1. Книги
  2. Детская психология
  3. Светлана Ивановна Небыкова

Подсказки школьного психолога

Светлана Ивановна Небыкова (2024)
Обложка книги

Книга обобщает многолетний опыт работы автора школьным психологом. В ней обсуждаются проблемы учащихся младших классов, подростков, их родителей и учителей, в том числе такие сложные, как конфликты в семье и в классе, вовлечённость подростков в алкоголизм, игроманию, наркотики, тенденции к суициду. Книга адресована родителям, учителям и широкому кругу читателей. Она написана просто, проиллюстрирована примерами из личного опыта автора.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Подсказки школьного психолога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2 КУДА УХОДЯТ ПОДРОСТКИ

Компании, тусовки

Если подростку плохо в семье и не везёт в учёбе, он будет стремиться создать хоть какой-то комфорт внутри себя. Легче всего это сделать с помощью друзей. Где их искать? Родители не стали друзьями. Учителя тоже. Одноклассники? Он неуспешен, незначим для них. Значит, где-то на улице. В своём подъезде. На чердаке. В подвале.

Андрей

Андрей учился тогда в восьмом классе. Высокий, немного рыхлый, слегка полный — от бабушкиных блинов и макарон. Фамилия — Толстиков, прозвище Толстый, сильно его задевавшее. Родители развелись, так он оказался у бабушки. Жили они с бабушкой на грани нищеты. Андрей ходил в одном и том же свитере, обедал в школе бесплатно.

Компания, которую он нашёл себе, собиралась в каком-то подвале. Натаскали туда старых матрасов и обосновались на сухом островке, посреди воды и крыс. Играли на гитаре, пели песни, выпивали, баловались лёгкими наркотиками. Мне он пожаловался на «глюки»: смотрит на кого-нибудь или что-нибудь, а перед глазами — необычный свет, как будто неземной. Закроет глаза — свет сильнее.

Школу Андрей закончил, поступил после одиннадцатого класса в технический колледж.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

В Андрее сочетаются флегматик и меланхолик. Такое сочетание даёт мягкое обаяние, умение идти на компромиссы. При недостаточном родительском надзоре на первый план выступает принцип удовольствия, слабая волевая мобилизация, зависимость от близкого окружения, в том числе друзей и приятелей.

Женя

Женя сумел восстановить против себя всех своих родственников, кроме деда, всех учителей, кроме учителя истории и одновременно директора школы, своих одноклассников, завхоза и библиотекаря.

У него была редкая способность нащупывать болевые точки человека — и бить по ним, точно соизмеряя силу удара с возможным ответом. Его ненавидели все, и он отвечал им тем же.

В моём кабинете ему понравилось. Он проводил в нём все переменки, задерживался после уроков, иногда провожал до дома, беседуя со мной на отвлечённые темы. У него была своя компания, состоявшая из таких же неприкаянных мальчишек, которыми он верховодил. Это были его друзья, он брал ответственность за них на себя. Встречи с попойками, курением, матерщиной, с лёгкими наркотиками происходили на чердаке его дома. Мама и бабушка были рады, что он здесь, рядом, не надо бегать, разыскивая его по городу. Я делала вид, что не знаю ни о его изгойстве, ни о его компании, ни чем они там занимаются. Ко мне он поворачивался своей лучшей стороной. Ключом доступа к нему, паролем было слово дружба. Мы с ним дружили как могли, до поры до времени.

Но когда жалобы на него, почему-то обращённые ко мне, стали сыпаться со всех сторон, когда в школе стали относиться ко мне настороженно, а его одноклассники перестали забегать ко мне в кабинет на переменках или сбегать ко мне с уроков, я сказала ему:

— Женя, мы с тобой играем в странную игру. Или мы друзья, и тогда будем говорить открыто обо всём, что нас тревожит, или мы просто знакомые, и тогда будем сохранять вежливость, и только.

Женя принял новые условия внешне спокойно. Мы здоровались, иногда перебрасывались на ходу парой фраз:

— Как дела?

— Спасибо, нормально. А у вас?

— Более-менее.

Однажды он зашёл в кабинет, поздоровался, я ответила, но как-то вяло, не отрывая глаз от бумаг.

— Как ваши дела?

Я вместо ответа буркнула что-то нечленораздельное. На меня накатило странное настроение: я потеряла интерес ко всему — к себе, к тому, что вокруг, к собеседнику. Как будто растворилась, распределившись по стенам, шкафу, стульям, бумагам. Как будто меня не было. Пустота. Нуль присутствия.

Вообще-то, как-то я поняла потом, это называется отсутствием. Психолог превращается в нуль, в вакуум. Его личность перестаёт влиять на собеседника. И тогда человек начинает говорить. Говорит как будто сам с собой. Ни для кого. Для себя. Но и не совсем так. Для кого-то ещё. Для того, кто слушает его, не ставя ему оценок. Не запоминая слов. Не сочувствуя.

Очень долгий приём, которому нужно долго учиться. У меня же всё получилось спонтанно.

Женя сел за стол, в профиль ко мне — обычно за этим столом мои клиенты рисуют или складывают кубики. Я занималась бумагами, не обращая на него внимания и слегка удивляясь своему странному состоянию. Удивление было едва уловимое, отстранённое.

Он молчал минут десять, глядя перед собой. Потом заговорил.

Он помнил себя лет с двух-трёх. Сначала было всё хорошо. Но однажды на него рассердился тётка, сестра матери. Ему было тогда четыре года, он точно помнит. Тётка стала его бить, он вырвался и побежал к маме. Мама крепко взяла его за плечи и держала, пока тётка его била.

Дальше шёл рассказ о том, как обращалась с ним бабушка, как отец взялся его воспитывать. Бабушка говорила, что из него ничего не выйдет, что он пустышка, перекати-поле. Отец был в разводе с его мамой, жил в другом месте. Когда Жене исполнилось десять, мать позвонила отцу и потребовала, чтобы он занялся воспитанием сына. Сначала отец бил его вполне успешно, затем мальчик стал усиленно тренироваться. Оставаясь маленьким и худеньким, он накачал мышцы. Это действительно было так: мне как-то нужно было вынести из кабинета школьную парту — крышка из ДСП, ножки из тяжеленного металла — так он легко поднял её над головой на вытянутых руках и медленно и бережно опустил на пол в коридоре. Короче, через год они дрались на равных, а ещё через год он так приложил отца, что тот отказался воспитывать его дальше.

Всё, что говорил Женя, он сопровождал словами:

— Это я помню сам.

— Это мне рассказала мама (бабушка, тётка, соседка).

— Это я узнал от отца.

Он говорил около двух часов, всё так же глядя перед собой. Ко мне должна была прийти семиклашка, я договорилась, что её отпустят с урока труда — потом выяснилось, что она вместо моего кабинета отправилась домой. Должна была зайти зачем-то завуч — на следующий день она извинилась, сказав, что забыла: «Сама не знаю, как это так вышло». Создалось впечатление, что внешний мир не посмел вторгнуться к нам.

Закончив свой монолог, Женя повернулся ко мне, посмотрел тяжёлым, недетским взглядом мне в глаза и спросил:

— И что мне теперь делать?

— Как сам думаешь?

— Мне надо выйти из этой компании. Завязать с вином и коноплёй. Подтянуть все предметы, а то я весь в двойках.

Он вышел из этой компании. Правда, не обошлось без криминальных подробностей — угроз, попыток расправиться. Даже в школу приходили его «друзья» — схватили его на лестнице, пытались намазать губы несмываемой краской, но не знали, что он «качок»: вырвался, едва не сломав одному из них большой палец.

— Жаль, что не сломал, — сказала я.

Недели три он прибегал в школу за час до начала занятий, выбирая окружные пути. Из школы мы выходили вместе, я провожала его до калитки. Посоветовала передать им через кого-нибудь разумного, что если они его хоть пальцем тронут, отец свернёт им шеи, как цыплятам.

Идея Жене понравилась, но какое послание он им отправил, я не знаю. Сказал, что текст был другой.

Он благополучно закончил школу, поступил в институт. Сейчас работает. У него семья, сыну уже 12, ждёт дочку. Своими руками делает пристройку к дому. Комнату на втором этаже построил раньше, сейчас размахнулся на просторную кухню.

Когда бабушка начала болеть, потратил все свои сбережения, чтобы облегчить её страдания и продлить ей жизнь на пару-тройку лет.

Увлёкся психологией, сына воспитывает психологически грамотно. Его основные воспитательные принципы:

— наказание должно вытекать из проступка, быть его следствием (пришёл домой весь в грязи — вот вода, таз, мыло, стирай);

— не более трёх запретов в день; выделить главное, в остальном — отвлекать, уговаривать или не замечать;

— слово «нет» должно быть нет, а не сначала «нет», а потом — «ну ладно, да»;

— ребёнка нельзя предавать.

Парень у него сложный, гиперактивный, но постепенно вписывается в школьную ситуацию. Растёт добрым и великодушным.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Женя — соединяет в себе темпераменты флегматика и сангвиника. Такое сочетание означает уравновешенность по всем психологическим функциям: по экстраверсии и интроверсии, по логике и общению, по интуиции и сенсорике. Он иррационален. Может выполнять любые работы руками: изобразительное искусство, автодело, строительство и т.п.; свободен в общении, хорошо понимает людей, быстро схватывает новую информацию и не зависит от мнения окружающих.

При этом в результате разнородных влияний в семье некоторые психические функции получили искажения. Так, функция общения вообще оказалась перевёрнутой: вместо общения произошло разобщение с окружающими. Искажена была функция эмоций: небольшое задевание вызывало вспышку ответной вербальной агрессии (агрессии, выражающейся словесно). Были нарушены функции деловой логики (подросток не соблюдал собственных интересов) и интуиции времени (не просматривались результаты поступков, их воздействие на будущее, на судьбу).

Работа с этими искажениями велась в открытую. Я говорила ему:

— Женя, у тебя вот так обстоят дела с эмоциями. Оставим, или ты хочешь это изменить?

Как правило, он соглашался на изменения, и мы подбирали с ним вместе упражнения из различных направлений практической психологии или подходящие к случаю медитации.

У мамы Жени смешаны темпераменты холерика и меланхолика. Это противоречивое сочетание определяет её непоследовательность в общении — от лидерского к подчинённому.

С Женей у неё средне-благоприятные отношения, пожалуй, вовсе неплохие, так что суть их взаимоотношений в чём-то другом.

Зададимся вопросом: почему мама позволила избивать её четырёхлетнего сына своей сестре? Ответ кроется в отношениях между сёстрами.

Тётка Жени — сочетает темпераменты флегматика и холерика. Она старшая сестра его мамы, и мама, видимо привыкла ей подчиняться и преувеличивать её значимость.

Племянник раздражал её своим поведением, и в то же время она его недооценивала.

Добавим к этому, что Женя был далеко не подарок: живость и независимость, умение подмечать в окружающих смешное мало кого обрадуют.

С бабушкой (флегматиком и холериком) у Жени отношения совсем не простые. Им трудно понять и даже услышать друг друга. Влиять на внука у неё не получалось, но и смириться с этим не могла из-за гиперотвественности.

Так и началась война между Женей и двумя женщинами: мамой и бабушкой. А тут ещё отца призвали на помощь. С отцом, как и с тёткой, у Жени конфликтные отношения. Победила молодость.

Подросток оказался абсолютно неуправляемым. Отношения, сложившееся в семье, он перенёс на школу, настроив против всех, с кем приходилось общаться. Это искажение не исчезло совсем, хотя и заметно смягчилось со временем: он и сейчас столкнувшись с высокомерием или пренебрежительным отношением к себе, может поставить на место кого угодно, не учитывая субординацию. Но ему всё — или почти всё — прощается. За открытость. За отзывчивость. За компетентность и быстроту в работе.

Даша

Впервые я увидела Дашу, когда ей было четыре года. Её мама, моя бывшая начальница, приехала с нею — не с кем было оставить — на поминки, на девятый день после смерти моей мамы. В том году была ранняя Пасха, в начале мая было тепло, как летом, и Дашу отправили на лоджию, чтобы не путалась под ногами. Мне было не до неё, но где-то в уголке сознания мелькало, что ей, наверное, было очень скучно. Она не капризничала, сидела тихо, поглядывая на нас через оконное стекло, только иногда строила гримасы — не показ, а просто так, от скуки.

Второй раз мы встретились в Москве на юбилее Дашиной мамы. Девочке было тогда шесть или семь лет. На неё не обращали внимания, она же изо всех сил стремилась его привлечь, демонстрируя всё, что умела. Она кувыркалась на диване, показывала свою телефонную книжку с буквами и цифрами на полстраницы. Мама прикрикнула на неё пару раз, и на этом цирковое представление закончилось.

Помню, что и при этой встрече что-то меня тревожило в ней. Ей была свойственна незащищённость. Миниатюрная, нежная, с обострённым нервным восприятием окружающего мира. И ещё помню, что я любовалась ею: акробатические номера она выполняла легко и грациозно.

Давно уже не было нашей организации. Мы больше не встречались и не вспоминали друг о друге, как вдруг у меня в голове стала крутиться мысль, что надо позвонить Анне Викторовне. Сначала я от этой мысли отмахнулась, но через несколько дней идея звонка стала навязчивой.

Анна Викторовна обрадовалась, пригласила меня — попьём, мол, чайку, поболтаем. Собираюсь. Надеваю лучшую блузку, длинную юбку из тяжёлого тёмно-синего шёлка, туфли на каблуках, невысоких, так, сантиметра три — высокий каблук внушает мне до сих пор почти мистический ужас. Смотрю на себя в зеркало, и вдруг возникает ощущение, что меня от этой одежды просто-напросто тошнит. Я снимаю и блузку, и юбку, и туфли. Натягиваю трикотажные брюки, в которых ходила в походы выходного дня. Ладно, думаю, сойдёт.

Дальше следует французский блузон из хлопка с начёсом внутри. Светло-голубой. На груди — огромные белые буквы. Какое-то французское слово, понятия не имею, что оно значило. Вокруг невысокой стойки невысокой стойки пришита тесьма, и в неё продёрнута верёвка толщиной примерно сантиметр. Концы верёвки болтаются, завязанные узлами. В нём я ходила только дома, даже в походы не надевала — не по возрасту, слишком молодёжный стиль. На ноги, разумеется, надела кроссовки. Странно, но я осталась довольна тем, что получилось.

Подхожу к дому. Из окна пятого этажа мне машет руками Даша, высоко и легко подпрыгивая и почему-то в чёрной фетровой шляпе с огромными полями.

— Даша, сними шляпу, — сказала Анна Викторовна, когда я вошла.

— Нет. Она мне очень идёт, а я хочу понравиться Светлане Ивановне!

Шляпа ей, действительно, была к лицу, но когда садились за стол, она всё-таки её сняла. После чая сказала:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Подсказки школьного психолога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я