Талантливым родителям талантливых скрипачей

Светлана Пильчена

Вы – родители. Ваше отношение к тому, что делает ребенок – самое главное в его жизни. Представьте себе дистанцию, которую нужно пройти из одной точки в другую, где первая точка – начало занятий, а вторая – вершина мастерства. Кто-то проходит этот путь быстро и легко, а кто-то тратит на это больше времени. Но главное – дойти до конца и не сойти с дистанции. И самая важная роль в этом продвижении на первых порах отведена родителям – умным, терпеливым и доброжелательным.

Оглавление

© Светлана Пильчена, 2023

ISBN 978-5-0059-6275-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Как важно найти способ помочь ребенку, подсказать и вовремя направить его на верный путь. Вопросов в начале любого пути много. В этой книге родители смогут найти ответы на них, познакомиться с проблемами, которые могут возникнуть в процессе обучения ребенка и узнать о том, как можно решать эти проблемы.

Треугольник успеха — так можно обозначить процесс обучения. Тремя углами являются ученик, учитель и родитель. Научить ребенка учиться — это основная мысль книги, которую хочется порекомендовать родителям начинающих музыкантов».

Виктор Викторович Третьяков — советский российский скрипач,дирижёр, педагог.Народный артист СССР.

«Эта книга — замечательное послание всем родителям — не только родителям скрипачей или тем, чьи дети занимаются на других струнных инструментах, но и родителям всех начинающих музыкантов. Организация занятий ребенка, который увлекается чем-то незнакомым для родителей, действительно пугает своей сложностью.

Автор книги предлагает несколько путей решения этой проблемы. В доступной форме беседы с родителями можно найти ответы на острые и возникающие вначале обучения ребенка вопросы. Книга читается легко, несмотря на важные и актуальные вопросы, рассмотренные в ней».

Анна Николаевна Соколова — Декан Факультета оркестровыхструнных инструментов,Заведующий кафедрой скрипки и альта Центральной музыкальной школы — Академии исполнительского искусства, Артист Госконцерта, Доцент Московской консерватории им. П. И. Чайковского

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Платон (427—347 до н. э.)

Конечно, никто не сомневается, что ваш ребенок — самый лучший, самый талантливый на свете! И с вашей поддержкой он станет успешным в своей профессии!

Не стоит говорить о том, что многие родители хотят, чтобы их ребенок умел играть на музыкальном инструменте. Информация о том, какое влияние оказывает музыка на гармоничное развитие ребенка, какую колоссальную пользу получает ребенок, приобретая навыки игры на инструменте, не цель этой книги. Целью является разговор о том, как организовать работу ребенка дома, как с минимальными ошибками и потерей времени создать благоприятные условия для продуктивного продвижения вперед.

Правильная организация работы с первых шагов поможет вашему ребенку в дальнейшем использовать опробованные способы разучивания музыкального материала во время самостоятельных занятий. Чем больше вы потратите времени на начальном этапе, тем меньше вы его будете тратить впоследствии, когда ребенок научится сам правильно работать. И вот о том, что же входит в понятие «правильные занятия» мы и будем с вами говорить в этой книге.

Если уж так случилось и у вас в доме завелась скрипка, с этим надо что-то решать. И вот что делать и как это потом «выльется» на вас и ваше чадо, зависит только от вас…

Дорогие родители! Если вам пришло в голову отдать своего ребенка не только на танцы, кик-боксинг, отвести в театральную студию, нагрузить изучением языков и рисованием, но также увидеть его на сцене со скрипкой в руках, если вы жить не можете без ежедневных криков типа: «Додик! Ты почему еще не начал играть на скрипке?» — тогда вы сделали правильный выбор.

Надо сказать, что путь от первых шагов в освоении инструмента до самых последних сопряжен с постоянным трудом, преодолением не только возникающих сложностей, но и собственных, не всегда хороших, качеств, таких, как лень, забывчивость, несобранность и других маленьких и больших недостатков. Готовы ли вы принести своего ребенка (а на первых порах и себя) в жертву великого чуда, называемого игрой на скрипке?

Талантливыми родителями не рождаются. Ими становятся в процессе огромной работы над собой, постоянных сомнений и порою неудач. Ведь никто не может предсказать, с какими проблемами столкнется именно ваш малыш. Несмотря на наличие большого количества методик преподавания, мастер-классов и школ, все дети обладают своими особенными чертами, одаренность любого из них проявляется по-своему, ведь каждый малыш — Личность.

Именно на родителей возлагается огромная ответственность за развитие природных данных ребенка.

«Твое — только старание, потому что каждый Божий дар можно загубить», — говорила мать поверх моей четырехлетней головы, явно не понимающей и уже из-за этого запоминающей так, что потом уже ничем не выбьешь».1

Важными условиями для успешного обучения игре на инструменте является наличие… нет, не только хорошего слуха и ярких музыкальных данных — необходимо желание самого ребенка, ваша горячая вера в его способности и готовность поддерживать его и в минуты неудач, и в победах.

Желание ребенка… Может ли ребенок хотеть играть на каком-либо музыкальном инструменте, ни разу до этого не видя и не слыша его? Возможно ли услышать от маленького ребенка, который никогда не видел скрипку, просьбу: «Мамочка, я решил стать скрипачом!» Конечно, же, нет.

Стремление играть на инструменте может возникнуть лишь у того ребенка, который услышал звучание инструмента. Но так как он сам не может пойти на концерт или в школу, первоначальный импульс к знакомству с музыкой он получает от своих родителей. Маленький человек слышит чарующие звуки скрипки и видит реакцию мамы или папы — им тоже нравится!

Как писал великий скрипач и педагог скрипки Леопольд Ауэр, «родители или те, кому поручено первоначальное воспитание ребенка, слишком часто упускают из виду всю серьезность положения, когда они с легким сердцем выбирают для своего питомца музыкальную карьеру и инструмент, долженствующий принести ему славу и богатство (при наличии небольших или скудных средств обычно, как правило, предпочитают скрипку, потому что ее покупка обходится дешево). Ореол великих артистов настоящего и прошлого времени подстрекает их честолюбие, и, отказываясь последовать совету лиц, знающих по опыту о случайностях подобного предприятия, они решительно склоняются к излюбленной и всецело овладевшей ими идее».

Итак, вы все же продолжаете настаивать и решительно определились с выбором инструмента?

Говорят, что над кроваткой маленького Лени Когана висела скрипка его отца-фотографа. «Его кроватка стояла у стены, на которой висела скрипка. На ней никто не играл, она просто висела как украшение, наверное. И он очень рано ее приметил из кроватки — ему еще года не было. И действительно не ложился спать, пока ему не клали скрипку, он там перебирал струны, и это его очень утешало», — рассказывает Нина Коган — дочь Леонида Когана, знаменитого скрипача.

Похожим способом привлечения ребенка к игре на скрипке пользовался и Столярский, знаменитый педагог, воспитавший плеяду известных скрипачей и создавший знаменитую музыкальную школу в Одессе. Он предлагал маленькому ребенку поиграть в многочисленные игрушки, лишь изредка подводя ребенка к скрипке. И вот когда желание ребенка взять в руки именно скрипку, а не что-то другое, достигало наивысшей точки, он ненадолго позволял ему прикоснуться к инструменту, одновременно незаметно помогая малышу взять его правильно. Малыш был счастлив — он добился своего! Но скрипка тут же отбиралась и приходилось ждать следующего урока. Так повторялось несколько раз подряд, пока будущему виртуозу ни вручалась миниатюрная скрипочка с маленьким заданием для выполнения дома. И ребенок, счастливый и гордый, шел по одесским улицам, глядя в глаза прохожим — все ли видят, что ему вручили скрипку и он теперь скрипач?

Некоторые исполнители становились скрипачами благодаря какой-то случайности или просто потому, что их родители всю жизнь мечтали сами научиться играть на скрипке, но так и не смогли. И впоследствии это нереализованное желание воплощалось в детях.

На самом деле, у каждого скрипача свой, особенный путь к исполнению своей мечты — научиться играть на скрипке. И уровень мастерства у всех тоже разный. Не всегда получается добиться выдающихся результатов. Но главное, к чему нужно стремиться — добиться того, чтобы дело, которому ты посвятил много времени, нравилось тебе, приносило удовлетворение. И тебе, и окружающим тебя людям.

Думаю, последнюю фразу могла бы произнести своему маленькому сыну или дочери не только мама скрипача, но и футболиста, домриста или живописца.

Примечания

1

Марина Цветаева. «Мать и Музыка».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я