Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви

Святитель Николай Сербский (Велимирович), 2013

Компасом, указывающим верный путь к Богу, называем мы православное учение Христианской Церкви. Мы черпаем знания из чистых источников – у святых, живших в свете евангельских заповедей, в неразрывной связи со Христом. И особенно ценно – иметь слово святых, близких нам по времени, а, стало быть, культурно и социально. К числу великих христианских мыслителей и богословов XX века, несомненно, принадлежит Сербский Златоуст – святитель Николай (Велимирович, 1881–1956). В катехизисе святитель Николай Сербский изложил для современников основы христианской веры, а названием книги подчеркнул, что здесь выражена не только его личная вера, но и вера всей Святой Соборной и Апостольской Церкви – вера святых.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Понятие о христианской вере

Что такое христианская вера?

Христианская вера — это знание важнейших тайн жизни и бытия, дарованное Христом, которое собственными усилиями человек обрести не может, его открывает только вера в Него.

Что это за важнейшие тайны бытия и жизни, истинным знанием о которых владеет только Христос?

Это:

тайна невидимой реальности: существования Бога, Ангелов, человеческой души;

тайна сотворения мира и конца мира;

тайна Промысла Божия, то есть того, что Бог, по Своей премудрости и силе, постоянно ведет человека и человечество к определенной Им цели;

тайна грехопадения человека и его спасения благодаря Боговоплощению;

тайна Царства Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели, то есть отношения человека к самому себе, ближним и к Богу;

тайна воскресения мертвых, последнего Суда и вечной жизни.

Не пытались ли учители иных вероисповеданий, мыслители и философы объяснить эти тайны?

Многие пытались. Однако они упрямо опирались на ограниченные человеческие силы и размышления о природе человека и мира. Оттого все их попытки заканчивались лишь предположениями и созданием различных теорий, часто противоположных одна другой.

В чем же тогда состоит преимущество знания Христа над их знаниями?

В преимуществе Христа как очевидца. Он свидетельствует: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин. 8: 26)… «Я говорю то, что видел у Отца Моего» (Ин. 8: 38). Вероучителям Своего времени Он сказал: «вы от нижних, Я от вышних, вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8: 23). А начальнику иудейскому отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» (Ин. 36 11), а затем: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6:41). И многое другое говорил Он с авторитетом очевидца всех тайн неба и земли, так что люди удивлялись Его учению, ибо: «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7: 46).

Действительно, и в повседневной жизни мы больше верим очевидцу, чем теоретикам и философам. Однако были и другие учители веры, утверждавшие, что приняли свое учение от того или иного ангела. Ангелы тоже очевидцы великих тайн. Как нам относиться к этому?

Это верно, Господь иногда посылал Своих Ангелов к некоторым людям, чтобы учить и вести их. Но чаще люди переживали ложные откровения: в ангельском обличье им являлись бесы. Однако в случае с Христом все иначе: Его не учили и не руководили Им Ангелы, напротив, Он Сам повелевал ангельским воинством и изгонял бесов из людей. Ангелы служили Ему, а бесы трепетали пред Ним.

Можно ли в таком случае говорить о том, что христианская вера выше всех остальных религий мира?

Христианскую веру нельзя сравнивать с другими религиями и, строго говоря, нельзя называть ее «религией» в языческом смысле этого слова. Ибо она является не одной из многих религий, а ВЕРОЙ В ХРИСТА И ХРИСТОВО ОТКРОВЕНИЕ. Она является личным, единственным и полным откровением Бога людям ради их спасения и просвещения. Другого откровения от Бога дано не будет и другого мессии, кроме Христа, до скончания века ожидать нельзя.

Как же тогда нам следует относиться к некоторым современным попыткам уравнять христианскую веру с другими религиями?

Эти попытки ошибочны, и этот эксперимент опасен. «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6: 7), и Кровь Сына Божия нельзя приравнять к чернилам книжника. Несмотря на то что мы, как члены древней Восточной Церкви, снисходительны ко всякому человеческому существу, нам строго запрещено сравнивать дарованную Богом истину откровения с религиями и философиями, созданными людьми.

Какими способами мы можем бороться против попыток такого уравнивания?

В первую очередь углублением собственных знаний о нашей православной вере, реализацией веры в повседневной жизни, полным погружением в нее, подобно тому как ученый всего себя отдает сделанному им открытию. Второе — помощью окружающим собственными благородными и мудрыми усилиями, без всякого насилия; чтобы люди восходили от самых низших ступеней веры к совершенным высотам, вместо того чтобы в угоду обстоятельствам опускаться все ниже к несовершенным верованиям.

Почему мы называем нашу веру живой?

Потому что ВЕРА и ЖИЗНЬ соединены нераздельно, так же как причина и следствие. Господь Иисус Христос сказал: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3: 36). Также сказано: «Праведный верою жив будет» (Евр. 10: 38).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я