Как закаляется золото. Достойные дети Отечества. Аллея героев

Татьяна Браткова

Национальная доктрина образования РФ определяет государственную политику в области образования и заказ государства на воспитание патриота Отечества. Роман «Как закаляется золото» повествует о Герое Социалистического Труда, депутате Верховного Совета СССР, народном заседателе Верховного Суда России, изобретателе, мелиораторе Н. М. Браткове, о духовно-нравственных ценностях нашего народа – истоках героизма. В книгу включены воспоминания о герое. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как закаляется золото. Достойные дети Отечества. Аллея героев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I.

«Золото испытывается в огне…»

«Слабым беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер светлые крылья, охраняя мою колыбель».

Акафист благодарственный «Слава Богу за все»

На Ставрополье2 стояла золотая осень. От подножья Эльбруса в Азов плавно катила бирюзовые чистые воды Кубань. Станица Барсуковская утопала в золоте лесов и садов. В палисадниках яркими разноцветными звездами пестрели георгины и астры. Земля, давшая богатый урожай, отдыхала в ожидании зимы, замирая, чтоб с новой силой воскреснуть весной. На фоне золотой осени, лазурного небосвода в ослепительном сиянии солнца особенно величественным был двуглавый Эльбрус — высочайшая вершина Европы.

Высочайшие вершины духа хранятся и передаются из поколения в поколение народами в традиционных религиях, на которых основана культура народов. И если этих вершин не станет, исчезнет культура, погибнет народ. Казачество свято хранило веру православную, в которой не однажды обретало свое воскресение.

В воскресенье, в день Памяти святых отцев VII-ого Вселенского Собора, Иверской иконы Божией Матери — святыни, особо чтимой на Афоне, на Кавказе, и Апостола Иакова Алфеева Михаил Братков стоял на службе в Свято-Никольском храме станицы Барсуковской, внимательно слушая проповедь.

Батюшка3 говорил тихо, словно прощаясь с духовными детьми: «Священное Писание гласит: «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения».

Батюшка открыл 3-ю Книгу Ездры:

«Ибо по всем местам и в соседних городах многие восстанут против боящихся Господа. Будут, как исступленные, без пощады расхищать и опустошать все у боящихся Господа. Опустошат и расхитят имущество их, и из домов их изгонят их. Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем. Слушайте, возлюбленные Мои, говорит Господь: вот перед вами дни скорби, и от них Я избавлю вас. Не бойтесь и не сомневайтесь, ибо вождь ваш — Бог». «Если будете исполнять заповеди и повеления Мои, — говорит Господь Бог, — то грехи ваши не будут бременем, подавляющим вас, и беззакония ваши не превозмогут вас. Горе тем, которые связаны грехами своими и покрыты беззакониями своими! Это — поле, которое заросло кустарником, и через которое путь покрыт терном, так что человек проходить не может: оно оставляется, и обрекается огню на истребление». Казачество давало присягу: «За веру, царя и Отечество». В 1380 году казаки приняли участие в Куликовской битве против Мамая под флагами ныне святого благоверного князя Дмитрия Донского. Многие казаки сложили за веру и Отечество головы. Нас ждет новая Голгофа. Не бойтесь ничего, что надо претерпеть. Не унывайте, не отчаивайтесь, ибо сказано: «Претерпевший же до конца спасется»4. «Много скорбей у праведного, но от всех их спасает Господь!» «Будь верен Мне даже до смерти». «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут», — сказано в Евангелие. Чада мои духовные, может статься, что последний раз видимся, храните веру православную, живите по заповедям Божьим. Как бы ни повернулась жизнь, помните слова, которые сказал нам Христос перед Голгофой: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга!» «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся его и поступающий по правде приятен Ему». Помните, чада мои духовные, для казака все люди — братья, если они творят дела истины, любви, добра и справедливости», — завершил проповедь батюшка. «Батюшка напомнил, что для казака все люди — братья, если они творят дела истины, любви, добра и справедливости, — думал Михаил, — Давно я не был у кунаков. Много лет мы дружим с горцами, называем друг друга братьями! Сколько крови пролилось на многострадальной земле Кавказа! Что же делается на белом свете?» Святитель Тихон Задонский писал: «Христианин препростый (не получивший никакого образования), который научен догматам святой веры, далеко мудрейший есть паче Платона и Аристотеля и прочих языческих мудрецов». Но и препростой христианин не мог ответить на вопрос: «Что делалось на белом свете?»

Откуда ему — человеку, вынужденному ради спасения детей предать забвению историю рода5, выросшему в многодетной семье, где все надеялись только на Бога, да на свои руки, было знать, что все беды на голову его народа падают так же щедро, как и золото в мешки банкиров США за кровь и горе его народа. До первой мировой войны в российских семьях было по 8—13 детей. В начале ХХ-ого века, рассчитывая условия для устойчивого и безопасного развития России, русский учёный-энциклопедист, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель, профессор Императорского Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук Д.И.Менделеев, родившийся в многодетной семье, определил оптимальную численность населения России в 500 млн. человек. Но много россиян погибло в катастрофах ХХ-ого века, еще больше — не родилось на белый свет. Что же делалось на белом свете?

Что делалось на свете? «Черный вторник Америки»

Для правильного понимания описываемых событий необходимо учитывать следующие обстоятельства. Исторические параллели опасны, но события конца ХХ-ого, начала ХХI-ого веков во многом напоминают события начала ХХ-ого века. Революция 1917 года и гражданская война 1918—1920 гг. изменили размеренную жизнь народа. Трудящийся народ России хотел жить мирно, трудиться, строить счастливую семейную жизнь, рожать и воспитывать детей, умножая российский народ. Но империалисты мира увидели в этих простых человеческих желаниях угрозу своим богатствам: сегодня в России рабочие и крестьяне станут управлять страной, завтра за ними поднимут головы трудящиеся всего мира. Этого они допустить не могли. И черные силы международной олигархии подняли шум о «большевистской угрозе мировой цивилизации». У. Черчилль заявил: «Необходимо задушить большевистского младенца в его колыбели». Начался «крестовый поход» против Советской России, в который были втянуты многие страны. Шестого марта 1918 года в порт Мурманска вошли английские крейсеры «Глори», «Кокрейн», французский «Адмирал Об», американский «Олимпия». 5 апреля 1918 года во Владивосток вступили японские войска и американская пехота. В Среднюю Азию и Закавказье вторглись англичане. Украина, Белоруссия и Прибалтика оказались под пятой немецких оккупантов. В Поволжье, на Урале, в Сибири поднялся мятеж белочехов. На Северном Кавказе выступила внутренняя контрреволюция — Добровольческая армия под командованием Корнилова, Алексеева, Деникина, отряды Каледина, Краснова. Из-за сословной, классовой неоднородности казаки воевали и за «красных», и за «белых». Казаки присягали на верность царю и Отечеству. «За веру царя и Отечество», — в этих словах был смысл всей жизни казака. Царь Николай II был свергнут, царская семья была казнена. Вера поругана. Брат пошел войной на брата, сын — на отца. Никто не почувствовал инородности гражданской войны, не понял, кому нужно уничтожение народа России и ослабление великой Российской империи. Позже генерал А. И. Деникин говорил, что эта война была великой трагедией России, ибо с обеих сторон фронтов уничтожался народ России. Станица Барсуковская была расположена в зоне кровопролитных боев за Недреманный хребет — подступ к городу Ставрополю и к центру коммуникационных дорог Баталпашинского отдела — станции и станицы Невинномысской. Здесь с боями проходили формирования Матвеева, Мироненко, Балахонова, Жлобы, Ковтюха с одной стороны и Покровского, Улагая, Боровского, Врангеля, Шкуро — с другой. Народ проливал кровь, не подозревая, как дорога его кровь за океаном. Это хорошо знали банкиры США. Они финансировали программу гражданской войны в России, под большие проценты кредитуя правительства стран АНТАНТЫ. Финансисты США были довольны, их расчеты оправдывались, прибыль росла как на дрожжах. А великий российский народ самоуничтожался в братоубийственной войне, промышленность разрушалась, поля зарастали бурьяном, рождаемость резко сократилась, начинался голод. Смерть косила народ. Для американских финансовых воротил исход гражданской войны в России, где белая гвардия начинает, красная гвардия выигрывает, был предельно ясен: Россия крупно проигрывает по всем показателям, выигрывали, крупные американские банки и монополии, работающие на уничтожение России, ее многонационального народа. Россия, некогда ведущая мировая держава, захлебывалась в крови собственных детей. Лучшие сыны народа гибли в жестоких сражениях, истреблялся цвет нации, ее генофонд. Иной и не ведает, насколько он богат, пока не узнает, как разбогатели люди, ограбившие его. На крови России процветала Америка. В ходе предвыборной кампании президент США обещал каждому американцу курицу в кастрюле и машину во дворе. Если бы рядовые американцы знали истинную цену курицы в кастрюле и машины во дворе, они бы согласились всю жизнь держать пост и ходить пешком. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский писал: «В идеале общественная совесть должна сказать: пусть погибнем мы все, если спасение наше зависит, лишь от замученного ребенка, и не принять этого спасения». Сколько сотен миллионов людей погибло в войнах ХХ-ого века? Сколько миллионов детей погибло? Сколько миллионов детей осталось сиротами, без крова, без хлеба, без надежды выжить, сколько миллионов детей, лишенных детства, стали на путь преступления из — за куска хлеба, сколько миллионов детей потеряли здоровье и возможность жить полноценной жизнью? Сколько миллионов неродившихся поколений России сгорело в пламени войн ХХ века? Только потому, что несколько миллиардеров и миллионеров на планете Земля остро нуждались в миллионах и миллиардах долларов на крови россиян. И как хитрый и коварный филин делил пирог, ссоря кошку с собакой, так они сеяли раздор и ненависть между народами мира, грея руки над пламенем костра всемирной бойни. Считались не погибшие и неродившиеся дети России. Считались деньги на крови. Общая задолженность иностранных государств США в 1922 году достигла с неоплаченными процентами 11,6 миллиардов долларов, в том числе Великобритания — 4,7 миллиардов долларов, Франция — 3,8млрд., Италия — 1,9 млрд., Бельгия — около 0,5 млрд. долларов. Общая сумма экономической поддержки США странам Западной Европы равнялась почти 20 миллиардов долларов. Погашение долга должно было растянуться на десятки лет. Крупнейшие страны Европы оказались данниками Соединенных Штатов на два поколения вперед. При этом никто не считал, сколько же должны обескровленной и разоренной России, которая, по словам Уэллса, пребывала «во мгле», в то время как в США царил экономический бум. Но украденного и построенного на крови счастья долго не бывает. Р. Бэбкок, американский экономист, выступая на Конференции деловых людей США, предсказал, что рано или поздно крах придет, и он будет ужасным: экономика попадет в порочный круг, и наступит серьезная депрессия. Предсказания Р. Бэбкока сбылись 29 октября 1929 года во вторник, который в мировой истории стал днем величайшей биржевой катастрофы и назван «черным вторником». Уильям Кроуфорд — президент биржи, вспоминал, что в «черный вторник» люди ревели, как стая львов и тигров, банкиры стрелялись, брокеры выбрасывались из окон, церковь Пресвятой Троицы, пустовавшая до «черного вторника» была забита прихожанами, которые падали на пол в неистовых мольбах. Началась Великая депрессия 1929—1933 годов.

1929 год — год великого перелома

В 1929 году в СССР единой формой хозяйствования на селе стали колхозы и совхозы — коллективная и государственная формы сельских хозяйств. 1929 год стал годом форсирования социалистического строительства в ходе индустриализации и успехов в культурном развитии страны. Экономико-финансовое состояние страны, ее изолированное положение в мире ставили вопрос об источниках, темпах и методах индустриализации. Первый пятилетний план на 1928/29 — 1932/33 гг. определил главные направления: накопление в самой промышленности, перераспределение через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства и использование сбережений населения. Большое внимание уделялось повышению производительности труда и режиму экономии в народном хозяйстве. В основу пятилетнего плана было положено оптимальное сочетание тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства, повышения жизненного уровня народа. В 1929 году исполнилось 10 лет со дня подписания Я. Свердловым циркулярного письма оргбюро «Об отношении к казачеству». В 1919 году полному уничтожению подлежали целые станицы! По оценкам экспертов было выселено до 2 млн. человек, половина из них умерла от голода и холода. В истории казачества 1929—1933 годы стали новой «черной полосой». В декабре 1932-ого года Ростовское ГПУ направило карательные экспедиции на Кубань, они ежедневно расстреливали до 200 человек. Наступил голод. Опухшие от голода люди съедали кошек, собак, умирали тысячами. Хоронить было некому. Большие трудности испытывала деревня в годы форсированного скачка ее к социализму. В 1929 г. в нарушение ранее принятых решений была провозглашена политика сплошной коллективизации сельского хозяйства. В трудах ученых А. Чаянова, Н. Кондратьева, Н. Макарова, А. Рыбникова была обоснована целесообразность развития разнообразных форм кооперирования, соединение индивидуально — семейной и коллективной форм организации производства. Но с конца 1929 года был взят курс на форсирование социалистического переустройства села. 1929 год стал переломным и в политическом развитии страны. Россия — многонациональная страна, населенная более ста нациями и народностями. Для нее были характерны классовые, национальные и религиозные противоречия. Она развивалась в условиях враждебного окружения. В общественном сознании утверждался «образ врага», формировавший психологию «осажденной крепости». Конкретным выражением изменений политики в стране стало утверждение культа личности Сталина, в условиях которого пострадали десятки тысяч честных граждан, много видных деятелей партии и Советского государства. Был репрессирован и род Братковых. Позже они реабилитированы посмертно. В 30-е годы во всем мире действовала тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни. Это была реакция на мировой экономический кризис 1929—1933 гг. В мире возрос рост влияния социалистических и коммунистических партий.

Золотой вторник Николая Браткова

На просторах Ставрополья 29 октября 1929 года стоял золотой вторник. В станице Барсуковской в церкви святого Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских в день мученика Лонгина, иже при Кресте молились: «О, святый мучениче Лонгине! Пилатом повелено тебе было с воинами стать на страже при кресте Господа Иисуса. Ты же, недуговав очима и, исцелев от капли крови Господа, капнувшей тебе в очи, обрел и духовное прозрение и, видя чудеса, при распятии Господа происходившие, и трус, и солнечное затмение, и мертвых из гробов воскресение, исповедал явно Иисуса Христа Сыном Божиим». Михаил Братков благодарил Пресвятую Троицу, Пресвятую Богородицу, святого Архистратига Михаила и все Небесное Воинство, святителя Николая Чудотворца, всех святых за рождение сына. Батюшка спросил: «Михаил, как назовешь сына?» «Николаем, батюшка!» «К Престолу окрестим, чтоб на Престоле всей семьей на Литургии причастились и на трапезе были. До Рождества старайся чаще причащаться со всей семьей, тогда малыш крепенький будет и в любых искушениях выстоит. У вашей семьи сильные небесные покровители: святой Архангел Михаил, равноапостольная княгиня Ольга, святитель Николай Чудотворец, Архиепископ Мир Ликийских», — сказал батюшка. После Таинств Крещения6, Миропомазания7, Причащения8, батюшка внес малыша в алтарь. Затем, вручая сына Михаилу, батюшка сказал: «Чтоб сердце его от младенчества было обращено к Отцу Небесному. Святой Афанасий Александрийский говорил: „Бог теперь именуется нашим Отцом, потому что Тело Его приобщилось нашей плоти, ибо Сын делает так, что Его Отец становится и нашим Отцом“. Воля его Божественного Сына и Спасителя мира усыновила весь род человеческий Божией Матери, Она стояла при Кресте, где был и святой воин Лонгин. Младенец родился в день святого мученика воина Лонгина, стоящего при Кресте, получил дар бессмертия в крещении, стал христианином в лоне Православной Церкви, сыном Божиим, получил Отца и Мать, в покровители Святого Архистратига Божия Михаила, — покровителя казачества, Святого Николая Чудотворца, Святого великомученика Георгия Победоносца, покровителей воинства российского. Ждут его великие подвиги, но пусть как огня боится земной славы и земного богатства». И как золотые листья осыпаются с деревьев под дуновением осеннего ветра, так посыпались на Николая испытания, одно тяжелее другого. Но великую силу имели Таинства Церкви, принятые младенцем в Святом Крещении. «Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет: там Христос!» (Акафист Благодарственный «Слава Богу за все». Кондак 5.)

И в трудных испытаниях мальчика не оставляли Пресвятая Троица, Пресвятая Богородица, Ангел-Хранитель, святитель Николай Чудотворец, святой Архистратиг Михаил, святая равноапостольная Ольга, святой мученик Лонгин и небесные защитники. Испытания не ожесточили мальчика, они закалили его, сделали кротким и смиренным, чутким к чужому страданию, отзывчивым, добрым, дружелюбным и милосердным. На фотографии Коли в раннем детстве он в стареньких валенках на босые ножки, в старенькой, с чужого плеча рубашонке, с перевязанной ручкой. Весь вид его говорит: «Терпи, казак! Атаманом будешь!» Эта фотография — прообраз будущего: рожденные в суровых испытаниях долготерпение, стойкость, мужество, честность, верность. На всех последующих фото, сделанных в юности, он будет в кубанке — головном уборе казаков. Но главное на фотографии: лик! Не по — детски глубокий, проникновенный, открытый взгляд широко распахнутых глаз. Открытое чело напоминает о происхождении слова «ЧЕЛОВЕК», взгляд ребенка — слова Спасителя: «Будьте, как дети… Ежели не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Так он будет смотреть на жизнь, какой бы стороной она к нему не поворачивалась. Он родился в такое противоречивое время, когда об истории рода нельзя было помнить.

Семья Братковых: отец Михаил, мать Ольга, сыновья Николай, Алексей, дочь Екатерина. 1932 год. (Фото из личного архива Н. М. Браткова.)

Золотым правилом рода стало: «Каждый отвечает за себя». О многом рассказывает фамилия. Исследование истории фамилии открывает главные нравственные ценности, показывает забытые страницы жизни, культуры, традиций предков и много значительного и интересного в далеком прошлом. По данным центра исследований «Анализ фамилий» фамилия Братков принадлежит к древнему типу славянских фамилий, образованных от личных прозвищ. Древнерусская традиция давать человеку индивидуальное прозвище в дополнение к имени, полученному при крещении, сохранилась до ХVII-ого века. Прозвище Братко отражало в Древней Руси (Россия, Украина, Белоруссия) не только родственные отношения, в православном христианстве — брат о Господе, но толковалось более широко: друг, товарищ, сводный брат, на Кавказе — кунак. Семейное прозвание Братков могло образоваться от популярного в старину имени Братислав (от славянских слов «брат» + «славить»), известны также имена Братолюббрат» + «любить»), Бративойбрат» + «воин»). Оно могло означать товарища по братству, которые создавались повсеместно как религиозные либо светские объединения сословных групп, отстаивающие свои права, занимающиеся благотворительностью. К началу XVII века, большинство фамилий образовывалось прибавлением к основе суффиксов — ов, — ев, — ин, ставших показателями русских семейных имен. О подсознательном влиянии фамилии на человека рассказывает фоносемантический анализ. Фамилия Братков имеет 12 ярко выраженных признаков: мужественное, храброе, большое, величественное, хорошее яркое, сильное, активное, быстрое, подвижное, могучее. По этой модели на основе личного именования Братко была образована фамилия Братков, которая относится к числу старейших и отражает в себе древние верования и традиции русского народа. Казаки — сложная этносоциальная группа, указать национальность казака точно невозможно. Кубанские казаки тяготеют к русской культурно-исторической общности. По этническим признакам Братковы являются русскими,

Внутренний компас человека

Нравственный человек понимает Совесть как сокровенную связь между человеком и Богом, как внутренний компас человека, указатель направления на дороге жизни. Толковый словарь В. Даля говорит, что совесть — это нравственное сознание и чутье, чувство в человеке; понимание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития. Правилом рода Братковых были пословицы: «От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь». «Богатый совести не купит, а свою совесть погубит». «У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица». «Как ни мудри, а совести не перемудришь». Совесть не купишь за деньги, не изменишь какими-то внешними проявлениями и факторами. Это «голос истины жизни, любви и добра». У кого совесть чиста тот поступает по правде, никогда не ошибается в правильности жизненного пути. Но один раз изменишь «внутреннему компасу», поступишь против совести, — жизнь пойдет под откос.

«Душа меру знает»

«Нужно во всем знать меру», — это золотое правило, которое Николай Братков усвоил с детства, никогда его не подводило. Русская цивилизация — цивилизация меры. В отличие от Запада, который гонится за материальными ценностями, и Востока, который на пути духовного совершенствования готов забыть о жизни сегодняшней, у нас всё хорошо только в меру. «Мера — всякому делу вера», — говорят в народе.

«Кто любит, тот дважды живёт»

«А не имею любви, — то я ничто».

Апостол Павел

Современная псевдокультура формирует превратное представление о Любви, как о порыве страстей, которые превращают человека в «раба любви», возносят его на «вершину сиюминутного блаженства», ввергая затем в депрессию, предательство. Но Любовь в истинном значении этого слова не может быть «продажной» и «безумной». Навязываемые стереотипы, описывают привязанности на основе половых инстинктов. В христианской традиции, которые стали сутью этики рода Братковых, Любовь — гораздо более широкое и объемлющее понятие, чем только отношения между мужчиной и женщиной: это Любовь к Богу, без которой невозможна Любовь к себе, Любовь к ближнему своему, Любовь к миру, Любовь, как проявления тепла души и сердца, как совокупность совершенства. Народ бережно хранит пословицы: «Где любовь, тут и Бог», «Кого люди любят, тому и Бог благоволит». «Любовь… все переносит», — писал апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам. «Любовь долготерпит… все переносит». На первый взгляд, это одно и то же. Для нас привычнее воспевать подвиги любви и чудеса, которые она творит. Но апостол Павел не ошибся. В незаметном каждодневном трудном пути человека заключается его подвиг, и одним из условий подвига является долготерпение. В минуту увлечения мы готовы на всякую жертву, но не в эйфории восторженности истинная любовь. Истинная любовь доказывает свою силу в обыденной жизни, незамеченная никем: в горячих незримых слезах, в жертве, принесенной в уединении после жестокой душевной борьбы, в преодолении ежедневных раздражений, несправедливых осуждений, непонимания, молчаливого отвержения. Если и тогда любовь не умрет, она достойна хвалебного Гимна любви апостола Павла. Любовь — это результат специфического усилия: это усилие во что бы то ни стало остаться живым. Как подлинное творчество, так и подлинная любовь встречаются редко, так же редко, как и человек, поступающий по совести. Николай Братков, получив дар любви, пронес его по дороге земной жизни бережно, в каждом виде деятельности проявляя любовь к народу, Отечеству, делу, к родным и близким. Об этом свидетельствуют и государственное признание его заслуг, и любовь народа. Человек без любви — жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования. Об этом сказано в Послании святого апостола Павла Коринфянам в строках, которые стали образцом поэтической прозы и носят название «Гимна любви»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1 Коринфянам 13, 1—3). Перефразируя пословицу: «Кто любит, тот дважды живёт», — можно сказать: «Кто любит, тот и совершает подвиги, во всем удваивая, утраивая результаты деятельности». Любящему человеку удается намного больше сделать в своей жизни. Об этом сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Чувство любви подвигает к тому, чтобы совершать подвиги, получать образование, достигать успехов в профессиональной деятельности…» Пословица: «Любви золотом не купишь», в наше время актуальна, как никогда раннее. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает: «Бог есть Любовь. Любовь есть самое высокое, самое возвышенное и самое великое чувство. Любовь — это особая реальность, особое состояние души. Если нет любви, нет жизни, нет продолжения рода человеческого…» Народная мудрость, оставленная нам в пословицах, гласит: «Где любовь да совет, там и горя нет». Бог есть Жизнь, есть Любовь. Любви учит религия. Любви учат в храмах… Народ, который этого не поймет, обречен. Не помогут никакие социально — экономические преобразования, пока народ не станет на Путь Веры. Для многонациональной и многоконфессиальной России любовь — важное условие государственной безопасности, прогресса и процветания.

«Не бойся! Ибо Я с тобой!»9

В русском народе всегда были высоки идеалы воинского служения народу, много святых среди русских князей — воинов. Наследником идеалов воинского служения, их осознавшим и воплотившим в жизнь, был великий русский полководец генералиссимус А. В. Суворов, к которому Братковы относились с особой любовью. (В роду Братковых были военоначальники и офицеры, служившие под началом великого полководца.) Глубокая вера определяла поступки А.В.Суворова в критические моменты жизни. 1 (14) октября 1787 года во время русско — турецкой войны произошло сражение на Кинбурнской косе. Турки хорошо изучили противника и выбрали не случайно первое октября по старому стилю, четырнадцатое — по новому стилю. Это праздник — Покров Божией Матери. А. В. Суворов и воины его небольшого отряда были в храме на Литургии, турки беспрепятственно высадили десант, который многократно превосходил по численности отряд полководца Суворова, которому неоднократно докладывали о высадке вражеского десанта, но он не предпринимал никаких действий, пока не была окончена Литургия, и не был отслужен молебен о победе. Сражение, окончившееся полным поражением турок, было кровопролитным, длилось до глубокой ночи. Суворов был дважды ранен, едва не попал в плен. В одном из писем он писал, что «в день сражения или похода размеряет все предлежащее, берет все нужные меры, и вручает себя совершенно Промыслу Вышнего». Чувство глубокой веры в Бога, твердое упование на Его близость, Суворов передавал и своим солдатам: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа. Чудо богатыри, Бог нас водит, Он нам Генерал!» Российская армия осознавала свое служение как миссию, как проповедь Православного христианства народам, страдавшим под игом безбожной власти. Российское христолюбивое воинство — воинство, возлюбившее Христа, и Христом возлюбленное, приобретало любовь и получало помощь местных жителей, которые власть, основанная на насилии, приобрести не может. Л.Н.Толстой писал «сущность веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью».

За правое дело стой смело!

Смелость — это одно из самых важных волевых качеств. Смелость — основание храбрости, мужества, доблести. Из рода в род передавалось это качество у Братковых. Жизнь шлифовала его неустанно, с раннего детства она ставила Колю в такие условия, в которых развивались смелость, мужество, решительность, бесстрашие, ответственность, способность самостоятельно принимать решения и достигать цели, во что — бы то ни стало. Существует много пословиц, напоминающих о том, что только смелый человек способен преодолеть любые препятствия на жизненном пути: «Смелость города берет», «Герой умирает один раз, а трус всю жизнь», «Смелость — сила воина». В роду Братковых было много воинов, погибших за независимость Отечества в разные периоды отечественной истории. Президент России В. В. Путин сказал: «Исторически казаки находились на службе Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах русской армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути — геноциду. Однако оно выжило, сохранило свою культуру и традиции. И задача государства — всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно — патриотическому воспитанию молодежи». Неоднозначные обстоятельства складывались вокруг казачества. Чтобы выжить в тех непростых условиях, надо было забыть все, стать «Иванами, родства непомнящими», лишиться всего, чтоб спасти жизнь детей. В трудные годы семья М. Браткова находила приют в горных селениях Кавказа. Николай Михайлович Братков хорошо знал языки и традиции народов Кавказа. Он любил Кавказ, часто бывал в Абхазии, посещал Ново — Афонский монастырь. Единственным свидетелем богатейшей истории рода была бабушка Николая Петрова Дарья Яковлевна, которая всегда молчала. Пословица: «Молчание — золото» перефразировалась в пословицу: «Молчание — жизнь». Из всей драматичной истории рода можно было говорить только о том, что некоторое время Дарья Петрова работала в Москве. Н. К. Крупская в своем кабинете в Кремле за доблестный труд подарила ей платок на Международный Женский день 8 Марта. Кротко и смирено приняв с благодарностью подарок, Дарья Петрова не рассказала Надежде Константиновне о том, как много она потеряла: родных и близких, верой и правдой служивших Отечеству, кров, имущество, нажитое честным трудом. Могла ли думать она, принимая подарок Надежды Константиновны, что пройдет время, и ее самый младший внук Коля, чудом оставшийся в живых, станет Героем Социалистического Труда, депутатом Верховного Совета СССР, народным заседателем Верховного Суда России, и будет участвовать в принятии судьбоносных решений страны на сессиях Верховного Совета СССР в Кремле? Она и мечтать не могла об этом. Она твердо знала одно: верность заповедям, молитва и доблестный труд спасают от всех бед. Богатая верой, трудолюбием и щедростью Дарья Петрова всегда была состоятельной и независимой. Вернувшись из Москвы в станицу Барсуковская, она на маленьком участке возделывала виноградник, выращивала овощи, фрукты. Стены ее амбара были увешаны вязанками лука, чеснока, сухофруктов, в бочках хранились квашеная капуста с арбузами и яблоками, соленые помидоры и огурцы, в гуртах — картофель, на полках — корзины с тыквами, фасолью, семечками. Сколько бы ее ни раскулачивали, сколько бы ни репрессировали, ее закрома всегда были полными. Земля щедро воздавала за труды. «Слава Богу за все!» — говорила она, делясь с людьми плодами своего труда. Ее первым помощником был Коля. Он помогал выращивать урожай и раздавать фрукты и овощи. Святой апостол Павел во 2 письме Коринфянам писал: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтоб вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело». Святитель Василий Великий в «Нравственных правилах» писал о том, что милостыня, подаваемая с ропотом, не принимается Богом. Сочетание вышеописанных ценностей стали фундаментом мировоззренческой позиции и личностного роста Николая Браткова, кодексом законов жизни, духовно — нравственным компасом на жизненном пути.

Игры — самородная система физкультуры

Веками народы создавали самобытные игры, которые стали надежной системой физической культуры, воспитывающей здоровую, сильную, выносливую молодежь. Проверенные временем народные игры стали отличной подготовкой к ратному и мирному труду. Старинные игры нашего народа были средой физического воспитания и формирования воли, характера, удали, которые шлифовались в этих играх столетиями. Словарь В. Даля так трактует слово «удаль»: «Удаль — удатность, смелость, решимость, отвага, храбрость, при сметливости, находчивости; удачная отвага, молодчество». Епифаний Славинский в книге «Гражданство обычаев детских» (ХVIII в.), писал о детской игре как об упражнении для здоровья ребенка и нравственного воспитания, он говорил, что игру украшает постоянство, честное веселие, крепость смысла. Современное цивилизованное детство часто лишено народных игр и их достоинств. Летом дети во время игр бегали по земле босиком. Босохождение — закаливающая и лечебная процедура: дети росли крепкими, здоровыми, закаленными. Зимой дети играли в снежки, катались на лыжах, на санках с ледяных горок, проявляя выносливость, ловкость и сноровку. Среди старших ребят, невольно беря на себя повышенную ответственность, Коля учился побеждать и радоваться победе. Радость победы в игре — это особенная, общая, коллективная, разделенная радость, которая укрепляет дружбу и вдохновляет детей на новые достижения. Эта радость укрепляет душу и здоровье. Познав тайну победы и коллективной, разделенной радости в раннем детстве, позже Николай становился душой любого коллектива, признанным духовно-нравственным лидером, народным избранником.

«Счастье дается знающим»10

«Земля ограничена, а знаниям границ не предвидится».

Д. И. Менделеев

В 1936 году Николай Братков пошел в первый класс. Учеба — это напряженный и ответственный труд. Школьную программу смышленый мальчик начал осваивать еще в дошкольном возрасте, занимаясь с сестрой Катей и с братом Алешей, когда они делали домашнюю работу. Коля рано научился читать, писать и считать, хорошо запоминал стихи, рисовал иллюстрации к произведениям классиков русской литературы. С первого класса он учился отлично, помогал одноклассникам. У него были хорошо развиты память и речь. На уроках литературы ребята внимательно слушали его осмысленные и эмоциональные пересказы, выразительную декламацию стихов. Изучая произведение, он легко усваивал его нравственную суть, усваивая мировоззренческий характер русской литературы, национальные особенности русской души. А. С. Пушкин писал о духовной ценности русского языка для безопасности Отечества и мира: «Поймите же и то, что Россия никогда не имела ничего общего с остальною Европою, что история ее требует другой мысли, другой формулы… Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер». Русский и советский писатель, прозаик, драматург, основоположник литературы социалистического реализма, инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель правления этого союза, один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. А. М. Горький писал: «В истории развития литературы европейской, наша литература представляет собой феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла к жизни с такой силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта.…Нигде на протяжении неполных ста лет не проявилось столь яркого созвездия великих имен, как в России… этом дивном, сказочно построенном храме по сей день, ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты — умы и сердца истинных художников. И все они правдиво и честно освящая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства построен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его». Уроки литературы стали для Николая средством постижения великой русской культуры, развития мысли сердца, воспитания патриотизма, развития памяти и культуры речи. В семье начинается развитие речи, которая всегда является самостоятельной деятельностью человека. Многодетная дружная семья, где чтут традиции, бережно относятся к родному языку, является самым главным, благоприятным условием для освоения средств родной устной и письменной речи. Любовь к родному языку — это не только важная составляющая воспитания патриотизма. Это освоение великого культурного наследства, чем более человек усваивает его, тем более сильным он становится. Коля любил родной язык, бережно и трепетно относился к слову. Он слышал от отца, когда тот читал вслух Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, что начало быть». Братковы хорошо знали, что сквернословие, празднословие — это великое преступление. Слово в семье Братковых не расходилось с делом, поэтому с раннего детства Николай усвоил созидательную силу слова. «Язык и религия — это два высоких дара, бороться за которые стоит до истощения сил и с изменой которым народ теряет свою национальную самобытность и свое право на историю», — писал Лев Успенский. «Родной язык, — писал выдающийся педагог Я. Корчак, — это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа». К. Г. Паустовский писал, что только в речевой практике «с помощью родного языка можно творить чудеса». Необходимо знать механизмы действия слова на человека и на окружающую среду. «Нет ничего сильнее слова», — писал древнегреческий комедиограф Менандр. А. Франс писал: «Нет ничего могущественнее слова. Слово разит свирепых и рушит крепости. Это невидимое оружие». Кони: «Слово — одно из величайших орудий человека». Л. Н. Толстой: «Слово — великое дело». Эмиль Жирарден: «Сила слова беспредельна». Для казачества всегда было первым — Слово Священного Писания. Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский ясно сформулировал цель истинного воспитания — воспитание христианина: «Педагогика, основанная на психологии, советует развивать душу человека сообразно с ее природой, а душа человека… родится христианкой. Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, — это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всякой истины. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью». Большое значение для развития Николая имело внимание детей к его ответам на уроках родной речи, русского языка и литературы, истории и географии. Внимание и доверие одноклассников формировало у Николая чувство ответственности, подбадривало, помогало развивать творческие способности. Он увлекался сюжетом рассказа, описанием исторического события, путешествия, увлекая за собой детей. Первый ученик в классе — первопроходец. Законы наук открыты другими — великими учеными, но среди своих одноклассников первый ученик становится наследником открытий ученых, доверенным лицом ученых. У Коли была хорошо развита познавательная активность — жажда познания и открытий. Зная тему урока, он хотел знать больше. «Счастье дается только знающим, — писал К. Паустовский, — чем больше человек знает, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями». Школа для Николая Браткова стала местом освоения не только азов научных знаний. На каждом уроке он знакомился с героями научного, ратного, трудового подвигов, учился у них смелой творческой мысли, мужеству и отваге первопроходцев, самоотверженности в достижениях на благо народа, во имя процветания Отечества. Он относился к той части человечества, которой всегда интересно, что там, за горизонтом. «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой», — писал А. Эйнштейн. Счастлив тот человек, который смотрит за горизонт, стремится познать неизведанное, обогащая свой духовный мир новыми знаниями. Такой человек приносит большую пользу обществу и наполняет свою жизнь большим и высоким смыслом. Образованнейшие люди своего времени И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович добивались создания учебных заведений нового типа, в которых будут воспитывать, «новую породу людей». Они утверждали, что природу ребенка нельзя разбудить, если не вызвать у них любовь к учению. Ф. И. Янкович впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью. Большое внимание этому вопросу уделялось в школе, где обучался и воспитывался Николай. Максим Горький говорил: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям». Этому же учили и Николая родители и педагоги школы. Коля охотно помогал одноклассникам, чувствуя себя нужным людям, радовался, когда товарищи получали хорошие оценки. Поддерживая товарищей, он учился взаимовыручке и осваивал азы организатора, творческого подхода к обучению и воспитанию. В данной ситуации детское творчество — это не только деятельность, созидающая в себе новое, но деятельность, которая позволяет стать на одну ступень выше в развитии познавательной активности, в усвоении материала, в самоутверждении. И здесь вновь необходимо вернуться к обучению и воспитанию в семье. Николай был приучен с раннего детства к уважительному отношению к родителям, старшим, к послушанию, он занимался изучением школьных предметов со старшими детьми: сестрой и братом, много читал дополнительной литературы. Примерное поведение, хорошая дошкольная подготовка, любовь к книге позволяли ему быть отличником в учебе и лидером в классе. На уроках он был внимательным, хорошо усваивал материал. Развитые познавательная активность и память, любовь к знаниям, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, рациональное использование времени, прилежание, послушание помогали Николаю успешно осваивать школьную программу. Сочетание умственного и физического труда, общение с природой благотворно влияли на его интеллектуальное развитие и духовно — нравственное воспитание. Школа сформировала в нем широкий спектр взаимодействий: «ученик — учитель», «учащийся — объект усвоения», «ученик — коллектив», «ученик — ученик». Николая отличали активное восприятие позитивного, жажда знаний, вдумчивая переработка информации, поиск межпредметных связей и связи теории с практикой, рациональная деятельность, самостоятельный поиск знаний. Благодаря внутреннему единству составляющих компонентов педагогического процесса, неразрывной связи требований семьи и школы, взаимопониманию и взаимодействию родителей и педагогов, воспитывающему обучению и обучающему воспитанию, единству процессов умственного, нравственного, трудового, эстетического, гражданского, патриотического, физического и других видов воспитания, формировалась целостная гармоничная личность Николая Браткова. Духовно — нравственными качествами этнокультурной среды, в которой воспитывался Николай, были доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, милосердие. Дисциплинированность у Николая была генетическим достоянием, проявлялась выдержанностью, внутренней организованностью, ответственностью и готовностью подчиниться общественным целям, правилам. Николай был хорошо подготовлен к выполнению требований школьного устава, правил поведения. Так формировались чувство собственного достоинства и общественного долга, честности и правдивости, простоты и скромности, добросовестного и ответственного выполнения трудовых и учебных обязанностей, развитие познавательной активности и творчества, нетерпимость к несправедливости, стяжательству, корыстолюбию. Родители и педагоги воспитывали эти качества в Николае, являя ему достойные образцы поведения, воспитывая в Николае дружелюбие, взаимное уважение, товарищескую взаимопомощь, взаимовыручку, требовательность, заботу о старших и младших.

Будущее Отечества зависит от педагога

«Дети — гости настоящего и хозяева будущего».

В. Г. Белинский

Большое влияние на Николая оказывали учителя. Педагог многократно повторяется в судьбах учеников, передавая эстафету из настоящего в будущее. Я. А. Коменский приводил ряд аналогий между учителем и садовником, между учителем и полководцем, ведущим наступление против варварства и невежества. Л. Н. Толстой в педагоге видел гуманистическое начало, выраженное в любви к детям: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам, если учитель соединяет в себе любовь и к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Предназначение педагога — сотворение личности, любовь педагогов стала важным гносеологическим фактором формирования познавательной силы Николая Браткова.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как закаляется золото. Достойные дети Отечества. Аллея героев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Ставрополь — административный центр Ставропольского края — Ставрополья. Ставрополь в переводе значит «город Креста». Территория Ставрополья была первой на территории СССР — России территорией, принявшей Крещение, о чем свидетельствуют летописи и древние храмы в горах Карачаево-Черкесии.

3

Протоиерей Николай Кондауров арестован в 1930 году, расстрелян 17 февраля 1938 года, погребен в общей могиле на полигоне Бутово. «Жития новомученников и исповедников Российских ХХ века. Московская епархия. Январь — май». Тверь, 2002, с 59 — 63.

4

Евангелие от Марка 13:13

5

И. Н. Братков — генерал-лейтенант, И. Д. Братков — доктор Его Величества Николая II конвоя в Царской ставке, и многие другие, чьи имена ныне занесены в Мемориал Ставрополья.

6

Крещение — таинство, в котором верующий умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную, святую. На всех земных путях христианину сопутствует ангел — хранитель.

7

В Миропомазании христианин получает «печать дара Духа Святого», ему дается «сила свыше».

8

Мистическое приобщение людей Богу, друг другу, всему человечеству и миру через Христа в Святом Духе.

9

Пророка Исаии 41.10.. «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».

10

К. Паустовский

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я