Сказочный нон-фикшн для родителей детей от раннего детства до старшего дошкольного возраста. Как научить ребёнка любить книги? С чего начинается эта любовь? Что такое волшебство воображения и как его использовать в ежедневной рутине? Вас ждут сказочные секреты, лайфхаки уменьшения детских капризов и многое другое. Практический план действий для мамы, у которой распланировано всё время. Книга состоит из двух частей: первая содержит полезные практические советы, вторая — увлекательные сказки.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мама-сказочница. Или как научить ребёнка любить книги» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Виды сказок
Классификаций сказок множество. Например, сказкотерапевтические виды, каталог Антти Аарне, дополнительные поджанровые разновидности В. Я. Проппа и Е. А. Костюхина — все они невероятно интересны для тех, кто хочет углубиться в тему. Для желающих погрузиться в изучение «сказкообразования» существует масса доступной литературы и дистанционных курсов.
Но что делать обычной маме с этой горой информации без филологического образования, без психологической кафедры, без возможности сесть и посвятить месяцы обучению терапевтическим методам общения с ребенком?
Во-первых, помним про ад перфекциониста: такой человек изучает и изучает, но ничего не делает. Мы же живем в раю решительных действий, быстро узнаем нужное, применяем на практике и идем дальше.
Во-вторых, задача мамы — быть мамой. Не одними сказками распорядок дня писан. Если вы просто хотите рассказывать хорошие истории вашему ребенку, нужно запомнить всего несколько классификаций, которыми будете пользоваться в дальнейшем.
1. Дидактическая сказка
Передаем навык/знание через художественную оболочку. Маскируем под веселую историю, как обуваться, одеваться, готовить и т. д.
Кисточка переходит дорогу
Однажды львенок Кисточка захотел перейти дорогу, но его остановил чей-то строгий голос:
— Стоп, малыш, не подходи!
— Почему? — испугался львенок и посмотрел, кто это говорит.
Рядом с дорогой стоял странный высокий фонарь с тремя глазами. Верхний глаз был красного цвета, средний — желтого, а нижний — зеленый, как листочки на деревьях. Сейчас желтый и зеленый глаза светили слабо, а красный горел ярче всех.
— На красный свет — прохода нет, — пояснил странный фонарь.
— Откуда вы знаете? — удивился львенок.
— Потому что я — светофор. Я слежу за тем, чтобы не было аварий.
И в самом деле, пока львенок наблюдал за работой светофора, он заметил: на красный свет по дороге ехали все машины и никто не останавливался. Когда загорался желтый — машины начинали тормозить. А потом светился яркий зеленый и люди спокойно переходили дорогу. Кисточка с интересом следил, как слаженно все работает.
— Ну что же ты до сих пор стоишь, иди по своим делам, — напомнил львенку светофор.
— Я жду зеленый свет, — ответил Кисточка и смело перешел дорогу, когда тот загорелся.
2. Психокоррекционная сказка
Сюжет строится на личностном развитии, чувствах и том, как переживать ситуации на эмоциональном уровне, как справиться с тревогой, страхами, капризами. Такие истории мягко влияют на поведение детей. Часто в начале сказки показывается нежелательное поведение, потом предлагается альтернатива либо рассказывается история, где проблему ребенка решают необычным способом.
Как Маша проглотила ежика
Утром Маша никак не могла проснуться.
— Доброе утро, — говорила ей мама и стягивала одеяло.
— Мама, я проглотила ежика, — пожаловалась ей Маша, поднимаясь с подушки.
— С чего ты это решила? — удивилась мама.
— У меня болит горлышко — так, как будто его колет маленький ежик, — отвечала девочка.
Мама погладила ее по голове и пошла на кухню. Оттуда она принесла синюю баночку и ложкой зачерпнула сироп.
— Я не хочу пить лекарства, — закапризничала Маша.
— А это не лекарство, — заговорщицки прищурилась мама, — это сироп для нашего ежика. Мы им польем твой язычок, ежик его унюхает и пойдет к себе жить в лес, а горлышко болеть перестанет. Ну как, будем его выманивать? Ты согласна?
Ради такого дела Маша, конечно, согласилась. Уж очень хотелось, чтобы ежик к себе домой вернулся. С тех пор каждый раз, когда у Маши болит горлышко, — она пьет сироп для ежика и выздоравливает. А потом они с мамой смотрят фотографии с ежатами и рисуют с ними картинки.
3. Медитативная сказка
Создает настроение, передает тепло, описывает вкусы, запахи, дарит релаксацию. Медитативные сказки помогают ребенку порадоваться дождливому дню или яркому солнышку, покататься на единороге или драконе, попробовать облако на вкус, внезапно оказаться в поле под звездным таинственным небом. В таких историях нет конфликта.
Дождливое настроение
Как-то раз Миша и его мама собрались погулять. Они взяли любимые игрушки и хотели обуваться, как вдруг услышали за окном раскаты грома. Миша подошел к окну и увидел, как облака потемнели и сгустились. Снаружи грохотала непогода.
— Ну вот, наша прогулка испорчена, — расстроился мальчик, глядя, как дождь заливает детскую площадку, клумбы и машины.
Но мама лишь улыбнулась и сказала:
— Если у тебя есть хороший зонт и плащ, то гулять можно в любую погоду.
Затем она достала из шкафа зеленые резиновые сапожки, желтый зонтик с красными грибочками и, надев забавно шуршащие плащи, они вышли на улицу.
Дождь уже не лил так сильно, лишь размеренно стучал капельками о крышу зонта. Такие же капли падали в прозрачные лужи и раздувались мыльными пузырями, чтобы лопнуть через секунду.
Отважная лягушка выглянула из кустов навстречу водным приключениям и прошлепала по мокрой земле мимо Миши и мамы.
Увидев гуляющих, спрятавшиеся от непогоды люди начали выглядывать наружу и выходить из-под навесов. Они распахивали окна и вдыхали свежий запах, чистый и особенный.
Миша и мама с удовольствием смотрели по сторонам и наблюдали, как природа, щедро политая водой, начинает расцветать еще больше. Навстречу им пробежала забавная лохматая собака. Неловко угодив в лужу, она шумно, мокро отряхнулась, разбрызгивая воду в разные стороны. А на лавке одного из дворов, наоборот, очень осторожная серая кошка пыталась переступать мокрые участки, чтобы не замочить лапки. Гуляя по блестящему асфальту, Миша все-таки наступил в одну из лужиц и увидел там свое отражение в окружении плавающих листьев и соринок. Потом по дороге проехала большая машина и окатила соседний тротуар дождевой водой так, что смыла все соринки и палочки.
Спустя время дождь поредел, а затем и вовсе закончился. Люди продолжили свои дела и опять заполнили улицы. Лучи солнца пробились из-за туч и разогнали их. В резиновых плащах стало жарко. Мише было жаль прощаться с дождем, но мама убрала зонтик в сумку и показала ему на небо, чуть прищурившись. Там, среди облаков, переливалась разноцветная большая радуга.
— Вот так, — сказала мама, — можно гулять и под дождем, и после дождя, и всегда видеть то, что оставляет тебе хорошее настроение.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мама-сказочница. Или как научить ребёнка любить книги» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других