Для меня, как историка, оказались весьма интересными многие выводы автора. Хотя автор и не впервые за последние два века рассмотрел Евангелие от Иоанна как принципиальный спор с остальными евангелистами, однако здесь мы встретим оригинальный подход, позволяющий реконструировать процесс его создания, опираясь лишь на известные церковные предания и евангельские тексты без ссылок на исторические исследования. Художественная форма произведения дает шанс и возможность читателям, не имеющим подготовки погрузиться в тему формирования Нового Завета, увидеть, как противостояние его авторов породило борьбу различных течений начального христианства, победа в которой осталась на стороне Четвертого Евангелия, являющегося до сих пор главным богословским текстом исторических церквей. Следуя за героями, вы окажетесь свидетелями евангельских событий, перипетий начальной церковной истории, и одновременно будете присутствовать при попытках непредставимого в древности научного и технологического прогресса человечества нынешней эпохи найти новую идею Бога. Иннокентий Павлов, церковный историк, член правления РБО, автор многочисленных монографий по раннему христианству, февраль 2020 года.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от режиссёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 9
Пчёлы и мёд
Материалы сценария.
Эпизод 1. Арест Иоанна.
Надпись карандашом: Иоанн крестил одновременно с Иисусом в Иудее (Евангелие от Иоанна) или был схвачен до начала служения Иисуса в Галилее (рыбаки)? Вопрос принципиальный: в чём заключалось служение Крестителя?
Площадь в маленьком городке. Суббота. Возле синагоги, как обычно, после субботнего чтения и молитвы что-то обсуждают. Из синагоги вышел Иаков, скорняк, который переехал недавно из Капернаума с молодой женой. Он подошёл к группе, громко обсуждавшей новости:
— Шалом. Слышали?
— Да, все об этом говорят. Иисус-назорей исцелил дочь Иаира. Прикоснулся к ней, и она встала. А она была то ли при смерти, то ли уже умерла. Когда Иисус пришёл исцелять её, плакальщики смеялись — им никогда не платят, если вопрос ещё не решён на небесах.
— Назорей в дом с мёртвым не должен входить. А уж прикасаться? Это против закона.
— Он сказал, что она спит, а не умерла.
— A-а, если так… Тогда что за чудо?
Иаков не мог вставить ни слова, пока не вскипел:
— Да остановитесь уже. Я не о том. Ирод казнил Иоанна прямо на пиру в Махероне.
Все голоса разом смолкли и стали окружать источник новости, как пчёлы матку.
— Это правда? Он что, Бога не боится?
— Главное, что он прокуратора не боится. Схватили Иоанна в Иудее или нет?
— Некоторые говорят, что Ирод выманил Иоанна во дворец в Махерон. А это его область.
— Да, иначе сразу бы донесли Пилату, — скорняк стал говорить тише, и кольцо вокруг него сжалось. — У меня жена вчера была у сестры в Капернауме, вернулась поздно. Она как пчела — с утра на рынок летит слухи собирать, там всё гудит от этих пчёл. А потом она меня этим мёдом кормит. Так вот, все разговоры в Капернауме про это. Говорят, Ирод скрывал связь с Иродиадой от своей жены, а Иоанн везде обличал его. А Фазелис — это жена Ирода, гордая набатейка, дочь царя Ареты. Так Ирод боялся, что она узнает и прибежит к отцу жаловаться, вот и арестовал Иоанна, но она всё равно всё узнала и сбежала к отцу. Арета теперь собрался на Ирода войной из-за оскорбления, а у него войско-то посильнее Иродова. А Иродиада в отместку не побоялась убить Иоанна.
— Вот змея.
Больше Иаков ничего не знал про казнь Иоанна. Толпа опять разбилась на группы, и обсуждение новости продолжилось намного громче и оживлённее. Нельзя было понять, кто говорил — из общего гомона выделялись самые звонкие голоса.
— Выходит по всему, что Иоанн не машиах?
— Да он и сам говорил, что не он.
— А кто же? Он проповедовал царство Божие, говорил: покайтесь, близко уже. И крестил.
— Сказал, что придёт после него некто, кто очистит всех не водой, а огнём. И ещё духом.
— Огнем — понятно. А духом, это как?
— Ну ты даёшь, Фаддей! Не знаешь, как? Ты же завидуешь Малке из Вифании, что у него жена такая красавица.
— Ах ты сволочь!
Один из толпы, видимо, Фаддей, невысокий рыжий мужичонка, подпрыгнул и обеими руками толкнул в грудь собеседника, который был значительно выше и крупнее.
— Постой, постой, Фаддей. Это я для примера. Вот ты набросился, горишь от злобы. Прости.
— Какого примера, сволочь! — Фаддей, как маленький петушок, взъерошился и стоял напротив большого и спокойного, готовый прыгнуть.
— Прости, это шутка. Шутка. Видишь, ты меня убить был готов. Это дух всё.
— Дух? Да это ты, а не дух никакой, — Фаддей быстро остыл и уже смотрел на собеседника просто с укором.
— Ну я… и дух, который в тебя вошёл. Гордость там, злоба… Нечистый дух, словом. Гордый ты, Фаддей — готов убить, если что. А от машиаха будет другой дух, святой.
— А откуда он его возьмёт? От Бога, что ли?
— Бог помажет его. Всякое благо от Бога, и дух святой тоже. Пророки говорили, что козлёнок будет со львом вместе, и аспиде ребёнком. И не будут друг другу вредить. Дух всё меняет. Он этим духом будет очищать.
— Ага, ну и ба-асни…
— Может, и басни. А может… увидим ещё.
Эпизод 2. Слухи о воскресении Иоанна. Зелоты.
Через месяц. Площадь Капернаума. Большая толпа по обычаю собралась возле синагоги. В центре Анания, Еремей, Иосиф, Левий обсуждают новости:
— К Иисусу теперь не пробиться, столько народа.
— Говорят, это Иоанн воскрес.
— Ага, это Ирод пустил слух: якобы Иисус — это воскресший Иоанн.
— Неужто верит в воскресение?
— Это он для народа. Народ зол на него за Иоанна — как бы бунт не случился. А если Иоанн жив снова, какие вопросы к Ироду?
— Хитёр царь. Многие-то и не знают, что Иисус объявился здесь, когда Иоанн ещё жив был.
— Жив-το жив, да уже был в тюрьме, где-то в Махероне. А нынче убит. Получилось, что Иоанн пропал, а Иисус появился. Вот и верит народ слухам про воскресение Иоанна.
Среди собравшихся у синагоги было немало пришедших из других мест. Они внимательно прислушивались, что говорили местные. Анания и Еремей, как обычно, задавали тему:
— Кто родом из Капернаума или рядом, те знают, когда здесь Иисус проповедь открыл. А нынче здесь народ не местный. Вот и выдумывают. У Иисуса — вон, родственники в Назарете. Какой же он Иоанн?
Толпа одобрительно загудела. Когда Иисус только появился в Капернауме, Еремей был в лагере скептиков. Он был стар и старался соблюдать правила, но со временем стал большим поклонником назорея:
— Иоанн не исцелял никого. А у Иисуса явно сила от Бога.
Анания же более почитал Иоанна, нежели Иисуса-назорея:
— Иоанн крестил назорея в Иордане. Иисус везде, где появляется, только и говорит, что о грядущем царстве небесном — этому Иоанн первый стал учить. И ученики Иисуса проповедуют покаяние по всей Галилее, как Иоанн.
Кто-то из толпы поддержал Еремею:
— Иисуса тоже за пророка почитают все. Вот уже несколько месяцев, как он проповедует.
— Всего-то? Иоанн больше. Я ж и говорю — Иисус появился, как только Иоанна взяли, — Анания обвёл взглядом толпу.
— А сколько же Иоанн был в темнице?
— Сколько? Да не так долго, — присоединился один из пришедших из Иудеи.
Он едва говорил на галилейском наречии, к тому же шепелявил. Получилось смешно, кто-то в толпе хихикнул. Но он привык и не обращал внимания:
— Иродиада всё искала случая убить его, и ей удалось прямо в день рождения Ирода. А прошлый раз Ирод в Риме праздновал свой день рождения — пир там большой устроил. Сказывают, оттуда он эту змею и притащил. Так что много меньше года Иоанн был в темнице.
Разговор поменял направление. Опять стали обсуждать Иисуса. Он был главной новостью всё последнее время.
— Заметили, что чудеса назорея возрастают в силе? Сначала он изгнал беса из Авдея, от лихорадки исцелил тёщу ученика, потом даже прокажённого и паралитика одного. Не знаю, верить ли? Сказывают, что ученики едва не утонули с ним в лодке — так он и бурю остановил.
— Елисей-пророк стихиями повелевал, почему Иисус не может? Елисей и прокажённого Неемана исцелил. Бог над всем властен, кому хочет, тому и даёт силу, — вставил своё слово Иосиф, хозяин рыбной лавки и в какой-то степени даже местный богослов.
— А сын вдовы из Наина? Его-то уж хоронить несли. Неужто правду говорят?
— Ты веришь, что Елисей и Илия воскрешали мёртвых? Видно, и назорей из великих пророков, — Иосиф стоял на том, что Иисус в самом деле совершал чудеса, как великие пророки.
— А мне ученик Хиллеля сказал, что учитель его возмущался, когда услышал про чудо в Наине. Говорит, не должен назорей к трупу прикасаться. Так по закону. А если это чудо не от Бога?
— Как не от Бога? После таких-то чудес никто и слушать не хочет, что в нём дух бесовский. Опять из Иерусалима фарисеи стали похаживать к нему — как на диковинку приходят смотреть. И заметил? С интересом слушают, что он говорит.
— Рассказывали, он пятью хлебами накормил пять тысяч.
— Может, и правда, я не слышал.
— Елисей однажды двадцатью ячменными хлебами накормил сто человек, а имел благодать вдвойне от Илии. Иисус всех превзошёл. Перемены грядут — великого пророка Бог послал Израилю, — опять показал свою учёность Иосиф.
— А куда назорей отправляется?
— Почему ты решил?
— Так Клеопа здесь.
— И что?
— Так он всегда приходит, если Иисус куда-то собрался. Когда с ним кто-то идёт, их часто кормят в селениях без всякой платы. А если нет, так Иисус не даст пропасть, как давеча с хлебами. Клеопа хитрее мытаря.
— Неужто?
— Так говорят. Смотри-ка, целая толпа подошла из Хоразина. Ага, их Иуда Искариот привёл за исцелением. Подошёл к Иисусу, поцеловал и на них рукой показывает. Есть слухи, что он за это плату берёт. А отделяет себе или нет, кто знает?
— Клевета, он идейный. Хотя, может, и берёт на цели борьбы? Я слышал, он с зелотами знаком.
— Да. И любит представляться как Иуда Галилеянин-правда, когда зелотов нет рядом. Помните, был такой мятежник Иуда Галилеянин? Он был учёный, как Иисус. Теперь его сыновья в зелотах, а Менахем возглавляет сикариев. Эти — так просто головорезы, — невысокий толстый Соломон из самого крайнего дома на севере Капернаума редко оставался после молитвы и сразу бежал домой. Шутили, что жена его строга и за опоздание лишает на месяц близости. На этот раз он остался.
— Соломон, тебя жена отпустила? Смотри, не завела ли кого?
Соломон даже бровью не повёл и продолжал:
— Но кто они против Иисуса? Разве они исцелили кого?
Фаддей сочувствовал зелотам — его отец был казнён римлянами после восстания. Он тут же вспыхнул:
— Исцелили? Ах ты… Да они умирали за царство Божие!
Остальные спокойно продолжали сплетничать.
— Иисус пророк и не знает, что его ученик сочувствует зелотам? — А им многие у нас сочувствуют. Вот, посмотри на Фаддея.
И что?
— Но Иисус же против насилия.
— Против. Но я думаю, он знает всё про Иуду. Он его, кстати, и прозвал Искариот. Иуда не любит это прозвище — сразу ясно, что он не галилеянин, а из предместий Иерусалима.
— А остальные? Тоже за зелотов?
— Да нет. Он да ещё Симон, прозванный Зелотом, — такой же, из двенадцати, которые всегда с Иисусом. Остальные — мирные.
— Может, и так. Но Иисус странный всё-таки. Почему он его выбрал?
Солнце припекало. Народ ещё посудачил и стал расходиться.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от режиссёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других