Только в России муж и жена могут расстаться из-за разницы в политических взглядах. Это стало очевидным фактом со времен революции 1917 года, не изменилось и сейчас. Вот и брак Татьяны и Семёна трещит по швам: по-разному относятся они к памяти о Великой Отечественной войне, к вопросам национальной идентичности, к патриотизму. В чем причина разногласий? В том ли, что Татьяна — учитель истории, который призван быть бесстрастным, объективным, верным буквам и цифрам, а Семен — кадровый офицер, для которого служение Отчизне сопряжено с долгом, полным и абсолютным приятием правоты Родины?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комендань» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Р. Мариничев, текст, 2024
© А. Кудрявцев, дизайн обложки, 2020
© ООО «Флобериум», 2024
© RUGRAM, 2024
1
Соседка Тамара с десятого сломала ногу. Поскользнулась на крыльце парадной — и на тебе: очнулся — гипс! Чего тут, впрочем, удивительного? Оба крыльца — что парадное, что запасное — сплошной каток, и временами вплоть до самого мая.
— В этом году, правда, и зимы-то, считай, не было, а вот теперь вдруг ни с того ни с сего мороз. Вот и намёрзло… — Мельтеша по квартире, Таня суетливо разговаривает сама с собой. — Дворники говорят, это всё из-за ветров: дуют и дуют, и от этого на ступенях култышки из льда. Дворники ещё не то расскажут — ты им больше верь! У них там, на югах, все сказочники, как Старик Хоттабыч. А руки-то не всегда из нужного места растут… Вот и снова не почистили, как надо. Я и сама недавно там чуть не растянулась, хотя уже апрель…
Остановившись, Таня смотрит в окно. Отсюда, с высоты шестнадцатого этажа, виден отходящий от остановки троллейбус, похожий на неуклюжего жука. Сейчас он доползёт до перекрёстка, повернёт налево и исчезнет за бежево-изумрудной панелькой, которую в народе называют «китайская стена». А Таня тем временем продолжит поливать цветы: раскидистую бегонию, которая давно мешает задёргивать штору, кактус, расцветший лишь однажды примерно в такие же холода, пальму, которую давно пора пересаживать в напольную кадку, да всё руки не дойдут… Таня поворачивает ручку и откидывает створку стеклопакета, впуская холодный апрельский воздух. Сегодня с утра мело, хотя скоро уже День космонавтики, а там и майские не за горами. Пустыри, кусты и беспорядочно разбросанные деревья присыпаны снегом, и он медленно тает. Мчащаяся машина, пытаясь проскочить на жёлтый, цепляет лужу и поднимает за собой целый фонтан. Таня выливает последнюю каплю на макушку неприхотливому кактусу и несёт лейку в ванную, где ставит в бирюзовый шкафчик, под цвет смальты на стене. Там же у неё, помимо порошков, хозяйственного и душистого мыла, давным-давно завалялась целая связка свечек — на тот случай, если отключат свет. Правда, такого не было уже лет сто, но муж в своих привычках военного неисправим. У него под рукой всегда должны быть сухой паёк, «средства защиты» и осветительный прибор. Фонарик, естественно, тоже имеется, но свечки надёжнее. Правда, спички ещё нужны, но и они есть, понятное дело.
Выйдя из ванной, Таня заворачивает на кухню, кладёт в пакет несколько пирожков с повидлом, которые испекла накануне, затем выбегает в прихожую, суёт ноги в сапоги, хватает сестринскую аптечку и спускается на десятый этаж. Ключ у неё есть — Тамара отдала его, как только вернулась из больницы.
В прихожей у Тамары — почти библиотека: книжные полки поднимаются под самый потолок. Напротив вешалок с одеждой каким-то чудом уместился стеллаж, заставленный сверху донизу толстыми литературными журналами за давно минувшие десятилетия, с одинаковыми корешками, издающими библиотечный запах: смесь пыли, бумаги, выцветшей типографской краски… Таня опирается об угол стеллажа и снимает сапоги, в который раз соображая, что могла бы спуститься и в тапочках, но учительскую привычку к порядку уже не выветришь, даже если она временами зашкаливает.
Тамара сидит перед телевизором, откинувшись на спинку разложенного дивана. Загипсованная нога лежит на приставленном стуле.
— А я тебя уже и не ждала, — напористо начинает она.
— Мне уйти? — ухмыляется Таня.
— Ща! Уйдёт она! Ты же мой единственный луч света в тёмном царстве!
— С повидлом. Ночью пекла. — Таня шмякает пакет с пирожками на диван рядом с Тамарой, — Подгорели, правда, немного, но есть можно.
— С каким повидлом-то хоть? Не с черносмородиновым, надеюсь?
— Так, ну-ка дай сюда!
— Таня цепляется за пакет, но Тамара ловко перехватывает, и они тянут его каждая на себя, как две школьницы, которые не поделили портфель.
— Ну, хорош, кончай! — хохочет Тамара. — Ты мне сейчас всю постель повидлом уделаешь. А чёрную смородину хрен отстираешь, и мне до морга придётся спать на пятнистой простыне.
— Этого добра я могу тебе целый тюк принести, — сдаётся Таня, отпуская пакет, — Я вон медсестру знакомую попрошу, она в больничке работает. У них там все простыни пятнистые, сама была, знаю.
— Обоссанные, что ли?
Тамара хихикает прокуренным голосом. Такое ощущение, что там у неё внутри что-то звенит или сыплется.
— Учитель литературы высшей категории! — качает головой Таня, будто отчитывая двоечника. — Лучший друг детей и мастер изящной словесности!
Тамара громко кашляет в ладонь:
— Если бы ты была моей ученицей, я бы тебе сейчас сказала: «А в ухо?»
— Не сомневаюсь! — Таня садится на стоящий рядом стул.
— Ты же знаешь, я на уроках романсы не пою, а уж с тобой, слава те господи, могу себе позволить поговорить не как училка, а как живой человек, тем более, в моём положении! — Она наконец заглядывает в пакет. — Мм, Тань, с малиновым, что ли?
— С пердариновым.
— Ну, хорош обижаться! Я вообще только три варенья признаю: малиновое, клубничное и вишнёвое. А чёрная смородина или какой-нибудь крыжовник — это вообще дрисня дриснёй…
Морщась, Тамара переключает канал, и на экране появляется бровастый мужик в военной форме. Он что-то поёт своим ярко выраженным тенором, но из-за слишком тихого звука невозможно разобрать ни слов, ни мелодии.
— На Брежнева похож, — ухмыляется Таня.
— Брежнева нам тут только не хватало!
— Опираясь на костыли, Тамара выключает телевизор, встаёт с дивана и чуть не падает.
— В последний момент Таня успевает её подхватить:
— Эй, ты чего втопила-то? Сейчас бы голову расквасила — и готова.
— Ну, вызвала бы патологоанатомов — и делов-то, тоже мне! Пойдём, что ли, треснем. У меня там ещё коньяк хороший остался. Сашкин!
— Я сегодня уже треснула с утра. Может, хватит?
— Ишь ты! Где успела-то?
— У нас же у Тюленя день рождения.
— У Тюленя-то? Хо-хо! И сколько ж ему? Семьдесят четыре?
— Откуда я знаю?
— Так он всё к тебе свои шары-то подкатывает…
— И дальше-то что? Ко мне много кто подкатывал. И не только… шары…
Тамара снова звеняще хихикает.
— И чем он угощал?
— Шампанским.
— Ну, это серьёзно… А ананасы были для композиции?
— Художника может обидеть каждый. Хорош глумиться над коллегами! Ногу-то будем смотреть или нет?
— Сейчас осмотрим. Что, одно другому мешает, я не пойму?
Тамара ковыляет в сторону кухни, осторожно пробираясь мимо очередного книжного стеллажа, мимо торшера благословенных брежневских времён, мимо чёрно-белой гравюры между ванной и туалетом (Исаакиевский собор зимой), мимо холодильника, на боковине которого красуется постер Арбениной. Кухня у Тамары — уголок престарелого рокера: прямо над столом — лохматый Цой с сигаретой в зубах, тоже чёрно-белый и как бы слегка пересвеченный, над холодильником — древняя-предревняя афиша «Арии» (её певческий состав сверкает голыми плечами), с простенка у окна смотрит очкастый Шевчук.
— Усаживайся вон туда, к Юрке! — кивает Тамара, указывая на стул аккурат под портретом Шевчука.
— Он будет меня своими очками сверлить в затылок?
— Он тебя благословит на пару фужеров. Правда, в нём есть что-то чеховское?
— В ком? В Шевчуке-то?
— Ну, не в Арбениной же! Достань-ка там, кстати, фужеры. Они прямо за тобой в шкафчике.
Коньяк у Тамары заграничный, французский, а к нему — маслины, мандарины, орешки кешью и сыр с плесенью.
— Санкционка! — ухмыляется Таня, поддевая вилкой ломтик.
— Хо! Ещё какая! Прямиком из Хельсинки, ты же знаешь… Ну, ладно, вру, из Лаппеэнранты.
— И что бы ты делала без Сашки?
— Выбросилась бы из окна. К чёртовой матери. А так добрые люди не забывают. Вот ты зайдёшь — пироги с повидлом принесёшь, а тут мне Сашка коньяка привёз и сыра. Это уже остатки, я тут, думаешь, на него смотрю? Только и делаю, что к холодильнику подхожу — это же тебе не наш пластилин с дырками.
Таня надкусывает мандарин и качает головой, будто принимает домашнее задание у какого-нибудь шалопая, каких хватает даже в их элитной школе.
— Сашка, значит, у тебя часто бывает?
— Бывает, рэкетир наш деревенский! — Тамара кусает упаковку с красной рыбой и рвёт её зубами. — Вот, попробуй. Тоже ваша, финская. Без Сашки я бы и до больницы доехала только к утру. Он же меня в тот день из школы подбрасывал…
— Да знаю я, что ты мне рассказываешь! Вся школа уже знает!
— Ну, я из машины вышла и привет нашему крыльцу. Я орать. Ну, он тут сразу: «Тамара Петровна, Тамара Петровна, что с вами?» А у Тамары Петровны уже нога пополам…
— Хорошо, что он рядом оказался. — Таня дожёвывает рыбу, — А тот так и лежала бы.
— Да уж, звезданулась так звезданулась. Я с мотоцикла и то так не летала. — Она наливает коньяк и поднимает свой фужер: — Ну, давай, что ли, Тань, за здоровье! В Питере пить, как говорится…
— Это точно… — вздыхает Таня, — Всё забываю, кто так говорил.
Тамара проглатывает коньяк и закашливается. Таня стучит ей по спине.
— Шнур это. Ты что, песню эту не знаешь? Я сейчас её найду тебе… Эх, балда! Телефон в комнате забыла…
— Да сиди ты, потом найдёшь!
— Вообще, Шнур в последнее время подзадолбал со своими стишками на злобу дня. — Тамара берёт кусок сыра и изысканно кладёт в рот, почти как тургеневская барышня. — Кто-нибудь чё-нибудь скажет — у Шнура стишок, где-то пёрнули — у Шнура стишок. Я одно время думала хоть один с детьми на уроке разобрать, проанализировать, потом думаю: да ну нахер!
Она осушает фужер и берёт ещё сыра. Плесень на нём — пятнышко к пятнышку, и пахнет он, как настоящий европейский сыр: трёхдневными носками или загрубевшей пяткой — кому как нравится.
Тамара хватает обеими руками загипсованную ногу и плюхает её на табуретку:
— Стреляет, зараза! Особенно когда давление скачет. Погода-то у нас, как обычно, тудысь-сюдысь.
Таня встаёт из-за стола, подходит к лежащей на табуретке ноге и нажимает:
— Вот тут болит?
— Неа…
— А тут?
— Ох, твою ж мать!.. — Тамара морщится от боли, — Тань, я тут у тебя, как на электрическом стуле…
— Думаю, ещё недели три ты точно посидишь, — хмурится Таня. — А к майским при хорошем раскладе, может, и снимут. Это, конечно, с врачом надо. Я-то не врач, а скорее сиделка. Но врачом когда-то хотела стать, да вот, видишь, дёрнуло в историю вляпаться…
— Тань, давай по второй…
— Пей одна, мне уже хватит…
— Ну, хорош! Я тебе алкоголичка, что ли, одна пить? Давай по последней — тут и пить-то уже нечего особо. Хороший коньяк — он как неверный муж: был — и нету!
Одно время Таня была уверена в том, что Тамара — лесбиянка. Она носила широкие бесформенные штаны — не то джинсы, не то вообще какую-то дерюгу, — высокие ботинки на шнуровке, спортивные куртки. Иногда к ней ходили ученики. Она стриглась чуть не под ёжика, курила что-то крепкое и в таком виде каким-то чудом работала в одной из лучших школ района. Так, по крайней мере, говорили про их школу во всей округе.
Но училкой Тамара была не всегда. По её же рассказам, давным-давно она то кассетами торговала где-то в центре, то училась в «Герцовнике», как сама его называла, то работала на котельной и ездила туда на мотоцикле. Она держала его перед парадной, на дорожке у кустов, укрывала брезентом. Мотоцикл дико дребезжал, так что слышно было на весь двор. Всё это происходило в совсем стародавние времена, когда только-только начали застраивать Шуваловский и из Тамариных окон виднелись бескрайние капустные поля — почти до горизонта, — и по осени, когда заканчивали собирать урожай, на эти поля пускали подбирать остатки, и тогда все троллейбусы наводняли злые голодные старухи в грязных деревенских платках, засаленных фуфайках и резиновых сапогах. И ещё она рассказывала, как выезжала со двора и мчалась по полупустому Комендантскому, который тогда лишь недавно пустил корни на бывших колхозных пашнях и самом краю уже стёртого с карты аэродрома, и компанию ей в лучшем случае составлял еле плетущийся грузовик. Рассказывала Тамара, почти как Гомер. Недаром литературу преподаёт. Ага, слышал бы сейчас кто-нибудь этого Гомера!..
Они чокаются, и Таня пьёт, нисколько не обжигая горло. Коньяк действительно хорош — мягкий, но терпкий, отдающий какой-то деревенской глубиной. Вот сейчас всё вокруг схлопнется, как в сказке про Золушку, и они окажутся в… болоте. Да, именно в топком лесном болоте, потому что лет сто назад здесь, за аэродромом, ничего другого и не было.
Тамара делает последний глоток и убирает пустую бутыль под стол:
— Хорошего понемножку. Рассольника хошь? Вчера варила на одной ноге.
— Нет уж, я с рассольника обопьюсь потом и буду всю ночь в туалет бегать.
Тамара смеётся своим звенящим и сыплющимся смехом, затем берёт кусок красной рыбы и жуёт — медленно, аппетитно, будто последний раз в жизни.
— Тебе купить-то чего надо? — Таня тоже тянется за рыбой.
Продолжая жевать, Тамара машет рукой:
— У меня пока полный комплект. Сашка затарил на совесть.
— В общем, как надо чего, сразу мне набирай. Я вон всё равно после работы в магазин захожу. А то тебе тут, наверное, до мая ещё куковать.
Тамара глотает остатки рыбы, наклоняется и шепчет:
— Да мне бы прокуковать хотя бы до середины мая. Вот так надо прокуковать! — Она подносит два пальца к шее.
— Угу, то есть вот как, да? — багровеет Таня.
— Тань, ну, прости, я у нашей козы сразу попыталась самоотвод взять. Так ты думаешь, это прокатило?
— И поэтому ты решила растянуться на крыльце за месяц до того самого дня!
— Тань, ты понимаешь, я ведь как раз об этом думала, когда приземлилась, как же, вашу мать, точно я всё рассчитала!..
— Думаешь, я не пыталась взять самоотвод?! Да там любой бы его взял на нашем месте… На моём.
— Тань, ну прости старую училку… Ты-то не старая ещё!
— Я тут постарею до Девятого мая!
— Я поэтому тебя даже не спрашиваю ни о чём.
— Артисты по тебе скучают…
— Ой, не смеши! У меня они выли!
— У меня тоже воют. А я вместе с ними.
— Тань, я, когда этим занималась, мне после каждой репетиции хотелось поблевать хоть немного.
— Да знаю я, что ты мне рассказываешь! Думаешь, я не хочу?..
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комендань» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других