Возможно ли эффективно подготовиться ко 2 части ЕГЭ по обществознанию, имея в запасе менее 3 месяцев? Это пособие, специально разработанное для школьников 11 класса, готовящихся к сдаче экзамена, поможет за максимально сжатые сроки провести самостоятельную экспресс-подготовку к написанию 2 части экзамена. Подробный разбор заданий, наглядные примеры и авторские схемы, зарекомендовавшие себя в процессе подготовки сотен учеников, обеспечат ускоренное освоение материала и логики заданий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Умные шпаргалки для неленивых лентяев, или Сам себе репетитор по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
§1. От теста к тексту, или правила эффективной работы с текстовой частью
По-другому я называю эту часть «разминкой» перед заданиями №25—28 и написанием мини-сочинения. Задания №21—24 предусматривают работу с текстом и в основном направлены на проверку умения старшеклассников осуществлять простой контекстный поиск в обществоведческом тексте, развить начатую автором мысль. Поэтому в первую очередь от вас требуется понимание содержания текста, а это значит, что с ним необходимо ознакомиться, внимательно прочитав его до самого конца. Звучит банально, однако опыт и практика показывают, что лишь 40% школьников считают необходимым уделять время процессу чтения текста, что зачастую приводит к ошибкам и потере от 1 до 10 первичных баллов. В связи с этим сразу хочу дать вам совет:
Обязательно прочтите обществоведческий текст до конца и постарайтесь уяснить мысль автора. Если текст остается для вас непонятным с первого прочтения, обязательно перечитайте его еще раз. Только после прочтения рекомендуется приступать к выполнению задания №21.
Итак, давайте приступим к подробному разбору заданий №21—24.
Внимательно прочитайте текст и определите, к какой сфере общественной жизни можно отнести затронутую автором тему.
По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений.
Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики. Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии, другие объекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти.
Политические отношения составляют важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса их возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т. п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т. п.), а также другими факторами.
Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию. В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.
Важной политической категорией является категория «политической борьбы» или, как ее чаще именуют — «политического конфликта».
Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний. Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет…
В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продолжительности, от характера действующих субъектов, в зависимости от используемых ресурсов.
На основании прочитанного можно сделать вывод о том, что текст относится к сфере политологии.
Теперь можно переходить к заданиям по тексту.
Внимательно прочитайте вопросы к тексту.
1.1. Работа с заданием №21
21. Что, по мнению автора, является отличительной особенностью политических отношений? Чем, по мысли автора, обуславливается характер политических отношений в обществе?
1) Обратите внимание, сколько позиций ответа предполагает задание. В данном случае вам предстоит ответить на 2 вопроса (как правило, в рамках задания №21 необходимо ответить не менее чем на 2 и не более чем на 3 вопроса), очевидно, должно быть 2 пункта. Для удобства при написании ответа на заданные вопросы и при последующем подсчете баллов рекомендуется записывать ответы по пунктам.
2) Далее, в каждом вопросе постарайтесь выделить ключевые слова, которые помогут понять, что от вас требуется выполнить. Например:
Что, по мнению автора, является отличительной особенностью политических отношений? Чем, по мысли автора, обуславливается характер политических отношений в обществе?
Если вместо особенностей политических отношений вы укажете, например, их функции или, не усмотрев правильного ответа в тексте, попробуете ответить на вопрос самостоятельно, без учета позиции автора, ваш ответ будет засчитан как неверный. Помните, ответы на вопросы задания №21 в большинстве случаев вам предстоит искать в самом тексте, на данном этапе в большинстве случаев никакой «отсебятины» от вас не требуется, поэтому смело приступайте к поиску по тексту.
3) После того как вы нашли ответ на вопрос, можно приступать к выбору способа его формулирования. Например, его можно начать со вступительных слов и завершить цитатой автора:
а) По мнению М. Н. Марченко, «важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики».
Или передать мысль автора своими словами, что подчеркнет ваше полное понимание мысли автора и поможет избежать путаницы, в случае если в тексте вы столкнетесь со сложными и непонятными для вас фразами и сложными речевыми оборотами. Например:
б) Отличительной особенностью политических отношений по сравнению с другими видами отношений, по словам автора, является их возникновение и развитие в связи с политикой и по поводу политики.
При ответе на 2 вопрос мы также можем воспользоваться двумя вышеобозначенными способами ответа на поставленный вопрос.
а) По мнению автора, «характер их и особенности процесса их возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т. п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т. п.), а также другими факторами».
Или
б) Характер политических отношений, по мнению М. Н. Марченко, обуславливается типом государственной власти и особенностями государственного режима.
Итак, ответы на вопросы задания №21 в конечном итоге должны выглядеть примерно так:
21. 1) По мнению М. Н. Марченко, «важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики». 2) Характер политических отношений, по мнению М. Н. Марченко, обуславливается типом государственной власти и особенностями государственного режима.
Таким образом, задание №21 направлено на точность воспроизведения содержащейся в тексте информации. Выполняя его, вы работаете с текстом, выбираете те предложения, которые содержат ответы на вопрос, и переписываете ответы.
Согласно критериям оценивания, содержащимся в демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по обществознанию, если в задании №21 правильно даны ответы на два вопроса, вы получаете 2 балла, только на один любой вопрос — 1 балл, если оба ответа неверны — 0 баллов. Максимальный первичный балл за выполнение данного задания составит 2 балла.
1.2. Работа с заданием №22
22. Как, по мнению автора, политические отношения взаимосвязаны с экономическими отношениями, экономикой? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, приведите пример этой взаимосвязи.
1) В данном случае задание №22 также предполагает две позиции ответа на заданные в нем вопросы.
2) При ответе на 1 вопрос следует руководствоваться теми же принципами, что и при ответах на вопросы задания №21. Итак:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Умные шпаргалки для неленивых лентяев, или Сам себе репетитор по обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других