Кто такой Соловей? Разбойник или князь земли Лесной? Один из самых загадочных персонажей древнерусских былин вполне мог оказаться реальной исторической личностью, оставив след в истории Орловского и Брянского края, в легендарной деревне 9 дубов и в брянской роще «Соловьи».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Легенда о Соловье-Разбойнике» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Купцы
— Вы бы лучше, люди добрые, коли в наших краях впервой, да к князю Владимиру путь держите, прямоезжей-то дорогой не шли — пожилая челядинка, суетясь вокруг стола, продолжая его накрывать, бросила, будто случайно — гиблые там места.
— Отчего же, это ж самая короткая дорога, да и зовется от того прямоезжей — по всему видать, самый старший купец, проглаживая рыжую бороду, да уловив неловкую паузу от того, что смолкли остальные его трое попутчиков, немного помолчав, вопросил — как не ездить, подскажи, любезная, что не так там?
— Заколодела2 она уж не первый год, замуравела3.
— Что ж никто не ездит по ней?
— Давно уж так вышло. Считай, почти тридцать лет4. Всякий, кто уходит туда, так сгинет непременно. Сидят там на девяти дубах вятицкие5, да княжит у них Могута6 по прозвищу Соловей, Одихмантьев сын, Лесной землей их вотчина зовется7. Свистит он так, что уши закладывает у тех, кто рядом стоит, да мигом сбегаются кмети его, никого не пускают к себе, особливо, коли вдруг прознают, что едет кто туда, куда и вы. Не жалуют они таковых. Потому никто той дорогой, уж много лет не хаживал, вот и замуравела прямоезжая.
— А что же тогда, как нам добраться-то? — помрачнел старший купец.
— А в обход другая дорога есть, объездная — челядинка вытирала стол, суетясь — вам покажут. И скарб свой сбережете и сами целехоньки останетесь. Конечно, надо будет кругаля дать, но коли жизнь дорога, придется, ничего не поделаешь.
— А что же князь Владимир? Разве он дань с них не берет? — старший купец не унимался, продолжая расспросы.
— Да где там! — отмахнулась челядинка — хаживал сюда уж дважды, да только с них станется с вятичей-то, они сами себе — голова, никого над собой видеть не хотят. А коли сунется кто, так с концами. Уж больно суров Соловей. С тех самых пор и заколодела прямоезжая.
— Дружинники князя, не иначе, Соловья разбойником кличут8 — второй купец, что помоложе, подал наконец голос, усмехаясь.
— А то, глядишь, так и запишут, дескать, разбойник окаянный не пускал через свои земли лесные.
— Выше бери, Брагой, запишут, будто свистом своим деревья гнул, да непрошенных гостей прямо с прямоезжей и сдувал — засмеялся снова второй купец.
— У Мала нашего, коли так, шансов дойти ну никак нет, сдует ведь его окаянный: гляди, какой худой!
Тут уж засмеялись все купцы.
— Зря смеётесь — бросил им на ходу, подаваясь во двор, пожилой вятич, которого можно было распознать по узорам на рубахе — правду вам сказывают. Свист, к слову сказать, у него такой, что иные, пугаясь, за сердце хватаются, да кони шарахаются — с этими словами вятич удалился на улицу, а купцы, дожевывая, снова смолкли, провожая взглядами челядинку, убирающую со стола. Недолго думая, старший купец, подобрав свой узелок, подхватился и направился следом, к дверям. Переглянувшись, последовали за ним и остальные купцы.
— А что любезный, неужто так страшен этот Соловей? — Вопрошал тем временем уже на улице пожилого вятича купец. За спиной его робко выстроились остальные, внимая каждому слову. Вятич, поглаживая седую бороду, обернулся.
— Это, смотря, как судить. Для нас, для своих-то он, не иначе, князь. Лесная земля, что он держит, на него, считай, как на святого молится. Всю округу держит под собой. На горе живет, а рядом совсем река. Ладьи, что мимо проходят, ему дары подносят. И гостям хорошо, и нам.9 Люд-то наш, что из вятичей, слыхали, поди, как говорит: нам чужого не надо, но и своего не отдадим. От заставы до заставы Соловьиной и не сунешься.
— А что, велика, выходит Лесная земля? И далеко ли заставы? — не унимался пожилой купец.
— Одна застава на дороге прямоезжей, что на девяти дубах. Это вот как по этой самой этой дороге пойдете, так прямиком туда и угодите. А другая по реке Десной, что не доходя до Дебрянска. Там есть Соловейкин перевоз в роще Соловьиной10. Сестра там его на переправе. Дальше уже другие земли, живут там те, что род свой от Радима ведут. А от наших же мест — до самых лесов ваших Муромских — земли другие. Зря вы сунулись в Лесную землю. Хоть и в самом ее начале, лучше вам не ходить прямоезжей дорогой. Не воротитесь.
Молвив так, Вятич отвязал коня, сел на него верхом, и собирался что-то еще сказать на прощание купцам, да вдруг, заслышав в стороне нарастающий гул, осекся, и обернулся на звук. Оглянулись и купцы. Приближался конный отряд. Топот коней стремительно нарастал, по всему видать, коней гнали галопом. Из корчмы на звук выскочила челядинка, да еще двое каких-то гостей, один — держа кружку с хмельным, другой — обгладывая какую-то мясную кость. Поравнявшись с корчмой, отряд нежданно оглушил всех, кто были рядом резким, внезапным свистом. Кони шарахнулись и заржали, челядинка, поскользнувшись, грохнулась прямо у входа, пивший квас ротозей поперхнулся, проливая напиток себе на грудь. Купцы от неожиданности втянули головы, спрятавшись за повозку, из-за корчмы на звук выбежали к купцам наемники, повыхватывав мечи из ножен. Вятич угомонил наконец коня, и провожая взглядом удаляющийся отряд, бросил наконец на прощанье купцам:
— Ну? Слыхали, как князь Соловей свистит? А теперь ещё и видали. Вертайтесь-ка, пока целы, назад, да езжайте дорогой, что в обход. Соловей надолго редко уезжает, скоро должен воротиться.
С этими словами вятич повел коня в другую сторону своей дорогой.
— Что за люди, господин? Кто это были, Брагой? — Наемники убрали мечи и окружили купцов.
— Будто не слыхали? Соловей. Тот самый. Тут его вотчина начинается. Спрашивай дорогу объездную, да пока окаянные не воротились, выходим нынче же. Подальше от этого неладного места. Заночуем в лесу. Давай, шевелись, вон у той челядинки дорогу выспросишь, да подробней. Пусть проводит, серебра ей дай.
Собравшись, выехали скорее купцы в обратном направлении, выспросив путь в объезд. Ехали молча, невеселые мысли гнали их вперед, поскорее свернуть с неладной дороги, да отъехать подальше от этих мест более спокойной дорогой. Едва отъехав от корчмы, услыхали купцы впереди снова топот коней, насторожившись, да испугавшись не на шутку: неужто Соловей так быстро назад воротился? Из-за деревьев показался конный отряд, но то были совсем другие воины. Возглавлял всех матерый вожак, выделявшийся среди остальных своей крепкой фигурой, конем, что по всему видать, повидал немало. Воины были при оружии, в кольчугах, и явно не те, что промчались недавно мимо.
— Здоровы будьте, люди добрые, откуда будете и далече ли путь держите?
— И вам здравия. Угличские мы, в стольный град путь держим, к князю Владимиру.
— Вот незадача. И мы тоже туда направляемся. Отчего ж в разные стороны едем-то?
Воины за спиной вожака засмеялись, однако купцам было не до смеха.
— Гиблые места за нашими спинами, воин. За нами — Лесная земля. Княжит в ней некий Могута по прозвищу Соловей. Никого он через свои земли не пропускает, кто туда пойдет — так сгинет непременно. Свистит, что разбойник, дружков своих созывает. Оттого дорога прямоезжая, что нам нужна, скоро тридцать лет, как заколодела, замуравела. Вот в корчме нам о том поведали, да сам Соловей с дружиной и пожаловал. Промчался мимо, да так засвистел, окаянный, что кони шарахнулись, люди со страху чуть не попадали. А вятич из местных, что рядом был, говорит, будто князь редко выезжает надолго, потому скоро воротиться должен. А нам встреч таких вовсе не надобно, вот нам дорогу-то объездную показали, туда и направляемся.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Легенда о Соловье-Разбойнике» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
С момента похода князя Владимира на Вятичей 981 года до описываемых событий (1008 год) прошло 27 лет.
5
Как полагает в своей статье «Как соловей стал разбойником» Ю. Н. Морозов, «застава Соловья символизировала собой непокорное племя вятичей».
6
Согласно Никоновской летописи, в 1008 году «изымаша хитростию некоею славнаго разбойника, нарицаемаго Могута». Представ перед князем Владимиром, он «въекрича зело, и многы слезы испущая из очию», обещал больше не творить зла и жить до конца своих дней в покаянии.»: (Никоновская летопись, ПСРЛ, т. IX, с. 69, М., 2000); согласно утверждениям известного ученого-слависта Буслаева, указанный фрагмент летописи является «древнейшим вариантом былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике» Подробнее см.: Ю.Н.Морозов, «Как Соловей стал разбойником»; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т.60, стр. 781; Буслаев Ф. И. Разбор сочинения О. Миллера: «Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство Киевское». Рецензия академика Ф. И. Буслаева. Спб., тип. Акад. наук, 1872. 25 с. Без т. л.
7
По мнению Виктора Нехаева, так называлась местность, где обитал Соловей-разбойник, подробнее об этом он сообщает в своем «Эссе о земле Карачевской»: «Соловей, следовательно, представляется главой дружины, воеводой или князем-старшиной одного из свободолюбивых племен формировавшегося в это время древнерусского государства — Киевской Руси, а именно лесной земли Карачевской».
8
Многие исследователи считают, что разбойником в известном смысле слова Соловей не был, например Е. Ашихмина в своей статье «Девять дубов — былинное село» пишет следующее: «Соловьем-Разбойником» его, вероятно, прозвали из-за непокорности киевскому князю».
9
Сведения об этом предании раскрывает в своем «эссе о земле Карачевской» Виктор Нехаев: «Одно из давно забытых преданий доносит нам интересные сведения о том, что в древнее хорошее, непоколебимое, истинно спокойное время, когда было много отчаянно смелых, широко славных богатырей-воителей, по правому берегу реки, на темени горы жил справедливый, сильный, могучий, славный Соловей с родовичами. Все народы вверх и вниз по реке подчинялись ему, и не было ему равного. По реке проплывали корабли иноземных купцов из холодной страны варягов, где полгода стоит ночь. Каждый корабль останавливался около горы и подносил Соловью дары, от которых его богатства все увеличивались.»
10
Сведения об этом также содержатся в «эссе о земле Карачевской»: По преданию «у девяти дубов» была устроена застава Соловья-Разбойника. Вероятно, Соловей был воеводой или одним из первых князей лесной земли Карачевской. Сохранившийся от тех дубов невероятной величины пень до конца XX века оставался предметом особой гордости здешних жителей. Застава у девяти дубов — это первая, вероятно, главная застава по охране границ свободолюбивого племени древнего Карачевского лесного края. «Соловьем-Разбойником» его, вероятно, прозвали из-за непокорности киевскому князю. Вторая застава — в сегодняшней Брянской роще «Соловьи», где и сейчас через Десну есть «Соловьёв перевоз». По некоторым приметам во времена древней Руси здесь располагалась застава, как говорится в былине: у «славной березы той покляпой». Древние былины помнят путь Ильи из Мурома через леса Брынские, то есть Брянские, дебрянские, дремучие.»