Вы держите в руках продолжение книги Роберта Джекмана, которое с помощью психотерапевтических практик поможет вам: • Исцелиться и отойти от импульсивной реактивности внутреннего ребенка • Разработать индивидуальный план заботы о себе • Понять себя изнутри, научиться любить, уважать и чтить свое аутентичное «я» • Осознанно принимать судьбоносные решения без оглядки на свои детские психотравмы Выстройте здоровую связь со своим внутренним ребенком, который держит в руках великое сокровище – вашу счастливую жизнь! В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исцеление внутреннего ребенка. Упражнения для обретения лучшей части себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть I. Путь к вашему внутреннему ребенку
Любовь пришла, чтоб править и менять.
Держи открытым сердце, ведь не время спать.
Легкораненые
Как вы узнали из первой книги, ваши импульсивные реакции были усвоены в юном возрасте, чтобы помочь вам справиться с тем уровнем хаоса и дисфункции, который царил в семье вашего детства. Эти созависимые реакции были воплощением вашего стремления сделать ваш мир максимально функциональным, безопасным и контролируемым. Ваш мудрый внутренний ребенок пронес эти реакции через годы, и сейчас вы можете начать признавать и излечивать эти реакции, чтобы вам не пришлось снова повторять эти паттерны.
Ваши импульсивные реакции
Что вы знаете о своих импульсивных реакциях?
В этом упражнении вы изучите несколько инструментов раненого эмоционального ответа, искусно созданных в детстве и используемых во взрослом возрасте.
Ниже проводится список наиболее распространенных импульсивных реакций, разработанных в детстве, а затем перенесенных во взрослую жизнь. Это реакции, благодаря которым ваши ранения выступают на передний план, когда срабатывают триггеры. Читая список, думайте о реакциях, которым вы научились в детстве или которые используете во взрослой жизни. Будьте беспристрастным наблюдателем, а не строгим судьей.
Отметьте инструменты, которым вы научились в детстве, и обведите те, которые используете до сих пор, уже будучи взрослыми. (Отметьте это упражнение, так как к нему придется возвращаться при прочтении книги).
• Замыкание в себе или эмоциональная отстраненность.
• Супертихое поведение, стремление быть незаметным.
• Пассивно-агрессивное поведение, стремление скрыть гнев.
• Обвинения.
• Слишком поспешное и слишком сильное вовлечение в отношения.
• Слишком поспешное посвящение посторонних в интимные подробности своей жизни.
• Ложь.
• Попытки сделать вид, что у вас нет никаких потребностей (отсутствие потребностей).
• Попытки сделать вид, что у вас нет мечтаний или желаний (отсутствие желаний).
• Причинение себе вреда как способ успокоиться.
• Саботаж.
• Чрезмерные траты денег на ненужные вещи, чтобы заполнить пустоту в душе.
• Проецирование или чтение мыслей других о себе.
• Употребление наркотиков, алкоголя, пищи, таблеток, «травки» или других препаратов для избегания или преодоления реальности.
• Подавление эмоций до тех пор, пока они не начнут провоцировать тревожность или депрессию.
• Поиск внимания.
• Попытки спрятаться (в буквальном смысле).
• Изнурение себя работой.
• Травля других.
• Уход в себя.
• Разыгрывание жертвы с целью привлечь к себе внимание.
• Чувство собственного ничтожества.
• Чувство собственного превосходства.
• Самоуничижение с целью возвышения.
• Возвышение с целью самоуничижения.
• Нападки на других в приливе гнева из-за чувства стыда.
• Гиперкомпенсация (попытка продемонстрировать благополучие, сопровождающаяся синдромом самозванца).
• Бунт против авторитетов или людей, которые, по вашему мнению, пытаются контролировать вас.
• Крики.
• Чувство ответственности за все происходящие плохие события.
• Ненависть к себе.
• Избегание конфликтов.
• Злоупотребление извинениями.
• Передача полномочий.
• Расположение интересов других выше своих собственных.
• Потворство деструктивному поведению других и уход от реальной дискуссии.
• Попытки выступать в качестве миротворца.
• Стремление брать на себя заботу о других.
• Посредничество.
• Чрезмерно шумное или очень демонстративное поведение с основной целью быть увиденным или услышанным.
• Игнорирование других, чтобы они не могли причинить вам боль.
• Стремление отдавать слишком много или слишком мало.
• Игнорирование собственных инстинктивных реакций или интуиции.
• Сомнение в себе.
• Импульсивность.
• Иррациональное поведение.
• Плохое настроение.
• Задумчивость.
• Вспышки эмоций.
• Навязчивость.
• Отталкивание других от себя.
• Плаксивость.
• Сарказм.
• Эскапизм через порнографию или мастурбацию.
• Использование секса, шоппинга и других видов деятельности для ухода от своих чувств.
• Желание эскапировать.
• Высказывания о том, что хотели бы умереть (без желания умереть).
• Желание уйти от боли (не обязательно через смерть).
• Жадность.
• Азартные игры.
• Чувство тревожности.
• Изменение себя ради комфорта других.
• Стремление к чрезмерному контролю.
• Манипулирование другими.
• Одержимость.
• Мелочность.
Это лишь некоторые из инструментов раненого эмоционального ответа, которые могли развиться у вас в качестве навыков копинга, чтобы преодолеть обстановку хаоса, неуверенности и смятения в молодости. Это импульсивные реакции, которые вы можете использовать, а позже хвататься за голову и спрашивать себя: «А почему я так поступил?».
Если после прочтения списка в этом упражнении вы почувствуете себя подавленным, сделайте глубокий вдох. По мере прохождения этого процесса будет наступать ясность в вопросах, почему вы делаете все эти вещи, и вы выучите способы исцелять эти раны.
Загляните в себя, чтобы понять, какие еще используемые вами инструменты раненого эмоционального ответа не перечислены здесь. Отметьте, что вы нашли — это будет ключом на пути к вашему исцелению. Возможно, вы захотите вернуться к своему списку и начнете понимать, как, когда, где и почему у вас выработались эти раненые эмоциональные ответы. (Сохраните ответы из этого упражнения, чтобы снова использовать их в пятой главе. Импульсивные реакции, которые вы определите сейчас, будут снова возникать в процессе ИСЦЕЛЕНИЯ).
Исцеление эмоциональных ран
Инструменты функционального ответа — это реакции, которые у вас возникают на ситуации, когда установилось понимание себя и уверенность в себе. Глубоко в душе вы знаете, что это ваши лучшие ответы на ситуацию, и вы реагируете не с позиции отсутствия контроля, а с позиции заземленной аутентичности. Ваши инструменты функционального ответа представляют собой вашу лучшую часть, которая проявляется в определенной ситуации.
Инструменты функционального ответа
Ваши инструменты функционального ответа развивались со временем, как и импульсивные инструменты. Эти мысли, чувства и поведение помогали вам в детстве и, возможно, помогают и сегодня. Это атрибуты и ответы, которые помогают вам оставаться заземленными и связанными со своим аутентичным «я».
Ниже приводится список примеров инструментов функционального ответа:
• Чувство гордости за себя даже в те периоды, когда вы не признаны кем-то еще.
• Понимание здоровых и позитивных действий и выборов, которые помогут вам в течение дня.
• Чувство признательности друзьям, которые добры к вам и вдохновляют вас.
• Признание себя, кода вы совершили что-то действительно трудновыполнимое.
• Уважение к себе и собственным решениям.
• Умение распознать взаимность в отношениях и ее отсутствие.
• Осознание того, что в течение дня вы делаете лучший выбор из всех возможных, даже в тех случаях, когда он не идеален.
• Способность убеждать себя идти дальше и находить мотивацию делать то, что, как вы знаете, наиболее правильно для вас.
• Любовь к тем частям себя, которые до сих пор нуждаются в заботе для выздоровления.
• Обращение к другим за помощью.
• Регулярная забота о себе: отдых, когда вы в нем нуждаетесь, или занятие хобби или спортом в качестве средства релаксации.
• Эмоциональная ранимость в присутствии тех, кому вы доверяете.
• Поддержание связи с семьей и друзьями, помогающими вам чувствовать себя цельными.
• Распознание того, кто или что работает на вас, а кто или что — против вас.
После того, как вы излечите свое восприятие, ваши функциональные инструменты откроются вам, так как вы будете видеть положительные, здоровые результаты от их использования. И тогда вам станет проще дотянуться до них, чем до импульсивных инструментов.
Пользуясь этим маркированным списком инструментов функционального ответа, вспомните несколько инструментов функционального ответа, которые помогают вам сегодня. Запишите инструменты, которые вы используете, и инструменты, которые хотели бы развить. Какие инструменты, согласно вашей интуиции, вам необходимо развивать?
Подумайте об инструментах функционального ответа, которые используют другие люди, присутствующие в вашей жизни, но не используете вы. Какие из них вы хотели бы освоить? Запишите и их тоже.
Когда вы больше всего гордитесь собой? Когда вы чувствуете, что повели себя наиболее правильно для себя или для кого-то еще? Как вы показываете себе и другим свою заботу, иногда даже без слов? Это и есть ваши функциональные инструменты, то, как вы используете свое взрослое «я» в настоящее время. Запишите, что еще вы хотели бы делать, чтобы показать себе и другим, что вы воплощаете любовь, заботу и уважение.
Самодифференциация
Дифференциация — это наша способность заглянуть в свое сердце и понять, что для нас лучше всего в настоящий момент времени. Это усвоенный навык, согласованный с нашим аутентичным «я» и позволяющий понимать, все ли в порядке. Мы осваиваем искусство дифференциации, доверяя себе и своей инстинктивной реакции на ситуации. Чем более мы открыты и откровенны с собой, тем точнее дифференциация.
Уделите несколько минут оценке своего навыка самодифференциации с помощью нижеприведенных вопросов. Если вам нужны дополнительные подсказки, вы можете обратиться к вопросам для самоанализа во введении. Запишите в блокнот ответы на следующие вопросы, если они применимы к вам:
• Что искажает ваше аутентичное, ясное восприятие себя?
• Как вы саботируете собственную жизнь?
• Какие у вас есть негативные убеждения о себе? Откуда они происходят?
• Почему бывают дни, когда вам трудно поверить, что вас любят?
• В каких ситуациях или с какими людьми вы чувствуете себя плохо? Почему?
• Почему большую часть времени вы позволяете другим влиять на ваш выбор?
• Чей голос звучит у вас в голове?
• Почему, на ваш взгляд, вы подвергаете сомнению сделанный выбор или принятое решение, а затем отказываетесь от них?
• Как часто вы делаете выбор, не задумываясь?
• В каких ситуациях вы серьезно относитесь к своему выбору? Почему в этих ситуациях, а не в других?
• О каких людях в вашей жизни вы можете сказать, что не знаете, где заканчиваются они и начинаетесь вы?
• Какие ваши чувства или мысли были переняты у кого-то еще?
• От кого, где и когда вы приобрели убеждение в собственной никчемности?
Пересмотрите свои ответы. Какие темы вы видите? Есть ли такие темы или имена, которые вы указали более двух раз? Какой месседж вы получили о своем уровне дифференциации?
Если вам было легко отвечать на эти вопросы, то, возможно, у вас прочная связь с собой, вы хорошо себя знаете и делаете хороший выбор. Если ваши ответы заняли страницу или две, и вы неоднократно упомянули одних и тех же людей и ситуации, то вам нужно поработать над обретением кларитивности с помощью дифференциации. Если ваша жизнь наполнена драматизмом и дисфункцией, возможно, вам потребуется проделать больше работы для обретения способности дифференцировать ситуации и других людей.
Вы обладаете способностью дифференцировать, вы просто научились передавать полномочия другим людям для того, чтобы понравиться им. Вы отдали приоритет их потребностям из-за неумения выстраивать границы.
Дифференциация касается ясности в отношении других, а не замешательства. Если вы в замешательстве относительно того, почему, когда и что вы испытываете, продолжайте читать. Каждый шаг процесса ИСЦЕЛЕНИЯ будет помогать вам вырабатывать ясное понимание и связь с тем, кто вы есть на самом деле.
Раненый ребенок, раненый взрослый
Помните, что, когда вы взрослели, ваши реакции на каждую определенную ситуацию основывались на всех знаниях, которыми вы обладали в детстве о себе и о своей семье. В то время вы выработали такие реакции, чтобы справиться с обстановкой в семье и отношениях. Этот набор навыков присущ определенному времени и месту, но существует вероятность, что вы перенесли эти импульсивные реакции во взрослую жизнь.
Как вырабатывались ваши инструменты импульсивного ответа
Это упражнение является продолжением упражнения «Ваши импульсивные реакции», которое вы делали в первой главе. Прежде чем взяться за это упражнение, пожалуйста, просмотрите список инструментов импульсивной реакции, который вы записали в блокнот в предыдущем упражнении.
Чтобы вы поняли, как работать с этим упражнением, возьмем инструмент импульсивной реакции «Я кричу на всех, когда чувствую, что не контролирую ситуацию». Если это один из ваших импульсивных инструментов, спросите себя, почему вам ранее был нужен этот инструмент. Например, «Мне был нужен этот инструмент, чтобы обороняться, когда я чувствовал себя беззащитным». Подумайте, для чего, для кого, где и когда вы создали этот инструмент импульсивной реакции. Подумайте о тех временах, когда вы чувствовали себя беспомощным, неуверенным, испуганным и обеспокоенным. Например: «Я создал этот инструмент для защиты, когда меня бил мой старший брат». Запишите свои ответы возле каждого импульсивного инструмента.
Также можете записать, у кого вы научились этому инструменту, если это применимо. Было ли это реакцией на что-то происходящее в вашей жизни или на что-то, сказанное или сделанное вами? Видели ли вы, как кто-то еще делает это, или это кто-то сделал с вами? Во время прохождения этого упражнения часто возникает мысль: «Я не знаю, почему. Я просто всегда так делал». Отлично. И это запишите. Мы так хорошо знаем себя, что даже наши дисфункциональные действия и реакции кажутся нормальными.
Запишите, как, почему и когда вырабатывались ваши импульсивные инструменты.
Написав, внимательно посмотрите на все эти ответы. Замечаете ли вы повторяющиеся паттерны? Запишите их. Например, вы можете обнаружить паттерн выбора партнера, которому вы передаете власть, или который ведет себя так, как будто обладает властью над вами. Выявив паттерн, определите, как он относится к вашим прошлым и нынешним отношениям. Не кажется ли вам, что вы выбираете друзей или партнеров, исходя из этого паттерна? Как это связано с вашими инструментами импульсивной реакции?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исцеление внутреннего ребенка. Упражнения для обретения лучшей части себя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других