости, организовать Туркестанское Генерал-Губернаторство».38
«Степная комиссия» разработала проект правил по управлению Етисуйской и Сырдарьинской областей. С помощью исторических фактов, данный проект доказывает цели политики Царской России в отношении к Узбекистану.39
В деятельности организованных Россией экспедиций с «целью» изучения своеобразных аспектов, природу, климата, рельефа, природных богатств и возможностей можно увидеть тайные умысли, цели. Хотя изначально предусматривалось, что эти экспедиции будут составлять топографическую карту страны, изучать ее жизненный уклад, обычаи, традиции, и этнографию изучать, со временем, и изменением эпохи и политики, в политике Царской России в отношении данного края стали ярко проявляться лежащие под этим тайные цели и интересы.
Россия поставила перед собой цель насытить спрос своего внутреннего и внешнего рынка на различные виды сырьевых материалов и богатства за счет других народов и стран, и стать крупной развитой мировой державой. Сформировавшиеся в этот период империалистические настроения России были продемонстрированы в отношение соседних стран, в том числе и Туркестана.
Хотя в середине XIX века по уровню развития России отставала от Англии, Франции, из-за спроса внутреннего рынка появилась необходимость расширять существующие границы, устанавливать связи с внешними рынками. В этом и состояла суть имперских амбиций каждой основанной на «насилии, захватнической политики» государства, в том числе, Царской России, ее политики подчинения населения менее развитых стран насильственными методами и использования всех их богатств, в том числе и в отношении к Туркестанскому краю.
Признавая значимость подчинения Туркестана для России, руководитель по изысканиям в крае граф К. Пален писал следующее: Если не считать политический характер захвата Туркестана, для Царской России он представлял интерес: 1) с финансовой точки зрения, как источник доходов государства для внутреннего производства и внутреннего рынка; 2) с точки зрения колониальной политики, как новое направление по переселению населения из центральных губерний». Значит, исторические данные свидетельствуют о постепенном увеличении спроса в хлопке-сырье из-за развития текстильной промышленности в России. Теперь Россия начала думать покрыть спрос на хлопок не за счет поставок из США или Ирана, а из вновь захваченных стран.40
Можно констатировать, что земли Средней Азии были единственным источником поставок сырья для текстильной промышленности Царской России, что формировало систему своеобразных новых стратегических целей и интересов. Для развития торговых отношений требовалось строить новые торговые пути.
Завоевание Средней Азии, превращение ее в колонию, внедрение своеобразной системы правления показывает масштаб интересов Царской России, так как расчеты показывают, что здесь есть ресурсы на 80 миллиард долларов. Эта цифра представляет стоимость только хлопкового волокна, и в пересчете в добавленную стоимость после переработки в текстильных фабриках России, этот показатель увеличится до сотни миллиардов долларов США. Также, в советское время, узбекские хлопкоробы сдали «государству», то есть советскому государству один миллион тонн коконов шелкопряда и боле 100 миллионов штук каракулевой шкуры.41
При завоевании Туркестана, социально-экономическое развитие края, повышение нравственной культуры его людей не было основной целю Царской России. Наоборот, некоторые изменения в производственных силах, создание ирригационной системы для освоения новых земель, целины были необходимыми мерами достижения тайных интересов и целей центра.
Царское правительство пыталось внушить влияние колониальной политики в сознание и мышление народов края путем избавления от исторического наследия, нравственных ценностей. Насильственно подавлялась любая неудовлетворённость, борьба за национальную независимость.
Примечательно, что, по наблюдениям Юджина Скайлера (Шулера), еще в те 1650-е годы отмечалась трудоемкость выращивания хлопка, и случаи вынужденно по несколько раз пересеивать хлопок из-за капризов природы. Землю пашут как можно лучше, так как, считается, что чем лучше обрабатывается земля, тем лучше будет урожай. В семена, замоченные в воде в течение суток, высевают в первые две недели апреля, затем тщательно обрабатывают бороней. Расход семян хлопчатника на один акр составляет от 30 Фунтов до 38 фунтов. Если после возделывания семян пройдут сильные дожди, то земля снова вспахивают и сеют снова. Иначе земля не даст никакого урожая. Когда посевы произрастают на несколько дюймов (сантиметров), землю аккуратно окучивают, а почву вокруг стебля растения высоко поднимать и обсыпают. Такая культивация повторяется каждую неделю или две, вплоть до первого полива, до тех пор, пока через два месяца после посева, когда хлопчатник начинает цвести и не почки хлопка не начинают появляться. Так как во время сильной жары дехкане опасаются чрезмерного полива. Потому что избыток воды вредит урожаю хлопчатника. Сбор хлопка осуществляется в основном женщинами и детьми. Местное население оценивает стоимость семян, навоза для удобрения, подготовки земли и посева на один таноб (от 1/6 до 0,5 гектара) земли, от 6 рублей до 10 рублей, а культивацию и других работ — 4—5 рублей. С одного таноба собирают 1,5—2 батмана, цена одного батмана урожая составляет 9 рублей в среднем, а прибыль с одного таноба — 5—8 рублей, или от 18 шиллингов 3 пенса до 29 шиллингов 2 пенса. Хлопковое волокно отделяется от семян путем проведения материала через две двигающиеся в противоположном направлении бобины/валика. При таком очень простом и незамысловатом способе, если катушки не находятся близко друг к другу, через них проходит много смешанных и измельченных семян. Для удаления прилипшей к волокну пыли и стружки, его обычно выкладывают на ковры и обрабатывают легким хлестаньем палками. Из Центральной Азии в Россию, примерно двадцать пять миллионов фунтов хлопка отправляется, что соответствует одной шестой части всего хлопка, который Россия получает из-за рубежа для использования в фабриках. Ниже мы приводим данные о количестве хлопка и конопли импортируемых в Россию через Европу:
Основными причинами низкого качества Среднеазиатского хлопка являются короткость волокна (редко длиной 2—3 дюйма), тонкость и хрупкость волокна, плохой способ очистки, а также наличие в нем различных смесей. Там не используют тюкование хлопка. Его плотно упаковывают в большие мешки, и пока они доставляются до России, мешки с хлопком загрязняются несколькими дюймами песка и грязи, и хлопок становится непригодным для использования. Таким образом, минимум 25 процентов, часто до 50 процентов, а в среднем 35 процентов хлопка становится непригодным, в то время как всего 18 процентов восточно-индийского хлопка уходит на отходы. Для устранения таких потерь было предложено использование джина и тюков, а также выращивать самые лучшие сорта хлопка. С этой целью правительство Туркестана намеревалось открыть плантацию семеноводства, но Министерство финансов выступило против финансирования ее необходимыми средствами до тех пор, пока не будут известны результаты оценки потенциала шелководства. Сформированная генералом Кауфманом комиссия была направлена в Америку для изучения методов выращивания хлопка и внедрения полученных в Америке навыков в Ташкенте. Предпринималось много усилий для улучшения сортов хлопка, а также был проведен ряд экспериментов с американским сортом. С этой целью был выбран так называемый сорт «Морской остров». Но реформаторы не учли тот факт, что этот сорт выращивался на островах вдоль морей, и именно поэтому этот сорт был назван «Морским островом», также то, что его выращивали на возвышенных землях, а при его выращивании на континентальной внутренней территории, он потеряет свои качественные свойства. Этот сорт хлопка выращивался на землях недалеко от Ташкента и Самарканда, хорошо адаптировался местным условиям и вырос в красивые кусты хлопчатника. Когда рост достиг восьми-девяти футов, а именно в пору, когда хлопчатник был на стадии появления почек, наступила ранняя зима42.
Увеличение площадей посева хлопка также требует развития ирригационных работ. Недостаточность площадей под посев хлопчатника не способствовала увеличению объемов урожая хлопка. Расчеты показали возможное наличие более миллиона десятин орошаемых земель. Царское правительство не могло не заинтересоваться тем, что это означало возможность получения 8,5 тысяч пудов хлопка дополнительно, и при достижении этого показателя, Россия могла достичь уровня США по производству хлопка. В 1884 году в Туркестане развивали выращивание Американских сортов хлопка и увеличились посевные площади. В тоже году, из Туркестана Беляев отправил 8 тюков хлопка для Купеческого дома Кудриных в России.43
В своей книге «Капитализм Туркестана», основываясь на данные К.К, Палена, В. Л. Лаврентьев приводит информацию о росте объема продажи и покупки земли в Самаркандском уезде. В 6 раз увеличились площади посева хлопчатника. Постепенно происходил процесс доминирования хлопка. Вместо оплаты налогов натурой, была внедрена система денежных налоговых расчетов. Нетрудно догадаться, что проводилась политика увеличения посевов хлопчатника, удовлетворения потребностей в зерне за счет зерновых из Центральных регионов России, и этим все больше «привязать» Туркестан к Центру, и получения дешевого сырья путем все большего производства хлопка-сырца, и этим обеспечения все большей занятости населения.
Правящие круги России осознали стратегическую и экономическую значимость хлопка из Средней Азии и старались увеличивать объемы его производства. В 1912 году, после посещения Ташкента, своем письме Николаю министр сельского хозяйства России И. Кривошеев в Ташкент, в своем письме императору Николаю II, дал следующе заключение: Существует возможность и необходимость увеличения площадей посева хлопка за счет сокращения площадей посева зерновых на орошаемых землях. Каждый пуд Среднеазиатской пшеницы представляет конкуренцию зерновым Кубани и Сибири, а каждый пуд хлопка — конкуренция Американскому хлопку. Поэтому, за дополнительную плату следует поставлять сюда зерно и сеять хлопок на орошаемых площадях».44
На основании таких заключений, из-за дороговизны транспортировки хлопка-сырца в Туркестане была создана местная хлопкоочистительная промышленность. В 1916 году в Туркестане действовало 9 крупных хлопковых торгово-промышленных фирм. Им принадлежало 58 хлопкоочистительных и 15 масло-экстрактных заводов. Например, в 1916 году, братья Яков и Сион Видьяевы выкупили Ивано-Вознесенскую мануфактур в России и взяли под свой контроль весь процесс начиная с покупки хлопка-сырца до производства материи в текстильных комбинатах в Иваново. Следующая по счету богатая семья Бухарских евреев братья Рафаэль и Натаэль Потеляховы были владельцами 36 хлопкоочистительных и 2 масло-экстрактных заводов. Основная часть этих промышленных предприятий располагалась в Ферганской долине, которая к 1913 году по уровню промышленного развития сравнилась с Харьковской и Нижегородской губерниями. При этом важную роль играл Биржевой Комитет Ферганской области, при котором состояли 2/3 часть всех хлопковых заводов Туркестана. Членами комитета были крупные торговые и промышленные круги, представители Российских банков и фирм.45
Наряду с российской частью Туркестана хлопководство также развивалось в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве. В 1914 году в Бухаре и Хиве 140 200 га, а в 1915 году — 152 600 га площади были засеяны хлопком. Накануне Первой мировой войны доля Бухары в общем объеме экспорта хлопка из Туркестана в Россию (этим ремеслом занимались, в основном, купцы из еврейской общины) составляла около 13%. В 1909 году около 16% всех посевных земель Хивинского ханства было занято хлопком. В том же году из Хивинского ханства в Россию было отправлено 8000 тонн хлопкового волокна, а в 1915 году этот показатель составил 14,4 тысячи тонн. На территории ханства были построены 4 масло-жировых и более 30 хлопкоочистительных завода.
Вследствие быстрого развития хлопковой промышленности и увеличения хлопковых полей, как и в 80-х годах, сократилась площадь производства продовольственной продукции, особенно зерна. В то время, как в 1907 году было привезено 64 000 тонн зерна, а в 1914 году объем привозимого зерна составил 200 тысяч тонн.
Разразившаяся Первая мировая война привела к сокращению объемов привозимого из Росси зерна и к росту спроса на туркестанский хлопок и его цену. Например, в 1913 году один фунт туркестанского хлопкового волокна стоил 24 рубля, в 1915 году он вырос до 32 рублей, а в 1916 году — до 36 рублей. Для местных жителей это было мотивом для расширения своих хлопковых полей. Если в 1914 году в Туркестане 502 тысячи гектаров земли были заняты хлопком, то в 1915 году — 570,7 тысячи гектаров, в 1916 году хлопчатник сеяли на площади 582 тысячи гектаров, что составило 16% от общей посевных площадей. Из-за мобилизации большинства русских рабочих после начала Первой мировой войны, сократились объемы производства, и резко сократились объемы промышленных товаров и зерна, ввозимого в Туркестан. Это привело к росту цены хлеба быстрее чем цены цены на хлопок: в 1915 году рост цен на хлеб составил 100%, в 1916 году — 400%46, и появилась угроза голода. В 1916—17 годах площади посева хлопка были резко сокращены и население начало выращивать продовольственные культуры.
После октябрьского переворота началась эпоха борьбы советского правительства для установления своего правления в бывших колониальных странах. Эта работа осуществлялась «под маской устанавливания власти рабочих и крестьян в аграрных странах». На самом деле, в этом заключались все тайные цели советского правительства, направленные на лишение народов их свободы, и подчиненные интересам центра. Переход политической власти «в руки Советов» проводился в условиях сложного и сильного сопротивления. Завоевание Средней Азии, установление «диктатуры пролетариата» осуществлялось под маской помощи пролетариата развитых центральных индустриальных регионов России. В Туркестане Совет народных комиссаров был учрежден ровно через неделю после установления Совета народных комиссаров в Петрограде. Об этом говорится следующее в принятом 20 ноября 1917 года наказе Туркестанскому Совету Народных Комиссаров: «В настоящее время, Центральное Правительство России считает край депутатов рабочих, солдат и кретьян высшим органом организационной формы, состоящей из объедненного союза советов рабочих, солдат и дехканских депутатов Туркестанского края. Позднее он начал называться Советом Народных комиссаров Туркестанского края.47
Как видно, мысль о том, что стремление к доминированию хлопка достигло своего апогея в эпоху руководства Ш. Рашидова является ошибочной, а началось оно еще со времен завоевания Царской Россией. Уже в то время выращивание хлопка постепенно превращали в инструмент порабощения местного населения, вытеснив зерновые и рис, привели регион в полную зависимость от метрополии в отрасли.
В связи с этим, ученые, специалисты рассматривают 4-этап усовершенствования мелиорации земель в Туркестане как время до Октябрьской революции.48 На данном этапе инженерные изыскания проводились во всех регионах республики. Был разработан ряд проектов по освоению целинных земель. Намечалось пересмотреть существующие сооружения и ирригационные сети для расширения хлопковых полей, а также предусматривалась организация механической водоснабжении. Но эти меры были только на бумаге. Эти меры были осуществлены только в советское время, особенно в период 1956—1980 годов.
В 1918 году была учреждена организация Туркводхоз, в число ее задач входило поддерживать существующие ирригационные сети в хорошем рабочем состоянии, вводить в эксплуатацию каналы, восстанавливать полуразрушенные сооружения, разрабатывать новые нормы и правила водопользования.
Согласно данным, в период с 1922 по 1926 годы на работы по восстановлению и дальнейшему развитию ирригационных систем Туркестана было выделено 83,4 миллиона рублей. В 1922 году площадь освоенных новых земель составляла 69 000 гектаров, а к 1924 году эта цифра увеличилась до 360 000 гектаров, то есть, пятикратное расширение земель.49
Тут следует отметит следующее. Удивительно, что во время гражданской войны в России, особенно в условиях голода и нужды после засухи 1921 года, советскому правительству удавалось выделять средства на освоение целинных земель в Туркестане (указом от 17 мая 1918 года было выделено 50 миллионов рублей). По нашему мнению, у советского руководства, в том числе у В. И. Ленин также была уверенность в том, что экономический кризис более опасен для новой страны, которая тогда только начала ставить первые шаги.
Усилия по освоению и орошению целинных земель продолжались при любой возможности и положении. Но намеченная цель не имела положительного экономического эффекта. Только к 1956 году появляется необходимость и возможность в освоении и орошении новых целинных земель. К этому времени у Центра появилось намерение удовлетворить потребности не только внутренних текстильных компаний, но и стран Восточной Европы. Во-вторых, была возможность приносить большие суммы валютной выручки за хлопок-сырец в государственную казну и расширять ее экспортно-импортные связи. В-третьих, сырой хлопок был не только товаром, он также использовался в качестве важного стратегического продукта (в химический, авиационный и оборонный промышленности). В этом отношении повышенное внимание советского государства было вполне естественным. Более того, в то время у руководства республики были свои интересы в освоении бесконечных целинных земель.50 В-четвертых, к этому времени у государства были достаточно мощностей для быстрого и широкомасштабного освоения целинных земель и развития сельского хозяйства.
У. Юсупов со строителями Ферганского канала
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вечная слава. Жизнь и деятельность Ш. Рашидова в зеркале истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Каримов И. Амир Темур ва унинг жахон тарихида тутган ўрни халкаро конфeренция тезислари тўпламига сўз боши, Амир Темур ва унинг жаҳон тарихида тутган ўрни халқаро конференция тезислари тўплами Т. 1996 йил, 3—4 бетлар.
19
Қобиловнинг «Пахта яккаҳокимлиги ва унинг ҳалокатли оқибатлари”19. Т. 2015 Ташкент, Главная редакция Издательско-полиграфической акционерной компании «Шарк», 2010
26
Роль водной мелиорации в равитии орошаемого земледелия Узбекистана. Узб. АКСН. Т., 1992 год, 48-стр.
27
Рашидов Ш. Осиё ва Африка мамлакатлари вакилларининг Тошкентда ўтказилган конференциясидаги нутқи. 1974 йил. 4-бет.
28
Скайлер, Южин. Туркистон: Россия Туркистони, Қўқон, Бухоро ва Ғулжага саёҳат қайдлари. Матн. Ю. Скайлер. Тарж. З. А. Саидбобоев.-Тошкент: “ Ozbekiston» НМИУ,2019. — 28—29 бетлар.
29
Скайлер, Южин. Туркистон: Россия Туркистони, Қўқон, Бухоро ва Ғулжага саёҳат қайдлари. Матн. Ю. Скайлер. Тарж. З. А. Саидбобоев.-Тошкент: “ Ozbekiston» НМИУ,2019. — 172—173 бетлар.
40
Пален К. К. «Материалы и характеристика народного хойяства Туркистанского края. ч. 1, отд. 1 г СПБ, 1911, с.8.
41
Азамат Зиё, Очкўзликка қарши… бирдамлик ёки «конфедерация» ниқоби остидаги хом хаёллар. Ўзбекистон овози, 1997 йил 25 январь
42
Скайлер, Южин. Туркистон: Россия Туркистони, Қўқон, Бухоро ва Ғулжага саёҳат қайдлари. Матн. Ю. Скайлер. Тарж. З. А. Саидбобоев.-Тошкент: “ Ozbekiston» НМИУ,2019. — 234—235 бетлар.
43
Сельское хозяйство въ Туркестанском краъе. Составителъ А.И Шахназаровъ. — С-Петербургъ. Типографiя В. О.Киршбаума. 1908. — С.143.
45
Селское хозяйство въ Туркестанском краъ. Составителъ А.И Шахназаровъ. — С-Петербургъ. Типографiя В. О.Киршбаума. 1908. — С.146