1. Книги
  2. Стихи и поэзия
  3. Татьяна Анатольевна Томина

Из «Физики» Аристотеля

Татьяна Анатольевна Томина (2024)
Обложка книги

В сборнике в поэтической форме изложены отдельные мысли из «Физики» древнегреческого философа и учёного-энциклопедиста Аристотеля

Оглавление

  • ***

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из «Физики» Аристотеля» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вступление от автора сборника

Чтобы понять всего истоки,

Начни с начала изучать.

В том Аристотеля уроки

Не лишне тоже нам узнать.

Великий ученик Платона —

Так связь времён произошла.

Ведь не было бы и Ньютона,

Коль греков мудрость б не дошла.

__________

Примечания:

1. В сборнике в поэтической форме изложены отдельные мысли из «Физики» Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.) — древнегреческого философа и учёного-энциклопедиста, ученика Платона

2. Название стихов — от автора сборника

***

О началах Мира

Когда мы в поисках «начала»,

То надо вспомнить: «Всё течёт».

Любая вещь, а их не мало,

В противную лишь перейдёт.

Холодное ведь станет тёплым,

Отнюдь не светлым, господа.

Бывает, что слегка холодным.

Всё остальное — ерунда.

И потому «начало» в мире

Не может одиноким быть,

Раз пару отыскать всё в силе.

Нам этот тезис — не забыть.

Не может быть начал так много,

Что Мир не сможем мы познать.

Звучит в словах таких тревога,

Которую нам лучше гнать.

***

О познании

Как познаём мы Мир, однако?

Для «общего» нам разум дан —

«Большое — малое», ведь всяко,

Разумный только б увидал.

Для «частного» имеем чувства,

Что «плотно или нет» от них.

Так перед нами безыскусно

Путь для познания возник.

***

О простом и сложном

Движенье тел любой признает.

Но что возникло из чего? —

Простое сложности не знает,

Не изменяется оно.

Простая вещь — без изменений,

А сложная вещь — нет, заметь.

Вот — «человек» и, без сомнений,

Останется он им и впредь.

«Невежда» же, учась отменно,

Становится учёным вдруг.

Вещь изменилась несомненно.

Всё — в становлении, мой друг.

***

О материи и форме

Всё, что возникло, составное —

Материя и форма здесь.

Начала два, вглядись в любое,

А третье — что без формы есть.

Материя всегда первична,

Суть вещи от неё идёт.

Форм много, это и отлично,

Бывает всё ж, наперечёт.

Есть вещи, что живут в природе,

К примеру, тот же «человек».

Есть вещи — созданы в народе,

Искусств так много видел век.

«Природа» — то, скорее, форма.

Материал хоть взят один,

Но вещи имя лишь законно,

Когда ей форму придадим.

***

О причинах

Чтоб вещь узнать, ищи причины.

Четыре группы назовём.

«Что», «из чего», «куда», «где силы» —

В причинах вещи мы учтём.

Из камня дом, он для защиты,

Сооружений таких — ряд,

Создал строитель, оплатил ты.

Причины дома в том звучат.

Меняться могут все местами:

Работа — чтоб здоровым стать,

По силам труд — здоровы сами.

Зависимость в том отыскать.

Одна вещь разное приносит:

Нет кормчего — идёшь ко дну,

А если есть — к брегам доносит.

Одно — но в разную судьбу.

Причины — главные иль вместе —

Причины могут совпадать:

И скульптор статуй — не известен,

Но мог и Поликлет(1) им стать.

Вдали иль рядом пребывают,

Быть могут, в действии они.

Что главно — это выделяют:

В постройке — навык, а не ты.

__________

(1) Поликлет — древнегреческий скульптор и теоретик искусства, живший в Аргосе, (490 — 420 г.г. до н.э.)

***

О случайности

Коль не понятны нам причины,

Привыкли «случаем» то звать.

Несёт хорошее — счастливый,

А много — «счастье» в том видать.

Но «счастье» — это не надёжно,

Ведь случай редко встретим мы.

Причины там совпали сложно,

Чтобы понять, напрячь б умы.

То верно ли — причиной Мира

Одну случайность называть?

Без действия она — не сила.

Нет действия — как всё создать?

«Напрасным» назовём движенье,

Коль к цели не ведёт оно.

Есть толк, но в этом — совпаденье,

«Счастливый случай», что равно.

Что неразумно — вещь, ребёнок,

Случайное не совершат.

А взрослый правит тем с пелёнок —

В поступках случаям рулят.

И разум выше, чем «случайность»,

Природу выше назовёшь.

И «случай», равно «произвольность»

В причинах главных не найдёшь.

***

О связи явлений

Причины «что», «зачем», «откуда»

Имеют родственную связь.

Людей рожденье — это чудо,

Но в нём же — человека власть.

Вещей природу знать желаешь?

Что следует за чем — гляди.

Коль связь явлений ты познаешь,

То ты на правильном пути.

Подход же разный в изученье,

Вещей три группы назовём:

Есть неподвижны, в измененье

И в гибели кой-что найдём.

***

О целесообразности

Природу отнесём мы к цели,

Но важны — форма, матерьял.

Когда сойтись они сумели,

То в вещи не найти изъян.

Бывает в вещи и уродство,

Ошибка к цели в этом есть.

А сохраняет превосходство

Созвучная лишь с целью вещь.

Кто цель нарушит, погибает,

Поэтому я признаю —

Природа толк в леченье знает,

Ошибку правит раз свою.

***

О необходимости

Помимо цели есть иное —

«Необходимость» приведём.

В том «матерьал» создать такое,

С «движеньем» вместе мы учтём.

Железо для пилы потребно,

Кирпич, чтоб дом соорудить.

Для человека, несомненно,

Есть что-то, без чего не быть.

***

О движении

«Движенья» — непрерывны, вечны.

Нужны лишь «место», «пустота»

И «время» — части все различны.

Рассмотрим общее пока.

Всё существует или может,

Имеет свойства и объем.

Количество всегда итожит

И качество всегда учтём.

Во всём из них и есть движенье,

Коль изменения видны.

Но только, в этом нет сомненья,

Возможности к тому нужны.

Как рост, так убыль нам известна,

Возник — и к гибели идёт,

Перемещается из места.

Всё то — движений разных род.

Сегодня — теплый, завтра — в холод,

Движенье — строить и лечить.

И хорошо, пока кто молод,

Движенье — чтоб его учить.

В физическом любом движенье

Причины только две учтём.

Одну из них, что без сомненья,

К природе мы не отнесём.

***

О возможности

Возможность — это не движенье.

Медь может в статую войти.

Чтоб было скульптора творенье,

Работу бы произвести.

Приносит форму то, что движет,

Причина и начало здесь.

Младенец в Мир придёт, задышит

Лишь из того, что в людях есть.

Кто движет, должен быть способен,

Что движется — подвижным быть.

Один — в деянии удобен,

Другому — дело то вершить.

***

О бесконечности

Величину, движенья, время

В природе надо изучать.

В том бесконечности есть бремя?

Что «бесконечность», нам б узнать.

Учений было уж не мало,

Но все философы твердят,

Мол, «бесконечность» — то начало.

Рассмотрим, что нам говорят.

Платон(2) — она, мол, сущность Мира,

В большом и малом это есть.

Анаксагор(3) — без перерыва

От вещи к вещи связи здесь.

И Демокрит(4) был с тем согласен —

Всё в непрерывности пошло.

Источник тоже был им ясен —

Иль Разум общий, иль Оно.

Анаксимандр(5) «бесконечность»

Божественной нам назовёт —

Она бессмертна, это — Вечность,

Конца, начала не найдёт.

Есть пять причин того явленья,

Что «бесконечностью» зовём.

На первом — время, без сомненья,

Возможность разделить учтём.

Способность возникать, исчезнуть,

То, что отсутствует предел:

В мышлении то не избегнуть,

За небом много новых тел.

Что это — сущность или свойство,

Что в «бесконечности» видно?

Коль сущность, в этом беспокойство,

Что неделимое оно.

И «бесконечность», как и «числа»,

Не сами по себе живут —

В них нет, конечно, много смысла,

Коль их отдельно приведут.

И «бесконечность» не начало.

Ты часть от воздуха возьми —

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Из «Физики» Аристотеля» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я