Раскрываются нравственные установления иудаизма, христианства, ислама, буддизма и индуизма. Сопоставляются этические учения традиционных и новых религий (в том числе мормонов, кришнаитов, саентологов). Показано, что почти каждая религия может предложить ответы на глобальные вызовы современности, внести свой вклад в выживание человечества в XXI веке. Книга рассчитана на специалистов в области религиоведения, а также всех интересующихся религиозной жизнью и нравственным состоянием общества и современного человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Религия, этика и выживание человечества в XXI веке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Авторский коллектив: Владимир Александрович Егоров, старший преподаватель кафедры философии и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург), президент Санкт-Петербургского центра религиоведческих исследований (главы 6 и 7); Сергей Игоревич Иваненко, доктор философских наук (введение, главы 1–4 и 9, заключение); Вадим Викторович Мальчиков, основатель и главный специалист «Центральной тренинговой компании» (приложение 1); Юрий Викторович Плешаков, публицист (глава 8); Сергей Викторович Щербак, культуролог, религиовед (глава 5 и приложение 2).
Введение
Каждый мыслящий человек хоть раз в жизни задумывался над тем, что такое религия и какие духовно-нравственные ценности она даёт человечеству и ему лично. Ещё чаще, практически каждодневно (и даже ежечасно, а иногда и ежеминутно) любой нормальный человек решает этические проблемы, делает выбор между добром и злом, так, как он их понимает.
Бывали времена, когда религия почти безраздельно доминировала в духовной и нравственной жизни общества и абсолютного большинства людей. И именно религия была в прошлом одной из главных (если не главной) цивилизующей силой, объявляя священными установления и запреты, необходимые для выживания человеческого общества[1]. Придавая первостепенное значение различению добра и зла, великие исторические религии (индуизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам и другие) создали в своей основе совпадающие (или близкие, «созвучные») моральные заповеди и кодексы, имеющие высший, божественный авторитет.
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий», — писал один известный литературный критик[2]. В полной мере это качество русского языка проявляется и при описании вопросов, связанных с этикой. При этом используются близкие по смыслу, но не полностью тождественные понятия: этика, мораль, нравственность.
Термин «этика» древнегреческого происхождения (от др. — греч. ethos — «привычка, обыкновение, обычай»). Этикой называют учение о нравственности (морали), её происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу, к обществу, к государству.
Наряду с этикой в качестве философской дисциплины сформировалась прикладная (практическая) этика, которая изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в конкретных ситуациях морального выбора[3].
Мораль — латинское слово (от лат. mores — «общепринятые традиции, негласные правила»). Моралью называют принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль.
В тех языках, где, как, например, в русском (а также немецком), помимо слова мораль употребляется слово нравственность, эти два слова чаще всего выступают в роли синонимов.
В современном русском языке все три термина в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать «этические нормы», «моральные нормы», «нравственные нормы» — значит сказать одно и то же. Складывается, конечно, определённая традиция привычного словоупотребления, но она не является жёсткой. К примеру, говоря об идеалах, чаще используют термин «нравственный» — нравственные идеалы. Ничто, однако, не препятствует сказать «этические идеалы» или «моральные идеалы».
В связи с этим в данной книге понятия этика, мораль, нравственность в большинстве разделов будут использоваться в качестве синонимов. Исключением будет глава, посвящённая саентологической этике. В этом разделе понятия «этика» и «мораль» будут иметь разные значения.
Дело в том, что основатель Саентологии Лафайет Рон Хаббард (1911–1986) утверждал, что этика и мораль — разные явления, и что эти понятия не взаимозаменяемы. Этика «состоит из действий, которые человек предпринимает в отношении самого себя. Это личное дело человека». Что же касается морали, то её «следует определить как кодекс хорошего поведения, выработанный на основе опыта нации для использования в качестве универсального мерила поведения индивидуумов и групп»[4]. Таким образом, по мнению Л. Рона Хаббарда, этика — это личный выбор человека, что является добром, и что — злом, а мораль — это не личный выбор человека, а нравственный кодекс (своего рода нравственный закон), который формируется обществом и применяется для оценки поведения человека или групп людей.
Несмотря на глубокие расхождения между разными религиями в истолковании мира, вероучении и культовой практике, этические нормы развитых религий достаточно схожи. Например, монотеистические религии иудаизм и христианство существенно отличаются от буддизма, который отвергает идею Бога — Творца Вселенной и признаёт множественность богов. Однако Библейские Десять заповедей (иудаизм и христианство) и базовый кодекс буддийской этики Пять священных заповедей содержат много общих моральных установок и не противоречат друг другу.
Так, в состав Десяти заповедей входят пять важнейших нравственных норм (это заповеди с пятой по десятую):
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»[5].
Что касается базового кодекса буддийской этики, принимаемого буддистами-мирянами всех основных школ буддизма, Пяти священных заповедей (Панча Шила, буквально «пять добродетелей», «пять обетов» или «пять заповедей»), то он включает:
1) отказ, воздержание от причинения любого вреда живым существам, от убийства;
2) отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому;
3) воздержание от дурного сексуального поведения;
4) отказ от злоупотребления доверием, от лжи и обмана;
5) отказ от употребления опьяняющих напитков и от всего, что затрудняет самоконтроль.
Пять священных заповедей буддизма дословно, согласно «Палийскому Канону»[6], звучат следующим образом:
1) Я принимаю правило учения воздерживаться от убийства живых существ.
2) Я принимаю правило учения воздерживаться от взятия того, что мне не было дано.
3) Я принимаю правило учения воздерживаться от прелюбодеяния.
4) Я принимаю правило учения воздерживаться от неправдивых слов.
5) Я принимаю правило учения воздерживаться от напитков и средств, вызывающих помутнение сознания.
Таким образом, существенные вероучительные, богословские и обрядовые различия между монотеистическими религиями (иудаизмом и христианством) с одной стороны и буддизмом — с другой стороны не были непреодолимой преградой для совпадения или близости моральных предписаний этих религий, так как предлагаемые религиозной этикой поведенческие нормы способствовали выживанию человеческого общества и личности.
Полезно задать вопрос: а что такое религия? Существуют различные определения религии, их великое множество. Так, например, под редакцией профессора Евгения Игоревича Аринина вышла коллективная монография, которая называется «750 определений религии…»[7].
В российском религиоведении преобладает точка зрения, что религия основана на вере в сверхъестественное. Религия (от лат. religare — «связывать, соединять») — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (религиозные общины).
При этом важно учитывать, что вера в сверхъестественное обладает значительным нравственным потенциалом, так как последователь той или иной религии стремится подчинить свою волю и поведение воле Бога (богов или иных сверхъестественных существ), в которого он верит. Низменные стремления (например, воровство, прелюбодеяние) объявляются неугодными сверхъестественному Высшему началу. Религия на основе веры в сверхъестественное формирует высший нравственный идеал как стремление к совершенству, пределом которого является Бог. Причём в образе Иисуса Христа и святых в христианстве, Будды — для последователей буддизма формируется понятие идеала в качестве нравственных образцов, приближение к которым должно стать целью верующего.
Кроме того, многим религиям свойственны представления о воздаянии. «Воздаяние» — термин, обозначающий в его религиозном смысле справедливую награду Божью за добрые дела и справедливое возмездие за прегрешения. Согласно верованиям, человек получает воздаяние в земной жизни (в текущей или в последующих) или в загробном мире.
В индуизме, буддизме и других восточных религиях схожую роль играет идея кармы — вселенского причинно-следственного закона, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Согласно священным писаниям индуизма (Ведам), если мы сеем добро — мы пожнём добро, а если мы сеем зло — мы пожнём зло и в этой земной жизни, и в последующих перерождениях. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях. Карма определяет наши будущие воплощения.
Представления о воздаянии (включая идею кармы) формируют у верующего убеждение в преимуществах нравственного образа жизни над безнравственным, греховным. Утверждается вера в то, что справедливость в конечном счёте торжествует: добро вознаграждается, а за злые и греховные поступки человек подвергается каре в течение своей земной жизни, или в загробном мире, или в процессе новых перерождений (эти представления определяются конкретной религиозной принадлежностью верующего).
Значительную роль в формировании представления, что религиозное сознание основано на вере в сверхъестественное, сыграл профессор Дмитрий Модестович Угринович (1923–1990), который первым в СССР стал употреблять в позитивном значении термин «религиоведение»[8].
Д.М. Угринович к главным признакам религиозного сознания относил веру в сверхъестественное, которое не подчиняется законам окружающего нас материального мира и лежит «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов, то есть материального (естественного) мира.
Однако, как считал профессор Д.М. Угринович, не всякая вера в сверхъестественное — религия. В любой религии обязательно присутствуют три компонента: 1) вера в сверхъестественное; 2) особая система ритуальных действий, целью которой является воздействие на сверхъестественные объекты веры (религиозный культ); 3) организации, объединяющие людей на основе общности их религиозных верований и культовых действий.
Помимо этих трех компонентов, в любой религии есть и другие элементы, в том числе связанные со сферой жизнедеятельности государства, общества и личности (нравственные нормы и законодательные установления, более или менее разработанные и определённые социальные учения или их компоненты и многое другое).
При этом нельзя упускать из виду, что религия не может существовать без религиозного культа. Религиозный культ — это совокупность символических, в том числе магических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать на сверхъестественные и реальные объекты. Религиозный культ включает различные обряды, ритуалы, богослужение, молитвы, жертвоприношения, паломничество, посты, а также храмы, святилища, священные реликвии и многое другое. Основным смыслом и содержанием религиозного культа является стремление человека достичь желаемых ему результатов или предотвратить различные бедствия и невзгоды благодаря обращению к соответствующим данной религии сверхъестественным силам или высшим существам.
Религиозный культ представляет собой практическую реализацию самой религии в повседневной жизни и является одним из важнейших элементов религии. Например, в шаманизме, шаман, обладающий способностью общения с духами, с помощью экстатических[9] танцев, пения, заклинаний, непонятных обычным людям звуков и слов, пытается оградить людей от злых духов и добиться помощи от добрых духов. В религиях, в которых сформировались представления о богах, управляющих судьбами мира и людей, возникает умилостивительный культ в виде молитв, направленных на то, чтобы задобрить богов, добиться их милости и помощи.
Как правило, важнейшим компонентом религиозного культа являются обряды, необходимые для нравственного очищения верующего от бремени грехов. Это может быть покаяние[10] и исповедь, практикуемые в христианских церквах, или жертвоприношения за грех, подробно описанные в Ветхом Завете и ставшие уже достоянием истории.
Религиозным сообществам, как правило, присуща иерархическая структура. Обычно религиозные организации и общины подразделяются на священнослужителей различных рангов и рядовых верующих.
Развитые религии формулируют важнейшие нравственные требования к человеку, которые объединены в иерархическую систему нравственных ценностей и определяют перечень основных положительных и отрицательных качеств личности (добродетелей и пороков). Зачастую в религиозной организации разрабатывается учение о том, каким образом верующий (в том числе — монашествующий) должен действовать, чтобы обрести основные добродетели и искоренить греховные помыслы и поступки.
Что касается христианства, то ему присуща вера в то, что христианин может спасти свою душу, только сохраняя преданность Церкви. Большой популярностью в православной церкви пользуются, например, афоризмы «Кому Церковь не мать — тому Бог не отец», «Без Церкви нет спасения»[11].
Верующие, в большинстве случаев, обязаны следовать предписаниям и запретам, установленным духовенством; с этой целью в рамках религиозных организаций поддерживается система духовного руководства и дисциплины, включающей различные наказания за грехи и провинности.
В современных условиях религии сохраняют значительные позиции. Так, во всём мире насчитывается более 20 тысяч верований, причём 84 % населения Земли считают себя верующими[12].
Вместе с тем, нравственное состояние современного общества в значительной степени зависит уже не от той или иной религии[13], а от последствий научно-технической революции[14].
Научно-техническая революция привела к серьёзным позитивным изменениям в жизни людей. Естественно, они ярче всего проявляются в промышленно-развитых странах. Значительно повысилась производительность труда, жизнь человека стала более обеспеченной, комфортной. Заметно выросла урбанизация — удельный вес городского населения (урбанизация — от лат. urbanis — «городской»).
Резко возросло количество добываемой информации, произошёл информационный взрыв, а также существенно выросла роль информации в развитии общества. В связи с этим совершенно правомерно говорят также об информационной революции.
Нетрудно назвать и множество других изменений в повседневной жизни, вызванных научно-технической революцией, в том числе негативных, в виде увеличения социального неравенства, культа потребления, усиления давления на природную среду, увеличения разрушительности войн, роста безработицы, наркомании, алкоголизма, нарастание отчуждения человека от человека[15].
Каким образом все эти изменения сказываются на нравственности?
Многие люди уверены, что современная эпоха ознаменовалась невиданной нравственной деградацией. Обычно в качестве симптомов кризиса морали упоминают сексуальную революцию[16], девальвацию семейных ценностей. Наглядный симптом нравственного упадка, угрожающего человеческой цивилизации — рост масштабов наркомании и алкоголизма.
В мире происходит ослабление воздействия традиционной морали, в значительной мере освящённой авторитетом религиозной этики.
Вместе с тем, человечество ищет и находит новые нравственные ценности, во многих случаях позволяющие достойно ответить на вызовы современности.
Необходимо подчеркнуть, что значительно возросла роль науки (в том числе гуманитарных наук) в качестве одного из источников представлений о нравственности, прежде всего — в сфере прикладной (практической) этики. Так, научные представления оказали значительное воздействие на различные разделы прикладной этики, включая биоэтику; компьютерную (информационную) этику; медицинскую этику; экологическую этику; профессиональную этику в тех областях, которые развитие науки и научно-технический прогресс затрагивают непосредственно.
Достижения научно-технической революции могут использоваться как в добрых, так и в злых целях. Наглядный пример: открытия в ядерной физике привели, с одной стороны, к созданию атомной и водородной бомб, а с другой — к появлению атомных электростанций и атомных ледоколов.
Большое значение имеет вопрос о нравственной ответственности учёного, о направленности научных исследований, о том, как предупредить возможность использования достижений науки и новейших технологий в антигуманных целях.
Научно-техническая революция предъявляет повышенные требования к уровню квалификации и образования, ответственности, моральной надёжности человека, так как недисциплинированность, безграмотность и халатность могут привести к масштабным техногенным катастрофам (аварии на атомных электростанциях, на химических заводах, на транспорте) и другим трагическим последствиям.
Развитие науки, образования и техники создаёт предпосылки для повышения общей культуры и нравственности человека, уровня его образованности и информированности.
Вместе с тем, у многих людей, в том числе под воздействием современных средств массовой информации, происходит своего рода моральная деградация: они начинают ориентироваться на пониженные стандарты нравственной ответственности.
Таким образом, человечество оказывается перед выбором: мобилизовать свой интеллектуальный, духовный, нравственный потенциал и дать достойный и эффективный ответ на вызовы современности, угрожающие человеческой цивилизации нравственной деградацией и в конечном счёте гибелью, или поддаться соблазнам, которые предлагает общество потребления и массовая культура, ориентирующие на отказ от подлинных этических ценностей.
Как совершенно справедливо писал великий персидский философ, математик, астроном и поэт Омар Хайям (1048–1131) о противоречивой природе человека,
«Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!»
Большинство биологических видов живых существ, населявших Землю в прошлом, уже вымерли. Этот печальный факт заставляет некоторых экспертов предположить, что все биологические виды, включая человека разумного (Homo sapiens)[17], обречены на то, чтобы существовать ограниченный период времени. Сторонники этой пессимистической точки зрения относительно будущего человечества полагают, что вымирание человечества является неизбежным.
Впрочем, многие учёные убеждены, что чувство самосохранения человечества и его интеллект являются надёжной защитой против угрозы вымирания. Оптимисты предполагают, что люди найдут творческие и эффективные решения, чтобы преодолеть потенциальные угрозы гибели человечества.
По оценке современных исследователей, самыми серьёзными угрозами для человечества, которые могут привести к его гибели, могут быть ядерная война; кардинальные климатические изменения; падение на Землю гигантского астероида; глобальная эпидемия; установление господства существ, обладающих искусственным интеллектом и вышедших из-под контроля человека[18].
Некоторые известные учёные уже сделали прогноз о том, что человечеству суждено погибнуть в ближайшие десятилетия. Так, австралийский вирусолог Франк Феннер (Frank Fenner, 1914–2010), сыгравший важную роль в успешной кампании Всемирной организации здравоохранения по искоренению натуральной оспы, утверждал, что хищническое потребление ресурсов приведёт к тому, что человечество вымрет в течение ближайших ста лет[19].
Другие эксперты не столь пессимистичны. Однако, согласно современным научным представлениям, через миллиард лет непрерывное увеличение солнечного излучения, вызванное накоплением гелия в ядре Солнца, приведёт к испарению океанов и превращению большей части поверхности Земли в безжизненную пустыню. Через четыре миллиарда лет увеличение температуры у поверхности Земли станет причиной гибели практически всех биологических видов. А приблизительно через 7,5 миллиардов лет Земля будет поглощена Солнцем, которое станет «красным гигантом»[20] и расширится до пересечения с орбитой Земли.
Безусловно, даже если Земля через миллиарды лет станет непригодна для жизни или будет поглощена Солнцем, человечество может уцелеть, переселившись на другую планету[21], в том числе на планеты за пределами Солнечной системы. Долгое время учёным не удавалось обнаружить планеты возле других звёзд (за пределами Солнечной системы), так как планеты чрезвычайно малы и тусклы по сравнению со звёздами, а сами звёзды находятся далеко от Солнца (ближайшая — на расстоянии 4,24 световых года). Первые планеты, находящиеся вне Солнечной системы (астрономы называют их «экзопланеты» — от др. — греч. exō — «вне, снаружи») были обнаружены в конце 1980-х годов. В настоящее время такие планеты стали успешно открывать благодаря усовершенствованным научным методам: на начало июля 2018 года достоверно подтверждено существование почти 4 тысяч экзопланет. Общее количество планет вне Солнечной системы, напоминающих Землю и обнаруженных к настоящему времени, составляет уже более двухсот.
В 2012 году астрономы, которые в течение шести лет выясняли, насколько распространены планеты в галактике Млечный Путь, пришли к выводу, что наличие планет вокруг других звёзд — это правило, а не исключение[22]. Общее количество экзопланет в галактике Млечный Путь в настоящее время оценивается не менее чем в 100 миллиардов, из которых похожих на Землю («землеподобных») — от 5 до 20 миллиардов. Также, согласно текущим оценкам, около трети (34 %) «солнцеподобных» звёзд имеют планеты, сравнимые с Землёй.
Таким образом, можно предположить, что человечество, переселившись за пределы Солнечной системы, выживет, сумеет избежать гибели даже после того, как Солнце превратится в «красного гиганта» и жизнь на Земле станет невозможна.
Слово «выживание» наполнено глубоким смыслом и при этом имеет несколько основных значений.
В наиболее общем смысле выживание — это способность оставаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели.
В более узком значении выживанием называют «проживание человеком временно плохих неблагоприятных для нормальной жизни условий. При этом под выживанием подразумевают умение перенести, выдержать, вынести, вытерпеть эти условия, не сломившись, не упав духом, сохранив себя и физически, и психологически, и духовно»[23].
В наиболее узком, специальном значении термин «выживание» зачастую применяют для описания активной, целесообразной деятельности человека, направленной на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях[24].
В XXI веке усиливается глобальная угроза этической деградации человечества и всё большее значение приобретает необходимость освобождения от нисходящей спирали нравственного упадка. Важный, а в чём-то даже и незаменимый источник нравственного оздоровления — это религии, к которым принадлежит подавляющее большинство людей, живущих на планете Земля. В сфере нравственности основные религии предлагают своим последователям схожие нормы, способствующие выживанию человеческого общества.
Сравнительный анализ этических норм, признаваемых религиями, показывает, что в большинстве случаев они базируются на синтезе идей помощи людям в преодолении грехов и достижения спасения благодаря постижению подлинного смысла жизни, состоящего в реализации воли Бога (богов или сверхъестественных сил). При этом в каждой религии в ту или иную историческую эпоху существует собственная система поощрения за безукоризненное соблюдение нравственных норм и наказаний за нарушение установленных этических запретов.
В данной книге авторы затронут разные аспекты проблемы выживания человечества с точки зрения повышения способности к успешному выживанию человечества и человеческой личности благодаря духовно-нравственному потенциалу традиционных и новых религий, в том числе в неблагоприятных и экстремальных условиях.
Цель книги — показать общие основы этики различных религий, а также специфические особенности нравственных доктрин основных традиционных религий и некоторых новых религиозных движений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Религия, этика и выживание человечества в XXI веке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
При этом даже в глубокой древности религия не обладала монополией на мораль. В частности, такие нравственные категории, как честь, верность, доблесть возникли среди воинства, а трудолюбие, честность — среди земледельцев и ремесленников.
2
Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848). Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918) считал В. Г. Белинского «самым глубокомысленным из наших критиков», обладавшим «чутьём гениального социолога».
3
К различным разделам прикладной этики можно отнести биоэтику (учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии); компьютерную этику (употребляются также такие термины, как «информационная этика», «киберэтика»); медицинскую этику; профессиональную этику; социальную этику; политическую этику; экологическую этику; деловую этику; юридическую этику; религиозную этику.
4
Л. Рон Хаббард. Введение в саентологическую этику. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS. — С. 3, 23.
6
«Палийский Канон» — собрание буддийских текстов на языке пали (один из наиболее известных среднеиндийских языков; родина пали — Индия; ещё до нашей эры распространился на острове Шри-Ланка, а в конце первого — начале второго тысячелетия — в ряде стран к востоку от Индии). Тексты, входящие в «Палийский Канон», несколько веков передавались устно. В письменном виде на пальмовых листьях «Палийский Канон» появился лишь на Четвертом буддийском соборе в Шри-Ланке около 80 г. до н. э., то есть более чем через четыреста лет после смерти Будды.
7
750 определений религии: история символизаций и интерпретаций: монография / под редакцией доктора филос. наук проф. Е.И. Аринина; Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2014. — 460 с.
9
В переводе с английского ecstatic — «восторженный, постигший экстаз». Экстатический — вызванный экстазом, связанный с экстазом, проникнутый экстазом.
10
В исламе важная роль отводится покаянию. В Коране упомянуты два ангела, которые приставлены к каждому человеку: один из них — Ракиб, записывающий все благие поступки и слова, — находится с правой стороны, а другой — Атид, записывающий все недостойные поступки и слова, — находится с левой стороны. По мнению ряда авторитетных богословов, ангел, который по правую сторону (и записывает благие поступки), старше того, кто находится по левую сторону (записывающего плохие поступки). Когда человек совершает один благой поступок — ангел записывает ему это десятикратно. А когда он совершает грех и ангел, что находится по левую сторону, хочет записать его, ангел с правой стороны говорит ему: «Подожди!» — и тот ждёт в течение шести часов. И если человек раскается за это время — грех ему не записывают, а если не раскается — записывается лишь один грех. При этом искреннее покаяние должно соответствовать трём условиям: покаявшемуся следует отказаться от совершения того греха, в котором он каялся; он должен искренне раскаяться, то есть выразить сожаление, что он совершил этот грех; ему необходимо принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь. А если грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние вдобавок к трём вышеупомянутым условиям должно соответствовать еще одному: покаявшийся должен загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него.
11
Эти афоризмы приписываются священномученику Киприану (около 200–258), епископу Карфагенскому, который писал: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева» (Книга о единстве Церкви // Священномученик Киприан Карфагенский. Творения. — М.: Паломник, 1999. — С. 236).
12
По данным Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (http://religion.rsuh.ru/).
13
Среди государств мира есть некоторые страны, в которых та или иная религия сохраняет доминирующие позиции, например Ватикан (католицизм), Саудовская Аравия (суннитский ислам), Иран (шиитский ислам).
14
Научно-техническая революция — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX века, на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
15
Отчуждение — философская категория, означающая отделение от людей процесса и результатов их деятельности, при котором процесс и результаты деятельности становятся неподвластными человеку и даже господствуют над ним, делая чуждыми друг другу человека и создаваемый им мир, а также вызывая и отчуждение человека от человека.
16
Сексуальная революция — коренные изменения в сексуальной жизни, «раскрепощающие» личность и общество, нивелирующие значимость моральных норм о запрете секса вне брака, целомудрии и многие другие. Сексуальная революция впервые произошла в Советской России после Октябрьской революции. На Западе она пришлась на 1960-е — 1970-е годы, что связано прежде всего с подрастанием поколения, родившегося после Второй мировой войны, развитием средств контрацепции, секуляризацией (ослаблением воздействия норм религиозной морали).
17
Человек разумный (Homo sapiens) — биологический вид, способный к речи, абстрактному мышлению, прямохождению и изготовлению орудий труда и их использованию, приготовлению пищи при помощи огня и использованию одежды. Современный человек, согласно научным данным, появился в Африке около 200 тысяч лет назад. Около 100 тысяч лет назад люди начали расселяться по другим континентам и приблизительно 40 тысяч лет назад люди уже населяли практически всю Землю.
18
Так, Фонд глобальных проблем (Global Challenges Foundation, Стокгольм, Дания) подготовил отчёт Global Catastrophic Risks 2017 («Глобальные катастрофические риски — 2017»), который представляет собой анализ наиболее серьёзных угроз для человечества, составленный с участием ведущих экспертов из аналитических центров, университетов и других учреждений всего мира (https://globalchallenges.org/ru/our-work/annual-report/annual-report-2017).
20
На поздних стадиях эволюции звёзд после выгорания водорода в их недрах и образования «пассивного» (не участвующего в термоядерных реакциях) гелиевого ядра звёзды превращаются в так называемых «красных гигантов» и сверхгигантов. Характерный радиус «красных гигантов» — от 100 до 800 солнечных радиусов.
21
Некоторые учёные полагают, что люди научатся жить на Титане, самом крупном спутнике Сатурна (Чарльз Уолфорт, Аманда Хендрикс. За пределами Земли: В поисках нового дома в Солнечной системе. М.: ООО «Альпина нон-фикшн», 2018. — 372 с.).
22
София Нескучная. Каждой звезде по планете (https://www.gazeta.ru/science/2012/01/12_a_3960377.shtml).