Уважение и творчество в психологии Маслчет

С. А. Четвертаков

Результаты по интерпретации и исследованию потребностей уважения и творчества (инсайта и влечения, как и зависимостей) представлены сборником двух глав из монографии автора «Кувшин Маслчет – психология от страха боли до совести». Эти потребности – сложные темы психологии. Уважение открывает путь к творчеству, а творчество имеет тайны, которые обязан знать психолог, психиатр и нейрофизиолог, как и человек науки, и родитель, чтоб иметь семью и не разрушить её и творчество, и даже подросток.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уважение и творчество в психологии Маслчет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Иерархия потребностей Маслчет

3.10. Потребность уважения или безопасности 3 (III)

Уважение — сложная, но во многом уже решенная тема в иерархии потребностей Маслоу-3. Абрахам Маслоу определил уважение позитивно, как желание «достижений» и потребность «в репутации и в престиже» [Маслоу А. Г. (1970/2001), с. 88—89, Маслоу А. Г. (1970/2008), с. 67—68]. Его решение проповедь желаемого результата. В уважении Маслоу нет негативных элементов, например, стремления к власти: «Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». Здесь отсутствует и анализ бытующих опасных проявлений, например, зависти. Мы думаем об уважении тогда, когда к нам проявляют НЕуважение. Таков корректный подход. Потребность — состояние, когда нас НЕ уважают. И второе — полезно понять, за что мы сами уважаем других. Такое исследование и было нами проведено. Результат не слишком радует.

Вот результат. Уважение — в негативной форме — зависть и лесть, а в позитивной форме — любви, благосклонности — возникает у нас к тем, кто является носителем ценных ресурсов. КакИх? А тех, ценностей или ресурсов, которых не достает нам, уважающим людям. И не только ценностей. Мы обязаны учитывать всех тех носителей ресурсов, которые, наоборот, угрожают или могут угрожать нам своими ресурсами. Именно ресурсы и образуют материальные основы появления ранга вслед за уважением. Ресурсами могут быть деньги, харизма, информация, талант, хорошая музыка и поэзия, юмор, возможность отдыха. Но в жизни могут быть и опасные ресурсы, например, монопольная власть, за которой стоит возможность реальной угрозы для нас. Так обстоит дело у людей.

Сначала эта оценка выглядит вульгарно. Но это материализм. Он в каждой потребности5. Скажите, за что вы любите Пушкина? И вы ответите. Но считать его стихи ресурсом кажется неприличным. Если же ресурсом мыслить то, что удовлетворяет вашу потребность и считать вашей личной потребностью — любовь к поэзии, то понятие «уважение», данное выше, оказывается вполне приемлемо. Но здесь есть еще неточность. В нашей отдельной личной жизни существует интерес к конкретному ресурсу — такой интерес имеет основой конкретную потребность. А уважение, напротив, как и все уже рассмотренные социальные потребности, носит интегральный характер. Пушкин для каждого — это только одна личная потребность. А роль Пушкина в сравнении с другими поэтами России в рамках литературоведения — это интегральная оценка. Кого? — Литераторов, любителей поэзии, историков. Вот и ответ.

Суть в том, что уважение каждого ОДНОГО из нас — это НЕ оценка мнения каждого ОДНОГО, а обобщенная интегрированная оценка большинства. Сложность понимания кроется в представлении суммарности, усреднения.

Уважение образует такую потребность одного и каждого, которая (в появлении и в снятии-удовлетворении) зависит от отношений всех остальных. Моя потребность уважения (подсознательное ощущение, что меня уважают) зависит от поведения моего и от поведения всех окружающих меня (по поводу меня) в среднем. Такое в сумме и образует мое понимание того, как уважают меня.

Схема эта столь сложна, что имеет аналогию в ценообразовании товара6. Цена (себестоимость средняя за период) каждого товара зависит от себестоимости трудозатрат всех товаров, которые в прошлом принимали участие в создании данного товара. Причем себестоимость всякого труда, произведенного работником, включает почти все товары, которые он потреблял в своей жизни (в заданный период времени).

Потому мы будем изучать конечное уважение получателя (как покупателя) через отношение всех остальных (как оценщиков) и от того, как и от чего последнее складывается в поведении получателей и оценщиков. Выйдя на ресурс, который «регулирует» взаимные отношения и определяет статус, мы увидим и поведение получателя в отношении оценщиков, и поведение (самое разное) оценщиков. Цена и уровень темы — отношение власти и подчинения в обществе — войны и мира. И аналогия с ценообразованием (на договоре как балансе интересов) выше вовсе не «фигура речи». Именно рыночные отношения на балансе интересов свободы купить и свободы поставить цену (кроме времен катастроф) развивают принцип перераспределения ресурсов, который излагается здесь ещё на внерыночном, то есть психическом уровне. Это и тема неравенства — распределения ресурсов, которых «как пряников вкусных всегда не хватает на всех». Ниже от читателя требуется четко отделять тему психического состояния и поведения уважаемого (получателя) — это наш объект в иерархии потребностей — от социальной среды ценителей, их многообразных потребностей, ожиданий — страхов и предвкушений — как и мотивов, и даже коллективного или группового поведения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уважение и творчество в психологии Маслчет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Позже мы проследим его конечные — до низа — корни — в материальных следствиях бытия, но не в вульгарном смысле, а в философском — в сохранения Человечества.

6

Этот баланс строится в духе модели Леонтьева — системы линейных неоднородных уравнений (на уровне алгебры средней школы).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я