1. Книги
  2. Общая психология
  3. Светлана Купи

Личная история. Как понять и принять жизненные сценарии

Светлана Купи
Обложка книги

Автор книги приглашает читательниц в увлекательное путешествие по линии жизни, во время которого она ведет разговор по душам о самом важном и личном. Выполняя задания и упражнения, предложенные в конце каждой главы, каждая из них сможет лучше понять себя и осознать сценарные процессы собственной жизни. Цель книги — научить женщин быть счастливыми в любом возрасте через осознание себя, своего жизненного пути и коррекцию целей.

Автор: Светлана Купи

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Личная история. Как понять и принять жизненные сценарии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Линия жизни

Рубежи, которые мы преодолеваем

Перед тем, как мы тронемся в путь по линии жизни, предлагаю вам, дорогие читательницы, познакомиться с теоретическими основами, на которых будет строиться психологический анализ того, что происходит с человеком на жизненном пути, какие этапы являются нормативными, социально обусловленными, а какие — уникальными, связанными с индивидуальными особенностями выбора своего личностного развития и направления жизни.

Рано или поздно взрослые люди, стремящиеся жить полноценной и осмысленной жизнью, задают себе вопросы, касающиеся смысла существования и выбранного направления развития. Как распознать, верен ли путь, по которому я следую, и стоит ли продолжать его или изменить направление? Правильно ли я живу?

Я предлагаю вам сделать предметом размышления собственное меняющееся «Я», свою идентичность и окинуть внутренним взором прожитую часть жизни, осознать ее и попытаться принять в ней то, что происходило или изменить то, что происходит, сейчас или еще может произойти. Отнеситесь к исследованию себя как к уникальному экзистенциальному приключению в поисках счастья через веру, ценности, любовь, отношения и близость, стремление не только брать, но и давать, проявлять заботу не только о себе и близких, но и о поколении, за которым будущее. Ведь жизнь, в конечном счете — это система отношений человека с другими людьми и то, что он помнит и думает о себе, и что он сам «решил считать своей жизнью»1.

Эрик Эриксон2, ученик Фрейда, создал теорию психосоциального развития личности и описал восемь стадий, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Концепция не ограничиваются только детством, а включают в себя развитие и трансформацию личности в течение всей жизни — от рождения до глубокой старости. Для каждого возраста характерны свои кризисы развития, в ходе которых решаются соответствующие возрасту задачи. Каждая из задач имеет два полюса решения: позитивный и негативный, поэтому каждая стадия связана с выбором направления разрешения конфликта и новообразованиями личности.

Развитие личности по Эриксону — это формирование целостной идентичности как интеграция различных аспектов «Я» на протяжении всего жизненного пути, как результат поиска ответов на вопросы: Кто Я? Какой Я? Куда Я иду? Зачем Я пришел в этот мир? На личностном уровне идентичность определяется как ощущение собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, тождественности самому себе. На социальном уровне идентичность отражает те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя, выражаем внутреннюю солидарность с идеалами и стандартами определенной социальной группы.

Предлагаю подробнее остановиться на задачах развития и новообразований личности на каждой из стадий, потому что наше детство и юность являются тем базисом, на котором строится здание нашей взрослой жизни.

Первая стадия. «Базисное доверие против базисного недоверия» (первый год жизни).

Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему матерью. Нормальное развитие происходит, если поведение матери постоянно и предсказуемо: его потребности вовремя удовлетворяются, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Если он не получает должного ухода и внимания, то формируется недоверие, боязливость и подозрительность.

Первыми социальными достижениями младенца в это время оказывается его способность без особой тревоги или гнева переносить исчезновение матери из поля зрения, поскольку она дает ему внутреннюю уверенность и предсказуемое поведение. Эриксон подчеркивает, что возникновение чувства доверия у ребенка образует базис чувства идентичности, которое позднее объединяет в себе три чувства: 1) что у него «все в порядке», 2) что он является самим собой, 3) что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть.

Автор пишет об особой важности этой стадии для человека, поскольку «базисное доверие» на протяжении всей его жизни будет противостоять чувству лишенности, разделенности и покинутости. Мы увидим это позже, когда будем говорить о проблемах, возникающих у взрослой личности в любви и дружбе.

Вторая стадия: «автономия против стыда и сомнения» (1—3 года).

На этой стадии на передний план выходит развитие самостоятельности на основе формирования моторных навыков и развития психических функций — мышления, самосознания, способностей. Если родители позволяют ребенку делать то, что он может, у него вырабатывается навыки владения мышцами, координацией движений, своими побуждениями и желаниями, и появляется самостоятельность. Именно на этой стадии закладывается база для адекватной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства и самоуважения.

Третья стадия: «инициатива — против чувства вины» (дошкольный возраст 3—6 лет).

В этом возрасте ребенок по-прежнему идентифицирует себя с родителем своего пола, но уже ищет благоприятные для себя возможности идентификации с делом, основанном на духе равенства в совместной деятельности, которые требуют проявления инициативы. На этом этапе вместе с чувством моральной ответственности появляется «Внутренний Родитель» как система установок, внушенных родителями и значимыми взрослыми, поддерживающие и усиливающие самоконтроль, самоуправление и самонаказание ребенка.

Четвертая стадия: «трудолюбие против чувства неполноценности» (6—11 лет).

Эта стадия самая решающая в социальном отношении, поскольку трудолюбие влечет за собой выполнение работы рядом и вместе с другими детьми или взрослыми и в первую очередь в учебной деятельности и игровой. Когда детей поощряют мастерить, рукодельничать, помогать по дому, когда им разрешают доводить начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатываются умения и развиваются творческие способности. Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно «баловство», а учителя сравнивают его с более способными и успешными детьми, это не способствует развитию трудолюбия, а формирует чувство неполноценности и неуверенности в себе.

Пятая стадия: «идентичность против смешения ролей» (подростковый возраст и юность: (11—20 лет).

С наступлением пубертатного периода детство подходит к концу и начинается отрочество, а за ним — юность. В организмах подростков происходит физиологическая «революция», и наряду с этим им необходимо решать реальные взрослые задачи. Прежде всего их заботит то, как они выглядят в глазах других по сравнению с их собственными представлениями о себе, а также то, как связать роли и навыки, освоенные и ценимые ранее, с новыми, необходимыми в профессиональными самоопределении. В поисках нового чувства идентичности молодым людям приходится вступать в схватку с прошлым, чтобы сформировать новые эталоны для подражания.

Если подросток, благодаря родителям, на предыдущих стадиях развития сформировал доверие, самостоятельность, предприимчивость и трудолюбие, умелость, то его шансы на интеграцию значительно увеличиваются. У подростка, созревшего не только физически, но и психически, развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, интерес к мыслям других людей и собственным мыслям о себе.

Шестая стадия: «близость против изоляции» (20—40 лет).

Эриксон на этой и последующих стадиях не обозначил их возрастные рамки, но его последователи, уточнили, что «ранняя взрослость» — период 20—40 лет, «взрослость» 40—60 лет, а «зрелость» — пенсионный возраст (60+).

Основной задачей развития в период «ранней взрослости» является разрешение конфликта «близость против изоляции». Жизнь молодых людей в этот период наполнена ухаживаниями, влюбленностями, приобретением опыта семейной жизни и построением карьеры.

Близость в понимании Эриксона не является только физической, а включает в себя способность заботиться о другом человеке, быть с ним предельно откровенным, эмоционально открытым без боязни потерять при этом себя, раствориться в любимом. Напротив, если личность из-за страха потерять себя избегает близости, это приводит к возникновению чувства изоляции и одиночества, неспособности любить и к самопоглощению.

Седьмая стадия: «генеративность против стагнации» (взрослость — 40—60 лет).

На протяжении этого периода личность должна разрешить конфликт «генеративность против стагнации». Генеративность — это чувство сопричастности человечеству, способность заботиться о людях вне семейного круга, задумываться о жизни будущих поколений, над формами будущего общества и мира. Ценным приобретением личности являются такие позитивные качества, как продуктивность и забота, которые стоят в оппозиции к инертности, безразличию и апатии, когда предметом заботы становятся личные потребности и комфорт.

Восьмая стадия: «целостность или эго-интеграция против отчаяния» (зрелость — пенсионный возраст). Для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование и оценка всех прошлых стадий развития «эго-интеграция». При позитивном оценивании жизни человек не боится смерти, потому что видит продолжение себя в будущем поколении и в своих творческих достижениях. Противоположным полюсом разрешения конфликта является отчаяние, которое возникает у людей, оценивающих свою прошедшую жизнь как череду нереализованных возможностей и ошибок, сожалеющих, что жизнь нельзя прожить заново, и что осталось слишком мало времени, чтобы что-то изменить или исправить.

Выводы:

1. В детстве и юности закладываются базисные качества личности, отсутствие которых приводит к появлению различных проблем во взрослом состоянии, например «синдрома невзросления», о котором мы будем говорить в главе «Ранняя взрослость».

2. Эриксон выделил три этапа взрослости: ранняя взрослость, взрослость и зрелость, не обозначив возрастные границы этих периодов. Однако ученые уточнили периодизацию и сошлись во мнении — взрослость охватывает период от 20 до 60 лет, то есть до пенсионного возраста, и что возрастные периоды около 30 лет и около 40 лет являются переходными или кризисными3.

4. Кризис развития — это переход на новый уровень осознания себя, не преодолев который личность не может двигаться дальше, потому что необходимо переосмыслить то, что уже достигнуто, и найти новые способы и цели самореализации. Эта «пауза» необходима для рефлексии и осознания того, как жить дальше и зачем.

Кризисы взрослости — «осознания 30-ти лет», «середины жизни» (примерно 40 лет), кризисы старшего возраста — «выхода на пенсию» и «встречи со старостью» прежде всего связаны с осознанием времени: сколько осталось впереди и поиском новых жизненных смыслов, а также корректировка целей и вектора своего развития на предстоящее десятилетие и дальше. И результатами выхода из кризиса являются новообразования психики, такие как близость и любовь, забота, целостность, зрелость и мудрость, а также сформированное отношение к конечности бытия — смерти.

Диаграмма жизни

Методика «Линия жизни» («LIfe line»)4 широко применяется в исследованиях жизненного пути человека на основании описания событий прожитой части жизни. С ее помощью раскрывается схематизированный образ жизни личности как пути ее движения по оси времени. Испытуемому предлагается нанести на линию конкретные события своего прошлого, причем события предлагается располагать не на самой оси, а в верхней полуплоскости, если они положительные, и в нижней — если они отрицательные, причем расстояние от оси должно соответствовать эмоциональной насыщенности каждого из событий.

В ряду важных жизненных событий существует особый тип — переломных, в процессе переживания которых человек вынужден кардинально измениться, причем постоянно возвращающееся воспоминание продолжает быть источником его личностных изменений.

Таким образом, анализ своего жизненного пути, осознание точек «перелома» при переходе из одного периода в другой, помогает создать личности свою собственную периодизацию жизненного пути и определить собственные временные промежутки переживаний ею кризисов личностного роста.

Итак, каждая личность в процессе своего развития преодолевает нормативные кризисные этапы, отмеченные нами ранее как переходные: около 30 лет, около 40 лет и около 60 лет (возраст выхода на пенсию), а также индивидуальные — событийные кризисные события, вызвавшие кардинальные личностные изменения и разделившие жизненный путь личности на «до» и «после».

Диаграмма жизни — это адаптированная методика «Линия жизни», используемая в психотерапии как инструмент исследования психики и жизненных сценариев клиентов5.

Шкала X — годы жизни: 0—3, 3—6, 6—12, 12—21, 21—30, 30—40, 40—55, 55—65, 65—75, 75 и далее.

Шкала Y — шкала эмоций — вверх до +100 и вниз до — 100. Линия ноль — это отсутствие эмоций. Минус — негативные эмоции, плюс — позитивные.

Главное в диаграмме — линия эмоций, на нее накладывается вторая линия событий жизни, которые вы отметите в процессе анализа и создания собственной диаграммы.

Пример заполнения диаграммы:

Задание 1.

Рисуем две линии X и Y, точка их пересечения 0 — начало.

Для каждой фазы жизни прописываем два важных момента.

— Какие были в жизни и семье важные события, изменившие вас?

— Что происходило с эмоциями, что вы чувствовали и переживали?

Зачем нам вспоминать то, что было в нашем детстве, особенно то, что происходило в семье до нашего рождения и в первые годы жизни?

То, что мы забыли или вытеснили из памяти как травмирующие события детства, приходят к нам в кризисы взрослости, и то, что не было решено в детские годы, встанет вновь как проблемы, требующие своего решения. Анализируя диаграмму своей жизни, мы сможем понять, по каким шаблонам повторяются определенные сценарии — в межличностных отношениях, в семейных, любовных, профессиональных. Часто можно выявить события, когда решения принимаются не логически, а бессознательно, основываясь на старом, заложенном в детстве способом.

О фактах вашей жизни в младенческом возрасте можно узнать из историй, рассказанных старшими членами семьи, по фотографиям из семейных альбомов. Ваши чувства и эмоции, которые, казалось бы, забыты, всплывут в памяти — такова наша психика, которая способна восстановить старые эмоции.

В процессе нашего путешествия по линии жизни вы сможете проанализировать свои шаблоны, используемые в любовных отношениях, детско-родительских, партнерских и других, чтобы понять и изменить свою жизнь сегодня и стать более счастливым в будущем.

Задание. События моей жизни6.

Если бы я рисовала вектор своей истории в пятнадцати событиях, что было бы важным для меня?

Что позволило мне быть там, где я нахожусь сейчас?

Что было неизбежно?

Что неочевидно, что оказалось важным лично для меня, а в перспективе человечество об этом и не вспомнит?

Что в моей истории сотрется, и даже я сама не придам этому значения?

А что будет шестнадцатым элементом в моей истории?

Отметьте эти события на своей линии жизни.

На протяжении чтения этой книги, вы будете дополнять эту диаграмму, чтобы понять закономерности вашего жизненного пути.

Моя история жизни в 15-ти событиях:

— 6 лет — расставание с сестрой;

— 15 лет — встреча с Еленой Львовной и Ирой;

— 17 лет — окончание школы, золотая медаль, поступление в политех в Ленинграде; кризис идентичности и самоопределения

— 19 лет — первая любовь и первые сексуальные отношения;

— 21 год — свадьба и семейная жизнь;

— 22 года — рождение дочери;

— 30 лет — начало освоения новой профессии, открытие мира психологии; развод родителей; развал страны; кризис осознания 30-ти лет

— 31 года — судьбоносная встреча, зрелая любовь;

— 33 года — развод с мужем;

— 38 лет — защита диссертации и новая должность доцента;

— 40 лет — дочь окончила школу и поступила в университет, инсульт у мамы, расставание с любимым;

— 42 года — смерть отца;

— 45 лет — новая любовь;

— 46 лет — свадьба и переезд во Францию.

— 51 год — смерть мамы.

— Внучки.

На моей довольно длинной линии жизни — 63 года — 15 важных событий личной истории связаны с межличностными отношениями, достижениями в профессии и утратой родителей. Как это мало — 15 событий личной истории, а пунктирной линией охватывают целую жизнь. Мои диаграммы жизни мы проанализируем вместе в Главе 9.

Важные события всегда связаны с межличностными отношениями: с любимыми, друзьями, семьей, близкими учителями. Мы вспоминаем не факты, а те эмоции и чувства, которые, казалось бы, забыты.

Далее давайте разберемся в понятиях ценности и цели, чтобы понять мотивы и движущие механизмы выбора направления в жизни.

Ценности и цели

Ценности — это то, во что вы верите, что считаете правильным и важным в отношениях с другими людьми, а также это личные качества, которыми вы хотите обладать.

Цели — это то, чего вы хотите достичь в будущем, то, что хочется получить или сделать.

Очень важно понимать различия между ценностями и целями. Например, вы хотите быть искренним, честным и открытым к сотрудничеству с человеком — это ваши ценности. А желание устроиться на высокооплачиваемую работу — это ваша конечная цель. При этом вы можете воплощать эти ценности на любой работе, как на самой интересной и классной, так и на нудной. Этими же ценностями можно руководствоваться, будучи пенсионером и безработным.

Даже если цели не достижимы, можно жить в соответствии со своими ценностями «здесь и сейчас». Чем больше вы озабочены тем, над чем не властны, тем больше разочаровываетесь в себе и острее ощущаете свои неудачи. А ценности позволяют нам устанавливать связь с тем, над чем мы властны — поступать в соответствии со своими представлениями об идеале.

Если представить нашу жизнь как путешествие, то цель — это пункт назначения, а ценности свидетельствуют о том, каким путешественником вы хотите быть, как будете относиться к себе, окружающим людям и тому, с чем встретитесь на пути. При этом путешественник может воплощать свои ценности на всем пути к своей цели, даже если в конечном счете окажется на другом маршруте.

Задание 1.

Предлагаю вам выполнить упражнение по определению ваших базисных ценностей, на которых строится ваша жизнь на текущем этапе развития. Это необходимо сделать, так как мы будем постоянно возвращаться к собственной системе ценностей и уровню потребностей в процессе нашего путешествия на страницах книги.

Основные жизненные ценности здоровой личности могут быть сгруппированы в три основных сферы ценностей:

— Личная жизнь и отношения

— Дело, бизнес, работа

— Собственное развитие

Задание 2. Упражнение «Ценности»7

1. Выберите сферу своей жизни, которую вам хочется улучшить,

2. Затем определите, какие из перечисленных ниже ценностей наилучшим образом дополняет фразу «В этой сфере жизни я хочу быть…» Изучите весь список, и если ценность является наиболее важной в данной области, пометьте ее буквой В. Если достаточно важной — буквой Д. А если она не настолько важна, то буквой Н.

Приведенные ниже ценности не являются «правильными» или «единственно верными», они приведены, чтобы предоставить вам пищу для размышлений. Вы можете дополнить список по своему усмотрению.

Чек-лист жизненных ценностей (Приложение 1)

Например, я выделила из списка ценностей самые главные для себя и проранжировала их по степени важности. И, совершая какие-то действия в направлении реализации своих целей, я сверяюсь со своими ценностями, чтобы ощущать внутреннюю гармонию и чувствовать удовлетворенность от того, что я делаю и как живу.

Мои самые главные 10 ценностей:

Порядочность: честность, преданность, искренность, ответственность и надежность;

Справедливость: справедливое и честное отношение к себе и другим;

Терпимость: быть в мире с самим собой, окружающими, миром, своими чувствами и т.п.;

Доверие: готовность поверить в честность, искренность и способности другого человека;

Доброта: участливость, готовность помочь, заботливость;

Любовь: выказывать любовь, нежность и заботу;

Благодарность: умение ценить то, что дается;

Гибкость: готовность и умение приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам;

Уважительность: заботливое и предупредительное отношение к себе и другим;

Осознанность: полная осознанность и вовлеченность.

Этими ценностями я руководствуюсь в семейных, дружеских, профессиональных отношениях и в вопросах саморазвития на своем возрастном этапе (60+).

Давайте познакомимся с «Теорией поколений» В. Штрауса и Н. Хоува и проанализируем ценности поколений, для того, чтобы лучше понимать друг друга в поисках счастья.

Теория поколений

В нашем путешествии участвуют женщины, принадлежащие к разным поколениям: бабушки, дочки, внучки и даже правнучки. Сначала поделюсь с вами теорией поколений американских исследователей В. Штрауса и Н. Хоува (Strauss, W., Howe, N. (1997), которая по сей день остается актуальной и цитируемой.

История развивается циклами, длительность которых примерно равна продолжительности человеческой жизни (80—90 лет). Социальное поколение — это некая совокупность людей, рожденных в один двадцатилетний период и переживших одни и те же исторические события в примерно одинаковом возрасте и имеющие ощущения причастности к данному поколению.8

Каждое из четырех поколений в историческом процессе попадает в один из противоположных периодов: кризиса или подъема. Период кризиса стимулирует общество к объединению перед лицом общей опасности, формирует этику самопожертвования и стремления к порядку. Напротив, в период подъема преобладают ценности индивидуализма и формируются новые социальные и духовные идеалы.

Авторы теории для каждого из поколений описали свой архетип — «художники», «пророки», «кочевники» и «герои». Понятие архетипа ввел в психоанализ Карл Юнг — автор теории «коллективного бессознательного». Коллективное бессознательное — это память предков, с которой мы рождаемся, а ее содержанием являются архетипические образы. Поколения, принадлежащие к одному архетипу, имеют не только идентичный возрастной показатель, но и ряд базовых установок по отношению к культуре, семье, имеют общие ценности и схожую гражданскую позицию. Очень важным моментом для понимания поколений является тот факт, что люди, относящиеся к одному архетипу, формируют поколение противоположного архетипа, — пресловутая проблема «отцов и детей».9

Теория поколений не потеряла своей актуальности и в настоящее время, однако поколенческие рамки не являются универсальными. По сравнению с Америкой в России и Европе они могут быть смещены на 5—10 лет. Исследователи отмечают, что это прежде всего связано со Второй мировой войной, разрушительные последствия которой в меньшей степени коснулись Америки, и также с социальными изменениями, связанными с разрушением социалистического лагеря, и с более поздним проникновением Интернета в эти страны.

Таблица из интернет ресурса rugenerations.su

Итак, дорогие читатели, в нашем путешествии участвуют представители четырех поколений это «молчаливые» (1923—1943 годы рождения), «беби-бумеры» (1943—1963), X «поколение с ключом на шее» (1963—1983), Y «миллениалы» (1983—2003), Z «зумеры» или «цифровое поколение» (рожденные после 2003 года). Необходимо отметить, что поколение Z относится к одному архетипу с поколением моих родителей — «молчаливых», то есть открывают новый цикл смены поколений.

Ценности поколений

«Молчаливые»

Это поколение моих родителей — архетип «художники». Когда началась Великая отечественная война, папе было 13 лет, а маме — 15. Они росли в «сталинские» времена, в деревне, когда колхозники работали за «трудодни», и у них не было паспортов. Большую часть года, практически до заморозков, ходили босиком. Родители в военные годы учились в педагогическом училище и после его окончания были направлены в сельскую школу, где и встретились. Самой главной потребностью было «наесться досыта». Любовь и семья — главные ценности, на которых строилось счастье.

Отца призвали в армию, и он выбрал свой путь офицера, поступив в военное училище. За годы его учебы родилось двое детей с разницей в два года: сестра и брат. Первым местом службы отца стал Китай. Папа предупредил, что придется есть одни макароны, а мама ответила: «лишь бы досыта». Двадцать один год отец прослужил на Дальнем Востоке.

«Молчаливое» поколение в суровые годы голода, войны, репрессий могло расслабиться только в семейной обстановке, поэтому семья была главной их ценностью. Главной целью являлось удовлетворение базовых потребностей — в еде, тепле и безопасности: «только бы не было войны». Ну и, конечно же, идеологические ценности «строителей коммунизма». Наши родители жили «будущим»: к 1980-му году Н. С. Хрущев обещал построить коммунизм, «когда от каждого по способностям и каждому по потребностям».

В 50-е годы, после проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), сформировалась субкультура «стиляг»: яркий стиль в одежде — пышные юбки, «кричащие» галстуки, узкие брючки, танцы в стиле буги-вуги, рок-н-ролл, новая музыка «джаз». Эталоном для многих стал «американский образ жизни», критикуемый в фельетонах журнала «Крокодил». Проявление моды тех лет в фильме «Карнавальная ночь» (Э. Рязанова, 1957 год), стиля, образа жизни, музыки — «Стиляги» (В. Тодоровский, 2008).

«Беби-бумеры»

«Беби-бумеры» (архетип «пророков») получили такое название благодаря всплеску рождаемости в период восстановления страны после Второй мировой войны, в сталинско-хрущевскую эпоху. Мы росли в период подъема страны-сверхдержавы, победившей фашизм и первой отправившей человека в космос, показывающей невероятные успехи в спорте на международных соревнованиях и олимпиадах. Нас воспитывали коллективистами, благодаря пионерской и комсомольской организациям и молодежным бригадам на заводах и стройках.

На смену стилягам пришла субкультура хиппи — увлечение которой в СССР началось в конце 1960-х годов (на 5—7 лет позже, чем на Западе). Они привнесли много нового в мировую культуру. Произошла сексуальная революция, усилилась роль женщины в обществе, были популяризированы антирасистские и антивоенные настроения. В это время появились «зеленые» — экологическое движения за защиту животных.

Мы носили длинные распущенные волосы, брюки-клеш, джинсы, туники с вышивкой, холщовые сумки. Мальчишек гоняли в школе за длинные стрижки. Это время повальное увлечение ВИА — вокально-инструментальными ансамблями. Например, в фильме «Розыгрыш» (Режиссер В. Меньшов, 1976), музыка из которого популярна до сих пор.

Когда мне исполнилось 20 лет, я заканчивала первый курс Московского химико-технологического института («менделеевки»). Страна готовилась к Олимпиаде-80. Советские люди жили с предвкушением грандиозного события. Отечественные товары пестрили олимпийскими символами, а главным героем года стал Мишка.

Спустя столько лет, помню это чувство невероятной гордости за мою великую страну, когда 1 мая, в день праздника труда, я стояла на Красной площади, перед Мавзолеем Ленина и правительством СССР, среди студентов-стройотрядовцев, которые представляли передовую молодежь страны. Мы были одеты в голубые джинсовые костюмы, с яркими эмблемами на груди и синхронно выполняли упражнения, демонстрируя сплоченность, ловкость, силу и уверенность в своем будущем. А в это время мои ровесники уже выполняли интернациональный долг в Афганистане, но у меня не было ни малейших сомнений в правильности такого шага правительства. Я еще помнила свое школьное сочинение на выпускном экзамене: «И мы как верные сыны не отдадим, Октябрь, твоих завоеваний!» Я заканчивала школу в юбилейный год — год 60-летия октябрьской революции.

В это время старшая сестра защитила кандидатскую диссертацию и взяла четкий курс на докторскую. Она всегда ставила перед собой труднодостижимые цели и стойко преодолевала препятствия на пути к самореализации. Она оставила трехлетнего сына на попечение мужа и бабушки в Ленинграде, а сама поступила в очную аспирантуру в Москву, приезжая домой не каждые выходные. Ее можно считать героическим представителем поколения беби-бумеров.

Студенческие браки. Молодые родители.

Советские семьи строились по шаблону: выйти замуж до окончания университета, родить первого ребенка до 25 лет, потому что дальше ты уже считалась «старородящей». Была такая шутка среди студентов технических вузов: сдала теормех — можно влюбиться, сдала сопромат — можно замуж выходить. Многие мои однокурсницы к окончанию университета уже были замужем и стали мамами. Студенческие браки, как правило, были недолговечными, однако, некоторые пары сохранились и уже отпраздновали серебряные свадьбы.

Я стала мамой в 22 года, мужу было 26. Ребенок планировался позже, но так получилось. Мы были совершенно необразованными в плане контрацепции, и это был мой первый мужчина. Я продолжала учебу, муж перевелся на заочное отделение, чтобы зарабатывать деньги. Мама уже была на пенсии, она протянула мне руку помощи и подставила плечо. Молоко пропало быстро, потому что мне приходилось по 5—6 часов пропадать в лаборатории органической химии.

Трудности были во всем, и только молодость могла справится с ними. В то время был период жуткого дефицита: начиная с туалетной бумаги, женских прокладок и кончая детским стиральным порошком. О стиральных машинах-автоматах никто даже не мечтал, о чудо-памперсах никто не слышал. Стирали пеленки-распашонки руками и проглаживали с двух сторон, так как все боялись инфекции. Сегодня можно наблюдать грудных месячных детей в джинсах, а мы своих детей туго пеленали и кипятили марлевые подгузники. Коляски были такие неудобные, что не влезали ни в лифт, ни в общественный транспорт. Детей таскали на руках и коляски спускали по лестнице. В общем, досталось всем. Мама настолько устала, что в мой день вручения диплома уже вышла на работу, а я пошла на этот праздник с дочкой, которой было 1,5 года.

Мои друзья — однокурсники, у которых на последнем курсе родилась дочка, работали дворниками, жили в маленькой служебной комнате и по очереди ездили в университет, чтобы проводить лабораторный эксперимент для дипломной работы. Несмотря на бытовые трудности, мы были оптимистами и верили в светлое будущее.

Поколение X — «Неизвестное поколение», поколение «с ключом на шее»

Это дети поколения беби-бумеров, рожденные в период 1963—1983 гг. (архетип «кочевники» или «странники»). Они росли в брежневский период застоя, а затем созревали в горбачевские времена радикальной перестройки и развала Советского Союза. Это поколение индивидуалистов. Поколение «странников» пришло на смену «пророкам» — это поклонники готической субкультуры, которая появилась в конце 1970-х годов. В основе этой субкультуры лежат культ индивидуальности, интерес к сверхъестественному и темной эстетике — любовь к черному цвету в одежде и макияже. Суть их идеологии — смакование боли и страданий. Их музыкальные предпочтения — готик-рок. Готы предстают «племенем кочевников», которое и мыслит, и действует, создавая собственную субкультуру, «внешнюю» по отношению к государству и обществу (Левикова С.И).10

Моя дочь представительница поколения Х, родившаяся на стыке с поколением Y, в конце 1983 года. В ее характере в равной степени отразились черты двух поколений.

Благодаря постоянной занятости родителей, поколение моей дочери выросло более самостоятельным и смелым, чем были мы. Будучи молодым специалистом, я работала в НИИ радиоматериалов инженером-химиком, а дочку в возрасте около двух лет отдали в детский сад. Я запускала ее в группу самую первую, а забирала — последней, так как надо было добираться через весь город на общественном транспорте до института и обратно, с трудом втискиваясь в автобус в часы пик. Вместо того, чтобы читать ей книжки по вечерам, мы включали пластинки со сказками, под которые она засыпала.

Мой муж тоже был занят, выстраивая вектор своего профессионального развития. После окончания исторического факультета он работал освобожденным комсомольским секретарем в строительной организации и одновременно с этим проходил отбор в структуру госбезопасности. В результате он был направлен в специальную школу, и началась его карьера военнослужащего.

Когда дочь стала школьницей, то после уроков самостоятельно возвращалась домой с ключом на шее — это было привычное зрелище для этого времени.

Какое оно — поколение X — женщин, закончивших школу в 2000 году и вступивших на путь самостоятельной жизни в новом тысячелетии? Рожденные в 1982 году в Америке по теории поколений относятся уже к «миллениалам», однако наши дети, выросшие в советском и постсоветском пространстве все-таки еще носят типичные особенности представителей поколения Х. Это поколение целеустремленных женщин, смелых и прагматичных, привыкших рассчитывать на себя и выдвигающих на первый план самореализацию в профессии и только потом семью и детей. Они в корне отличаются от своих мам, которые в советские времена пытались одновременно реализоваться и в профессии, и в воспитании детей в очень сложных бытовых и финансовых условиях. Однако именно потому, что их родители приучали их быть самостоятельными и ничего не бояться, получились такие независимые и реализованные женщины.

Моя дочь вышла замуж в 27 лет, детей родила в 33 и 35 лет — после того, как стала востребованным специалистом. Ее близкие подруги — одноклассницы работают заграницей: Яна защитила кандидатскую диссертацию в Минске, работает терапевтом в Италии. Лера после биологического факультета освоила профессию логиста, работает в Чехии и недавно стала владелицей косметического салона в Праге. Особенно горжусь своей ученицей — ярким представителем поколения Х, которая работает в США семейным психологом: непрерывно совершенствуется в профессиональном плане, умница и красавица, но детей рожать не спешит.

Поколение Y — «миллениумы»

Один из двух авторов теории поколений, историк Хейл Хоув отметил, что первые представители этого поколения в Америке появились на свет в 1982 году, а в России — в период развала СССР. Он отметил их общую черту — они выросли в циничной среде, полной недоверия, когда государства и общественные институты раскалывались, поэтому они не особенно интересуются политикой, сильно ориентированы на рынок и очень прагматичны. Они способны на командную работу, но только в виртуальных сообществах, в сетях Интернета. Они коллективисты, в отличие от индивидуалистов поколения Х, но только они стремятся к консенсусу и солидарности, не имея физического контакта, а посредством социальных сетей.

Это поколение архетипа «герои». В настоящее время существует значительное многообразие молодежных субкультур: продолжают свое существование и ранее возникшие и появляются новые. В период кризиса, в котором находятся многие страны, и все мировое сообщество, необходимы «герои». Новому поколению присуще стремление к солидарности, так как только сообща и активными про социальными мерами можно решить стоящие перед странами проблемы11.

Американец Малкольм Харрис написал книгу про себя и про миллениалов, когда ему исполнилось 29 лет12. Он назвал миллениалов поколением авокадо. Потому что они очень любят тосты с авокадо — это что-то необычное на вкус и «прикольное» на вид. Среди них очень популярным является публикация в соцсетях фотографий того, что они едят и особенно где.

Популярный блогер Эллина Дейли в книге «Пока мне не исполнилось 30» и на своем youtube канале разговаривает со сверстниками о том, какие они — миллениалы, и что им важно о себе понять, чтобы действовать уже сейчас. Они психически хрупкие, тревожные и постоянно ищут помощи, потому что им не хватает ответственности. Им сложно фокусировать внимание на чем-то одном, поэтому им скучно читать книги. Соцсети постепенно заменяют реальную дружбу и стирают живое общение. Она пишет, что страх упустить нечто важное стал лозунгом современного образа жизни: «Мы везде и нигде. Мы хотим все и сразу, не получая в итоге ничего толкового» (с. 40).

Процесс взросления в быстро меняющемся мире развил у миллениалов потребность к быстрому потреблению и желание без особых усилий достичь успеха и денежного благополучия. Привязанность к компьютерным играм привела к тому, что они переносят механизмы игры в реальную жизнь, и поэтому в их поведении проявляются такие тенденции, как неумение действовать без четких указаний и контроля, нежелание делать что-то без очевидной выгоды, нацеленность не на конкретный результат, а на процесс, склонность отступать, если что-то не получается.

Рынок труда переполнен, поэтому, чтобы выдержать конкуренцию, им надо постоянно осваивать новые навыки, стараться расширять рамки своей специальности. Все хотят быть успешными, состоятельными, получить все самое лучшее и сразу. Однако мир уже устроен иначе, чем в молодости их родителей, и нет модели поведения и той профессии, с которой можно жить до пенсии. Семья в их сознании перестала быть определяющим фактором. Сожительство без обязательств — привычный и популярный вид отношений в паре.

Личность перестает быть самостоятельной ценностью и превращается в «товар». Значимость каждого измеряется его «ценой» в товарообмене, поэтому она торопится продать себя поскорее и подороже — то, что востребовано на рынке именно сейчас: молодость, здоровье, талант, физическую привлекательность. Эрих Фромм обозначил такую установку, как «иметь, а не быть», «казаться, а не являться», им некогда размышлять о себе.

«Летаргия чувств», «навязчивая максимизация телесности и сексуальности», «нарциссическое неистовство», эмоциональная незрелость и низкий уровень эмпатии — поколение ЯЯЯ13

Поколение Z — «цифровое поколение»

Это молодые люди, рожденные после 2000 года в Америке и после 2003 года в странах постсоветского пространства. Они сегодня вступают во взрослую жизнь. Согласно теории поколений 80-летний цикл завершился поколением Y, и поколение Z открывает новый цикл развития. Оно относится к архетипу «художники», как и поколение родителей «бэби-бумеров» — поколение, названное Хоувом и Штраусом «молчаливые» (1923—1943 г.р.). Это поколение моих родителей, а поколение Z — это поколение моих внучек — поколение индивидуалистов. Они открывают новый виток истории поколений.

Давайте сравним ценности поколений целого витка истории, ведь с поколения Z — поколения моих внучек начинается новый 80-летний цикл поколений.

Поколение «молчаливых» — поколение моих родителей, переживших войну и голод, жило будущим: вот когда вырастим детей, построим коммунизм, вот-вот заживем, «лишь бы не было войны».

Поколение «бэби-бумеров» побежали за достижениями, боясь не успеть, упустить свой шанс проявить себя. Поэтому дети рождались вместе с построением карьеры, поэтому сначала ясли-сад, а потом школа и «ключ на шее» — «Потерянное поколение», «с ключом на шее» — поколение Х.

Поколение Х. После развала Советского Союза и устранения железного занавеса открылись границы и расширились возможности для самореализации, путешествий по миру, достижения материальной безопасности. Прагматичное поколение, не желающее ждать и не верящее в высокие идейные ценности.

Миллениалы — еще более обостренное чувство времени новый век информационных технологий, социальных сетей и мобильных телефонов. Молодость быстротечна, работодатели вводят возрастные ограничения, и сегодня это уже не 45—50, а 35. Конкуренция невероятная. Популярность ЗОЖ и идеальных тел. Желание подороже себя продать, чтобы иметь все прямо сейчас, не дожидаясь, «когда»… Нет, сразу иметь выгоду и быстрое продвижение по карьерной лестнице. Семья и рождение детей откладывается на «потом», — уже не редкость после 40, когда вершины взяты и можно остановиться, а некоторые так и продолжают бежать, мало задумываясь: зачем? Чтобы что?

Поколение Z. Поколение мобильных телефонов и гаджетов. Мои внучки (8—10 лет) освоили кнопки и интернет быстрее, чем научились читать и писать. Им скучно читать книги, ведь там надо напрягать и развивать воображение, а насколько проще посмотреть видео и мгновенно получить яркие эмоции и впечатления. Они даже в туалет ходят с телефоном и планшетом. Привычная картина за семейным столом: перед каждым лежит мобильный телефон: а вдруг кто-то позвонит?: Их цель побыстрее выйти из-за стола и погрузиться в виртуальный мир. Это дети, у которых «есть все и даже больше».

Итак, дорогие читатели, в нашем путешествии участвуют представители «молчаливого» поколения (мои родители), «беби-бумеров» (мои братья, сестра, одноклассники), X — дочь и ее одноклассницы, Y («миллениалы») — дочки моих подруг и Z — внуки моего поколения. Критериями анализа будут: скорость взросления и возраст ответственности, отношение к семье и семейным ценностям, отношение к деньгам и их представление о счастье.

О книге

Автор: Светлана Купи

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Личная история. Как понять и принять жизненные сценарии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Сапогова Е. Е. Территория взрослости. Горизонты саморазвития во взрослом возрасте. — М.: Генезис, 2016. С.5

2

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 2021.

3

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2003.

4

Кроник А. А. Life-line и другие новые методы в психологии жизненного пути. — М.,1993.

5

Гиберманн И. Живу как хочу. 2023. — МИФ, С. 104..

6

Гиберманн И. Живу как хочу. 2023. — МИФ, С. 99..

7

Хэррис Р. Ловушка счастья. — М.: Бомбора, 2022. С.171.

8

Исаева М. А. Поколение кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува (институт экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук), журнал «Знание, понимание, умение», 2011, N 3, С.294. https://cyberleninka.ru/article/n/pokoleniya-krizisa-i-podema-v-teorii-v-shtrausa-i-n-houva/viewer

9

Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Иркутский государственный университет, г. Иркутск. 2015. https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya

10

Левикова С. И. О готах, готике и больном российском обществе// Общественные науки и современность. N4, 2006, — С.155—165).

11

Исаева М. А. Поколение кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува (институт экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук), журнал «Знание, понимание, умение», 2011, N 3, С.294.

12

Malcolm Harris. Kids These Days: Human Capital and the Making of Millennials https://style.rbc.ru/people/5b76f3209a79472a6ab7b5cc

13

Сапогова Е. Е. Территория взрослости. Горизонты саморазвития во взрослом возрасте. — М.: Генезис, 2016. С.44.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я