В данном издании содержатся примерные ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Цены и ценообразование». Книга написана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов экономических специальностей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цены и ценообразование. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6. Классификация цен
В теории ценообразования единое определение цены отсутствует. Однако в качестве наиболее распространенного определения цены используется следующее: цена — это денежное выражение стоимости товара, т. е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.
Сложность категории цены предопределяет многообразие ее видов и форм. В теории и практике на микро — и макроуровне все цены экономики классифицируются по следующим признакам:
1) по типам рынков и характеру обращающихся товаров. В соответствие с данным признаком классификации выделяют следующие цены:
а) цены потребительских товаров и тарифы на потребительские услуги;
б) цены ресурсов финансового рынка (в частности, цены на банковском рынке, на страховом, на рынке ценных бумаг, на валютном рынке, на рынке драгоценных металлов; тарифы на рынке финансовых услуг);
в) цены на рынках экономических ресурсов (в частности, цены на рынке труда, на сырьевых рынках, на рынке производительного оборудования и технологий, на рынке недвижимости);
2) по объекту товарного обращения (отраслевому признаку). Данный признак классификации объединяет все цены в следующие группы: цены промышленной продукции; цены сельскохозяйственной продукции; цены объектов капитального строительства; цены результатов НИОКР; цены на услуги производственного и непроизводственного, производительного и индивидуального назначения (транспортные, бытовые, коммунальные);
3) в зависимости от уровня (сферы) функционирования. Согласно критерию фланкирования цены в экономике подразделяются на следующие виды: внутрифирменные расчетные (трансфертные), фирменные продажные, внешнеторговые, региональные, национальные, мировые;
4) в зависимости от степени конкурентности среды, характера государственного регулирования. Данный признак предполагает, что все цены делятся на следующие виды: свободные (цена спроса, цена предложения, цена производства), монопольные, регулируемые (предельные, фиксированные);
5) в зависимости от механизма установления (вида рынка). В системе цен по данному признаку выделяются: биржевые котировки, аукционные цены, цены торгов;
6) по характеру обслуживаемого оборота. В соответствие со стадиями оборота в экономике все цены делятся на следующие виды: оптовые, закупочные, розничные;
7) по способу установления, фиксации. Все разновидности цен могут подразделяться на: твердые, подвижные, скользящие;
8) с учетом фактора времени. Данный признак позволяет выделить в общей массе потребительских цен следующие группы: постоянные, сезонные, ступенчатые;
9) по способу получения информации о ценах. По данному критерию принято рассматривать все цены в рамках следующих групп: публикуемые, расчетные, ценовые индексы;
10) по условиям поставки и продажи. Данная классификация цен различает следующие виды: нетто-цена, брутто-цена, франко.
Внешнеторговые цены учитывают транспортный фактор в общепринятых толкованиях «Инкотермс 1990».
Множество цен образует определенную целостность, иерархическое единство, т. е. систему, находящуюся в непрерывном развитии. Эта система состоит из отдельных элементов, в качестве которых рассматриваются и конкретные цены, и более или менее крупные группы цен, объединяемые по разным признакам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цены и ценообразование. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других