Внесудебное банкротство гражданина

Сергей Станиславович Шестало, 2021

Данное руководство посвящено обзору изменений, внесенных в Закон о несостоятельности, и позволяющих гражданам с 1 сентября 2020 года оформлять банкротство по упрощенной и экономной процедуре во внесудебном порядке. На страницах книги читатель найдет детальную инструкцию на пути к списанию долгов, начиная со стадии сбора документов и заканчивая последствиями признания гражданина банкротом. В каждом разделе содержится сравнительный анализ с привычным порядком судебной процедуры и приводятся ответы на актуальные вопросы. Отдельное внимание уделено описанию положительных и отрицательных аспектов внесудебного банкротства гражданина. После прочтения книги читатель узнает, как гражданин, прошедший процедуру банкротства, в силах заново выстроить экономические отношения и начать жизнь с чистого листа.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внесудебное банкротство гражданина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Общие положения

§ 1. Что такое «банкротство без суда»?

Итак, с 1 сентября 2020 года вступил в силу новый механизм несостоятельности физических лиц — процедура внесудебного банкротства. Всего 6 статей в столь колоссальном законе государство посвятило вопросам несостоятельности граждан в упрощенном порядке.

Исходя из дословного названия § 5 Закона о банкротстве следует, что процесс реабилитационной процедуры теперь возможен без обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

Учитывая нарастающую тенденцию к экономическому краху и соизмеряя денежные возможности граждан, российское законодательство идет навстречу людям, оказавшимся в сложной финансовой ситуации. Необходимо подчеркнуть, что до 2015 года вообще не существовало способов признания физического лица несостоятельным — эта привилегия была доступна исключительно для организаций.

Вводя новые механизмы списания долгов государство оказывает ощутимую поддержку населению и помогает гражданам восстановиться в финансовом плане, после чего они могут продолжить деятельность без обременительных подавляющих факторов в виде кредитных и заемных обязательств. Особенно это актуально для людей, чьи ежемесячные доходы сводятся или незначительно превышают размер прожиточного минимума в соответствующем регионе.

Внесудебное банкротство представляет собой упрощенную схему признания гражданина несостоятельным по причине его неплатежеспособности. Иными словами, лишившись в необходимой степени средств к существованию и по ряду других причин (экономический кризис, жизненные обстоятельства, проблемы со здоровьем, потеря работы) гражданин вправе обратиться за получением государственной услуги в МФЦ.

С развитием нового механизма потребительское банкротство можно назвать не иначе как государственной (муниципальной) услугой, в то время как значительная часть этой же категории споров рассматривается арбитражными судами, где поднимается намного больше вопросов, нежели проведение этой процедуры будет поручено «центру обслуживания населения».

Что такое банкротство для самого гражданина? Как и предусматривается общими положениями Закона о банкротстве принципы индустрии несостоятельности направлены на:

● восстановление платежеспособности гражданина;

● соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

На практике «банкротство без суда» сводится к формальной констатации факта отсутствия у гражданина имущества, которого было бы достаточно для покрытия долгов перед кредиторами. Весь комплекс необходимых действий за гражданина в этом случае проводят ФССП и МФЦ. Судебные приставы выносят постановление о невозможности взыскания по исполнительным документам, а МФЦ — регистрирует эти сведения в совокупности с теми, которые представил гражданин, и выделяет полгода для реализации мер, связанных с банкротством.

В рамках же судебного процесса факт неплатежеспособности устанавливается исключительно при анализе финансового состояния должника и других значимых обстоятельств. Поэтому с точки зрения доказательственной базы новый порядок является более эффективным и доступным.

Процесс признания гражданина банкротом, минуя судебные учреждения, заключается в подаче гражданином соответствующего заявления и его последующим рассмотрением (причем без участия заявителя), размещении сведений о банкротстве в официальных изданиях и активной работе кредиторов по поиску имущества. На реализацию всех этих мер уходит намного меньше времени, чем если бы банкротство осуществлялось по стандартной схеме в судебном порядке.

Но само по себе название «внесудебное банкротство» не означает, что эти мероприятия реализуются в отсутствие судебного контроля. Напротив, риск оказаться в суде после инициирования процесса банкротства через МФЦ очень даже существует. К тому же объем прав кредиторов должника в рамках внесудебной процедуры намного шире, и они не будут пренебрегать предоставленными им законом возможностями. Об этих нюансах будет рассказано позже.

§ 2. Стоимость процедуры

Привлекательность внесудебной процедуры банкротства граждан заключается в ее абсолютной бесплатности (ст. 223.7 Закона о банкротстве).

Как таковые процессы судебного банкротства — мероприятия платные и весьма дорогостоящие. Чем дольше происходит рассмотрение дела в суде, тем больше увеличиваются расходы на обеспечение всей процедуры. Финансовое положение граждан, решивших реализовать банкротство через арбитражный суд, страдает куда больше, поскольку все стадии в суде финансируются за счет средств должника.

Справочно. При обращении в суд физическое лицо обязано нести следующие расходы: госпошлина в размере 300 рублей, депозит суда в размере 25 тыс. рублей в качестве выплаты вознаграждения финансовому управляющему и примерно 7-10 тыс. рублей расходов на опубликование сведений в ЕФРСБ.

К отдельной группе вынужденных трат относятся представительские расходы, стоимость которых в принципе превышает какие-либо разумные пределы. В различных регионах России средняя оценка юридического сопровождения процедур банкротства составляет от 70 тыс. до 150 тыс. рублей. Причем если у физического лица не окажется денежных средств или имущества, размер которых позволит покрыть издержки, связанные с рассмотрением дела о банкротстве в суде, то производство по такому делу будет прекращено (ст. 57 Закона о банкротстве). Иными словами, чтобы признать себя несостоятельным по общей процедуре банкротства гражданин должен иметь значительные финансовые резервы и предусмотреть их на весь период рассмотрения дела, чтобы в конечном итоге обеспечить себе лишь рассмотрение его заявления без гарантии ожидаемого результата.

Множество несостоятельных должников, к сожалению, не располагают даже минимальными резервными средствами, чтобы позволить себе банкротство. Некоторые граждане находят выход из такой ситуации путем оформления очередного кредита для обеспечения этих процедур, а остальные же (например, те люди, которым банки отказывают в выдаче кредитов и займов) продолжают накапливать задолженность до тех пор, пока кто-нибудь из кредиторов не обратится в суд.

В этом смысле «банкротство без суда», в отличие от судебной процедуры, куда более доступно и менее затратно.

По новым правилам законом не предусмотрено взимание какой-либо платы, в том числе символической госпошлины за рассмотрение заявления гражданина о признании себя несостоятельным во внесудебном порядке.

Публикация сведений в ЕФРСБ в рамках внесудебного банкротства гражданина также осуществляется бесплатно.

§ 3. Участники

Статья 34 Закона о банкротстве содержит список участников банкротного дела. К ним относятся: должник, арбитражный (финансовый) управляющий, конкурсные кредиторы, налоговая инспекция и в некоторых случаях органы государственной власти, например, органы опеки и попечительства, если на иждивении у должника находятся несовершеннолетние дети.

Вместе с тем участие в процедуре внесудебного банкротства по правилам § 5 Закона о банкротстве принимают только две ключевые фигуры: гражданин и его кредиторы. Наиболее упрощенную процедуру, связанную с установлением фактов неплатежеспособности, трудно себе представить.

Минимизация круга заинтересованных лиц существенно облегчает процесс признания гражданина несостоятельным. При обращении в МФЦ от гражданина не требуется совершения каких-либо сложных действий по уведомлению, например налоговых инспекций и поиску саморегулируемой организации для выбора финансового управляющего.

«Банкротство без суда» также можно рассматривать с положительной стороны благодаря еще одному фактору. В рамках, например, судебной процедуры, инициировать процесс банкротства могут как гражданин, так и ФНС и любой из кредиторов, когда сумма задолженности перед ними превысит 500 тыс. рублей.

По упрощенной процедуре инициатива личного банкротства доступна только гражданину. Ни один из других субъектов правом на обращение в МФЦ с таким заявлением не обладает (независимо от того, согласен ли на это гражданин или нет).

§ 4. Условия банкротства

Внесудебная процедура имеет отличительные особенности в сравнении с общим порядком признания физического лица банкротом. В п. 1 ст. 223.2 Закона о банкротстве перечислены условия, которым гражданин должен соответствовать для получения государственной услуги.

Прежде всего для реализации процедуры банкротства необходимо наличие задолженности перед кредиторами. В состав этой задолженности могут включаться неисполненные обязательства по выплате кредитов, займов, долги за услуги ЖКХ, просрочки перед ФНС по уплате налогов и сборов, страховых взносов, алиментных обязательств или обременений по договорам поручительства.

Банкротство какого-либо субъекта права автоматически подразумевает наличие у него признаков неплатежеспособности. Применительно к банкротству граждан понятие этого термина обозначается в ст. 213.6 Закона о банкротстве.

Так, под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, таких как налоги, страховые взносы.

Денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско-правовой сделке или иному предусмотренному ГК РФ либо бюджетным законодательством основанию.

Соответственно, если физическое лицо приняло решение обратиться с заявлением о признании себя несостоятельным, то наличие признаков неплатежеспособности автоматически предполагается в качестве установленного факта.

Важно! Для установления признаков банкротства в составе размера задолженности учитываются совокупные суммы только основного долга. Не допускается признание должника банкротом на основе финансовых санкций (неустоек, процентов по ст. 395 ГК РФ, убытков и т.д.). Эти положения являются общими как для граждан, так и организаций (ст. 4 Закона о банкротстве).

Общий размер всех неисполненных обязательств определяется на дату подачи заявления в МФЦ.

В рамках упрощенной процедуры допускается предъявить к списанию также долги, срок уплаты которых не наступил (п. 1 ст. 223.2 Закона о банкротстве). Но все указанные привилегии действуют при выполнении ряда условий.

Первое условие. В целях введения процедуры внесудебного банкротства гражданин должен иметь неисполненные обязательства перед кредиторами в пределах от 50 тыс. до 500 тыс. рублей. Если суммарная задолженность гражданина превышает эти показатели, то банкротство необходимо оформлять в общем порядке — через арбитражный суд по месту регистрации.

Второе условие. Для возбуждения банкротства через МФЦ в отношении гражданина должны быть окончены исполнительные производства. Указанное обстоятельство устанавливается на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по причине недостаточности имущества (ст. 223.2 Закона о банкротстве; п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве). Эти данные будут служить доказательством того, что в ходе совершения исполнительских действий судебные приставы не обнаружили у гражданина имущества, достаточного для расчетов с кредиторами.

Третье условие. Новые исполнительные производства после возвращения исполнительного документа взыскателю на момент проверки сведений, указанных гражданином в заявлении, не должны быть возбуждены. Иными словами, к моменту подачи гражданином заявления о собственном банкротстве через МФЦ в банке данных исполнительных производств не должно быть действующих процессов по розыску имущества. Указанную информацию гражданин может проверить самостоятельно на сайте ФССП или через официальный интернет-портал государственных услуг (сервис Госуслуги).

Важно! Постановление об окончании исполнительного производства — основная предпосылка для начала внесудебной процедуры. На основании этого документа должностными лицами ФССП устанавливается факт нехватки у должника имущества и денег для покрытия долгов, что предполагает отсутствие каких-либо дальнейших перспектив по принудительному взысканию задолженности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внесудебное банкротство гражданина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я