1. Книги
  2. Руководства
  3. Станислав Геннадьевич Ржевский

Фотографические эксперименты. Нетривиальные техники фотографии

Станислав Геннадьевич Ржевский
Обложка книги

Данная книга адресована фотолюбителям, интересующимся нестандартными способами съемки, обработки и печати фотографий. В ней представлено множество методик, от старинных до современных, позволяющих получать нетривиальные снимки, как цифровыми, так и аналоговыми методами. Предпочтение отдано относительно простым техникам, доступным широкому кругу любителей для реализации в домашних условиях.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Фотографические эксперименты. Нетривиальные техники фотографии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Фотограммы

Аналоговые фотограммы — химическая автотипия — цифровая имитация фотограмм.

Фотограммами называются отпечатки изображений, полученные контактным способом, без использования фотокамеры. Суть их изготовления такова: к листу фотобумаги прикладывается экспонируемый предмет и засвечивается равномерным светом. После проявления образуется изображение контура предмета (полупрозрачные объекты будут давать полутоновую картинку). Строго говоря, фотограммное изображение является снимком не самого предмета, а его тени (см. главу «Теневая фотография»).

Фотограммы создавались даже раньше появления фотографии в классическом смысле. Еще в начале XIX столетия были обнародованы результаты опыты с фотокопированием изображений, проведенные Томасом Уэйджвудом. Одними из первых в истории сохранившихся фотоснимков были фотограммы листьев, изготовленные Генри Фоксом Тальботом в середине XIX в. Копии изображений, полученные фотохимическим способом, Тальбот называл «фотогеническими рисунками». Есть основания полагать, что первые фотограммные изображения были созданы гораздо раньше (в XVIII столетии) в опытах Иоганна Шульце (см. главу «Фотографический процесс XVIII века»), однако долгое время не был разработан способ фиксации фотоизображения, поэтому результаты наиболее ранних опытов до нас не дошли. В дальнейшем к технике фотограмм обращались многие мастера. В XIX веке с помощью прямой контактной печати создавались ботанические иллюстрации, к примеру, цианотипии Анны Аткинс. В следующем столетии в технике фотограмм работали такие фотохудожники, как Ласло Мохой-Надь и Ман Рэй.

2. Фотограмма на галогенсеребряной фотобумаге

В настоящее время фотограммы можно создавать различными способами — в аналоговом химическом варианте, с использованием обычной галоген-серебряной фотобумаги либо с помощью цианотипиии, фотопроцесса ван Дейка и других альтернативных химических процессов (см. главы «Цианотипия», «Фотопроцесс ван Дейка», «Солевая печать»).

С техниками изготовления фотограмм граничит еще один способ, уходящий уже весьма далеко от фотографии — так называемая химическая автотипия (см. главу «Хемиграммы и автотипия»). Его суть заключается в том, что к фотопластинке прикладывается предмет, дающий отпечаток без засветки за счет прямого химического взаимодействия. Таким образом можно получать на фотоматериалах отпечатки листьев, плодов и так далее.

3. Цифровая имитация фотограммы

Для тех, кто ценит своеобразную эстетику фотограмм, но не желает связываться с химической печатью, можно посоветовать метод их цифровой имитации. Суть остается прежней: необходимо снимать не сам предмет, а его тень, проецируемую на некий экран. Для этого следует расположить объект съемки перед источником равномерного света и поставить позади него тонкий экран — материалом для его изготовления может служить бумага, матовое стекло или полупрозрачный пластик (от вида материала будет зависеть текстура снимка). В качестве экрана также могут послужить шторы и занавески.

Фотографировать можно цифровой камерой, располагаемой позади экрана. Затем для полной стилизации в ходе компьютерной обработки полученные снимки следует перевести в негатив и повысить их контрастность (см. главу «Теневая фотография»).

Другой вариант — создание прозрачного фотостола (из пластика, органического или силикатного стекла), застеленного бумагой. В таком случае освещение должно падать сверху (от настольной лампы или комнатной люстры), а фотоаппарат придется разместить под столиком, чтобы снимать силуэты предметов, разложенных на его поверхности.

При всем своеобразии метод создания фотограмм остается популярным и в наше время благодаря своей простоте и оригинальности. В особенности это направление может быть востребовано среди любителей, практикующих альтернативные химические фотопроцессы.

Литература

1. Герчук Ю. Фотография без камеры, 2002 (https://www.photographer.ru/cult/practice/344.htm).

2. Евдокимов Б. А. Фотографическiя забавы. Петроград, 1916.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я