1. книги
  2. Общая психология
  3. Сергей Белкин

Искусство жить, или Как быть счастливым, несмотря ни на что

Сергей Белкин
Обложка книги

Искусство жить — это умение оставаться в хорошем настроении, даже когда этому что-то мешает: жизненные обстоятельства, люди, работа, город, страна. Искусство жить — это навык управления своими эмоциями и мастерство общения, это знание самого себя и способность приспосабливаться к самому себе и к окружающему миру.Автор рассказывает, как этому научиться. Эта книга — практическое пособие по персональной и социальной психологии, овладению навыками счастливой жизни и обретению философии счастья.

Автор: Сергей Белкин

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искусство жить, или Как быть счастливым, несмотря ни на что» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что такое счастье?

Кажется, что в заглавие вынесен риторический вопрос, на который не надо отвечать: все и так знают, что такое счастье. Знать-то знают, да только распознают и переживают его по-разному. «Глупость какая! — подумает читатель-скептик. — Если я ощущаю себя счастливым, значит, я счастлив, а если несчастливым, стало быть, несчастлив! И не надо играть словами!» — «Надо, дорогой!» — скажу я ему.

«Поиграв» словами, вернее, обдумав свои эмоции, можно перестать быть несчастливым и стать счастливым. Если, конечно, вы не цепляетесь за свою «несчастливость» как средство вызывания жалости к себе.

Есть ощущение счастья и несчастья, а есть представление о них. Оказывается, что представления, которые сформировались в нашем сознании, могут изрядно мешать, не давать нам переживать счастье, когда для этого есть всё. Мало того, порой эти же представления ввергают нас в неприятные переживания, в то время как серьёзных причин для них нет.

Представления о счастье формируются под воздействием многих факторов социального, психологического, исторического, религиозного и иного характера. У нас возникает некий образ «настоящего счастья», в котором присутствует множество всего: и состояние здоровья, и уровень материального благополучия, и хорошее настроение, веселье, радость, и отсутствие неприятностей, проблем. Даже в минуту искреннего и полного переживания счастья мы можем мгновенно перестать его ощущать, если нас вдруг кто-то прямо в лоб спросит: «А ты уверен, что ты сейчас абсолютно счастлив, не позабыл ли ты о том, что…» И мы быстро вспомним про нерешённые проблемы, обиды, опасения. И всё — счастье улетучилось! Так действительно ли оно всегда мимолётно? Это всего лишь неустойчивое, кратковременное состояние и другим быть не может? Сразу отвечу — это не так. Счастье может быть сколь угодно длительным и весьма устойчивым состоянием. Более того, это самое устойчивое и самое естественное состояние человека, данное ему от рождения. Только наши ошибочные действия — сознательные и подсознательные — разрушают его.

Такое ощущение и осознание счастья можно сравнить с чувством жажды и потреблением воды. Когда вам хочется пить, вы пьёте, испытывая при этом наслаждение; вспышка радости и счастья сродни этому. Потом, когда жажда утолена, вы остаётесь в спокойном, удовлетворённом состоянии и о воде и жажде не думаете, зная, что, когда понадобиться, вы снова напьётесь и организм снова будут переживать приятные ощущения. Так и с устойчивым счастьем: есть приливы приятных эмоций, вспышки радости и эйфории, но есть и период спокойного осознания благополучия и своих возможностей по управлению этим состоянием. В этом и состоит искусство жить, умение быть счастливым, несмотря ни на что.

Давайте в этом разберёмся: счастье того стоит. Быть счастливым — более важная цель, чем стать богатым, важнее, чем построить дом или получить образование и профессию. Это даже важнее, чем быть здоровым!

Альфрид Лэнгле, современный австрийский психолог (ссылка на одну из его книг приведена в списке литературы), чьё высказывание («Многие люди счастливы, но не все об этом знают») вынесено в Предисловие в качестве эпиграфа, совершенно прав: нам часто не удаётся осознавать состояние счастья. Это — умение, которому надо учиться. Мы нередко его не замечаем, а стремимся к чему-то, что нам кажется настоящим счастьем. Порой мы считаем себя глубоко несчастными, хотя для этого нет должных оснований. Почему так происходит? Потому что никто никого никогда не учил осознавать и удерживать состояние удовлетворённости. К тому же мы не умеем соотносить налетевшие эмоции с причинами их возникновения и поэтому оказываемся в их власти, не можем ими управлять.

Поскольку представления о счастье и переживание счастья — не одно и то же, стоит уделить внимание тому, какими бывают представления о счастье, какие из них мы воспринимаем, делаем своими и что из них помогает быть счастливыми, а что — мешает.

Вопрос о счастье — один из вечных вопросов. Существует огромное информационное поле, посвящённое проблеме счастья, столетиями засеваемое пытливыми умами всех времён и народов. Философы размышляют о счастье как наиболее общей категории удовлетворённости человека, политики говорят о счастье как о совершенном общественном строе, религиозные деятели трактуют счастье как дар Божий, который надо заслужить. Множество вопросов о счастье задано, на многие из них есть сотни ответов (например, в замечательной научной монографии М. Аргайла «Психология счастья» — ссылка в списке литературы), а счастливых людей намного больше не становится. Потому что знание о счастье и умение быть счастливым — не одно и то же. Тем не менее полезно познакомиться с размышлениями мудрецов о счастье.

Взгляд философов

Вот некоторые мысли древнегреческих философов о счастье.

Аристипп считал, что путь к счастью лежит в достижении максимального удовольствия, не приносящего при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в физическом удовлетворении, поэтому его учение называется гедонизм (от греч. hedone — «наслаждение»).

Сократ, признавая значимость удовольствия для ощущения счастья, указывал на обязательность осознания того, что «нечто делается хорошо». Он также настаивал на различении удовольствий: дурных и хороших, истинных и ложных.

Аристотель определяет счастье как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель, таким образом, становится средством достижения счастья, а удовольствие само по себе не есть счастье.

Эпикур развил целое учение о счастье — эвдемонизм (от греч. eudemonia — «счастье»), согласно которому единственным или высшим человеческим благом является счастье. Мы, правда, больше помним об Эпикуре как основателе «эпикурейства», практическом стремлении к наслаждениям. Эпикурейцам приписывают девиз, дошедший до нас на латыни: «Ede, bibi, lude», что переводится как «Ешь, пей и веселись». Однако учение Эпикура о счастье гораздо содержательнее.

Счастье, по Эпикуру, это состояние самодостаточности человека. Людям свойственно стремиться к наслаждению и избегать страданий. Отсюда до нас дошёл вышеприведённый «девиз эпикурейцев», являющийся на самом деле лишь фрагментом его рассуждений. Эпикур понимал, что в реальной жизни удовольствия теснейшим образом переплетены со страданиями, за удовольствия приходится платить. Режим «удовольствие — расплата» Эпикур не мог признать счастьем, поскольку он считал отсутствие страданий непременным условием счастья. Счастье Эпикура — такое состояние, при котором человеку уже не надо идти к чему-то недостающему. Практическая его рекомендация такова: человек должен жить незаметно, видеть и ценить малое счастье и радоваться доступным явлениям и состояниям: покою, погоде, красоте природы, придерживаться разумной философии, избавляющей человека от бесплодных страстей и страхов. Вот пример философского рассуждения Эпикура, избавляющего от страха смерти: «Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мёртвых». Вот ещё несколько советов Эпикура.

«Проживи незаметно».

«Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

«Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений».

Прошло много столетий, десятки мыслителей высказались на тему счастья и удовольствий. Вопрос о счастье стал одним из основных в этической науке. Кроме упомянутых гедонизма и эвдемонизма, в этике выделилось такое направление, как утилитаризм, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью и значимостью. Согласно формулировке основателя утилитаризма Джереми Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Счастье, равно как и польза, измерялись последователями утилитаризма превосходством удовольствия над страданием.

На этом мы прервём описание философских представлений о счастье, но не потому, что они исчерпаны, а потому, что им нет конца и их описание выходит далеко за рамки книги. Более подробно с этическими учениями можно познакомиться в литературе по этике. Отмечу, что знание различных философских осмыслений счастья полезно для построения собственной философии счастья.

Религиозные взгляды

Вопрос о счастье как таковом не находится в центре внимания большинства религий. Да и само понятие «счастье» используется редко. Говорится о праведной жизни, о «делании добра», о следовании религиозным предписаниям. Праведная жизнь может принести человеку уменьшение страданий, надежду на воздаяние после смерти. Для буддистов счастье — это отсутствие всяких желаний, состояние «просветления». Стремление достичь счастья, изменяя внешние факторы, с точки зрения буддистов, ложно и безрезультатно. Иудей сможет наилучшим образом прожить земную жизнь, следуя Заповедям Моисея, соблюдая Закон и Традицию, а настоящее счастье настанет после прихода Машиаха. Ислам обещает награду тем верующим, кто следовал религиозным предписаниям, требованиям духовенства. Классическая традиция ислама утверждает, что счастье — это быть мусульманином, и его дарует Аллах, что касается состояния высшего удовлетворения, то оно возможно только «на небесах».

Сказанное здесь о буддизме, иудаизме и исламе более чем неполно и поверхностно. Религиозно-философская мысль этих вероучений продолжает развиваться и куда более глубоко (нежели и описал выше) смотрит на проблему счастья человека, но в этой книге я ограничусь краткими упоминаниями. Более подробная литература общедоступна, и желающие её найдут самостоятельно.

В христианстве есть учение о блаженствах, сформулированное в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Слово «блаженство» воспринимается нами на бытовом уровне вполне утилитарно: как высшее наслаждение, причём скорее телесное, нежели духовное. Поэтому Заповеди блаженства во всей своей глубине без дополнительных разъяснений принимаются не всеми, хотя в действительности это сложный и глубокий комплекс нравственных ориентиров и правил поведения. Современная христианская психология рассматривает вопрос о счастье весьма широко и находится во взаимосвязи с научным подходом к этой проблеме, выявляя в том числе и непротиворечивые основания (подробнее об этом см., например, в книге «Христианская психология в контексте научного мировоззрения», ссылка в списке литературы). Более подробно с этой темой можно ознакомиться, обратившись к литературе, указанной в конце книги. Мне бы не хотелось погружаться в религиозную тему слишком глубоко. Для всякого верующего читателя ответы на вопросы о добре и зле, праведной и неправедной жизни, счастье и блаженстве даны в религиозных книгах, проповедях священнослужителей, поучениях. Моя позиция как автора книги-руководства прагматична и обращена как к верующим, так и неверующим. Для всех считаю полезным знакомство с предлагаемыми далее способами, позволяющими оказываться в земном счастье, счастье повседневном, которого нам так не хватает.

Взгляд политиков и идеологов

Разговор о счастье и его обещание всегда привлекают внимание, поэтому политики любят об этом говорить. Каждый из них обещает «рост счастья», если будут реализованы предлагаемые ими программы. С точки зрения политиков, счастье невозможно без преобразования общества, приведения его в то состояние, которое они считают идеальным, ставят целью своей деятельности. Для политиков счастье преимущественно социальное явление. Индивидуальное счастье — не главное из того, чем «торгуют» политики, оно должно стать следствием общего.

Когда мы жили в эпоху социализма, считалось, что основу нашего счастья составляют социальное равенство, общенародная собственность, превосходство духовного над материальным и т. д. В стране действительно было немало счастливых людей, причём в связи с реально существовавшей социальной стабильностью, возможностями роста и развития. За это была заплачена высокая цена. Многие из живших в России до революции стали её жертвами: погибли, лишились близких, имущества, Родины… Так счастье для одних обернулось несчастьем для других. Последующее строительство социализма тоже принесло немало несправедливостей наряду и с подлинными достижениями и общим благом. Но и этому благу суждено было рухнуть вместе с распадом страны: система ценностей вновь перевернулась. Теперь мы живём во времена, провозгласившие широкое разнообразие социальных ориентиров и видов возможного «счастья». В этих условиях тоже появилось немало счастливых людей, но снова миллионы стали несчастными…

Столетиями люди придумывали и пытались строить счастливые общественные системы и государства. Никто, однако, пока не смог построить абсолютно счастливого общества — такого, в котором нет социальных причин, делающих кого-то несчастным. Всегда кто-то счастлив, а кто-то — нет. Роль внешних факторов велика. Подробнее об этом сказано в главе «Общество и счастье». Заранее предупрежу: описание того, как преобразовать общество и построить страну счастья, темой книги не является. Она решает иную задачу: как научиться быть счастливым в любом обществе и при любых политических системах.

Счастье и психология

Представления о счастье у разных людей так сильно отличаются, что при их сравнении не всегда можно признать, что речь идёт об одном и том же предмете.

Счастье — проблема и задача как индивидуальной, так и социальной психологии. Бедный человек видит счастье в увеличении достатка, а заболевший — в избавлении от недуга. Снедаемый угрызениями совести раскаивается в содеянном и точно знает, что был бы счастлив, не соверши он проступка. Завидующий кому-то полагает, что счастье в обладании тем, чего у него нет, а у объекта зависти есть. Предметом зависти может быть что угодно: богатство, достижения, признание, успех у женщин или мужчин…

В следующих главах мы достаточно глубоко рассмотрим индивидуальные психологические особенности, определяющие и наше настроение, и отношение к действительности. Понимание своего психотипа — основа мастерства, базис искусства жить.

Важно также осознавать, как именно мы себе представляем «настоящее счастье»: этот образ играет существенную роль. Мы заранее сами или с чужой помощью представили, какому набору признаков должно отвечать настоящее счастье: здоровье, богатство, хорошее настроение, деньги, успех и т. п., и покуда все это не пришло, мы не считаем себя счастливыми.

К этому стоит добавить философское восприятие и осознание себя и окружающего мира. Счастливые люди счастливы потому, что обладают такой жизненной философией. Они не осознают её как «философию», как какое-то «учение». Они просто живут в соответствии со своими представлениями о жизни и обладают некими навыками. Именно в этом состоит их секрет. Этой философии никто никого не учит. Очень немногим она даётся от природы, другие обретают её ценой собственного жизненного опыта, путём проб и ошибок. Подавляющее большинство людей так никогда этим секретом и не овладевают: ощущение счастья, осознание счастья остаётся для них редким гостем, «синей птицей», которая прилетает и улетает, когда захочет.

Но мы с вами уже вступили на путь овладения этой философией! Мы сможем достигать состояния счастья и управлять этим процессом. Именно процессом!

Счастье — это процесс

Неверно рассматривать счастье, только как некое стабильное, не изменяющееся состояние исключительно позитивных эмоций. Нечто похожее нам обещают разные «школы счастья и позитивного мышления». Неверно также считать, что счастье — это состояние, в котором отсутствуют всякие желания: такое представление проповедуют некоторые мистические вероучения. Я не считаю такое состояние счастьем, это скорее апатия, состояние вредное и опасное, ведущее к заболеваниям.

Счастье — это гамма ощущений индивидуальной удовлетворённости, характеризующееся сложным ансамблем непрерывно изменяющихся эмоций, находящихся в динамическом равновесии. В состоянии счастья букет эмоций может включать в себя и радость, и грусть, и безмятежность, и печаль. В состоянии счастья мы можем испытывать отрицательные эмоции, такие как недовольство, гнев, стыд, зависть, обида, но только при условии, что не они нами управляют, а мы — ими. Счастливый человек не избавлен от негативных эмоций, но он умеет ими управлять.

Жизнь часто сравнивают с рекой, потоком, говорят о её «течении». Восприятие жизни как потока — хороший, удобный образ. Только быть в этом потоке щепкой, утратившей «эго» (как советуют буддисты), я согласен лишь время от времени, когда мне захочется помедитировать. В остальное время я готов ощущать себя щепкой, но у которой есть капитан. Я не могу управлять потоком, но траекторией своего движения могу: обходить мели, проходить через опасные пороги, удерживать свою щепку на плаву.

Интересно, что метафора «потока» понадобилась и психологам, для описания состояний максимальной погружённости в процесс деятельности, когда человек так увлечён своим делом, что забывает о себе и обо всём на свете, получая удовлетворение от самого процесса. Такие состояния так и называют «потоковыми» (подробнее см. в книге М. Чиксентмихайи, ссылка в списке литературы). Потоковое состояние возникает в любых видах деятельности, его переживают и спортсмены и музыканты, и учёные и пастухи — все, кто оказывается полностью погруженным в своё занятие, ощущая при этом радость, свободу, удовлетворение. Погружение в такие состояния может быть не подарком судьбы, а результатом целенаправленных усилий. Продолжая метафору течения жизни и движения её потоке, скажем, что искусство жить — это мастерство капитана, умело направляющего свою «щепку» в бурном потоке жизни, не теряющего ни самообладания, ни контроля над ситуацией в любых, в том числе критических обстоятельствах.

Наша жизнь протекает в двух сферах: внутренней и внешней. Внутренняя — это жизнь тела и, условно говоря, духа. Внешняя сфера — наше взаимодействие с окружающим миром. Искусство жить состоит в умении работать в обеих сферах «в своих интересах». Во внутренней сфере надо владеть методами управления мыслями и эмоциями. Во внешней сфере надо уметь так общаться и обращаться с окружающей средой — людьми, учреждениями, мифами и идеями, — чтобы жизнь приносила поменьше огорчений и неприятностей и побольше радостей и хорошего настроения.

Чтобы овладеть искусством управления жизнью, надо знать устройство нашей внутренней интеллектуально-эмоциональной «машины», а также «карту местности и правила движения» — общество и действующие в нём законы.

Важно понимать, что счастье — это не застывшее состояние, а процесс, динамичный процесс взаимодействия удовлетворенностей и неудовлетворенностей, в котором позитивные эмоции, в среднем, одерживают верх. Я придумал глагол «счастли́веть», то есть делать себя счастливым. Это умение можно освоить, будучи «задействованным» оно обеспечивает ощущение благополучия, счастья. Осознанное осчастливливание себя — процесс радостный; описание технологий осчастливливания и составляет содержание этой книги.

Чтобы быть счастливым, несмотря ни на что, нужно поддерживать этот процесс, управляя миром собственных эмоций. Процесс счастья имеет свои максимумы и минимумы, «амплитуда счастья» меняется. Именно это свойство счастья — чередование фаз взлёта с фазами затишья — и воспринимается как «счастье пришло — счастье ушло». Повторю ещё раз: оно не уходит, как не уходит волна, у которой есть гребень и впадина, максимум и минимум: плавая в море, вы остаётесь на них всё время, хотя и оказываетесь то на гребне, то в «долине». Но и в минимуме волна остаётся волной со всеми её свойствами и качествами.

В психологической литературе «про счастье» получила распространение концепция «гедонистической адаптации». В эту наукообразную обёртку завёрнуты тривиальная мысль и столь же тривиальное наблюдение: к хорошему мы быстро привыкаем, и уровень позитивных эмоций снижается. Это банальное умозаключение «прикрепили» к желанию людей быть счастливыми, снабдили это стремление метафорой «беговой дорожки» и сформулировали «вывод»: мы без остановки бежим в погоне за перманентным состоянием счастья и никогда его не достигаем. Эта метафора породила многочисленные рекомендации консультантов по психологии, предлагающих «сойти с гедонистической беговой дорожки» и начать вновь переживать яркие позитивные эмоции.

Здесь многое перепутано (как и в рекомендациях типа «выйди из зоны комфорта»). Гедонистическая адаптация, разумеется, существует: мы перестаём бурно радоваться тому, например, что у нас есть башмаки и брюки. Вот если, лишившись их, мы ощутим неудобство жизни без штанов и босиком, то когда их вновь обретём, будем искренне радоваться. Этот механизм распространяется на более сложные эмоции и переживания, вплоть до «притупления» чувств спустя какой-то период совместной жизни. Важно не то, что уровень эмоционального всплеска снижается, а то, как и чем мы измеряем, оценивая качество и суть любви и счастья. Дело не в амплитуде эмоций, а в их осознании и понимании значимости этих стабильных, устойчивых состояний, «позитивного фона», который определяет и любовь и счастье. Ставить вопрос о «повышении уровня счастья» в связи с тем, что эмоции «притупились», неверно и вредно, сродни эксцессивной мастурбации. Гедонистическая адаптация — разумный защитный природный механизм, своего рода стабилизатор, удерживающий наш эмоциональный фон от возможности непрерывного эмоционального всплеска: представьте себе кошмар неутихающей эйфории в связи, например, с достижением некого результата. Такого организм просто не выдержит, а окружающие начнут прятаться. На механизм гедонистической адаптации не надо обращать внимания, пусть он делает своё дело, не надо искусственно стимулировать всплески эмоций. Умение радоваться жизни и быть счастливым вовсе не требует действий под вывеской борьбы с гедонистической адаптацией и стремлений «сойти с гедонистической беговой дорожки».

Философия счастья — это комплекс ощущений, догадок, предположений, знаний — всего, что ведёт нас к осмыслению, что именно является вашим счастьем со всех точек зрения: и философской, и социальной, и религиозной, и психологической. Технология счастья — это приёмы, обеспечивающие оптимальное лавирование в переменчивом мире наших эмоций в соответствии с личной философией счастья.

Управление эмоциями — это умение влиять на отрицательные и положительные эмоции, не давая одним власти над собой и пробуждая другие. Эти умения формируются в двух сферах: во внутреннем мире наших переживаний и во внешнем мире наших впечатлений: общении с людьми, вовлечении в каждодневные заботы и радости, в общественно-политические процессы. Обе эти сферы рассматриваются в последующих главах.

Счастье — это метасостояние

Работая над книгой, я придумал новый, как мне казалось, термин для описания динамичной композиции состояний: метасостояние. Я использовал префикс «мета» в том смысле, в котором он нередко используется в философии. Слово происходит от греческого μετά, означающего «после», «за пределами», и применяющегося тогда, когда надо описать какое-то качество как «всеобъемлющее» или «превосходящее».

Счастье тех, кто овладел искусством быть счастливым, объемлет собой все прочие состояния и никогда не покидает человека. Осознание его возносится надо всем, над всеми прочими ощущениями души и тела, то есть формирует метасостояние.

Я был доволен, когда такой «научный» и «солидный» термин пришёл мне в голову. Позднее я узнал, что термин «метасостояние» уже существует и применяется в нейролингвистическом программировании (НЛП). Принято считать, что это слово ввёл в оборот американский психолог Майкл Холл, описывая несколько уровней самооценки. Узнав об этом, я не огорчился (потому что владею искусством быть счастливым ☺). Это не первый случай, когда я что-то придумываю впервые, а потом оказывается, что похожее было придумано до меня. Это говорит о том, что я иду верной дорогой, а то, что до меня где-то вблизи проходили и другие, лишь придаёт уверенности в правильности своих оценок. Майкл Холл, как я потом узнал, тоже шёл вслед за другими, в частности за Грегори Бейтсоном, труды которого я, в своё время, читал одновременно с вдохновляющими книгами Фритьофа Капры и Станислава Грофа о холистическом мировосприятии и метауровнях логического мышления. Хочу при этом отметить, что «моё» метасостояние отличается от «их» метасостояния. Они ввели этот термин для классификации логических уровней субъективной самооценки. Я же имею в виду описание объективно существующего явления (счастья). Но как только мы овладеваем искусством быть счастливым, его методами, мы овладеваем методикой осознания своих мыслей и эмоций, пониманием природы наших реакций на внешние обстоятельства. Мы анализируем явления на разных уровнях логических самооценок и здесь сходимся с аналитиками метауровней мышления и не противоречим друг другу.

Искусство быть счастливым опирается на осознание счастья как всеобъемлющего состояния, динамичного процесса. Счастье никогда вас не покинет, если этот процесс находится под вашим управлением.

О книге

Автор: Сергей Белкин

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искусство жить, или Как быть счастливым, несмотря ни на что» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я