Что такое идеология, и с чем ее едят? Есть ли в России государственная идеология, и в чем ее содержание? Каковы последствия принятия той или иной идеологии, и какую роль играют символы и слова? На эти и другие вопросы отвечает кубанский политолог и экономист Роман Иноземцев. В своем политико-философском эссе он обозначит суть явления идеология, его значение, структуру идеологий, их сходство и отличие от религии и науки, а также даст понять, какая идеология нужна России в настоящее время.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Национальная идея России. Невыученный урок» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
9. Консерватизм
Консерватизм возник как реакция на французскую революцию. Собственно, реакцией он, по сути, и является, но вместо того, чтобы предложить что-то свое и менять общество в свою сторону, консерватизм лишь говорит, что быстро и радикально менять это плохо. Все потому, что основной целью консервативной идеологии является сохранение действующего порядка вещей и, прежде всего, элиты. Причем, буквально тех же людей, потому, что новые люди = изменения. Именно поэтому в консервативных странах социальные лифты работают традиционно плохо.
Любая идеология, какой бы она ни была на стадии борьбы за власть, придя к власти, медленно, но, верно, вырождается в консерватизм. Это продиктовано самой человеческой природой, т.к. человеку свойствен некоторый эгоизм. Именно поэтому, консерваторы века 21-го защищают вещи, которые были революционными для века 20-го и именно они и рассказывают байки о правильных либералах или социалистах прошлого и неправильных либералов и социалистов настоящего. Потому, что они и есть наследники «правильных» либералов или социалистов прошлого и властью делиться не хотят. Поэтому, консерватизм и акцентирует свое внимание на прошлом, которое всегда светлое и великое. И поэтому у консерватизма никогда нет и не может быть будущего.
Дело в том, что в выборе между объективными интересами страны и субъективными интересами политиков, политики, как правило, выбирают последнее, тем более что многие из них искренне полагают, что эти интересы совпадают всегда. Соответственно, социальные лифты прекращают работать, элиты застаиваются и вместе с элитами застаивается и общество. Страны, где торжествует консерватизм, фактически прекращают развиваться и деградируют, что приводит к деградации элит, кризисам, и, как следствие, радикальной смене элит, т.е. революции.
При этом, в природе элиты заложено желание отличаться от общей массы и если элитарии не могут/не хотят выделяться через честь и славу (особенно при застывших социальных лифтах), то они начинают выделяться роскошью и демонстративно нарушая законы. Таким образом они демонстрируют «черни», что они выше их. Проблема в том, что такое поведение приводит к банкротству идеологии, которую элита должна оберегать и являть себя примером соответствия догмам этой идеологии. Консерватизм, идеология, ставящая целью сохранение тех же людей и тех же порядков, наилучшим образом располагает к формированию такого поведения. Именно поэтому консерватизм, вне зависимости от того, из какой догмы он вырос, заканчивается банкротством этой догмы. Консерватизм — это старость, за которой следует смерть.
Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что общественно-политическая стабильность приводит к росту экономики и развитию культуры и искусства. Поэтому неслучайно после революций страны выходят на дореволюционный уровень в течение десятилетий — революционный хаос не способствует экономическому росту, тем более что зачастую этой ситуацией стремятся воспользоваться внешнеполитические соперники страны, чье консервативное руководство довело до революции.
Основоположником консерватизма принято считать Эдмунда Берка, который написал трактат «Размышления о французской революции», в котором осудил революцию как способ переустройства общества. Что характерно, у Берка были хорошие отношения с отцом-англиканином, чьей веры сам Берк и придерживался, но уважал и веру матери — католицизм.
Берк осуждал революцию за радикализм, но при этом был сторонником идеи естественного права, т.е. в целом, был в контексте идей просвещения. И в этом весь консератизм — это, по сути, охранительская идея, находящаяся в глухой обороне и, как всякая оборона, она закончится поражением, что и происходит последние 200 лет по всему миру. В этом и проблема консерватизма — он не может победить. Войны не выигрываются сидением в обороне, войны выигрываются наступлением, а консерватизм не про наступление. Отсюда, ключевое слово тут можно вывести, как «стабильность».
Соответственно, структура догматов будет следующая: Кто мы? Граждане страны. К чему мы стремимся? Мы стремимся к стабильности, закону и порядку. Кто является проводником идеи? Проводником идеи являются политики, публицисты, гос. служащие. Кто враги? Радикалы, «расшатывающие лодку», страны, их поддерживающие. Как с ними бороться? При помощи правоохранительных органов, дипломатии и армии.
Есть ли у консерватизма религиозная основа? И да, и нет. С одной стороны, консерватизм апеллирует к религиозным ценностям, но с другой стороны, во-первых, нет конкретной религии, к которой он апеллирует, во-вторых, он к ней апеллирует в силу того, что с религией связано прошлое, в-третьих, если общество прошло существенные изменения в антирелигиозную сторону, то будущие консерваторы начинают защищать уже результаты антирелигиозных реформ. В этом плане, религиозный фундаментализм к консерватизму отношения не имеет, потому что фундаментализм выступает как раз за изменения и смотрит в будущее.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Национальная идея России. Невыученный урок» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других