В этом издании представлено творчество архитектурно-литературной группы ШтоРаМаг за 20-летний период существования. Это время поделоно на 2 части: активную – первые четыре года и подпольную, начавшуюся после слов поэта Кушнера «Только не бросайте вашу основную профессию», сказанных в направлении авторов. 2-я часть ознаменовалась написанием критических статей, что характерно для обитания в подполье. Однажды было принято решение передать на поверхность эту книгу, авторы настоятельно просили…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большой ШтоРаМаг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Объяснительная статья
Данное издание не смогло уместить в себя всё творчество ШтоРаМага, с остатками приглашаем любезно ознакомиться на сайте https://cih.ru/pub/
Игры с хаосом
или што такое ШтоРаМаг?
ШтоРаМаг?
ШтоРаМаг!
Это Вам не просто так!
Семён Расторгуев
De jure ШтоРаМаг — литературный журнал группы студентов-архитекторов Ярославского технического университета. De facto — нечто большее, претендующее на стиль жизни этих студентов и даже на своеобразный «ландшафт» её протекания. ШтоРаМаг, по утверждению его творцов, это своя собственная, непохожая на другие, цивилизация.
Предтечей журнала ШтоРаМаг на архитектурном факультете была маленькая книжечка под названием «Продолжаем процветать эту бестолковую жизнь». Выпустили её студенты-первокурсники Сергей Штокало, Семён Расторгуев и Алексей Магай. А состояла она всего лишь из шести стихотворений и нескольких страниц критики на эти же стихотворения.
На первом курсе архитектурного факультета жизнь у его студентов была, конечно, может быть, и бестолковой, но более-менее сносной. Когда же на втором курсе названных выше студентов с задатками гуманитариев начали пичкать техническими предметами вроде «Строительных конструкций», жизнь им показалась совсем бестолковой, просчитанной, прочерченной, лишенной шарма творческой иррациональности, и терпеть её, не говоря уже о том, чтобы продолжать «процветать» дальше, стало уже невозможно.
Тогда Сергей Штокало (человек-вопрос: Што?) увлекся поэзией И. Бродского и, видимо, как когда-то его ставший классиком предшественник решил, что мог бы писать стихи не хуже других. Семён Расторгуев (мистическое солнце Древнего Востока — Ра, а проще: главный редактор ШтоРаМаг`а), на верхотуре десятого этажа своей мастерской писавший философские эссе и концептуализировавший спонтанное творчество коллег, обнаружил кроме всего прочего феноменальные редакторские, издательские и дизайнерские способности. Алексей Магай (коротко и по сути: Маг) начал рисовать в тетрадках на лекциях по всё тем же «Строительным конструкциям» этих «загадочных реликтовых существ Буратин» и без оттенка сомнения называть себя гением. Во что, кстати, через пару-тройку лет окружающие, привыкнув, благополучно поверили.
Вот так и возник ШтоРаМаг. Как протест и противоядие против/ от скучных предметов, скучных преподавателей, скучных однокурсников и т. д. Перерос в протест против всего мира. «Хватит быть жертвами унификации и типизации, экономической и логической целесообразности!» — подумали будущие ШтоРаМаговцы и решили создать свою собственную микроцивилизацию, Вселенную, на крайний случай, литературный кружок, творцы которого всё будут делать с самого начала и по-другому. «Это как если бы в далекой горной деревушке вдруг родилось творчество», — прокомментировал факт возникновения ШтоРаМаг`а его главный редактор и идеолог Семён Расторгуев.
Над названием новой микроцивилизации её творцы и поселенцы бились недолго. Первые слоги их фамилий оказались на редкость звучными, поддающимися концептуализации, и девятого ноября 2000 года, переходя через памятную лужу возле здания своего университета, без пяти минут ШтоРаМаговцы придумали название собственной цивилизации и её печатной версии — журнала: Што? Ра! Маг!! Подобно Тому Креативщику (термин ШтоРаМаговцев), что некогда носился над водою и Словом творил этот мир, ШтоРаМаговцы сотворили мир свой. Девятое ноября с тех пор и считают днем рождения ШтоРаМаг`а.
А после пошло-поехало. Из мира, увиденного заново, в его первозданном хаосе кроилась иная, более хаотичная, а следовательно, по мнению ШтоРаМаговцев, и более подлинная реальность, отличная от той, в которой обитает большинство взросло-разумного человечества.
В соответствии с единственной, наследуемой ШтоРаМаговцами традицией русского авангардизм начала XX века, весь пафос которой, как известно, состоит в отрицании любых традиций, микроцивилизация у ШтоРаМаговцев получилась достаточно замкнутой, эзотеричной, и для того, чтобы в ней не заплутать, возможно, пригодится подобный словарик-путеводитель.
Словарик-путеводитель по микроцивилизации ШтоРаМаг
Антипрофессионализм — проповедуемый ШтоРаМаговцами принцип отношения к творчеству и к жизни: абсолютное отсутствие серьезности. При составлении словарика ШтоРаМаг`а С. Штокало предложил напротив буквы «С» написать слово «Серьёзно?» (с очень большим вопросительным знаком). Кстати, отсутствие профессионализма тоже соответствует наследуемой ШтоРаМаг`ом традиции Авангардизма./
Антилогика — принцип литературного бытия ШтоРаМаг`а и повседневного бытия его авторов. Ибо логика, по определению ШтоРаМаговцев, это «вирус, которым заражено человечество», и чтобы излечиться от него нужно на каждом шагу разрушать паутину логических взаимосвязей, которой человечество старательно окутывало мир. Антилогика ШтоРаМаговцев чем-то напоминает цисфинитную логику Д. Хармса, о существовании которой студенты-архитекторы, оказывается, и не подозревали. Бытие по принципу антилогики предполагает нарушение и её антилогичных постулатов. Что ШтоРаМаговцы и делают. Тоже на каждом шагу. Например, переходят улицу исключительно на зеленый цвет.
Антикондиционализм — /от греч. anti — «против» и англ. conditions — «условия»/ — концепция главного редактора ШтоРаМаг`а С. Расторгуева, синтезирующая и оправдывающая перечисленные выше принципы бытия ШтоРаМаговцев в свете идеального со-бытия человека с миром как с хаосом со всеми вытекающими отсюда последствиями для научного, профессионального, повседневного и пр. типов поведения./ Авторские прочтения ШтоРаМаговцами своих стихотворений сближают тексты ШтоРаМаговцев с текстами заумников.
Буратино — «загадочное реликтовое существо» впервые явившееся ШтоРаМаговцам в графической версии А. Магая и завладевшее их умами, так как потом оно являлось им во снах, галлюцинациях, творчестве и т. д. Буратино — идеолог и воплощение ШтоРаМаговского принципа относительности: «Буратино перевернул все наши представления об этом мире, обо всём, что в нём принято и узаконено» и т. д. Виртуальный кумир, заместитель бога для А. Магая. Единственное существо во Вселенной ШтоРаМаг`а, которое Алексей Львович считает более гениальным, чем самого Маг`а (см. Магию Величия)./ Братья по разуму — см. Клуб ШтоРаМаг`а./
Борис Халиков. Более известен как просто Бориска. Учится в одной группе с авторами ШтоРаМаг`а. Отличается своей уникальной способностью делать всё смешно и неправильно, чем непрестанно вдохновляет ШтоРаМаговцев на их веселое и нелогичное бытие и творчество. В печатной и в интернет версиях ШтоРаМаг`а Бориска на досуге созерцает не только свой поэтический, осмысленный ШтоРаМаговцами, эквивалент, но и графический.
Визуальная поэзия. Стихотворения ШтоРаМаговцев нельзя (по крайней мере, это не так интересно) воспринимать без соседствующих им авторских рисунков. Поэзия, графика, дизайн сливаются у ШтоРаМаговцев в единый поток творчества. Причем, зачастую в этом творческом процессе не тексты предшествуют рисункам, как-то обычно бывает, а наоборот, сначала рождается графический образ, как правило, под пером (ручкой, карандашом) А. Магая, а потом этот образ приобретает в текстах коллег А. Магая свой литературный эквивалент. Так в микроцивилизации ШтоРаМаговцев появились Буратино, Смерть, Чиполино, Мальвина и др. /
Внутренний смысл. Поэзия ШтоРаМаговцев насквозь ситуативна. Помимо смыслов, которые способен вычитать из неё рядовой (хотя у ШтоРаМаг`а таких, кажется, нет) читатель, она для самих авторов несет информацию об одним им известных конкретных ситуациях и людях.
Грибы — ежегодное культовое занятие ШтоРаМаговцев в летний период их существования. По мотивам одного из таких походов (что характерно) родился ШтоРаМаг №2.5, посвященный мёртвым тварям, которых ШтоРаМаговцы застали на обочине шоссе, выходя из леса, в котором не оказалось грибов (что тоже характерно)…/
Граф Гельмгольц — этому субъекту научного мира, который изобрел резонатор (по определению ШтоРаМаговцев, прибор для разнесения слухов), посвящен ШтоРаМаг №4. Граф Гельмгольц в орбите ШтоРаМаговского мифа — квинтэссенция слуховых галлюцинаций и научной мистики.
Деконструкцивизм китайский — название антологии бреда и литературного хаоса (ШтоРаМаг №3). С точки зрения архитектроров само это словосочетание является абсолютно абсурдным. Ведь архитекторы знают, что в Китае деконструктивизма никогда не было. Иногда в правильных конструкциях народной китайской архитектуры находят признаки конструктивизма, но конструктивизм — антипод деконструктивизма!/
Дети — незапланированные, но одни из самых активных реципиентов «ШтоРаМаговского фарса». Подобно литературным текстам их предшественников ОБЭРИУТов тексты ШтоРаМаговцев детьми воспринимаются на ура. Кстати, те черты, которые привлекают в ШтоРаМаговских текстах детей: осознанный дилетантизм, страсть к новаторству, связь их творчества с детским фольклором с его считалками (см. стихотворение С. Штокало: «Что тебе, дружок, милей?// Смерть-ли, страх-ли, // Боль-ли, кровь-ли?// Выбирай скорей». («арфаграфия» — авторская)), черным юмором (см., например, ШтоРаМаговский цикл стихов про мертвого ёжика и цикл рисунков про бабушку, перешедшую улицу на красный цвет и т.д.) и наличием постоянных мифологических (в сознании детей) героев Буратино, Чиполино, Арлекино, Мальвина и др. — это то, что так же характеризует ШтоРаМаг как авангардное явление.
Internet. В более полном и концептуальном виде ШтоРаМаг бытует в виртуальной реальности: https://cih.ru/pub/
Еда ШтоРаМаг`а. Главное: искать съестные комбинации, которые до ШтоРаМаговцев ещё никто не пробовал, собственноручно готовить их и поглощать.
Ёжик мёртвый. Этому бедолаге посвящен ШтоРаМаг №2.5. Мёртвый ёжик воплощает для ШтоРаМаговцев циничное отношение человека к природе.
Желтый цвет доминирует в цветовом решении интернет версии ШтоРаМаг`а. Возможно, является аллюзией на «желтый» дом, что авторов ничуть не смущает и, кажется, даже наоборот приветствуется ими. Так, например, в предисловии ШтоРаМаг`а №4 главный редактор С. Расторгуев пишет: «Возможно, мы ещё выпустим такую книжку, что каждый, прочитавший её, с уверенностью скажет, что она была написана в „желтом“ доме, а если это не так, то её авторов следует незамедлительно туда отправить». Или в стихотворении С. Штокало читаем: «Снискать себе славу человека ненормального// Подтверждать это каждым словом, делом, движением… Написать какое-нибудь стихотворение… Благодаря нему немного прославиться…»
Зверушки — ёжики, лягушки, насекомые и пр. лесной народ, с чьей точки зрения можно взглянуть на мир человека и увидеть там с этой точки зрения много интересного.
Интерактивное общество — идеал общественного существования в концепции С. Расторгуева: «Нам надоела демократия. // Да здравствует Интерактивное общество!» Главное условие существования подобного общества — доступ каждого его гражданина к Интернету, посредством которого и решаются в государстве все важные вопросы.
Клуб ШтоРаМаг`а включает в себя его «братьев по разуму» П. Ловыгина и М. Трейвуса, а также «сестер по разуму»: И. Мельникову и Н. Степанову. Заседания клуба проходят, как правило, в зимнее время года и в темное время суток
Ловыгин Петр — личность туманная. С 2000 по 2001 год входил в клуб ШтоРаМаг`а. Знаменит своими хармсингами (сочинениями по мотивам творчества Д. Хармса), особенно этим: «Бабушки-язычницы, сидя у огня,// Думая о Штокале, вспомнят и меня». В 2000 увлекся исламом. На заседаниях клуба ШтоРаМаг`а больше не появлялся.
Магай Алексей Львович. Автобиография: родился в г. Ярославле. Учился. Окончил. Поступил. Intelegentnaya semья. (орфография — авторская)
Магия величия — концептуализированное С. Расторгуевым поведение А. Магая (ШтоРаМаг №3). (см. также: Триалентность и Я — Гений)
Орфография. По мнению, С. Штокало лучше так: арфаграфия (с соответствующей, вытекающей из подобного графического начертания, интерпретацией смысла этого слова). А главный редактор С. Расторгуев специфику сбивчивой орфографии его издания пояснил следующим образом: «Если бы это было так выверено, это бы не было так хорошо»
Отрицательный лес — мистическая лесистая местность в районе Резинотехники. Территория спонтанной архитектуры. Излюбленное место летнего времяпрепровождения ШтоРаМаговцев. Которые, кстати, периодически обитая там, никуда не пропали, несмотря на тянущийся из детства А. Магая шлейф легенд о таинственных исчезновениях людей в отрицательном лесу.
Путин — президент России. В хроники ШтоРаМаг`а попал холодной зимней ночью, когда С. Расторгуев с единомышленником М. Кудряшовым решили написать ему электронное послание. Далее сюжет развивался почти детективно: через два дня все сайты С. Расторгуева и его единомышленников закрыли… /
Public Акции — непериодическая газета ШтоРаМаг`а, в которой печатается непоэтическое творчество ШтоРаМаговцев и их «братьев по разуму»: эссеистика, критика, публицистика и т. п. /
PR — движущая сила ШтоРаМаг`а. Так как в кругах молодежи многие что-нибудь пишут да рисуют, а вот занимаются «продвижением» своего творчества в общественность — единицы. ШтоРаМаговцы относятся к последним. Причем иногда, как это и свойственно авангардистам, «продвигают» они своё творчество в общественность весьма агрессивно. Ибо Буратино завещал: «не стараться быть понятными окружающим, а заставлять окружающих понимать себя».
Расторгуев Семён Васильевич — Автобиография: Родился в г. Ярославле. Жил на окраинах, там же учился. После окончания школы поступил на архитектурно-строительный факультет ЯГТУ, где в настоящее время и пребываю. Вообще человек странный, если не сказать концептуальный. Занимаюсь выпуском всяких, в основном непонятных людям, изданий (Корпус, ШтоРаМаг, ЦИХ), но даже этого, по видимому мне не хватает, поэтому совместно с архитектурной мастерской ПТАХИ создаю ещё более непонятные вещи, но уже в мировых масштабах. Но в целом всё не грустно, а очень даже весело.
Смерть — мистический и до жути ироничный образ в копилке ШтоРаМаг`а. Исток экзистенции его авторов, имеющий в эссеистике ШтоРаМаговцев две формулы своего выражения: «С каждым часом смерть всё ближе» и «Помни о том, что каждую минуту хозяин может позвонить и приказать тебе убить себя»/
Скорость создания ШтоРаМаг`а — как правило, всего один вечер: взбаламученные авторы в последний вечер перед выходом ШтоРаМаг`а звонят его главному редактору и диктуют по телефону свои стихотворения.
Трейвус Марк — профессиональный иллюстраторЪ. В течение года учился вместе с авторами ШтоРаМаг`а, после уехал учиться в Москву. В один из своих коротких визитов на родину, в Ярославль, был вынужден (авторами ШтоРаМаг`а) проиллюстрировать их издание. Долго собирался с силами, рисовал черновики, пока в один из темных вечеров ШтоРаМаговцы не проникли в отсутствии хозяина в его квартиру и не изъяли все иллюстрации, готовые к тому времени. /
Триалентность — авторский неологизм А. Магая. Бытует в кругах научной общественности. Возможно, станет термином. А вот его первичный и гениальный контекст: «Триалентность бытия// Дьявол, Бог// И в центре Я».
Уфология — наука, занимающаяся изучением НЛО. Оказала значительное влияние на мировоззрение и творчество А. Магая, а через него и на всех остальных ШтоРаМаговцев. /
Уникальный формат ШтоРаМаг`а 102*92 мм
Философский подтекст — отличает большинство внешне игровых и незамысловатых стихотворений, а тем более эссе ШтоРаМаговцев.
Хаос — первооснова мира и его подлинный образ, если, конечно, смотреть на окружающий мир «незамутненными» глазами. Идеальное воплощение хаоса, с точки зрения неохаосоведа С. Расторгуева, звездное небо, особенно космические туманности.
ЦИХ — центр исследования хаоса, созданный при ШтоРаМаг`е.
Чай ШтоРаМаг`а — особый способ заваривания (с нарушением привычной последовательности действий) и распития (через стеклянные трубки) обыкновенного чая.
Штокало Сергей Анатольевич. Автобиография: Родился в г. Ярославле на ул. Северная подстанция, где и прожил почти половину своего бессознательного детства. Вторую половину своего бессознательного детства он провел на ул. Фабричной этого же района. Посещал детский сад «Ручеёк». Продолжая его посещать, переехал не Нефтестрой. Когда ему исполнилось семь лет, пошел в школу №73. Но и её не закончил, так как переехал в Заволжский район, где наконец-то доучился до девятого класса и, более-менее хорошо закончив его, поступил на специальность «Экономика строительства» в ЯСТ. Помимо основной профессии освоил там профессии продавца и оператора ЭВМ. После окончания ЯСТ в жизни С. Штокало начинается самое интересное время: учеба на архитектурно-строительном факультете ЯГТУ. Творческая среда, общение с новыми интересными людьми сыграли свою роль: и однажды он вдруг написал своё первое стихотворение. Отныне в жизни С. Штокало поэзия и учеба постоянно дополняли друг друга. Кроме того, его жизнь связана с музыкой и кино (в том смысле, что он их очень любит). Замечание по поводу влияний на творчество С. Штокало: единственный поэт, которого он воспринимает и всё время перечитывает, Иосиф Александрович Бродский.
Щас!! — словечко из «местного» фольклора ШтоРаМаг`а. Характеризует протекание творческого процесса его авторов: здесь и «щас!!», пока впечатления свежи (см. Внутренний смысл (ситуативность)).
Эксперимент. ШтоРаМаг — это всего лишь одна грань большого творческого эксперимента его авторов над собой и над другими (см. следующий пункт). /
Эзотеричность. Сначала цитаты: «Это (творчество ШтоРаМаг`а) неподвластно пониманию, а следовательно, не подлежит критике» и далее: «узкий круг (до 4-х человек) тех, кому это близко и понятно не рассчитан на расширение»; «Мы могли бы подбирать слова, // Но написано всё лишь для избранных»; «Не критикуйте меня, // Я сам умею» и т. д. Подобная установка на непонимание, полное или частичное, их творчества другими роднит ШтоРаМаговцев с эстетикой и идеологией авангардистов, по традиции которых адресат творчества превращается в силу своего «ничего-не-понимания» из субъекта творчества в объект. Причем, как то и положено у авангардистов, публика часто оказывается втянута в их творческий процесс против своей воли. /
Экспромт и Экстремальные обстоятельства. Всё, что попадает на страницы ШтоРаМаг`а, как правило, пишется экспромтом и в экстремальных обстоятельствах, например, на лекциях (см. Скорость создания ШтоРаМаг`а и Щас!).
Юмор черный — связан, прежде всего, с образом смерти и его ироничной интерпретацией (см. Дети (черный юмор)).
«Я — Гений» — излюбленная фраза А. Магая. Главному редактору ШтоРаМаг`а С. Расторгуеву с такими скромными коллегами ничего больше не остается, как называть себя «простым тибетским доктором».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большой ШтоРаМаг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других