1. книги
  2. Общая психология
  3. Сергей Юрьевич Цырульников

Ребёнок, у которого диагностировали РАС

Сергей Юрьевич Цырульников
Обложка книги

Эту книгу необходимо прочитать всем, кто хочет лучше понять расстройство аутистического спектра (РАС). Она охватывает ряд тем, предоставляя ценную информацию, практические советы и поддержку людям с РАС и их семьям.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ребёнок, у которого диагностировали РАС» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2. РАННИЕ ПРИЗНАКИ И СКРИНИНГ — ТЕСТ НА РАС

Раннее выявление и вмешательство при расстройстве аутистического спектра (РАС) имеет решающее значение для улучшения результатов реабилитации детей с этим расстройством. В этой главе мы обсудим следующее:

2.1. Важность раннего выявления и вмешательства

Процесс диагностики РАС обычно включает всестороннюю оценку, проводимую командой профессионалов, включая педиатра, психолога и логопеда. Исследования подтверждают, что раннее выявление, с помощью СКРИНИНГ — ТЕСТА (M-CHAT) и вмешательство (коррекция) могут помочь улучшить результаты у детей с РАС, предоставляя им поддержку и ресурсы, необходимые для развития языковых, когнитивных, коммуникативных, социальных и поведенческих навыков, которые помогут им добиться успеха в школе и в жизни. В целом, раннее выявление и вмешательство играют критическую роль в создании благоприятных условий для развития детей с РАС.

Некоторые часто используемые инструменты скрининга включают модифицированный контрольный список по аутизму у малышей (M-CHAT), график диагностического наблюдения за аутизмом (ADOS) и опросник социального общения (SCQ).

Эти инструменты могут помочь выявить детей, которые могут быть подвержены риску развития РАС, и могут помочь в руководстве процессом диагностики. Ранний скрининг и вмешательство могут помочь гарантировать, что дети с РАС получат поддержку и ресурсы, необходимые им для развития. Отсутствие этой поддержки может сказаться на их общем качестве жизни, образовательных достижениях и социальной адаптации.

2.2. Общие признаки и симптомы РАС у детей

Ранние признаки РАС могут появиться уже в шестимесячном возрасте, но большинству детей диагноз ставится примерно до четырехлетнего возраста. Важно распознавать признаки РАС как можно раньше, чтобы дети могли получать поддержку и вмешательства, в которых они нуждаются. Некоторые распространенные признаки и симптомы РАС у детей включают:

1. Задержку речи и языковых навыков. Это может проявляться в следующих аспектах:

Отсутствие или ограниченный набор слов: дети с РАС могут начинать говорить позже, чем их сверстники, или они могут использовать очень ограниченный набор слов и фраз.

Затруднения в понимании и использовании грамматики: у детей с РАС могут возникать затруднения в понимании правил языка и использовании грамматических конструкций.

Эхолалия: некоторые дети с РАС могут повторять слова или фразы без явного смысла (эхолалия) вместо того, чтобы использовать их для коммуникации.

Ограниченная интонация и выразительность речи: дети с РАС могут проявлять ограниченную интонацию и выразительность в своей речи, что может затруднять понимание их намерений и эмоций.

2. Отсутствие зрительного контакта или социального взаимодействия.

Дети с РАС часто испытывают трудности в установлении зрительного контакта и взаимодействии с окружающими людьми. Это может проявляться следующим образом:

Отвергание зрительного контакта: ребенок может избегать непосредственного взгляда в глаза или быстро отводить глаза при попытке установить контакт с ним.

Ограниченное взаимодействие: ребенок может проявлять недостаточный интерес к социальным ситуациям и не проявлять инициативы в установлении взаимодействия с другими людьми.

3. Трудности с пониманием невербальных сигналов, таких как выражение лица или тон голоса.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут испытывать трудности в распознавании и понимании невербальных сигналов, которые обычно используются в социальном взаимодействии. Это может включать следующие аспекты:

Выражение лица: дети с РАС могут испытывать затруднения в распознавании и интерпретации эмоций, выраженных через выражение лица других людей. Они могут иметь трудности в определении, например, улыбается человек или грустит.

Тон голоса: дети с РАС могут иметь трудности в распознавании и понимании нюансов и интонаций в речи других людей. Они могут быть неспособны точно определить эмоциональное состояние собеседника на основе тонов голоса.

4. Повторяющиеся действия, такие как раскачивание или взмахи руками.

У детей с РАС часто наблюдаются повторяющиеся действия или образцы поведения. Это могут быть:

Раскачивание: ребенок может раскачиваться вперед и назад или с боку на бок. Это действие может помочь ему создать ощущение ритма и комфорта.

Взмахи руками: ребенок может махать руками или двигать ими особым ритмичным образом. Повторяющиеся действия могут быть способом само стимуляции или средством регуляции чувств и ощущений для детей с РАС. Это может помочь им создать ощущение ритма и предсказуемости в окружающем мире, что способствует их саморегуляции и снижению чувства тревоги. Таким образом, повторяющиеся действия для детей с РАС выполняют функцию саморегуляции, помогая им контролировать свои чувства и ощущения, а также создавая комфортное и предсказуемое окружение.

5. Фиксацию на определенных объектах или темах.

Фиксация на определенных объектах или темах является еще одним распространенным симптомом у детей с РАС. Это может проявляться в следующих аспектах.

Интенсивный интерес к определенным предметам: ребенок может проявлять необычную фиксацию на определенных игрушках, объектах или предметах.

Ограниченный набор интересов: ребенок может быть очень заинтересован только в ограниченном наборе тем или предметов и проявлять мало или никакой заинтересованности в других областях.

6. Сенсорную чувствительность или отвращение.

У детей с РАС могут возникать проблемы с обработкой и адаптацией к различным сенсорным входам из окружающей среды. Это может включать такие аспекты, как текстуры, звуки, световые воздействия, запахи и вкусы. Сенсорная чувствительность может проявляться в форме гиперчувствительности, когда ребенок с РАС сильно реагирует на определенные стимулы, которые для других людей могут быть незначительными или нормальными. Например, он может откликаться на легкие прикосновения или быть чрезмерно чувствителен к определенным звукам, вызывающим у него стресс или дискомфорт. С другой стороны, дети с РАС также могут испытывать гипочувствительность, когда они имеют сниженную чувствительность к определенным стимулам. Они могут не реагировать должным образом на боль или температуру, а также иметь повышенную стойкость к более интенсивным сенсорным входам. Важно отметить, что не у всех детей с РАС будут проявляться все эти симптомы, а у некоторых детей могут проявляться другие, менее серьезные или слабо выраженные симптомы.

Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

В зависимости от результатов обследования по предложенной методике разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком. В качестве целей обучения из «теста возрастных нормативов» выбираются те умения и навыки, которые у ребенка либо сформированы частично, либо не сформированы совсем. При этом нужно соблюдать последовательность, указанную в тесте, постепенно усложняя поставленные задачи. Если в результате обследования у ребенка были выявлены различные формы дезадаптивного поведения, то целью коррекционной работы становится их уменьшение и устранение. Для выявления результативности коррекционной работы и обучения в конце года проводится повторное обследование по предложенной методике.

Инструкция по ведению протокола.

Посчитайте баллы (в начале года), для этого напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от сформированности навыка: «0» — навык не сформирован. Ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык, или только пытается выполнить действие. «1» — навык сформирован частично. Ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца, либо иногда использует данный навык, (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.). «2» — навык сформирован полностью. Ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми. Когда все баллы по Таблицам возрастных нормативов с 1-ой по 9-ую будут проставлены, подсчитайте сумму и запишите в строке «сумма баллов». По мере необходимости, отмечайте (в комментариях) особенности формирования навыков: например, ребенок использует навык только с мамой, или только с помощью взрослого, или только в знакомой обстановке, или выполняет только на знакомых пособиях. Подсчитайте общий результат развития (средний балл по Таблицам возрастных нормативов). Полученное число впишите на титульном листе.

Заполните Таблицу 10 «Дезадаптивное поведение». В столбце «Балл (начало года)», напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от степени выраженности дезадаптивного поведения: «0» — данная форма дезадаптивного поведения у ребенка отсутствует полностью. «1» — данная форма дезадаптивного поведения у ребенка недостаточно выражена и/или наблюдается редко, только в определенных ситуациях. «2» — данная форма дезадаптивного поведения у ребенка ярко выражена и/или наблюдается постоянно в различных ситуациях. Когда все баллы по Таблице 10 («Дезадаптивное поведение») будут проставлены, подсчитайте их сумму и запишите в строке «сумма баллов». Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Дезадаптивное поведение (суммарный балл)» напротив соответствующей даты обследования. Укажите комментарии, по мере необходимости, отмечайте особенности, связанные с данным поведением: например, ребенок использует данную форму дезадаптивного поведения только при взаимодействии с родителями или только в учебной ситуации и т. д.

В конце года, после коррекции, проведите повторную диагностику.

2.3 Тест для детей от 1 года до 5 лет

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Сергей Цырульников

Жанры и теги: Общая психология, Здоровье

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ребёнок, у которого диагностировали РАС» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я