КЛУБок историй. Сборник историй из армейской жизни

Сергей Богаткин

Сборник рассказов-воспоминаний однокурсников, выпускников факультета культурно-просветительной работы Львовского высшего военно-политического училища 1981 года про училищную жизнь и последующую офицерскую службу.

Оглавление

ЭКЗАМЕН. Анатолий Пуклич

Какой курсант военного училища в перспективе не желает поступить и учиться в военной академии? Но не каждому это дано судьбой.

Молодые лейтенанты стараются служить отлично, чтобы их заметили и повысили в должности. Мечтой всех офицеров — является выдвижение на должность, которой штатом предусмотрено воинское звание «майор». Это первая ступень для того, чтобы сбылась мечта юности — поступить в военную академию. Но не всем майорам удаётся учиться в военной академии, на всех мест не хватает. Поэтому и конкурс в военные академии внушительный.

После Львовского высшего военно-политического ордена Красной Звезды училища, которое я закончил с дипломом с отличием, я тоже мечтал поступить в военную академию. Служил прилежно, проверки сдавал на отлично, меня ставили в пример даже выпускникам общевойсковых вузов.

Труды мои не пропали даром, был замечен командованием и каждый год в течение четыре лет подряд назначался на высшие должности и в результате был назначен на «майорскую» должность. Однако не все желания сбываются в один миг. Мне пришлось прослужить ещё пять лет на «майорской» должности, чтобы попасть в число счастливчиком и стать кандидатом для поступления в академию.

Попав в число кандидатов на поступление, я с большим волнением отвечал солидной армейской аттестационной комиссии на задаваемые мне вопросы. Очень нервничал, когда вместе с другими кандидатами ждал вердикта от председателя комиссии и как безмерно радовался тому, что наконец-то я попал в число счастливчиков, которым предстояло попытать своё счастье на вступительных экзаменах в академию.

Когда все формальности были соблюдены и мои документы были оправлены по команде, я принялся усердно готовиться к экзаменам. Так как я окончил военное училище с дипломом с отличием, то мне предстояло сдать всего один профилирующий экзамен, но только на «отлично». Таким экзаменом по моей выбранной специальности для учёбы в академии должен был быть экзамен по военной педагогике и психологии.

Изучив программные вопросы, которые необходимо было освещать на экзамене, я подобрал в библиотеке необходимую литературу и открыл учебник на странице, где освещался вопрос по теме «Восприятия». Так как подготовка к экзаменам шла параллельно со службой, а до планового отпуска было ещё много времени, полноценно изучить весь материал на отлично у меня не было физической возможности.

То внезапная проверка, то учения, то плановая проверка, то ответственное мероприятие с участие руководства Министерства обороны — всё необходимо было провести успешно, чтобы не подводить своих командиров, которые на меня всегда очень надеялись.

Как только выдавалась свободная минута, я начинал штудировать учебник, который постоянно лежал у меня на рабочем столе, но далее темы «Восприятия» у меня никак не получалось отлично усвоить материал.

Вышло так, что тему «Восприятия» я выучил наизусть. Знал, где какой знак препинания и в какой строчке учебника расставлен. Разбуди меня ночью и я мог без заминки рассказать всё что написано в учебнике о восприятиях.

Другие темы я изучил тоже хорошо, но именно тема «Восприятия» мной была изучена на высочайшем уровне, со множеством примеров, графических схем, таблиц и иллюстраций.

Время летело очень быстро. И вот в один прекрасный день начальник отдела кадров объединения Иван Ефимович позвонил мне и сообщил радостную весть о том, что пришёл вызов для поступления в академию.

Подготовив соответствующие документы, простившись с коллективом, и семьёй, я ночным поездом убыл в столицу покорять вершины академической науки.

В учебном центре академии на Кубинке нас разместили в одном из многочисленных эллингов, приспособленных под общежитие кандидатов для поступления, распределили по отделениям, довели распорядок дня, график консультаций и время сдачи экзаменов.

Началась подготовка к экзаменам. Время неумолимо приближалось к началу экзаменов. Все консультации прослушаны, темы изучены.

Наступил день экзаменов. На построении начальник факультета — заместитель начальника академии Николай Тимофеевич Таловеров* по-отечески напутствовал нас и пожелал отличникам сдать экзамены на «отлично» и влиться в славный коллектив легендарной академии.

По жребию мне предстояло сдавать экзамен в третьей шестерке кандидатов. Очень долго тянулось время пока первые две шестёрки готовилась к ответу и отвечала на поставленные в билетах вопросы. Но вот и моя очередь. Я вошёл в аудиторию и четким командирским голосом доложил о прибытии на экзамен.

— Берите билет, товарищ майор, — предложил председатель комиссии.

— Есть! — громко ответил я и взял билет из середины кучи конвертов, разложенных на столе.

Вскрыв конверт, я чуть было не вскрикнул от радости. Мне попался билет, в котором было, как положено два вопроса. Первый из них — «Восприятия».

Председатель комиссии с ухмылкой спросил: «Судя по вашим эмоциям Вы готовы отвечать без подготовки?».

— Так точно! — ответил я.

— Если Вы хорошо подумали и так уверены в себе — сказал полковник — отвечайте.

Отрапортовав слово в слово тему из учебника, я привёл примеры из своей срочной службы в мотострелковых войсках, учёбы в военном училище и офицерской службы в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН), в которых разъяснил процесс отражения в сознании военнослужащего предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Члены комиссии замерли от неожиданности. Такой глубины знаний у кандидата они в своей практике встречали не часто. Ни практических ни теоретических вопросов по теме у комиссии не было.

Второй вопрос о ленинских принципах воспитания военнослужащих я доложил так же чётко и уверенно. Вновь приведя примеры из моего армейского опыта.

Председатель комиссии ещё раз прочитал мою справку-объективку и задал вопрос: «Неужели Вы ни одного дня не были заместителем командира по политической части?».

— Никак нет — ответил я — моя специальность культурно-просветительная работа. Я прошел все должности от начальника клуба полка до начальника Дома офицеров гарнизона».

Наш диалог был прерван вошедшим в помещение Николаем Тимофеевичем Таловеровым, который, как потом мне рассказали товарищи по поступлению, все мои ответы слушал, стоя у двери аудитории.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я