Предметная область для наблюдения автора – это, главным образом, Российское образование. Его проблемы преподносятся в виде зарисовок с натуры. И вы увидите всех героев, которые появились в воображении автора. Однако, не только педагогические проблемы волнуют автора. Именно поэтому название «Горошины на паркете» отражают ее разнообразное содержание, основной смысл которого представить все переживания, как сознательные, так и бессознательные, которые суть производные от первых.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Горошины на паркете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О рае
Не знаю, есть ли рай, и кто в него попадает, но скорее всего, есть и попадает в него те, кто сохранил в душе свое детство и не боится хранить эту частицу, трепетно общаясь с ней. Общение с детством — это как прикоснуться к истокам, которые после многотрудной жизни уже не имеют исходной прозрачности и наивности. Посмотрите на ручей, который течет из источника, где-нибудь из-под березы, или ивы. Понятное дело не из-под баобаба, как такое вообще может прийти в голову (отступление от темы)! Ручей не только прозрачен, он наивен и его назначение просто, если не сказать примитивно, — напоить, успокоить и усладить своим щебетаньем. Он течет и не знает, что впереди его ждет превращение в реку — работягу, которая будет добывать, переносить, взращивать, сопровождая это всеми житейскими радостями и огорчениями. И забудутся прекрасные мгновения детства, когда он собирал вокруг себя только восхищение путников, впрочем, как и самих путников, не стеснявшихся встать на колени и губами прикоснуться к истокам. Каким бы ни был путник, святой или злодей, гражданин или гражданка, а может быть даже господин, все в этот момент прикасаются не только к воде, но и к своему детству, когда они еще не впряглись в житейские оглобли, и порхают как ангелы, уверовав, что хотя Земля и стоит на трех китах, но крутится она все-таки вокруг них.
Пройдет много лет, может быть и детство свое гражданин или гражданка будут вспоминать изредка, а некоторые и вовсе его не вспоминают. Но вдруг встретятся ему шумные первоклашки с огромными ранцами на спинах, и что-то пронзит его: а ведь это ангелы, которых он встретил здесь и сейчас как напоминание, что есть у него не только житейские оглобли, но и глубинное ощущение чего-то вечного, что очень близко расположено к раю, о котором любят рассуждать определенные слои социума, впрочем, сами к этому социуму относящиеся весьма опосредовано. Встанет он перед этой толпой и будет слушать щебетанье, восхищаясь сколь много им дано, что впоследствии исчезнет или останется флером, скрывающим нечто наивное, детское, но по своей чистоте и наивности вполне сравнимое с божьим откровением. Любовь к матери и материнская любовь, абсолютное доверие ко всему, что видится и слышится, убежденность, что все хорошие и нет плохих, за исключением Сашки Кузнецова, которого учительница ругает за непослушание на уроках. А все, кто приходит в гости делают это с единственной целью — выразить свою любовь к нему. Все это действительно божье откровение потому, что возникло ниоткуда и безо всякой причины, нет этому объяснения даже в самых толстых книгах. Впрочем, в книгах в своем большинстве вообще мало что объясняется. За исключением учебников по математике, где строятся доказательства, вызывающие восхищение у самих математиков, а у остальных только недоумение: как можно всерьез воспринимать эту галиматью.
После этого появляется мысль, что дети — это ангелы, а свои крылья они носят в ранцах, именно потому ранцы такие большие, что ангельские крылья тоже не малы. Потом правда в ранце почему-то оказывается маршальский жезл, но это только у солдата. Да и то, если поковыряться, как следует, то рядом с жезлом найдутся остатки ангельских крыльев, которые перекочевали сюда из школьного ранца. И посланы ангелы на землю не в награду родителям, а как частица рая, которая должна напоминать всем, что рай есть, и его можно увидеть, вот он перед тобой. Его даже можно потрогать, когда ведешь своего перепачканного чернилами первоклассника домой, а он по дороге просит рассказать историю из твоего детства, т.е. из твоего рая. Начинаешь сочинять и ловишь себя на мысли, что тем самым открываешь свои истоки, которые почти пересохли. А сейчас ангел напомнил тебе, что река, которая трудится и взращивает, имеет и источник, способный напоить, очистить, успокоить. Т.е. вкусить райского блаженства.
Проходит совсем немного лет, и ты встречаешься со студентами — бывшими первоклассниками. И удивляешься, как мало в них ангельского, оно куда-то делось и покрылось никчемными привычками и стереотипами. Где, когда прозрачный ручей превратился в мутную лужу, в которой нет ни течения, ни жизни. Осталось только, как отголосок прежнего взгляда широко открытых светящихся глаз, уверенность, что мир крутится вокруг тебя. И поэтому никаких усилий, чтобы это вращение продолжалось вечно, прикладывать не надо. Но эта уверенность быстро проходит, и наступают сумерки жизни, состоящие из нереализованных желаний, бесплотных мечтаний и возникших на этой почве комплексов.
Вывод: невозможно пребывать в раю, если не найдешь его в себе и не будешь постоянно пестовать!
Еще один взгляд на устройство компьютера
Введение. Нынешние дети начинают приобщаться к современным средствам обработки информации почти с младенчества. Как правило, этот процесс в младших классах проходит стихийно, без квалифицированного руководства. Что, к сожалению, приводит к потребительскому отношению детей к технике. Они смотрят на компьютеры, планшеты и прочие гаджеты как на данность для развлечения, нисколько не задумываясь об их реальной ценности. Именно в этом кроются истоки клипового мышления, которое превращает людей в потребителей музыкальных картинок. Однако, компьютер — это целый мир, значительно расширяющий рамки человеческого сознания, хотя бы потому, что может в любой момент снабдить нас необходимыми знаниями. И не для развлечения, а для самосовершенствования.
Во многих школах, особенно с математическим уклоном, информатику начинают преподавать в младших классов. Однако, очень трудно рассказать младшему школьнику как устроен компьютер, когда он не имеет представления об электронике, процессоре, системах счисления, операционных системах и пр. Это вызовет у него, мягко выражаясь, затруднения. Изучение архитектуры современного компьютера вызывает затруднения даже у студента, что уж тут говорить о школьнике. Однако, это надо делать, т.к. на том же принципе устроены, например, системы управления роботами, которыми с таким увлечением повсеместно занимаются младшие школьники. Тем самым вместо потребления удовольствия у экрана гаджета школьник открывает новый мир со своими законами, которые можно познавать и использовать в интеллектуальных сферах. Если раньше младшие школьники строили модели из металлических конструкторов, то сейчас они вполне осваивают микропроцессоры, контроллеры, системы управления роботами и подобные устройства. И в этом школьнику нужна помощь, состоящая хотя бы в том, чтобы популярно изложить устройство гаджета, который он каждый день берет в руки.
Именно этому посвящена настоящая статья. В ней в сказочной форме описано устройство компьютера, что позволит ребенку с его образным мышлением представить, что же там происходит в этом загадочно устройстве. Добавлю, что автор использовал свой опыт преподавания информатики в младших классах, прибегая к сказочному изложению сложных вещей, и это вызывало неподдельный интерес детей.
Удивительное путешествие. Петя долго осваивал новую компьютерную игру, которую недавно качнул из Интернета. Нельзя сказать, что игра увлекала его, скорее по привычке ему хотелось пройти все уровни, чтобы узнать, что приключится с Принцем и удастся ли ему освободить Принцессу из лап могущественного Злодея. Дело близилось к развязке, похоже, что вот-вот должен был наступить решающий момент. Но, увы, Пете так и не удалось узнать, чем завершится игра, его голова все больше клонилась к столу. Наконец он положил ее на руки и заснул, утомленный борьбой Принца со Злодеем, за которой из башни наблюдала Принцесса.
Петя заснул и так как он полностью погрузился в сказочную игру, то и во сне очутился в сказке. Вначале он не понял, что это сказка, так как стоял посередине цветущего поля, а вдали был виден необыкновенно красивый домик. Петя никогда не видел такого удивительного домика: его стены были разукрашены большими цветами, ставенки были веселенького зеленого цвета, перед дверью было красное крыльцо, а на нем сидела симпатичная и похоже очень веселая девушка. Она выглядела старше Пети, была одета в цветной сарафан и держала в руках большую книгу с картинками. Весь ее вид внушал Пете уверенность в том, что если он заговорит с ней, то беседа окажется умной и полезной. «Позвольте представиться, меня зовут Петя, и я учусь в пятом классе 124-й московской школы», — сказал мальчик. Девушка внимательно посмотрела на него: «Очень приятно. А я Клава. И уже не помню, когда закончила школу. Но моя школа была не хуже твоей, хотя где она находилась, сказать затрудняюсь». «Интересно — мелькнуло в голове Пети, — Такая с виду симпатичная девушка и не помнит, где ее школа». Он хотел выразить свое удивление, но тут его внимание привлекло ближайшее окно. Оно было рядом с входной дверью и не удивительно, что именно оно попало на глаза.
В окне, которое вначале было самым обыкновенным, вдруг пропал переплет, и оно превратилось как бы в сплошное стекло, по которому переливались цветные волны, вначале сверху вниз, потом справа налево, потом появилось знакомое слово Windows. А потом — Добро пожаловать. «Что это?!» — воскликнул Петя. «А, это? Обычный экран», — мимоходом заметила Клава.
— Как в доме может быть экран? — еще больше удивился Петя.
— Но разве не видишь, это необыкновенный дом! — возразила Клава.
И тут до Пети дошло, что дом действительно необыкновенный. Он был так необычен, что Петя вначале не сообразил, что его поразило. Его удивление еще больше увеличилось, когда он увидел, что в руках у Клавы вместо книги очутился моток пряжи, и нитки от этого мотка пропадали за дверью.
«Вот это чудеса!» — мелькнуло в голове мальчика. И так как он был любознательным, можно даже сказать, любопытным, он сказал: «Осмелюсь спросить, как это Вам удалось заменить книгу на этот необыкновенный пучок ниток?»
«О! Ну это очень просто. По этим ниткам я сейчас передаю сообщение, что у нас гость и надо его принять. Сам посмотри.» И она указала на окно, на котором только что было «Windows», а теперь появилось «Добро пожаловать!».
— Это нас приглашают? — спросил Петя.
— Не нас, а тебя! Мне входить в дом нельзя.
— Что же Вы все время сидите одна на этом крыльце? — удивился Петя.
— Почему же одна. У меня есть подруга — Мышь. Обращаю внимание, пишется с большой буквы. И мы с ней весело проводим время.
Действительно, рядом с Клавой возникла Мышь с веселой мордочкой, глазками-бусинками и длиннющим хвостом, конец которого тоже скрывался за дверью.
«Удивительная парочка!» — мелькнуло у Пети.
Клава подвинулась на крыльце, чтобы дать Пете пройти в дом, и сказала: «Тебя ждут, я сообщила о твоем приходе». «Когда и кому?» подумалось Пете, но спрашивать не стал, чтобы не выглядеть слишком любопытным. Вообще-то он был очень культурный мальчик, его бабушка — учительница литературы, привила ему приличные манеры, хотя папа часто говаривал, что в наше время мальчик с хорошими манерами выглядит «белой вороной». Петя иногда соглашался с ним, особенно когда пропускал вперед девочек из своего класса. Они даже не замечали его манер, и больше обращали внимание на Толика, который занимался в футбольной секции, был шумным, толкался и ничего не смыслил в математике, считая, что без нее жизнь проще и понятнее. С ним соглашались все девочки и большинство мальчиков. Только Петя, да еще Игорь — его сосед по парте доставляли радость математичке Галине Ивановне, которую все школьники звали Гальванна.
Но сейчас Пете не надо было пропускать Клаву или Мышь вперед, и он отважно шагнул в открытую дверь. То, что он увидел, его поразило. Перед ним ровными рядами по восемь шагали маленькие мальчики, ростом не выше Петиного колена. Мальчики были похожи друг на друга как близняшки, и каждый держал в руках одну цифру 0 или 1. Петя пристроился к одной такой шеренге и полюбопытствовал у крайнего мальчика: «Позвольте спросить, как Вас зовут?». «Битик», — ответил мальчик. Нас всех здесь зовут Битиками, мы близнецы.
— Сколько вас? — спросил Петя.
— Никто не считал. Но очень много.
— А почему вы носите только 0 и-1 и ничего другого?
— Так мы устроены, и ничего другого делать не можем.
Тут Петя увидел, что некоторые битики начали быстро обмениваться своей ношей, те у которых были единицы, получили нули, а другие сменили нули на единицы.
— Почему это происходит? — спросил Петя.
— Это называется вычислением, и мы выполняем приказ Высшей Воли — ответил Битик, успев при этом три раза обменяться с соседями своей ношей.
— А почему вы все шагаете по восемь в ряд? — спросил Петя.
— Такой ряд называется байтиком и обращаю твое внимание, что крайний слева битик несёт флаг, на котором начертано имя байтика. Оно уникально для каждого байтика, повторяющихся имен нет.
Действительно каждый байтик имел свой флаг, эти флажки были разноцветными и на них были какие-то письмена. Петя не особенно вник в эти надписи, т.к. в это время байтики вдруг начали перестроение: один байтик занимал место другого, затем переходил еще куда-то и, как казалось, это продолжалось бесконечно. Во всяком случае, Петя не видел места, где битики и байтики не двигались и не обменивались нулями и единицами.
Все это производило впечатление хорошо отрепетированного парада, когда каждый участник хорошо знал своё место и выполнял движения с грацией. Ритм движений всё убыстрялся, казалось, что быстрее невозможно, но он ускорялся и ускорялся. Петя уже не успевал за разговорчивым Битиком, который ему всё объяснял.
Вдруг всё замерло и в руках битиков появились одни нули.
«Перезагрузка» — сказал ближайший к Пете Битик. Движение остановилось, но лишь на мгновение. Затем всё началось снова — обмен нулями и единицами, движения и перестроения байтиков.
«Что же это за Высшая Воля, которая вот так запросто всё запускает? — осталась одна мысль в Петиной голове: «Если я не пойму этой загадки, то будет очень обидно». Петя с трудом поспевал за Битиком, с серьезным видом несшим единицу, спрашивая его: «А где находиться Высшая Воля?»
«Не знаю — ответил Битик, — Спроси у правофлангового».
Петя подошел к Битику с флагом и хотел его спросить, но тот стремительно умчался в неизвестном направлении. Казалось, что он жонглирует нулем и единицей с братьями. Так оно и было. Это напоминало жонглеров в цирке, но там их было два или три, а здесь битиков было несметное количество и всё они жонглировали друг с другом.
«Надо самому искать эту Высшую Волю», — подумал Петя и, и, пользуясь своим ростом, начал осматриваться вокруг. Везде, куда он смотрел, суетились битики и байтики, это была завораживающая картина. Они то рассыпались в разные стороны, то собирались к нескольким центрам, напоминая узоры в калейдоскопе, или цветущее поле, качающееся под ветром. И беспрестанно происходило чередование нулей и единиц в руках битиков.
Петя поднялся на цыпочки, пытаясь взглянуть за горизонт, но у него ничего не получилось. Он лишь увидел узенькие тропинки, которые пронизывали всю поверхность поля. Битики не наступали на эти тропинки, хотя роились во множестве.
«Значит эти тропинки не для них», — подумал Петя, и смело шагнул на ближайшую.
Ему никто не мешал, и он быстро шёл по выбранной тропке. Но он не знал, куда он идет, и его беспокоила мысль, как вернуться назад на крыльцо, где сидела Клава. Но выбора у него не было, Он шёл прямо вперёд. Потом тропинка резко сменила направление. Пришлось и Пете свернуть, и тут он увидел одиноко стоящего Битика, с нулём в руках.
— Почему ты один? — спросил Петя.
— Меня потеряли мои братья, и я стою и жду перезагрузки. Тогда мы встретимся вновь.
— А кто будет делать перезагрузку? — поинтересовался Петя.
— Высшая Воля.
— Странно, все они упоминают Высшую Волю, но нигде ее не видно — подумал Петя — Надо обязательно узнать, что это такое. Вот интересно будет всем ребятам и Ольге Сергеевна (Ольга Сергеевна была классной руководительница в Петином классе), когда я им расскажу о своем путешествии. А мой сосед Игорь просто умрет от зависти. Он всегда хвалится, что он всезнайка, а других считает совсем неразвитыми. Правда, кроме Пети, для которого он делал снисхождение, и иногда признавал: «Друг мой! Да ты не совсем дремучий!»
Пете такие замечания Игоря казались обидными, но, с другой стороны, даже Ольга Сергеевна признавала, что Игорь самый продвинутый ученик в классе. Конечно, была еще Лидка Жирнова, которая получала сплошь одни пятерки, но это касалось только школьной программа. В том, что касалось кругозора вне ее, она иногда была удивительно дремучей. Например, она не могла играть в шахматы, оправдываясь, что этому не учат в школе. И искренне верила, что Луна — это звезда, как и Солнце.
Петя стоял на тропе и эти мысли промелькнули у него скороговоркой. Потом возникло важное: «Надо выбираться отсюда, хотя неплохо было бы узнать, что это за Высшая Воля».
И он опять затопал по тропе. Хотя затопал это преувеличение. Он шел с осторожностью, потому что вокруг кишели битики и байтики, иногда замирая и получая нули. Петя уже знал, что это перезагрузка и что это дело Высшей Воли. И ему очень хотелось узнать, где она.
Теперь Петя уже не стеснялся спрашивать у битиков, что происходит и как найти Высшую Волю. Но ответ был один и тот же, никто не знал смысла происходящего, просто Высшая Воля заставляла битики совершать действия, которые Петя с интересом наблюдал. Битики участвовали в этом, казалось бы беспорядочном, но завораживающем параде, а Петя смиренно шёл по тропе, надеясь, что рано или поздно все разрешится и он узнает, где эта таинственная Высшая Воля.
И вдруг что-то щёлкнуло, вокруг все погасло и битики застыли в неестественных положениях.
«Что такое?» — забеспокоился Петя. Он подошёл и ближайшему битику, чтобы спросить, почему движение прекратилось, но тот, как и остальные не подавал признаков жизни. Даже нуль, который он держал в руках, выглядел каким-то безжизненным.
«Ничего я от него не добьюсь» — подумал Петя, и прибавил шагу, т.к. впереди он увидел слабое свечения.
Это свечение мерцало, иногда совсем пропадая, чтобы потом возникнуть. Петя боялся упустить его из виду и прибавил шаг. Но свечение становилось слабее и слабее и наконец, погасло. Петя оказался в полной темноте. Ни лучика света, ни единого шороха вокруг.
Не на шутку испугавшись, он остановился,. Идти было некуда. Сколько он стоял, он не помнил Он даже осознал, что давно не ел, и неплохо было бы перекусить. Но мамы, которая всегда интересовалась, не голоден ли он, рядом не было. И предложить пирожок с малиновым вареньем она не могла.
«Что же делать?» — подумал Петя. А внутренний голос произнес: «Я пропал». Слезы навернулись на глаза, очень жаль пропадать вот так в окружении этих смешных битиков, застывших в неестественных позах с нулями и единицами. И самому стоящему на узкой тропинке, на которой с трудом помещался.
Вдруг Петя ощутил, что тропка под ним дрогнула, потом раздался щелчок, появился свет, вначале слабый, а потом сильнее, и битики ожили. Опять вокруг началось движение, но оно было не таким, как прежде. Петя обрадовался и понял, что жизнь продолжается. Он расправил плечи в полной уверенности, что справится со всеми трудностями, поднял свой взор и тут его глаза встретились с глазами необычного великана, сидевшего напротивв громадном кресле. У великана глаза были необыкновенной величины, казалось, он мог видеть все вокруг, и ни один битик не мог спрятаться от его пронзительного взгляда.
Вначале гигант поразил Петю тем, что как гора возвышался над битиками и был гораздо выше Пети. Но не это было самое удивительное. Поразительнее всего была его черная борода, столь густая и длинная, что производила впечатление шелковой материи, такая же блестящая и плотная. И глаза — эти глаза смотрели на Петю строго и вопрошающе. Но одновременно они смотрели и на битиков, и казалось, видели каждого из них, хотя их было очень много.
«Здравствуйте, меня зовут Петя» — представился мальчик, ведь он был очень воспитанным.
Великан не ответил, казалось, он внимательно наблюдает за парадом битиков. Петя подождал немного, а потом спросил: «Вы не знаете, где находится Главный Распорядитель всего этого?».
Великан перевел взгляд своих огромных черных глаз на Петю, долго и внимательно осматривал мальчика, а потом произнес:
— Я — Процессор.
И пояснил:
— Дядька Процессор. А эта мелюзга, — он кивнул на толпу битиков — пляшет потому, что я так велю. Но я не главный — главной тут Высшая Воля, которая приказывает мне».
И тут Петя заметил то, на что раньше не обращал внимания. Каждый волос бороды дядьки Процессора был присоединен к битику, опоясывая его наподобие пояса.
«Так вот как он управляет всеми. Он просто дергает за волосы и битики исполняют его желания. Но почему же он говорит, что он не главный? Да, странное место — Клава, Мышь, окна — экраны, битики, байтики, дядька Процессор и эта таинственная Высшая Воля».
— Простите меня великодушно — осмелел Петя — А как найти эту Высшую Волю. Мне ужасно хочется познакомиться».
Процессор удивленно взглянул на Петю: «Никто не видел ее и не знает, где она находится».
— Но Вы как-то понимаете, что она Вам приказывает? — спросил Петя.
— Имеющий уши, да услышит, — произнес дядька Процессор.
И Петя увидел, что действительно у дядьки Процессора были огромные уши, которые к тому же вращались в разные стороны, как антенны радиолокатора. Казалось, они могли уловить самый тихий шорох на дальнем конце этой удивительной страны. Петя застыл перед Процессором, который занимался своей важной миссией — управлял движением битиков, заставляя их двигаться и обмениваться нулями и единицами.
«Позвольте откланяться» — произнес Петя, на что Процессор кратко сказал: «Валяй», и опять стал внимательно наблюдать за мельтешащими малютками-битиками. Пете не оставалось ничего, как двинуться по узенькой тропке, которая теперь вела его от Процессора. Человек-гора остался позади, а Петя прибавил шаг, надеясь, что если он и не найдет Высшую Волю, то дойдет до границы удивительной страны, и сможет оказаться там на крыльце вместе с Клавой и Мышью, откуда открывался вид на цветущее поле. Но, увы! Действительность не оправдала его ожидания. Тропа, на которой он стоял, начала петлять и он опять увидел Дядьку Процессора. Потом она вдруг стала ветвиться, и внутренний голос подсказывал Пете, чтобы он выбирал всегда правую тропку. Но сколько Петя не шел, а иногда просто брел, конца видно не было.
Внезапно впереди раздался голос: «Дорогу повелению Высшей Воли!«и показалась колонна битиков, которая стремительно приближалась к Пете. Они бежали по той же тропе, на которой стоял Петя, и было видно, что они очень торопились. Они еле разминулись, такая была узкая тропка. Петя с трудом успел остановить последнего битика и спросить:
— Сударь, откуда и куда вы так стремительно несетесь?
— О, не отрывайте меня от важного дела! Высшая Воля послала нас с сообщением к Процессору, и если я отстану, то сообщение не будет передано.
— Но ведь вы несете нуль, — обратил внимание Петя, — Нуль — это ничего, он не несет никакой информации.
Битик с каким-то сожалением посмотрел на мальчика и сказал: «Вы очень заблуждаетесь, нуль вместе с остальными цифрами, которые уже унесли мои братья, составляет такую же часть сообщения, как и остальные символы. Тут важна последовательность нулей и единиц, так как именно она и образует смысл послания. Поэтому каждый символ стоит на единственно предназначенном ему месте. Но извините меня, я побежал».
И его маленькие ножки затопали по тропе.
«Вот так дела — подумал Петя, с каждой минутой ему становилось интереснее, — Во всяком случае теперь я знаю, в какой стороне находится повелитель всего этого». И он прибавил шаг.
К его удивлению его нагнала та же группа битиков, но теперь она возвращалась от Процессора. Сразу было заметно, что нули и единицы были в другом порядке.
«Понятно — сообразил Петя, — Теперь Процессор посылает сообщение Повелителю». И он ускорил шаг, чтобы поспеть за битиками. С трудом, но это ему удалось.
Спустя некоторое время тропка закончилась, и он очутился перед маленькой калиткой в веселеньком зеленом заборе. Как показалось Пете, за забором не было ничего опасного. И он толкнул калитку. Не тут-то было, калитка была заперта, хотя мгновение назад в нее прошмыгнула целая толпа битиков, и не было заметно, чтобы они открывали какой-то замок. Калитка сама открылась и пропустила их. Пете очень хотелось посмотреть, что там за забором, мелькнула даже мысль: «А не перелезть ли через забор?» Но Петя был культурным мальчиком и не привык проникать в чужой сад через забор. Что так нельзя делать он твердо усвоил, живя на даче с бабушкой.
Однажды соседский мальчик — его звали Тарас, перелез через забор дальнего дачного участка и свалился прямо под ноги огромного пса — Полкана. С этим псом каждое утро прогуливался хозяин, держа его на толстом поводке. И все ребята дачного поселка считали Полкана страшилой и рассказывали друг другу сколько плохих мальчишек Полкан съел. Петин папа даже рассказал, что хозяин Полкана специально дрессировал его, чтобы он ел мальчиков, которые плохо учатся и не слушают родителей. С тех пор, увидев Полкана, Петя прятался куда-нибудь в кусты и не вылезал до тех пор, пока тот не пройдет.
Тарас свалился прямо к ногам Полкана, который в это время лежал и грелся на солнышке. Увидев собаку, Тарас закрыл глаза, вообразив себя червячком, который сейчас уползет под землю. Это он уже потом рассказывал ребятам, когда эта история закончилась. Полкан, увидев перед собой непонятно откуда взявшегося мальчишку, несколько опешил, но так как его недавно покормили, то есть Тараса не стал, а глядел на него, прищурившись, как бы вопрошая: «Ну что мне с тобой делать?». Тарас лежал не шевелясь. Полкан размышлял, не проявляя никакой агрессии. Потом, видимо, ему это надоело, он положил голову на лапы и закрыл глаза. Тарас понял, что сейчас Полкан есть его не будет, а оставит, вероятно, на обед или ужин. Поэтому он встал на четвереньки и двинулся к выходу. Полкан открыл один глаз, как бы утверждая, что такой мальчишка не заслуживает большего. А Тарас оказался на улице и с радостью осознал, что страшные клыки Полкана его миновали.
Внезапно калитка открылась и целая толпа битиков с нулями и единицами в руках пробежала мимо Пети. Теперь Петя не медлил, и успел заскочить в калитку, прежде чем она закрылась. Он очутился в саду с какими-то необыкновенными деревьями и цветами. Ухоженные тропинки вели в разных направлениях. Петя выбрал самую широкую и пошел по ней. Оказалось, что она вела в центр сада, где виднелась белая беседка. Петя подошел к ней и увидел, что в беседке сидела дама, которая всем своим видом очень располагала к себе. Перед ней на маленьком столике лежали мелко исписанные листки. Она их просматривала и что-то говорила битикам, которые сразу же куда-то убегали, схватив нули или единицы. Петя догадался, что эти битики бегали к дядьке Процессору, передавая ему распоряжения.
«Так вот какая она — Высшая Воля, — подумал Петя — Какие же приказания она посылает дядьке Процессору, и почему он, такой большой и грозный, ее слушается?»
Петя хотел было уже представиться, как дама, которая чем-то напоминала маму, повернулась к нему и произнесла: «А мы тебя ждали, Петя. Подойди поближе мы побеседуем».
— Но ведь Вы такая занятая, и мне неудобно отрывать Вас от дела — произнес Петя.
— Ничего, я смогу уделить тебе немного времени, тем более, что сейчас Процессор сильно занят вычислениями и не нуждается в моих командах.
— Так это Вы управляете всем этим движением, которое я видел там за забором. И Вас называют Высшая Воля?
— То, что я управляю всем движением, это правильно. Но это не простое движение, это вычисление, которое по моим командам делает Процессор. А то, что меня называют Высшая Воля, это преувеличение, я обычная Программа, которая создана для определенных вычислений. Так, например, я программа той игры, в которую ты играл прежде, чем попал сюда. Когда мои вычисления закончатся, придет другая Программа, и тогда она будет управлять Процессором.
— Как интересно все устроено — сказал Петя — и все это происходит в компьютере.
— Да, именно так работает компьютер. Он строчка за строчкой читает программу и передает управляющие команды процессору. И уже процессор управляет памятью компьютера, которая состоит из битиков, объединенных по восемь в байтики. Байтики позволяют легко управлять памятью и вычислениями. Ведь ты видел, как обменивались битики нулями и единицами. Именно так происходит вычисление. Результат вычисления процессор пересылает сюда, где он учитывается программой и в зависимости от этого процессору посылаются новые команды.
— А кто же создает программы — поинтересовался Петя.
— Каждую программу пишет умный человек — программист. И чем программист опытнее, тем лучше получается программа и тем проще вычисления.
В это время к даме подбежали битики и стали что-то говорить ей.
— Очень хорошо, — сказала она — мои вычисления закончились. Сейчас придет другая программа и все начнется сначала.
— Только один вопрос, — заторопился Петя — А что это за тропинки, по которым Вы отсылаете команды процессору, и по которым Вам приходят результаты?
— Это провода, по которым передается информация с помощью электрических импульсов.
— Как интересно.
— Да это все очень интересно. И чтобы это познать, надо многому учиться и поменьше играть в компьютерные игры.
— Теперь я никогда не буду играть в эти глупые игры — решил про себя Петя.
— Давай я тебя провожу отсюда — сказала дама. Она взяла Петю за руку и подвела к широким воротам, которые вели из сада. Как только Петя вышел, он оказался на крыльце волшебного домика, на котором прежде сидели Клава и Мышь. Теперь их не было, что немного разочаровало Петю. Он очень хотел поблагодарить Клаву за то, что она отправила его в чудесное путешествие.
Затем он окончательно проснулся и уже с совершенно новым чувством уважения посмотрел на компьютер. С тех пор Петя не играл в компьютерные игры. А потом выучился на программиста и стал писать очень полезные программы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Горошины на паркете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других