Живой

Сергей Терещук, 2021

Пережив личную трагедию, потеряв все и вся, после клинической смерти и четырёхкратной ампутации конечностей, видя и остро ощущая несправедливость, Сергей решает использовать себя и свою жизнь как испытательный полигон-образец-стенд, чтобы показать, чего может достигнуть человек, когда он желает нести людям любовь и жаждет быть живым.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Живой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЖИВОЙ

кино в формате А5

оригинальный сценарий

по устным рассказам и с разрешения Сергея Бурлакова

переосмыслено и пересказано Сергеем Терещуком

Закадровый голос автора, пока не начался сеанс

(вместо предисловия)

Это все не то, Сергей! Шлак! Какие-то маньяки, извращенцы, убийцы! Зачем ты мне это прислал? Это же никто смотреть не будет! — так ответил мне Денис Майданов на сценарий, который я прислал ему накануне утром. Зачем я это сделал? Мне казалось, там есть роль для него. А он со всей своей искренностью открыл мне глаза на мое детище. А по сути — монстрище. Сказать по правде, в глубине души я так и думал. Но прогнал от себя эту мысль. Потратил несколько дней на просмотр нашего телевидения, чтобы, так сказать, проникнуться конъюнктурными веяниями, и написал нечто, как мне представлялось, соответствующее рынку. За что и был морально отшлепан композитором, певцом и музыкантом Денисом Майдановым. Единым в трех лицах. Но на этом наш разговор не был окончен. Денис как хорошо воспитанный человек продолжил беседу по принципу: отвергая — предлагай.

— Серега, ты посмотри, сколько великих людей вокруг! Врачи, работники МЧС, спортсмены… Кстати, ты знаком с Сергеем Бурлаковым?

К своему стыду, я не был знаком с этим выдающимся человеком.

— Нет, не знаком. А кто это?

— Ты не знаешь? — он был крайне удивлен. — Люди рядом с ним меняются и по — другому начинают смотреть на жизнь.

И Денис рассказал мне историю Сергея Владимировича Бурлакова.

Несмотря на то, что разговаривал я с Денисом по телефону зимним вечером на улице, волосы мои от услышанного зашевелились под шапкой и бросило в жар.

— Я хочу написать про него сценарий! — кричал я в трубку, стоя посреди ночного двора. — Ты обязан нас познакомить!

— Что ты так разнервничался, Сергей! Конечно, я вас познакомлю! Только не сегодня. Я спишусь с ним и отвечу тебе.

На этом мы распрощались, я дал отбой и пошёл домой, нервно подергивая глазом от нетерпения.

Прошло мучительных пять минут, и от Дениса пришла СМС: «Завтра в 20.00 Сергей ждет твоего звонка».

Я резонно хотел спросить: А почему не сегодня? — но не успел. Денис предвосхитил мой вопрос и прислал вторую СМС: «Сейчас он на Сахалине, а завтра в 19.30 приземлится в Москве! Удачи!»

Добавить было нечего.

Я прождал весь следующий день и ровно в 20.00 позвонил.

Ответил очень жизнерадостный голос.

— Мне Денис рассказал про вас… А можно на «ты»?

— Конечно! — согласился я.

— Так будет проще. Но! — Сергей сделал паузу.

Я напрягся.

— Предлагаю завтра, — продолжил Бурлаков, — пообщаться лично… Не по телефону.

Я, конечно же, согласился.

Следующим вечером мы встретились. И после этого я уже ни капли не сомневался, что напишу сценарий.

Я начал лопатить интернет и договорился с Бурлаковым, что, когда у меня возникнут вопросы, мы снова встретимся. Вопросы, естественно, возникали, и на них Сергей легко и радостно отвечал в течение еще двух встреч.

А я слушал его и чувствовал, как мое отношение к жизни действительно меняется! Просто от того, как и что он говорит. Такие простые истины, которые в его устах приобретали особый смысл. И попадали в самую вашу суть, раскладывая все по полочкам.

За эти несколько встреч мы стали друзьями.

А еще он говорит «родной человек», и от этого в тебя попадает такой заряд Веры, Надежды и Любви, что хочется делать доброе и светлое. И ничего, что эти слова кажутся нам избитыми и банальными. От этого они никогда не потеряют своей вечной силы. И всегда будут своевременны и, как бы сказали некоторые продюсеры — «актуальны».

Тут я не могу не вспомнить один случай. Прежде чем расписывать сценарий, обычно пишут синопсис. На языке профессионалов так называется краткое изложение истории. Буквально три листа печатного текста. Я тоже сочинил такой синопсис. И надо же мне было набраться смелости, ну, или наглости, я отправил этот рассказ редактору — продюсеру на один из центральных каналов. По наивности веря, что история Сергея достойна того, чтобы о ней знало как можно больше людей. Ведь это же о человеке! О простом, настоящем и… великом! О человеке, который зажигает сердца и лечит души своим примером!

Ведь так здорово, — думал я, — снять фильм о Бурлакове.

И знаете, что ответил мне продюсер одного из центральных каналов?

— Про спортсменов нашему зрителю не интересно!

Вот так! Так решают за нас, что нам интересно, а что нет! К тому же, сам спорт в моем синопсисе занимает всего четверть объема! В основном про Любовь (не секс), про Веру (не одержимость) и про Надежду (не маньяков). Но это, оказывается, не то, что хотят видеть наши зрители.

И тогда я включил телевизор еще раз… Ну, чтобы посмотреть, чего же хотят наши зрители. А там с экранов в голову заливают все тот же позавчерашний борщ из пакостей и чужих скандалов. Это же беспроигрышное меню.

Очень легко играть на примитивных человеческих чувствах. Не таких простых и светлых, как Любовь, Дружба, Надежда, а на низменных — страх, ненависть, злость.

А про спорт не интересно…

Про убийц и насильников — интересно, а про людей, которые проповедуют человеческие ценности — нет.

Но тогда у меня вопрос: почему молодой человек берет ружье и идет в школу? Быть может, потому что за него решили, что ему интересно?

Я понимаю, что лезу не в те дебри. И в конечном итоге каждый решает за себя. Но, может быть, увидев с экрана чуть больше доброты, кто-то сложит оружие?

И напоследок я хочу оговориться еще раз: то, что вы прочтете дальше, не является биографической историей в полной мере. Это, скорее, художественное переосмысление правдивых рассказов и мыслей, которые мне поведал Сергей Владимирович Бурлаков. И в общем то я, если и присочинил, то совсем немного.

А дабы вы не усомнились в моем праве, вот еще аргумент. Когда я поделился своими сомнениями с главным виновником описанных событий, он мне ответил следующее:

«Я разрешаю моему другу изложить все так, как он считает нужным!»

Так что, как говорят в кино: С Богом!

1. АВТОБУС. ФБ.

ШУРА, МИХАЛЫЧ, ЖЕНЩИНЫ

Нестройная задорная песня, перекрывая рев старого ПАЗика, разносится над трассой. По зимней дороге едет автобус. Вокруг тайга и холод. Женщины поют, коротая время до места работы. Водитель улыбается им в салонное зеркало. Автобус с трудом преодолевает заснеженный серпантин. Одна из девушек дышит на стекло, создавая небольшое ледяное озерцо на морозном узоре. Вдруг ее глаза расширяются от ужаса.

ШУРА

(кричит)

Стой! Стой, Михалыч! Что это там?

Шофер резко тормозит.

МИХАЛЫЧ

Мать моя баранка!

Женщины кидаются к окнам.

ШУРА

(срывается к двери)

Михалыч, открой!

Шура выскакивает из автобуса. Остальные женщины бегут за ней. Процессию замыкает пожилой Михалыч.

2. ЗАСНЕЖЕННЫЙ СКЛОН. ФБ.

ШУРА, ЖЕНЩИНЫ

По снежному склону, скользя и падая, с трудом удерживаясь на ногах, вниз бегут женщины в телогрейках и шофер.

3. РАЗБИТАЯ МАШИНА. ФБ.

На склоне лежит перевернутый военный УАЗик. Стекла разбиты. Металл покрыт инеем. Градусник в салоне показывает — 45 градусов.

4. РАЗБИТАЯ МАШИНА. ФБ.

ШУРА, ЖЕНЩИНЫ

Женщины на корточках сгрудились кругом. На земле лежит неподвижное окровавленное тело в солдатской одежде. Лицо посинело от холода. Кровь замерзла у пробитого виска. В глазах женщин ужас.

ЖЕНЩИНА 2

Ой, девочки… Неужели…

ЖЕНЩИНА 1

Ану, цыц!

Проводит ладонью по замерзшей щеке. Ресницы, покрытые инеем, вздрагивают. Глаза медленно открываются. Среди женщин разносится вздох облегчения.

ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА

Живой!

ТИТР:

ЖИВОЙ!

5. ООН. ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ. НАШИ ДНИ.

Огромный зал. Заседание еще не началось. Собравшиеся отдельными группами общаются друг с другом. Обычная рабочая атмосфера.

6. КОМНАТА ОЖИДАНИЯ ООН. НАШИ ДНИ. СУБЪЕКТИВ

СЕРГЕЙ, ЛЕРА

Субъективный взгляд Сергея.

Посреди комнаты прохаживается взволнованная женщина.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Это Лерочка! Моя жена! Первая и единственная!

Камера осматривает комнату.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

А это комната ожидания в ООН. Сейчас меня пригласят в зал и мне нужно будет произнести речь.

Взгляд переходит на стену и наступает темнота.

7. КОМНАТА ОЖИДАНИЯ ООН. НАШИ ДНИ

СЕРГЕЙ, ЛЕРА, АДМИНИСТРАТОР

Сергей стоит, уперевшись в стену, с закрытыми глазами. Лера открывает бутылку воды. Наливает стакан. Протягивает Сергею.

СЕРГЕЙ

(Отходит от стены)

Не могу! В горле пересохло. Как будто я марафон пробежал.

ЛЕРА

Хотя бы глоток…

СЕРГЕЙ

Мне ещё никогда не было так страшно.

ЛЕРА

Ты за мной ухаживал — не боялся! А тут всего-навсего ООН!

Сергей облизывает пересохшие от волнения губы. Лера с тревогой наблюдает за мужем. Стук в дверь. Входит женщина-администратор.

АДМИНИСТРАТОР

Вам скоро идти.

СЕРГЕЙ

Хорошо…

АДМИНИСТРАТОР

(замечая волнение Сергея)

Может что-то нужно?

СЕРГЕЙ

Нет.

(с нажимом)

Спасибо…

Женщина-администратор не торопится уходить. Валерия видит, как Сергей начинает нервничать еще больше.

АДМИНИСТРАТОР

Может…

Валерия, чтобы вежливо избавиться от назойливой женщины, лепит первое, что приходит в голову.

ЛЕРА

Можете воды принести?

АДМИНИСТРАТОР

(непроницаемо)

Так вот же… На столе…

Видит открытую бутылку. Вопросительно смотрит на Валерию и Сергея.

ЛЕРА

(спохватившись)

Я хотела сказать, чаю! Чаю можно? Горячего.

АДМИНИСТРАТОР

Хорошо…

ЛЕРА

С лимоном и медом!

АДМИНИСТРАТОР

Хорошо…

Идет к двери. Проходит мимо Сергея. Его обдает запахом духов.

Крупно: нервно дышащие ноздри, пересохшие губы, капелька пота на виске. Сергея выбрасывает в воспоминания.

8. РАЗБИТАЯ МАШИНА. СУБЪЕКТИВ. ФБ.

СЕРГЕЙ, ШУРА, ЖЕНЩИНЫ, МИХАЛЫЧ

Женщины сидят вокруг Сергея, который пришел в сознание.

ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА

Был бы спирт или одеколон! Растереть его! Михалыч, есть спирт?

МИХАЛЫЧ

Я же за рулем…

Шура засовывает руку себе за телогрейку и достает флакончик духов.

ШУРА

На!

ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА

Они же дорогущие!

ШУРА

Идиотка! А это человек! ЖИВОЙ!!!!!

Сергей в полусознании чувствует запах парфюмерии. Женщины обливают Сергея французскими духами, растирают, а потом закутывают в свои пуховые платки. По щекам женщин текут слезы, которые сразу же замерзают.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

(резко)

Стоп! Подождите! Как-то это очень трагично для начала! Мрачновато даже. Отмотаем назад.

9. НАЗАД ВО ВРЕМЕНИ. НАРЕЗКА ВОСПОМИНАНИЙ

СЕРГЕЙ

Воспоминания Сергея стремительно проносятся в обратном порядке. УАЗик взлетает на дорогу. Въезжает задом в ворота.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

К первому яркому воспоминанию.

Сергей спиной выходит из военкомата. Сергей отдает аттестат об окончании 10-ти классов. Сергей разбирает пучки редиски. Сергей оказывается у белой двери.

10. ШКОЛА. 1981 ГОД. ФБ.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА, ДЕТИ

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

1981 год! Не помню зачем, но меня перевели в новую школу.

Перед глазами белая дверь с надписью"4Б". В классе идет урок. Взгляд переходит к двери с надписью"Выход"в конце коридора. Опять возвращается к двери в класс. И снова к"Выходу". Пауза. И снова перед глазами дверь класса. Детская рука робко стучит. В ответ тишина. Сергей шумно вздыхает. Набирается смелости и стучит решительней и громче.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА (ГОЛОС)

Войдите!

Рука толкает дверь, и ребенок входит в класс. Взоры детей обращаются в сторону вошедшего.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

А! Знакомьтесь, дети, наш новый ученик, Сергей Бурлаков! Как раз вовремя… К концу урока.

Класс смеется.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

В углу за последней партой есть место!

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Почему она меня сразу невзлюбила?

Сергей мнется у дверей.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Мне предстояло пройти гигантское расстояние через весь класс в дальний угол.

Дети с интересом смотрят на новенького и хихикают.

УЧЕНИЦА

Марья Васильевна, а он так и стоит…

Класс смеется. Учительница поворачивается на Сергея и недовольно вздыхает.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Ты в дверях до конца четверти стоять будешь? Или тебя за ручку отвести?

Учительница делает шаг в сторону Сергея.

СЕРГЕЙ

(Неожиданно громко)

Я сам!..

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Что?

СЕРГЕЙ

Не надо мне помогать! Я сам дойду.

На глазах мальчишки слезы. Он собирается с силой и делает шаг, чтобы пройти вдоль стенки.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

(Про себя)

Огрызается еще! Достанется же такое счастье…

Вдруг Сергей передумывает и решительно идет между партами. Класс затих и неотрывно следит за Сергеем.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Как говорится, как год начнешь, так его и закончишь…

СКЛЕЙКА. КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

На улице конец весны. Учительница раздает дневники с годовыми оценками.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Да что — год? Школу! Всю десятилетку!

Сергей раскрывает дневник с годовыми оценками и печально смотрит на тройки по всем предметам.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Я буду просить, чтобы тебя перевели в школу для проблемных детей. Ты тянешь весь класс на дно…

11. ШКОЛА 1982 ГОД. 1 СЕНТЯБРЯ.

Сергей стоит у двери в класс с надписью 5 Б. Напротив него две девочки.

ВТОРАЯ ОДНОКЛАССНИЦА

Марья Васильевна, когда увидела твою фамилию в списках, аж заплакала… Так она надеялась, что тебя перевели в другую школу…

ПЕРВАЯ ОДНОКЛАССНИЦА

Ага! Для умственно отсталых!

Мимо проходит Мария Васильевна и, демонстративно не обращая внимания на Сергея, заходит в класс. Сергей собирается тоже зайти, но дверь захлопывается прямо перед его носом.

Крупно: «5 Б»

12. ШКОЛА 1983 ГОД.

Перед носом Сергея захлопывается дверь с надписью «6 Б».

13. ШКОЛА 1984 ГОД.

Перед носом Сергея захлопывается дверь с надписью «7 Б».

14. ШКОЛА 1985 ГОД.

Перед носом Сергея захлопывается дверь с надписью «8 Б».

15. ШКОЛА 1986 ГОД.

Перед носом Сергея захлопывается дверь с надписью «9 Б».

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Хотя…

Дверь не успевает захлопнуться и застывает.

16. ШКОЛА 1982 ГОД.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, УЧЕНИКИ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Был момент…

Сергей сидит на подоконнике и увлеченно читает книгу. Звенит звонок. В класс входит неизвестный мужчина и идет к учительскому столу.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Мария Васильевна ушла в декрет, и вместо нее появился другой учитель…

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

… Александр Николаевич. Присаживайтесь, будем знакомиться!

Дети рассаживаются по партам. Сергей продолжает сидеть на подоконнике, увлеченный чтением. Класс начинает подхихикивать. Учитель вопросительно смотрит на мальчика.

УЧЕНИК

Это Бурлаков! Он тю-тю немного!

УЧЕНИЦА

В облаках летает…

Учитель подходит ближе. Класс, затаив дыхание, ждет развязки.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Бурлаков. Бурлаков!

Сергей понимает, что обращаются к нему. Спрыгивает с подоконника. Класс смеется. Сергей вопросительно оглядывается.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Бурлаков?

СЕРГЕЙ

(Не понимая)

Да… Сергей!

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

(представляется)

Александр Николаевич! Иди к доске, будем знакомиться. (обращается к классу)

Записывайте задачу…

Сергей подходит к доске и, записав задачу, приступает к ее решению.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Задачу эту я решил…

Класс ошарашенно смотрит на происходящее. Поставив точку, Сергей, осторожно кладет мелок на доску. И вытирает руки.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ

Молодец! Садись, Бурлаков!

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Как потом и многие другие задачи…

Сергей под взглядами обалдевших одноклассников как ни в чем не бывало садится за парту.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Кто еще решил задачу?

Медленно поднимаются еще три руки. Учитель открывает журнал и видит напротив фамилии Бурлакова сплошные тройки. Поднимает голову, оглядывает притихший класс и возвращается к журналу.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Бурлаков — пять!

По классу прокатывается волна удивления.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Пошел слух…

17. ШКОЛА 1982 ГОД. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, УЧИТЕЛЬНИЦА

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

И другие учителя тоже обратили на меня внимание…

Сергей читает сочинение перед классом. У одноклассников глаза лезут на лоб. Учительница в растерянности.

УЧИТЕЛЬНИЦА

А чего ты раньше молчал?

СЕРГЕЙ

(Пожимает плечами)

Вы не спрашивали…

Учительница раздумывает некоторое время и ставит в дневник «4».

Ролбэк.

Учителя вызывают Сергея к доске или проверяют его тетрадь. Они удивлены и вынуждены ставить 4 или 5. Одноклассники в шоке. Кто-то завидует, кто-то злится, некоторые смотрят с ненавистью.

18. ШКОЛА 1982. ВЕСНА. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ДЕКРЕТА

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА, УЧЕНИКИ

Сергей, как обычно, сидит в дальнем углу класса в одиночестве и смотрит мечтательно в окно. Вокруг него зона отчуждения на расстоянии одной парты.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

…Но праздник длился не долго…

В класс входит Мария Васильевна с классным журналом в руках. Дети встают и радостно приветствуют классного руководителя.

УЧЕНИКИ

(Радостным хором)

Здравствуйте, Мария Васильевна!

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

(сдерживая злость)

Здравствуйте, дети… Садитесь! Бурлаков, к доске!

Сергей подходит.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Это что ты тут устроил, Бурлаков? В хорошисты выбился? Пожалели тебя, да? Так вот, Бурлаков, я вернулась и подачек от меня не жди.

СЕРГЕЙ

(Тихо)

Мне подачек не надо!

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Что? Что ты сказал?

СЕРГЕЙ

Я подачек ни у кого никогда не просил…

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Ты мне дерзишь?

СЕРГЕЙ

И просить не буду!

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Все слышали? Это ты мне сейчас как Завучу по учебной части нахамил!

Сергей прямо смотрит в глаза педагогу.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

(взрываясь)

Вон из класса! Завтра с родителями к директору!

Сергей забирает портфель и, пройдя между рядами под общим презрением, выходит из класса.

19. КОМНАТА ОЖИДАНИЯ ООН.

сергей (голос), СЕРГЕЙ, ЛЕРА

Сергей в волнении ходит из угла в угол. Лера неотрывно следит за ним. Сергей подходит к двери, приоткрывает ее. Там журналисты. Начинают сыпать вопросами. Срабатывают несколько вспышек фотоаппаратов. Сергей закрывает дверь. Смотрит на жену в поисках поддержки.

ЛЕРА

…Это всего лишь ООН!

Сергей направляется к двери и открывает ее.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

А еще по выходным дням я продавал редиску на рынке…

Вспышки фотокамер слепят глаза.

20. ФБ. ДЗЕРЖИНСК 1982 МАЙ. РЕДИСКА.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ

Ролбэк.

Сергей щурится на майское солнце и начинает мыть редиску, протирает насухо, подбирает одну к одной.

Вяжет пучки. Сначала не получается. Пучки разваливаются. Еще пять попыток, и вот уже хоть на ВДНХ показывай. Сергей складывает редиску в корзину и идет на рынок. Занимает самое невыгодное место. Но его редиска самая красивая, а пучки самые большие. Товар Сергея пользуется спросом. Его редиску разбирают быстрее всех.

Сергей пересчитывает деньги и уходит домой. На следующий день история повторяется.

Опять выходные и опять у Сергея идет бойкая торговля.

СЕРГЕЙ

(Зазывает народ)

Хорошим людям — хорошие скидки! Большим людям — большие скидки! Добрым людям — добрые скидки! Все честно и без обмана.

Продавцы по соседству недовольно смотрят, как на их глазах молниеносно исчезает редиска Сергея.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Но и тут я переборщил…

Воскресенье. Распродав свой товар, Сергей уходит с рынка. За ним в отдалении следуют четверо ребят гораздо старше его.

21. ШКОЛА 1982 ГОД. КОНЕЦ ГОДА

Звонок уже прозвучал. Все дети в классе. Открывается дверь. Входит Сергей. У него разбита губа и синяк под глазом. Класс начинает смеяться.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Что это за вид, Бурлаков?

Класс бурно реагирует.

СЕРГЕЙ

Можно я сяду на свое место?

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Сядешь!.. После того как домашнее задание покажешь!

СЕРГЕЙ

Я не сделал…

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Можешь садиться! Два!

Сергей медленно идет к своей парте как сквозь строй. Кто — то подставляет ножку, кто-то скажет обидное, а кто-то посмотрит с презрением.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Ты назло не занимаешься по моему предмету, Бурлаков? У других четверки-пятерки… А у меня опять не готов! Лучше бы уроки учил, чем редиской спекулировать, обманывать и наживаться!

Класс падает от хохота. Сергей резко разворачивается и делает несколько шагов в сторону учителя. Все замолкают.

СЕРГЕЙ

Я ни на ком не наживался. И никого не обманывал…

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Ты поговори мне еще!..

СЕРГЕЙ

(срывается)

А то что? Из школы выгоните? Если ваш муж в ГОРОНО работает и вас тут все боятся, это не дает вам право унижать меня… Понятно вам?

Учительница, задыхаясь от злости, хватает воздух ртом, не зная, что ответить. Сергей обводит взглядом притихший класс и выходит из кабинета.

22. ШКОЛА. ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН ПО МАТЕМАТИКЕ.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Так я через пень-колоду дотянул до выпускных.

Сергей и еще трое выпускников входят в класс.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

На экзамен по математике выучил один билет… тринадцатый… для приличия…

В составе приемной комиссии Мария Васильевна. Ученики по очереди берут билеты. Последним подходит Сергей. Берет билет. Улыбается и смотрит на Марию Васильевну.

СЕРГЕЙ

Билет номер… Тридцать один.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Готовьтесь!

Ученики подходят к школьной доске, разделенной на четыре части. Сергей занимает крайнюю, рядом со шкафом с методическими пособиями.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Решения я, конечно, не знал…

Сергей подходит к дальнему краю доски, ближе к шкафу, там, где лежит мел… и на глаза ему попадается стопка листов А4.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

По этим листочкам мы готовились к экзамену.

Сверху лежит билет номер 31. Сергей бросает взгляд в сторону комиссии. Те тихо переговариваются между собой, не обращая внимания на учеников. Сергей начинает писать на доске.

Проходит время.

Сергей кладет кусочек мела на подставку и отходит в сторону, прикрывая собой шкаф. Учительница просматривает решение, потом пронзительно смотрит на Сергея. Делает в его сторону еще один шаг и вглядывается прямо в глаза. (ПАУЗА) Мария Васильевна возвращается к столу.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Она заставила меня все выложить из карманов на стол, закатать рукава и штанины…

Сергей подходит к столу и медленно выкладывает из карманов всякий хлам. Потом выворачивает и сами карманы. Сергей закатывает рукава и штанины.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

И, наверно, ты хочешь получить за это пятерку?

Сергей пожимает плечами.

СЕРГЕЙ

Там же все правильно написано?

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Как ты это сделал?

СЕРГЕЙ

Все же решено верно?

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Не делай из меня дурочку! Ты же знаешь, что не знаешь на пять!

СЕРГЕЙ

Я знаю, что не знаю… Но факт остается фактом…

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

Иди, Бурлаков! Тройки за глаза хватит.

Сергей подходит к дверям и толкает их. Солнце бьет по глазам.

23. ДЛИННЫЙ КОРИДОР ООН.

Сергей идет по коридору, ослепляемый фотовспышками. Журналисты атакуют его вопросами. Далеко впереди Сергей видит двери в зал ООН. Вспышки фотоаппаратов.

24. ВОЕННАЯ ЧАСТЬ.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, ЖЕНЯ

Захлопывается дверь УАЗика. Сергей с другом Женей — водителем в салоне промерзшего авто.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Как-то меня с Женькой в ночь в сорокаградусный мороз отправили в город!

Друг пытается завести. Сергей отогревает руки и смотрит на градусник. Потом достает из-под сидения железный рычаг и выходит на мороз. Начинает крутить рукоятку. Машина заводится. Сергей запрыгивает в кабину. Машина выезжает с территории части.

25. АВАРИЯ (НАЧАЛО) ФБ.

СЕРГЕЙ, ЖЕНЯ

УАЗик едет по ночному перевалу. Мотор ревет. По радио звучит известная песня. Парни подпевают. Волна срывается и радио начинает хрипеть.

СЕРГЕЙ

Что за дела!

Начинает крутить ручку приемника. Находит волну. Звучит лирическая песня. Сергей с грустью всматривается в ночную мглу, разрезаемую светом фар.

ЖЕНЯ

Давай повеселее! Скоро дембель!

Водитель тянется к приемнику, чтобы сменить волну. Сергей в шутку бьет его по руке. Женя опять тянет руку и опять получает по ней. Вдруг машина резко виляет. Сергей перехватывает руль и кричит.

СЕРГЕЙ

За руль лучше держись!

ЖЕНЯ

Не ори! Я сам чуть не обделался!

Машина выравнивается и продолжает движение. Сергей ищет другую радиостанцию.

ЖЕНЯ

Фух! До сих пор в себя прийти не могу!

Из радио звучит веселая песня. Друзья начинают подпевать, подтанцовывая на сиденьях.

26. ДЛИННЫЙ КОРИДОР ООН.

СЕРГЕЙ, ЖУРНАЛИСТЫ

Сергей идет по коридору, напевая ту самую песню. Десятки микрофонов и диктофонов вокруг его головы. Его лицо в обрамлении гаджетов. Вспышки, как солнечные зайчики, скачут по лицу.

27. АВАРИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, ЖЕНЯ

Парни разошлись не на шутку. Веселая песня. Ночная дорога… Внезапно в лобовое стекло что-то ударяется. Женя резко бьет по тормозам, ударяется об руль и отключается. УАЗик теряет управление. Машина вылетает в обрыв. Сергей прижимает Женю левой рукой к сиденью, правой упирается в руль.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

И это случилось со мной в первый раз… Сердце бешено стучит и вдруг срывается в пропасть, словно одно целое с машиной. Время останавливается. Все происходит, как в замедленном кино. Я участвую в нем и вижу происходящее со стороны… с разных сторон. А потом пикирую в себя с высоты.

Сергей изо всех сил держит Женю, как подушка безопасности. Машина кувыркается по склону.

28. АВАРИЯ. (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

УАЗик лежит на дне ущелья вверх колесами. В свете луны из автомобиля вылезает неясная фигура. Стонет от боли. Хрипит несколько раз:"Помогите!"В ответ только уханье филина и завывание ветра. Фигура опять исчезает в машине. Через пару секунд вновь появляется и карабкается по склону.

29. БЕЛЫЙ АНГАР. ЛИКИ

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, ЛИКИ

Сергей видит себя со стороны. В огромной белом зале перевернутая машина, под ней тело Сергея. То ли люди, то ли тени ходят по ангару. Идет неспешная работа.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

И эти, даже не знаю, как их назвать, Лики, что ли… Увидел тогда впервые…

Сергей видит, как вдалеке медленно закрываются огромные тяжелые ангарные ворота. Сергей делает к ним шаг.

Рядом появляются три Лика.

ПЕРВЫЙ ЛИК

Оставайся!

СЕРГЕЙ (НАПЕВАЕТ)

Оставайся, мальчик, с нами… Помните? Как в мультике… А как же мне оставаться? Не-не, мне туда надо. Назад.

Сергей показывает на двери, которые продолжают закрываться.

ВТОРОЙ ЛИК

Рук и ног не будет, имей в виду…

СЕРГЕЙ

А что ж я буду делать?

ТРЕТИЙ ЛИК

Будешь великим спортсменом…

ВТОРОЙ ЛИК

Или большим политиком…

ПЕРВЫЙ ЛИК

Или все вместе…

Сергей озадачено смотрит на лики, прикидывая, относиться к этому как к розыгрышу или как к предсказанию… Но, так и не приняв решения, делает еще шаг к двери. Оборачивается.

СЕРГЕЙ

Я, конечно, понимаю, что дерзко спрашивать, но все же хотелось бы узнать…

ПЕРВЫЙ ЛИК

Почему?..

СЕРГЕЙ

Ну, типа этого…

ВТОРОЙ ЛИК

Это неправильный вопрос!

СЕРГЕЙ

А какой тогда правильный?

Лики молчат. Сергей видит, что двери почти закрылись. Он бежит к выходу и оборачиваясь переспрашивает.

СЕРГЕЙ

Так какой правильный?

ПЕРВЫЙ ЛИК

Когда узнаешь ответ, тогда и поймешь вопрос.

СЕРГЕЙ

А не наоборот?

Сергею надо торопиться, он ускоряет шаг, отдаляется еще больше. Первый Лик что-то отвечает, но Сергей не слышит…

30. ОБЛОМКИ. СУБЪЕКТИВ.

Сергей открывает глаза. Над ним склонились женщины.

ШУРА

(кричит)

Живой!

Женщины переглядываются.

31. ХИРУРГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.

"Живой" — разносится по больничному коридору. Каталка распахивает двери хирургии. Рядом бежит хирург. Щупает пульс.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Живой кусок льда. Срочно на операцию. Все вещи долой!

МЕДСЕСТРА

Примерзло все…

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Срезайте!

Медперсонал начинает срезать одежду с Сергея.

СЕРГЕЙ

Холодно…

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Что ты, мой дорогой! Потерпи…

Замерзшая одежда падает на пол кусками льда.

СЕРГЕЙ

Одежда… Голый я… Холодно…

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Тут все свои, Сережа!

СЕРГЕЙ

(приподнимается)

Лук полить… Лук…

МЕДСЕСТРА

(Отрезая очередной кусок одежды)

Бредит, бедненький.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Ничего он не бредит. Он лук в подсобке на всю часть выращивает.

МЕДСЕСТРА

Я не знала…

СТАРШАЯ МЕДСЕСТРА

Она новенькая, Иваныч.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Вот поправится наш Сережа и покажет тебе… лук! Ты же покажешь, Серега! Только не отключайся!

Сергей говорит что-то совсем невнятное.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Вот и молодец, солдат! Ты же настоящий боец! А нам без лука никак… На стол!

Каталку завозят в операционную. Медсестра остается стоять, смотря на окровавленные куски обледеневшей одежды.

32. ДЛИННЫЙ КОРИДОР ООН. СУБЪЕКТИВ.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, ЖУРНАЛИСТЫ

Сергей идет по залитому светом коридору.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

А насчет лука… Это правда! Выращивал в подсобке!

И не понятно коридор — это ООН, или коридор в вечность, или подсобка в подвале.

33. ПОДСОБКА С ЛУКОМ.

СЕРГЕЙ, ПРАПОРЩИК, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Посреди луковых плантаций Прапорщик отчитывает Сергея.

ПРАПОРЩИК

…Я тебе говорил, чтобы ты свое хозяйство к херам убрал! Мичурин луковый! Развел колхоз…

(слышит чьи-то шаги)

Всякая шушера сюда шляется…

В дверях показывается Владимир Иванович.

ПРАПОРЩИК

Иваныч… Простите, товарищ полковник… Здравию желаю!

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

(строго)

Что у вас тут?

ПРАПОРЩИК

Развел тут, говорю… Колхоз! А я ему приказал очистить помещение!.. Антисанитария же… А он? Луком своим подмазался к начальству…

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

(перебивая)

Луком подмазался?

ПРАПОРЩИК

Так, а чем же?.. Санитарию развел… Анти…

Прапорщик перестает понимать, на чьей стороне хирург.

ПРАПОРЩИК

Так ведь? Товарищ полковник… Подрывает беспорядок в рядах… Российской армии…

Прапорщик сникает под взглядом полковника.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Бурлаков, в отличие от вас, пользу приносит! Всю нашу часть витаминами снабжает! А вы чего?

(передразнивая)

"Свое хозяйство к херам убрал"? Так?

ПРАПОРЩИК

Виноват, товарищ полковник.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Еще как виноваты, товарищ прапорщик! Сергею Бурлакову помогать надо и оказывать поддержку! Вам ясно?

ПРАПОРЩИК

Так точно! Есть"помогать и поддерживать"!

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Можете идти!

Прапорщик вытягивается в струнку, разворачивается и строевым шагом выходит из помещения, стукнувшись при этом головой о притолоку.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Я, собственно, по делу…

Моя пирожки с яйцом и луком надумала испечь.

СЕРГЕЙ

(с благодарностью)

Спасибо вам, товарищ полковник!

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Это тебе спасибо! С тебя лук, с меня пирожки!

Сергей начинает нарезать луковые стебли.

34. ГОСПИТАЛЬ. У ВХОДА.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ, СОЛДАТЫ

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

А потом и вся часть спасибо мне сказала…

Ночные звезды звенят от мороза. На крыльцо госпиталя выходит уставший Владимир Иванович.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

(пораженно)

Уже ночь???

С шумом выдыхает ледяной пар. Достаёт сигарету и зажигалку. Пытается прикурить. Зажигалка не работает. Из темноты протягиваются несколько горящих зажигалок и спичек. Владимир Иванович поднимает глаза… и видит в тусклом пламени солдат, которые собрались у входа.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

А вы чего тут?

СОЛДАТ

Кровь сдавать!

Владимир Иванович смотрит на очередь, которая выстроилась вдоль стены.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Кровь?

СОЛДАТ

Сереге… Бурлакову

Хирург идет вдоль очереди. У него перехватывает дыхание. Очереди нет конца.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Спасибо вам! Спасибо, родные мои! Спасибо!

35. РЕАНИМАЦИЯ.

Капельница с кровью медленно капает, отсчитывая секунды. Работают приборы реанимации. Сергей лежит с закрытыми глазами. Монотонные зигзаги двигаются по экрану. Неожиданно скачок… Еще один… Третий… Сергей открывает глаза. Оглядывается. Поднимает руки к глазам… Кистей нет. Он закрывает глаза. Слеза скатывается по щеке.

36. ПАЛАТА."БУДУ БЕГАТЬ"

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, МЕДСЕСТРА, ДОКТОР

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Потом меня перевели в обычную палату…

Сергея спит в обыкновенной палате. Спиной к койке у окна лечащий врач просматривает записи. Рядом Медсестра.

ДОКТОР

Как аппетит?

МЕДСЕСТРА

Ругается… Не хочет, чтобы его кормили…

ДОКТОР

Капризничает значит… Я слышал, он пристает к медперсоналу… Медсестрам.

МЕДСЕСТРА

(покраснев)

Сергей Васильевич, может, вы повлияете на него…

Доктор вопросительно смотрит на медсестру.

МЕДСЕСТРА

Чтобы он ел как следует…

ДОКТОР

Разве что приказать…

Возникает пауза. Доктор смотрит в окно.

МЕДСЕСТРА

(с жалостью)

Такой молодой… Что же он будет теперь делать?

Доктор молча пожимает плечами и тяжело вздыхает. В этот момент за их спинами раздается бодрый голос Сергея.

СЕРГЕЙ

Бегать!

Доктор с медсестрой резко разворачиваются, застигнутые врасплох.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Да! Я так и сказал!

Сергей повторяет.

СЕРГЕЙ

Я буду бегать!

Медсестра опасливо переводит взгляд на доктора.

ДОКТОР

(Тихо говорит медсестре)

Спокойно, Катя…

СЕРГЕЙ

(В прекрасном настроении)

Вы не думайте, что я с ума сошел! Я буду спортсменом… Так мне сказали… Или политиком…

Медсестра бледнеет.

ДОКТОР

Вы, Катя, идите…

Медсестра начинает медленно двигаться вдоль стеночки.

СЕРГЕЙ

(Подначивая медсестру)

Да, да! Буду бегать по стадионам… И за девчонками…

(громко)

Ам! Не скроетесь от меня… Ам!

МЕДСЕСТРА

(Вскрикивает)

Мамочки!

Выбегает из палаты. Сергей громко смеется вслед.

ДОКТОР

(Строго)

Медсестры жалуются на вас…

СЕРГЕЙ

Что я не всем внимание уделяю?

ДОКТОР

Что вы пристаете к ним…

СЕРГЕЙ

(продолжая свою мысль)

А еще единоборствами займусь… Обязательно!

Сергей демонстрирует боксерские удары лежа. Доктор быстро выходит. Сергей провожает его улыбкой, потом отворачивается к окну, и улыбка исчезает.

СЕРГЕЙ

Я… Буду… Бегать…

Сергей стискивает зубы.

37. ПАЛАТА.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, ПСИХИАТР, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

На следующий день ко мне пришел психиатр…

Психиатр осматривает Сергея.

ПСИХИАТР

А как вы спите?

СЕРГЕЙ

Как младенец… Словно заново родился! И сны такие же… Могу рассказать!

ПСИХИАТР

Обязательно расскажете… А с аппетитом у вас как?

СЕРГЕЙ

(заговорщицки)

Доктор, а вы тоже считаете, что я сошел с ума?.. И все потому, что хочу бегать?

ПСИХИАТР

Видите ли, вы, несомненно, пережили…

Входит Владимир Иванович. Возникает пауза.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

И тогда у меня произошел первый, очень важный разговор с Иванычем…

Психиатр уходит.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Бегать, значит, решил…

СЕРГЕЙ

А что? Мне теперь кроме предвзятостей и страхов терять нечего! Все, что я про себя думал и планировал, превратилось в ничто!.. Вот я и решил! Буду бегать! Для начала!

(с вызовом)

Нельзя, что ли?

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

А потом что?

СЕРГЕЙ

(агрессивно)

Придумаю… Не сомневайтесь!

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

В твоих способностях и упорстве я не сомневаюсь… Будешь бегать… А потом?

СЕРГЕЙ

Бегать!

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

А дальше?

СЕРГЕЙ

Бегать…

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

А потом?

СЕРГЕЙ

И потом… Бегать… Маресьев хотел летать… А я буду бегать!

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

А зачем Маресьев хотел летать?

Сергей смотрит непонимающе.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Ведь главной целью у него было не просто летать… А?..

СЕРГЕЙ

(нерешительно)

Громить фашистов…

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Громить… Тебе лишь бы громить! Главное у него было спасать! Людей спасать, Сережа! Жизнь спасать! Человечество!.. Бегать… Бегать, это хорошо! Это прекрасно! А вот тут что у тебя будет?

(стучит Сергею по лбу)

А вот тут?

(дотронулся до сердца)

Вот что важно, Серега! А бегать… Бегать, и я могу… Да кто угодно может!

СЕРГЕЙ

(выкрикивая)

С ногами-то и руками…

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Без разницы! Весь мир бегает! Только это физкультура! Курица даже без головы может! А что можешь ты? Только ты! Ты, которому предстоит создавать себя с нуля!

СЕРГЕЙ

(упрямо)

Я могу доказать!..

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Докажи! Докажи! Вот этим докажи

(стучит по голове Сергея)

и этим

(коснулся сердца)

Но прежде пойми, чего ты сам от себя хочешь и как это на других отразится!

СЕРГЕЙ

Вам хорошо говорить! Вы можете людям жизни спасать…

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

И ты сможешь!

СЕРГЕЙ

Как?

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

А вот это ты уж сам… Я не знаю…

Хирург встал и пошел к выходу. Остановился в дверях.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

И бегай сколько в тебя влезет!

Хирург уходит.

38. ГОСПИТАЛЬ.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, МАМА ЖЕНИ

Сергей сидит в кресле-каталке в госпитальном садике. Рядом стоит женщина и что-то говорит. Но мы пока не слышим.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Было над чем подумать, правда? И я думал… Я же не курица… без головы…

Сергей вопросительно смотрит на женщину.

МАМА ЖЕНИ

Я мама Евгения…

Сергей продолжает изучающе смотреть.

МАМА ЖЕНИ

Жени…

Сергей молчит и смотрит.

МАМА ЖЕНИ

С которым вы…

СЕРГЕЙ

Я понял, чья вы мама…

(спокойно)

Зачем вы пришли?

Вера Борисовна молчит, не зная, с чего начать.

МАМА ЖЕНИ

Знаете, Женя всегда был хорошим мальчиком… Добрым. Отзывчивым. Честным… Очень переживал, когда при нем кого-нибудь обижали. Отличником не был, но в школе его любили… И уважали… За человеческие качества… Он даже за живой уголок отвечал в школе… Вечно приносил всякую живность… Жизнерадостный такой… Всегда был… А сейчас…

(начинает плакать)

Не держите на него зла. Женя испугался тогда… Он думал, что вы умерли… Простите его!

СЕРГЕЙ

А я и умер… А потом родился заново… Женя был хорошим мальчиком? Я ничуть не сомневаюсь. Вы просите не злиться на него? Я и не злился. Злоба съедает изнутри. А у меня на это нет желания и, главное, времени. Жаль расходовать на пустяки. Мне так много нужно успеть сделать. Такое разнообразие выбора. Ведь всегда же есть выбор? Правда, иногда он предоставляется один раз в жизни… И потом уже ничего изменить нельзя… Можно только сожалеть… И даже раскаиваться… Такой выбор называется поступком… От слова поступь… Шаг… Женя сделал свой шаг… Теперь шагать буду я… А Жене передайте, что я не злюсь на него.

МАМА ЖЕНИ

Может, вам нужна помощь?.. У моего мужа связи…

Сергей смотрит на женщину.

СЕРГЕЙ

Помощь?

МАМА ЖЕНИ

(с готовностью)

Да!

СЕРГЕЙ

Пусть поможет мне избавиться от воспоминаний…

Сергей разворачивается на кресле-каталке и уезжает вглубь сада.

39. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ДЖЕРЖИНСК.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, ТАКСИСТ, МАМА СЕРГЕЯ

Мама Сергея хозяйничает в огороде. Подъезжает фургон-такси.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

И я вернулся домой. В Дзержинск…

Таксист подвозит кресло к пассажирской двери. Она открывается, и оттуда с трудом выбирается Сергей.

У матери при виде сына подкашиваются ноги, и она опускается на скамейку у палисадника.

МАМА СЕРГЕЯ

Сынок…

Она закрывает рот, чтобы не закричать. Таксист помогает Сергею сесть в кресло и подвозит его к матери.

СЕРГЕЙ

Здравствуй, мама!

Они, напротив, друг друга. Молча смотрят глаза в глаза. На улице начинают собираться соседи. Бесконечно долго тянется время. Мать и сын смотрят друг на друга. Таксист подносит вещи Сергея.

ТАКСИСТ

У вас мировой сын! Веселил меня всю дорогу! Даже не скажешь, что…

СЕРГЕЙ

Инвалид…

Таксист осекается и уезжает.

МАМА СЕРГЕЯ

Почему же ты не предупредил, что приезжаешь? Мы бы тебя встретили!

СЕРГЕЙ

А зачем?

(показывая на кресло)

Я и сам могу добраться куда захочу!

МАМА СЕРГЕЯ

Перед людьми же совестно! В госпиталь не пускал! О приезде не сообщил… Что мы как нелюди…

Сергей тянется к чемодану. Мама бросается ему на помощь. Но Сергей резко ее останавливает.

СЕРГЕЙ

Мама, я сам!

МАМА СЕРГЕЯ

(растерянно)

Но я же…

СЕРГЕЙ

(резко)

Ты всю жизнь меня нянчила… Пылинки сдувала…

Сергей взваливает чемодан себе на колени, берется ручными протезами за рычаги и въезжает в калитку.

СЕРГЕЙ

(не оборачиваясь)

Больше не надо!

Соседи по улице подходят поближе. Удивленно обсуждают между собой странную встречу матери и сына. Мама Сергея натянуто улыбается им и весело сообщает.

МАМА СЕРГЕЯ

Вот! Сынок вернулся! Хотел матери сюрприз сделать!

Сергей молча едет к дому. Мама Сергея берет дорожную сумку и тоже заходит в калитку, громко и"радостно"беседуя с сыном.

МАМА СЕРГЕЯ

А чем ты таксиста развеселил?

СЕРГЕЙ

Как к девчонкам в госпитале приставал и лук в казарме выращивал…

МАМА СЕРГЕЯ

(искусственно весело)

Лук! Какой лук?

СЕРГЕЙ

Зеленый…

Сергей скрывается за домом. Мама идет за ним, незаметно утирая слезы.

40. ДОМ СЕРГЕЯ. КАЛЕНДАРЬ

СЕРГЕЙ, МАМА СЕРГЕЯ

Утро. Сергей подходит к календарю, который висит в коридоре у входной двери. Отмечает день 10 августа.

Берет спортивную сумку. Выходит из дома. Садится в кресло. Выезжает со двора. Мама через окно провожает его долгим взглядом.

41. СТАДИОН. ДИСТАНЦИЯ 10 М.

СЕРГЕЙ, МАЛЬЧИШКИ

Светит жаркое солнце. Сергей приезжает в кресле на старенький стадион. Мальчишки на поле играют в футбол. Сергей смотрит на них. Разворачивается, чтобы уехать. Потом останавливается и решительно начинает осматривать то, что когда-то было беговой дорожкой. Выбирает более-менее ровный участок, оставляет в одном месте спортивную сумку и едет по дорожке, отсчитывая расстояние. Мальчишки посматривают на Сергея, продолжая играть.

СЕРГЕЙ

Десять!

Сергей разворачивается и смотрит на спортивную сумку, которая лежит совсем рядом… рукой подать. Но Сергей понимает, что сейчас это непосильная дистанция. Оценивающе смотрит на расстояние до сумки, потом на ребят, которые играют в футбол, и улыбается.

СЕРГЕЙ

Всего-то десять метров.

Сергей решительно встает. И начинает медленно идти к сумке, постепенно ускоряясь. Шаги неуверенные. Сергей превозмогает боль. Лоб покрыт испариной. Еще шаг. И еще один. И вот Сергей наклоняется к сумке, неумело достает оттуда специальную бутылку с водой и начинает жадно пить. В этот момент раздаются тихие аплодисменты, которые постепенно перерастают в овации. Сергей оглядывается и видит мальчишек, которые, оказывается, следили за Сергеем. Они хлопают и свистят. Сергей улыбается им, разворачивается и пускается в обратный путь, подбадриваемый мальчишескими возгласами…

42. У ДОМА СЕРГЕЯ.

СЕРГЕЙ, МАМА СЕРГЕЯ, МАЛЬЧИШКИ

Во дворе мама Сергея занимается хозяйством. Слышит с улицы веселый мальчишеский смех. Идет к забору и выглядывает через него. По улице к дому двигается шумная ватага мальчишек во главе с Сергеем, который самостоятельно катит на своем кресле и что-то увлеченно рассказывает.

СЕРГЕЙ

…Вы даже представить себе не можете, что значит минус 40 градусов… Это когда ты плюешь, а на снег падает ледышка…

МАЛЬЧИШКИ

(наперебой начинают галдеть)

Да ладно! Сказки! Ты гонишь, дядь Сереж! Не может такого быть!

СЕРГЕЙ

Да не встать мне с этого кресла!

Мальчишки смеются. Сергей замечает маму, которая стоит у калитки. Их взгляды встретились.

СЕРГЕЙ

Все, парни, бегите! Дальше я сам!

Мальчишки разбегаются. Улыбка сходит с лица Сергея. Видно, что он устал. И состояние его близко к обморочному. Он тяжело дышит. На лице матери выражение переживания за сына. Сергей пытается заехать в калитку, но неудачно.

МАМА СЕРГЕЯ

Сережа, разреши мне помочь?

СЕРГЕЙ

(срывается)

Мама, да пойми же ты! Я должен сам! Понимаешь? Сам! Мне всему нужно заново учиться. Есть, ходить, пить, дышать. А твоя опека только мешает! Я должен быть самостоятельным, мама!!! Иначе я сдохну, как собака под забором! Никому не нужная и бесполезная собака! Если ты меня любишь и желаешь счастья, не мешай мне. Не надо меня жалеть! Я меньше всего нуждаюсь в жалости!

Сергей делает усилие и въезжает во двор.

43. ДОМ СЕРГЕЯ. КАЛЕНДАРЬ.

СЕРГЕЙ, МАМА СЕРГЕЯ

Мама Сергея в прихожей. Входит Сергей. На нем ветровка. Мама подает ему спортивную сумку и передвигает квадратик на календаре. 1 сентября. Сергей выходит из дома.

44. СТАДИОН. ДИСТАНЦИЯ 15 М.

СЕРГЕЙ, СОБАЧКА

Небо затянуто тучами. Сергей приезжает на стадион. Сегодня тут пусто. Откуда ни возьмись к Сергею подбегает небольшая псина и начинает вилять хвостом.

СЕРГЕЙ

Привет, собак!.. Ну, что? Побегаем?

Собака лает в ответ.

СЕРГЕЙ

Да ты разговорчивый! Еды просишь?

Сергей достает из сумки бутерброд.

СЕРГЕЙ

Держи!

Собака хватает бутерброд прямо в воздухе и начинает жадно есть. Сергей выбирает знакомый участок. Опускает сумку на землю. Проезжает расстояние, ориентируясь по старым выцветшим цифрам на бровке дорожки. 15 метров. Внезапно начинает идти дождь. Сергей смотрит на небо. Раздумывает.

СЕРГЕЙ

(сам себе)

Зато не жарко будет…

Встает с коляски. Гремит гром. Псина скулит от страха, хватает еду и прячется под скамью.

СЕРГЕЙ

(улыбаясь небу)

И не скучно…

Сергей начинает бежать. Дождь льет как из ведра. Ступни шлепают по лужам. По лицу текут крупные капли. И не понятно, дождь ли это или слезы… На стареньком стадионе, под нещадным дождем одинокая фигура Сергея преодолевает новую планку. Маленькая мокрая дворняжка дрожит под лавкой, неотрывно следя за Сергеем.

45. У ДОМА СЕРГЕЯ.

СЕРГЕЙ, МАМА СЕРГЕЯ, СОБАКА

В кадр вбегает знакомая нам уже собака. Она уже не такая замученная. Ухоженная и резвая. Хватает палку и бежит в обратном направлении. Сергей подъезжает к дому на коляске, открывает калитку и въезжает в сад. Тут мама развешивает его спортивные вещи. Видит Сергея и осекается.

СЕРГЕЙ

Я же просил не стирать мои вещи!

МАМА СЕРГЕЯ

Но как же не ухаживать за родным сыном?

СЕРГЕЙ

Ты всю жизнь будешь ухаживать за мной?..

Мама смотрит глазами, полными слез.

СЕРГЕЙ

Давай! А я на печи лежать буду? А когда тебя не станет, мам? Ведь так бывает, да? Что я буду делать??? Пойми ты наконец — я не инвалид, не калека какой-нибудь!

МАМА СЕРГЕЯ

(сорвавшись)

А кто?

(тут же опомнилась)

Прости, сынок!..

Сергей промолчал в ответ, только скрипнул зубами и поехал к дому. Встал из коляски и вошел в дверь. Мама пошла было следом, но остановилась и опустилась на ступеньки. Псина подбежала к ней и принялась заигрывать. То палку принесет. То погрызенный мячик. Потом достала из тазика с мокрыми вещами футболку и положила на колени сидящей матери. Мама уткнулась в футболку лицом.

46. БИЗНЕС. ДЗЕРЖИНСК. (ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА)

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, ГОГА, ТЕЛОХРАНИТЕЛИ

Сергей едет по тротуару. Рядом с ним ровняется черный Гелендваген. Сергей не обращает внимания.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

А еще мне"посчастливилось"обрести"друга"… на долгие годы… Гога-Авторитет.

Тонированное заднее пассажирское стекло опускается. Появляется улыбающееся лицо в солнцезащитных очках.

СКЛЕЙКА. ПАРУ МИНУТ СПУСТЯ.

Гога стоит перед Сергеем. Рядом с двух сторон телохранители.

ГОГА

У меня к тебе коммерческое предложение, Сережа!

СЕРГЕЙ

Разрешите пройти! У меня режим! Прогулка… С псом.

Собака подает голос.

ГОГА

Не возражаешь, если я пройдусь с тобой?

СЕРГЕЙ

Своих выгуливаешь?

Гога заливается смехом. Телохранители будто и не слышали этой фразы. Гога подает своим телохранителям знак, и те расступаются перед Сергеем. Сергей начинает движение. Гога идет рядом с ним с одной стороны, с другой семенит пес. Сзади шагают амбалы. По дороге параллельно едет Гелендваген.

ГОГА

Московские ребята мне предложили войти в бизнес, а тут я тебя встречаю… Уверен, что это не случайно, Серега! Неспроста!

Сергей молча продолжает ехать вперед. Пес все так же идет справа, иногда поглядывая на амбалов и тихонько рыча.

СЕРГЕЙ

Спокойно, Собак, они тоже гуляют… Хочешь поиграть?

Пес лает в ответ. Сергей, не останавливаясь, обращается к Гоге.

СЕРГЕЙ

Гога, можно попросить твоего парня палку небольшую мне принести?

По лицам телохранителей видно, что такое обращение начинает их злить.

ГОГА

Конечно, можно, Сережа!

Гога дает знак одному из своих телохранителей, и тот нехотя подходит к дереву, отламывает большую ветку и протягивает босу.

ГОГА

Дебил? Это не мне!

Амбал, опомнившись, протягивает полдерева Сергею.

СЕРГЕЙ

Мне маленькую палочку… Для собачки…

Амбал отламывает небольшую палочку от ветки, вложив в это всю свою злость.

СЕРГЕЙ

Спасибо!

(Гоге)

Можно попросить, чтобы он бросил?

Гога дает сигнал. Амбал зашвыривает палку.

СЕРГЕЙ

Взять!

Но пес не двигается с места, смотрит то на хозяина, то на братву.

СЕРГЕЙ

Чего ты? Это я тебе!

Пес, опомнившись, срывается с места. Гога начинает закипать, но виду не показывает.

ГОГА

Ладно. Шутки в сторону! Чего резину тянуть?

СЕРГЕЙ

Так не я тяну… Ты говори… А то мне спать скоро… Режим, видишь ли.

ГОГА

Хочешь срубить много бабла, ничего не делая? Столько, что тебе и не снилось!

СЕРГЕЙ

А что нужно делать, ничего не делая?

Гога мнется.

ГОГА

Для начала приехать в Москву… И миллион каждый месяц твой.

СЕРГЕЙ

Это только за приезд?

Пес в этот момент приносит палку.

СЕРГЕЙ

Слыхал, Собак. Приезжаем в Москву и каждый месяц по миллиону…

(вдруг серьезно, Гоге)

Ты меня на органы хочешь разобрать? Так у меня у самого мало что осталось! Или в цирке показывать будешь?

ГОГА

Насчет органов, ты прав! А насчет цирка… Ты почти угадал…

Сергей резко разворачивается и подъезжает почти вплотную к Гоге. Братва напрягается. Пес начинает рычать.

СЕРГЕЙ

Собак, я сам справлюсь.

(бандитам)

Вы смотрите, ребятки, он шутить не любит, может и на запчасти раскидать вас… Хотя Гоге это на руку будет!

Соберет себе клоуна Франкенштейна.

(Гоге)

Хочешь поставить меня на Тверской где-нибудь? Берет краповый, вывеска «Пострадал за Родину», и только баблосики собирай?

Гога молчит.

СЕРГЕЙ

А можно на процентах? На процентах, наверно, выгоднее будет?

Гога смутился и не поймет, серьёзно спрашивает Сергей или ерничает.

ГОГА

(сомневаясь)

А ты… Сколько хочешь?..

СЕРГЕЙ

Видать, у вас одни мозги на троих! Ты обознался, Гога! Засунь это предложение вместе с миллионами себе в… выхлопную трубу! Или своих ребят посади на паперти… У них руки-ноги есть, а вот с головами проблемы. Из жалости подавать будут.

ГОГА

С огнем играешь…

СЕРГЕЙ

(почти задыхаясь от злости)

Убьешь меня? Давай! Только страха моего ты не почувствуешь, и о пощаде молить не буду… Так что кайфа ты не получишь… Ну, так что?

Гога молчит, играя желваками.

СЕРГЕЙ

Все, Гога, мне пора… режим у нас… Собак! Домой!

Сергей разворачивается и едет в обратную сторону.

ГОГА

(вслед)

Еще пожалеешь!

СЕРГЕЙ

(резко развернувшись)

Нет, Гога! Я сдохну, но руку за подаянием не протяну… Да и протягивать нечего… Я бегать буду и побеждать! А попрошайничать у меня сил не хватит!

ГОГА

Всю жизнь будешь под маминым крылышком. Какой ты джигит?

От этих слов Сергея передергивает. Он продолжительно смотрит на Гогу и уезжает.

47. ГОРОД. ЛАРЕК.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, СОБАКА, ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА, ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА

Сергей бездумно катит по набережной. Видит пивной ларек. Сворачивает к нему.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Было у меня после этого разговора желание послать все… И спиться под забором…

Подъезжает к двери и останавливается. Сергей собирается войти, но ветер срывает кепку и уносит по дороге. Собак бежит за кепкой, хватает ее и кладет на колени хозяину. Сергей сидит, уставившись в одну точку. Собака ложится у его ног. По дороге идет пожилая пара. Мужчина возмущен.

ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА

Ведь раньше все наоборот было! В каждом районе по десять аптек…

На ходу женщина достает из сумочки кошелёк и кладет несколько монет в кепку на коленях Сергея.

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА

Господи, помилуй…

Пара идет дальше. Мужчина продолжает возмущаться.

ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА

Вот что ты делаешь, Оленька? Он же пропьет их!

ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА

Приличный с виду…

ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА

Приличные у ларька не сидят! На каждом углу пивнушки. Раньше аптеки были, а теперь Россию спаивают… А до аптеки на другой конец города…

Пара уходит дальше. Собака встает и начинает тыкаться носом в колено Сергею. Сергей, потеряв дар речи, смотрит на монеты в кепке. От горечи у него ком в горле. Сергей смотри вслед ушедшей пожилой паре, потом поднимает глаза на вывеску"Рюмочная"На здоровье", резко сбрасывает кепку на землю и уезжает в обратном направлении. Мелочь рассыпается. Собака хватает кепку и бежит за Сергеем.

48. МОНАСТЫРЬ.

СЕРГЕЙ, ПОСЛУШНИКИ

Сергей стоит посреди монастырского двора. Мимо ходят послушники. Идет работа. У стены стоят строительные леса. Наверху идет ремонт. Но кроме видимой работы идет работа скрытая, неосязаемая, и Сергей чувствует ее кожей, нервами. Он, словно антенна, напряжен и ловит сигналы из окружающей его действительности. Сергей смотрит по сторонам, стараясь понять, почувствовать, постичь и осознать то, что проникает в него.

Мир начинает кружиться вокруг.

Переход.

49. БЕЛЫЙ АНГАР.

СЕРГЕЙ, РАБОТНИКИ, ГОЛОС

Кружение медленно останавливается. Сергей видит себя в Белом Ангаре. Ликов нет. Но работники ходят по своим делам. От машины осталась половина.

СЕРГЕЙ

Я… Это… Чего хотел спросить… Мне тут сказали, вроде как я буду… Спортсмен. Политик…

Работники не обращают внимания на Сергея. Один останавливается и смотрит ничего не выражающим взглядом.

СЕРГЕЙ

Чего-то не вовремя я, да?

Мир опять начинает кружиться.

ГОЛОС

Сын мой… Сын мой…

Переход

50. МОНАСТЫРЬ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

СЕРГЕЙ, БАТЮШКА, ПОСЛУШНИКИ

Мир кружится. До Сергея долетает голос.

БАТЮШКА

(голос)

Сын мой! Сын мой…

Сергей приходит в себя, как от толчка. И действительно оказывается сидящим на земле. Вокруг облако цементной пыли. Там, где стоял Сергей, сейчас лежит разорванный бумажный мешок из-под цемента. Сергей обалдело смотрит наверх. Слышит голос.

БАТЮШКА

Да… Все в руках Господа…

Сергей оборачивается на голос. За спиной стоит батюшка. Он отряхивается от пыли.

БАТЮШКА

Ну, и в наших, конечно, по мере сил и возможностей!

(и тут же кричит наверх)

Что же вы, окаянные, чуть человека не угробили!

ПОСЛУШНИКИ

(сверху)

Простите, святой отец!

БАТЮШКА

Бог простит!

Батюшка помогает Сергею встать.

БАТЮШКА

А вам, мой сын, повнимательней надо быть к тому, что вокруг происходит.

(ДАЛЬШЕ)

БАТЮШКА (ПРОД.)

Тем более на строительной площадке. Все, конечно, в руках Всевышнего, но осмотрительность никогда не помешает, и под падающие мешки подставляться негоже!

СЕРГЕЙ

(улыбаясь)

Выходит, вы мне сейчас жизнь спасли?

БАТЮШКА

(улыбаясь в ответ)

Выходит, что так! Но не только за этим Господь тебя привел! Ведь так?

СЕРГЕЙ

Да, святой отец! Вопросы у меня есть! Много вопросов! А вот с ответами беда!

БАТЮШКА

Значит к Господу за ответами пришел? А в себе искал?

СЕРГЕЙ

Ответов тьма, а какой из них верный — не знаю!

БАТЮШКА

И что ж за вопросы?

СЕРГЕЙ

(шутя, чтобы скрыть волнение)

По одному или списком?

БАТЮШКА

(смеясь)

А у тебя и список есть?

Сергей подставляет карман рубашки. Батюшка достает из кармана листок бумаги. Читает.

БАТЮШКА

(про себя)

Сила… Здоровье… Работа… Ага… И это еще…

Поднимает на Сергея улыбающиеся глаза.

БАТЮШКА

Давай, сын мой, прогуляемся. Ты расскажешь мне свою историю, потом и со списком разберемся!

Батюшка идет к воротам. Сергей за ним. И они выходят за стены монастыря.

51. ЛЕС У МОНАСТЫРЯ.

СЕРГЕЙ, БАТЮШКА

Сергей и Батюшка идут по лесной тропинке. На общем плане Сергей рассказывает свою жизнь. Слов мы не слышим. Только шум леса и еле звучащая музыка.

52. МОНАСТЫРЬ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 2)

СЕРГЕЙ, БАТЮШКА

Сергей и Батюшка возвращаются в монастырь. Батюшка договаривает начатую за воротами фразу.

БАТЮШКА

…Силы, здоровье, работа, в общем, все по твоему списку! Это же у тебя все и сейчас есть! Или приложится со временем! Куда же еще больше! С тем, что есть, справиться бы тебе! И если по совести…

СЕРГЕЙ

Конечно! И только!

БАТЮШКА

…по совести Господь про запас не дает! И сверху того, что тебе необходимо! Так что распоряжайся имеющимся по уму и сердцу, а не по силе! Сила, она не разбирает, куда ей надо! Незрячая она! А душа, если живая, конечно, много чего узреть может! Направит и подскажет!

Батюшка возвращает листок обратно Сергею в карман.

БАТЮШКА

Все в руках Господа!

Они дошли до места, где Батюшка спас Сергей от мешка с цементом. Сергей только хотел спросить что-то, но Батюшка его опередил.

БАТЮШКА

И в наших, конечно, тоже!

СЕРГЕЙ

Даже если их нет?

БАТЮШКА

А это, сын мой, уж тебе решать!

СЕРГЕЙ

Спасибо, отец!

БАТЮШКА

Лучше благо дарить, чем спасение выпрашивать…

Сергей вопросительно смотрит.

БАТЮШКА

(улыбаясь)

Благо Дарить! С Богом!

Батюшка крестит Сергея и направляется в храм. Сергей разворачивается к выходу и вдруг что-то вспоминает.

СЕРГЕЙ

Светой отец!

БАТЮШКА

(разворачиваясь)

Да, сын мой!

СЕРГЕЙ

А про жену… Про жену ничего не сказали.

БАТЮШКА

А вот жену, сын мой, нужно вымолить…

СЕРГЕЙ

Вымолить? Это как? В церкви? Молиться?

БАТЮШКА

Вымолить — это значит вымолить! А вот как, это уж ты сам выбирай, сын мой!..

А если слово незнакомое, то можно и в словаре посмотреть! В интернете… Прогресс-то нынче вон как шагнул… А мешки все равно падают…

И, не дожидаясь реакции, батюшка разворачивается и уходит.

СЕРГЕЙ

(сам себе)

Вымолить…

(батюшке)

Благодарю вас, святой отец!

Сергей идет к воротам. Перед выходом Сергей останавливается и кричит наверх строителям.

СЕРГЕЙ

Благодарю!

Сергей выходит за ворота.

53. ОФИСЫ БАНКОВ.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, СОБАКА

Утро. Сергей входит в здание банка. Собака остается у дверей.

СКЛЕЙКА. ПРОХОДИТ ВРЕМЯ.

Сергей выходит и решительно направляется к другому банку. Собака опять остается ждать его у входа.

СКЛЕЙКА. ПРОХОДИТ ВРЕМЯ.

Сергей выходит. Осматривается. Идет к следующему банку. Собака за ним.

СКЛЕЙКА. ПРОХОДИТ ВРЕМЯ.

Сергей выходит из очередного банка. И идет дальше. Собака, не понимая, что происходит, устало смотрит на хозяина и ложится на землю. Сергей смотрит на пса, вздыхает и уходит за угол.

СКЛЕЙКА. ПРОХОДИТ ВРЕМЯ.

Собака через некоторое время бежит следом. Сворачивает за угол. Сергея не видно. Пес идет по следу.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Не внушал я, видно, доверия банкам… Кредит мне не дали. Только руками разводили и сетовали на сложную экономическую обстановку…

Наступает вечер. Пес подбегает к еще одному зданию банка. Задерживается. Обнюхивает дорогу у входа. Ходит кругами. Собака в растерянности смотрит на прохожих. Ложится у входа и начинает скулить.

СЕРГЕЙ (ГОЛОС)

Но знал я одного человека, который на этой вот сложной экономической обстановке как раз и зарабатывал…

Из дверей выходит Сергей. Собака радостно лает. Сергей отрицательно кивает и уходит. Собака поднимает ногу, делает свое дело и бежит за Сергеем.

54. БИЗНЕС. ДЗЕРЖИНСК (ВТОРАЯ ВСТРЕЧА)

СЕРГЕЙ (ГОЛОС), СЕРГЕЙ, ГОГА, ТЕЛОХРАНИТЕЛИ

Сергей с Гогой-Авторитетом идут по парку. Параллельно движется черный Гелендваген. Сзади идут телохранители Гоги.

СЕРГЕЙ

У меня есть деловое предложение!

ГОГА

Слушаю тебя, дорогой!

СЕРГЕЙ

Ты дашь мне миллион в долг под проценты.

Гога смеется.

ГОГА

Зачем?

СЕРГЕЙ

Дело открою…

ГОГА

Вот чудак! Я же дам тебе эти деньги просто так, без всякого дела… За услугу.

СЕРГЕЙ

Попрошайничать?

ГОГА

Зачем так грубо?

СЕРГЕЙ

Для меня легче марафон пробежать, чем побираться! Вот такой я неправильный! Неполноценный!

ГОГА

Эх, Серега, счастья своего ты не знаешь!.. Хорошо! А что будет, если не вернешь ты мне денег? Ведь я рискую, а гарантий никаких, в наше-то лихое время!

СЕРГЕЙ

Буду служить у тебя, пока не отработаю!

ГОГА

Пока не отработаешь? Нет, дорогой! Так не пойдет!

СЕРГЕЙ

Твое условие?

ГОГА

Рабом моим будешь! Навечно! В золотой клетке!

Гога зло смеётся. Сергей стискивает зубы. Думает некоторое время.

СЕРГЕЙ

Хорошо! Хоть рабом, хоть чертом лысым! Можешь хоть на колбасу пустить, хоть на холодец! Но не обломится тебе ничего, Гога! Не для этого я вернулся!

ГОГА

А для чего, Сережа? Что ты собираешься делать?

СЕРГЕЙ

Жить и помогать тем, кто в этом нуждается!

ГОГА

(Смеется)

А что же ты мне не хочешь помочь?

СЕРГЕЙ

Такие, как ты, не нуждаются в помощи! Таким, как ты, вообще не место на земле!

Гога пристально вглядывается в Сергея.

ГОГА

Ишь! Джигит! Разошелся! Судить меня вздумал?

СЕРГЕЙ

По рукам?

Гога смотрит на протянутую ампутированную руку, потом на Сергея.

ГОГА

Завтра тебе денег привезут и договор! Кровью распишешься!

СЕРГЕЙ

Идет!

Гога резко поворачивается и уходит к автомобилю.

СЕРГЕЙ

Гога!

Гога останавливается, уверенный, что Сергей пошутил или передумал. Смотрит с надеждой.

СЕРГЕЙ

Только ты уж тоже кровью распишись! Со своей стороны!

Гога, сверкнув глазами, уходит. Сергей сглатывает слюну. Видно, что ему тяжело, больно, обидно… и страшно.

55. СТАДИОН. ДИСТАНЦИЯ 50 М.

СЕРГЕЙ, СОБАКА, ЖЕНЩИНА, РЕБЕНОК 5 ЛЕТ.

Сергей по-хозяйски въезжает на стадион. Собака бежит следом. На футбольном поле пасется стадо коров. Сергей радостно кричит.

СЕРГЕЙ

Коровам физкультпривет!

Огромный бык подозрительно поворачивает голову в сторону Сергея и протяжно мычит.

СЕРГЕЙ

Вот и я о том же! На вашу травку не претендую! Приятного аппетита!

Сергей бросает сумку и едет по дорожке. 20 метров. 30 метров. 40 метров. Сергей останавливается. Какое-то время думает. И переезжает к отметке 50 метров. Пес радостно лает.

СЕРГЕЙ

Ты думаешь, это легко?

Пес лает.

СЕРГЕЙ

Одно дело — ходить! А совсем другое — бегать!

Сергей встает и начинает бежать. Собака радостно наворачивает круги вокруг. Пес развеселился и начинает задираться к быку. Бык вздрагивает от испуга и пускается бежать от собаки. За ним устремляется стадо. В этот момент в дальнем углу трибун вскакивает женщина, на которую раньше не обращали внимания. И начинает кричать.

ЖЕНЩИНА

Сереженька!!! Сыночек!!!

Сергей вздрагивает и останавливается. Он вопросительно смотрит на женщину, но она кричит в другую сторону, туда, куда бегут коровы. Сергей смотрит туда же и замечает мальчика пяти лет, который сидит на краю поля и в ужасе смотрит на надвигающееся стадо. Сергей, не раздумывая, устремляется к мальчику.

СЕРГЕЙ

(кричит)

Собак, фу! Собак, ко мне! Убью, сука!

Пес останавливается, непонимающе смотрит на бегущего по полю Сергея. Сергей машет ему руками.

СЕРГЕЙ

Туда гони! Туда! С поля, сукин сын!

Пес кидается наперерез стаду. Женщина бежит к ребенку. Сергей бежит со своей стороны, рискуя попасть под копыта несущихся коров. До малыша совсем близко.

Его глаза полны ужаса, и он начинает плакать. Встаёт и пускается бежать. Но скорости несопоставимы. Стадо все ближе. Сергей бежит с ним на перегонки. Женщина спотыкается и падает. Стоя на коленях в ужасе, хватается за голову и истошно кричит. Псу все-таки удается немного изменить направление движения коров. Сергей подхватывает ребенка на руки, почти из-под копыт быка. И отбегает в сторону. Стадо проносится мимо. Женщина кидается к ребенку. Пес виновато стоит в стороне.

СЕРГЕЙ

(собаке)

Я убью тебя, бестолочь!

Пес лает в ответ и виновато убегает под трибуны. Подбегает женщина и выхватывает мальчишку из рук Сергея.

ЖЕНЩИНА

Сыночек! Сереженька! Ты живой! Спасибо вам! Спасибо! Вы спасли ему жизнь…

Сергей, весь в мыле, смотрит на женщину, потом на стадо, потом на проделанный путь.

СЕРГЕЙ

А ведь тут метров двести… Не меньше…

ЖЕНЩИНА

Вы наш спаситель… Сереженька, миленький мой!

Женщина, не преставая целует и обнимает малыша.

ЖЕНЩИНА

Спаситель! Вы даже не представляете… У вас такое доброе сердце! Такое сердце…

Сергей все еще в шоке от расстояния, которое он пробежал. Именно пробежал, а не прошел.

СЕРГЕЙ

У меня титановые ноги и крепкие мышцы!

ЖЕНЩИНА

У вас большое и доброе сердце!

СЕРГЕЙ

Я пробежал двести метров…

Женщина смотрит на Сергея, пытаясь понять то, что он говорит.

СЕРГЕЙ

Не прошел, а именно пробежал…

Наконец женщина понимает, что у Сергея протезы.

ЖЕНЩИНА

Боже мой! Благослови вас Господь за ваше сердце!

Она утыкается в сынишку лицом, крепко прижимая малыша. Сергей смотрит на женщину.

СЕРГЕЙ

Сердце… Сердце… Да!

И Сергей, словно осознав сказанные когда-то хирургом слова, прижимает женщину с ребенком к груди.

СЕРГЕЙ

Да! Сердце… Вот тут!

56. АПТЕКА.

СЕРГЕЙ, РАБОЧИЙ, АПТЕКАРША

Сергей стоит у знакомого уже нам ларька. Только теперь это аптечный киоск. Вход украшен шарами. Рабочий завинчивает последний шуруп в вывеску"Аптека"и слезает с лестницы. На улицу выходит Аптекарша.

АПТЕКАРША

Сергей Владимирович, все готово!

Сергей улыбается и заходит внутрь. Аптекарша заходит за ним и разворачивает вывеску на двери:"Открыто".

57. ТАКСИ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ЗАБЕГА ПО РАДИО.

СЕРГЕЙ, ТАКСИСТ, ДИКТОР (ГОЛОС)

Сергей едет в машине. Фоном звучит радио. Улицы украшены к празднику"Дня города".

ТАКСИСТ

Красиво, да? Как украшать стали… Денег не жалеют!

СЕРГЕЙ

Не туда не жалеют…

ТАКСИСТ

(глядя в зеркало заднего вида)

Я понимаю…

СЕРГЕЙ

Я не о себе… Есть люди, кому помощь нужна.

ТАКСИСТ

С неба не упадет! Надо пороги обивать и глаза мозолить, чтобы на тебя обратили внимание!

В этот момент Сергея заинтересовало выступление по радио.

СЕРГЕЙ

Можно погромче?

Таксист делает громче. По радио диктор рассказывает о мероприятии.

ДИКТОР (ГОЛОС)

Пройдет забег среди инвалидов. Зарегистрироваться можно в администрации города…

СЕРГЕЙ

(уверенно)

Поехали в администрацию.

ТАКСИСТ

(радостно)

Будет сделано!

Машина разворачивается и уезжает, сигналя встречным авто.

58. ДОМ СЕРГЕЯ. СБОРЫ НА ЗАБЕГ.

СЕРГЕЙ, МАМА СЕРГЕЯ

Сергей сосредоточенный входит в прихожую, держа протезы рук под мышкой. За ним идет мама, причитая.

МАМА СЕРГЕЯ

Вот, скажи мне! Оно тебе надо?

СЕРГЕЙ

Ну, что ты как старая шарманка?

Сергей сгружает ручные протезы на стол и начинает надевать ветровку.

МАМА СЕРГЕЯ

Не смей называть меня старой!

СЕРГЕЙ

Хорошо… Не буду!

МАМА СЕРГЕЯ

Дел что ли других нет? Соберется толпа. Будут толкаться. С ног собьют… Сердцем чувствую, не надо тебе туда!

Сергей смотрит на мать. Вдруг что-то вспоминает.

СЕРГЕЙ

Сумка моя где?

Выбегает из прихожей и вскоре возвращается с сумкой на плече. Останавливается пред матерью.

СЕРГЕЙ

А я сердцем чувствую, что именно туда мне и надо!

Раздается гудок такси.

СЕРГЕЙ

Машина приехала.

Сергей выходит из дома. Мать идет за ним, продолжая причитать.

ЭТО МЫ ВИДИМ ЧЕРЕЗ ОКНО.

МАМА СЕРГЕЯ

Опять несется куда-то… Ну что за неугомонный… Шарик, не пускай его.

Собака начинает бегать вокруг Сергея. Хватает маму за юбку. Сергей смеется.

МАМА СЕРГЕЯ

Да не меня, бестолочь! А его!

Сергей выходит за калитку. Садится в машину. Уезжает. Мама закрывает калитку. Идет по двору в дом. Собака продолжает с ней играть.

Мама заходит в прихожую и, не обращая внимания на протезы на столе, проходит мимо. Через секунду вбегает с расширенными от ужаса глазами.

МАМА СЕРГЕЯ

Забыл! Батюшки! Руки забыл!

Хватает протезы и бежит к двери. Но тут же останавливается.

МАМА СЕРГЕЯ

А может, оно и к лучшему! Вернется и никуда не поедет.

Кладет протезы на стол и уходит в кухню.

59. ЗАБЕГ. ДЗЕРЖИНСК.

СЕРГЕЙ, РЕГИСТРАТОР, СТАРШИЙ, УЧАСТНИКИ ЗАБЕГА, СЕНЯ — КОЛЯСОЧНИК, ШПАНА, ЗРИТЕЛИ, КОРРЕСПОНДЕНТЫ, ПРЕССА

Сергей подходит к столу регистрации. Тут небольшая очередь. Сергей встаёт в конец. Народ прибывает. За Сергеем уже целый хвост. Подходит его очередь.

РЕГИСТРАТОР

Фамилия?

СЕРГЕЙ

Бурлаков! Сергей!

Регистратор проверяет список, находит фамилию, ставит крестик. Сергей это замечает, видит, что напротив других фамилий тоже стоят крестики, и меняется в лице.

СЕРГЕЙ

Простите! А можно не ставить на нас кресты?

РЕГИСТРАТОР

(не понимая)

Что?

СЕРГЕЙ

(дружелюбно)

Не надо кресты ставить… Может какой-нибудь другой знак?

РЕГИСТРАТОР

(заводясь)

Какой, например?

СЕРГЕЙ

Галочку, например…

РЕГИСТРАТОР

(громко)

Какую такую Галочку?

СЕРГЕЙ

(сдержанно улыбаясь)

Птичку…

Регистратор повышает голос.

РЕГИСТРАТОР

Птичку?.. Может, тебе барашка нарисовать… Суеверный какой выискался…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Живой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я