Сказка для самых маленьких

Сергей Герасимов

(Припев песенки"листики зеленые"сочинила Аня Герасимова в возрасте 1 года и 11 месяцев; сказку о паровозике-трусишке сочинила она же, но уже совсем большая: в 2 года и 5 месяцев. Сказку о мандаринке и бананчике сочинила мама — Лена Герасимова)

Между полутора и двумя годами с ребенком происходит удивительное превращение: он начинает слушать сказки и понимать сюжет. Но сказок для этого возраста написано очень мало. Все, что сложнее"трех поросят", уже выходит за рамки понимания малыша. Конечно, можно рассказывать и разучивать стишки и песенки, но они не заменят сказки, потому что в них нет полноценного сюжета.

В этом возрасте сказки лучше рассказывать перед сном. Но от полутора до трех лет — это около пятисот дней, а если рассказывать по сказке и перед дневным сном и перед вечерним, то вам понадобится примерно тысяча сказок, как

Шехерезаде. К счастью, у малыша будут любимые сказки, которые можно повторять до бесконечности. Двухлетнему ребенку трудно рассказывать сказки, потому что его мир еще очень ограничен — в нем есть мама, папа, игрушки, зверюшки, маленкие детки и знакомые предметы — вот, пожалуй и все. Нет ни принцов, ни королей, ни волшебников, ни змеев-горынычей. Красная Шапочка едва-едва втискивается в этот мир, а вот Золушка уже никак.

Большинсово сказок, собранных в этой книге, лучше рассказывать, чем читать.

Рассказывайте, оставляя лишь сюжет, смело меняйте любые детали — делайте из девочек мальчиков, если нужно, из кошки — собачку, из стульчика — диван. Пусть малыш узнает те предметы, которые лично его окружают каждый день и понимает, что в этом прекрасном мире за каждой мелочью спрятана сказка. Пусть учится фантазировать и любить — в этой книге много сказок, но ни в одной сказке нет агрессии — только любовь, дружба и добро.

Все сюжеты оригинальны; в основном в них обыгрываются ежедневные схемы поведения маленького ребенка, — и малыш приучается сам решать, что хорошо и что плохо. Он сразу применяет это к себе, что можно слышать по коментариям, которые он вставляет тут и там: а я так не буду, а я тоже и пр. Сказки воспитывают, но не навязчиво, потому что не утверждают, а позволяют ребенку выбирать между хорошим и плохим.

В книге есть несколько песен. Их ноты и звучание помещены в MIDI-файлах.

Мелодии предельно упрощены — так, что их можно сыграть одним пальцем на любом инструменте, в том числе на игрушечном. Даже в этой форме удалось написать неплохие песенки. Вы можете сыграть их для ребенка, даже если вы никогда ни на чем не играли. Если у вас нет инструмента, то в магазинах всегда есть игрушки с элементарной музыкальной клавиатурой, и стоят они недорого. В два — два с половиной года ребенок уже может сыграть мелодию или ее отрывок сам. Он уже может правильно запомнить слова и правильно спеть.

1. Сказка о паровозике-трусишке

Паровозик был совсем маленький. Такой маленький, что даже боялся ездить по рельсам. Другие паровозики над ним смеялись. Мама-паровозик его уговаривала:

— Ну прокатись разочек. Смотри, как просто!

Папа паровозик приходил с работы, потом кушал уголька и начинал ругать маленький паровозик. Но ничего не помогало.

— Я боюсь, рельсы такие скользкие, — говорил паровозик, — я поскользнусь и упаду. А если упаду, то больно ударюсь, рельсы ведь такие твердые!

— Трусишка, трусишка! — начали дразниться братики и сестрички, тоже маленькие паровозики. Они все умели кататься по рельсам и ни капельки не боялись.

— Постелите мне на рельсы мягенькое одеяло, — сказал паровозик, — тогда я не буду бояться.

Тогда мама-паровозик постелила на рельсы одеяло. Паровозик осторожно подошел, попробовал одеяло колесиком и сказал:

— Все равно страшно. Все равно твердо. А вдруг я упаду? Постели мне три одеяла.

— Не выдумывай! Ты же не найдешь рельсы сквозь три одеяла! — рассердился папа-паровозик.

— Найду-найду! — сказал маленький паровозик, — скорее стелите.

Тогда мама-паровозик постелила на рельсы три одеяла. Паровозик попробовал одеяла колесиком и все равно нащупал твердые рельсы.

— Нет, я боюсь, — сказал он. — Постели мне десять одеял.

— Ну ты же не найдешь рельсы сквозь десять одеял! — засмеялись братики и сестрички.

— Найду-найду! — сказал паровозик.

Тогда мама-паровозик постелила на рельсы десять одеял. Маленький паровозик попробовал и не испугался, потому что было мягко. Он сделал один шаг, потом еще один и побежал.

— Я не боюсь ехать по рельсам! — кричал он и бежал все быстрее.

— Остановись! — кричала ему мама.

— Остановись! — кричал ему папа.

— Остановись! — кричали ему братики и сестрички, — там же нет рельсов, ты их потерял. Остановись, а то упадешь в болото!

Но паровозик не слушал и бежал до тех пор, пока не залез в болото. А в болоте было много лягушек. Они залезли на паровозик сверху и стали над ним смеяться:

— Ква-ква-ква! Какой смешной паровозик! Он даже по рельсам не умеет ездить!

Ква-ква-ква!

И вытаскивали паровозик из болота целых три дня. За это время он замерз, простудился, начал кашлять и чихать.

Когда паровозик выздоровел, он все таки научился ездить по рельсам. Рельсы были скользкие, вначале он падал и набивал себе синяки. Но он уже не плакал и не боялся, потому что не хотел снова попасть в болото где даже зеленые лягушки над ним смеялись.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я