Вам интересно, возможны ли естественные роды? Вы бы хотели родить естественно, но опасаетесь, что это слишком трудно? Или естественные роды — ваш выбор, но вы не знаете, как к ним подготовиться? Неважно, просто ли вы интересуетесь или твердо решились. Это книга для вас! Написанная известной ведущей курсов подготовки к родам, психологом и доулой Рией Демпси книга «Роды с уверенностью» поможет вам понять, какие преимущества для мамы и малыша несут естественные роды. Книга расскажет вам, что нужно для организации естественных родов в нашу эпоху медицинских вмешательств. Когда мы вооружены такой информацией, мы действительно можем сделать «разумный выбор», который даст нам возможность рожать с уверенностью. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Роды с уверенностью. Грамотный выбор для нормальных родов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Роды твоей мечты: что мотивирует волевую женщину?
Рия, что мне нужно знать о родах? Этот вопрос мне задают последние 35 лет. И я на него отвечаю! Но за это время мой собственный ответ коренным образом изменился.
Раньше я рассказывала о схватках, о дыхательных техниках, о периодах родов… все про тело. Сегодня, перед тем как ответить, я спрашиваю: «А какие роды ты хочешь?» Я знаю, что, конечно, мы все хотим здоровую маму и здорового ребенка. Но я спрашиваю не об этом. Я спрашиваю, как бы они хотели подойти к родам? Это важно прояснить с самого начала. От ответа на этот вопрос зависит, что именно я расскажу ей о родах.
Хочет ли она быть активной участницей своих родов? Хочет ли она, чтобы активным участником этих родов был ребенок? Или она считает, что медики могут представлять ее интересы и взять рождение ребенка на себя? Если коротко, готова ли женщина вложиться в роды, работать со своим телом и со своим ребенком, готова ли она к естественным физиологическим родам?
Что я понимаю под естественными физиологическими родами? Объясняю: я говорю о родах, начинающихся с гормонального сигнала, который подает малыш, когда он готов родиться, а мама готова его отпустить. Это роды, где схватки нарастают под действием гормонов, становятся все длиннее, сильнее, чаще… и открывают твое тело. Гормоны затем вызовут неукротимое желание потужиться («рефлекс изгнания плода»), когда головка малыша давит на промежность, это вызовет новый поток гормонов, а на пике — «окситоциновый приход» в самый момент рождения, многофакторный «взрыв любви». Почему многофакторный? Он станет основой для формирования привязанности, направит все твои чувства на прекрасного малыша и даст хороший старт грудному вскармливанию. Эти же гормоны одновременно запустят новые схватки для рождения плаценты, которое завершит роды.
Если женщина говорит мне, что хочет родить вот так, я называю ее «волевой». Она проявляет волю, чтобы включиться в процесс родов, включить в него свое тело, свои чувства, свои страхи. Имеет волю, чтобы ответить на вызов, который бросают ей роды.
Один из моих самых популярных семинаров называется «Обнимая Глубину: трансформация родовой боли». С таким названием, думаю, я могу смело сказать, что мои слушатели все сплошь «волевые».
На этом семинаре я прошу женщин, их партнеров и членов группы поддержки подумать, почему им так важны нормальные физиологические роды. Я спрашиваю об этом, потому что в наше время нормальные физиологические роды утратили ценность в глазах общества. И я знаю, что эти женщины должны предельно честно и точно ответить на вопрос о причинах своего выбора.
Вот несколько ответов на этот вопрос:
Вместо того чтобы лежать, я хочу активно двигаться, хочу использовать разные положения тела. Ведь это логично? Я знаю, что это даст малышу самый лучший шанс на хорошие роды. — Джейн
Я хочу сделать все самое лучшее для здоровья ребенка, хочу использовать все возможности моего тела и быстро восстановиться после родов. — Кэти
Хочу присутствия своего ребенка, а не чтобы его/ее «вытащили», когда придет время, я хочу чувствовать, как работает мое тело, чувствовать родовую боль. — Сандра
Я хочу оставаться в контакте с происходящим. У каждого вида обезболивания своя цена — тошнота, потеря подвижности и т. д. Я хочу сделать все сама и избежать двух кесаревых, через которые прошла моя мама. — Трейси
Я чувствую, что в моих последних двух родах обезболивание (веселящий газ, петидин, эпидуральная анестезия) не помогло; вообще-то, оно создало дополнительные проблемы, особенно эпидуралка, из-за которой мне в результате сделали кесарево. — Сьюзи
Мы зачали этого ребенка, и теперь я хочу активной работы с моим партнером, совместной работы над рождением нашего ребенка, не хочу, чтоб кто-то еще в это вмешивался. — Патрисия
Здоровье и благополучие
Одна из самых распространенных причин, по которым женщина хочет нормальных физиологических родов, — понимание преимуществ таких родов для здоровья малыша. Женщина понимает, что в целом беременность и роды — это «здоровые» функции тела, поэтому она хочет оптимизировать для себя этот нормальный физиологический процесс.
Во время беременности такая женщина, скорее всего, следит за своим здоровьем; она уделяет внимание питанию, уровню физической активности, сну и отдыху, балансу между стрессом и расслаблением. Эта женщина изменяет поведение, которое может помешать благополучию — ее или ребенка. Она больше не делает того-то и того-то, не ест такую-то и такую-то еду и, вообще, следует самым лучшим рекомендациям, чтобы будущий младенец хорошо рос и развивался.
Такой подход требует труда, но зато обычно дает хорошие результаты. Обидно будет перечеркнуть их капельницами с синтетическими гормонами, анальгетиками и антибиотиками; все эти препараты попадут в кровь ребенка, да и для здоровья женщины они небезразличны. Волевая женщина не хочет, чтобы ее ребенка толкали, тыкали, царапали, кололи, тянули, поворачивали, а потом забрали у нее сразу после родов и держали отдельно.
Если она уже хоть что-то читала, то понимает, что в нормальных физиологических родах ребенок получает защитную микрофлору, проходя по родовым путям; а это минимизирует вероятность астмы, аллергии и инфицирования у малыша. Женщина думает о пользе для ребенка: для его нервной системы, для процесса адаптации к внеутробной жизни; о пользе родов, в которых ребенок не «в отключке» от различных препаратов, где он не должен избавляться от синтетических гормонов, анальгетиков или антибиотиков, назначенных «на всякий случай». Ей известна статистика, которая говорит, что дети, рожденные с помощью кесарева сечения, в три раза чаще попадают в отделение реанимации новорожденных. Она хочет, чтобы малыш, используя свои инстинкты, благополучно прошел через роды и был готов к формированию привязанности и к грудному вскармливанию.
Некоторые женщины также знают, что существует связь между налаживанием грудного вскармливания и нормальными физиологическими родами. Эта связь объясняется тем, что сразу после нормальных физиологических родов (а это очень важный период) мать и малыша никто не беспокоит. Гормоны в этот первый «золотой» час пробуждают у мамы и у малыша инстинкты, дающие успешный старт грудному вскармливанию.
По сравнению с детьми, появившимися на свет в нормальных физиологических родах (такие младенцы обычно сразу оказываются на руках у мамы), детей, родившихся с наложением щипцов, вакуум-экстрактора или в результате кесарева сечения, чаще разлучают с матерью для осмотров и необходимых манипуляций. А это может означать отложенное начало грудного вскармливания, часто сопряженное с осложнениями.
Мои слушатели знают, что вероятность быстрого послеродового восстановления выше, если в родах не использовались синтетические гормоны и другие препараты, от которых организму потом нужно избавляться, если не было щипцов, вакуум-экстракции, эпизиотомии, чреватой гематомами, швами и общим дискомфортом. И, конечно же, эти люди в курсе, что восстановление после нормальных физиологических родов пройдет быстрее, чем после полостной операции (кесарева сечения).
Наконец, многие женщины на моих семинарах хотят пройти через нормальные физиологические роды, потому что знают о гормонах, которые высвобождаются в этом процессе. Ведь такие гормоны не только вызывают схватки, но и обеспечивают в самый момент родов «взрыв любви» и формируют основу для возникновения безопасной привязанности, которая будет способствовать физическому и эмоциональному благополучию малыша.
Они понимают, что нормальные физиологические роды требуют мощной физической и эмоциональной поддержки, а это означает интенсивную совместную работу с партнером и другими участниками родов, много пота, напряжения, много препятствий — преодоленных, много контакта глаза в глаза и дыхания в унисон, много прикосновений, телесного контакта, массажа. Все это сближает. А еще каждый из участников получает свою дозу гормонов любви, и всех накрывает «взрывом любви», когда рождается ребенок.
Конечно, я сопровождала роды, где эпидуральная анестезия была необходима, и должна сказать, что есть разница в «энергии встречи», в «вибрациях»… Называйте это как хотите! Это так, несмотря на любящую поддержку, которую все сопровождающие продолжают оказывать маме и малышу. В отсутствие бурлящих вокруг гормонов — окситоцина, эндорфинов — пазл просто не складывается так, как надо!
Волевые женщины, которые ходят ко мне на курсы, понимают, что без абсолютной необходимости никто не должен лишиться этого многократно усиленного гормонами эффекта естественных родов, этого «взрыва любви». И главное, его не должен лишиться младенец при появлении на свет.
Дорога к изменениям
Многие слушательницы моих семинаров чувствуют также, что пройдя через нормальные физиологические роды, они получат возможность расширить свой потенциал, обрести внутреннюю силу и увеличить свои внутренние и внешние ресурсы.
Эти женщины рассматривают роды как «перспективу роста» или «расширение потенциала». Они могут поставить роды в ряд с другими жизненными событиями, требующими, как сказала Джули, одна из моих клиенток, «всего упорства, всей смелости, всей стойкости» — очень важных качеств.
Установка на личностный рост дает женщине мотивацию включиться в процесс преодоления. Неважно, касается ли это физической стойкости и выносливости, встречи со страхами, развития взаимопонимания или эмоционального интеллекта, увеличения своего «запаса прочности» или духовного роста.
Общественное мнение высоко ценит личностный рост. Под личностным ростом мы понимаем получение опыта, который требует выхода из зоны комфорта, — не важно, интеллектуальная она, эмоциональная, физическая или психологическая. Наше общество поддерживает и прославляет людей, которые такой опыт получают, дает им высокую оценку.
Но вот что удивительно: это касается многих жизненных сфер, а в связи с родами ничего подобного не наблюдается. Скорее, наоборот, мы видим какое-то «личностное уменьшение»: все жалеют женщину, повторяют «ой, бедняжка!» и т. д. Волевые женщины на моих семинарах не покупаются на такое. Они хотят, чтобы опыт их родов тоже стал одним из этапов личностного роста.
Зачастую женщины затрудняются объяснить, что заставляет их стремиться именно к нормальным физиологическим родам. Однако есть несколько психологических теорий, помогающих понять эту мотивацию.
Женщины могут инстинктивно склоняться к идее естественных физиологических родов, чувствуя, что это один из способов расширить и наполнить свою жизнь, достичь того, что в терминах позитивной психологии1 (которая изучает наши сильные стороны, возможности реализации и все, что делает нашу жизнь наполненной) называется «процветанием»[1].
Вот как описывает свои роды молодая мама Сью: «Это событие привело меня на совершенно неизведанный путь. Я тоже как будто родилась, ведь я позволила этой силе распространиться и на другие стороны моей жизни, я разрешила себе прожить роды так, как не позволяла себе прожить многие важные события в жизни. Это полностью изменило все».
Родственные позитивной психологии теории «потока»[2] и «надежды» также хорошо объясняют желание волевых женщин пройти через нормальные физиологические роды.
С точки зрения теории «потока» такие роды — прекрасный способ попасть в «поток». Как бы мы ни обозначали для себя это состояние, мы ищем его повсюду: в творчестве, в учебе, в интересной работе, хобби, спортивных достижениях, медитациях, техниках релаксации… Список можно продолжить.
Когда мы в «потоке», когда все идет само собой, одно мгновение за другим, наше внимание полностью фокусируется на текущем моменте. Мы перестаем осознавать себя, время течет быстрее, чем обычно, и в работу включается интуиция, благодаря которой мы предчувствуем следующие события и безошибочно на них реагируем. В своей недавней статье об олимпийских спортсменах журналистка Аманда Хутон очень точно описывает это явление, которое называет «таинственным благословением разума».
Нормальные физиологические роды сами по себе — глубокое погружение в «поток». Когда роженице не мешают, когда она получает правильную поддержку, подчиняется собственным гормонам и вызванным этими гормонами инстинктам, ее энергичная и вместе с тем свободная работа со своим телом создает «поток». Исследования показали, что достигнутое однажды состояние потока дает жизненные силы, ведет к росту и развитию. Какая же это награда для рожающей мамы и ее малыша!
«Теория надежды»23 исходит из того, что поведение человека, как правило, соотносится с некоторой целью. Эта цель может быть осознанной или неосознанной, а поведение — «достигающим» или «избегающим». У кого-то из нас надежда достаточно сильна, чтобы двигаться к цели (развиваться, учиться, учить, решать сложную задачу и так далее), у кого-то нет. Тогда мы как будто нарочно стараемся тем или иным способом уклониться от цели — переключаемся на другие занятия, прокрастинируем… Причина такого поведения — в желании защититься от возможной неудачи, отвержения, осуждения окружающих, стыда. Тип поведения на самом деле зависит от того, есть ли у нас адекватная поддержка — именно она дает надежду и уверенность в собственных силах. Ну, а при нехватке поддержки или при неподходящей поддержке мы терпим неудачу за неудачей и в итоге начинаем считать себя безнадежными и ни на что не годными.
В случае родов, впрочем, не так-то легко разобраться, где «достижение», а где «избегание». Дело в том, что каким бы ни был опыт современной роженицы в отношении «надежды» и «безнадежности» в других сферах жизни, в вопросе родов она практически обречена ощутить некоторую «безнадежность» под влиянием рассказов женщин, у которых от этого события остались негативные впечатления.
Из-за такого положения дел цели размываются и теряют четкие очертания. Чего эта конкретная роженица стремится избежать и чего хочет достигнуть? Ей нужно приобрести телесный опыт работы в родах или контролировать происходящее и снизить чувствительность в теле?
Я исхожу из того, что волевая женщина, хотя бы в теории, будет стремиться к продуктивной работе со своим телом. Но мы все выросли с доминирующими культурными установками о родах, в том числе и со многими предрассудками. Эти предрассудки в любой момент могут вырваться на волю и разрушить сознательные намерения женщины. Особенно по мере прогресса родов, когда проживать схватки становится все сложнее и сложнее.
Никто пока не анализировал роды с точки зрения позитивной психологии, а также теорий «потока» и «надежды». Но если бы такие исследования существовали, вывод, скорее всего, был бы в пользу родов, которые дают женщине возможность увеличить стрессоустойчивость и, как следствие, повысить свои внутренние ресурсы. Подобный опыт заложит хороший фундамент и для материнства.
С этими теориями во многом перекликаются мотивы волевых женщин, которые рассматривают роды как «инициацию» — испытание на смелость, способ укрепить свои силы для предстоящего материнства, квест — только не сказочный и не игровой, а реальный — по преодолению препятствий и самих себя.
Вот что рассказывает Нэнси:
Мне интересно узнавать себя — еще лучше, еще глубже, — и я знала, что роды смогут дать мне это. Такой шанс я пропустить не могла. Я хотела использовать все возможности. Это инициация. Я должна была заглянуть глубоко-глубоко в себя. Я давно этого хотела.
Некоторые, как Джули, чувствуют, что это инициация и для ребенка:
Я хотела, чтобы дочка родилась, получив все ресурсы, необходимые для естественных родов: упорство, смелость, выносливость. Она получила эти ресурсы, когда рождалась. Я хотела, чтоб все эти качества проявились в момент, когда она придет к нам.
Другие женщины рассматривают роды как «духовную практику». Они понимают, что боль во всех ее обличьях — это опыт, присущий человеку. Он может дать возможность духовного развития или, наоборот, привести к духовным потерям. Вот что говорит Кайли, молодая мама:
У каждого выбора и каждого поступка есть последствия. А цена, которую мы платим, — это то, какими именно мы потом становимся. Я хотела стереть некоторые старые черты своей личности и продолжить развитие своей внутренней сущности, своей души. Делая свой выбор во время родов, я формировала себя как маму.
Таким образом, для волевой женщины ее мотивация: физический ли, психологический, духовный или личностный рост — предлагает (даже с учетом болезненных ощущений) принять опыт родов, а не просто перенести их.
Какие-то женщины описывают нормальные физиологические роды как целительное путешествие после предыдущих родов, которые их ранили, травмировали. Речь при этом идет не только о физическом восстановлении, но и об эмоциональном состоянии. У многих женщин, например, как у Таис, предыдущие роды оставили «глубокую тоску и множество вопросов в душе и в теле». Те роды «разрушили» их, и сейчас, перед родами предстоящими, они хотят получать информацию о своих возможностях, а не приказы; хотят уважительного отношения к себе как к взрослым самостоятельным женщинам; хотят быть со своими детьми, а не разлучаться с ними, и обрести ту силу, которая дается в родах и в материнстве.
Социальная грамотность
Другие причины, по которым мои слушательницы выбирают естественные физиологические роды, относятся к социальным жизненным ценностям. Наверняка на выбор волевых женщин, ездящих на велосипеде и заботящихся об экологии, влияет желание уменьшить вред, который наносят нашей планете считающиеся в социуме «нормальными» роды4. Этот вред включает большие энергетические затраты, необходимые для технологических родов, синтетические гормоны, оказывающиеся в итоге в водостоках, рост использования антибиотиков «на всякий случай», трату 30 % бюджета здравоохранения на «отходы» или «излишнее лечение».
Возможно, социально грамотные «гражданки мира» также сравнивают среднюю стоимость наших высокотехнологичных, полных вмешательств, социально одобряемых, «приемлемых и удобных» родов со стоимостью родов женщин в развивающихся странах.
Всемирная организация здравоохранения, конечно, уделяет внимание этому неравенству. В 2010 году она провела специальное исследование для оценки разрыва между странами, где роженицам не делают необходимое кесарево сечение из-за нехватки средств, и странами, где его проводят без медицинской необходимости. Как сказано в отчете, «в мировом масштабе на операции кесарева сечения, которые, возможно, не обоснованы с медицинской точки зрения, тратится непропорционально большая доля мировых экономических ресурсов»5. Для Австралии эти затраты были оценены в 37 990 115 долларов США.
Ребенок правит бал
И наконец, многие женщины стремятся пройти через нормальные физиологические роды, чтобы получить для себя и ребенка те преимущества, которые в естественных условиях вырабатывают в организме гормоны схваток, потуг и лактации.
Такие женщины знают, что малыш на самом деле во многом сам управляет своим рождением и, если дать ему время, в нужный момент запустит из матки родовой процесс. Они хотят дать ребенку возможность использовать свои инстинкты и станцевать танец родов вдвоем с мамой.
Не странно ли, что женщин, которые хотят этого для своих детей, часто обвиняют в эгоизме из-за желания получить опыт нормальных физиологических родов?
Правильная ли у вас мотивация?
Вот некоторые мотивы, которыми — осознанно или нет — руководствуются женщины, когда выбирают для себя естественные физиологические роды. Может быть, какие-то из них важны и для вас.
Они прекрасны, но, к сожалению, просто желания по многим причинам недостаточно. Самая очевидная из них: нормальные физиологические роды, особенно первые, — это чертовски трудная работа, недаром они называются тем же словом, что и труд (англ. Labour. — Прим. перев.).
Поэтому на своих семинарах я прошу женщин дополнительно поисследовать свою мотивацию.
Поскольку женщины, настроенные на нормальные физиологические роды, настроены также и на то, что в родах не все будет просто, они понимают необходимость сильной мотивации. И вот первое, что я говорю им по этому поводу на своих семинарах: ценности волевой женщины должны формироваться изнутри. Мотивация должна быть внутренней.
Если женщина выбирает нормальные физиологические роды, чтобы кому-то понравиться, последовать чьему-то примеру / произвести на кого-то впечатление, кому-то что-то доказать, то… не знаю, работает ли подобное где-то еще, но на нелегком пути родов такой мотивации заведомо недостаточно.
Многие участницы моих семинаров говорят о позитивных последствиях естественных физиологических родов — о более тесной связи с младенцем, о том, что детей никто «не обкалывает», о быстром восстановлении. Я всегда подчеркиваю, что сама по себе эта мотивация прекрасна, но ее одной тоже недостаточно. Роженице нужно что-то такое, что поможет ей продержаться во время самых сложных моментов в процессе родов: мотивация, которая опирается на будущее, на фоне реальности родов может показаться не такой уж и важной!
В нормальных физиологических родах ценен именно физический опыт, и волевой женщине необходим способ работы с ним: может быть, она настроится на ощущение давления, сигнализирующего о движении малыша по родовым путям, может быть, сумеет прочувствовать работу собственного тела: растяжение, раскрытие, желание потужиться, ритм дыхания, инстинктивно приходящие движения (например, покачивание, вращение тазом).
Главное здесь — найти для себя то, на что можно будет опираться в каждый момент в течение родов. Для Мишель Б. это оказалось несложно. Она пишет:
Я вся в поту, мне хочется кричать. Я хочу почувствовать, как мое тело наполняется вековой силой. Я снова хочу ощутить ее мощь. Полное погружение в телесность потрясло меня — я ощутила касание божества. И я хочу вновь пережить этот момент облегчения, высвобождения. А ощущение в своих руках скользкого теплого малыша — и это мое дитя!
Вот это умение работать с телесным опытом и поможет волевой женщине остаться в контакте со своими убеждениями и ценностями, направленными на плюсы в будущем. А таких плюсов множество: здесь и «взрыв любви», и крепкая связь с малышом, и здоровье, и энергия ребенка, который родился не «обколотым», и быстрое восстановление (включая хороший старт грудного вскармливания), и укрепление внутренней силы и внутреннего ресурса, которые наверняка пригодятся в непростые моменты будущего родительства.
Еще одна вещь, на которую я регулярно обращаю внимание пар: нормальные физиологические роды — это сложный проект. Поэтому желания и ценности женщины, на которых базируется ее решение, должны быть живыми, актуальными для нее уже сейчас, во время беременности. Вдохновляющие идеи, безусловно, необходимы, но целиком строить на них свое желание нормальных физиологических родов, не позаботившись о прочной основе в виде реальных действий… думаю, это кончится печально.
Если вы планируете работать с родовой болью, но никогда не выходили из физической зоны комфорта… что тут скажешь? Если вы планируете следовать в родах своим инстинктам, но не узнаете инстинкт, даже если он свалится вам на голову… что тут скажешь? Если вы хотите выяснить, что там предлагает врач или акушерка (и даже, возможно, возразить), но редко берете на себя ответственность за свое здоровье и благополучие… что тут скажешь?
Эра «обхода родов»
Еще одна причина, по которой просто желания получить нормальные физиологические роды недостаточно, чтобы они состоялись, — это, к моей великой печали (и злости), существующая система родовспоможения. Она не поддерживает нормальные физиологические роды. Скажу больше: она очень хорошо и эффективно работает против таких родов.
На своих занятиях я объясняю женщинам и их партнерам, что они рожают во времена, которые я называю «эрой „обхода родов“».
В следующей главе вы лучше поймете, что я имею в виду: я познакомлю вас с австралийской статистикой. Впрочем, возможно, вы уже догадываетесь, о чем идет речь.
Если вы хотите испытать нормальные физиологические роды, если вы волевая женщина, то, скорее всего, уже в курсе, что со своими представлениями о родах выбиваетесь из социальных норм. Если вы уже что-то кому-то сказали о своем желании нормальных физиологических родов, вы, не сомневаюсь, получили в ответ обычное: «Не дури», «Зачем тебе мучиться, кому это надо?», «Эпидуралка — наше все», «Погоди, узнаешь!»
Эти реакции говорят нам, что мы живем в эпоху, когда попытка естественных физиологических родов даже не рассматривается. Она кажется странной. Да разве это необходимо? Общественное мнение не придает этой попытке никакой ценности.
В эру «обхода родов» роженица не должна больше взаимодействовать со своим напряженным, работающим, рожающим телом. Вы не хотите рожать? Можно получить готового младенца, вообще не вступая в роды. А если вы все-таки вступаете в роды, то вам не обязательно чувствовать боль. Ребенка можно получить с помощью кесарева сечения, полностью «в обход родов»; или избежать сильных ощущений — эпидуральная анестезия сегодня широкодоступна. Во время схваток вы можете читать воскресную газету, обновлять свой статус в «Фейсбуке» или спать.
А послание, которое направляет женщинам культура эры «обхода родов», гласит: самое главное — здоровая мать и здоровый ребенок; эффективные, хорошо организованные, удобные роды возможны; и это ваше право. Вам должно быть удобно и не больно. Основная мысль такого послания состоит в том, что усилия в родах и опыт рождения ребенка не имеют никакой ценности, да и особого смысла в них нет.
Что понимается под родами в эпоху «обхода родов»? Уж точно не нормальные физиологические роды, управляемые гормонами, — те, в которых женщина находится в контакте со своим телом и своим ребенком и в результате получает гормональный «приход», дающий начало привязанности к малышу.
Сейчас, когда в родах принято пользоваться все бо́льшим количеством аппаратуры (а аппаратура эта все совершенствуется), когда время родов можно сократить по заказу и сделать их более «удобными», большинство женщин считают, что их надо спасать от естественных родов. Спасать от «работы, труда».
Добро пожаловать в эру «обхода родов»!
3наю, это противоречивая тема, но когда вы ознакомитесь со статистикой в главе 2, вы сами увидите, что говорят цифры. Все меньше и меньше женщин рожают своих детей путем нормальных физиологических родов и еще меньше получают поддержку, которая им в таких родах была бы нужна.
А в данный момент прошу просто поверить мне: женщина, которая сегодня хочет нормально родить в Австралии, должна понимать, с какими препятствиями она столкнется, и быть к этому готовой.
Поэтому когда я на своих семинарах говорю о волевых женщинах, я провожу различие между двумя их типами.
Первый тип я называю «наивная волевая женщина», второй, соответственно, — «грамотная волевая женщина».
Раз вы читаете эту книгу, думаю, вы считаете себя волевой женщиной — или как минимум интересуетесь нормальными физиологическими родами. Или, возможно, хотите так родить. Если в эру «обхода родов» у вас есть такие намерения, то, чтобы их осуществить, вам нужно будет стать грамотной волевой женщиной.
Помочь в таком превращении — цель этой книги. Темы, которые мы затронем, выбор, о котором будем говорить, — все это интересно любой роженице, но критично для тех, кто выбирает нормальные физиологические роды.
Грамотный выбор
Грамотная волевая женщина отличается от наивной, прежде всего, решениями, принимаемыми ею относительно собственных родов. Эти решения показывают, насколько полно женщина понимает процесс родов, каков ее подход, каков подход тех, кто ее окружает, какова культура родов в ее кругу.
В следующих главах мы подробно разберем, что это за факторы и что они означают для ваших родов. А сейчас я сделаю краткий обзор по теме «Что мы выберем», а вас попрошу отмечать по ходу чтения свои мысли и чувства — это важно. Читая каждый пункт, спрашивайте себя, согласуется ли ваш выбор с намерением получить нормальные физиологические роды? И если да, то как?
Место родов
Где вы планируете рожать — в крупном перинатальном центре или в маленьком роддоме? В городском роддоме или сельском? В государственном или в частном? В роддоме с палатами «мягких родов»? В независимом родильном центре? Или это будут домашние роды в кирпичном домике, пригородном особняке или в городской квартире? Независимо от выбранного места, что оно предлагает вам в плане нормальных физиологических родов?
Сможете ли вы получить активную поддержку в родах одновременно с медицинским наблюдением, необходимым для здоровья и благополучия — вашего и ребенка? Есть ли там возможность свободно двигаться? Можно ли на схватках выходить на улицу? Есть ли ванна, в которую вы сможете залезть? Предлагается ли тепло? Личное пространство? Другими словами, созданы ли там условия для нормальных физиологических родов?
Ваша команда
Кто будет с вами на родах? Понимают ли они, как ответить на ваши запросы?
Мировые исследования, в том числе вошедшие в Кокрейновскую базу данных6, утверждают, что лучшую поддержку в нормальных физиологических родах женщина получает от заранее знакомого опытного специалиста, который неотлучно находится с роженицей на протяжении всех родов7.
Гарантировать вам такое ведение родов… легче сказать это, чем сделать.
В описании, приведенном выше, слово «знакомый» подразумевает, что у женщины и специалиста возникли доверительные отношения, основанные на общих убеждениях и общих взглядах на роды. «Опытный» означает имеющий опыт в ведении нормальных физиологических родов (а не просто родов). А «неотлучно находится с женщиной на протяжении всех родов» подразумевает, что этот человек находится с вами все время, а не по системе «зашел-вышел» с еще тремя роженицами в соседних боксах.
То есть стандартная ситуация в роддоме совершенно сюда не вписывается. Там штатные акушерки и другие специалисты работают посменно, так что возле роженицы появляются (а потом исчезают) незнакомые люди, вся система ориентирована на соблюдение субординации, а не на сотрудничество, а «неотлучно находиться с женщиной на протяжении всех родов» часто может только аппарат КТГ.
Думаете, «знакомым», о котором говорится в последних упомянутых Кокрейновской базой данных исследованиях, может стать ваш партнер? Ведь он вам знаком, он разделяет ваши взгляды на роды, и он, скорее всего, неотлучно будет с вами, а не начнет убегать в коридор, чтоб помочь другим роженицам? А вот и нет! Ведь его никак нельзя назвать опытным, а значит, он не подходит под описание, данное в исследовании.
Далеко не в каждом роддоме вам предложат специалиста с набором качеств, необходимых для эффективной поддержки нормальных физиологических родов. Поэтому волевая женщина должна быть достаточно грамотной, чтобы за этим проследить или организовать свою собственную команду, привлекая независимых специалистов.
Так как австралийское правительство поддерживает частную медицину, более 30 % родов в Австралии проходят в частных медицинских учреждениях. Это означает, что множество беременных устанавливают предварительный контакт («знакомство») с частным врачом-акушером.
Но эксперт по «сложным родам» далеко не всегда имеет опыт в организации нормальных физиологических родов без вмешательств. К сожалению, в современном акушерстве с его использованием мониторного контроля, жесткими временны́ми протоколами, с вмешательствами, которые ограничивают маму, скорее, высока вероятность нарушения физиологического процесса. Добавим, что в функции врача, очевидно, не входит «неотлучное присутствие на родах»; врач не будет сидеть с вами, дышать в унисон и подбадривать вас во время схваток. Это — задача акушерки.
Для повышения шансов на нормальные физиологические роды авторы исследований настоятельно рекомендуют устанавливать предварительный контакт с акушеркой, которая, в частности, будет работать с вами индивидуально, формируя доверительные отношения в течение беременности, родов и послеродового периода. Профессор Лесли Пейдж, президент Королевского колледжа акушерок (Великобритания), пишет о такой акушерке, как об «умелой компаньонке», сопровождающей вас на пути материнства8.
Австралийское исследование (Мельбурн, 2012)9 подтверждает преимущества этих, используя выражение профессора Пейдж, «непрерывных доверительных отношений» между матерью и акушеркой. Как установили авторы, женщина, ведущая беременность в акушерской практике (где акушерки знакомятся со своими пациентками еще в беременность, принимают у них роды и ведут послеродовой период), «с большей вероятностью избегает различных вмешательств в роды, включая кесарево сечение». Такая модель предпочтительнее и для новорожденных, так как она снижает необходимость в дополнительном наблюдении после рождения10.
Волевой женщине нужно найти место, где за ней закрепят определенную акушерку, или найти индивидуальную акушерку. Эта акушерка будет и консультировать ее во время беременности, и принимать роды, оставаясь с ней неотлучно во время нарастающих схваток и потуг.
Эта древняя роль акушерки сейчас возрождается в современных концепциях, таких как «акушерское партнерство»11, «акушерское опекунство»12, модели «нового акушерства». Все они строятся на идее «сохранять роды нормальными».
«Новая акушерка» знает, как усиливать гормональный потенциал женщины и как поддерживать ее в работе с болью; как обращаться с роженицей, уважая ее автономность; как следить опытным взглядом за безопасным течением родов, не нарушая его; как определить, что роды отклоняются от нормы и следует вызвать врача. Такая модель минимизирует вмешательство без необходимости и повышает вероятность того, что оно будет применяться только по «жестким медицинским показаниям».
Автономия пациента и медицинская грамотность
Понимать, что вы можете выбирать, — это одно дело, а договариваться о конкретном выборе — совсем другое. Поэтому волевая женщина должна ориентироваться в вопросе автономии пациентов и иметь достаточный уровень медицинской грамотности.
Это большая тема, и для многих из нас совершенно новая. Речь о законодательной норме, согласно которой рожающая женщина имеет право перед любой медицинской процедурой или вмешательством, которые ей предлагают, получить информацию об этом действии и сказать «да» или «нет».
Звучит довольно логично, правда? К несчастью, — процитирую здесь профессора факультета акушерства Университета Западного Сиднея Ханну Дален, — «хотя право женщины контролировать происходящее с ее телом во время беременности и родов закреплено законом, на практике это право часто нарушается»13.
Вот как должны выглядеть медицинская грамотность и принятие медицинских решений в рамках «автономии пациентов»14 со стороны пациента (в нашем случае — беременной, роженицы): женщина имеет право делать выбор, опираясь на факты, учитывая свои ценности и научные данные, здоровье — свое и малыша, оценивая свою ответственность и свои возможности.
Выбор может заключаться либо в «информированном согласии», либо в «информированном отказе», то есть в ответ на то или иное предложение женщина может сказать «да» или «нет». Предполагается, что это независимый выбор и что он принимается в любом случае, то есть как бы ни ответила женщина, реакцией не будет принуждение или отказ в поддержке и хорошем отношении.
Теоретически медики должны в своей практике уважать автономию пациентов, а в нашем случае предоставить женщине «мамо-центрированный уход», обеспечивая ее информацией на базе доказательной медицины. В идеале медики рассчитывают риски, специфические для конкретной женщины, и действуют в рамках этического кода своей специальности.
Так это должно выглядеть. На практике гораздо чаще мы видим пассивную пациентку, которую лишь информируют о происходящем. Или вообще не информируют. И чтобы получить объяснение, почему врач назначает ту или иную процедуру или вмешательство, роженица должна просить проинформировать ее.
Развитие сюжета в такой ситуации может быть описано как «транс покорности». В медицинских учреждениях уровень медицинской грамотности большинства пациентов довольно низкий, и многие, вероятно, не понимают, что имеют право выбора. Выглядит это так, будто мы автоматически отказываемся от своей автономии и впадаем в «транс», покорно соглашаясь на любую предложенную процедуру или вмешательство, не задаваясь вопросами, хотим ли мы этого, нуждаемся ли в этом и что вообще за этим стоит. Это пассивное трансовое состояние на самом деле — психологический эквивалент реакции замирания в случае опасности.
По этим причинам взаимодействие медиков и пациенток часто выглядит следующим образом: «транс покорности» со стороны испуганной пациентки и, конечно, «принятие этой покорности» со стороны медиков.
В большинстве случаев мы встречаемся с «информированным согласием». «Сама женщина часто не понимает, что согласие — это выбор, а не смирение перед неизбежностью», — объясняет почетный профессор факультета акушерства Эдинбургского университета Розмари Мандер15.
Кроме того, мы склонны впадать в «транс» и «покорность по умолчанию», многие из нас «неконфликтны». Мы готовы любой ценой сохранять хорошие отношения, и это для нас гораздо важнее и приоритетнее, чем встать на защиту своих интересов в неоднозначной ситуации. Тем более что роженица предрасположена к неконфликтности, ведь в ее крови много окситоцина, гормона привязанности, гормона любви. Ей так хочется быть хорошей абсолютно со всеми! В ситуации жестких переговоров по поводу процедур и вмешательств в родах такая женщина с высокой вероятностью даст слабину.
Наша культура родов подразумевает избегание рисков и опасение судебных преследований. Поэтому те процедуры и вмешательства, которые раньше использовались только для женщин и детей из группы высокого риска, стали рутинными для всех мам и детей. Волевой женщине нужно очнуться от этого навязанного «транса покорности» и заранее выяснить, какие процедуры и вмешательства ей будут рутинно предлагать. Это нужно, чтобы ответить на предложение действительно информированным согласием — либо информированным отказом, защитившись с его помощью от нежелательной процедуры или вмешательства. Учитывая, что обычно речь идет о действиях, предназначенных для экстренных ситуаций, а не для нормальных родов, отказ более вероятен.
Так что, возвращаюсь к вопросу выбора, волевая женщина должна знать не только об информированном выборе и согласии, но также и о своем праве на информированный отказ.
Общность взглядов
Очень важно, чтобы специалист, которого вы найдете, придерживался одинаковых с вами взглядов в вопросах автономии пациента и адекватного медицинского ухода.
Конечно, идеальным вариантом для волевой женщины, стремящейся сохранить свою автономию, будет специалист, фокус работы которого — сама женщина. Такие специалисты и сами хотят работать с женщинами, понимающими, что такое личная ответственность за информированное согласие или информированный отказ. В этом случае взгляды по вопросу об автономии пациентки совпадают, а значит, между специалистом и беременной будет взаимопонимание.
Это вряд ли произойдет, если волевая женщина, осознающая свои потребности и право на автономию, попадет к специалисту, который ожидает от нее покорности. Тут они начнут мериться силой, и для родов такая борьба ничего хорошего не даст.
Джесс, помощница в родах, описывает такую ситуацию:
Не успели мы оглянуться, как к нам пришли со следующим вагинальным осмотром. У Кэрин были очень сильные схватки, которые она проживала на полу в ванной, и она не хотела переходить на кровать. Тем не менее сотрудница настаивала, что вагинальный осмотр должен быть проведен именно на кровати.
Не меньше проблем создаст и противоположная ситуация: женщина в «трансе покорности» хочет, чтоб ею руководили, а специалисты ждут, что она возьмет ответственность на себя и будет делать выбор на основании предоставленных ей данных. В лучшем случае обе стороны останутся недовольны друг другом, в более серьезном варианте может возникнуть угроза для безопасности пациентки, и она не получит должную помощь.
В основе любого подхода к родам лежат здоровье и благополучие матери и ребенка. Однако, как вы, надеюсь, теперь начинаете понимать, пути достижения этих целей могут сильно различаться в зависимости от взглядов на роды. Либо это доверие к родам и, соответственно, поддержка физиологического процесса, либо управление родами и, соответственно, контроль происходящего с помощью технологизации и медикализации процесса. Если вы не знаете, каких взглядов придерживаются ваши (обычно ранее незнакомые) специалисты и совпадает ли их мнение с вашим, то, скорее всего, будете настороже. Вы займете оборонительную позицию и все время будете оценивать ситуацию, стараясь предугадать, что вам сейчас предложат. Возможно, спросите себя, зачем делается то-то и то-то: потому что с вами или малышом действительно что-то не так? Или причина в том, что в этом учреждении такой протокол? Или дело в чем-то еще?
Несходство воззрений может превратить роды в поле битвы, что обернется потерями для всех, а особенно — для ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы взгляды специалиста на роды совпадали с вашими. Недаром одно из ключевых требований к специалисту — это чтобы он был «знакомым»: из общих взглядов и прочных отношений рождается доверие.
Заключение
Стремление к нормальным родам начинается с готовности к попытке родить естественно. Для этого нужно понимать свою мотивацию. Это действительно ваша внутренняя мотивация или вы просто хотите произвести на кого-то впечатление? Как эта мотивация поможет вам на этапе сильных ощущений? Касается она самих родов или того, что случится после них?
Конкретная ситуация конкретной женщины, ее сильные и слабые стороны помогут определить, каким путем она получит опыт родов. Но на нее также будет влиять «дух времени»: наше поведение и наш выбор зависят от таких факторов, как культурные стереотипы и современные тенденции, принятая философия, давление, а также регламенты, практики и мелкие «затыки» системы родовспоможения.
Таким образом, волевой женщине надо быть не просто «волевой», а еще и очень подкованной, потому что, как мы узнаем в следующей главе, вся австралийская культура родов сплотилась против нее.
Что касается социальных норм, касающихся родов, то волевая женщина оказалась в неправильном месте в неправильное время. Так что, волевая женщина, если вы никогда раньше не считали себя радикалкой, сообщаю, что вы — она!
Информация к размышлению
• Вы волевая женщина?
• Какова ваша мотивация рожать естественным физиологическим способом?
• Какие жизненные ценности поддерживают эту мотивацию?
• Какие общечеловеческие ценности вдохновляют вас на естественные физиологические роды?
• Поддерживают ли в том месте, где вы собираетесь рожать, естественные физиологические роды?
• Что статистика родовозбуждения, кесаревых сечений, эпидуральной анестезии и других вмешательств говорит вам о нашей культуре?
• Можно ли в выбранном вами месте наблюдаться у акушерки (индивидуальной или в составе акушерской практики), чтобы увеличить шансы на нормальные роды?
• Каков уровень вашей медицинской грамотности?
• Насколько вы способны обсуждать свое «информированное согласие» или «информированный отказ»?
• Совпадают ли взгляды на роды у вас и у выбранного вами специалиста?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Роды с уверенностью. Грамотный выбор для нормальных родов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Seligman, M. Flourish: a visionary new understanding of happiness and well-being. United States: Free Press, 2011 (русский перевод: Мартин Селигман: Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М., 2012).
2
Теория потока основана на состоянии потока. Поток, потоковое состояние, переживание потока — психическое состояние, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в нее входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Потоковое состояние не является уникальным состоянием. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек.