Книга, которую вы держите в руках, посвящённая 130-летию со дня смерти Е.П. Блаватской и 190-летию со дня её рождения, – первая биография подобного масштаба. В отличие от остальных своих предшественников Сильвия Крэнстон описывает и жизнь, и учение Блаватской, поскольку их следует рассматривать неразрывно друг от друга. Работая над этой книгой, автор изучила все труды и статьи Блаватской, объёмом около 10 000 страниц. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Е. П. Блаватская. История удивительной жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 3
Зрелые годы
Глава 1
Возвращение в Россию
Был рождественский вечер, 1858 г. близился к концу. Полковник Ган с младшей дочерью Верой присутствовали на свадьбе в Пскове, недалеко от Санкт-Петербурга. Вера, оставшаяся к тому времени вдовой с двумя детьми, приехала к родственникам покойного мужа, Яхонтовым, чтобы провести зиму с ними. В их имении и проходило свадебное торжество.
«Все уже сидели за банкетным столом, — вспоминает Желиховская, — кареты с гостями прибывали одна за другой, и колокольчик, возвещающий об их прибытии, звенел без умолку. Когда друзья жениха поднялись с мест, держа в руках бокалы с шампанским, чтобы пожелать молодым всего наилучшего — в России это крайне торжественный момент — колокольчик вновь нетерпеливо зазвенел». Вера, «движимая неукротимым порывом, невзирая на то, что прихожая была полна слуг, вскочила с места и, ко всеобщему изумлению, помчалась сама отворять двери. Она была уверена в том, что это её сестра!». Действительно, там, на пороге, стояла госпожа Блаватская!»[191]
Вернувшись из Индии, Е. П. Блаватская провела несколько месяцев во Франции и Германии, а затем ненадолго приехала навестить родню в Санкт Петербург. Её тётка Надежда оказалась первой родственницей, с которой она связалась, попросив не рассказывать о своём приезде остальным. Блаватская опасалась, что её муж станет требовать супружеских прав, и попросила Надю, которая на тот момент жила в Тифлисе, установить связь с Никифором. Тот ответил:
Передайте Елене Петровне, что я даю слово чести никогда не преследовать её… С того момента, как со мной приключилось это несчастье, и вследствие его, я тружусь над своим характером, чтобы ничто не могло меня ранить. Часто я даже смеюсь над глупостями, которые когда-то совершал… Человек может привыкнуть ко всему. Так и я привык к безрадостной жизни в Эривани без Елены[192].
По приезде сестры в Псков Вера вполне естественно ожидала подробного описания её странствий, но узнала лишь, что Елена «путешествовала по Европе, Америке и Азии»[193]. Позже, объясняя свою немногословность Синнетту, Е. П. Блаватская написала: «С 17 до 40 я прилагала все усилия для того, чтобы не оставлять следов во время путешествий… Я не хотела, чтобы люди знали, где я была и что я делала. Мои родственники, несомненно, предпочли бы, чтобы я занималась чем-то обыденным, вместо того чтобы изучать оккультизм». Для этих людей увлечение подобными науками означало, что она «продана дьяволу»[194].
Уже после основания Теософского общества Блаватская ответила на настойчивые вопросы злопыхателей о её прошлом:
Даже самым близким друзьям я никогда не рассказывала ничего, кроме отрывочных и общих сведений о моих странствиях, и впредь я не собираюсь потакать любопытству других, меньше всего — моих врагов. Последние вольны верить во что угодно, распускать столько небылиц обо мне, сколько им вздумается, и придумывать новые истории, так как старые со временем приходят в негодность. Почему бы им не делать этого, если они не верят в теософских адептов (учителей мудрости)?[195]
Доброжелательно настроенному собеседнику она дала другой ответ: «В истории моей жизни есть несколько страниц, о которых я никогда не говорю. Я скорее умру, чем раскрою их тайну, но не потому, что я их стыжусь, а потому что для меня они слишком священны»[196].
Глава 2
Оккультные чудеса
Вера Желиховская в серии очерков о своей сестре, опубликованных в русском журнале «Ребус», пишет:
Люди, читающие газеты и журналы, должно быть, не раз встречали в них имя Елены Петровны Блаватской. Едва ли возможно перечесть все россказни и нелепости, с которыми на неё нападали её собственные соотечественники — от обмана и мошенничества до тяжких преступлений. Мы достаточно близко знаем Е.П. с самого детства до зрелых лет и давно стремились написать несколько ознакомительных очерков о ней для тех, кого интересует эта неординарная личность. Нас не волнует, поверят ли в правдивость нашей истории, нам достаточно знать самим, что рассказанное нами чистая правда — по-видимому, единственная правда, когда-либо сказанная о ней в России.
Обе серии оказались настолько популярными, что их вскоре опубликовали в форме двух буклетов.
Когда Е. П. Блаватская возвратилась в Россию, Вера вспоминает, что «её окружала таинственная атмосфера, полная зрительных и звуковых явлений, которые были заметны, но совершенно чужды и непонятны окружающим»[197]. Позже Блаватская сказала У. К. Джаджу, сооснователю Теософского общества, что «в тот период она позволила собственным психическим силам свободно проявляться, обучаясь в полной мере понимать и контролировать их»[198]
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Е. П. Блаватская. История удивительной жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
191
Желиховская В. П. Необъяснимое или необъяснённое. — Ребус, Т. 3, с. 4, 41. Sinnett А. Р. Incidents in the Life of Madame Blavatsky, с. 76–77, пер. Е. Юнг, Нью-Джерси. Архивы Крэнстон, Санта-Барбара, Калифорния.
192
Letters from H.P.B.’s Husbands, The Theosophist, август 1959, с. 295–296, письмо 1 от генерала Блаватского госпоже Н. А. Фадеевой.
195
Письмо Блаватской редактору журнала «Лайт», Лондон, опубликованное 27 июля 1889. Блаватская Е. П. Собрание сочинений Е. П. Блаватской, Т. 2, с. 363. (Отсылка к встрече с К. Х. была опущена в версии A Modern Panarion.)
196
Блаватская Е. П. Письмо Сидни и Герберту Корин, 2 ноября 1889. Архивы Теософского общества, Пасадена.