Книга представляет собой манифест улучшенной экономической модели капитализма и исследует такие темы, как суверенная экономика, государственный капитализм / гибридный план и экономика, создание богатства, индустриализация / импортозамещение, торговая политика, финансы / налогообложение, регулирование рынка, суверенные технологии, система образования и НИОКР / интеллектуальная собственность. Он также предлагает некоторые идеи в основных секторах рынка, от сельского хозяйства до экономики знаний.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суверенная экономическая модель. Манифест для наций на подъеме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Экономика суверенной экономической модели
Создание богатства как экономический идеал суверенной экономической модели
Давно забытый основной принцип экономики заключается в том, что богатство создается сырьем и трудом при производстве физических товаров. В современную эпоху эта концепция частично распространяется на товары, созданные нефизическим, интеллектуальным трудом. Капитал позволяет предприятиям увеличивать свое производство за счет использования большего количества труда, большего количества ресурсов и большего количества капитальных благ. Деньги, если они не используются в процессе производства, представляют собой просто условность для обмена или накопления богатства, инструмент измерения. Деньги используются для покупки товаров, что требует от производителя создания еще большего количества товаров взамен проданных. Пока эта договоренность не закончится, деньги не приравниваются к богатству. Вот почему суверенная экономическая модель предпочитает широкое и крупное распределение денег, а не огромную концентрацию богатства в руках немногих привилегированных людей.
Как только модель будет реализована, только реальная экономика сможет создать богатство. Первичный и вторичный секторы экономики, сельское хозяйство и производство, являются катализаторами. Сектор услуг добавляет услуги к готовому продукту и управляет избыточным богатством. Этот сектор включает продажи, дистрибуцию, ремонт, обслуживание, профессиональные услуги и финансы — услуги, которые просто повторно используют и перерабатывают деньги, перемещая их в одном или нескольких направлениях, производя при этом мало или совсем ничего. Пожалуй, въездной туризм является единственным исключением, так как его географический и культурный характер привлекает множество людей. Это создает спрос и, следовательно, строительство инфраструктуры, недвижимости и увеличение производства продуктов питания. Экономика знаний как четвертичный сектор добавляет такие технологии, как искусственный интеллект (ИИ), большие данные и робототехника, для автоматизации механических и промышленных процессов за счет более точного использования данных.
В соответствии с суверенной экономической моделью будет проведено четкое различие между различными операторами богатства:
• Создатели богатства производят типичный физический объект, используя труд и сырьевые ресурсы.
• Переработчики богатства добавляют услуги к готовому товару или богатству, перерабатывая богатство.
• Потребители богатства производят непродуктивную продукцию, которая потребляет богатство.
• Разрушители богатства делают физический объект менее ценным, например, стихийные бедствия, войны, неэффективное правительство, преступность, чрезмерное налогообложение, нерациональное использование средств и банкротства.
Концепция богатства действительно важна, поскольку некоторые виды деятельности создают реальное богатство, а другие — нет. Суверенная страна создает правильные условия, чтобы сделать создание богатства более удобным.
Суверенная экономическая маржа
Предположим, что производитель автомобилей в стране 1 производит и продает миллион автомобилей стоимостью 100 000 долларов. Она произвела продукции на 100 миллиардов долларов. В качестве готового товара это число будет учитываться в ВВП. Рассмотрим два сценария:
1. Все поставщики производят все части автомобилей в стране, но указанная коммерческая деятельность не включена в расчеты ВВП, поскольку это последний этап производства.
2. Все детали поставщиков производятся в другой стране, поэтому производство автомобилей оценивается в стране 1 как 100 миллиардов долларов ВВП, а бизнес поставщиков оценивается как 70 миллиардов долларов ВВП в стране 2, потому что это последняя стадия производства в этой стране.
В Сценарии 1 учитываются 100 миллиардов долларов США, все включено, в то время как в Сценарии 2 100 миллиардов долларов США учитываются для страны 1 и 70 миллиардов долларов США учитываются для страны 2, всего 170 миллиардов долларов США.
Что произошло на самом деле? В стране 1 было создано состояние на 30 миллиардов долларов; в стране 2 было создано 70 миллиардов долларов. Таким образом, стране 1 приписали 100 миллиардов долларов ВВП, но она создала только 30 миллиардов долларов богатства. Фактически, Страна 2 произвела 70 процентов богатства, что более чем в два раза больше, чем Страна 1.
Суверенная экономическая модель предпочитает сосредотачиваться на создании богатства, а не только на бессмысленных цифрах ВВП. Это понятие можно назвать суверенной экономической маржой. Вот почему с помощью политики индустриализации и импортозамещения создается богатство. Это происходит с производством конечных товаров и субпроизводством промежуточных товаров или деталей внутри страны. Все, что построено в другой стране и импортировано, является богатством для страны-производителя. Работа — это богатство. Занятость подразумевает использование труда для полезной производительной деятельности, поэтому чем больше производительных работников, тем больше увеличивается создание богатства. Очевидно, что не всякая занятость означает выполнение продуктивных задач, некоторые типы даже разрушают богатство, например, в этих случаях:
• Стоимость занятости выше, чем производимое богатство (например, коммунизм).
• Бюрократия замедляет создание богатства.
• Богатство компенсируется производительной деятельностью с высокими неблагоприятными социальными издержками.
Как и в любом другом процессе улучшения, сокращение дефектов, т. е. непроизводительной экономической деятельности, является важным шагом в правильном направлении.
Создание богатства вместо ВВП как KPI экономической политики
Понимание принципов создания богатства позволяет правительствам разрабатывать экономическую политику и соответствующие правовые и налоговые рамки для стимулирования создания и создателей богатства. Кроме того, их политика должна обуздать расточителей и разрушителей богатства. Хотя ВВП легче подсчитать и показать, это крайне ненадежный метод учета. Его часто злоупотребляют и массируют в соответствии с политическими потребностями. Неожиданно недавно были разоблачены давние манипуляции Японии с показателями ВВП. Создание богатства, несомненно, является более точным показателем.
Вот четыре наших всадника создания богатства:
1. Труд с сырьевыми ресурсами является важным вкладом в производство, которое превращает ресурсы из природных элементов в промежуточные или готовые товары. Он включает в себя как физическую, так и интеллектуальную работу. Инструменты, машины и оборудование могут помочь увеличить объем производства, который может произвести рабочий. Это увеличение называется продуктивностью.
2. Сырье вместе с рабочей силой являются важными факторами производства в качестве основных строительных блоков для производства любой категории товаров. Это могут быть как природные элементы, так и источники энергии.
3. Капитал является важным катализатором производства. Он финансирует увеличение рабочей силы, сырьевых ресурсов или знаний для производства большего количества предметов или предметов с более высокой стоимостью, создавая более высокий уровень богатства. Капитал сам по себе не может быть богатством.
4. Знания позволяют производить все более сложные продукты с более высоким уровнем благосостояния. Высокотехнологичным отраслям необходимы тысячи высокообразованных и квалифицированных специалистов. Таким образом, знания могут быть следствием длительного опыта выполнения конкретной работы.
Эти четыре входных фактора создают богатство. Офшоринг производства и производства перемещает процесс создания богатства в эти страны. Во времена, когда преобладает экономика знаний, офшоринг отдает знания на аутсорсинг и передает их потенциальному конкуренту, поэтому в долгосрочной перспективе это всегда плохая идея.
Бизнес-среда в суверенной экономической модели
«Что меня ждет?» — вопрос, который чаще всего задают. Для каждого правила и положения люди и бизнес оценивают изменившийся статус-кво и задают этот вопрос. В то время как правительство пытается использовать кнут и пряник и сбалансировать плюсы и минусы с интересами различных заинтересованных сторон, жизнь такова, что кто-то выиграет, а кто-то проиграет.
При государственном капитализме государство берет в собственность или контроль над компаниями в стратегических секторах экономики. Это создает большую головную боль для частных компаний в этом секторе, которые спрашивают, что им это даст. Если государственные предприятия неагрессивны и конкурируют честно, не используя специально предвзятые законы в свою пользу, конкуренция нормальна, как и с другими частными компаниями. Иногда они могут даже сотрудничать для создания общих технологий или сотрудничать с зарубежными предприятиями. В справедливых условиях правительство заинтересовано в приливе, который поднимает все лодки. Так обстоит дело в России, где «Новатэк» является крупнейшим экспортером СПГ, а «Лукойл» — второй по величине нефтяной компанией; обе компании счастливо сосуществуют с государственными гигантами «Газпром» и «Роснефть». Наоборот, если государство ведет себя агрессивно и продвигается в какие-то отрасли, компании и их собственники должны кардинально адаптироваться. Некоторым, возможно, даже придется продать контрольный пакет акций или всю компанию по справедливой рыночной цене, потому что они не могут противостоять натиску правительства.
В модели суверенной экономики ключевым показателем эффективности экономики является создание богатства. Секторами, производящими богатство, являются сельское хозяйство (первый сектор экономики), промышленность (второй сектор) и экономика знаний (четвертичный сектор). Поэтому этим направлениям будут оказаны наибольшая государственная поддержка и внимание. Индустриализация, экспорт и импортозамещение — это политика, призванная стимулировать реальное производство и, следовательно, реальную экономику. Следовательно, сфера услуг не получит льгот. Аналогичная деятельность, не приносящая процветания стране и ее народу, также исключена. Экономическая политика должна способствовать крупным потокам капитала в приносящие богатство отрасли и из менее производительных. Больше всего пострадают неэффективные отрасли и непродуктивные отрасли, поскольку государство их ограничивает и сворачивает. Такая ситуация заметна в Китае, где правительство сократило экономические эксцессы, спекуляции и другие системные диспропорции.
Каждое изменение правил порождает победителей и проигравших. Если правительство реализует экономическую политику, благоприятствующую KPI создания богатства, будет ряд победителей и проигравших.
Победители
• Люди выиграют, поскольку рост занятости и более широкое распределение богатства сделают их жизнь более комфортной.
• Правительства выиграют, поскольку увеличение производства принесет больше налоговых поступлений и, следовательно, более сбалансированные бюджеты.
• Сельское хозяйство, инфраструктура, промышленность и высокие технологии выиграют, поскольку они будут чистыми получателями внимания правительства, субсидий и более низких налогов.
• Индустрия услуг выиграет, так как все больше людей будут иметь избыточное богатство, которое они смогут потратить на различные услуги, такие как отдых, развлечения и уход за собой.
Проигравшие
• Компании, полагающиеся на рентоориентированный бизнес, проиграют правительству.
• Финансовые услуги проиграют, поскольку непродуктивные инвестиции и простое накопление будут ограничены.
• Товары и услуги, способствующие непродуктивной деятельности, будут ограничены.
• Экономическая деятельность с высокими социальными издержками будет строго регулироваться. Примеры:
• Налогообложение газированных напитков и нездоровой пищи в сочетании с отменой налогов на здоровую или менее нездоровую пищу.
• Налогообложение экологически загрязняющих материалов
Создание и изменение экономической политики должны учитывать потенциальных победителей и проигравших. Правительство может при предварительном уведомлении и поддержке направить бизнес в новом направлении.
Как применять суверенную экономическую модель по уровню развития
Суверенная экономическая модель содержит концепции, которые обычно применялись в развитых странах, когда они сами были развивающимися. Большинству стран приходилось защищать свои рынки, например, США в конце 19-го и начале 20-го веков; большинство европейских стран после Второй мировой войны; Япония и Южная Корея чуть позже; и многие страны Африки и Латинской Америки в 1960-х и 1970-х годах, когда они, будучи колониями, стали независимыми.
Страны, находящиеся на этапе развития, должны сосредоточиться на следующих приоритетах:
• Сельское хозяйство, природные ресурсы и инфраструктура
• Отрасль с низкими и средними технологиями
• Единая высокотехнологичная отрасль как национальный приоритет
Развивающимся странам следует обдумать следующую политику:
• Сохраняйте внимание к сельскому хозяйству, природным ресурсам и инфраструктуре.
• Уделите повышенное внимание высокодоходной отрасли средних и высоких технологий.
• Сосредоточьтесь хотя бы на одной высокодоходной высокотехнологичной отрасли в качестве национального приоритета.
• Начните фокусироваться на экономике знаний.
Даже развитые страны в их нынешнем виде не завершили свою эволюционную кривую. Многие утверждают, что за последнее десятилетие они начали регрессию, как качели на детской площадке в парке, достигшие пика ниже своего потенциала, затем остановившись и двигаясь назад. Вкралась чрезмерная финансиализация, и внимание к их основным отраслям и секторам экономики, создающим богатство, было потеряно. Спекулятивные инвестиции и другие непродуктивные вложения денег создали больше индустрий ажиотажа, чем когда-либо. Оценке активов ошибочно отдается более высокий приоритет, чем производству, занятости и прибыли. Государственная политика и национальные экономические КПЭ изменились для достижения быстрых пирровых побед в восприятии, но не в содержании или прогрессе. Токсичное пристрастие к долгам, особенно долгосрочным, истощает богатство в виде государственных процентных платежей. К сожалению, долг дает почти нулевой процент прироста ВВП и не дает никакого богатства. Во многих компаниях с легендарным наследием продукты были разбавлены, а их внутреннее качество и ценностные характеристики вычеркнуты, чтобы увеличить продажи и максимизировать производство. Менеджмент развитых стран и сам их бизнес отвлекается на постоянно растущие маргинальные вопросы и бесполезные новые причуды. Действия руководства — это большие объявления, затраты и потраченное время, но без конкретных изменений или результатов, двигающих экономический фургон вперед. Неэффективность проникла в систему из-за устаревшей инфраструктуры, устаревших процессов и устаревших системных операторов, как государственных, так и подключенных к сети предприятий. Бюрократия во многих странах по-прежнему требует, чтобы люди лично перевозили документы. Людям нужно посещать пять разных агентств в пяти разных офисах в рабочее время вместо общения через онлайн-систему, которая может обрабатывать такие данные за несколько секунд или минут в любое время дня и ночи. Системы образования смягчились, чтобы адаптироваться к этим новым реалиям, вместо того, чтобы настаивать на меритократии и улучшении академических программ, а уровни были снижены в соответствии с Болонским процессом и учебными программами Common Core. Таким образом, строгая академическая традиция была понижена в должности, чтобы позволить любому принять участие вместо того, чтобы поддерживать строгость в процессе академического отбора.
Большинству стран необходимо подвести итоги и переориентироваться на основные системные проблемы своей экономики. Нужны лекарства от загнивающей экономики. Трудно провести инвентаризацию вредных привычек и переоценить приоритеты, но это необходимо сделать. Необходимо будет подготовить и приступить к реализации списка действий, чтобы изменить статус-кво и внедрить новые передовые методы. Вот некоторые из этих шагов:
• Повысить скорость и эффективность государственных услуг для бизнеса и населения.
• Убрать с рынка неэффективные и непродуктивные вложения капитала.
• Вернуться к консервативной экономической политике с бережливым использованием долга.
• Изменить экономические ключевые показатели эффективности и направить государственную поддержку на них.
• Восстановить инфраструктуру, включив в нее новейшие технологии.
• Сосредоточиться на секторах экономики, приносящих доход: сельском хозяйстве, природных ресурсах, инфраструктуре, промышленности и экономике знаний.
• Вернуть фокус на секторы промышленности с высокой стоимостью и высоким уровнем благосостояния.
• Сосредоточиться хотя бы на одной высокотехнологичной отрасли в качестве национального приоритета.
• Вернуть систему образования к меритократии старого стиля, но внедрить учебные программы нового стиля, чтобы в первую очередь поддерживать секторы промышленности, создающие богатство.
В зависимости от стадии развития и структуры своей экономики странам необходимо проводить экономическую политику, которая способствует их реальному экономическому росту.
Ясность видения и политики — ключ к успеху
По мере того, как происходят изменения, информирование о таких политиках должно происходить заранее. Планирование должно разъяснять видение и правила. Правила должны быть четкими и подробными. Это должно функционировать подобно сигналам поворота автомобиля, которые указывают направление движения автомобиля по дороге в грядущее. Страна, которая делает именно это, — Китай. Его программный документ пятилетнего плана прекрасно описывает видение страны, направления и план действий на предстоящие годы. Сделав этот шаг, предприятия могут избежать неподготовленности и могут даже обратиться за помощью, чтобы привести себя в соответствие с новыми правилами. Ясность видения и четкая коммуникация необходимы для уменьшения критики и неопределенности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суверенная экономическая модель. Манифест для наций на подъеме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других