Путеводитель по апелласьонам Франции

Сергей Александрович Попов

В книге описаны винные регионы Франции. Это может помочь каждому, кто отправится в путешествие по данной стране, а также тому, кто интересуется винным миром, понять разнообразие областей и найти свой стиль. Здесь нет рекламы конкретных брендов или производителей, только общая информация, которая позволит вам понимать стиль вина и искать своего производителя. Здесь описана технология производства вина и общие характеристики сортов винограда, что тоже может помочь вам в поиске своего лучшего вина!

Оглавление

Глава 5. Как правильно читать «паспорт вина» — этикетку

Паспорт для нас — документ, удостоверяющий личность. Точно так же и этикетка на винной бутылке содержит сведения о происхождении, почве, сорте винограда и т. д. Разобравшись в «паспорте вина», покупатель сможет предположить, какой вкус он получит, откупорив бутылку.

Интересно, что этикетка появилась тысячи лет назад — в одном из источников упоминается 51 год до нашей эры. Амфора того времени сохранила надпись Lun-Vet/A-III-R/X/M/Valeri Abinnerici / Cornelia, что в переводе означает «Старая Луна, возраст три года, красное, производство Валерио Абиннеричи и Корнелия». До появления бумаги этикетки были самые разнообразные. Это и надписи на глиняных горшках, сделанные углем или мелом, и сургучные клейма с информацией о человеке, который их поставил, и о содержимом. На этикетках из кожи и специальных дощечках острым предметом вырезали данные о продукте и с помощью веревки вешали их на горлышко кувшинов и бутылок.

Знакомая нам этикетка появилась лишь в XIX веке с появлением современной бумаги. Поначалу это был предмет роскоши, который позволяли себе лишь избранные виноделы. А затем бумага распространилась повсеместно и завоевала всеобщее признание, ведь информации на ней можно разместить куда больше, чем на клейме или куске кожи. Этикетки стали в некотором роде мостом от производителя к потребителю. А сегодня этикетка — это еще и часть маркетинговой стратегии, яркая реклама, которая очень хорошо работает. Поэтому для создания неповторимого «паспорта вина» часто приглашают именитых художников и дизайнеров.

Французская этикетка самая «открытая»: на ней всегда очень много информации, которая помогает покупателю в выборе вина.

Этикетка столового вина. Обязательные надписи

1. Vin de Table De France — «Французское столовое вино». Produit en France — «Произведено во Франции». Эти надписи говорят о том, что вино было произведено на территории Франции. Виноград мог собираться по всей стране, а мог быть привезенным.

2. Mis en bouteille par… — «Разлито в бутылки…». Такая надпись указывает на фирму или человека, который осуществлял розлив данного вина. Также указывается его основной адрес и иногда индекс.

3. Алкогольная крепость в процентах от объема.

4. Номинальный объем (объем жидкости, который должен содержаться в данной таре). Чаще всего обозначается в миллилитрах.

5. Название вина.

Кроме вышеперечисленных надписей, которые в обязательном порядке будут на этикетке французского столового вина, здесь могут встретиться и другие сведения, характеризующие напиток.

Этикетка марочного вина. Обязательные надписи

На этикетке марочного вина надписей больше, и к ним гораздо строже законодательные требования.

1. Подлинное наименование вина (название).

2. Appellation d’Origine Controlee — «Контролируемое наименование по происхождению». Здесь идет речь о месте, где вино было произведено. Например, указание на регион Beaujolais (Божоле) на этикетке будет выглядеть так: Appellation Beaujolais Controlee. Значит, весь процесс производства вина происходил в этом наименовании.

3. Mis en bouteille au château/domain… — «Вино было произведено и разлито в замке/поместье…». При этом имеется в виду весь процесс — от возделывания лозы до розлива по бутылкам. Сhâteau используется для вин, произведенных в регионе Бордо, а Domain — для вин из Бургундии. Хотя в других регионах Франции вы тоже можете их встретить, эти названия не закреплены за Бордо или Бургундией.

4. Адрес производителя с индексом.

5. Алкогольная крепость в процентах от объема.

6. Номинальный объем (объем жидкости, который должен содержаться в данной таре). Чаще всего обозначается в литрах.

7. Год урожая винограда.

8. Классификация виноградника. Premier Grand Cru или 1-er Grand Cru — высшая категория качественных вин Бордо.

Этикетка шампанского

1. Название апелласьона — AOC Champagne.

2. Производитель. Как правило, указывают название хозяйства, в котором производилось вино. Например: Gosset.

3. Указание на содержание сахара. Сегодня на этикетках чаще всего пишут Brut, но не только. Подробнее виды шампанского и их различия по сладости разберем в соответствующей главе.

4. Объем бутылки.

5. Содержание алкоголя.

6. Юридический адрес и страна производства.

7. Год урожая, если шампанское является миллезимным, то есть произведено из урожая одного года.

8. Регистрационный номер, перед которым стоит аббревиатура — статус производителя:

— NM (negociant-manipulant) — негоциант-винодел. Это шампанское от ведущих негоциантов-производителей, демонстрирующее стабильно высокое качество;

— RM (recoltant-manipulant) — виноградарь-винодел;

— CM (cooperative de manipulation) — винодельческий кооператив;

— RC (recoltant-cooperateur) — виноградарь-кооператор;

— ND (negociant-distributeur) — негоциант-продавец;

— MA (marque d’acheteur) — марка покупателя (второе вино от негоцианта, менее высокого качества, чем первое).

Здесь я рассказал об основных надписях, которые вы сможете встретить. Если какая-то информация не указана на лицевой этикетке, значит, она обязательно имеется с обратной стороны.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я