Практическое учебное пособие адресовано иностранцам, изучающим русский язык и владеющим русским языком на уровнях В1 – В2, В3. Пособие содержит лексико-грамматические упражнения, направленные на закрепление учебного материала по одной из непростых тем русской грамматики: глагольному управлению. Выполнение однотипных упражнений на заданную тему способствует совершенствованию навыков и умений употребления падежей после глаголов, помогает ощутить учащимся, возникающую между словами связь, обрести чувство языка, что в комплексе формирует грамотную письменную речь. Пособие содержит тесты. Учебное пособие рассчитано на работу под руководством преподавателя для уровней В1-В2. Специалисты с уровнем владения русским языком В-3 смогут расширить свой лексический словарь, а также проверить себя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление русских глаголов. Русский язык в упражнениях и тестах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ПОСЛЕ ГЛАГОЛОВ
Внимание! Если предмет является объектом желания, после глагола употребляется родительный падеж (кого? чего?).
Вопрос-Ответ
А: Кого вы хотите позвать?
Б: Мы хотим позвать Ивана Ивановича.
А: Чего ты хочешь?
Б: Я хочу кефира.
А: Чего они желают?
Б: Они желают славы!
А: Кого нет? / Чего нет?
Б: Нет врача, учителя, директора. / Нет стола, книги, газеты, окна́, двери́.
Упражнение 9. а) Составьте предложения по примеру. Какой падеж употребляется после глаголов? Подчеркните глаголы, после которых употребляется родительный падеж. Пример: желать — Люди желают здоровья.
желать, косить, пожелать, ломать, хотеть, нюхать, захотеть, варить, жаждать,
носить, алкать, катить, возжелать, строчить, вожделеть, мыть
б) Напишите или скажите, чего хотите Вы?
Я хочу………………………………………………………………………………………………………………..
в) После глаголов неправильно употребляется падеж. Исправьте ошибки. Существительные даны в единственном числе.
желать отпуске, ковать железа, пожелать удачей, сеять рожью, хотеть конфете, валить деревом, захотеть воде, резать лука, жаждать возмездие, водить машине, пилить доски, желать удача, поливать цветка, желать покой, пачкать листа, хотеть уют, бояться волк, смотреть телевизора
г) После некоторых глаголов неправильно употребляется падеж. Найдите и исправьте ошибки.
ковать сталью, пожелать успеху, стричь ногти, хотеть развода, валить лес, захотеть прянике, резать бумагой, жаждать перемен, водить мотоцикла, пилить дощечку, желать богатство, поливать огород, желать победы, прясть ткань, месить тесто, хвалить брата, изучать документом
Упражнение 10. Закончите предложения. Укажите, какой падеж употребляется после глаголов? Определите вид глаголов.
1. Певец желает…………
2. Токарь точит………….
3. Актёр жаждет…………
4. Следователь расследует…………….
5. Мальчик захочет……………………..
6. Женщина замочит…………………
7. Жертва алчет……………………..
8. Лентяй загубит…………………….
9. Мать пожелает……………………..
10. Фокусник сотворит……………….
11. Царь возжелает……………………….
12. Рыбак ловит………………………..
13. Юноша вожделеет……………………
14. Мастер мастерит………………………
15. Ученик учит…………………………
16. Учитель учит………………………….
17. Девочка рисует………………………
18. Дети собирают………………………
19. Бабушка читает………………………..
20. Дедушка смотрит………………………..
Упражнение 11. Составьте предложения по модели.
Модель: Галина; Григорий —
Галина ест клубнику, а Григорий хочет сметаны.
Светлана, Сергей. Валентин, Валентина. Александр, Юлия. Пётр, Людмила. Иван, Марья. Наталья, Игорь. Олег, Татьяна. Марина, Геннадий. Николай, Екатерина. Федор, Анастасия. Валерий, Валерия. Даниил, Вера. Геннадий, Надежда. Виктор, Виктория. Владимир, Елизавета. Роман, Валентина. Егор, Лариса.
Упражнение 12. а) Составьте ответы к вопросам. Укажите глаголы, после которых употребляется родительный падеж.
1. Кого ждёт Елизавета? 2. Что рисует Иван? 3. Кого мучает Петя? 4. Что желает Марина? 5. Кого хочет видеть Семён? 6. Что покупает Ирина? 7. Чего не любит Светлана? 8. Кого не кормит Майя? 9. Чего жаждет Геннадий? 10. Что пишет Константин? 11. Кого защищает Матвей? 12. Чего добивается Лариса? 13. Что готовит Михаил? 14. Кого укрощает Максим? 15. Чего нет у Даниила? 16. Что делили Андрей и Вера? 17. Кого окружили дети? 18. Чего не хватает вашей Марии? 19. Что сочиняет Максим? 20. Кого балует бабушка? 21. Что конструирует Игорь? 22. Чего не делает малыш? 23. Кого встречает Сергей? 24. Что намечает Валентин? 25. Чего нет в городе? 26. Кого ловит следователь? 27. Что присматривает Олег? 28. Чего стыдиться Геннадий? 29. Кого интересует математика? 30. Что волнует педагога? 31. Чего остерегается Надежда? 32. Кого касается переезд? 33. Что радует родителей? 34. Чего боится ребёнок? 35. Кого привлекают к ответу? 36. Чего добивается ваш коллега?
Внимание! Если предмет является объектом цели, после глагола употребляется родительный падеж.
Вопрос-Ответ
А: Чего он хватился?
Б: Денег!
А: Чего она добивается?
Б: Развода.
А: Почему?
Б: Хочет раздела имущества.
Упражнение 13. а) Составьте предложения по примеру. Какой падеж употребляется после глаголов? Подчеркните глаголы, после которых Пример: добиваться — Следователь добивается признания.
достичь, приготовить, домогаться, рубить, добиваться, жечь, дожидаться, строить, хватиться, валить, делать, хвалить, родить, копировать, писать, бояться, читать
б) Напишите, чего Вы добиваетесь? Почему?
Я добиваюсь………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………...
в) После глаголов неправильно употребляется падеж. Исправьте ошибки. Существительные даны в единственном числе. После каких глаголов употребляется винительный падеж?
достичь далёкому берегу, добиваться истинной правде, дожидаться правдивым ответом, хватиться большая сумка, достичь намеченная цель, добиваться заслуженному участью, добиваться должная справедливость, дожидаться новой встрече, хватиться младшим ребенком
г) После некоторых глаголов неправильно употребляется падеж. Найдите и исправьте ошибки. Существительные даны во множественном числе.
достичь желаемые результаты, добиваться признаний соседей, добиваться достоверным исследованиям, дожидаться скорых поездах, хватиться своим чемоданам, достичь далёких берегов, дожидаться сильным наводнениям, добиваться дельных советов, дожидаться маршрутных такси
Упражнение 14. а) Впишите вместо точек окончания слов.
1. Рита добивается наследств….. 2. Лёва ищет брат…... 3. Юра жаждет слав..…. 4. Владимир решает задач….. 5. Света хватилась книг….. 6. Марина кусает локт….. 7. Олег домогается встреч….. 8. Елена варит каш….. 9. Слава не хочет молок….. 10. Вера вытирает лиц….. 11. Серёжа не жуёт резинк….. 12. Маша не моёт рам….. 13. Анатолий сегодня копает черв….. 14. Ксения пишет комеди….. 15. Василий водит автомобил….. 16. Анастасия не потеряет телефон…..
б) Составьте по два словосочетания с каждым из глаголов, используйте сочетание прилагательное + существительное. Какой падеж употребляется после глаголов? Пример: варить — варить зеленый горох (В.п.); варить рыбный суп (В.п.).
добиваться, искать, жаждать, решать, хватиться, кусать, домогаться, варить, хотеть, вытирать, жевать, мыть, копать, потерять, хватать, брать, чинить, судить
в) После глаголов неправильно употребляется падеж. Исправьте ошибки. В каком числе употребляется имя существительное в словосочетаниях? Какой падеж употребляется после глаголов?
добиваться долгожданное признание, искать невероятных приключениях, жаждать настоящим успехом, решать сложным уравнением, хватиться письменной тетрадью, кусать локтя, варить куриного бульона, хотеть заслуженный отдых, вытирать мокрой посудой, жевать черствого хлеба, точить тупом ноже, добиваться намеченную цель, поливать цветы в саду
Упражнение 15. Составьте устно вопросы к ответам. Используйте глаголы, после которых употребляется родительный падеж.
1. Брата. 2. Сестры́. 3. Отца. 4. Мать. 5. Внука. 6. Внучки. 7. Дедушки. 8. Бабушки. 9. Свекрови. 10. Свёкра. 11. Тестя. 12. Тёщи. 13. Родителей. 14. Школьников. 15. Крёстного. 16. Крёстной. 17. Родственника. 18. Родственницы. 19. Близкого человека. 20. Родного человека. 21. Приятеля. 22. Знакомого. 23. Знакомой. 24. Прохожего. 25. Прохожей. 26. Свидетеля. 27. Детей. 28. Ребёнка. 29. Малыша. 30. Малышки. 31. Малышей. 32. Зверей. 33. Птиц. 34. Учеников. 35. Учениц
Внимание! Если предмет является объектом отстранения, то после глагола употребляется родительный падеж.
Вопрос-Ответ
А: Чего остерегается студент?
Б: Провала на экзамене.
А: Кого слушается ребёнок?
Б: Родителей.
Упражнение 16. а) Составьте предложения с глаголами, после которых употребляется родительный падеж. Укажите глаголы, после которых употребляется винительный падеж. Пример: стыдиться — Она стыдится невежества.
опасаться, остерегаться, бояться, дичиться, побаиваться, страшиться, пугаться, сторониться, лечить, морочить, звать, смотреть, бить, есть, кормить, рвать, жать
б) После глаголов неправильно употребляется падеж. Исправьте ошибки.
Существительные даны в единственном числе.
опасаться директором, остерегаться начальницей, бояться грозе, дичиться родственником, побаиваться отец, страшиться наказании, пугаться собакой, сторониться другом, опасаться матерью, звать другу, класть ложка, мыть стакану
в) После некоторых глаголов неправильно употребляется падеж. Найдите и исправьте ошибки. Существительные даны во множественном числе.
опасаться врагах, остерегаться хулиганами, бояться дикарях, дичиться людьми, побаиваться коллег, страшиться сторожей, пугаться волков, опасаться преступников, остерегаться братьями, читать газетами
Упражнение 17. а) Составьте подобные диалоги. Вместо выделенного слова подберите другое подходящее по смыслу существительное.
А: Кого он побаивается?
Б: Он побаивается брата.
б) Напишите, чего или кого Вы остерегаетесь? Почему?
Я остерегаюсь…………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………………...
Упражнение 18. Закончите предложения.
1. Больной боится…………………
2. Здоровый остерегается………………….
3. Застенчивый стыдится…………………….
4. Трусливый пугается………………………..
5. Пугливый страшится………………………
6. Нелюдимый дичится……………………..
7. Бережливый опасается……………………..
8. Правдивый сторонится……………………..
9. Дотошный добивается……………………….
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление русских глаголов. Русский язык в упражнениях и тестах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других